Педагогические рекомендации по развитию ребенка 3 лет

Рекомендации родителям по развитию и воспитанию ребенка 3-го года жизни.

Обогащайте запас знаний и впечатлений ребенка, с этой целью показывайте ему картинки, новые действия, читайте небольшие рассказы, сказки, стихи. Обучайте его передавать свои впечатления, отвечать на вопросы. Учите малыша рассказывать простые стихи, петь песенки, танцевать под музыку.

Для игр купите более сложные игрушки: кукольную мебель, игрушечную посуду, лото, разнообразный строительный материал. « Этому ребенку ничего нельзя давать в руки: все будет сломано, разобрано на части и порвано на клочки» — так часто жалуются родители детей третьего года жизни. Не стоит негодовать по данному поводу. Просто в этом возрасте малыш сверх любознателен. Невозможно понять, как сделана машина, не сломав ее. Предложите маленькому исследователю сборно-разборные игрушки, которые состоят из разных частей.

Эмоционально поддерживайте ребенка, высказывайте одобрение его позитивным действиям.

Развивайте потребность ребенка в общении с другими детьми, поощряйте игру с ними. Учите элементарным способам общения, например при знакомстве назвать свое имя.

2 – 3 года — время формирования самого понятия «я — не я». Любая игрушка или вещь, принадлежащая ребенку, расценивается им как часть его личности. Поэтому все дети в этом возрасте «жадины ». Не стоит этим умиляться, постепенно приучайте ребенка делиться чем-то своим. Учить его дарить и отдавать нужно начинать не на улице, а в семье. А это значит, что не надо покупать шоколадку только ему. Купите ее для всех и в присутствии ребенка угостите каждого члена семьи. Расскажите малышу сказку о жадности, «проиграйте» ее потом на игрушках.

Другая особенность развития ребенка в этом возрасте — неуправляемое поведение. Многие мамы становятся свидетелями того, как их кроткий ангелочек стучит лопаткой по голове другому, пытаясь отобрать у него ведерко, а если тот не отдает, может еще и укусить. Такое поведение объясняется тем, что желания у малышей очень сильные, ждать их исполнения они не хотят, а слова, которые способны эти желания выполнить, быстро кончаются. Говоря научным языком, сознание ёще развито слабо, а потому ребенком начинает управлять подсознание — то, с помощью чего общаются животные, то есть в ход идут руки, крики, топанье ногами. И происходит это быстро, буквально в течение одной минуты. Со временем данные проявления пройдут, главное, не отвергайте малыша в момент агрессивного поведения. Не надо говорить: «Ты плохой, я тебя не люблю». Нужно сказать ребенку: «Ты плохо поступил» или же «Как же ты, такой хороший мальчик, так обидел девочку? » Надо разделять проступок и того, кто его совершил. Все, что нужно в конфликтный момент, — это чтобы ребенок почувствовал, что вы рядом и не отвергаете его.

Помните также, что малыш только – только начинает понимать, что такое хорошо и что такое плохо.

Проявляйте терпение, когда ваше чадо настаивает на том, чтобы сделать что-то без посторонней помощи. Хоть это и не всегда удается, но вы должны знать, когда именно прийти на помощь, а когда дать возможность малышу найти самостоятельное решение.

Никогда не говорите ребенку, что вы его не любите, если он сделал что-то не так. Удерживайте себя от желания стыдить его при посторонних, не рассказывайте им о его проблемах и недостатках. Четко, понятно и доброжелательно объясняйте, что можно и что нельзя делать, хвалите малыша за хорошее поведение. Не увлекайтесь ролью судьи, помните, что вы для него всегда и прежде всего мама, особенно когда ему плохо и больно. Если мама отказывается приласкать и утешить малыша, он ощущает себя одиноким и беззащитным, никому не нужным. То, что исходит от мамы, воспринимается им совсем не так, как то, что исходит от других людей. Мама — это оплот безопасности, центр его вселенной, главная защитница. И вдруг она перестала его защищать. Его мир начинает раскалываться и рушиться. А такие переживания опасны для личности и психики маленьких детей.

Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, сравнивайте его с самим собой — каким он был вчера и сегодня (история знает немало фактов, что гении в детстве не блистали способностями и хорошим поведением). Никогда не отказывайте ему в поддержке и помощи.

Источник

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6

 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Методические рекомендации по развитию детей 2-3 летнего возраста

                                                                                      Составил: воспитатель:

                                                                                     Гишварова Альбина Адгамовна

                                                                               Педагогический стаж:11 лет

                                                             Категория: первая

г. Туймазы – 2020г.

Методические рекомендации по развитию детей 2-3 летнего возраста

Занятия с ребёнком двух-трёхлетнего возраста направлены на дальнейшее развитие сенсорной, мыслительной, речевой сфер, игровой деятельности.

Следует учитывать, что ребёнок в этом возрасте достаточно быстро устаёт, поэтому желательно чередовать активные развлечения с отдыхом. Играть дольше 15 минут не рекомендуется, иначе в следующий раз малыш откажется от этого развлечения.

Важнейшее значение приобретает грамотный подбор игрового материала, игрушек, предметов, занимаясь с которыми, ребёнок учится понимать их свойства (величину, форму, цвет) и постепенно переходить от выполнения разнообразных, целенаправленных действий к сюжетной игре. Речь ребёнка развивается в связи с обозначением предметов и действий с ними. Малыш может говорить лишь о том, что непосредственно воспринимает. Большое значение для развития речи в этом возрасте играют книги с картинками, чтение и заучивание коротких стихотворений, сказок.

Читайте также:  Развитие личности ребенка в онтогенезе

Для занятий с ребёнком этого возраста характерно, что взрослый всегда осуществляет совместные с ним действия.

Игра

Чтобы малыш охотно включался в игру, нужно у него вызвать интерес к этой увлекательной деятельности. Для этого сначала следует продемонстрировать ребёнку игрушки, выразить эмоционально-положительное отношение к ним. Важным условием вызывания интереса к игрушкам является их новизна и условия предъявления. Поэтому игрушки должны быть изготовлены из качественных материалов яркого цвета, а предъявлять их лучшего всего из разных пространственных точек, например, из-за двери, из-за шкафа и т.д. После того, как малыш познакомится с игрушками, следует продемонстрировать действия, которые с ними можно выполнять: подбросить и прокатить мяч, построить из кубиков башенку, завести юлу, покормить куклу и др. Следующим направлением в работе по обучению малыша игре будет объединение нескольких простых сюжетов с конкретной игрушкой. Так, можно не только покатать машинку по прямой, но и провести её по мостику, изготовленному из кубиков, прокатить между препятствиями, поставить в гараж; умыть, одеть, расчесать куклу, завязать ей бант, накормить угощением и напоить соком. Когда ребёнок усвоил функциональное назначение игрушек (знает, что с каждой из них делать), следует переходить к использованию предметов-заместителей – палочки вместо ложки, кубика вместо стульчика для куклы, матрёшки вместо куклы и др.

Дети этих лет с удовольствием смотрят кукольные спектакли, которые можно организовать дома. Не обязательно использовать профессиональных кукол, следует задействовать любимую игрушку ребёнка. Играя с малышом, его можно научить правилам поведения в быту – за столом, в ванной во время умывания, помогать маме убирать в комнате и тому подобное. В таком возрасте дети любят играть в ролевые игры со сверстниками или родителями. Одеть, причесать куклу, вылечить любимого мишку, купить товар в магазине – больше подходит девочкам, наследующим поведение мамы. А мальчики заняты машинками, постройками из кубиков гаражей, сборкой простейших фигур из конструктора.

Как понять – играет ребенок или нет? Ребёнок играет, если видит в игрушечной машине настоящую, а ложкой дает зайке попробовать вкусный супчик. Взрослый, присоединившись к игре ребёнка в нужный момент, может показать и подсказать, куда «двигать игру» дальше.

Упражнения на развитие сенсорных способностей.

Упражнения на развитие слухового внимания.

