Педагогические условия и средства развития ребенка

Педагогические условия и средства развития ребенка thumbnail

Раздел 3. Психолого-педагогические условия организации целостного образовательного процесса дошкольной образовательной организации

Тема 1. Педагогические условия и средства развития ребенка в период дошкольного детства

Целостность образовательного процесса ДОУ обеспечивается благодаря разнообразию технологий дошкольного образования, содержания и комплексирования условий и средств развития дошкольников.

В соответствии с ФГОС ДО, требования к условиям реализации Программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.

Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Средства педагогические – это материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации осуществления образовательного процесса и выполняющие функции развития детей; предметная поддержка образовательного процесса, а так же разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники.

Условия – это субъективные и объективные требования и предпосылки, реализуя которые педагог добивается достижение цели в своей работе при наиболее рациональном использовании сил и средств.

Конкретное содержание указанных в ФГОС ДО образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка). Так, в дошкольном возрасте (3 года – 8 лет) ФГОС ДО выделяет ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательскую (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительную (рисование, лепка, аппликация), музыкальную (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательную (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Одним из средств развития дошкольников является образовательная (учебная, познавательно-исследовательская) деятельность.

Образовательная (учебная) деятельность не является ведущей в дошкольном возрасте, хотя предпосылки её развиваются в период дошкольного детства от года к году. Образовательная (учебная) деятельность – это деятельность по усвоению детьми знаний, умений и навыков. А. П. Усова в монографии «Обучение в детском саду» характеризует предпосылки учебной деятельности, выделяя структурные её части, такие как принятие ребёнком учебной задачи; действия, связанные достижением задачи; самоконтроль; самопроверка; результат (усвоенные знания, навыки, развитие умственных способностей). Педагогическими условиями организации учебной деятельности, её формирования являются использование разнообразных технологий обучения, позиции воспитателя в обучении, задействование в комплексе разных средств обучения, разнообразие мотивации в обучении.

В обучении дошкольников используются разнообразные методы: методы по сообщению новых знаний, метод творческих заданий, метод проблемных ситуаций.

Формы организации обучения дошкольников, используемые в ДОУ, разнообразны: занятия, дидактические игры, экскурсии, конкурсы.

Обобщая подходы, можно сказать, что содержание обучения должно быть доступно детям, интересно и не должно вредить здоровью.

Познавательное развитие ребенка предполагает усвоение средств и способов познания, задействование всех трех форм мышления дошкольника (суть саморазвития детского мышления составляет взаимопереход ясных и неясных знаний ребенка.

В педагогическом процессе педагог может использовать различные звенья для формирования у детей умения принимать и ставить учебно-познавательные задачи, развивать умение слушать и слышать, смотреть и видеть, следовать указаниям. Внимание педагога направлено также и на обучение детей планировать свою работу, умение выбирать необходимые пути и средства решения учебной задачи, помогать ребенку овладевать умением контролировать ход деятельности и правильно оценивать ее результаты.

Читайте также:  Развитие ребенка в матке по неделям

Педагогическими условиями для формирования предпосылок учебной деятельности у детей будут являться:

– применение различных видов мотивации (игровой, практический, познавательный, учебный, личностный, сравнительный и т.п.);

– использование игровых тренингов для развития произвольности поведения, игры и этюды для психомышечной тренировка и для обучения приемам саморасслабления детей;

– расширение видов оценки результатов детской деятельности (оценка педагога, оценка детям, самооценка, игровая форма оценки, взаимооценки и т.п.);

– внесение многообразных методов обучения (проблемные вопросы, моделирование, экспериментирование и т.п.);

– задействование различных средств умственного развития и обучения (организация активной деятельности ребенка, развивающие игры, конструирование, изобразительная, театрализованная деятельность, практическая деятельность, обучение и т.п, современные технические средства); наличие определенной позиции у педагога.

Позиция педагога направлена как на стимулирование познавательной активности детей, так и на поддержку собственной активности ребенка.

