Педагогическая оценка развития и актуальное состояние ребенка
Фамилия, Имя ребенка _____________________________ Возраст: ____лет______мес
Инструкция: Вам предлагается оценить выраженность особенностей развития ребенка Вашей группы. Это поможет Вам и другим специалистам ДОУ организовать эффективное развитие и помощь ребенку. Необходимо, не пропуская ни одного утверждения, отметить (обвести кружочком в соответствующей графе) только одно из трех значений: “0”, “1” или “2”, что характеризует выраженность данного показателя поведения или развития на текущий момент.
Если показатель выражен очень незначительно или отсутствует, отмечается значение “0”; если показатель отмечается, но не постоянно – “1”; показатель характерен для ребенка и проявляется часто – “2”. Будьте внимательны, не пропускайте утверждений.
№
пп.
Анализируемый показатель
Незначителен или
отсутствует
Отмечается, но не постоянно
Характерен для ребенка и наблюдается часто
I.
Поведение ребенка
1.
Импульсивен, двигательно расторможен. Нуждается в многократном повторении инструкций и постоянном контроле взрослого
1
2
2.
С трудом подчиняется правилам, не реагирует на замечания, много и часто возбужден неусидчив, на занятиях неусидчив.
1
2
3.
Тормозим. Не сразу включается в работу, долго «раскачивается», постоянно нуждается в организующей помощи взрослого.
1
2
4.
Неуверен в своих силах. Боязлив, тревожен и робок. Часто плачет.
1
2
II.
Темповые характеристики деятельности
Сумма по I гр:
5.
Заторможен, медлителен, не успевает за другими детьми
1
2
6.
Темп деятельности неравномерен. Быстро устает, теряет интерес, бросает занятия.
1
2
7.
На занятиях невнимателен, много отвлекается, не успевает за другими детьми, допускает много ошибок.
1
2
8.
Пытается делать все быстро, но работает хаотично, выполняет задания непродуктивно.
1
2
III.
Познавательное развитие
Сумма по II гр:
9.
Имеет низкую познавательную активность (затрудняется в ответах на простые вопросы и выполнения простых заданий)
1
2
10.
Постоянно нуждается в дополнительной помощи при выполнении заданий, объяснениях и показе.
1
2
11.
Объем представлений об окружающем мире недостаточен по сравнению со сверстниками
1
2
12.
Познавательное развитие своеобразно, имеет обширные знания в отдельных «узких» областях.
1
2
IY.
Речевое развитие
Сумма по III гр:
13.
Речевое развитие в целом явно недостаточно по сравнению со сверстниками
1
2
14.
Словарный запас беден, имеются выраженные нарушения грамматического строя речи
1
2
15.
Речевое развитие опережающее, говорит «как взрослый», может «пофилософствовать».
1
2
16.
Малоразговорчив. старается говорить односложно, предпочитает жесты
1
2
Сумма по IY гр:
№
пп.
Анализируемый показатель
Незначителен или
отсутствует
Отмечается, но не постоянно
Характерен для ребенка, наблюдается часто
Y.
Развитие навыков самообслуживания и опрятности
17.
Навыки опрятности сформированы недостаточно
1
2
18.
Навыки самообслуживания сформированы недостаточно
1
2
19.
Не «вписывается» в режимные моменты группы
1
2
20.
При сформированных навыках самообслуживания может ничего не делать сам.
1
2
YI.
Игра и общение со сверстниками и взрослыми
Сумма по Y гр:
21.
Предпочитает играть в одиночестве, малоконтактен как со сверстниками, так и со взрослыми. Игра может быть стереотипной
1
2
22.
Конфликтует с детьми, много дерется, злится
1
2
23.
Не умеет самостоятельно поддержать игру, постоянно требуется включение взрослого в игру. Не понимает сущности игры
1
2
24.
Чрезмерно общителен, ко всем «пристает», не чувствует, когда дети не хотят с ним играть.
1
2
YII.
Эмоциональные особенности
Сумма по YI гр:
25.
Фон настроения повышен, многоречив, «всюду лезет».
1
2
26.
Наблюдаются эмоциональные «перепады» (аффективные «вспышки»), может быть эмоционально неадекватен.
