Педагогическая работа с семьей ребенка с проблемами в развитии

Елисеева Наталья Александровна

Методические рекомендации «Психолого-педагогическая и психокоррекционная помощь семьям в воспитании детей с ОВЗ»

Содержание психолого-педагогической и психокоррекционной помощи семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии, носит комплексный характер.Оно определяется:

– целью (помощь родителям в формировании готовности к эффективному взаимодействию со своими детьми);

– содержанием (состоящим на внедрении педагогических, психологических и медицинских знаний);

– методами коррекции (обучающие игры, анализ ситуаций, арттерапия и пр.);

– профессиональным составом специалистов, привлекаемых к работе (педагоги, психологи, логопеды, медицинские работники).

Реализация комплексного подхода к осуществлению психолого-педагогического сопровождения семей с детьми, имеющих недостатки в развитии, позволяет через оптимизацию внутрисемейной атмосферы, гармонизацию межличностных, супружеских, родительско-детских и детско-родительских отношений решать проблемы дифференциальной и адресной помощи проблемному ребенку.

Разнообразные формы и методы обучения в государственных образовательных учреждениях (в частности в дошкольном учреждении, далее ДОУ, работа с детьми, имеющими недостатки развития, включают такую семью в поле коррекционного воздействия в качестве основного стабилизирующего фактора социальной адаптации ребенка. Работа с семьей становится одним из важнейших направлений в системе психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии.

К работе с семьей, имеющей ребенка с проблемами в развитии, следует подходить с гуманистической позиции, ориентировать родителей на опережающую подготовку к жизни, вырабатывать у них умения мыслить категориями будущего, формировать позитивные перспективы его развития. Наиболее эффективная модель взаимодействия семьи и педагогов ДОУ – сотрудничество, партнерство, что невозможно без установления доверительных и доброжелательных взаимоотношений. Установление таких отношений предусматривает некую поэтапность.

Первый этап – изучение проблем ресурсов семьи, ее стрессовый фактор, внутрисемейной атмосферы, отношения родителей к своим детям, моделей воспитания в семье, психологического портрета родителей, а также определяется вероятность «прогноз» развития семьи: благоприятный или неблагоприятный.

Также огромное значение в плане будущей успешной жизнедеятельности семьи имеет изучение личностных качеств самих детей, имеющих проблемы в развитии. Следует подчеркнуть, что у всех детей с отклонениями в развитии имеются нарушения в эмоционально-волевой и личностной сферах (Л. С. Выготский, Ж. И. Шиф).

В процедуре изучения эмоционально-личностной сферы детей и их взаимоотношений с родителями применяют экспериментальные диагностические методики:

– методика «Фильм-тест» (Р. Жиль);

– методика «Два дома» (И. Вандвик и П. Экбланд);

Далее рассмотрим методику «Два дома» подробнее.

Цель методики: изучение общения ребенка с членами своей семьи.

Описание методики: на горизонтально расположенном листе бумаги психолог рисует два дома. Слева – ровный красный дом, справа – неровный черный дом, со съехавшей крышей. Оба дома состоят из нескольких этажей и трех квартир на каждом этаже.

Инструкция: «Посмотри, перед тобой два дома. Видишь (указывает на красный дом, этот дом построен специально для тебя. Дом очень красивый и в нем будешь жить ты. Покажи, где ты будешь жить». Психолог записывает его имя в клетку, которую указал ребенок. Далее спрашивает ребенка о том, кто будет жить вместе с ним («А кого ты хочешь взять с собой в домик? Ты можешь поселить кого хочешь, ведь это твой дом!»). Экспериментатор вписывает имя жильца в указанную клетку и спрашивает, кто этот человек.

Когда ребенок поселит всех, психолог замечает: «Есть еще и второй дом. Надо ведь и там кому то жить. Кого ты поселишь в него?» При этом говорить о том, что второй дом «черный и плохой» запрещено.

Оценка результатов: в первую очередь обращают внимание на то, всех ли членов семьи ребенок размещает в «своем» доме. Если он кого-то «забывает» или переселяет в «плохой» дом, то это свидетельствует о неоднозначном или негативном отношении ребенка к этому члену семьи. При этом оценивают быстроту ответа. Если в семье гармоничные отношения и ребенок любим, то он располагает в «своем» домике всех близких.

