Педагогический маршрут ребенка с нарушением в развитии

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника, имеющего затруднения в психоречевом развитии,

в подготовительной группе МБДОУ «Детский сад «Тополек» с. Чапаево

1. Сведения о ребёнке

– Ф. И. ребёнка – Вася З.

– Дата рождения – 18.05.2011 г.

– Ребенок поступил в МБДОУ из семьи.

2. Социальная характеристика семьи.

– Мать – безработная, имеет среднее неполное образование.

– Отец – постоянного места работы не имеет

– Есть старшие сестра и брат – школьники

– Статус семьи – неблагополучная.

– Степень участия в воспитании: мало занимаются воспитанием ребенка.

– Характер взаимоотношений родителей с ребенком – попустительское отношение родителей к воспитанию.

– Условия проживания, условия быта – семья из четырех человек проживает в отдельной двухкомнатной квартире. У ребенка нет отдельной комнаты, хороших условий для полноценного развития нет.

3. Соматическое здоровье: группа здоровья II, частоболеющий простудными заболеваниями, имеет общее недоразвитие речи (3 уровня), дневной сон хороший, быстро засыпает; аппетит отличный.

4. Особенности моторной сферы: общая моторика в норме, отмечается недостаточность мелкой моторики: карандашом, ножницами владеет с напряжением, ведущая рука – правая.

5. Характеристика познавательной сферы ребенка:

– внимание – недостаточно устойчивое, преобладает непроизвольное внимание, недостаточная концентрация внимания на существенных признаках.

– восприятие – Зрительное и слуховое восприятие в норме, страдает восприятие пространственных отношений: имеет нечеткие представления о правой и левой руке, понятиях «спереди», «сзади»…

– память – недостаточно хорошее запоминание. Слуховая память развита хуже чем зрительная. Произвольная память слабая – учит долго, плохо запоминает, быстро забывает.

– мышление – Словесно-логическое мышление развито недостаточно. Операциями анализа и синтеза владеет слабо. Видит лишний предмет, но дает своеобразное обоснование. Не всегда верно может обосновать свои ответы. Выделяет существенные признаки только с помощью взрослого.

6. Личностные особенности ребенка

Особенности поведения: Обучаемость низкая. Не всегда понимает учебные задания, указания, инструкции педагога. Помощь принимает и активно использует, на замечания реагирует адекватно. К игрушкам проявляет избирательный интерес, в игре все предметы использует в соответствии с их  функциональным назначением.

Имеющиеся знания: Уровень овладения общеобразовательной программой – низкий. Запас общих сведений об окружающем отстает от возрастной нормы. Сформированность навыков рисования – слабая. Сформированность элементарных математических представлений – знает счет до 20, но не соотносит число с количеством, не умеет сравнивать числа. Знает некоторые буквы. Временные и пространственные  представления не сформированы.

Уровень адаптивного поведения: Активный, легко вступает в контакт. Навыки коммуникации, самообслуживания сформированы.

Характеристика речи ребенка: владеет развернутой фразовой речью с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

Отношение к занятиям НОД: работает медленно, не доводит начатое дело до конца, требует помощи педагога,  затруднения, возникающие в процессе деятельности, не стремится преодолеть, бросает работу.

7. Долгосрочная цель сопровождения:

Создание психолого-педагогических условий для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей, формирование устойчивого интереса ребенка к познавательной мыслительной деятельности, ориентированной на мотивацию к процессу обучения.

8. Задачи:

– Разработать совместно с семьёй и педагогами план психолого-педагогического сопровождения для возможных перспектив в развитии в соответствии с индивидуальными возможностями и требованиями образовательной программы МБДОУ.

9. Группа сопровождения

Родители: мама, папа.

Педагоги: старший воспитатель, воспитатель в группе, музыкальный руководитель, учитель-логопед.

10. Координатор: воспитатель Никулина Тамара Петровна.

11. Организация работы (примерный перечень содержания работы с указанием конкретных сроков и распределением обязанностей)

Получение образования (программа обучения) в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад «Тополек» с. Чапаево.

12. Срок реализации индивидуальной программы развития – 2017-2018 учебный год.

13. План психолого – педагогического сопровождения:

Содержание работы

Форма работы

Сроки

Ответственные

1

Установить контакт с родителями, познакомиться с ребенком, познакомить родителей с детским садом и определить основные направления сотрудничества.