1
2
27.
Настроение снижено, плаксив, упрям, может проявлять негативизм
1
2
28.
Агрессивен по отношению к детям и/или взрослым
1
2
YIII
Моторное развитие
Сумма по YII гр:
29.
Нарушена общая координация. Неуклюжий, неловкий
1
2
30.
Развитие графической деятельности (рисунок) не соответствует возрасту
1
2
31.
Неуспешен на занятиях ручной деятельности.
1
2
32.
В основном все делает левой рукой
1
2
Сумма по YIII гр:
Дата __________________ Воспитатель ______________ ____________
Источник
Планируемые результаты освоения детьми Программы подразделяются на промежуточные и итоговые.
Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.
Планируемые итоговые результаты освоения детьми Программы включают интегративные качества ребёнка, которые он приобретает в результате освоения программы. Таким образом, итоговый результат можно представить в виде портрета «выпускника».
Ребёнок, успешно освоивший Программу – это ребёнок, качества которого можно охарактеризовать следующим образом:
Интегративные качества ребёнка
В чём проявляются
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками
Достижение максимально возможного уровня гармоничного физического развития (с учётом индивидуальных особенностей);
Сформированность основных физических качеств, потребности в двигательной деятельности;
Самостоятельное выполнение доступных возрасту гигиенических процедур, соблюдение элементарных правил здорового образа жизни
Любознательный, активный
Интерес к новому, неизвестному в окружающем мире (мир предметов и вещей, мир отношений, свой внутренний мир);
Любовь к экспериментированию;
Способность самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности), обращение в случае затруднений за помощью к взрослому;
Живое, заинтересованное участие в образовательном процессе
Эмоционально-отзывчивый
Отклик на эмоции близких людей и друзей, сопереживание персонажам сказок, историй, рассказов
Эмоциональная реакция на произведения искусства, мир природы
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками
Адекватное использование вербальных и невербальных средств общения, владение диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (распределение действий при сотрудничестве и др.);
Изменение стиля общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения
Поведение ребёнка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;
Способность планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
Соблюдение правил поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и т.д.)
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту
Самостоятельное применение усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и самим ребёнком;
Преобразование в зависимости от ситуации способов решения задач (проблем);
Предложение собственного замысла и воплощение его в рисунке, постройке, рассказе и др.
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе
Ребёнок имеет представление:
О себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определённому полу;
О составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;
Об обществе (ближайшем социуме), о его культурных ценностях и своём месте в нём;
О государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, её природе) и принадлежности к нему;
О мире (планете Земля. Многообразии стран и государств, о населении, природе планеты)
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности
Умение работать по правилу и образцу;
Умение слушать взрослого и выполнять его инструкции
Овладевший необходимыми умениями и навыками
Сформированность умений и навыков (речевых, изобразительных, музыкальных, конструктивных и др.), необходимых для осуществления различных видов детской деятельности
Педагоги МДОУ при осуществлении системы мониторинга принимают во внимание то, что педагогическая оценка развития и актуального состояния ребёнка базируется на определённых принципах, требует соблюдения определённых правил, имеет свою технологию и ограничения:
Принципы педагогической оценки
Сущность принципа
Педагогическая оценка нацелена на помощь ребёнку в развитии
Цель педагога – оказать ребёнку помощь и поддержку в его стремлении узнать новое, сориентироваться в мире людей, вещей и природы, разобраться в себе;
Результаты оценки ни в коем случае не должны получать эмоциональную или этическую окраску;
На основе полученной информации родителям даются рекомендации о том. Как помочь ребёнку в его развитии (найти способ объяснения, наиболее понятный ребёнку, помочь ему включиться в привлекательную для него деятельность, техникой которой он ещё не владеет, удовлетворить его потребность в дополнительной информации, загадках, сказках, головоломках и т.п.).
Педагогическая оценка исходит из личности самого ребёнка
Результаты мониторинга сравниваются только с собственными достижениями ребёнка, недопустимо сравнивать их с результатами оценки других детей или с общими представлениями об обычном ходе развития в зависимости от возраста. Социальной принадлежности или других внешних обстоятельств;
Каждый ребёнок имеет право на свой собственный, уникальный путь развития.
