Педагогическая помощь семье в развитии ребенка

Сюзанна Аванесян
Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника

Психолого-педагогическая поддержка семьи

в воспитании дошкольника

На современном этапе развития общества отчетливо проявляются проблемы воспитания в семье, правильности педагогического подхода к воспитанию ребенка. Непосредственное влияние на процесс воспитания детей имеют следующие характерные признаки семьи: структура, условия жизни, культурный потенциал, сфера деятельности, внутрисемейные отношения. Большое значение имеет также уровень педагогической культуры родителей.

Проблема психолого-педагогической поддержки семьи в воспитании дошкольника является актуальной, так как семья в современном мире претерпевает существенные изменения, выдвигающие ряд психолого-педагогических проблем: воспитание детей в малодетной семье; необходимость разработки новых технологий поддержки неполных, в большинстве случаев семей; разработка и реализация технологий психологического и социально-педагогического сопровождения семьи и др. Отмеченные общие тенденции характеры и для молодых семей. Кроме того, молодые семьи, ориентированы в данном периоде на другие ценности (саморазвитие, достижение, сохранение собственной индивидуальности) и жизненные сферы (обучение и образование, общественная и профессиональная жизнь, увлечения, нежели воспитание детей и не имеют опыта семейного воспитания.

Таким образом, психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании детей – это целенаправленная система мер психолого-педагогического характера, способствующих повышению воспитательного потенциала семьи и тем самым обеспечивающих условия для полноценного развития личности и социализации ребенка.

Психолого-педагогическая поддержка семьи осуществляется на разных этапах деятельности педагога-психолога ДОУ: диагностическом, прогностическом, практическом, заключительном.

Психолого-педагогическая поддержка семьидолжна быть направлена на:

• улучшение семейного микроклимата;

• формирование положительных взаимоотношений в семье;

• повышение педагогической культуры родителей путем их активного просвещения;

• формирование совместными усилиями полноценной личности ребенка, подготовке его к школе.

Реализуя задачу психолого-педагогической поддержки семьи, важно помнить, что приоритетная роль семьи в воспитании и развитии ребенка заключается, прежде всего, в том, что родители выступают для него «эмоциональным тылом», «обеспечивая базисную потребность в психологическом контакте и безусловном принятии». С такой позиции взаимодействие психолога с родителями должно быть направлено, в первую очередь, на укрепление эмоциональных связей в семье, обогащение и оздоровление внутрисемейных родительско-детских отношений. Иными словами, содержание взаимодействия детского сада с семьей не должно дублировать формы и методы общественного воспитания, оно должно отражать специфику вклада семьи в воспитание, развитие и социализацию дошкольника, а для этого необходима информация об уровне психолого-педагогической культуры родителей, их представлениях и приоритетах в воспитании и развитии дошкольника.

У многих родителей, имеющих разный уровень психолого-педагогической культуры, отмечается недостаточное понимание, принятие ребенка, осознания того, что его эмоциональная сфера – базовая основа личности, необходимости психологической защиты и обеспечения эмоционального благополучия ребенка. Отсюда неумение справляться с собственными личностными проблемами без вреда для эмоционального самочувствия ребенка.

В МБДОУ д/с №23 г. Ставрополя наиболее часто используются следующие формы организации психолого-педагогической поддержки семьи:

консультативно-рекомендательная;

информационно-просветительская;

практические занятия для родителей;

организация «круглых столов», семинаров, клубов.

В МБДОУ д/с №23 г. Ставрополя в рамках психолого-педагогической поддержки семьи на этапе диагностики используются анкета, позволяющая определить родительскую позицию и характер взаимодействия с ребенком; метод беседы, направленный на выявление особенностей воспитания ребёнка в семье, анкета для родителей по изучению эмоционально-волевой сферы ребенка, тест «Каково моё отношение к моему ребёнку», опросник «Шкала степени отверженности ребёнка в семье», тест «Какой я родитель?», тест «Я и мои дети», опросник А. Я. Варги и В. В. Столина, опросник «Анализ семейной тревоги» (АСТ, опросник «Взаимодействие ребенка с родителем».