Хорошее упражнение играть с малышом на распознавание звуков окружающего пространства. Следует внимательно прислушаться к тиканью часов, жужжанию мухи, шуму машин за окном. Объясняя ребёнку происхождение звуков, желательно повторять их вместе. Можно самому взрослому стать источником звука: поцарапать ногтями по стене, стеклу, хлопнуть дверью, кашлянуть, изобразить, какие звуки издают домашние животные. Повторяя за взрослым, ребёнок меньше воспринимает посторонние шумы при укладывании в постель и засыпании.

Упражнения с предметами разных форм.

Как играть с ребёнком в 2 года, чтобы малыш научился определять форму предметов, умел правильно применять полученные знания на практике? Рекомендуется взять разные по форме фигурки: кубики, шарики, пирамидки. Найди отличия – такие игры помогают ребенку развить внимание и сообразительность. Требуется закатить их в игрушечные ворота. Родителям следует доходчиво объяснить в игре с ребёнком, почему быстрее всех катится шарик, а не кубик. Малыш на примере разных игрушек сможет различать форму предметов.

Игры на сравнение качества предметов развивают сообразительность и внимание: рекомендуется взять 2 игрушки, например куклы, одетые в различную одежду, с неодинаковыми прическами, разного роста. Ребенок 2 лет должен рассказать, что у них общего и в чем отличие. Играть часто с ребёнком в подобные игры – хорошая тренировка для умственного развития.

Игры с предметами разной величины и длины.

Игра «Большой-маленький»

Игра помогает малышу почувствовать разницу в размерах предметов. Для начала можно спрятать в руках ребёнка что-то маленькое, полностью помещающееся в ладошках, а потом попробовать повторить это же с большой вещью. Также можно поменяться одеждой: ребёнок меряет одежду взрослого, а тот малыша, в процессе объясняя причины, из-за которых она не подходит.

Пирамидка.

Рассмотрите вместе с ребёнком пирамидку. Разберите её, назовите величину колечек. Разложите их по порядку. Покажите, как собирать: сначала самое большое колечко, потом – поменьше. Попросите собрать ребёнка самостоятельно.

Если малыш справляется с заданиями и проявляет интерес, предложите ему более сложные варианты: собрать пирамидку в обратном порядке, от меньшего кольца к большему, собрать пирамидку из колец произвольно перемешанных, собрать пирамидку из перемешанных колец любых двух цветов.

Коробочки.

Поставьте перед ребёнком набор кубиков одного цвета, но двух разных размеров: три больших и три маленьких. Приготовьте две коробочки. В одну положите большой кубик, в другую – маленький. Попросите малыша положить в эти коробочки кубики: к большому большие, к маленькому – маленькие. Перед началом игры спросите, где большой, где маленький.

Игра «Ленточки и палочки».

Это упражнение поможет ребёнку понять различия между словами, обозначающими разную длину.

Возьмите две палочки с закрепленными на них лентами: одна короткая – сантиметров 5, а другая длинная – сантиметров 20. Научите ребёнка накручивать ленту на палочку. Когда малыш овладеет этим навыком, предложите ему поиграть, кто быстрее завернет ленту на палочку. Себе возьмите короткую. Обязательно выиграйте. После этого разложите ленты на полу, Покажите, как они отличаются по длине. Спросите у ребёнка: «Ты какую ленточку возьмешь теперь, короткую (вот она) или длинную, вот эту?» В любом случае дайте малышу короткую ленточку и проведите снова соревнование. Теперь Вы, конечно, должны проиграть. Ещё раз уточните, где короткая, а где длинная лента. Через несколько дней вернитесь к этой игре.

Игра «Ленточки и шарики».

Приготовьте для игры воздушные шарики разных размеров и ленточки разной длины. Попросите ребёнка привязать к большому шарику длинную ленточку, к маленькому – короткую.

Игра «Ёжик и солнышко».

Приготовьте нарисованного ёжика без иголок и солнышко без лучиков. Вместе с ребёнком подрисуйте ёжику короткие линии – иголки, к солнышку – длинные линии – лучики.

Игры с предметами разного цвета.

Читайте также:  Проблемы развития ребенка младенческого

Разноцветный альбом.