Беседа и анкетирование родителей

Сентябрь

воспитатель Никулина Т.П.,

старший воспитатель

2

Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика Исследование психических процессов (память, восприятие, внимание)

наблюдения, тесты, диагностики

Сентябрь

Январь

Май

воспитатель Никулина Т.П.,

старший воспитатель

учитель-логопед

3

Исследование эмоциональных процессов

наблюдения, тесты, диагностики

Сентябрь

Декабрь

Май

воспитатель Никулина Т.П.,

старший воспитатель

4

Исследование качеств личности (самооценка, произвольность, уровень притязаний)

наблюдения, тесты, диагностики

Сентябрь

Декабрь

Май

воспитатель Никулина Т.П.,

учитель-логопед

5

Исследование социальных отношений (с взрослыми, со сверстниками)

наблюдения, тесты, диагностики

Сентябрь

Декабрь

Май

воспитатель Никулина Т.П.,

учитель-логопед

6

Диагностика познавательного и речевого развития, социально – коммуникативного

наблюдения, тесты, диагностики

Сентябрь

Декабрь

Май

воспитатель Никулина Т.П.

учитель-логопед

7

Информирование о результатах диагностических исследований

Сентябрь

Декабрь

Май

воспитатель Никулина Т.П.,

старший воспитатель

8

Взаимодействие с педагогами

Индивидуальные беседы

Консультации

1 раз в квартал

Старший воспитатель

9

Создание условий для психолого-педагогического сопровождения воспитанника

сентябрь

Администрация сада, педагоги

10

Заполнение индивидуальной карты развития

1 раз в месяц

воспитатель Никулина Т.П.,

старший воспитатель

11

Взаимодействие с семьёй. Психолого-педагогическое просвещение родителей

Консультации, беседы

1 раз в месяц

воспитатель Никулина Т.П.,

учитель-логопед

старший воспитатель

12

Поддержание интереса ребёнка, поощрение

постоянно

Родители, воспитатели

13

Создание дома индивидуальных условий для развития.

сентябрь

Родители

14

Индивидуальная работа с воспитанником по

образовательным областям:

– «Социально – коммуникативное развитие»;

-«Познавательное развитие», «Речевое развитие»;

НОД, индивидуальные занятия, беседы

постоянно

Воспитатель, учитель-логопед

15

Перспективное планирование индивидуальной работы по разделам с учетом результатов в индивидуальной карте развития

Игры и упражнения

сентябрь

воспитатель Никулина Т.П.,

старший воспитатель

учитель-логопед

16

Развитие восприятия (сенсорных эталонов)

 Игры и упражнения направленные на развитие пространственного восприятия, восприятия  времени

Ежедневно

Воспитатель Никулина Т.П.

Учитель-логопед Гуляева Я.А.

17

Развитие внимания

Игры и упражнения направленные на развитие объема внимания, концентрацию и устойчивость внимания

Ежедневно

Воспитатель Никулина Т.П.

Учитель-логопед Гуляева Я.А.

18

Развитие памяти

Игры, упражнения для развития слуховой и зрительной памяти

Ежедневно

Воспитатель Никулина Т.П.

Учитель-логопед Гуляева Я.А.

19

Развитие мышления

Задания направленные на развитие мыслительных операций: обобщения, анализ, синтез, сравнение

Ежедневно

Никулина Т.П.

Учитель-логопед Гуляева Я.А.

20

Развитие речи

Логопедические занятия и занятия воспитателя: Формирование грамматических категорий, обогащение и активизация словаря, работа на слоговой структурой речи, развитие артикуляционной моторики, фонематического слуха, совершенствование грамматический строй речи, развитие связной речи.

2 раза в неделю

Никулина Т.П.

Учитель-логопед Гуляева Я.А.

21

Совместная деятельность с детьми и педагогами

Ежедневно

Воспитатели

22

Совместная деятельность со своими родителями

Ежедневно

Родители

23

Самостоятельная деятельность ребенка по интересам режимные моменты

Ежедневно

Воспитатели

24

Оценка промежуточных результатов

Анкетирование, беседы

1 раз в месяц

воспитатель Никулина Т.П.,

старший воспитатель

25

Постановка дальнейших

целей и задач

Сентябрь

Декабрь

Май

воспитатель Никулина Т.П.,

старший воспитатель

учитель-логопед

Читайте также:  Установленная норма развития ребенка

Настоящий индивидуальный маршрут психолого – педагогического сопровождения воспитанника подготовительной группы МБДОУ «Детский сад «Тополек» с.Чапаево» согласован с его родителями.

