Педагогическая оценка развития актуального состояния ребенка
Оценка развития и актуального состояния ребенка. Общие принципы и ограничения. Педагогическая оценка нацелена на помощь ребенку в обучении и развитии. Цель – оказать ребенку помощь и поддержку в стремлении узнать новое. Конфиденциальность информации. Педагогическая оценка исходит из собственной личности ребенка. Каждый ребенок имеет право на свой собственный путь развития. Педагогическая оценка отличается от психологической диагностики. Педагогическая оценка более свободна и основана на понимании поведения ребенка, а не на его тестировании. Педагогическая оценка осуществляется в привычной для ребенка обстановке. Наблюдение за ребенком во время занятий, игры, прогулки, режимных моментов. Педагогическая оценка развития ребенка складывается из множества частных оценок. Чтобы оценить общий уровень развития ребенка, необходимо иметь информацию о различных аспектах(сферах) его развития: социальном, эмоциональном, коммуникативном, личностном, интеллектуальном и т.д.
Слайд 5 из презентации «Роль педагогической оценки в воспитании ребенка»
Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg.
Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке,
щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как…».
Скачать всю презентацию «Роль педагогической оценки в воспитании ребенка.ppt» можно
в zip-архиве размером 326 КБ.
Похожие презентации
краткое содержание других презентаций на тему слайда
«Оценка качества образования» – В анкетном опросе участвовали 114 человек со всех областей Казахстана. Результаты ЕНТ выпускников лицеев отдельных регионов РК. Статистические данные по итогам ЕНТ и комплексного тестирования (КТ). Результаты ЕНТ выпускников гимназий отдельных регионов РК. Итоги анкетного опроса учителей-новаторов по отдельным вопросам оценки качества образования.
«Оценка эксперта» – Позднее метод использовался для принятия решений по спорным вопросам. Какой вы оценщик? Ревью оцениваемых элементов. Выполнение индивидуальных оценок. Программирование как профессия. Метод Делфи. За каждый правильный ответ ставим себе один бал. Экспертные оценки. Основные участники процесса оценки. Позволяет определить, на что именно расходуются средства.
«Оценки в школе» – Основные направления работ. Мониторинг присвоения культурных средств, способов мышления и действия. Дорожная карта работ в области оценки и управления качеством образования. Дополнительные страновые и региональные исследования. Портфолио. Оценка в целях поддержки учебного процесса, учащихся, учителя и школы.
«Система оценки» – Поэтому важно: использовать соответствующий тип /источник свидетельств; выбрать соответствующий метод оценки; четко интерпретировать результаты. Оценочные задания Оценочные задания разрабатываются на основе Руководства по оценке. Критерии оценки формулируются в терминах результатов деятельности/задач модуля.
«Оценка достижений планируемых результатов» – Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала. Особенности структуры планируемых результатов. Роль и функции новой системы оценки достижения планируемых результатов. Критерий достижения планируемого результата: выбран верный ответ. Примеры заданий Умение: проверять правильность хода решения задачи.
«Моральная оценка личности» – Задачи морали. Совесть. Самовоспитание. Когда в горячке бьется пулемет, Один лежит, другой бежит вперед. Дурные надежды, как дурные путеводители, ведут к дурным поступкам. Будьте строги к себе и мягки к другим. Правовая оценка. Если много денег – не радуйся, если мало – не горюй. Моральная оценка личности.
Оценивание
12 презентаций об оценивании
Источник
Фамилия, Имя ребенка _____________________________ Возраст: ____лет______мес
Инструкция: Вам предлагается оценить выраженность особенностей развития ребенка Вашей группы. Это поможет Вам и другим специалистам ДОУ организовать эффективное развитие и помощь ребенку. Необходимо, не пропуская ни одного утверждения, отметить (обвести кружочком в соответствующей графе) только одно из трех значений: “0”, “1” или “2”, что характеризует выраженность данного показателя поведения или развития на текущий момент.
Если показатель выражен очень незначительно или отсутствует, отмечается значение “0”; если показатель отмечается, но не постоянно – “1”; показатель характерен для ребенка и проявляется часто – “2”. Будьте внимательны, не пропускайте утверждений.
№
пп.
Анализируемый показатель
Незначителен или
отсутствует
Отмечается, но не постоянно
Характерен для ребенка и наблюдается часто
I.