Анализ полученных в ходе диагностического этапа данных,позволяет сделать следующие выводы:

1. Большинство воспитанников МБДОУ д/с №23 г. Ставрополя характеризуются частыми подъёмами и спадами настроения, раздражительностью, наличием страхов, нервозностью, болезненностью, плаксивостью, конфликтностью, агрессивностью.

2. 3% родителей внешний вид ребёнка доставляет им неприятные ощущения, 24% – интеллектуальные возможности детей, 59% – их речь. У 43% родителей неприятные ощущения вызывает поведение ребенка, у 3% – его двигательная неловкость. 3% родителей ответили, что их ничего не беспокоит. По всей видимости, это тот небольшой процент родителей, которые не осознают наличие проблем в развитии их детей, или пытаются скрыть их.

97% родителей считают своих детей добрыми и любящими.

35% родителей утверждают, что их дети проявляют свою любовь через ласки, 84% – через поцелуи и объятия, 51% – говорят о своей любви, 3% – делают то, что не нравится родителям (с целью обратить внимание родителей на себя, т. к. они испытывают недостаток внимания, нуждаются в нем).

22% родителей кричат на детей, если они их чем-либо раздражают, 27% – «могут шлепнуть», 38% – пытаются подавить свой гнев, но при этом им самим становится плохо, 3% родителей ведут разъяснительные беседы.

32% родителей испытывают сильное раздражение, когда подавляют свой гнев, вызванный чем-либо в ребенке, 3% – испытывают желание «наброситься» на него и сделать все по-своему, 14% – испытывают слабость, подавленность, 14% – чувство собственной беззащитности, 14% говорят о том, что в таких случаях им хочется плакать, 8% испытывают желание просто оставить ребенка в покое на некоторое время, 35% испытывают потребность побыть одному, 3% родителей не испытывают гнева к своему ребенку ни при каких обстоятельствах.

22% родителей с помощью слов и ласки добиваются любви своего ребенка ; 35% – «просто любят; 8% – «никак»; 3% считают, что все происходит само собой; 8% родителей стараются не обижать ребенка, чтоб добиться его любви; 8% – проводят с ним больше времени; а 5% родителей – покупают что-либо в этих целях.

3. В МБДОУ д/с №23 2% детей практически отвержены в семье и семейная ситуация для них крайне неблагоприятная. 24% детей чаще всего чувствуют себя отвергнутыми и ситуация для них в семье неблагоприятная. 37% детей могут периодически немного раздражать родителей, но ситуация для них в семье средне благоприятная. 37% детей чувствуют себя любимыми, нужными, необходимыми, и ситуация для них в семье благоприятная.

Читайте также:  Познавательное развитие мы дружные ребята

4. 54% родителей считают, что Ребенок – самая большая ценность в их жизни. Они стремятся не только понять, но и узнать его, относятся к нему с уважением, придерживаются наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, они действуют правильно и могут надеяться на хорошие результаты.

Для 46% родителей забота о ребенке – вопрос первостепенной важности. Они обладают способностями воспитателя, но на практике не всегда применяют их последовательно и целенаправленно. Порой они чересчур строги, в других случаях излишне мягки, кроме того, Они склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Им следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

Среди обследованных семей не было выявлено таких, у которых есть серьезные проблемы с воспитанием ребенка, которым недостает либо знаний, либо желания сделать ребенка личностью.

5. 10% родителей можно упрекнуть в нерешительности и желании пустить все на самотек. Если они не изменят своего поведения, то могут не дождаться исполнения мечты о дружной семье, где каждый готов помочь другому, способен сочувствовать и сопереживать.

5% родителей слишком активно берут на себя роль старшего, который должен вмешаться во все дела детей, не давая им действовать самостоятельно. Им кажется, что достаточно сказать веское слово взрослого человека, и все конфликты, которые неизбежно возникают между детьми, решаться сами собой. Эта в корне неправильная позиция неизбежно повлечет за собой поистине трагические ошибки.