Педагогическая оценка отличается от психологической диагностики
Психологическая диагностика направлена на исследование различных психических функций ребёнка (внимания, памяти, вербального и невербального интеллекта и т.п.), а также сферы его личности; по результатам исследования делают вывод об уровне когнитивного и эмоционально-личностного развития ребёнка и о соответствии направления его развития нормальному (нормированному);
Психологические тесты стандартизированы, то есть проверены на большом количестве испытуемых, известны ограничения сферы их действия, способы обработки полученных данных и возможные варианты интерпретации результатов (возможные выводы);
Психолог делает выводы не только об уровне развития ребёнка на данный момент, но и об имеющихся у него потенциальных, пока ещё не использованных возможностях;
Педагогическая оценка значительно более свободна и основана на понимании поведения ребёнка, а не на его тестировании
Педагогическая оценка осуществляется в привычной для ребёнка обстановке
Наблюдения за поведением детей, особенностями их общения между собой и со взрослыми проводятся во время организованной образовательной деятельности, свободной игры или игры, организованной педагогом, прогулки или режимных моментов (воспитатель замечает (фиксирует) возникающие проблемы, отмечает состояние заинтересованности или скуки, увлечённости или отстранённости, радости или огорчения, фиксирует достижения каждого ребёнка и его реакцию на похвалу и т.п.);
Результаты наблюдений фиксируют в специальных регистрационных формах и используют для оказания ребёнку помощи в обучении и развитии, подбирая основные методы и подходы, организуя таким способом особый контекст развития;
Педагогическая оценка включает и специальные диагностические пробы, они направлены на выяснение некоторых специальных аспектов развития ребёнка (эмоциональный статус, самооценка и т.п.), которые также проводятся в привычной для ребёнка обстановке.
Педагогическая оценка развития ребёнка складывается из множества частных оценок
Для оценки общего уровня развития ребёнка необходимо оценивать различные сферы его развития: социальную, эмоциональную, коммуникативную, личностную, интеллектуальную и т.д. (развитие ребёнка представляет собой целостный процесс, уровень и направление развития в каждой из сфер не могут рассматриваться изолированно, так как эти сферы связаны между собой и оказывают влияние друг на друга);
Важно получать информацию о развитии ребёнка от родителей, анализировать данные о социальном статусе семьи, об атмосфере в семье и т.п.;
Целесообразно повторять наблюдения, проводить регулярное анкетирование родителей, результат одного наблюдения может быть необъективным и зависеть от таких факторов, как настроение ребёнка, его усталость, желание заняться чем-то другим, внешняя ситуация и т.д.;
Воспитателя должны интересовать не просто поведение ребёнка в группе, но и его мотивы, установки (личностные устремления и предрасположенности), ход его мысли и т.д.
Педагогическая оценка развития и актуального состояния ребёнка включает в себя: сбор информации, регистрацию полученных данных, интерпретацию полученных результатов.
Компоненты, методы
Содержание (рекомендации)
Сбор информации
Осуществляется при помощи определённых методов – систематического структурированного наблюдения, получения от детей ответов, сохранения продукта детской деятельности; бесед с родителями и обследования условий жизни ребёнка в семье
Метод структурированного наблюдения
Применяется для решения определённой педагогической задачи, касающейся одного ребёнка или группы детей;
Выбрав конкретную цель, воспитатель может направить своё внимание: на поведение ребёнка (детей) вообще. На некоторые способы его (их) действий (реакцию на конфликт, стиль мышления, поведение в различных типах коммуникации и др.); на определённые ситуации, на прогресс в развитии ребёнка (детей)
Метод получения ответов от детей
Необходимо дать детям возможность отвечать различными способами, не требовать от них только одной формулировки ответа, которую педагог считает единственно правильной;
Задавая вопрос, необходимо быть уверенным, что дети его действительно поняли
Метод сохранения продуктов детской деятельности (рисунков, поделок и т.п.)
На основании того, что сделал ребёнок, педагог может судить и о его актуальном состоянии, о его интересах, предпочтениях, уровне владения определёнными техническими навыками, о свободе самовыражения, его опыте и др.
