Педагогический уровень развития ребенка соответствует уровню
Психолого-педагогическая характеристика ребенка на ПМПК
Фамилия, имя, отчество ребенка ______________________________________
Оценка адаптации ребенка в группе: а) хорошая; б) удовлетворительная; в) недостаточная; г) плохая; д) иное _____________________________________
Особенности латерализации: а) праворукий; б) леворукий; в) амбидекстер.
Личностно-характерологические, типологические особенности:
Активный, подвижный – инертный, медлительный.
Спокойный, уравновешенный – возбудимый, неуравновешенный
Отмечаются: повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, вялость, заторможенность и др.
Коммуникативные навыки:
1. Достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя.
2. Контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда или не совсем адекватны
3. Плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении, понимании ситуации.
Особенности игровой деятельности: а) игра соответствует возрасту; б) игра соответствует более раннему возрасту; в) преобладает манипулятивная игра; г) игра отсутствует; д) иное _________________________________________
Основные трудности, отмеченные в обучении: а) усваивает программу хорошо; б) усваивает программу удовлетворительно; в) программу усваивает с трудом; г) программу не усваивает; д) иное___________________________
Общая осведомленность
Ребенок с трудом вступает в контакт, имеет недостаточный уровень знаний о себе, своей семье, окружающем мире. Кругозор ограничен. Словарь беден, неточен.
1. Представления о мире достаточно развернуты и конкретны, может рассказать о стране, городе котором живет, о животных и растениях, временах года.
2. Представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим.
3. Кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем отрывочны, бессистемны.
Моторика
а) соответствует возрасту; б) моторно неловок, неуклюж; в) дефекты тонкой ручной моторики; г) иное ________________________________________
Наблюдается несовершенство общей моторики, общая вялость, неточность движений, нарушена координация движений, затрудняется при необходимости удержать равновесие, испытывает трудности регуляции темпа движений.
У ребенка не скоординированы движения пальцев, умение делать мелкие, точные движения на бытовом уровне. Наблюдается несформированность моторных навыков графической деятельности.
Особенности восприятия
а) соответствует возрасту; б) имеются нарушения зрительного восприятия; в) имеются нарушения слухового восприятия; г) комплексные нарушения восприятия; д) иное _________________________________________
Основные цвета, геометрические формы, величину не знает или путает, не соотносит слово с предметом; испытывает трудности при узнавании объекта; трудности в восприятии сюжетного изображения (сюжет в целом не воспринимает, перечисляет изображенное).
Объём зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в картинках нелепицах в картинках с множеством контуров)
1. Соответствует средним показателям возрастной группы.
2. Ниже средних показателей возрастной группы.
3. Намного ниже средних показателей возрастной группы.
Особенности внимания
а) без особенностей; б) недостаточно устойчивое; в) неустойчивое
Ребенок не умеет длительно сосредоточиться на каком-либо деле; неспособен к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой. Проявляет рассеивание внимания на второстепенное с потерей основного, наблюдаются значительные трудности сосредоточения, недостаточный уровень произвольности внимания.
Устойчивость внимания (способен к длительному сосредоточению внимания на предмете или быстро отвлекается)
Характер отвлечения (отвлекается на внешние раздражители или в отсутствие внешних раздражителей)
Переключаемость внимания (быстрая, легкая, замедленная, затрудненная)
Общий уровень развития произвольного внимания (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, очень низкий)
Особенности памяти
(преобладающая модальность) : а) зрительная; б) слуховая; в) моторная; г) смешанная
а) без особенностей; б) медленно запоминает и быстро забывает; в) быстро запоминает и быстро забывает; г) иные проблемы __________
Сохранение информации затруднено; преобладает механическая память. При воспроизведении материала постоянно забывает детали, нуждается в наводящих вопросах, привносит вымышленные заимствования, повторяет отдельные фразы, но не может изложить основной смысл, допускает многочисленные ошибки в последовательности воспроизведения, искажает смысл; концентрируется на второстепенных объектах, не улавливает главную
мысль содержания.
Запоминает быстро или медленно, с трудом. Запоминает надолго, быстро забывает.
Характеристика вербальной памяти (достаточная, недостаточная).
Общий уровень развития памяти (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, очень низкий)
Особенности мышления
а) соответствуют возрасту; б) недостаточно сообразителен; в) грубые нарушения мышления; г) иное ______________________________________
Не устанавливает причинно-следственные связи; при выполнении задания нуждается в постоянной опоре на образец, помощь педагога; последовательность действий при выполнении задания не устанавливает или устанавливает с помощью; непоследователен и нелогичен в своих суждениях.
Сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей):
1. Правильно определяет содержание, смысл (в том числе скрытый смысл)анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи.
2. Задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных связей, выполняет со стимулирующей помощью взрослого.
3. Выполняет задания с организующей или направляющей помощью взрослого, может перенести, освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания.
4. При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, нужна обучающая помощь, воспринимается помощь с трудом, самостоятельный перенос не осуществляется.
Основные трудности, отмечаемые в общении
а) трудностей нет; б) не умеет поддерживать игру; в) предпочитает быть в одиночестве; г) плачет, малоконтактен со взрослыми, детьми; д) конфликтен: е) иное __________________________________________________________
Речевое развитие
а) речь соответствует возрасту; б) речь невнятная; имеются трудности звукопроизношения; в) бедный словарный запас; г) речь грамматически неправильна; д) запинки в речи; е) речи нет; ж) иное __________________
Качество произношения, объём активного и пассивного словаря, развернутость речевого высказывания, степень развернутости ответов (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, очень низкий). Речь эмоциональна или монотонная.
Социально-бытовые навыки
а) соответствуют возрасту; б) недостаточно сформированы; в) нарушены; г) иное _____________________________________________________________
Ориентировка в пространстве и времени
а) соответствует возрасту; б) недостаточно сформирована; в) нарушена; г) иное ____________________________________________________________
Отношение к занятиям, деятельность
а) соответствует возрасту; б) не способен контролировать свою деятельность; в) неусидчив, не доводит дело до конца; г) мешает педагогу, детям; д) быстро истощаем; е) иное _________________________________________________
1. Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах.
2. Ребенок не достаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок.
3. Уровень активности, самостоятельности низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интереса к внешнему миру не обнаруживает, любознательности не проявляет.
Темп деятельности
а) соответствует возрасту; б) сонлив и вял в течение дня; в) темп работы на занятиях не равномерен; г) работает медленно и невнимательно; д) темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова»; е) иное __________________________________________________________________
Работоспособность низкая. Ребенок утомляем, истощаем, рассеян на занятиях, неусидчив. Наблюдаются резкие колебания работоспособности на протяжении занятия; темп работы замедлен.
Особенности поведения
Имеют место нарушения поведения, вредные привычки. Доминирующие увлечения и интересы слабо выражены. Взаимоотношения с окружающими сверстниками и старшими доброжелательные. Адекватно относится к родным, сверстникам. Не умеет подчиняться требованиям взрослых
Особенности эмоционально-волевой сферы
Ребенок двигательно расторможен, эмоциональные реакции неадекватны, могут проявляться аффективные вспышки, проявляет склонность к отказным реакциям, гневу.
Преобладающее настроение (веселое, грустное) и поведение (спокойное, беспокойное, застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, живость, навязчивость, робость)
Общее заключение: (общий уровень психического развития соответствует возрастному уровню, ниже возрастного уровня. На первый план выступает незрелость.
Поведенческие нарушения.
Трудности социализации. и т. д.).
Педагог-психолог ________________________________
Дата заполнения ______ 20_______ года
Источник
Евгения Занина
Система оценки индивидуального развития детей
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24 «Солнышко»
г. Выкса, ул. Чкалова, здание 32 «А», тел. 8(83177)6-26-63
Система оценки
индивидуального развития детей.
Подгоотовила:
ст. воспитатель
Занина Е. В.
2016г.
В МБДОУ детский сад № 24 реализуется основная образовательная программа дошкольного образования, разработанная на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Истоки», под редакцией Л. А. Парамоновой.
В целях оптимизации процедуры оценки успешности освоения программы и индивидуального развития детей, переработанная в соответствии с ФГОС Программа «Истоки» предлагает проведение трехуровневой оценки (мониторинга).
Работа реализуется следующим образом.
Экспресс-оценка развития детей – проводится без заполнения специальных бланков и опирается на интегральные показатели развития ребенка, а также комплексную характеристику личностного развития (базисные характеристики) ребенка на конец каждого психологического возраста, которые представлены в основной образовательной программе ДОУ в разделе «Планируемые результаты освоения программы».
Соотнесение реальных проявлений ребенка в его поведении и деятельности с этой «идеальной» картинкой дает педагогу представление о том, насколько успешен ребенок в освоении программы.
На этом этапе общей (экспресс) оценки важно, что она производится комплексно, а не аналитически (по каждому параметру отдельно); последний способ применяется на следующем этапе педагогической диагностики.
Результаты экспресс-диагностики.
– При отсутствии отклонений в развитии ребенка нет объективных показаний к проведению педагогической диагностики. Образовательная работа в соответствии с планом и с учетом особенностей ребенка.
