Педагогическая поддержка развития ребенка
Педагогика поддержки ребенка в современном образовании.
1 «Мозговой штурм»
- Для чего нужна педагогика поддержки?
- Какую позицию занимает взрослый в ситуации поддержки?
- Что является предметом деятельности ребенка взрослого при осуществлении педагогической поддержки?
Ответы Педагогика поддержки необходима для того, чтобы процесс обучения и воспитания носил личностно ориентированный характер. При ее осуществлении главным предметом деятельности ребенка и взрослого является проблема ученика. От характера проблемы зависит выбор тактики педагогических действий.
2. Одним из важнейших направлений модернизации российского образования является обеспечение условий для развития индивидуальности ребенка. На смену авторитарной по характеру и социоцентрической по направленности педагогической деятельности идет практика гуманистического личностно-ориентированного обучения и воспитания детей.
Давайте обратимся к терминологии.
Под педагогикой поддержки понимается деятельность педагога по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении и, наконец, с жизненным и профессиональным самоопределением.
А в чем же состоит суть педагогики поддержки состоит в том, чтобы помочь учащемуся преодолеть то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности и развивать при этом потребность в успешности самостоятельных действий. Ключевое слово здесь — «помощь» ребенку
Педагогика поддержки
То есть педагогическая поддержка –это
- помочь другому обрести уверенность;
- подкрепить то положительное, что есть в личности;
- удержать от того, что мешает развитию, является тяжестью, грузом.
От того, насколько вовремя мы заметим, правильно поймём и будем корректно содействовать решению проблемной ситуации, в которой находится ученик, будет зависеть успешность педагогического влияния на развитие личности школьника, на становление и проявление его индивидуальности.
Каковы же нормы педагогики взаимодействия:
а) любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;
б) Совместность, сотрудничество, содействие .Приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески , умение слушать, слышать и услышать;
в) уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений; Приоритет самого ребенка в решении собственных проблем«Ребенок – главное» – правило педагогической поддержки. Педагог лишь создает для этого условия, помогая осознать суть проблемы, и предлагает свою помощь в поисках ее решения или оказывает косвенное влияние на самостоятельные действия ученика.
г) ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов; Соблюдение принципа конфиденциальности. Это крайне важно для доверительного общения с детьми, особенно при проведении диагностических методик, интимно-личных бесед и консультаций. Только при полном доверии к взрослому помощь будет принята ребенком и, возможно, станет импульсом к активной внутренней работе.
д) признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление;
е) поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы,
ж) умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен;
з) собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку.
Вы знаете, нормы педагогики взаимодействия – это нормы нравственности каждого из нас.
А каковы же средства педагогической поддержки?
3. Средства педагогической поддержки ребенка делятся на 2 группы.
Первая группа средств обеспечивает общую педагогическую поддержку всех учащихся и создает необходимый для этого тон доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества. Это внимательное, приветливое отношение учителя к ученикам, доверие к ним, привлечение к планированию урока, создание ситуаций взаимного обучения, использование деятельностного содержания, игр, различных форм драматизации, творческих работ, позитивная оценка достижений, диалогичное общение и др.
Вторая группа средств направлена на индивидуально-личностную поддержку и предполагает диагностику индивидуального развития, воспитанности, выявление личных проблем детей, отслеживание процессов развития каждого ребенка.
4. Вся деятельность по организации педагогической поддержки в школе строится поэтапно и включена в следующую структуру, которая имеет свое назначение, содержание и последовательность действий: диагностика, реализация и итоги, т.е. мониторинг.
Диагностический этап, который направлен на выявление потенциала ребенка как основы разрешения его социально – педагогических проблем. Он предназначен для получения информации, необходимой для последующей деятельности педагога по оказанию поддержки.
Обратите внимание на экран. Здесь предоставлена диагностическая таблица по разным направлениям.
Здесь нам необходима и учебная, и психологическая диагностика и диагностика здоровья.
Реализационный этап – это включение ребенка в различные виды деятельности, организуется совместная работа по преодолению проблем. В качестве основной задачи этого этапа является поиск новых форм, методов и технологий работы с детьми
5. Методы педагогической поддержки
Хочу обратить внимание на методы педагогической поддержки на реализационном этапе.
1.Методы педагогической поддержки здоровья:
- Методы положительного эмоционального настроя (радостная перспектива, поощрения и похвала, самонаблюдение за своими эмоциями)
- Методы поддержки физического здоровья ребенка (физические упражнения и занятия спортом, «постепенность», массаж и самомассаж)
- Методы поддержки психического здоровья ребенка (устранение плохих привычек, выработка положительных черт характера, релаксация)
2. Методы развития духовно-нравственных и гражданских чувств:
- Методы, связанные с поддержкой нравственной сферы ребенка (увлечение «добрым»делом, традиция, личный пример)
- Методы укрепления чувств ответственности (доверие, просьба, беседа – размышление, лекции, поручения)
- Методы укрепления воли ребенка (напоминание, сомнения, достижение согласия с самим собой)
3. Методы педагогической поддержки развития способностей:
- Методы развития аналитико – рефлексивных способностей (наблюдение, коллективный анализ деятельности, рефлексии)
- Метод поддержки развития интеллектуальных способностей («мозговой штурм», «деловая игра», психотренинг)
- Методы поддержки развития организаторских способностей (творческое выполнение задач, игры, поручения, упражнения)
3. Методы педагогической поддержки развития способностей:
- Методы поддержки развития организаторских способностей (творческое выполнение задач, игры, поручения, упражнения)
- Методы поддержки развития коммуникативных способностей (создание воспитывающих ситуаций, коммуникативный тренинг, творческий поиск)
4. Методы развития самостоятельной личности:
- Метод поощрения
- Метод «ролевой игры»
- Метод самодиагностики
- Метод самооценки
- Метод самоорганизации
- Метод самореализации
- Метод самоконтроля
- Метод самопрогнозирования
Итоговый этап – это анализ и оценка результата практической деятельности.
Реализация педагогики поддержки способствует тому, что учащиеся активно принимают участие в различных интернет-конкурсах, в которых даются результаты формирования различных компетенций.