Регистрация полученных данных (результаты проб и наблюдений)
На каждого ребёнка заводится индивидуальная карта развития;
Необходимо быть объективным при регистрации наблюдений (на оценку воспитателя могут влиять его установки, предварительная информация о ребёнке, общие предпочтения и предубеждения)
Интерпретация полученных данных (процесс анализа полученных данных и выведение из них определённого заключения)
Важно сопоставлять результаты, полученные различными методами в разных видах деятельности и относящиеся к различным сферам личности ребёнка (интеллектуальной, эмоциональной, коммуникативной, социальной, сфере развития самооценки, представления о себе, уверенности в себе);
Необходимо принимать во внимание только закономерность
Таким образом, педагогическая оценка развития и актуального состояния ребёнка является основой педагогического процесса МДОУ, потому что она:
– позволяет выстраивать процесс наиболее эффективно с точки зрения развития каждого ребёнка и группы в целом;
– даёт педагогам возможность творчески подходить к обучению и воспитанию ребёнка, обеспечивая ему эмоциональный комфорт и создавая условия для наиболее эффективного личностного и интеллектуального роста (необходимость импровизации и изменения привычных способов действия).
Источник
Слайд 1
«Презентации в образовательном процессе»» Презентация в методической работе в дошкольном образовании на тему: Педагогическая диагностика: оценка индивидуального развития детей и дальнейшее планирование педагогических воздействий на ребенка в соответствии с ФГОС ДО. (О.П. детского сада написана на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы , Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) Составлено Ст. воспитателем МБДОУ д / №6 «Ладушки» Н.А. Груниной
Слайд 2
Требования ФГОС ДО к условиям реализации и результатам освоения ООП дошкольного образования -….Участие в психологической диагностики допускается только с согласием его родителей (законных представителей )..педагогическая диагностика исключительно для решения образовательных задач (п. 3.2.3 ФГОС ДО) – Специфика дошкольного детства, а также особенности дошкольного образования ….делают неправомерным требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений .(п.4.1 ФГОС ДО ) -Целевые ориентиры не являются основанием для формального сравнения с реальными достижениями детей (п. 4.3 ФГОС ДО) – Настоящие требования являются ориентирами для: … взаимодействия с семьями ; … информирования родителей (законных представителе) и общественности относительно целей дошкольного образования… ( п. 4.4 ФГОС ДО) Декабрь 2016г Company Logo
Слайд 3
При реализации Программы может проводится оценка индивидуального развития детей (п. 3.2.3 ФГОС ДО) Декабрь 2016г Company Logo
Слайд 4
Основные научные подходы в проведении Мониторинга ( п. 1.4 ФГОС ДО) Декабрь 2016г Company Logo Комплексный подход к оценке результатов педагогических действий самого воспитателя Индивидуализация в подборе конкретных форм и методов образовательной деятельности с каждым ребенком Деятельный подход Главная задача педагогов –понять каким образом данные подходы будут реализованы
Слайд 5
Определение понятия мониторинг и педагогическая диагностика Декабрь 2016г Company Logo
Слайд 6
Структура педагогической диагностики Декабрь 2016г Company Logo Индивидуальная карта развития ребенка Индивидуальный дневник развития ребенка Индивидуальный маршрут развития ребенка Индивидуальная образовательная траектория развития ребенка (ИОТР) (п. 2.6 ФГОС ДО)
Слайд 7
Декабрь 2016г Company Logo Определение форм и методов проведения, п одбор методики Определение периодичности и сроков п роведения Выбор ответственных
Слайд 8
Индивидуальная карта развития ребенка https://ppt.prtxt.ru Company Logo Методы диагностики и время проведения Показатели развития по образовательным областям Образовательная область Данные о ребенке Фиксация индивидуального освоения показателей
Слайд 9