Источник

Елена Хлябина
Индивидуальный маршрут для детей с отклонениями в развитии

месяц ФГОС Направления в развитие задачи Содержание работы методы и приёмы Тема

ФЕВРАЛЬ Познавательное развитие,

Речевое развитие,

Социально-коммуникативное развитие,художественно-эстетическое развитие Сенсорное развитие,

Развитие математических представлений, Формирование грамматического строя речи,развитие словаря,

Изобразительная деятельность,

Безопасность, Развивать умение выделять свойства предметов с помощью разных органов чувств Развивать сосредоточенность и устойчивое внимание.

Развивать умение

отражать в игре

культурно-гигигенические навыки,правила

здоровье-сберегающего

и безопасного поведения

Упражнять в умение

ориентироваться на листе бумаги в клетку

Формировать

пространственные

отношения/слева, справа /.

Совершенствовать умение грамматически правильно строить предложения, образовывать множественное число существительных в именительном и родительном падежах. Расширять словарный запас. Формировать практические навыки словообразования и словоизменений

Развивать чувство ритма, совершенствовать конструктивные способности Дид. /игра «Пятый лишний». Дид. /упр-ие «Исправь ошибку»

«Продолжи ряд».

Дид.игра: «Путаница».

Дид. игра «Скажи по-другому»,

Дид. игра «Найди предмет по описанию»,

Дид. игра «Чудесный мешочек»,

Дид. игра «Назови соседей числа»,

Дид. игра «Лесенка»,

Дид. игра «Составь предложение»

Дид. игра «Мастерская без топора»

Дид. игра «Весёлый счёт»

Игра «Кто, что делает?»

Игра «Построй по образцу»

Дид. игра «Что изменилось?»

Дид. игра «Запомни узор»

Игр. упр. «Обведи по точкам»

Дид. игра «Разбери посуду»

Дид. игра «Из чего сделана посуда»

Дид. игра «Разведчики»

Дид. игра «Цифры заблудились»

Дид. игра «Угадай фигуру»

Конструирование самолётиков из бумаги

Игры на развитие мелкой моторики с пуговицами, шнуровка

Пальчиковая игра «Аты – баты, шли солдаты»

Дид. игра «Загадки и отгадки»

Мир технических чудес. Бытовая техника, механические, электронные игрушки.

Каникулы, каникулы, весёлая пора!

Новоселье. Дом, мебель, посуда.

Защитники Отечества.

месяц ФГОС Направления в развитие задачи Содержание работы методы и приёмы Тема

март Познавательное развитие,

Речевое развитие,

Социально-коммуникативное развитие,художественно-эстетическое развитие Сенсорное развитие,

Развитие математических представлений, Формирование грамматического строя речи,развитие словаря,

Читайте также:  Общее и своеобразное в развитии нормального и аномального ребенка

Изобразительная деятельность,

Безопасность, Обогащать сенсорный опыт. Совершенствовать аналитическое восприятие.

Развивать умение выделять свойства предметов с помощью разных органов чувств. Развивать интерес к познанию простейших зависимостей между объектами (сходства и отличия) порядка следования и изменений в связи с этим (продвижение по ряду, измерения объектов мерками разного размера, способов деления целого на части, размещения в пространстве.

Развивать связную монологическую речь с опорой на мнемотаблицы

Развивать сосредоточенность и устойчивое внимание.

Развивать умение

отражать в игре

культурно-гигигенические навыки,правила

здоровье-сберегающего

и безопасного поведения Дид. игра «Логические цепочки»

Дид. игра «Целое – часть». Игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша

Дид. игра «Мама любит наряжаться».

Дид. игра «Считай, смекай, отгадывай».

Дид. игра «Не ошибись».

Дид. игра «Кодирование геометрических фигур»

Дид. игра «Мозаика»

Дид. игра «Кому что нужно для работы?»

Дид. игра «Назови признак» Дид. игра «Найди звук»

Дид. игра «Мы разные»

Дид. игра «У нас порядок»

Дид. игра «Дополни предложение» Дид. игра «Силуэты»

Дид. игра «Найди пару» Дид. игра «Прошагай под поговорку»

Развивающие игры : «Уникуб», «Сделай то, что скажу»

Дид. игра «Скажи по-другому»

Дид. игра «Построй по образцу»

Дид. игра «Мой, моя, моё» Дид. игра «Весёлый повар» Игр. упр.: «Дорисуй недостающий предмет»,

«Слепи человечка»,

«Цветок для мамы»

Мир технических чудес. Бытовая техника, механические, электронные игрушки.