Продолжают развиваться специальные способы ориентации, такие, как экспериментирование с новым материалом и моделирование. Экспериментирование тесно связано у дошкольников с практическим преобразованием предметов и явлений. В процессе таких преобразований, имеющих творческий характер, ребенок выявляет в объекте все новые свойства, связи и зависимости. При этом наиболее значим для развития творчества дошкольника сам процесс поисковых преобразований. Преобразование ребенком предметов в ходе экспериментирования теперь имеет четкий пошаговый характер. Это проявляется в том, что преобразование осуществляется порциями, последовательными актами и после каждого такого акта происходит анализ наступивших изменений. Последовательность производимых ребенком преобразований свидетельствует о достаточно высоком уровне развития его мышления. Экспериментирование может осуществляться детьми и мысленно. В результате ребенок часто получает неожиданные новые знания, у него формируются новые способы познавательной деятельности. Происходит своеобразный процесс самодвижения, саморазвития детского мышления – это свойственно всем детям и имеет важное значение для становления творческой личности. Наиболее ярко этот процесс проявляется у одаренных и талантливых детей. Развитию экспериментирования способствуют задачи «открытого типа», предполагающие множество верных решений (например, «Как взвесить слона?» или «Что можно сделать из пустой коробочки?»).

Моделирование в дошкольном возрасте осуществляется, в разных видах деятельности – игре, конструировании, рисовании, лепке и др. Благодаря моделированию ребенок способен к опосредованному решению познавательных задач. В старшем дошкольном возрасте расширяется диапазон моделируемых отношений. Теперь с помощью моделей ребенок материализует математические, логические, временные отношения. Для моделирования скрытых связей он использует условно-символические изображения (графические схемы). Наряду с наглядно-образным появляется словесно-логическое мышление. Это только начало его развития. В логике ребенка еще сохраняются ошибки (так, ребенок охотно считает членов своей семьи, но не учитывает себя самого). Благодаря содержательному общению и обучению, развитию познавательной деятельности у ребенка формируется образ мира: первоначально ситуативные представления систематизируются и становятся знаниями, начинают формироваться общие категории мышления (часть – целое, причинность, пространство, предмет – система предметов, случайность и т. д.).

Н.А. Короткова акцентирует внимание на проблеме дифференцированного подхода к образовательному процессу в ДОУ, поднимаю под ним учет своеобразие группы как целостного субъекта образования. Образовательный процесс, по мнению автора, должен включать: партнерскую деятельность взрослого и детей и самостоятельную свободную деятельность детей при использовании разных видов деятельности (чтение художественной литературы, игра, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная деятельность). Психолог и воспитатель детского сада совместно осуществляют гибкое проектирование образовательного процесса под конкретную группу, выбирая виды деятельности, успешно развивающие детей данной группы.

Таким образом, в теории дошкольной педагогики накоплен значительный материал по проблеме образовательного процесса дошкольного учреждения, определены особенности, функции, принципы построения, требования к организации, структура, рекомендации по моделированию, взаимодействию участников образовательного процесса. Педагоги – практики должны уметь применять данные теоретические знания в своей деятельности, чтобы на профессионально высоком уровне организовывать образовательный процесс с учётом программы, возраста детей, вовлекая родителей в активное участие в образовательном процессе, сотрудничая с другими участниками процесса, взрослыми и детьми. Необходимо помнить, что главная фигура образовательного процесса – ребёнок; образовательный процесс должен обеспечивать ребёнку все условия для полноценного своевременного развития.

Читайте также:  Проблема культурного развития ребенка выготский

Вопросы для самопроверки:

1. Чем отличаются педагогические условия от средств развития дошкольников?

2. Что включают в себя требования к условиям реализации Программы в ФГОС ДО?

3. Назовите основные педагогические условия и средства познавательного развития дошкольников.

Источник

. . . .

. ,

, , , , .

https://www.allbest.ru/

– , (); (, , ), . – (, ..) .

. .

– ()

– – – :

(),

, , ,

( ),

,

( ) .

() , . , .. : , , -, -, , ( ).

– , , ( – ), .. , : (-) .

( ) ” (-, – ), – – , – . : , , , ” “, (, , .). .

( ) . , ..

. . , , . , , .

: , , , , , . . ( .. , ). “” – , . , – . – , “- “, “” , .

; ; , ; , (.. ).

– ” “. :

;

( , , ..);

, , – , – ;

– ( ) ;

– ;

;

, , , .

“4-1″ .. , : ” ” : () , , . , , . – , , . () (), , , . ( ). ” , “. : ” “. , ( ), , , ..

– – :

( ),

( ),

– ,

, ,

– ,

– ,

PR – .

