Педагогический маршрут для ребенка с нарушением развития
Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника, имеющего затруднения в психоречевом развитии,
в подготовительной группе МБДОУ «Детский сад «Тополек» с. Чапаево
1. Сведения о ребёнке
– Ф. И. ребёнка – Вася З.
– Дата рождения – 18.05.2011 г.
– Ребенок поступил в МБДОУ из семьи.
2. Социальная характеристика семьи.
– Мать – безработная, имеет среднее неполное образование.
– Отец – постоянного места работы не имеет
– Есть старшие сестра и брат – школьники
– Статус семьи – неблагополучная.
– Степень участия в воспитании: мало занимаются воспитанием ребенка.
– Характер взаимоотношений родителей с ребенком – попустительское отношение родителей к воспитанию.
– Условия проживания, условия быта – семья из четырех человек проживает в отдельной двухкомнатной квартире. У ребенка нет отдельной комнаты, хороших условий для полноценного развития нет.
3. Соматическое здоровье: группа здоровья II, частоболеющий простудными заболеваниями, имеет общее недоразвитие речи (3 уровня), дневной сон хороший, быстро засыпает; аппетит отличный.
4. Особенности моторной сферы: общая моторика в норме, отмечается недостаточность мелкой моторики: карандашом, ножницами владеет с напряжением, ведущая рука – правая.
5. Характеристика познавательной сферы ребенка:
– внимание – недостаточно устойчивое, преобладает непроизвольное внимание, недостаточная концентрация внимания на существенных признаках.
– восприятие – Зрительное и слуховое восприятие в норме, страдает восприятие пространственных отношений: имеет нечеткие представления о правой и левой руке, понятиях «спереди», «сзади»…
– память – недостаточно хорошее запоминание. Слуховая память развита хуже чем зрительная. Произвольная память слабая – учит долго, плохо запоминает, быстро забывает.
– мышление – Словесно-логическое мышление развито недостаточно. Операциями анализа и синтеза владеет слабо. Видит лишний предмет, но дает своеобразное обоснование. Не всегда верно может обосновать свои ответы. Выделяет существенные признаки только с помощью взрослого.
6. Личностные особенности ребенка
Особенности поведения: Обучаемость низкая. Не всегда понимает учебные задания, указания, инструкции педагога. Помощь принимает и активно использует, на замечания реагирует адекватно. К игрушкам проявляет избирательный интерес, в игре все предметы использует в соответствии с их функциональным назначением.
Имеющиеся знания: Уровень овладения общеобразовательной программой – низкий. Запас общих сведений об окружающем отстает от возрастной нормы. Сформированность навыков рисования – слабая. Сформированность элементарных математических представлений – знает счет до 20, но не соотносит число с количеством, не умеет сравнивать числа. Знает некоторые буквы. Временные и пространственные представления не сформированы.
Уровень адаптивного поведения: Активный, легко вступает в контакт. Навыки коммуникации, самообслуживания сформированы.
Характеристика речи ребенка: владеет развернутой фразовой речью с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.
Отношение к занятиям НОД: работает медленно, не доводит начатое дело до конца, требует помощи педагога, затруднения, возникающие в процессе деятельности, не стремится преодолеть, бросает работу.
7. Долгосрочная цель сопровождения:
Создание психолого-педагогических условий для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей, формирование устойчивого интереса ребенка к познавательной мыслительной деятельности, ориентированной на мотивацию к процессу обучения.
8. Задачи:
– Разработать совместно с семьёй и педагогами план психолого-педагогического сопровождения для возможных перспектив в развитии в соответствии с индивидуальными возможностями и требованиями образовательной программы МБДОУ.
9. Группа сопровождения
Родители: мама, папа.
Педагоги: старший воспитатель, воспитатель в группе, музыкальный руководитель, учитель-логопед.
10. Координатор: воспитатель Никулина Тамара Петровна.