– рисуночные тесты: «Рисунок человека», «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Дом, дерево, человек», кинетический рисунок семьи;

– методика «Лесенка для детей» (В. В. Ткачева).

Экспериментальное изучение личностных особенностей, внутрисемейных отношений и воспитательскихпозиций родителей может включать следующий диагностический инструментарий:

Читайте также:  Оценка развития ребенка что это

– анкета «Психологический тип родителя» (В. В. Ткачева);

– социограмма «Моя семья» (В. В. Ткачева);

– тест-опросник родительского отношения – ОРО (А. Я. Варга, В. В. Столин);

– методика «Анализ семейных взаимоотношений» – АСВ (Э. Г. Эйдемиллер);

– методика «История жизни с проблемным ребенком» (В. В. Ткачева).

Психологическое заключение содержит рекомендации психокоррекционных занятий у психолога образовательного учреждения. Родителям могут рекомендовать пролонгированное консультирование у психолога с дальнейшим посещением индивидуальных и групповых психокоррекционных занятий.

Второй этап – установление между педагогами ДОУ и родителями доброжелательных межличностных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Важно заинтересовать родителей работой, которая предполагается с ними проводиться, сформировать у них положительный образ ребенка.

Третий этап – формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им специальных знаний.

Четвертый этап – совместное со взрослыми исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества.

К организационным формам, которые используют в ДОУ для осуществления непрерывной связи с семьями воспитанников,относят: коллективные, индивидуальные формы и наглядную стендовую информацию.

Коллективные формы работы с семьями:

1)Родительские собрания: родителям говорят о целях и задачах, стоящих перед специалистами учреждения, по развитию и коррекции нарушенных функций у детей. Им объясняют, что успешность этого процесса обеспечивают семья и ДОУ, разделяя ответственность за развитие детей между собой.

2)Дни открытых дверей: возможность для родителей присутствовать на любом занятии, прогулке, принимать участие в разных мероприятиях.

3)Открытые занятия для родителей: организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по обучению и воспитания детей, методикой обучения, требованиями педагогов и специалистов.

4)Клубная работа: привлечение родителей к взаимодействию с учреждением и их обучение навыкам коррекционной работы с детьми.

5)Родительский лекторий: форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания, помогающая вырабатывать единые подходы к воспитанию детей. Лучший лектор – сам педагог. Главное в лекции – научный анализ воспитательных явлений, ситуаций.

6)Конференция: форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Проводятся раз в году, требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей.

7)Вечер вопросов и ответов: проводится после опроса родителей или составления по группам проблемных вопросов, которые возникают в воспитании детей и взаимоотношения с ними. Приглашаются специалисты.

8) Педагогическая дискуссия (диспут): форма повышения педагогической культуры. Позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем. Готовиться нужно заранее, познакомиться с темой, основными вопросами, литературой. Необходимо ввести спор, выслушать все выступления, сделать вывод. Темой диспута может служить любая спорная проблема семейного воспитания (например, «Инклюзия – за и против»).

9) Организация дней рождений,участие в проведении детских праздников и досуговых мероприятий: участие родителей наполняет этот процесс атмосферой домашнего уюта и родительского тепла.

Индивидуальные формы работы с семьями:

1)Индивидуальные беседы и консультации специалистов: основную нагрузку несет психолог, подобные мероприятия позволяют найти ответы специалиста на волнующие всех вопросы.

2)Выполнение домашних заданий с детьми: родители привлекаются к участию в коррекционно-развивающем процессе.

3)Открытые индивидуальные занятия с ребенком в присутствии родителей: способствуют повышению психолого-педагогической грамотности родителей.

Формы наглядной информации:

1)Информационные стенды для родителей: для систематического ознакомления родителей с содержанием коррекционно-образовательной и воспитательной работы.

2)Тематические стенды для родителей: информация об особенностях психического развития детей.

3) «Настольная» информация. Силами педагогического коллектива и под руководством психолога могут создаваться рукописные журналы.

4) Тематические выставки и экспозиции с результатами творческой деятельности детей: родителям демонстрируют успехи детей, а также показывается как, даже при тяжелом недуге ребенка, можно развивать у него творческие способности.

Таким образом, существует большое количество методик, как психологических, так и педагогических, позволяющих выявить в процессе комплексного обследования специфику личностных и межличностных нарушений в отношениях между членами семьи. Это дает нам возможность определить систему коррекционных видов помощи семье.