– Если обнаруживает несоответствие уровня развития интегральным показателям соответствующего возраста – рекомендуется проведение педагогической диагностики.
Педагогическая диагностика.
В случае несоответствия развития ребенка интегральным показателям и базисным характеристикам, которые проявляются в его поведении и деятельности, а также иных случаях, когда педагог считает, что ребенку показано более детальное обследование с целью разработки индивидуального маршрута его развития, рекомендуется проведение педагогической диагностики (мониторинга) с опорой на индивидуальные карты развития соответствующего возраста.
Оценка индивидуального развития детейв рамках педагогической диагностики проводится 2 раза в год: декабрь и май.
Основными методами, используемыми при проведении оценки индивидуального развития,являются: наблюдение, беседа, анализ продуктов детской деятельности.
Цель диагностики – определить, сформирован ли у ребенка тот или иной показатель, и при этом не имеет принципиального значения, сформирован ли он на среднем или высоком уровне.
Поэтому используемая система оценкиимеет соответствующую градацию:
«достаточный» ставится, когда исследуемый показатель сформирован и соответственно наблюдается (проявляется) в самостоятельной деятельности;
«уровень, близкий к достаточному» ставится, когда тот или иной показатель находится в состоянии становления, проявляется неустойчиво (то проявляется, то нет, или проявляется в совместной деятельности). Как правило, это связано с проявлением индивидуального темпа развития отдельных детей, а вовсе не с отставанием в развитии.
Оценки «достаточный уровень» и «уровень, близкий к достаточному» отражают состояние нормы развития и не требуют проведения дальнейшей специальной диагностической работы; образовательная деятельность по соответствующим направлениям программы должна строится в соответствии с планом;
«недостаточный уровень» ставится, если тот или иной показатель не проявляется в деятельности ребенка – ни в самостоятельной, ни в совместной со взрослым, ни в условиях специально созданных ситуаций, провоцирующих его проявление.
Данные педагогической диагностики обрабатываются, анализируются и заносятся в карту развития.
Результаты оценки по картам индивидуального развитияинтерпретируются следующим образом:
На начало учебного года
Если на начало учебного года у ребенка уровень «достаточный» составляет более 70%, «недостаточный» отсутствует,- делается следующий вывод: Возрастное развитие опережает норму. Рекомендуется индивидуальная работа с включением программного материала следующего года. Рекомендуется проведение комплексного психологического обследования для решения вопроса о выявлении общих и специальных способностей ребенка.
Если на начало учебного года у ребенка уровень «достаточный» составляет менее 70%, уровень «недостаточный» отсутствует,- делается следующий вывод: Возрастное развитие несколько опережает норму. Рекомендуется обогащение содержания психолого-педагогической работы, проведение комплексного психологического обследования для решения вопроса о выявлении общих и специальных способностей ребенка
Если на начало учебного года у ребенка уровень «недостаточный» присутствует в любом количестве,- делается следующий вывод: Возрастное развитие соответствует норме. Рекомендуется работа в соответствии с образовательными задачами данной возрастной группы.
На конец учебного года
Если на конец учебного года у ребенка уровень «достаточный» составляет более 50%, «недостаточный» отсутствует,- делается следующий вывод: Возрастное развитие ребенка соответствует норме
Если на конец учебного года у ребенка уровень «достаточный» составляет менее 50%, «недостаточный» отсутствует,- делается следующий вывод: Процесс возрастного развития происходит успешно»
Если на конец учебного года у ребенка уровень «достаточный» составляет более 50%, присутствует уровень «недостаточный» (1-3 случая,- делается следующий вывод: Возрастное развитие соответствует норме. Рекомендуется индивидуальная работа с воспитателем по отдельным направлениям развития, обнаруживающим «недостаточный» уровень, возможно, работа с педагогом-психологом, учителем-логопедом
Если на конец учебного года у ребенка уровень «достаточный» составляет менее 50%, присутствует уровень «недостаточный» (1-3 случая,- делается следующий вывод: Темпы индивидуального развития не в полной мере соответствуют возрастным нормативам. Следует обратить особое внимание на работу по направлениям, обнаруживающим «недостаточный» уровень освоения программы.
Если на конец учебного года у ребенка уровень «недостаточный» присутствует более чес в четырех случаях,то делается следующий вывод: Темпы индивидуального развития не соответствует возрастным нормативам. Необходима усиленная (по возможности индивидуальная)работа по направлениям, обнаруживающим «недостаточный» уровень освоения программы. Рекомендуется проведение комплексного психологического обследования.
После проведения педагогической диагностики, результаты оценки индивидуального развития детей переносятся в сводные карты развития.
Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих образовательных задач:
– индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательного маршрута)
– оптимизации работы с группой детей
В связи с отсутствием в детском саду ставки психолога, третий уровень оценки (мониторинга) «Психологическая диагностика» не проводится.
Источник
Система стандартизированного педагогического мониторинга,
отражающего соответствие уровня развития
Пояснительная записка
Цель – оценить промежуточные результаты на протяжении всего периода освоения программы (от 3 до 7 лет).
Мониторинг отражает:
– возрастные особенности детей;
– индивидуальные особенности ребенка;
-адекватность психолого-педагогической деятельности педагога по реализации образовательных целей ООПДО.
Ключевыми понятиями данных инструментов являются не знания, умения и навыки в конкретных предметных областях, а развитие ребенка на данном возрастном этапе. Технология оценивания направлена на выявление степени эффективности взаимодействия педагога и ребенка в рамках образовательного процесса в ДОО. Все измерения носят диагностический характер для уточнения направления работы с ребенком в целях его благополучного развития.
Разработанные инструменты могут быть использованы в ряде ситуаций:
- для проведения диагностических исследований в ДОО: при системном использовании инструментарий позволит выявить степень эффективности взаимодействия педагога и ребенка в рамках образовательного процесса, индивидуализировать работу с ребенком с целью улучшения освоения им основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
- для проведения диагностики развития ребенка по запросу родителей, желающих получить диагностическую помощь (например, в ситуации получения детьми семейного образования);
- для проведения мониторинговых исследований на уровне муниципалитета или региона в целях принятия решений о совершенствовании системы дошкольного образования (инструментарий применяется педагогами конкретного ДОО, участники процедуры оценки муниципального и регионального уровней могут «включаться» в мониторинг на одном из его заключительных этапов: обобщение результатов оценивания от разных ДОО на уровне муниципалитета или региона, анализ сводных данных).
Инструменты для фиксации индивидуального развития ребенка и для оценки готовности детей к школе:
– не используются для проведения каких-либо аттестационных процедур (в соответствии со ст. 64 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: «освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся»);
– не применимы в целях государственной аккредитации образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций;
– не применимы к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).
Инструменты направлены на диагностику общей культуры ребенка, динамику развития физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Полученные результаты диагностического обследования позволят уточнить направления образовательной работы с конкретным ребенком.
Диагностика предполагает заполнение карт развития (результаты наблюдения педагога за ребенком на протяжении года, а также результаты диагностических проб, каждая из которых позволяет отследить несколько параметров развития).
Карта развития представляет собой таблицу, в которой даны характеристики поведения, деятельности и некоторых представлений ребенка. В зависимости от того, насколько устойчиво сформирована каждая характеристика у ребенка (проявляется крайне редко, иногда, часто), она оценивается количественно (1, 2 или 3 балла соответственно).
Полученная сумма баллов переводится в уровневый показатель, который позволяет определить, какому уровню – низкому, среднему или высокому – соответствует развитие у конкретного ребенка на данном возрастном этапе. В последующем эти данные будут использованы для построения линейного графика, где уровни развития сравниваются между собой.
Таким образом, данные карты развития позволят определить и построить дальнейшую образовательную работу и внесение необходимых уточнений в работу педагогов.
Карта развития для каждого возраста делится на три части:
1. Психолого-педагогические части.
Часть 1 – оценивается семь интегративных качеств: показатели развития этих качеств определяются по результатам наблюдения педагога за ребёнком.
Часть 2 – оценивается уровень усвоения образовательной Программы ДОУ: показатель развития складывается из данных наблюдений педагога и результата выполнения самим ребёнком диагностических заданий.
2.Медико-педагогическая часть
Часть 3 – оценка по антропометрическим, физиометрическим показателям, физической подготовленности, двигательной активности детей и другим показателям).
Показатель развития определяется несколькими способами:
1. Наблюдение педагога за поведением ребенка.
2. Анализ детских работ.
3. Выполнение ребенком диагностических заданий.
Способ 1.
«Наблюдение педагога за поведением ребенка». Осуществляется наблюдение за взаимодействием детей друг с другом и проявлениями умений и навыков в самообслуживании, трудовой деятельности и игре. Наблюдение носит ретроспективный характер.
Способ 2.
«Анализ детских работ». Анализ детских работ используется для оценки развития у детей умений в лепке. Вылепленные работы (за последний месяц образовательной работы в младшей группе) оцениваются по таблице: выбирается соответствующая ячейка на листе “Исходные данные”.
Способ 3. «Выполнение ребенком диагностических заданий». Для оценки развития характеристик исследуемого качества используются диагностические задания, которые проводятся индивидуально. Результаты выполнения ребенком каждого из заданий позволяют оценить сразу несколько характеристик.
Источник