У 85% родителей отношения с детьми вполне благополучные (или близкие к тому, чтобы ими стать). Конечно, без ссор между детьми в их семьях не обходится, но их гораздо меньше, чем в большинстве других семей. Остается продолжать в том же духе и не терять доверие, которое существует между ними и их малышами.

6. 74% семей нравится их ребенок таким, какой он есть. Они уважают индивидуальность ребенка, симпатизируют ему, ребенок рассматривается как самоценность. Такие родители стремятся проводить как можно больше времени с ребенком, одобряют его интересы и планы.

26% семей воспринимают своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Им кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей. По большей части родители испытывают к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Они не доверяют ребенку. Зачастую неприятие ребенка сочетается с жестким контролем, регламентацией всей жизни ребенка, с императивным навязыванием ему «единственно правильного» типа поведения. В практике работы подобное отношение может отмечаться у одиноких матерей, в период бытовой неустроенности и супружеских конфликтов.

77% семей стремятся к симбиотическим отношениям с ребенком. Они ощущают себя с ребенком единым целым, стремятся удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни. Родители постоянно ощущают тревогу за ребенка, который кажется им маленьким и беззащитным. Если стремление к симбиотическим отношениям выражается в реальности, то данную группу детей можно отнести к гиперопекаемым.

7. 9% обследованных семей характеризуется наличием нервно-психического напряжения в отношениях между родителями и детьми.

2% семей испытывают чувство вины (в плане наличия недостатков в физическом и психическом развитии своего ребенка).

В 2% семей выявлена семейная тревога.

8. 18% родителей показали очень низкую степень суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, жестокости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми. 82% – среднюю степень.

4% родителей выражают контролирующее поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль может проявляться в мелочной опеке, навязчивости, ограничительности; низкий контроль может приводить к полной автономии ребенка, к вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку либо следствием любования.

60% родителей испытывают среднюю степень эмоциональной близости к своим детям.

29% родителей сотрудничают со своими детьми, что как нельзя лучше отражает характер взаимодействия. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признание его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей. 4% родителей показали низкий уровень сотрудничества с детьми, что может быть результатом нарушений отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания.

Последовательность родителя является важным параметром взаимодействия. В этой шкале отражается, насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, в своем отношении к ребенку и применении наказаний и поощрений. Непоследовательность родителя (32%) может быть следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности.

4% родителей считают, что их мнение, поступки, действия являются авторитетными для детей. 64% родителей считают, что их поступки не оказывают никакого влияния. 32% родителей думают, что их поступки имеют среднюю силу влияния.

89% родителей показали среднюю степень удовлетворенности, что может свидетельствовать о наличии некоторых нарушений в структуре родительско-детских отношений, возможных конфликтах или об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией.

На основе полученных результатов был запланирован прогностический этап психолого-педагогической поддержки семьи в воспитании дошкольника,а именно:

– проведение занятий по предупреждению агрессивности в поведении,

– снижению эмоционального напряжения (комплекс релаксационных упражнений, техники музыко- и арттерапии,

– созданию положительного эмоционального настроения в группе и нормализации степени социально-психологического климата в детском коллективе,

– проведение просветительской работы с родителями,

– в рамках практической работы участие родителей в тренинговых занятиях: (тренинг комфортного общения, семинарах-практикумах, «минутках снятия эмоционального напряжения» – релаксационных упражнениях. Задачей коррекционной работы является нормализация взаимоотношений внутри семьи, выработка единого и адекватного понимания проблем ребенка.

В целях повышения педагогической и правовой культуры родителей в вопросах развития и воспитания детей; установления доверительных отношений между семьёй и ДОУ осуществляется работа клуба «Мамина школа». Повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей на заседаниях клуба «Мамина школа» осуществляется через консультативную работу. При психолого-педагогическомконсультировании родителей выделяют конкретные задачи:

Читайте также:  Седативные периоды развития мозга ребенка

1. Выявить возрастные и индивидуальные особенности в развитии ребенка;

2. Определить причину первичных и вторичных отклонений в развитии;

3. Выявить позицию родителей по отношению к ребенку (принятие-отвержение) и способы взаимодействия родителей со своим ребенком (адекватные-неадекватные);

4. Организовать педагогическую помощь родителям; психологическую поддержку в разрешении личных проблем, накладывающих отрицательный отпечаток на характер семейного воспитания;

5. Повысить уровень их компетентности в области психолого-педагогических знаний о закономерности развития ребенка;

Можно предложить следующие темы консультаций для родителей:

Психологический климат в семье – залог психического здоровья ребенка.