Каникулы, каникулы, весёлая пора!

Новоселье. Дом, мебель, посуда.

Защитники Отечества.

месяц ФГОС Направления в развитие задачи Содержание работы методы и приёмы Тема

апрель Познавательное развитие,

Речевое развитие,

Социально-коммуникативное развитие,художественно-эстетическое развитие Сенсорное развитие,

Развитие математических представлений, Формирование грамматического строя речи,развитие словаря,

Изобразительная деятельность,

Безопасность, Продолжать обогащать сенсорный опыт. Совершенствовать аналитическое восприятие.

Развивать умение выделять свойства предметов с помощью разных органов чувств. Развивать интерес к познанию простейших зависимостей между объектами (сходства и отличия) порядка следования и изменений в связи с этим (продвижение по ряду, измерения объектов мерками разного размера, размещения в пространстве.

. Расширять словарный запас. Формировать практические навыки словообразования и словоизменений

Развивать чувство ритма, совершенствовать конструктивные способности Развивать сосредоточенность и устойчивое внимание.

Расширять представление о своём городе. Развивать фонематический слух Дид. игра «Поручения»

Дид. игра «Найди, что загадаю»

Дид. игра «Кто, где живёт»

Дид. игра «Чего не стало?»

Дид. игра «Где звенит капель?»

Дид. игра «Дополни предложение»

Дид. игра «Назови признак» Дид. игра «Найди звук»

Дид. игра «Скажи по-другому»

Дид. игра «Назови соседей числа»,

Дид. игра «Назови и покажи»

Игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша

Дид. игра «Подбери, что подходит»

Дид. игра «Вопрос – ответ»

Дид. игра «Путешествие по городу»

Дид. игра «Скажи слово с нужным звуком»

Заучивание стихотворения «Планеты»

Дид. игра «Построй по образцу»

«Наш город, моя улица»

«Путешествие в космос»

«Неделя здоровья»

«Планета Земля-наш общий дом»

«Неделя красоты. Пейзажная живопись»

Источник

Дарья Сулаберидзе
Индивидуальный маршрут сопровождения детей с отставанием в речевом развитии

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника – Максима С. и Миши Б. на 2017-2018 учебный год

Проблемы: трудности в формировании коммуникативных навыков, отставание в речевом развитии, слабо развитая мелкая моторика

Задачи:

• обеспечение позитивных сдвигов во взаимодействии ребёнка со сверстниками и взрослыми,

• создание условий для развития речи и развития сенсорного восприятия окружающего мира;

• оказание методической помощи родителям.

Месяц: сентябрь

Направление работы: диагностика, анкетирование родителей, нервно-психического развития

Взаимодействие специалистов: воспитатели, учитель-логопед

Месяц: октябрь

Направление работы: формирование культурно-гигиенических навыков

Основное содержание: чтение произведения С. Капутикян “Маша обедает”,

Н. Пикулевой «Умывалочка», «Приглашение к завтраку», «Вот и ложку держим сами», «Приглашение к обед и Гайда Лагздынь «Умываемся», «Грязный носик», «Ладушки», чтение потешек и прибауток. Рассматривание иллюстраций.

Дидактические игры и игры-занятия «Угостим кукол чаем», «Оденем Аленку на прогулку», «Умоем куклу Таню», «Чудесный мешочек».

Взаимодействие специалистов: воспитатели, музыкальный руководитель

Ожидаемый результат:

развитие навыков самообслуживания;

• умение есть аккуратно, кусать хлеб над тарелкой,

• правильно держать ложку,

• пользоваться салфеткой,

• благодарить.

Полученный результат:

• сформированы умения правильно мыть руки после прогулки и перед едой,

• во время приёма пищи правильно держать ложку,

• пользоваться салфеткой,

• умение складывать разбросанные игрушки по местам

Читайте также:  Ставрополь улыбка центр развития ребенка

Месяц: ноябрь

Направление работы: Формирование коммуникативно-социальных навыков

Основное содержание: игры и упражнения,направленные на формирование навыков общения со сверстниками и взрослыми: дидактические игры «Иди ко мне», «Кто пришел к нам в гости?», упражнение «Давай познакомимся».

Взаимодействие специалистов: воспитатели, музыкальный руководитель

Ожидаемый результат:

• установление доброжелательных отношений со сверстниками;

• возникновение потребности в совместных играх

Полученный результат:

• сформирована потребность в совместных играх с другими детьми,

• в ходе игр подражает игровым действиям другого ребёнка.