. () . – () , , ( ), . , , , – (, ), . ” , , “.

( ) – – , , .. (.. , .. , .. .).

, :

, ;

;

, , ;

;

.

– , , , -, , – .

.

.

:

(, , ).

. .

, .

, , . , , .

, .

, .

, , , , , , -.

.

.

– , , -, .

“” , .. , .

(, , ..). , .

, . , , , .

, () 0 3 , ; , , – , , , ,

: , ; ; , , .

, . .. , .. :

, , , , ;

, , , , , ;

, , , , ;

, , , ;

, , , ;

, ” – “, ” – “, ” – “;

, , , .

, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , . , , , , , , , , , . .

( , , , ). .. , , , , , , , , , , , , , , .

, – . , , , (.. ).

– , , , ;

, . , , . .

.

, , , .

– , , , , , , , , .

, -, . , , , .

, , , , .

.. :

, , , ;

, , , , , , ;

, , , ;

, .

. .. , .. :

; , ;

; ;

; , , ;

; , , ;

; ; , , .

.

, , , , – .

, . , .

, , , , , , .

: , , – ; , . , .

– , , , , . , . , .

: ; – ; ; .

:

;

( );

( , , ; ).

.. , ( ).

, , , – .

: , , .

, , , , .

, .

(, ) , .

, .. , , : , , , , .

” ” .

– , , .

, , .

:

;

;

;

, ;

.

, .

:

, , ;

, , ;

, , ;

, , .

: , -; , , , , .

, , , .

: , , .

:

( , ; , .);

( , , , , , , , , .);

( , , , , , , .);

( ; .).

, . , , , .

, , , .

– – .

, . . , , , , .

, , .

– , , .

, , , .

– , , , , , , , .

: . , .

, , , , . . , . : , , .

, .. , .. . .. , , . , ,

“” 20- , ” ” (.. ), ” ” (.. ), ” ” (.. ). , , () , , : – , , , . – , , , .

, . , .. , .. , .. , .. , .. , .. ., – , .

, :

, , , ;

, ;

, ;

, ;

, , , ;

, , .

, , , . :

;

, ;

, ;

, , ;

.

.. , .. , .. , .. , .. , .. , .. , .. , .. , .. , .. , .. , .. .

.. , .. , .. , .. , :

;

;

, .

” ” ” -, –, , , – , ” (5). – : , , . , .

, . , – , . . – – ; ; ; , ; . – : ; ; , . , , .

– :

, , , , ;

, , ;

, .

:

, , ;

, ;

;

, , ;

, , , .

.. .

-, , , .

, , .

. , , .

.. , .. , .. , .. . , – .

1. , . – – . , . “”, “”, – “”. . – – . “”, “”. – ” “. , “” , , “” . , , , , ” “.

. , , . , , , , .

2. . . , – – . – , , .

” “. , , , .

(2–4 ) , , “” ( “” , “” , . .). , .

. ( ) .

, ” ” ( , ), ( , ).

3. – .

, . , , . . (, , ). ( “-” , , , ).

“”, , “” : “”, “” “” ; “” , ” ” .

, . , .

, : ; ; ; ; “” ( , , , , . .); , ; . , . . “”, “”, “”, “”, “” . . , “” , “” , , , , . , , , , , – , , ; , . .

4. , . , , , “” , . , : , .

(). ” “, () , . , ” “, . , , , , .

( , , , . .).

“”. , . , , . .

5. . ” “, : , , , . “” (, , , , , . .), , , , , – , , .

, , : , , . . ( ) , , , , .

6. – . .

– , . ” ” – , , – , , . – , , .

– “” , , .

– ” “, .

“”, (. , ).

7. . , , .

, – , , .

Allbest.ru

  • , . , .

    [99,4 K], 20.10.2017

  • . . ” “.

    [253,8 K], 02.03.2014

  • . . . .

    [28,2 K], 06.08.2010

  • , – . .

    [48,3 K], 25.11.2013

  • . , .

    [503,9 K], 15.05.2016

  • . . . .

    [31,6 K], 24.09.2015

  • – . . . .

    [76,2 K], 15.03.2010

  • ?

, , ..

PPT, PPTX PDF- .

.

Источник

План ответа:

1. Умственное развитие детей дошкольного возраста.

2. Педагогические условия умственного развития дошкольников.

3. Педагогические средства умственного развития дошкольников.