11. Организация работы (примерный перечень содержания работы с указанием конкретных сроков и распределением обязанностей)
Получение образования (программа обучения) в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад «Тополек» с. Чапаево.
12. Срок реализации индивидуальной программы развития – 2017-2018 учебный год.
13. План психолого – педагогического сопровождения:
№ | Содержание работы | Форма работы | Сроки | Ответственные |
1 | Установить контакт с родителями, познакомиться с ребенком, познакомить родителей с детским садом и определить основные направления сотрудничества. | Беседа и анкетирование родителей | Сентябрь | воспитатель Никулина Т.П., старший воспитатель |
2 | Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика Исследование психических процессов (память, восприятие, внимание) | наблюдения, тесты, диагностики | Сентябрь Январь Май | воспитатель Никулина Т.П., старший воспитатель учитель-логопед |
3 | Исследование эмоциональных процессов | наблюдения, тесты, диагностики | Сентябрь Декабрь Май | воспитатель Никулина Т.П., старший воспитатель |
4 | Исследование качеств личности (самооценка, произвольность, уровень притязаний) | наблюдения, тесты, диагностики | Сентябрь Декабрь Май | воспитатель Никулина Т.П., учитель-логопед |
5 | Исследование социальных отношений (с взрослыми, со сверстниками) | наблюдения, тесты, диагностики | Сентябрь Декабрь Май | воспитатель Никулина Т.П., учитель-логопед |
6 | Диагностика познавательного и речевого развития, социально – коммуникативного | наблюдения, тесты, диагностики | Сентябрь Декабрь Май | воспитатель Никулина Т.П. учитель-логопед |
7 | Информирование о результатах диагностических исследований | Сентябрь Декабрь Май | воспитатель Никулина Т.П., старший воспитатель | |
8 | Взаимодействие с педагогами | Индивидуальные беседы Консультации | 1 раз в квартал | Старший воспитатель |
9 | Создание условий для психолого-педагогического сопровождения воспитанника | сентябрь | Администрация сада, педагоги | |
10 | Заполнение индивидуальной карты развития | 1 раз в месяц | воспитатель Никулина Т.П., старший воспитатель | |
11 | Взаимодействие с семьёй. Психолого-педагогическое просвещение родителей | Консультации, беседы | 1 раз в месяц | воспитатель Никулина Т.П., учитель-логопед старший воспитатель |
12 | Поддержание интереса ребёнка, поощрение | постоянно | Родители, воспитатели | |
13 | Создание дома индивидуальных условий для развития. | сентябрь | Родители | |
14 | Индивидуальная работа с воспитанником по образовательным областям: – «Социально – коммуникативное развитие»; -«Познавательное развитие», «Речевое развитие»; | НОД, индивидуальные занятия, беседы | постоянно | Воспитатель, учитель-логопед |
15 | Перспективное планирование индивидуальной работы по разделам с учетом результатов в индивидуальной карте развития | Игры и упражнения | сентябрь | воспитатель Никулина Т.П., старший воспитатель учитель-логопед |
16 | Развитие восприятия (сенсорных эталонов) | Игры и упражнения направленные на развитие пространственного восприятия, восприятия времени | Ежедневно | Воспитатель Никулина Т.П. Учитель-логопед Гуляева Я.А. |
17 | Развитие внимания | Игры и упражнения направленные на развитие объема внимания, концентрацию и устойчивость внимания | Ежедневно | Воспитатель Никулина Т.П. Учитель-логопед Гуляева Я.А. |
18 | Развитие памяти | Игры, упражнения для развития слуховой и зрительной памяти | Ежедневно | Воспитатель Никулина Т.П. Учитель-логопед Гуляева Я.А. |
19 | Развитие мышления | Задания направленные на развитие мыслительных операций: обобщения, анализ, синтез, сравнение | Ежедневно | Никулина Т.П. Учитель-логопед Гуляева Я.А. |
20 | Развитие речи | Логопедические занятия и занятия воспитателя: Формирование грамматических категорий, обогащение и активизация словаря, работа на слоговой структурой речи, развитие артикуляционной моторики, фонематического слуха, совершенствование грамматический строй речи, развитие связной речи. | 2 раза в неделю | Никулина Т.П. Учитель-логопед Гуляева Я.А. |
21 | Совместная деятельность с детьми и педагогами | Ежедневно | Воспитатели | |
22 | Совместная деятельность со своими родителями | Ежедневно | Родители | |
23 | Самостоятельная деятельность ребенка по интересам режимные моменты | Ежедневно | Воспитатели | |
24 | Оценка промежуточных результатов | Анкетирование, беседы | 1 раз в месяц | воспитатель Никулина Т.П., старший воспитатель |
25 | Постановка дальнейших целей и задач | Сентябрь Декабрь Май | воспитатель Никулина Т.П., старший воспитатель учитель-логопед |
Настоящий индивидуальный маршрут психолого – педагогического сопровождения воспитанника подготовительной группы МБДОУ «Детский сад «Тополек» с.Чапаево» согласован с его родителями.