Приготовьте с детьми альбом. На каждой страничке альбома будет свой цвет. На страничке каждого цвета можно или рисовать, или приклеивать картинки соответствующего цвета. Например: на жёлтой страничке жёлтое солнце, жёлтая игрушка, жёлтый цыпленок, жёлтая табуретка. Не заполняйте весь альбом за 1 день – пусть это будет долгая и увлекательная работа совместно с родителями. Увидели новый предмет данного цвета – занесите его в альбом. Этот альбом станет и альбомом по развитию речи. Ведущая роль по заполнению альбома должна быть у ребёнка.

Игры на развитие восприятия части и цвета.

Приготовьте для игры рисунки, разрезанные на детали одного цвета (цветочек на серединку и лепестки, машинку на кабину и колёса). Предложите ребёнку собрать картинки.

Упражнения на развитие психомоторики.

Игры с мячом.

Подвижные игры с мячом одинаково нравятся и мальчикам, и девочкам. Даже в условиях небольшой квартиры можно поиграть с ребёнком в мяч, бросая его с близкого расстояния в руки малыша. Развиваются хватательные движения, у ребёнка улучшается управление своим телом.

Сев напротив друг друга и широко расставив ноги, как своеобразные ворота, следует учить ребёнка катить мяч в заданном направлении. Игра в домашних условиях в «съедобное-несъедобное» улучшает реакцию крохи на внешние воздействия, увеличивает познания в области, что можно кушать, а что нельзя.

Игры, улучшающие мелкую моторику

Гармоничное развитие маленького человека немыслимо без игр, тренирующих мелкую моторику рук. Движения руками, пальцами у детей в 2-3 года напрямую связаны с работой головного мозга – способствуют лучшему развитию речи, логики, зрительной координации движения.

Творчество

При выполнении творческих заданий у ребёнка может не всё получаться сразу. Требуется терпение родителей, чтобы малыш научился всё делать сам:

  • рисовать красками и карандашами, раскрашивать крупные рисунки раскрасок;
  • вырезать ножницами простейшие фигуры;
  • лепить из пластилина, глины или теста палочки и шарики;
  • делать аппликации и поделки из картона, цветной бумаги, другого подручного материала.

Играть с ребёнком в подобные игры следует только со взрослыми, которые объяснят и подробно расскажут, покажут, в какой последовательности следует изготавливать ту или иную поделку. Малыш в 2 года под руководством родителей делает сначала только несложные действия: раскрашивает крупное изображение, приклеивает, вырезанную взрослым, фигурку. Ближе к 3 годам эти навыки закрепляются и ребёнок многое уже может делать самостоятельно (под контролем взрослого).

Все дети любят рисовать. По тому, в какую руку ребёнок берёт карандаш или кисточку, определяется будущий «левша» или «правша». Не рекомендуется перекладывать насильно предметы из левой руки в правую, так как такие методы вообще отобьют охоту творчества. Даже если непонятно, что изобразил ребёнок, малыша желательно похвалить, чтобы поощрить его старание.

Упражнения и игры на развитие познавательной и речевой активности.

Старайтесь как можно больше привлекать внимание ребёнка к рассматриванию картинок в книжках. Разговаривайте с ним, показывая изображения животных, знакомых ребёнку предметов, людей. Называйте и объясняйте ребёнку всё, что он видит перед собой. Повторяйте нужное слово несколько раз, попросите показать тот предмет, который вы назвали, а затем попросите его самого назвать слово. Побуждайте малыша называть картинки или повторять вслед за взрослым, задавайте ему вопросы: «Что делает мальчик?», «Где спряталась курочка?» и т.д. На основе расширения ориентировки ребёнка в ближайшем окружении развивайте у малыша понимание речи и активизируйте его словарь. Чаще рассматривайте вместе с ребенком различные картинки с понятным ему сюжетом, обсуждайте их, придумывайте небольшие рассказы. При этом взрослый должен давать ребёнку образец правильной речи: говорить нужно неторопливо, доступно для понимания малыша. Новые слова и фразы необходимо употреблять и повторять многократно для постепенного усвоения ребёнком. Развитию правильной артикуляции (произношению) звуков помогает воспитание у малыша привычки смотреть во время речи на собеседника и, таким образом, следить за движением губ, языка. В игровой форме следует учить ребёнка чётко выговаривать слова, поправлять при неправильном произношении. Обязательно хвалите малыша и отмечайте его успехи.