Литература:

1. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1982. – 112с.

2. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М.: Просвещение, 1993. – 128с.

3. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. – М.: МГПУ, 1985. – 45с.

4. Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005.-176 с.

Читайте также:  Ребенок с задержкой моторного развития

5. Умственное воспитание дошкольников. Под ред. Н.Н.Поддьякова. – М.: Просвещение, 1972.

Основное содержание ответа:

Содержание ответа, соответственно представленной логике, должно быть акцентировано на следующих положениях.

Само понятие «умственное развитие» определяется какколичественные и качественные изменения, происходящие в когнитивных характеристиках индивида со временем. Оно происходит в процессе деятельности, обеспечивая присвоение ребёнком общественного опыта. Умственное развитие ребёнка имеет стадиальный характер. На каждой возрастной ступени возникают специфические предпосылки для усвоения нового социального опыта, для овладения новыми способами деятельности, для формирования новых психических процессов. При стихийном, неорганизованном развитии его уровень снижен, несет на себе отпечаток неполноценного функционирования психических процессов. В отечественной психологии умственное развитие человека понимается как качественно своеобразный тип его функционирования, характеризующийся возникновением качественно новых психологических образований и переходом психологической системы на новый уровень функционирования (Л.С. Выготский, П.Я.Гальперин, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин). В качестве показателей умственного развития рассматриваются: интериоризация, т. е. преобразование практических (внешних) предметных действий в умственные действия (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф.Талызина); обучаемость, т. е. способность усваивать знания, приемы работы, характеризуемая темпом продвижения (Б.Г. Ананьев, З.И. Калмыкова); способность к обобщенному переносу мыслительных операций на новый материал, в новые условия (Е.Н. Кабанова-Меллер).

На каждом возрастном этапе различают два уровня умственного развития: актуальный и зону ближайшего развития (Л.С. Выготский). Под актуальным понимают тот уровень сформированности психических процессов, который сложился в результате определенных, завершившихся циклов развития. Его диагностируют с помощью тестов интеллекта и тестов умственного развития. То, что ребенок пока еще оказывается в состоянии сделать только с помощью взрослого, указывает на зону его ближайшего развития. Этот показатель определяется с помощью диалогических и обучающих методов диагностики.

Качественно новый уровень знаний, умений и навыков, способов умственной и практической деятельности – результат активной познавательной деятельности ребенка, следствие становления у дошкольника субъектных качеств в процессе его умственного развития (В.М. Данильченко, Г.К. Селевко, И.С. Якиманская). Первоосновы активной личности, способной к осознанной и продуктивной умственной деятельности, необходимо заложить уже в дошкольном детстве (А.Г. Гогоберидзе, JI.M. Кларина, И.Э. Куликовская, H.H. Поддъяков и др.).

Педагогические условия и средства обусловливают эффективность и качество умственного развития ребёнка. В работах Т.И.Бабаевой, Л.М.Маневцовой, Е.В.Проскуры и др. рассматриваются различные педагогические условия, способствующие развитию умственной активности детей: организация обучения, при которой ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний; разнообразие интеллектуальной и практической деятельности ребенка; создание атмосферы напряженной коллективной работы; связь нового материала с имеющимся личным опытом детей; обеспечение субъектной позиции ребенка старшего дошкольного возраста в процессе познания окружающего мира.

Педагогические условия и средства развития ребенка

Основными средствами умственного развития детей являются: логические, дидактические игры и задач, выполняющие функцию объективной цели деятельности. Это объясняется тем, что интеллект ребенка-дошкольника наиболее эффективно развивается в процессе игры, когда он неосознанно, естественным образом впитывает новые знания об окружающем мире.

Умственное развитие детей определяется не только их способностями и возрастными особенностями, но и объемом и характером информации, которую они получают. Для гармоничного интеллектуального развития ребенка ему необходимо обеспечить доступ к самым разнообразным знаниям, новостям, впечатлениям. При этом нужно строго соблюдать границу, за которой начинается пересыщение информацией, ведущее к переутомлению и психической перегрузке. Такая перегрузка особенно опасна при длительном просмотре телевизионных программ или чрезмерном увлечении компьютерными играми.

При освещении этого экзаменационного вопроса необходимо ориентироваться в следующих понятиях: интеллект, мышление, умственное развитие, педагогические условия, средства.

Источник