Читайте также:  Развитие ребенка составляем предложение

Сочетание всех форм организационной работы с семьями воспитанников ДОУ позволяет:

– привлечь родителей к взаимодействию со специалистами; сформировать у них мотивацию к тесным контактам с педагогами, воспитателями, психологами с целью получения наиболее полной информации о ребенке и путях его развития;

– повысить психолого-педагогическую грамотность родителей, сообщить им информацию о том, как заниматься с ребенком дома и как его развивать вне стен специального дошкольного учреждения;

– вовлечь родителей в коррекционно-развивающую, реабилитационную и досуговую работу с детьми.

Источник

Роль семьи в коррекционно-педагогической работе с детьми,

имеющими нарушения в развитии

Середина Елена Валерьевна

Учитель-логопед МБУ «СРЦдН» Ивнянского района Белгородской области

Аннотация. Основной целью консультирования семей, имеющих детей с нарушениями речи является оказание учителем – логопедом коррекционно-педагогической помощи в ходе специально-организованной беседы, направленной на осознание родителями сути проблемы и способов ее решения. Семья обязана формировать здоровую, развитую личность, готовую к семейной и общественной жизни.

Ключевые слова: семья, коррекция, метод, обучение, консультирование, психологическое здоровье семьи, семейные отношения, развитие, речевые нарушения, дети с нарушениями в развитии.

Методы воспитания детей в семье имеют свою специфику. Выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, стиля отношений в семье, родительской роли и т.д. Влияние на ребенка родителей индивидуальное, основано на конкретных поступках. Методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них.

В основном все родители используют общие методы семейного воспитания: личный пример, поощрение, убеждение, наказание.

В некоторых семьях создаются и используются воспитывающие ситуации. Средства решения воспитательных задач в семье разнообразны: труд, учение, авторитет родителей, духовный и моральный климат семьи, национальные традиции, обычаи, слово, радио, телевидение и т.д.

Выбор и применение методов родительского воспитания опирается на ряд общих условий: 1) Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказываются на выборе методов. Эта группа родителей обычно выбирает наглядные методы; 2) Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: чем увлекаются, что читают, какие поручения выполняют, какие отношения с педагогами и одноклассниками, взрослыми, что ценят больше всего в людях и т.д;

3) Когда родители, отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно используются практические методы. Общение ребенка с родителями во время просмотра телепередач, совместного труда, прогулок дает хорошие результаты: дети более откровенны, что позволяет родителям лучше понять детей. 4) Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов и средств, форм воспитания. Следовательно, овладеть секретами педагогического воздействия и воспитания – практическая необходимость.

Основные задачи родителей в коррекционно-педагогическом процессе зависят от возраста детей.

В возрасте от 0 до 3 лет родители стимулируют психофизическое развитие ребенка с помощью эмоционально-теплового общения, тактильных, зрительных и слуховых стимулов. В игровой форме общения производится стимуляция двигательной, речевой активности, развитие пространственной ориентировки у ребенка. Мать организует охранительный режим для ребенка, ведет дневник наблюдений.

В возрасте 3-4 лет у детей развивают психические процессы: память, внимание, мышление; речь, общую и мелкую моторику рук, формируют навыки общения, самообслуживания и личной гигиены, организуют сюжетно-ролевые игры, расширяют представления ребенка об окружающем мире, организуют его отдых, выбирают дошкольное учреждение и участвуют в организации работы со специалистами. Родители организуют охранительный режим для ребенка, ведут дневник наблюдений.

В возрасте 5-6 лет родители организуют режим дня ребенка, совместно со специалистами готовят ребенка к школе. Родители формируют у детей самостоятельность и трудовые навыки, развивают творческие способности и интересы, ведут дневник наблюдений.

Таким образом, основными задачами родителей, являются:

  • Родителям необходимо знать особенности развития ребенка, создать спокойную домашнюю атмосферу с режимными ограничениями, которые продиктованы состоянием ребенка;
  • Постоянное наблюдение за соматическим и психологическим состоянием ребенка с ведением дневника наблюдений;
  • Овладение основами специальной педагогики и психологии, навыками проведения в домашних условиях занятий по коррекционному развитию и воспитанию, обучению своих детей;
  • Обеспечение своевременного приема медикаментозных средств детьми с нарушениями в развитии, наблюдения за их действием и информировании врача;
  • Овладение основами правовых знаний, касающихся детей с ОВЗ и детей группы риска по отклонениям в развитиях;
  • Участие в деятельности реабилитационных центров, обучающих семинарах, школах для родителей детей с нарушениями в развитии;
  • Родителям необходимо сформировать адекватную самооценку, правильное отношение к нарушению в развитии, дефекту речи, включать в жизнь ребенка посильную игровую деятельность.
Читайте также:  Этапы развития ребенка от рождения таблица

Самым важным условием психологического комфорта для ребенка является единство и

понятность требований, которые предъявляют к нему взрослые.