Сравнивая результаты школьного мониторинга с независимой экспертизой мы можем увидеть, что расхождения несущественны.
В заключении я хочу сказать, что вовремя полученная поддержка освобождает ребенка от множества нерешенных проблем, которые постоянно накапливаются и не позволяют ему быть самим собой, а значит — полноценно жить и учиться.
Памятка
«Этапы, основные направления и способы осуществления
педагогической поддержки ребёнка
в решении личностно значимой для него проблемы»
Этапы педагогической поддержки | Содержание деятельности |
I. Сигнальный | 1. Определение проблем ребёнка: Обращение родителей к педагогу или администрации школы; Тревожные суждения об ученике одноклассников и учителей, работающих в этом классе; Попытка ребёнка прямо или косвенно показать педагогу, что он нуждается в помощи. 2. Обеспечение психологической готовности педагога к восприятию проблемы ребёнка и совместному с учащимися поиску путей и способов её решения. 3. Консультации педагога у специалистов: психолога, медицинского работника и др. |
II.Контактно-созидательный | Определение эмоционально-психологического состояния школьника, его готовности к общению. Обеспечение эмоционально-положительного настроения ребёнка к беседе, устранение психологических барьеров. Поиск и установление первоначального контакта с учеником. |
III. Диагностический | Организация доверительной беседы с учащимся. Диагностика («раскодирование») проблемы ребёнка. Определение причин возникновения проблемы. |
IV. Проектный | Учащийся при помощи учителя направляет свои усилия не на поиск способов избавления от проблемы, а на перевод её в конструктивное русло. Ребёнок при поддержке педагога определяет пути и способы решения проблемы. Ребёнок и взрослый договариваются о варианте взаимодействия в деятельности по решению проблемы. |
V. Деятельностный | 1. Осуществление ребёнком плана намеченных действий по решению проблемы. 2. Педагогическая поддержка усилий ребёнка. |
VI. Результативно-аналитический | совместное обсуждение с ребёнком успехов и неудач на предыдущих этапах деятельности. Констатация факта разрешения проблемы или переформулирование затруднения. Осмысление ребёнком нового жизненного опыта, накопленного в процессе решения проблемы. |
Источник
Ñóùíîñòü ïåäàãîãè÷åñêîé ïîääåðæêè, åå âëèÿíèå íà ñàìîðàçâèòèå ëè÷íîñòè. Êðèòåðèé àäåêâàòíîñòè äåéñòâèé è áåçäåéñòâèÿ ïåäàãîãà. Íîðìû ïåäàãîãè÷åñêîé ïîääåðæêè, çàëîæåííûå â ïðîôåññèîíàëüíóþ ïîçèöèþ ó÷èòåëÿ. Âàðèàíòû ðåøåíèÿ ïðîáëåìíûõ ñèòóàöèé íà óðîêå.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru
Äîêëàä
íà òåìó:
«Ïåäàãîãè÷åñêàÿ ïîääåðæêà ðåáåíêà»
Ââåäåíèå
ïåäàãîãè÷åñêèé óðîê ïîääåðæêà
Ïðîáëåìà ïåäàãîãè÷åñêîé ïîääåðæêè ðåáåíêà ÿâëÿåòñÿ îäíîé èç àêòóàëüíûõ ïðîáëåì ñîâðåìåííîé ïåäàãîãè÷åñêîé íàóêè è ïðàêòèêè, ïîñêîëüêó îò òîãî, êàê ïåäàãîã ïîääåðæèâàåò ðåáåíêà, çàâèñèò åãî ðàçâèòèå êàê ëè÷íîñòè. Ïîýòîìó îäíà èç ãëàâíûõ çàäà÷ ïåäàãîãîâ ñåãîäíÿ – ñòðîèòü ñâîè îòíîøåíèÿ ñ äåòüìè íå íà óðîâíå «ó÷èòåëü – ó÷åíèê», à íà óðîâíå «÷åëîâåê – ÷åëîâåê».  òðàäèöèîííîé ñèñòåìå âîñïèòàíèÿ ðåàêöèÿ ïåäàãîãîâ íà ïðîáëåìû øêîëüíèêîâ èìååò, â îñíîâíîì, ñòèõèéíûé, ñèòóàòèâíûé õàðàêòåð. Ó÷èòåëÿ â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ðåàãèðóþò òîëüêî íà âíåøíå ïðîÿâëÿþùèåñÿ äåéñòâèÿ è ïîñòóïêè ó÷åíèêîâ è âûñòóïàþò, êàê ïðàâèëî, â ðîëè «ñêîðîé ïîìîùè»: íàêàçàíèå äðà÷óíîâ, íàñòàâëåíèÿ ïî ïîâîäó âíåøíåãî âèäà, ìàíåð, âûçîâ ðîäèòåëåé, æàëîáû êëàññíîìó ðóêîâîäèòåëþ, à â êðàéíèõ ñëó÷àÿõ ýòî äàæå ðàçáèðàòåëüñòâà ñ ïðèìåíåíèåì ñîâåòà øêîëû, ñîâåòà îáùåñòâåííîñòè è äðóãèõ îðãàíèçàöèé ïîäîáíîãî òèïà.
Òàêîãî ðîäà äåÿòåëüíîñòü ïåäàãîãîâ ãðåøèò îäíîñòîðîííîñòüþ è, êàê ïðàâèëî, íîñèò õàðàêòåð âìåøàòåëüñòâà. Ìîòèâû ó÷èòåëÿ, íà ïåðâûé âçãëÿä, âïîëíå áëàãîðîäíû è îáîñíîâàíû: çàáîòà î æèçíè è çäîðîâüå ðåáåíêà, æåëàíèå íàó÷èòü åãî îáùàòüñÿ, ïîëó÷àòü çíàíèè – ñäåëàòü âñå, ÷òîáû èç ó÷àùåãîñÿ ïîëó÷èëñÿ ×åëîâåê. Íî ôîðìà ïîìîùè ïðè ýòîì íå âñåãäà àäåêâàòíà íàìåðåíèÿì, è ÷àñòî âûëèâàåòñÿ â íàçèäàíèå, ïðèêàç, óãðîçó, ÷òî ìîæåò âûçâàòü ëèøü îòâåòíóþ ãðóáîñòü, íåïîä÷èíåíèå èëè ëåíü, àïàòèþ.