Поведение ребенка
1.
Импульсивен, двигательно расторможен. Нуждается в многократном повторении инструкций и постоянном контроле взрослого
1
2
2.
С трудом подчиняется правилам, не реагирует на замечания, много и часто возбужден неусидчив, на занятиях неусидчив.
1
2
3.
Тормозим. Не сразу включается в работу, долго «раскачивается», постоянно нуждается в организующей помощи взрослого.
1
2
4.
Неуверен в своих силах. Боязлив, тревожен и робок. Часто плачет.
1
2
II.
Темповые характеристики деятельности
Сумма по I гр:
5.
Заторможен, медлителен, не успевает за другими детьми
1
2
6.
Темп деятельности неравномерен. Быстро устает, теряет интерес, бросает занятия.
1
2
7.
На занятиях невнимателен, много отвлекается, не успевает за другими детьми, допускает много ошибок.
1
2
8.
Пытается делать все быстро, но работает хаотично, выполняет задания непродуктивно.
1
2
III.
Познавательное развитие
Сумма по II гр:
9.
Имеет низкую познавательную активность (затрудняется в ответах на простые вопросы и выполнения простых заданий)
1
2
10.
Постоянно нуждается в дополнительной помощи при выполнении заданий, объяснениях и показе.
1
2
11.
Объем представлений об окружающем мире недостаточен по сравнению со сверстниками
1
2
12.
Познавательное развитие своеобразно, имеет обширные знания в отдельных «узких» областях.
1
2
IY.
Речевое развитие
Сумма по III гр:
13.
Речевое развитие в целом явно недостаточно по сравнению со сверстниками
1
2
14.
Словарный запас беден, имеются выраженные нарушения грамматического строя речи
1
2
15.
Речевое развитие опережающее, говорит «как взрослый», может «пофилософствовать».
1
2
16.
Малоразговорчив. старается говорить односложно, предпочитает жесты
1
2
Сумма по IY гр:
№
пп.
Анализируемый показатель
Незначителен или
отсутствует
Отмечается, но не постоянно
Характерен для ребенка, наблюдается часто
Y.
Развитие навыков самообслуживания и опрятности
17.
Навыки опрятности сформированы недостаточно
1
2
18.
Навыки самообслуживания сформированы недостаточно
1
2
19.
Не «вписывается» в режимные моменты группы
1
2
20.
При сформированных навыках самообслуживания может ничего не делать сам.
1
2
YI.
Игра и общение со сверстниками и взрослыми
Сумма по Y гр:
21.
Предпочитает играть в одиночестве, малоконтактен как со сверстниками, так и со взрослыми. Игра может быть стереотипной
1
2
22.
Конфликтует с детьми, много дерется, злится
1
2
23.
Не умеет самостоятельно поддержать игру, постоянно требуется включение взрослого в игру. Не понимает сущности игры
1
2
24.
Чрезмерно общителен, ко всем «пристает», не чувствует, когда дети не хотят с ним играть.
1
2
YII.
Эмоциональные особенности
Сумма по YI гр:
25.
Фон настроения повышен, многоречив, «всюду лезет».
1
2
26.
Наблюдаются эмоциональные «перепады» (аффективные «вспышки»), может быть эмоционально неадекватен.
1
2
27.
Настроение снижено, плаксив, упрям, может проявлять негативизм
1
2
28.
Агрессивен по отношению к детям и/или взрослым
1
2
YIII
Моторное развитие
Сумма по YII гр:
29.
Нарушена общая координация. Неуклюжий, неловкий
1
2
30.
Развитие графической деятельности (рисунок) не соответствует возрасту
1
2
31.
Неуспешен на занятиях ручной деятельности.
1
2
32.
В основном все делает левой рукой
1
2
Сумма по YIII гр:
Дата __________________ Воспитатель ______________ ____________
Источник
Планируемые результаты освоения детьми Программы подразделяются на промежуточные и итоговые.
Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.
Планируемые итоговые результаты освоения детьми Программы включают интегративные качества ребёнка, которые он приобретает в результате освоения программы. Таким образом, итоговый результат можно представить в виде портрета «выпускника».