Источник
Дата рождения: 30.06.2014 Дата заполнения ИОМ: 01.09.19
Выписка из заключения ПМПК: – Речевой диагноз: Парциальная недостаточность вербального компонента деятельности.
№ п|п
Направление коррекционно-развивабщей работы
Основные пути их решения
Взаимодействия с педагогами, родителями
Ожидаемые достижения ребенка
Реальные достижения ребенка
1
2
3
4
5
6
1.
Развитие общих речевых навыков.
– Формировать и закреплять диафрагмальный тип физиологического дыхания;
– Обучение умению выполнять спокойный, короткий вдох и плавный длительный выдох без речевого сопровождения и речевым сопровождением;
Учить постепенному удлинению речевого выдоха при произнесении слов;
-снимать голосовую зажатость и обучать свободной голосоподаче;
Совершенствовать основные акустические характеристики голоса (сила, высота, тембр) с специальных голосовых упражнениях.
Инструктор по физическому воспитанию: индивидуальная работа по совершенствованию координации движений; развитие навыков физиологического и речевого дыхания; формирование синхронного взаимодействия речи с движением в ходе выполнения различных упражнений и подвижных игр; нормализацию мышечного тонуса; исправление неправильных поз.
Воспитатели: проведение физминуток с речевым текстом, подвижных игр с текстом; исправление неправильных поз при письме.
Музыкальный руководитель:использование элементов логоритмики на музыкальных занятиях.
Родители:выполнение утренней зарядки, использование подвижных игр на воздухе, прогулки пешком; наблюдение у невропатолога.
2.
Общая, ручная, артикуляционная моторика.
-Формировать кинестетическую основу артикуляторных движений в процессе развития орального праксиса при выполнении последовательно организованных движений (специальные комплексы артикуляторной гимнастики);
-развивать движения мимической мускулатуры по словесной инструкции;
Выполнение пальчиковой гимнастики, развитие тонких двигательных координаций, необходимых для полноценного становления навыков письма (сжимать резиновую грушу или теннисный мячик;
— разгибать и загибать поочередно пальцы из кулака в кулак;
— отхлопывать ритм ладонями по столу, затем чередуя положение: ладонь — ребро (одной и двумя руками);
— поочередно каждым пальцем отстукивать в заданном темпе по поверхности стола;
— перебирать разными пальцами натянутую резинку или шнурок;
— отстреливать каждым пальцем поочередно пинпонговый шарик;
— тренировать захват мячей различного диаметра;
— выработать переключение движений правой — левой руки (ладонь — кулак, ладонь — ребро ладони и т.п.);
— воспроизводить различные позы руки (кулак — ладонь — ребро), пальцев (колечко — цепь — щепоть);
— захватывать мелкие предметы небольшого диаметра различными пальцами;
— перекатывать ребристый карандаш большим и попеременно остальными пальцами;
— выполнять несложные геометрические узоры из мелких деталей (спичек, палочек) на основе образца;
Уверенно показывает: правая – левая сторона
в пространстве;
на листе бумаги.