Ïîìîùü, ïðîÿâëÿþùàÿñÿ êàê âìåøàòåëüñòâî, èñêëþ÷àåò àêòèâíîå ó÷àñòèå äðóãîãî ñóáúåêòà âçàèìîäåéñòâèÿ (ðåáåíêà) è ïîòîìó íåïðîäóêòèâíà. Âíóòðåííèé êîíôëèêò, äóøåâíàÿ ðàíà, âûçâàâøèå ê æèçíè òî èëè èíîå äåòñêîå ×Ï, êàê ïðàâèëî, èãíîðèðóþòñÿ ïåäàãîãîì.  ðåçóëüòàòå ó ðåáåíêà âîçíèêàåò ïîòðåáíîñòü çàùèòèòüñÿ îò ó÷èòåëÿ, ïðèñïîñîáèòüñÿ ê ñèòóàöèè, ñïðÿòàâ ïîäàëüøå ñâîå «ÿ», ÷òîáû îíî îñòàëîñü èíäèâèäóàëüíî, òàêèì, êîòîðîå îáåñïå÷èâàåò êîìôîðòíîå ñîñòîÿíèå áûòèÿ.
Âîò ïî÷åìó ïåäàãîãè÷åñêàÿ ñèñòåìà, îðèåíòèðîâàííàÿ íà ðåáåíêà, èìååò äåëî íå òîëüêî ñ âíåøíèìè ïðîÿâëåíèÿìè, íî è ñ åãî âíóòðåííèìè ìîòèâàìè, óñòðåìëåíèÿìè, ïîòðåáíîñòÿìè. È çàäà÷à ïåäàãîãà ñîñòîèò â íàõîæäåíèè ñðåäñòâ è ñïîñîáîâ, ïîçâîëÿþùèõ ðåáåíêó ðàñêðûòü ëè÷íîñòíûé ïîòåíöèàë, à äëÿ ýòîãî ïîíÿòü ïðîáëåìû ðåáåíêà, íå íàâÿçûâàÿ åìó ñâîå èõ âèäåíèå.
Ñóùíîñòü ïåäàãîãè÷åñêîé ïîääåðæêè
Ïåäàãîãè÷åñêàÿ ïîääåðæêà êàê ïåäàãîãè÷åñêîå ÿâëåíèå ðîäèëàñü èìåííî òîãäà, êîãäà ó÷èòåëÿ è âîñïèòàòåëè âïåðâûå ïîñòàâèëè âîïðîñ î ïðè÷èíå õàðàêòåðèñòèê ðàçâèòèÿ ðåá¸íêà, êîãäà ñòàëè âñìàòðèâàòüñÿ â ãëóáèíó ïðîöåññà ñòàíîâëåíèÿ ëè÷íîñòè.
×òî æå òàêîå ïåäàãîãè÷åñêàÿ ïîääåðæêà?
Ïåäàãîãè÷åñêàÿ ïîääåðæêà – ýòî äåéñòâèÿ ïåäàãîãà â ñèòóàöèè, êîãäà ðåáåíîê â áûñòðî èçìåíÿþùèõñÿ îáñòîÿòåëüñòâàõ äåëàåò ñîçíàòåëüíûé, ñàìîñòîÿòåëüíûé, îòâåòñòâåííûé íðàâñòâåííûé âûáîð, à ïåäàãîã ïîääåðæèâàåò è íàïðàâëÿåò åãî â ýòîì ðàçâèòèè.
Ïîääåðæêà íåîáõîäèìà êàê â îáû÷íûõ ñèòóàöèÿõ – ïåðåæèâàíèå ðàäîñòè, âäîõíîâåíèÿ, ìîðàëüíîãî ïîäú¸ìà, òàê è â ïåðèîä çàòðóäíåíèÿ, ðåøåíèÿ ñëîæíûõ ëè÷íîñòíûõ ïðîáëåì, îñóùåñòâëåíèÿ ëè÷íîãî âûáîðà ïðè íåäîñòàòêå òåõ èëè èíûõ çíàíèé èëè óìåíèé è ò.ä. Èìåííî â ýòèõ ñèòóàöèÿõ ïîääåðæêè è íå õâàòàåò çà÷àñòóþ ñîâðåìåííûì ïîäðîñòêàì.