Индивидуальная карта развития ребенка 2016г Company Logo Виды игр-занятий Методы диагностики и время проведения 1-2 года Не сформировано Частично Сформировано 1.Расширение ориентировки в окружающем 1.1. Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует ими Наблюдение Я х М х 1.2. Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними Наблюдение Я х М х 2.Развитие речи 2.1. Понимание речи 2.1.1. Понимает речь взрослого, находит на картинках игрушки, …… Наблюдение, беседа Я х М х Индивидуальная карта развития ребенка Ф.И.О. ребенка ____________________________________________________ Дата рождения 09.06.2012г. Дата поступления 14.12.2013г. Дата заполнения ___________________
Слайд 10
Индивидуальный дневник развития ребенка https://ppt.prtxt.ru Company Logo Вывод Показатели развития по образовательным областям Время проведения диагностики Данные о ребенке Решение проблемы
Слайд 11
Индивидуальный дневник развития ребенка 2016г Company Logo Ф.И . ребенка: М Дата рождения: 11.01.2012 г. Год поступления в детский сад: 2014 г. 2014 – 2015 уч. год. Обследуемые характеристики по образовательной области «Социально- коммуникативное развитие Январь . Показатели: Проявляет интерес к сверстникам, доброжелателен во взаимоотношении со сверстниками; отзывчивый, проявляет заботу о товарищах, умеет жалеть и сочувствовать – сформированы частично. Вывод: анализируя результаты проведения работы: – планировать с Мишей игры, совместную деятельность с сверстниками, для установления дружеских взаимоотношений и раскрепощения. Решение проблемы: игра малой подвижности «Иди ко мне», дидактическая игра «Пришел Петрушка», индивидуальная работа ” Я и моя группа”, игровые ситуации ” Дружба начинается с улыбки”, ” Давайте дружить”.
Слайд 12
Индивидуальный дневник развития ребенка 2016г Company Logo (ПРОДОЛЖЕНИЕ ) Май . Показатели: Проявляет интерес к сверстникам, доброжелателен во взаимоотношении со сверстниками; отзывчивый, проявляет заботу о товарищах, умеет жалеть и сочувствовать – сформированы. Вывод: прослеживается положительная динамика в проявлении интереса к сверстникам, Миша доброжелателен во взаимоотношениях со сверстниками, отзывчивый, проявляет заботу о товарищах, умеет жалеть и сочувствовать.
Слайд 13
Индивидуальный маршрут развития ребенка https://ppt.prtxt.ru Company Logo Самостоятельная деятельность Индивидуальная работа Затруднения в усвоении ООП Данные о ребенке Решение проблемы
Слайд 14
Индивидуальный маршрут развития ребенка 2016г Company Logo Месяц, неделя Индивидуальная работа Самостоятельная деятельность Взаимодействие с родителями Сентябрь 1 неделя Дидактическая игра (указывается какая именно) Работа с раздаточным материалом (заинтересовать) Рекомендация игр на развитие 2 неделя На прогулке игра малой подвижности Работа с раздаточным материалом Беседа 3 неделя Занятость в изобразительном уголке Расскажи друзьям о том, что ты сделал Игра 4 неделя Во время одевания на прогулку Помоги другу Научи играть маму. Индивидуальный маршрут развития Ф.И. ребенка__________________________________________________ Группа_______________________________________________________ Возраст______________________________________________________ Затруднения:__________________________________________________
Слайд 15
В построении системы мониторинга важное место занимает сочетание методов и формы работы, что обеспечивает объективность и точность полученных данных. Декабрь 2016г. Company Logo -Наблюдение ; -Проблемная (диагностическая) ситуация; -Беседа; -Анализ продуктов деятельности детей; -Рассматривание картинок Диагностические методы и формы работы ДОУ – Индивидуальная -Подгрупповая; -Групповая.
Слайд 16
Используемая литература 2016г Company Logo 1. ФГОС ДО 2. В. И. Савченко «Организация системы методической работы в ДОО по сопровождению ФГОС ДО. Практические разработки для старших воспитателей ДОО.- С П б.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016 3 . Путеводитель по ФГОС Дошкольного образования в таблицах и схемах Под общей редакцией М. Е. Верховкиной , А. Н. Атаровой . С П б.: КАРО, 2014 4 . Диагностика педагогического процесса во второй младшей группе дошкольной образовательной организации. Автор составитель: Верещагина Наталья Валентиновна –С. П. б.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015
Слайд 17
Спасибо за внимание ! Г.о.г.Выкса 2018
Источник