Движения уверенные, координация удовлетворительная.
Без напряжения выполняет: «Улыбка» – «Трубочка»,
«Хоботок» «Лягушка».
«Чашечка»,
«Лопатка»
«Часики»,
«Почисти зубки».
3.
Развитие функций фонематического слуха и навыков звукового анализа.
– Обучение восприятию, оценке ритмов и их воспроизведение по речевой инструкции и с опорой на зрительное восприятие;
-Формирование понятий «длинное»-«короткое», «громкое»-«тихое звучание с использованием музыкальных инструментов
-Обучение восприятию неакцентированных и акцентированных ритмических структур и их воспроизведение по образцу и речевой инструкции;
-Выделение гласных звуков из ряда звуков;
-Формировать умение осуществлять слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков, в отношении которых проводилась коррекционная работа;
Воспитатели: дифференциация звуков в речевых играх «Скажи наоборот», «Эхо», «Отгадай слово»; д/и «Лото», «Где чей дом?», «Улитка».
Родители: словесные игры и упражнения по индивидуальной тетради, выдача д/и на дом, консультация «Развитие функций фонематического слуха, как предупреждение дизграфии», просмотр открытых занятий.
Выделяет гласные звуки, производит анализ слогов из 2-3 звуков.
-на слух и в произношении различает твердые и мягкие свистящие звуки.
4.
Постановка звуков
Постановка и автоматизация шипящих звуков:
«Четвертый лишний»
«Соедини пары»
«Составь цепочку»
«Дорисуй самолет»
«Что нарисовал художник»
«Улитка»
«Укрась елку»
«Что изменилось»
«Что без чего»
«Расскрась картинки»
«Магазин игрушек»
«Магазин продуктов»
«Доктор Айболит»
«Что перепутал художник»
«Убери кухню»»
«Помоги бабе Соне», скороговорки.
Постановка и автоматизация свистящих звуков«Четвертый лишний»
«Соедини пары»
«Составь цепочку»
«Дорисуй самолет»
«Что нарисовал художник»
«Улитка»
«Укрась елку»
«Что изменилось»
«Что без чего»
«Расскрась картинки»
«Магазин игрушек»
«Магазин продуктов»
«Доктор Айболит»
«Что перепутал художник»
«Убери кухню»»
«Помоги бабе Соне»
Дифференциация свистящих и шипящих звуков.
Постановка и автоматизация звука «Л» «Ль» «Найди картинку»
«Запони и повтори»
«Что нарисовал художник»
«Ледяные фигуры»
«Большой – маленький»
««Четвертый лишний»
«Подбери пару»
«Помоги клоуну»
«Золушка»
«Что из чего?»
«Раскрась картинки»
«Подбери пару»
«Кто с кем поменялся»
«Волчата»
«Четвертый лишний»
«Чего не стало»
«Запомни и повтори»
Воспитатели: развитие слоговой структуры речи («шипелки», игры в парах «Волшебный мешочек», «Угадай по описанию»;
Музыкальный руководитель: развитие темпо-ритмической и интонационной стороны речи; умение дифференцировать различные звуки по акустическим признакам.
Родители: исполнение рекомендаций по выполнению заданий учителя-логопеда, способствующих устранению и предупреждению нарушений в звукопроизношении; контроль за звукопроизношением в домашних условиях, заучивание чистоговорок, скороговорок в домашних условиях.
В речи правильно произносит шипящие и свистящие звуки и звук «Ль», «Л»
4.
Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи.
-Расширение объема и уточнение предметного, предикативного словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности и формированием познавательной деятельности.
-Усвоение значений новых слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.