Ïîíÿòèå ïåäàãîãè÷åñêîé ïîääåðæêè áûëî ââåäåíî â îòå÷åñòâåííóþ íàóêó Î.Ñ. Ãàçìàíîì. Ïåäàãîãè÷åñêàÿ ïîääåðæêà – îòíîñèòåëüíî ñàìîñòîÿòåëüíîå ÿâëåíèå îáðàçîâàíèÿ â öåëîì, îñîáàÿ ñôåðà ïåäàãîãè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè – ïðåâåíòèâíàÿ è îïåðàòèâíàÿ ïîìîùü â ðàçâèòèè è ñîäåéñòâèè ñàìîðàçâèòèþ ðåáåíêà, êîòîðàÿ íàïðàâëåíà íà ðåøåíèå åãî èíäèâèäóàëüíûõ ïðîáëåì, ñâÿçàííûõ ñî çäîðîâüåì, ïðîäâèæåíèåì â îáó÷åíèè, îáùåíèåì, æèçíåííûì ñàìîîïðåäåëåíèåì. Ýòîò òåðìèí àâòîð ðàññìàòðèâàë ñ ïîçèöèè ïðîöåññà èíäèâèäóàëüíîãî ðàçâèòèÿ è ñàìîðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè ðåá¸íêà. [1]
Ïðåäìåòîì ïåäàãîãè÷åñêîé ïîääåðæêè îí ñ÷èòàë «ïðîöåññ ñîâìåñòíîãî ñ ðåá¸íêîì îïðåäåëåíèÿ åãî ñîáñòâåííûõ èíòåðåñîâ, öåëåé, âîçìîæíîñòåé è ïóòåé ïðåîäîëåíèÿ ïðåïÿòñòâèé, ìåøàþùèõ åìó ñîõðàíèòü ñâî¸ ÷åëîâå÷åñêîå äîñòîèíñòâî è ñàìîñòîÿòåëüíî äîñòè÷ü æåëàåìûõ ðåçóëüòàòîâ â îáó÷åíèè, ñàìîâîñïèòàíèè, îáùåíèè, îáðàçå æèçíè». [2]
Èòàê, ïîä ïåäàãîãè÷åñêîé ïîääåðæêîé ïîíèìàþò âîçäåéñòâèå, íàïðàâëåííîå íà ñîõðàíåíèå è óêðåïëåíèå ôèçè÷åñêèõ è äóõîâíûõ ñèë ðåá¸íêà â æèçíåííî âàæíûõ ñèòóàöèÿõ åãî ðàçâèòèÿ. Ýòî äåéñòâèÿ ó÷èòåëÿ â ñèñòåìå îòíîøåíèé, íàïðàâëåííûõ íà îêàçàíèå ïîìîùè â ñèòóàöèè «çäåñü è ñåé÷àñ».[5]
Íàçíà÷åíèå ïåäàãîãè÷åñêîé ïîääåðæêè íàìíîãî øèðå, ÷åì íàçíà÷åíèå ïðîñòî «ñêîðîé ïîìîùè», ò. ê. æèçíåííî âàæíûå ñèòóàöèè ìîãóò è íå íîñèòü ïðîáëåìíîãî õàðàêòåðà. Íàçíà÷åíèå ïåäàãîãè÷åñêîé ïîääåðæêè â òîì, ÷òîáû ñîäåéñòâîâàòü àêòèâíîñòè ðåáåíêà, åãî óñèëèÿì âî èìÿ ïîñòðîåíèÿ åãî æå ñîáñòâåííîé æèçíè.
Îòñóòñòâèå â øêîëå àäàïòàöèè ó÷åáíîãî ïðîöåññà ê èíäèâèäóàëüíûì îñîáåííîñòÿì äåòåé ïðèâîäèò ê ñíèæåíèþ è ïîòåðå èíòåðåñà ê ó÷åáå ó òåõ, êòî ó÷èòñÿ õîðîøî, ïðèíîñèò ðàçî÷àðîâàíèå òåì, êòî ó÷èòñÿ ïëîõî. Ðåàëüíîñòü, ñ êîòîðîé ðåáåíîê ñîïðèêàñàåòñÿ â ñâîåé æèçíè, íå èìååò îäíîçíà÷íûõ òðàêòîâîê â îòëè÷èå îò ðåàëüíîñòè ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè, ãäå ïðåîáëàäàåò îðèåíòàöèÿ íà «ïðàâèëüíûé îòâåò», ãäå âñåì çàäà÷àì è ïðîáëåìàì óãîòîâàíû âåðíûå ðåøåíèÿ. Èìåííî èç-çà ýòîãî ó÷àùèåñÿ ïîñòåïåííî íà÷èíàþò âîñïðèíèìàòü ó÷åáíûé ïðîöåññ êàê ëè÷íî íåçíà÷èìûé. Åñëè â ìëàäøåì øêîëüíîì âîçðàñòå ìîòèâàöèÿ îáó÷åíèÿ ÷àñòî íåóñòîé÷èâà, òî â äàëüíåéøåì îíà ïåðåðàñòàåò â ïðîáëåìû «òðóäíîãî âîçðàñòà». Òåíäåíöèÿ îò÷óæäåíèÿ íàðàñòàåò ïî ìåðå òîãî, êàê ðåá¸íîê ñòàíîâèòñÿ ñòàðøå. Èìåííî ïîýòîìó â ëè÷íîñòè ñîâðåìåííîãî ïåäàãîãà, êàê îòìå÷àåòñÿ âî ìíîãèõ èñòî÷íèêàõ, äåòÿì ïðåæäå âñåãî õîòåëîñü áû âèäåòü ïîíèìàíèå, äîáðîòó, äóøåâíîñòü è ÷óâñòâî þìîðà. Íà âòîðîé ïëàí îíè âûäâèãàþò êóëüòóðó è óòîí÷¸ííîñòü ëè÷íîñòè, øèðîêèé êðóã èíòåðåñîâ, èíèöèàòèâíîñòü, òðåáîâàòåëüíîñòü [7].
Òàêèì îáðàçîì, ñâîåâðåìåííàÿ, êâàëèôèöèðîâàííàÿ ïîääåðæêà ïåäàãîãà îêàçûâàåò áîëüøîå âëèÿíèå íà ñàìîðàçâèòèå ëè÷íîñòè è ÿâëÿåòñÿ âàæíåéøèì ôàêòîðîì ôîðìèðîâàíèÿ ïîëîæèòåëüíîé «ß- êîíöåïöèè» ðåá¸íêà, îäíàêî, îíà äà¸ò ïîëîæèòåëüíûå ðåçóëüòàòû òîëüêî ïðè ñîáëþäåíèè îïðåäåëåííûõ óñëîâèé åå îðãàíèçàöèè.
Ïåäàãîãè÷åñêàÿ ïîääåðæêà â êîíêðåòíîé ñèòóàöèè äîëæíà ðåàëèçîâûâàòüñÿ ñ ó÷¸òîì 2-õ ïîçèöèé: àêòóàëüíîé – çäåñü è ñåé÷àñ, êîòîðàÿ îðèåíòèðîâàíà íà êîíêðåòíóþ ïðîáëåìó ðåá¸íêà, è ïîòåíöèàëüíîé, êîòîðàÿ îðèåíòèðîâàíà íà âîçìîæíîñòè ëè÷íîñòè, íà çîíó áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ è èìååò áîëüøåå çíà÷åíèå äëÿ ðàçâèòèÿ ðåáåíêà. Äåÿòåëüíîñòü ïåäàãîãà ïî ñóòè ñâîåé äîëæíà ñîäåðæàòü ïåðñïåêòèâíî îðèåíòèðîâàííîå ðàçâèòèå ïîòðåáíîñòåé, ìîòèâîâ ïîâåäåíèÿ, óñòàíîâîê, öåííîñòíûõ îðèåíòàöèé è ò. ä., íà îñíîâå êîòîðûõ ðåá¸íîê äåéñòâèòåëüíî ñìîæåò ñâîáîäíî è îòâåòñòâåííî îïðåäåëèòüñÿ â äèíàìè÷íî èçìåíÿþùèõñÿ îòíîøåíèÿõ, ðàñêðûòü â íèõ è ðåàëèçîâàòü ñâîé ëè÷íîñòíûé ïîòåíöèàë. Îêàçûâàÿ ïîääåðæêó, ïåäàãîã äîëæåí ðàñêðûâàòü ðåáåíêó åãî âîçìîæíîñòè è ðåñóðñû.