Развивайте у ребёнка умение по словесному указанию находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси вазочку для варенья», «Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Грибок на верхней полочке», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»). Малыш 3 лет должен уверенно различать понятия «большой-маленький», использовать слова-определения (кислый, сладкий, мягкий и др.).

С ребёнком 2-3 лет можно и нужно говорить и о том, что сейчас не находится в после его зрения, что он видел сегодня утром на прогулке или даже некоторое время тому назад. Это развивает не только его речь, но и тренирует память, слуховое внимание, учит понимать речь окружающих без наглядного сопровождения.

Читайте ребёнку стихи, потешки, считалки, пойте песенки.

Малышам нужно читать короткие стихи, несложные ритмически, с понятными ребёнку образами. Это в первую очередь русские народные стихи, песни, прибаутки. Не обязательно специально разучивать с детьми стихотворения, они сами их без труда запоминают, если стихи время от времени повторять.

Не забывайте народное творчество: «Пошел кот под мосток…», «У Алёнки в гостях», «Привяжу я козлика…», «Как у нашего кота…», «Котик серенький…», «Пошел котик на торжок…», «Кисонька-Мурысенька…», «Водичка-водичка…», «Наша Маша».

Сказки: «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Курочка ряба», «Репка», «Теремок».

Произведения современной русской и зарубежной литературы. А. Барто «Бычок», «Лошадка», «Слон»; Е. Благинина «С добрым утром», «Дождик»; М. Клокова. «Мой конь»; С. Маршак «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке»; В. Сутеев «Цыпленок и утёнок», «Три котёнка», «Кто сказал «мяу»?» и др..

Желаем удачи в воспитании Вашего малыша!

Источник

Консультация для родителей

“Особенности речевого развития детей 2 – 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни”

 До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Резко возрастает активный словарь ребенка: к концу второго года жизни это около 300 слов, а в трехлетнем возрасте до 1500 слов. В этот период появляются в речи малыша предложения, правда, слова в них еще грамматически не связаны между собой. Конечно, каждый ребенок индивидуален, и речь у всех развивается своими темпами. Дети любят подражать, и это качество можно использовать в обучении. Например, имитация голосов животных – это не только веселая игра, но и полезное упражнения для развития речи.

Читайте также:  Принципы умственного развития ребенка

После двух лет у ребенка все более совершенствуется произношение, но все же оно еще сильно отличается от произношения взрослых. Многие звуки произносятся смягченно, отдельные звуки в словах то заменяются другими, то переставляются или совсем опускаются. Многие дети в этом возрасте еще не могут правильно произносить шипящие, свистящие звуки и звук Р. Это происходит в силу того, что дети еще не очень хорошо воспринимают на слух звуковые различия.

Поэтому родителям в это время необходимо уделять больше внимания развитию слухового внимания, речевого дыхания, голоса малыша.

С каждым днем растет интерес ребенка к окружающему его миру. Он все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Уровень развития речи ребенка зависит от воспитания. Главным средством развития речи ребенка 2-3 лет, как и более младшего возраста, является общение со взрослыми и речь взрослых.

Развивая речь, нужно заботиться не сколько о том, чтобы ребенок произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слышимые и произносимые слова были подкреплены живыми образами, конкретным содержанием.

А для этого надо не только говорить с ребенком о том или другом, но и знакомить его с реальным миром вещей, явлений, событий.

Необходимо, чтобы Ваш малыш то, о чем с ним говорят, видел своими глазами, слышал своими ушами и по возможности при этом действовал своими руками. Надо расширять его личный опыт, наглядно обогащать его знания, обогащать его восприятие внешнего мира через органы чувств (зрение, слух, осязание и др.) и через различные действия с предметами и вещами.

В этот период малыша особенно интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это»?

Пользуйтесь этим благоприятным моментом, больше общайтесь с ребенком, таким образом, накапливая его пассивный словарь.