–Совершенствование словаря экспрессивной речи, уточнять значения слов, обозначающих названия предметов, действий, состояний, признаков.
-Усвоение притяжательных местоимений «мой — моя» в сочетании с существительными мужского и женского рода;
-практическое усвоение некоторых способов словообразования и словоизменения (употребление существительных с уменьшительно-ласкательным значением; работа над правильным согласованием прилагательных с существительными, единственное-множественное число сущ.);
-преобразование глаголов повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонение 3-го лица единственного числа настоящего времени;
-употребление в речи простых предлогов (в,на, под, над).
Воспитатели: игры и упражнения по рекомендациям логопеда по развитию лексико-грамматических категорий ;формирование интереса к языковым явлениям, к соответствующему речевому материалу;(словесные игры «Покажи и назови», «Один – много»,« Мой моя, моё» и т.д.); знакомство с непосредственно с изучаемым явлением, понимание словесных обозначений этих явлений;
использование различных виды речевой деятельности в ходе воспитательно-образовательной работы с детьми: в процессе непрерывной образовательной деятельности, проведения режимных моментов.
Родители: словесные игры по рекомендациям в индивидуальной тетради; обогащение словаря в повседневной жизни.
-Усвоены притяжательные местоимений «мой — моя» в сочетании с существительными мужского и женского рода;
-правильно согласовывает сущ.и прил.,
Употребляет уменьшительно-ласкательне существит.,
единственное-множественное число сущ.;
-употребляет в речи простые предлоги.
5.
Слоговая структура слов
– Обучение восприятию, оценке ритмов и их воспроизведение по речевой инструкции и с опорой на зрительное восприятие;
-Формирование понятий «длинное»-«короткое», «громкое»-«тихое звучание с использованием музыкальных инструментов
-Обучение восприятию неакцентированных и акцентированных ритмических структур и их воспроизведение по образцу и речевой инструкции.
-Совершенствовать правильное воспроизведение звукослоговой структуры слова (предъявленных изолированно и к контексте); двусложных слов со стечением согласных в начале слова (клубок), в середине слова (ведро), в конце слова (радость);
-обучать осуществлению фонематического синтеза, совершенствовать фонематические представления (по картинкам и по представлениям)
Воспитатели: индивидуальные занятия по ИОМ, д/и.
Родители: словесные игры по рекомендациям в индивидуальной тетради, выдача д/и на дом, консультации «Играем дома».
Правильно воспроизводит двусложные слова со стечением согласных.
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«ЦРР-детский сад № 102»
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка
г.Новокузнецк
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«ЦРР-детский сад № 102»
Индивидуальный образовательный маршрут
ФИО ребенка______________________________________________________________________________________________
Дата рождения_____________________________________________________________________________________________
Фамилия имя отчество мамы, возраст, образование_______________________________________________________________
Фамилия имя отчество папы, возраст, образование_______________________________________________________________
Дата начала ИОМ___________________________________________________________________________________________
Причина постановки на учет: стойкое неусвоение ООП ДОУ в связи с болезнью______________________________________
Возраст на начало коррекционно-развивающей работы: 4 года______________________________________________________
Цель (ИОМ): открытие новых перспектив в усвоении ОПП ДОУ, обогащение ребенка как личности; помощь в адаптации к коллективу детей, развитие в ребенке удивлений от своих возможностей; поощрение и стимулирование индивидуальных_____ возможностей ребенка; вовлечение родителей в творческий процесс.___________________________________________________
Задачи: выявить особые образовательные потребности ребенка; осуществлять индивидуальную педагогическую помощь ребенку; способствовать усвоению ребенком образовательной программы дошкольного образования; обеспечить позитивные сдвиги в развитии ребенка, его целенаправленное продвижение относительно собственных возможностей, стимулирование индивидуальных возможностей; оказать методическую помощь родителям детей, имеющих ограниченные возможности здоровья._____________________________________________________________________________________________________
Количество занятий в неделю: 5 занятий_________________________________________________________________________
Форма проведения: занятие, игровая деятельность, совместная деятельность, беседы, наблюдения, индивидуальная работа.____
Ожидаемый результат:________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Форма работы с родителями: консультации, практикум, собеседование, обмен опытом._________________________________
Родитель ______________________________________________________________________________________________
Диагностика развития ребенка
Цель педагогического мониторинга – обобщение и анализ информации о состоянии общего развития для осуществления оценки, планирования коррекционно – развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата.