Ïðîôåññèîíàëüíàÿ ïåäàãîãè÷åñêàÿ ïîääåðæêà ëè÷íîñòè äîëæíà íîñèòü äèíàìè÷åñêèé õàðàêòåð, ïðåäïîëàãàÿ ïîääåðæêó óñèëèé ñóáúåêòà âî âçàèìîäåéñòâèè ñ îêðóæàþùèì ìèðîì. Êðèòåðèåì àäåêâàòíîñòè äåéñòâèé è áåçäåéñòâèÿ ïåäàãîãà ÿâëÿþòñÿ ôèçè÷åñêèå è äóõîâíûå ñèëû ðåá¸íêà, åãî ãîòîâíîñòü ê âûïîëíåíèþ äåÿòåëüíîñòè â êîíêðåòíîé ó÷åáíîé èëè æèçíåííîé ñèòóàöèè. Çàäà÷à ïåäàãîãà – ïîìî÷ü ðåá¸íêó â îñìûñëåíèè ñâîèõ âîçìîæíîñòåé â ðåøåíèè ïðîáëåìû, â ïðèîáðåòåíèè îïûòà, â ðàçâèòèè ðåàëüíûõ îòíîøåíèé ñîòðóäíè÷åñòâà, â ñîõðàíåíèè ñâîåãî äîñòîèíñòâà. Áëàãîäàðÿ ýòîìó ðåáåíîê íà÷èíàåò ñìîòðåòü íà ñâîè òðóäíîñòè â íàñòîÿùåì êàê íà ïåðåõîäíóþ ôàçó. Íåãàòèâíûå ïåðåæèâàíèÿ ìîãóò áûòü îöåíåíû èì êàê öåííûé îïûò, ïîìîãóò åìó îñâîáîäèòüñÿ îò ñòðàõà, íåóâåðåííîñòè â ñåáå è ïðèíÿòü àäåêâàòíîå äëÿ äàííîé ñèòóàöèè ðåøåíèå. Ðåáåíîê, ïðèíèìàÿ ïîìîùü îò äðóãèõ, óäèâëÿåòñÿ, íà÷èíàÿ îñîçíàâàòü, êàêèìè ðåñóðñàìè îí ðàñïîëàãàåò [7].
Âçðîñëûå ÷àñòî íå çàìå÷àþò ñîñòîÿíèÿ ðåá¸íêà, ñîñðåäîòî÷èâøèñü íà ñâî¸ì, à ó ðåá¸íêà íàêàïëèâàåòñÿ âñ¸ áîëüøå è áîëüøå ñëîæíîñòåé, êîíôëèêòîâ, êîòîðûå îí íå ìîæåò ðåøèòü ñàì. È îí ñòðàäàåò îò ýòîãî. Èçìåíèòü ñèòóàöèþ ìîæåò ëèøü ïåäàãîã, êîòîðûé âûñòóïàåò íå êàê «îáâèíÿþùèé» èëè «ïîó÷àþùèé», à êàê âåðÿùèé â òî, ÷òî ðåá¸íîê â ñèëàõ ñàì ìíîãîå ïîíÿòü è èçìåíèòü – íàäî ëèøü ïîääåðæàòü åãî. Ïðè÷¸ì ïîääåðæêà äîëæíà îñóùåñòâëÿòüñÿ íå êàê îäîëæåíèå âçðîñëîãî, à êàê çàèíòåðåñîâàííîå âçàèìîäåéñòâèå ïàðòí¸ðîâ – ïåäàãîãà è ðåá¸íêà, äîáðîâîëüíî îáúåäèíèâøèõ ñâîè óñèëèÿ. Òàêîé òèï îòíîøåíèé ìîæåò áûòü ïîñòðîåí ÷åðåç äîãîâîð. Ýòî îòêðûòîå ïðîÿâëåíèå äîâåðèÿ ïàðòí¸ðîâ äðóã ê äðóãó, ãîòîâíîñòè ê îòêðûòîìó îáñóæäåíèþ âîçíèêàþùèõ ïðîáëåì è ïîèñêó ñîâìåñòíîãî, îáîþäíî óñòðàèâàþùåãî ðåøåíèÿ. Äîãîâîð äîëæåí ñòðîèòüñÿ íà ñîîòíåñåíèè âçàèìíûõ îáÿçàòåëüñòâ è îòâåòñòâåííîñòåé. Îí ïðåäïîëàãàåò äîáðîâîëüíîñòü, âçàèìîóâàæåíèå è ïîçâîëÿåò âçðîñëîìó ïîêàçàòü ðåá¸íêó îáðàçåö ðàçðåøåíèÿ ïðîòèâîðå÷èé íà ãóìàíèñòè÷åñêîé îñíîâå, èñêëþ÷àþùåé âñÿêîå íàñèëèå íàä ëè÷íîñòüþ è ìàíèïóëÿöèþ åþ. [3]
 ïåäàãîãè÷åñêîé òåîðèè è ïðàêòèêå ðàññìàòðèâàþòñÿ íîðìû ïåäàãîãè÷åñêîé ïîääåðæêè, êîòîðûå äîëæíû áûòü çàëîæåíû â ïðîôåññèîíàëüíóþ ïîçèöèþ ïåäàãîãà, ñðåäè íèõ:
1. Ëþáîâü ê ðåá¸íêó è, êàê ñëåäñòâèå, – áåçóñëîâíîå ïðèíÿòèå åãî êàê ëè÷íîñòè, äóøåâíàÿ òåïëîòà, îòçûâ÷èâîñòü, ìèëîñåðäèå, òåðïèìîñòü è òåðïåíèå, óìåíèå ïðîùàòü, óìåíèå âèäåòü è ñëûøàòü.