– Если Ваш ребёнок берёт чужие вещи.

– 10 правил, как научить ребёнка слушаться.

Семья и воспитание.

– Ночные кошмары (или Если ребёнку приснился страшный сон).

– Упрямство (родитель – ребёнок).

Семья как фактор развития у ребёнка способности к сопереживанию.

– Если у ребёнка закрепилась вредная привычка.

– Научите ребёнка делать добро.

– Ссоры в присутствии детей.

– Отцы утратили ориентиры.

– 20 способов утихомирить разбушевавшегося ребёнка.

– Родители + дети = дружба или Как сохранить покой в семье.

Итак, изучение научной литературы по данной проблеме и применение её на практике позволило сделать вывод о том, что родителей, имеющих особого ребенка, следует подготовить к тому, что его воспитание в семье потребует много духовных и физических сил. Несправедливое отношение к ребенку со стороны взрослых может проявляться не только в откровенной неприязни, ненависти, но и в виде безразличного отношения. В результате он становится подозрительным, у него вырабатывается недоверие к людям, переходящее постепенно в озлобленность.

Взрослый выступает по отношению к ребенку важнейшим фактором и условием его физического и душевного здоровья, которое зависит от преобладания определенных жизненных норм в поведении ребенка, а это, особенно на ранних ступенях возрастного развития, полностью зависит от родителей. Чем богаче человеческая личность духовно, тем серьезнее и ответственнее она относится к детям.

Повышение уровня педагогической компетентности родителей помогает оказывать психолого-педагогическую помощь ребенку на качественно новом уровне, со знанием особенностей возрастного развития ребенка, закономерностей, задач, сущности процесса социальной реабилитации. Основанием для оценки результатов труда родителей являются обученность и воспитанность ребенка, его способность к вхождению в социальную среду. Взрослея, ребенок должен постепенно приобретать способность управлять своими желаниями, ставить цели, направленные на преобразование самого себя. Очень важно выработать у ребенка психологическую уверенность в собственной полноценности, подготовить его к доступным ему видам деятельности. Опыт психолого-педагогической помощи родителям и их детям с отклонениями в развитии позволяет не только скоррегировать, но и предупредить появление вторичных отклонений в развитии, достичь максимально возможного личностного становления каждого ребенка с целью интеграции его в общество.

Источник

Семья выступает важнейшим институтом социализации личности, она формирует у ребенка психологическую основу гражданской идентичности, ценностей и модели нравственного поведения. Ценности, приобретенные в семье, могут трансформироваться под воздействием дальнейшего опыта социализации, но именно в детстве закладывается фундамент мировоззрения человека.

        Под влиянием сложившейся в ходе семейного воспитания системы ценностей, потребностей и мотивации формируется отношение к стране, ее народам, историческому и культурному наследию.

       В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, сотрудничество с семьей в образовательном процессе является основным принципом дошкольного образования (раздел I, п.1.4., пп.5).

      Одной из целей, на решение которых направлен ФГОС ДО, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (раздел I, п.1.6., пп.9).

     Федеральный  государственный          образовательный стандарт дошкольного образования  является  основой для оказания помощи родителям  в  воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой  коррекции нарушений их        развития (раздел I, п.1.7., пп.6).

     Основными направлениями работы дошкольной образовательной организации с семьей, в соответствии с ФГОС ДО, являются:

1. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи

2. Повышение компетентности родителей

3. Помощь семье в воспитании и образовании ребенка

4. Участие родителей в образовательной деятельности ДОО

     Для реализации указанных направлений необходимо учитывать основные принципы сотрудничества с семьей.

Принцип 1. Понимание педагогами и родителями функций и роли друг друга в воспитании и образовании ребенка дошкольного возраста.