Ребёнок, успешно освоивший Программу – это ребёнок, качества которого можно охарактеризовать следующим образом:
Интегративные качества ребёнка
В чём проявляются
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками
Достижение максимально возможного уровня гармоничного физического развития (с учётом индивидуальных особенностей);
Сформированность основных физических качеств, потребности в двигательной деятельности;
Самостоятельное выполнение доступных возрасту гигиенических процедур, соблюдение элементарных правил здорового образа жизни
Любознательный, активный
Интерес к новому, неизвестному в окружающем мире (мир предметов и вещей, мир отношений, свой внутренний мир);
Любовь к экспериментированию;
Способность самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности), обращение в случае затруднений за помощью к взрослому;
Живое, заинтересованное участие в образовательном процессе
Эмоционально-отзывчивый
Отклик на эмоции близких людей и друзей, сопереживание персонажам сказок, историй, рассказов
Эмоциональная реакция на произведения искусства, мир природы
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками
Адекватное использование вербальных и невербальных средств общения, владение диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (распределение действий при сотрудничестве и др.);
Изменение стиля общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения
Поведение ребёнка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;
Способность планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
Соблюдение правил поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и т.д.)
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту
Самостоятельное применение усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и самим ребёнком;
Преобразование в зависимости от ситуации способов решения задач (проблем);
Предложение собственного замысла и воплощение его в рисунке, постройке, рассказе и др.
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе
Ребёнок имеет представление:
О себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определённому полу;
О составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;
Об обществе (ближайшем социуме), о его культурных ценностях и своём месте в нём;
О государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, её природе) и принадлежности к нему;
О мире (планете Земля. Многообразии стран и государств, о населении, природе планеты)
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности
Умение работать по правилу и образцу;
Умение слушать взрослого и выполнять его инструкции
Овладевший необходимыми умениями и навыками
Сформированность умений и навыков (речевых, изобразительных, музыкальных, конструктивных и др.), необходимых для осуществления различных видов детской деятельности
Педагоги МДОУ при осуществлении системы мониторинга принимают во внимание то, что педагогическая оценка развития и актуального состояния ребёнка базируется на определённых принципах, требует соблюдения определённых правил, имеет свою технологию и ограничения:
Принципы педагогической оценки
Сущность принципа
Педагогическая оценка нацелена на помощь ребёнку в развитии
Цель педагога – оказать ребёнку помощь и поддержку в его стремлении узнать новое, сориентироваться в мире людей, вещей и природы, разобраться в себе;
Результаты оценки ни в коем случае не должны получать эмоциональную или этическую окраску;
На основе полученной информации родителям даются рекомендации о том. Как помочь ребёнку в его развитии (найти способ объяснения, наиболее понятный ребёнку, помочь ему включиться в привлекательную для него деятельность, техникой которой он ещё не владеет, удовлетворить его потребность в дополнительной информации, загадках, сказках, головоломках и т.п.).
Педагогическая оценка исходит из личности самого ребёнка
Результаты мониторинга сравниваются только с собственными достижениями ребёнка, недопустимо сравнивать их с результатами оценки других детей или с общими представлениями об обычном ходе развития в зависимости от возраста. Социальной принадлежности или других внешних обстоятельств;
Каждый ребёнок имеет право на свой собственный, уникальный путь развития.
Педагогическая оценка отличается от психологической диагностики
Психологическая диагностика направлена на исследование различных психических функций ребёнка (внимания, памяти, вербального и невербального интеллекта и т.п.), а также сферы его личности; по результатам исследования делают вывод об уровне когнитивного и эмоционально-личностного развития ребёнка и о соответствии направления его развития нормальному (нормированному);
Психологические тесты стандартизированы, то есть проверены на большом количестве испытуемых, известны ограничения сферы их действия, способы обработки полученных данных и возможные варианты интерпретации результатов (возможные выводы);
Психолог делает выводы не только об уровне развития ребёнка на данный момент, но и об имеющихся у него потенциальных, пока ещё не использованных возможностях;
Педагогическая оценка значительно более свободна и основана на понимании поведения ребёнка, а не на его тестировании
Педагогическая оценка осуществляется в привычной для ребёнка обстановке
Наблюдения за поведением детей, особенностями их общения между собой и со взрослыми проводятся во время организованной образовательной деятельности, свободной игры или игры, организованной педагогом, прогулки или режимных моментов (воспитатель замечает (фиксирует) возникающие проблемы, отмечает состояние заинтересованности или скуки, увлечённости или отстранённости, радости или огорчения, фиксирует достижения каждого ребёнка и его реакцию на похвалу и т.п.);
Результаты наблюдений фиксируют в специальных регистрационных формах и используют для оказания ребёнку помощи в обучении и развитии, подбирая основные методы и подходы, организуя таким способом особый контекст развития;
Педагогическая оценка включает и специальные диагностические пробы, они направлены на выяснение некоторых специальных аспектов развития ребёнка (эмоциональный статус, самооценка и т.п.), которые также проводятся в привычной для ребёнка обстановке.