2. Ïðèâåðæåííîñòü äèàëîãîâûì ôîðìàì îáùåíèÿ ñ äåòüìè, óìåíèå ãîâîðèòü ñ íèìè ïî-òîâàðèùåñêè.
3. Óâàæåíèå äîñòîèíñòâà ðåáåíêà è äîâåðèå ê íåìó, ïîíèìàíèå åãî èíòåðåñîâ, îæèäàíèé è óñòðåìëåíèé.
4. Îïòèìèñòè÷íîå îæèäàíèå óñïåõà â ðåøåíèè ïðîáëåì ðåáåíêà, ãîòîâíîñòü îêàçàòü ñîäåéñòâèå è ïðÿìóþ ïîìîùü, îòêàç îò ñóáúåêòèâíûõ è êàòåãîðè÷íûõ îöåíîê è âûâîäîâ.
5. Ïðèçíàíèå ïðàâà ðåá¸íêà íà ñâîáîäó ïîñòóïêà, âûáîðà, ñàìîâûðàæåíèÿ; ïðèçíàíèå âîëè ðåá¸íêà è åãî ñîáñòâåííîãî âîëåèçúÿâëåíèÿ (ïðàâà íà «õî÷ó» è «íå õî÷ó»); ïðèçíàíèå ðàâíîïðàâèÿ ðåá¸íêà â äèàëîãå è ðåøåíèè ñîáñòâåííûõ ïðîáëåì è âûáîðå ñâîåé ëè÷íîé ïîçèöèè îòíîñèòåëüíî ÷åãî-ëèáî.
6. Ïîîùðåíèå è îäîáðåíèå ñàìîñòîÿòåëüíîñòè, íåçàâèñèìîñòè è óâåðåííîñòè â ñåáå; ñòèìóëèðîâàíèå ñàìîàíàëèçà.
7. Óìåíèå áûòü òîâàðèùåì äëÿ ðåá¸íêà; ãîòîâíîñòü è ñïîñîáíîñòü áûòü íà åãî ñòîðîíå, íè÷åãî íå òðåáóÿ âçàìåí.
8. Ñîáñòâåííûé ñàìîàíàëèç ó÷èòåëÿ, ïîñòîÿííûé ñàìîêîíòðîëü è ñïîñîáíîñòü èçìåíèòü ñâîþ ïîçèöèþ èëè îöåíêó.
È, êîíå÷íî æå, îñíîâíûì êðèòåðèåì ïîääåðæêè äîëæåí ñòàòü ïîñòîÿííûé âíóòðåííèé âîïðîñ ïåäàãîãà ê ñàìîìó ñåáå: «À õî÷ó ëè ÿ ñàì èìåííî òàêîãî îòíîøåíèÿ, òàêîãî æå äåéñòâèÿ ïî îòíîøåíèþ ê ñåáå?». [4]
Òåõíîëîãèÿ ïåäàãîãè÷åñêîé ïîääåðæêè
Ïåäàãîãè÷åñêàÿ ïîääåðæêà ìîæåò èìåòü ðàçíûå ôîðìû: ñîó÷àñòèå, ñîïåðåæèâàíèå, èíèöèèðîâàíèå, îêàçàíèå ïîìîùè è äð. Áîëüøîå çíà÷åíèå èìååò õàðàêòåð è ïîñëåäîâàòåëüíîñòü äåéñòâèé ïåäàãîãà â ïðîöåññå ïåäàãîãè÷åñêîé ïîääåðæêè.  ñâÿçè ñ ýòèì ìîæíî âûäåëèòü ñëåäóþùèå 5 øàãîâ ïåäàãîãè÷åñêîé ïîääåðæêè ñàìîðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè, êîòîðûå ïðåäëàãàåò Ñ.È.Ïîïîâà [5] íà ïðèìåðå øêîëüíîé ñèòóàöèè:
«Êëàññ. Óðîê. Ó÷åíèê âî âðåìÿ ðåøåíèÿ ó äîñêè ïðèìåðà îäíèì èç îäíîêëàññíèêîâ çàêðè÷àë ñ ìåñòà â åãî àäðåñ: «Êîëÿ ðåøàåò íåïðàâèëüíî! Îí äîïóñòèë óæå 2 îøèáêè!».
Âàðèàíòû ïåäàãîãè÷åñêîé ïîääåðæêè ó÷àùèõñÿ â äàííîé ñèòóàöèè:
Øàã 1. Âûÿâëåíèå ïðîáëåìû, ïåðåâîä ÷óâñòâåííîé ýíåðãèè â îáëàñòü ñîçíàíèÿ ñ ïîìîùüþ îïåðàöèé:
– àíàëèç è ñàìîàíàëèç ïðîáëåìû («Äà, Êîëÿ òàê ñòàðàëñÿ è ñïåøèë, ÷òî äîïóñòèë îøèáêè»);
– äåöåíòðàöèÿ îò ëè÷íîñòíûõ ïåðåæèâàíèé, ðàññðåäîòî÷åíèå âíèìàíèÿ è ñîïîñòàâëåíèå ñâîåãî âèäåíèÿ ñèòóàöèè ñ ïàðòí¸ðñêèì âèäåíèåì («Ñïàñèáî, ÷òî òû òàê âíèìàòåëåí è óâèäåë äîïóùåííûå îøèáêè»);
– îñîçíàíèå âîçìîæíûõ èñõîäîâ ïðîæèâàåìîãî ñîñòîÿíèÿ â çàâèñèìîñòè îò ýòàïà îðãàíèçóåìîé äåÿòåëüíîñòè («ß äóìàþ, Êîëÿ ñàì ïîïûòàåòñÿ èñïðàâèòü îøèáêè èëè â ñëó÷àå íåîáõîäèìîñòè îáðàòèòñÿ çà ïîìîùüþ»).