Принцип 2. Максимально полное, деликатное изучение семьи воспитанника.

Принцип 3. Открытость педагога к семье.

Принцип 4. Активная позиция всех участников: педагог, семья, ребенок.

      Каждая семья индивидуальна по своему виду, составу, социальному положению; каждый родитель имеет свои ожидания от педагога дошкольной организации, имеет свои представления о содержании воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста. Поэтому для эффективного  построения работы педагогам детского сада нужно глубоко изучать семью с тем, чтобы понять ее особенности, потребности, трудности и ожидания.

Формы работы с родителями воспитанников по изучению семьи:

1. Письменные формы:

– анкета «Будем знакомы»;

– анкета «История моей семьи»;

– опросник;

– родительское сочинение;

–  «Неоконченные предложения» и другие.

2.  Устные формы:

– интервью;

– беседа;

– синквейн и другие.

3.  Дистанционно-анонимные:

– переписка по электронной почте;

– форум;

– «Почтовый ящик» и другие.

4.  Наблюдения:

– ребенка в разных видах деятельности

-семьи в ситуациях совместной деятельности (общение, образовательная, спортивная, досуговая, трудовая, игровая деятельность).

5.   Проективные игровые и рисуночные методики:

– Рисунок семьи;

– Рисунок несуществующего животного;

– Дерево;

– Четыре персонажа;

– Почта;

– Домики и другие.

Педагогическая поддержка семьи и повышение  компетентности родителей

Задачи:

1.Психолого-педагогическое сопровождение процесса семейного воспитания дошкольников,  в соответствии с индивидуальными особенностями, потребностями, запросами.

2.Повышение компетентности родителей в вопросах развития и семейного воспитания ребенка дошкольного возраста.

Формы работы:

1.Традиционные фронтальные формы: собрания, консультации, семинары.

Читайте также:  Оценка проверка развития ребенка

2.Традиционные индивидуальные формы: беседы,  консультации.

3.Интерактивные формы: детско-родительский клуб, родительская школа, конференция, тренинг, деловая игра.

4.Вовлечение семьи в образовательный процесс: управляющий совет, образовательные проекты, трудовая, конкурсная, досуговая деятельность, акции.

Указанные формы работы реализуются по двум направлениям:

1) для массового контингента семей воспитанников;

2) для дифференцированных групп семей:

-семьи детей различных возрастных категорий;

-семьи будущих первоклассников;

-различные категории неблагополучных семей;

-семьи детей с поведенческими проблемами;

-семьи детей с особыми потребностями;

-семьи одаренных детей

-семьи детей, не посещающих ДОУ.

       Здоровье рассматривается как интегральная характеристика физиологического, психического, и функционального развития детей с высоким уровнем адаптивности к среде.

Именно в дошкольном детстве:

– закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие;

– формируются основные движения – бег, ходьба, ползание, лазание,

– прыжки, осанка и т.д.; а также необходимые навыки и привычки;

– приобретаются  базовые  физические  качества  –  сила,  ловкость,

– выносливость, равновесие и  другие.

– вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

      Здоровый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован и тем самым становится более развитым.

      Анализируя состояние здоровья современных детей, исследователи выделяют факторы риска в сохранении и укреплении этого здоровья, выделили их значимость в различных условиях, разработали теоретические основы формирования ЗОЖ с учетом принципов и подходов.

По мнению Т.Э.Токаевой задачами физического образования являются:

охрана и укрепление здоровья;

– формирование двигательных умений;

– развитие физических качеств;

– накопление знаний о физической культуре;

– создание условий для реализации ребенком потребности в двигательной активности;

– воспитание потребности в здоровом образе жизни;

– физическое и психологическое благополучие.

     Под здоровьесбережением понимается система мероприятий, обуславливающая сохранение здоровья на всех этапах онтогенеза, защиту от нарастающих болезнетворных сущностей (биологических, химических, психических, физических по своему происхождению).

А здоровьеформирование рассматривается как процесс становления позитивной Я-концепции, интегрирующим элементом которой является внутренняя картина здоровья.