Физическое развитие
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Соматическое развитие
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Речевое развитие
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности развития познавательных процессов
Память_______________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Внимание____________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Восприятие___________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мышление___________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Виды, причины трудностей (педагогическая симптоматика)
Виды трудностей (педагогическая симптоматика) | Причины трудностей | Содержание коррекционной работы (деятельность воспитателя) |
Личностные: Неадекватное отношение к себе: самооценка, самопринятие | Несформированность представлений о себе, образе Я. | Воспитатель. Беседы на тему: «Что мы умеем, чему мы научимся». Выставки достижений детей. Оформление группового уголка «Звезда недели». Игры: «Люблю — не люблю»; «Кем я стану»; «Ласковое имя» Беседы о реальных и возможных достижениях детей. Игры: «Я умею»; «Отгадай, кто какой»; «Мое будущее»; «Если бы я был звездой». Рисование на темы: «Рисуем имя»; «Мой смешной портрет»; «Ладошка достижений»; «Цветок качеств» Ролевые игры. Использование пословиц и поговорок (чтение и беседы, заучивание). Игры: «Договори предложение»; «На кого я похож». Игровой массаж «Что? Где? |
Тревожность, неуверенность в своих возможностях, способностях или отсутствие самокритичности | Предварительное знакомство с предстоящей деятельностью, трудным заданием. Похвала, поддержка. Исключение соревновательных моментов (для тревожного ребенка). Психогимнастика. Ролевые игры. Игры (при отсутствии самокритичности): «Угадай, что нравится маме (друзьям)» Упражнение «Я не могу — я могу — я сумею». Психогимнастика. Игры: «Давай поговорим»; «Волшебные очки»; «Путешествие по картине».Тематическое рисование с учетом трудности ребенка. Мимическая зарядка (выражение эмоциональных состояний). Использование междометий с различной интонацией («ай», «ой», «ух»). Интонационное выделение. Игра «Попроси игрушку». | |
Нарушение нравственных норм и правил поведения. | Несформированность представлений о моральных качествах и этических требованиях. Отсутствие внешних норм, ограничений | Оформление уголка «Наши добрые дела». Чтение литературных произведений, беседы на этические темы. Игра «Приглашение в гости». Решение проблемных ситуаций: «В вежливом автобусе»; «Как поступить». Игры: «Круг добра»; «Кто подарил добрые слова»; «Колечко дружелюбия». Упражнение «Мусорное ведро». Азбука вежливых фраз (составление предложений). Игры: «Поздоровайся по-разному»; «Поблагодари по-разному» |
Коммуникативные: Трудности во взаимодействии со взрослыми | Неадекватная самооценка | Создание ситуации успеха. Привлечение детей в качестве помощника взрослого, роль консультантов. Разработка системы пошагового поощрения детей (фишки, баллы и др.) Использование невербальных рефлексивных методик. Проигрывание проблемных ситуаций. Игры: «Ласковые лапки»; «Повтори за мной»; «Волшебные очки». С. Черный «Храбрецы». |
Снижен уровень владения самостоятельными коммуникативными действиями организационными, перцептивными, оперативными | Обучение умению работать по алгоритму. Введение правила-схемы по коммуникативной деятельности (словесной, наглядной). Игры: «Повтори задание»; «Скажи по-другому». Работа с инструментами (символами) Игры и театрализация сказок (с диалогами). Упражнения: «Угадай, что чувствует взрослый»; «Угадай, что понравится взрослому». Совместное творчество (в паре со взрослым договориться и нарисовать картинку). Работа в паре со взрослым. Игры: «Я — слово, ты мне — слово»; «Исправь ошибку»; «Составь предложение или перевертыши». Включение ребенка в деятельность. | |