Øàã 2. Äèôôåðåíöèàöèÿ ïðîñòðàíñòâ îáúåêòèâíîé è ñóáúåêòèâíîé ðåàëüíîñòè îïåðàöèÿìè:
– àíàëèç îáúåêòèâíûõ è ñóáúåêòèâíûõ îêðóæàþùèõ îáñòîÿòåëüñòâ, ïåðåôîðìóëèðîâêà ïðîáëåìû («Êàê õîðîøî, ÷òî òû óâèäåë ýòè îøèáêè, è ìû âîâðåìÿ èõ èñïðàâèëè»);
– ïðåäâèäåíèå âîçìîæíûõ îòðèöàòåëüíûõ ðåçóëüòàòîâ, íàïðèìåð: «Èíà÷å ìû áû íå ïîëó÷èëè âåðíîãî ðåçóëüòàòà»;
– ïîèñê ñîâïàäàþùèõ èíòåðåñîâ, äåìîíñòðàöèÿ ñîãëàñèÿ ñ ñóáúåêòîì – («Äàâàéòå âíèìàòåëüíî ïðîâåðèì ïîñëåäîâàòåëüíîñòü âûïîëíåíèÿ äåéñòâèé â ýòîì ïðèìåðå»);
Øàã 3. Ïîìîùü â îáíàðóæåíèè ñîáñòâåííûõ ãðàíèö ëè÷íîñòíîãî ðàçâèòèÿ ñóáúåêòà îïåðàöèÿìè:
– ñîâìåñòíàÿ èëè ñàìîñòîÿòåëüíàÿ äåÿòåëüíîñòü («Äàâàéòå äàäèì Êîëå âîçìîæíîñòü ñàìîñòîÿòåëüíî íàéòè, íà êàêîì ýòàïå äîïóùåíà ïåðâàÿ îøèáêà. È êàæäûé ïðîâåðèò ïðàâèëüíîñòü ðåøåíèÿ â ñâîèõ òåòðàäÿõ»);
– ðàñøèðåíèå ðàìîê ïîçèòèâíîãî âîñïðèÿòèÿ ïàðòí¸ðà è ñèòóàöèè âçàèìîäåéñòâèÿ, âûÿâëåíèå ïîçèòèâíîãî â íåãàòèâå («Õîðîøî, ÷òî ìû äîïóñòèëè îøèáêó ñåé÷àñ – ýòî ïîìîæåò íàì îáðàòèòü âíèìàíèå íà ðåøåíèå ïðèìåðîâ òàêîãî òèïà»);
– ïðîåêòèðîâàíèå âîçìîæíûõ èçìåíåíèé â êîíêðåòíûõ óñëîâèÿõ, ðàçäåëåíèå îòâåòñòâåííîñòè è ïîèñê âçàèìîïðèåìëåìîãî âàðèàíòà ðåøåíèÿ («Â ñëåäóþùèé ðàç Êîëÿ áóäåò áîëåå âíèìàòåëüíûì è íå äîïóñòèò ïîäîáíûõ îøèáîê»). Ó÷àùèåñÿ ó÷àòñÿ ïîëîæèòåëüíîìó âîñïðèÿòèþ ðàçíîîáðàçíûõ æèçíåííûõ ñèòóàöèé, äàæå íåãàòèâíûõ, ò.å. îöåíî÷íîìó «ïåðåâ¸ðòûøó».
Øàã 4. Îðèåíòàöèÿ íà ðåñóðñû, àêöåíò íà áóäóùåì ëè÷íîñòíîì ðàçâèòèè. Îïåðàöèè:
– âåðà â ñèëû è âîçìîæíîñòè â êîíòåêñòå êîíêðåòíîé ïðîáëåìû («Ìû óæå ðåøàëè ïîäîáíûå ïðèìåðû, òåïåðü ïîïûòàéòåñü ñäåëàòü ýòî ñàìîñòîÿòåëüíî»);
– ïðîæèâàíèå àêòèâíîãî ñîñòîÿíèÿ íàìåðåíèÿ («Âñïîìèíàéòå, íà ÷òî íàäî îáðàòèòü âíèìàíèå»). Àêòèâíîå ñîñòîÿíèå íàìåðåíèÿ, íàïðàâëåííîå íà òðàíñôîðìàöèþ åãî â äåéñòâèå, ñïîñîáñòâóåò òîìó, ÷òî îðèåíòèðîâàííûå íà äåéñòâèå ñóáúåêòû ñ áîëüøåé âåðîÿòíîñòüþ ðåàëèçóþò ñâîè íàìåðåíèÿ è ïëàíû, ÷åì ëþäè, îðèåíòèðîâàííûå íà ïðîáëåìíûé ìîìåíò.
Øàã 5. Ïåðåâîä ïðîáëåìû â öåëü, ðàçëîæåíèå öåëè íà çàäà÷è:
– âçàèìíîå îáñóæäåíèå âàðèàíòîâ ðåøåíèÿ âîçíèêøåé ïðîáëåìû («Êòî çàòðóäíÿåòñÿ, ïðîñòàâüòå íàä ïðèìåðîì ïîñëåäîâàòåëüíîñòü äåéñòâèé»);
– îðèåíòàöèÿ íà äåéñòâèå («Âûïîëíèâøèé ñàìîñòîÿòåëüíî ìîæåò ïåðåéòè ê âûïîëíåíèþ áîëåå ñëîæíûõ çàäàíèé»);
– âîçëîæåíèå ïîëíîìî÷èé («Õîðîøî, ÷òî îáðàòèëè íàøå âíèìàíèå íà îøèáêè, äîïóùåííûå íà äîñêå, äàëüøå äàâàéòå ðåøàòü ñàìîñòîÿòåëüíî. Ïðè íåîáõîäèìîñòè ìîæíî îáðàòèòüñÿ çà ïîìîùüþ â ñèòóàöèè, êîãäà âû ïîïðîáîâàëè óæå íåñêîëüêî âàðèàíòîâ ðåøåíèÿ, íî íå ïîëó÷èëè âåðíîãî îòâåòà»).