Так же, по мнению Токаевой Т.Э необходимо создать условия, способствующие физическому развитию детей:

– во-первых, обеспечение целостности психолого-педагогического процесса с учетом СанПин и потребностей ребенка;

– во-вторых, использование здоровьесберегающих образовательных технологий, которые позволяют организовать процесс воспитания и обучения таким образом, чтобы ребенок мог усваивать культуру человечества без излишнего для данного возраста физического и психического напряжения, подрывающего его здоровье;

– в-третьих,  достижение  высокого  уровня  качества  образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволит и педагогам, и родителям строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными требованиями и уровнем развития общества, и одновременно – без излишней нагрузки на детей;

– в-четвертых,   обогащение   предметно-пространственной   среды, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития и самореализации;

– в-пятых, использование программ физического и валеологического развития, обеспечивающих формирование ключевых компетенций в области здоровьесбережения и здоровьеформирования (ценностно-смысловой, информационной, коммуникативной) с учетом индивидуальных особенностей детей;

– в-шестых, медицинский контроль за физическим развитием детей.

     Наиболее благоприятные условия физического развития детей дошкольного возраста могут быть созданы в семье компетентных родителей.

Отсюда требуется формирование необходимых знаний у родителей о закономерностях психофизического развития детей, новообразованиях, связанных с психомоторным развитием, необходимых направлениях и условиях взаимодействия с детьми в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности. Именно эта работа создаст целую плеяду компетентных родителей.

     Отсюда основные задачи, которые направлены на формирование компетентности родителей:

– содействовать мотивации педагогов ДОУ, направленной на повышение эффективности физического воспитания и оздоровления детей (потребность в обучении новым технологиям и программам);

– активизировать родительский воспитательный потенциал в поддержке деятельности ДОУ по формированию интереса детей к физкультуре и здоровью, корректировать их педагогическую позицию;

– способствовать  становлению  педагогической  компетентности  и педагогической рефлексии молодых родителей в вопросах здоровьясбережения: питание, закаливание, ритуальная физкультура, здоровьесберегающим и здоровьеформирующим, восстановительным технологиям, физкультурным занятиям, спорту, активному отдыху и др.;

– обучать специалистов ДОУ современным здоровьесберегающим и здоровьеформирующим технологиям с целью организации системы работы с мамами и папами на всех этапах развития ребенка.

      Повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровьесбережения детей дошкольного возраста предполагает под собой следующие задачи:

– Содействовать развитию представлений у родителей об организации физического воспитания, что включает в себя вопросы правильного питания, закаливания, адекватной возможностям ребенка физической нагрузки и организации двигательной активности, о моделировании режима дня, повышении резистентности организма, об использовании мер по уравновешиванию нервных процессов в течение дня.

– Обучать практическим навыкам взаимодействия с ребенком в процессе совместной физкультурно-оздоровительной деятельности на каждой ступени детства: в младшем дошкольном возрасте, среднем дошкольном возрасте и старшем дошкольном возрасте.

– Развивать положительное отношение родителей к осуществлению физкультурно-оздоровительной деятельности как деятельности особо значимой для здоровья и полноценного развития малыша.

       Таким образом, работа по физическому воспитанию детей многоплановый процесс, включающий развитие физических качеств, формирование понимания здорового образа жизни.

      На сегодняшний день существует большое противоречие в понимании родительской компетентности. Родители все больше понимают необходимость самообразования и саморазвития в части воспитания детей, но не все осознают главного принципа родительской компетентности.

     Родительская компетентность формируется в процессе целенаправленного организованного взаимодействия педагогов с семьей. В структуре педагогической компетентности родителя выделяется пять основных компонентов: информационная (когнитивная), мотивационная, технологическая, коммуникативная, аналитическая.

     Вся эта структура формируется во взаимодействии с дошкольным учреждением и проводится в разнообразных формах. Многообразие форм взаимодействия с родителями, которые используются в работе детского сада, способствуют созданию положительной атмосферы, повышению настроя родителей на эффективное восприятие консультационной информации, осознанию своей роли в воспитании ребенка в целом и в физическом развитии в частности.

Источник