Месяц: январь

Направление работы: развитие речи

Основное содержание: игры на развитиефонематического слуха: “Узнай по голосу”, “Кто говорит?”, “Повторяй за мной”.Пальчиковые игры: “Вышли пальчики гулять”, “Встали пальчики”,игры – потешки, игры с сюжетными игрушками и др.

Взаимодействие специалистов: воспитатели, учитель-логопед

Ожидаемый результат:

развитие речевого общения;

• обогащение, закрепление и активизация словаря.

Полученный результат:

• понимает обращенную к нему речь; реагирует на обращение, используя доступные речевые средства, отвечает на вопросы взрослого;

• вступает в контакт со сверстниками для достижения взаимопонимания;

• задаёт вопросы, сообщает об эмоционально значимых фактах, просит разрешения.

Месяц: февраль

Направление работы: формирование игровой и продуктивной деятельности

Основное содержание:сюжетно – отобразительные и обучающие игры: “Поможем кукле Кате одеться после сна (на прогулку и т. п., “Зайка заболел”, “Белочка обедает ” и т. п. ; дидактические игры на развитиеинтереса к продуктивной деятельности: игры с пластилином, крупным конструктором, мозаикой, шнуровкой.

Взаимодействие специалистов: воспитатели

Ожидаемый результат:

развитие речевого общения;

развитие пространственно-образного мышления;

• улучшение координации глаз-рука

Полученный результат:

• проявляется интерес к изобразительной деятельности;

• совершенствуется мелкая моторика руки.

Месяц: март

Направление работы: развитие мелкой и общей моторики

Основное содержание: игры на развитиемелкой моторики и навыков классификации:

” Волшебная шкатулка” (сложить различные предметы небольшого размера в шкатулку и предложить вместе разобрать вещи и разложить их по разным коробкам);

“Волшебные шнурки” (показать, как из цветных шнурков или тесемок можно выкладывать контуры различных фигур и предметов);

“Угости кукол” (сложить в коробку бусинки трех цветов, предложить разложить их по трем тарелочкам; учить перекладывать по одной бусинке; показать, как брать бусины тремя пальцами) и др., а также игры с бумагой, пластилином, песком, водой.

Для развития общей моторики разучивание физкультминуток “Налетел ветерок, закачался колосок”, “В зоопарке мы гуляем и животным подражаем”.

Взаимодействие специалистов: воспитатели

Ожидаемый результат:

развитие всех двигательных качеств.

Полученный результат:

• наблюдается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук;

• исчезла скованность движений.

Месяц: апрель

Направление работы: формирование представлений об окружающем мире

Основное содержание:рассматривание подборки картин: «Дикие звери», «Домашние животные», «Домашние животные и птицы», «Животный мир весной», «Животный мир летом», «Животный мир зимой»;

чтение рассказов Е. Чарушина «Курочка»,«Кошка», «Собака», «Корова», «Петушок с семьёй» и т. д. ;

чтение загадок, потешек, песенок «Как у нашего кота», «На улице три курицы», «Курочка – Рябушечка», «Кисонька – мурысенька»;

дидактические игры «Парные картинки», «Дикие животные», «Найди маму», «Кто живёт в лесу?», «Домашние питомцы», «Мамы и их детки», «Домашние животные и птицы» и другие.

Взаимодействие специалистов: воспитатели

Ожидаемый результат:

• формирование представлений о диких и домашних животных,

• об их строении,

• среде обитания.

Полученный результат:

• узнаёт и называет игрушку, изображающую домашнее, дикое животное;

• называет и показывает части туловища животного игрушки,

• подражает взрослому, который произносит и выполняет действия и звуки животного; называет место проживания (живёт в лесу, дома, чем питается (кошка любит молоко, корова ест траву, белка живет в лесу).

• проявляет интерес к игрушкам, играет с ними самостоятельно.

Месяц: май

Направление работы:

• формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета,

• формы, величины

Основное содержание:игры по формированию представлений о цвете предметов:

«Сделаем куклам бусы» «Подбери чашку к блюдцам» «Спрячь мышку», «Цветное лото», «Подбери цвет» и другие.

Игры по формированию представлений о форме предметов: «Где круг, а где квадрат?», «Подбери фигуру»

Игры по формированию представлений о величине предметов: «Бусы», «Самая длинная, самая короткая», «В какую коробочку»(разложить маленькие листочки в маленькую коробочку, большие в большую).

Взаимодействие специалистов: воспитатели

Источник