В норме к концу третьего года ребенок употребляет распространенные предложения и пользуется основными частями речи (существительные, глаголы, прилагательные) хотя согласует их не всегда грамматически правильно. Малыш уже настолько владеет речью, что может понятно для окружающих объяснить, что ему нужно, рассказать о том, что видел или слышал.

С ребенком 2-3 лет можно и нужно говорить и о том, что сейчас не находится в после его зрения, что он видел сегодня утром на прогулке или даже некоторое время тому назад. Это развивает не только его речь, но и тренирует память, учит вслушиваться в чужую речь и понимать ее без наглядного сопровождения.

Чаще рассматривайте вместе с ребенком различные картинки с понятным ему сюжетом, обсуждайте их, придумывайте небольшие рассказы. При этом взрослый должен давать ребенку образец правильной речи.

Особые рекомендации специалистов по развитию речи детей 2-3 лет:

С большим удовольствием дети слушают рассказы о других детях, об известных им животных.

Рассказ должен быть кратким, простым. Не нужно перегружать его лишними описаниями и рассуждениями.

Взрослые знают, как любят малыши стихи. Их радует ритм стиха, они обогащают детские переживания, развивают мышление, пробуждают любовь к художественному слову и родному языку.

Малышам нужно читать короткие стихи, несложные ритмически, с понятными ребенку образами. Это в первую очередь русские народные стихи, песни, прибаутки. Не обязательно специально разучивать с детьми стихотворения, они сами их без труда запоминают, если стихи время от времени повторять.

Рассматривая картинки в книжках, журналах, называйте и объясняйте ребенку все, что он видит перед собой. Повторяйте нужное слово несколько раз, попросите показать тот предмет, который вы назвали, а затем попросите его самого назвать слово. Обязательно хвалите малыша и отмечайте его успехи.

Ваш малыш, конечно, уже знает основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый).

Чаще обращайте его внимание в повседневной жизни на цвета предметов, задавайте наводящие вопросы: «Какого цвета у тебя кофточка? А сапожки?» Когда ребенок рисует, обязательно подчеркивайте, краской или карандашом какого цвета он рисует.

На третьем году жизни дети начинают все более активно использовать в своей речи глаголы для образования свой действий и действий окружающих людей.

Помогайте ему в этом – называйте все, что делаете сами, и комментируйте то, что делает малыш.

Постепенно вводите речь ребенка прилагательные. Старайтесь, чтобы в вашей речи их было как можно больше, тогда они будут появляться в речи малыша. Так же полезно для разрешения словаря ребенка подбирать слова с противоположным значением.

Первые предложения, употребляемые ребенком, состоят из двух, трех слов, еще не согласующихся между собой. Правда ребенок еще не редко ошибается в падежных окончаниях, в согласовании прилагательных с существительными.

В таких случаях надо спокойно поправить ребенка. Например, по аналогии с предложением «капаю землю лопаткой» говорит «капаю савкой». В таких случаях надо поправить ребенка и обязательно предложить ему повторить сказанное в правильном варианте.

В семьях, где ребенка излишне опекают, не воспитывают самостоятельности, стараются предугадать малейшее его желание, у ребенка не развивается потребность в речевом общении. Взрослые даже говорят за него самого, не побуждают к самостоятельным высказываниям.
Важная роль в развитие речи ребенка принадлежит художественному слову. Даже совсем маленькие дети любят слушать и очень рано начинают реагировать на ритмически организованную речь. Стихи, потешки, прибаутки, особенно сопровождаемые игровыми действиями, радуют детей на протяжении раннего детства. Им доступны простейшие сказки – «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок». Малыши этого возраста живо воспринимают, быстро запоминают и начинают повторять коротенькие стихи.

Больше возможности для развития речи открываются во время прогулок с ребенком. Яркое, летнее солнце, зеленая листва кустарников, или пушистые снежинки – все это привлекает ребенка и может послужить темой для разговора с ним. Но при условии, что это время вы посвящаете ребенку, а не общению со своими знакомым.

Если же Вас что-то беспокоит или настораживает в речевом общении ребенка на данном возрастном этапе, то следует обратиться за индивидуальной консультацией к учителю- логопеду.

Источник