Слабо развиты навыки владения речевыми средствами коммуникации | Беседы на темы: «Мы здороваемся»; «Как обратиться с просьбой»; «Что делать, если ты потерялся?» . Создание проблемных ситуаций с тремя вариантами ответов (ребенок должен выбрать один). Игры: «Интервью»;. Игры по методу телефонного разговора: «Позвони маме»; «Позвони в магазин». Диалоги по лексическим темам. Усвоение речевых образцов во взаимодействии со взрослым, смена ролей. | |
Трудности во взаимодействии со сверстниками | Неадекватная самооценка | Трудовые поручения в парах (тройках, команде). Разработка системы поощрений «Самая дружная пара». Ролевые игры. «Комплименты другу». Игры и хороводы с диалогами Игры на формирование адекватной самооценки: «Горячий стул»; «Я сильный, умный, смелый»; «Я могу, хочу, умею». «Скульпторы»; Организация взаимопроверки выполнения заданий. Упражнение «Похвали за…». «Нарисуйте в паре с …», «Сложи слово вместе с …» Игры на обогащение словаря |
Неумение выражать свои мысли в общении с педагогами. Неумение выражать свои мысли в общении со сверстниками | Недостаточное развитие мыслительных операций | Воспитатель. Игры и упражнения на развитие мышления: «Летает – не летает»; «Я знаю пять…»; «Хитрые вопросы». Психолог. «Четвертый лишний»; «Доскажи словечко»; «Скажи наоборот».Игра «Назови сходство и различие двух предметов». Логопед. «Придумай загадку»; «Закончи предложение». «Расшифруй карту» Примечание. Задания, направленные на поиск элементов рисунков, сравнение предметов, анализ картин |
Несформированность звукопроизношения, лексического запаса, грамматического строя речи | Работа по автоматизации звуков. Психогимнастика, эмоциональный настрой, повышение уверенности, снятие тревожности. Игра «Сочиняем историю по кругу» в паре с ребенком или педагогом. Логоритмика. Игра «Закончи предложение». Игра «Скажи по-другому». | |
Несформированность процессов произвольного внимания | Игры с правилами типа «Да и нет не говори, черное с белым не дари» — для всех, но на разном материале. Игры на внимание (см. раздел «Произвольное внимание»). Игры: «Дай задание взрослому» (продолжи узор; графический диктант; поиск с ориентированием — найти игрушку). Задания, направленные на поиск, выделение информации, сравнение объектов по заданным основаниям. игры на развитие пространственнной ориентации | |
Слабо развиты навыки владения паралингвистическими средствами – мимикой, жестами, интонацией | «Расскажи» стихи руками. Игра «Попугай». Театрализация, этюды. Психогимнастика на выражение эмоционального состояния. Игры с зеркалом. Игра «Скажи по-разному». Игры на интонацию. Игры на выделение одного слова голосом | |
Неумение находить способы разрешения конфликтов | Несформированность социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека | Чтение художественной литературы. Просмотр мультфильмов с последующим обсуждением. Обыгрывание проблемных ситуаций. Игры: «Встань на его место»; «Волшебные очки»; «Ты похож на…»; «Спина к спине». Тренинг эмоций с использованием фраз: «Иди сюда»; «Не мешай мне» (учить произносить фразы с разной интонацией: грубо, ласково, обидно и т. д.) Упражнение на установление причинноследственных связей — закончить фразу: «С ребенком никто не хотел играть, потому что…». Упражнение «Два друга». Примечание. Оказание помощи героям интриги. |
Неадекватная самооценка | Разбор конфликтных ситуаций. Игра |