Особое внимание родители и педагоги должны уделять развитию речи детей. Для развития у детей всех сторон устной речи: правильного звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя речи и связной речи родителям необходимо – оказать посильную помощь своему ребенку в постановке звуков, учитывая рекомендации логопеда и педагогов. Воспитателю и специалистам в детском учреждении организовать в течении года целенаправленную работу с детьми по профилактике и коррекции звукопроизношения и развитию других сторон речи.

Для развития звуковой стороны речи родителям необходимо по рекомендациям логопеда или другого педагога проводить со своим ребенком специальные игровые упражнения, способствующие устранению и предупреждению нарушений в звукопроизношении. Проводить игровые упражнения по развитию фонематического слуха, речевого внимания. Для развития мелкой моторики рук проводить игровые упражнения («Белка», «Пальчик-мальчик» и др.). Родители могут давать детям в домашних условиях под контролем вырезать ножницами, собирать мозаику, конструктор, лепить из пластилина и т.д. Педагоги проводят в течение года фронтальные и индивидуальные занятия по развитию звуковой культуры речи. Систематически проводят артикуляционную гимнастику, игры и игровые упражнения для развития речевого внимания, фонематического слуха (определять на слух наличие звука в слове), речевого дыхания, мелкой моторики рук, используя специальные упражнения и занятия по видам детской деятельности предусмотренных образовательной программой.

В целях обогащения и формирования словарного запаса у детей родители могут читать детскую и художественную литературу, беседовать с детьми, обращать особое внимание на то, из чего сделаны предметы, какой они формы, цвета, размера, расширять обобщающие понятия: игрушки, фрукты, овощи, одежда, мебель, дикие и домашние животные, транспорт и т.д. Педагоги формируют и развивают словарь детей в процессе всех видов детской деятельности на занятиях, прогулках, режимных моментах и т.п. Проводят игровые упражнения, сюжетно-ролевые игры на закрепление обобщающих слов, осмысленное употребление антонимов. Учат детей осуществлять подбор действий к предмету, объекту, вырабатывают понимание значений обобщающих слов.

Для формирования грамматического строя речи педагоги упражняют детей в правильном употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения, в образовании имен существительных во множественном числе, родительном падеже множественного числа, учат пользоваться глаголами. Проводят речевые игры и специальные упражнения по ознакомлению детей с некоторыми способами словообразования. Родители стремятся, чтобы речь всех взрослых, окружающих ребенка, соответствовала нормам литературного языка.

Развитию связной речи способствует обмен впечатлениями родителей с детьми после просмотра мультфильма, прочтения сказки, стихотворения и т.п. Логопед и воспитатели обучают ребенка составлению и распространению простых предложений, знакомят с видами простых предложений, различных по цели высказывания, упражняют в умении интонационно отражать цель высказывания. Знакомят детей с правилами ведения диалога, используя театрально игровую деятельность. Дети учатся составлять рассказы по сюжетным картинам, сериям картин, по представлению.

Важно знать!!! Роль родителей и педагогов в развитии ребенка очень велика.

Родителям и педагогам для речевого развития детей необходимо создать в окружении ребенка культурную, богатую речевую среду и всячески способствовать активизации детской речи.

Список литературы:

  1. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения [Текст] / Г.М.Бреслав. – М., 1990.
  2. Михнева, Е.Б. Участие родителей в коррекционно-воспитательной работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста [Текст] / Е.Б.Михнева. – М., 1990.
  3. Никулина. В.Д. Рекомендации по психо-коррекционной работе с семьями, воспитывающими проблемного ребенка[Текст] / В.Д.Никулина // Воспитание и обучение ребенка с нарушениями в развитии. – 2002.-№4.
  4. Жукова Н.С. Логопедия. Основы теории и практики/ Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б.Филичева.-М.:Эксмо, 2015.-288с.:ил.

Источник