Педагогическая оценка развития ребёнка складывается из множества частных оценок
Для оценки общего уровня развития ребёнка необходимо оценивать различные сферы его развития: социальную, эмоциональную, коммуникативную, личностную, интеллектуальную и т.д. (развитие ребёнка представляет собой целостный процесс, уровень и направление развития в каждой из сфер не могут рассматриваться изолированно, так как эти сферы связаны между собой и оказывают влияние друг на друга);
Важно получать информацию о развитии ребёнка от родителей, анализировать данные о социальном статусе семьи, об атмосфере в семье и т.п.;
Целесообразно повторять наблюдения, проводить регулярное анкетирование родителей, результат одного наблюдения может быть необъективным и зависеть от таких факторов, как настроение ребёнка, его усталость, желание заняться чем-то другим, внешняя ситуация и т.д.;
Воспитателя должны интересовать не просто поведение ребёнка в группе, но и его мотивы, установки (личностные устремления и предрасположенности), ход его мысли и т.д.
Педагогическая оценка развития и актуального состояния ребёнка включает в себя: сбор информации, регистрацию полученных данных, интерпретацию полученных результатов.
Компоненты, методы
Содержание (рекомендации)
Сбор информации
Осуществляется при помощи определённых методов – систематического структурированного наблюдения, получения от детей ответов, сохранения продукта детской деятельности; бесед с родителями и обследования условий жизни ребёнка в семье
Метод структурированного наблюдения
Применяется для решения определённой педагогической задачи, касающейся одного ребёнка или группы детей;
Выбрав конкретную цель, воспитатель может направить своё внимание: на поведение ребёнка (детей) вообще. На некоторые способы его (их) действий (реакцию на конфликт, стиль мышления, поведение в различных типах коммуникации и др.); на определённые ситуации, на прогресс в развитии ребёнка (детей)
Метод получения ответов от детей
Необходимо дать детям возможность отвечать различными способами, не требовать от них только одной формулировки ответа, которую педагог считает единственно правильной;
Задавая вопрос, необходимо быть уверенным, что дети его действительно поняли
Метод сохранения продуктов детской деятельности (рисунков, поделок и т.п.)
На основании того, что сделал ребёнок, педагог может судить и о его актуальном состоянии, о его интересах, предпочтениях, уровне владения определёнными техническими навыками, о свободе самовыражения, его опыте и др.
Регистрация полученных данных (результаты проб и наблюдений)
На каждого ребёнка заводится индивидуальная карта развития;
Необходимо быть объективным при регистрации наблюдений (на оценку воспитателя могут влиять его установки, предварительная информация о ребёнке, общие предпочтения и предубеждения)
Интерпретация полученных данных (процесс анализа полученных данных и выведение из них определённого заключения)
Важно сопоставлять результаты, полученные различными методами в разных видах деятельности и относящиеся к различным сферам личности ребёнка (интеллектуальной, эмоциональной, коммуникативной, социальной, сфере развития самооценки, представления о себе, уверенности в себе);
Необходимо принимать во внимание только закономерность
Таким образом, педагогическая оценка развития и актуального состояния ребёнка является основой педагогического процесса МДОУ, потому что она:
– позволяет выстраивать процесс наиболее эффективно с точки зрения развития каждого ребёнка и группы в целом;
– даёт педагогам возможность творчески подходить к обучению и воспитанию ребёнка, обеспечивая ему эмоциональный комфорт и создавая условия для наиболее эффективного личностного и интеллектуального роста (необходимость импровизации и изменения привычных способов действия).
Источник