 ðåçóëüòàòå òàêèõ «øàãîâ» äåòè â áîëüøåé ñòåïåíè íà÷èíàþò îñîçíàâàòü ñàìèõ ñåáÿ è ñâîè æåëàíèÿ, ïðîòèâîïîëîæíûå àñïåêòû ñàìèõ ñåáÿ, ñâîèõ ïñèõè÷åñêèõ ñîñòîÿíèé, à ýòî ïðèâåä¸ò ê äàëüíåéøåìó ëè÷íîñòíîìó ðîñòó è ñàìîðàçâèòèþ ëè÷íîñòè [6].
Çàêëþ÷åíèå
Òàêèì îáðàçîì, ïðîáëåìà ïåäàãîãè÷åñêîé ïîääåðæêè ðåáåíêà ÿâëÿåòñÿ äîñòàòî÷íî ðàçðàáîòàííîé â ñîâðåìåííîé ïåäàãîãè÷åñêîé íàóêå.
Áîëüøèíñòâî àâòîðîâ ñõîäÿòñÿ âî ìíåíèè î òîì, ÷òî â ïåäàãîãèêå íåò è íå áûëî íèêîãäà îäèíàêîâûõ ñèòóàöèé ïåäàãîãè÷åñêîé ïîääåðæêè. Ïîýòîìó êàæäîìó ó÷èòåëþ ïðèäåòñÿ âñÿêèé ðàç ïî – ñâîåìó è çàíîâî ðåøàòü ïðîáëåìó ïîääåðæêè ñâîèõ âîñïèòàííèêîâ, ïîääåðæêè, êîòîðàÿ ïðåäïîëàãàåò ãëóáèííîå îáùåíèå ïåäàãîãà è ðåá¸íêà êàê äâóõ ðàçíûõ ëþäåé, êîòîðûì åñòü ÷òî ñêàçàòü äðóã äðóãó, ïðè êîòîðîé ó÷èòåëü âèäèò ñèòóàöèþ è ðåáåíêà â íåé êàê áû â äðóãîì èçìåðåíèè: îò÷àñòè «çäåñü è ñåé÷àñ», íî îäíîâðåìåííî – «â÷åðà è çàâòðà».
Èòàê, ïîääåðæêà åñòü ïðîÿâëåíèå îñîáîãî ïåäàãîãè÷åñêîãî òàëàíòà è òâîð÷åñêîé ðàáîòû, êîòîðàÿ, íåñîìíåííî, òðåáóåò ãîðàçäî áîëüøåé ñàìîîòäà÷è, äóøåâíûõ ñèë, îòâåòñòâåííîñòè, ÷åì æ¸ñòêàÿ, óïðîùåííàÿ ñèñòåìà ôîðìàëüíîãî âîçäåéñòâèÿ íà ðåá¸íêà. Ïëîäû ýòîé ðàáîòû âî ìíîãîì çàâèñÿò îò ëè÷íîñòíûõ è íðàâñòâåííûõ êà÷åñòâ ó÷èòåëÿ.
Ïîääåðæêà ðåá¸íêà ÷åðåç åãî àêòèâíîå âçàèìîäåéñòâèå ñ ìèðîì ïðèâîäèò ê ñïîñîáíîñòè ñàìîñòîÿòåëüíî îñóùåñòâëÿòü ñàìîïîääåðæêó ñâîåé æèçíè è, â êîíöå êîíöîâ, ïîçâîëÿåò ÷åëîâåêó ñòàòü ïîëíîöåííûì ñóáúåêòîì ñîáñòâåííîé æèçíåäåÿòåëüíîñòè. Èññëåäîâàíèå äàííîé ïðîáëåìû ïîçâîëèò îïòèìèçèðîâàòü ïðîöåññ ïåäàãîãè÷åñêîé ïîääåðæêè ðåáåíêà â ïåäàãîãè÷åñêîé ïðàêòèêå.
Áèáëèîãðàôè÷åñêèé ñïèñîê è èñòî÷íèêîâ è ëèòåðàòóðû
1. Êðûëîâà, Í.Á. Ïåäàãîãè÷åñêàÿ, ïñèõîëîãè÷åñêàÿ è íðàâñòâåííàÿ ïîääåðæêà êàê ïðîñòðàíñòâî ëè÷íîñòíûõ èçìåíåíèé ðåáåíêà è âçðîñëîãî / Í.Á. Êðûëîâà // Êëàññíûé ðóêîâîäèòåëü. – 2000 – ¹ 3 – ñ. 92-104.
2. Êóëüíåâè÷, Ñ. Â. Ïåäàãîãèêà ëè÷íîñòè îò êîíöåïöèé äî òåõíîëîãèé / Ñ.Â. Êóëüíåâè÷. – Ðîñòîâ-í/Ä: Òâîð÷åñêèé öåíòð «Ó÷èòåëü» – 2001.
3. Ìèõàéëîâà, Í.Í. Ïåäàãîãè÷åñêàÿ ïîääåðæêà è ìåæäóíàðîäíûé îïûò / Í.Í. Ìèõàéëîâà, Ñ.Ì. Þñôèí // Êëàññíûé ðóêîâîäèòåëü. – 2000 – ¹ 3 – ñ. 81-87.
4. Ïàðôåíîâà, È.Ñ. ×àñû çàèíòåðåñîâàííîãî îáùåíèÿ / È.Ñ. Ïàðôåíîâà
// Êëàññíûé ðóêîâîäèòåëü. – 2007 – ¹ 1.
5. Ïîïîâà, Ñ.È. Ïåäàãîãè÷åñêàÿ ïîääåðæêà â ðàáîòå ó÷èòåëÿ è êëàññíîãî ðóêîâîäèòåëÿ / Ñ.È. Ïîïîâà. – Ì.: Öåíòð «Ïåäàãîãè÷åñêèé ïîèñê» – 2005.
6. Ùóðêîâà, Í.Å. Ïðàêòèêóì ïî ïåäàãîãè÷åñêîé òåõíîëîãèè / Í.Å. Ùóðêîâà. – Ì.: Ïåäàãîãè÷åñêîå îáùåñòâî Ðîññèè. – 1998 – 250 ñ.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
Источник