Педагогическая диагностика развития ребенка в доу

Педагогическая диагностика развития ребенка в доу thumbnail

Педагогическая диагностика в ДОУ.

Зачем проводить мониторинг?

  • Залогом эффективного проектирования педагогического процесса является наличие у педагогов информации о возможностях, интересах и проблемах каждого ребенка.
  • «Система мониторинга … должна позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга».
  • Содержание мониторинга должно быть тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей.

В Стандарте дошкольного образования («Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155) речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы.III. ТРЕБОВАНИЯ

К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

3.2. Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

3.2.3. Для решения образовательных задач может проводиться оценка индивидуального развития детей.

Такая оценка производится педагогом в рамках педагогической диагностики (или мониторинга). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач:

  • индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
  • оптимизации работы с группой детей.

Мониторинг предполагает:

  • Постоянный сбор информации об объектах контроля, т.е. выполнение функции слежения;
  • Изучение объекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменения;
  • Компактность, минимальность измерительных процедур и их включенность в педагогический процесс.

Принципы педагогической диагностики:

1. Педагогическая диагностика нацелена на помощь ребенку в педагогическом процессе.

Результаты диагностики не должны получать в мнении педагога о ребенке эмоциональную или этическую окраску (Это хорошо, а это плохо). Результаты диагностики должны рассматриваться как конфиденциальная информация. Их не стоит полностью сообщать даже родителям. Результаты нужны воспитателю, чтобы правильно построить образовательную работу, понять чем и как можно помогать детям.

2. ПД осуществляется в привычной для ребенка обстановке.

Во время свободных игр, в режимные моменты, на прогулке или в непосредственно образовательной деятельности воспитатель наблюдает за поведением детей и общением их между собой, отмечает у ребенка состояние заинтересованности или скуки, радости или огорчения, обращает внимание на достижения ребенка и т.п.

3. При проведении наблюдения происходит процесс сравнения проявлений конкретного ребенка и идеальной нормы развития.

Это сравнение помогает воспитателю понять, в чем могут проявляться проблемы ребенка, какие достижения для него характерны, мешает ли ребенку недостаточное развитие какой-либо характеристики, какие качества целесообразно развивать у ребенка.

4. Представление воспитателя о развитии ребенка складывается из множества частных оценок, поэтому наблюдение должно проводиться не менее двух недель.

Кроме собственного наблюдения, воспитатель может получить информацию о ребенке из бесед с родителями, сотрудниками детского сада.

Важно собирать информацию о склонностях, интересах, увлечениях ребенка, о его особенностях общения и познания.

Надо не только фиксировать какой-либо факт, но и попытаться понять его причины.

Как часто проводить диагностику?

  • Первичная
  • Промежуточная
  • Итоговая

Первичная диагностика (в начале сентября).

  • Выявление стартовых условий (исходный уровень развития); Определение достижений и проблем ребенка, для решения которых требуется помощь воспитателя.
  • Цель – определение задач работы на год, проектирование образовательного маршрута.

«Идеальная норма» – то, что уже может быть достигнуто ребенком (для детей старшей группы – описание достижений ребенка среднего дошкольного возраста).

Промежуточная диагностика (середина года).

  • Может проводиться не со всеми детьми группы, а выборочно. С теми, у кого проявляются существенные проблемы развития.
  • Цель – оценка правильности выбранной в отношении ребенка стратегии образования, выявление динамики развития.
  • Вносим коррективы в педагогический процесс.

К концу младшего возраста дети могут:

  • Воспринимать до пяти и более форм предметов.
  • Различать до семи и более цветов.
  • Дифференцировать предметы по величине.
  • Запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов, значительные отрывки из любимых произведений.
  • Устанавливать некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
  • Усвоить большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
  • Начать оценивать свои поступки.
  • Идентифицировать себя по половому признаку.

К концу среднего возраста дети могут:

  • Вычленить в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты.
  • Упорядочить группы предметов по величине и цвету.
  • Выделить параметры – высоту, длину, ширину.
  • Запомнить 7-8 названий предметов.
  • Принять задачу на запоминание.
  • Выучить небольшое стихотворение.
  • Строить по схеме, решать лабиринтные задачи.
  • Придумать небольшую сказку на заданную тему.
  • Сравнивать себя с другими детьми.

К концу старшего возраста дети могут:

  • Называть основные цвета, оттенки, промежуточные цветовые оттенки.
  • Выстраивать в ряд по возрастанию или убыванию до десяти различных предметов.
  • Иметь представления о смене времен года, дня и ночи.
  • Группировать предметы по двум признакам.
  • Решать задачи.
  • Пересказывать, рассказывать по картинке.
  • Конструировать по схеме, по замыслу, по условиям из бумаги, природного материала, разных видов конструкторов.

Итоговая диагностика (конец года).

  • Цель – Оценка степени решения сотрудниками детского сада поставленных задач.
  • Определение перспектив дальнейшего проектирования педагогического процесса с учетом новых задач развития ребенка.
  • «Идеальная норма» – характеристика развития, соответствующая возрасту детей (для старшей группы – характеристика достижений ребенка 6 лет).

Структура мониторинга:

1 этап: Определение объекта мониторинга, установление стандарта (эталона, норматива) и операционализация мониторинга (определение критериев, показателей и индикаторов).

Критерий – признак, на основании которого производится оценка. Критерий указывает на наличие того или иного свойства у объекта, явления или процесса: интерес, адекватность детских вопросов, полнота знаний, применение ЗУН в повседневной жизни, самостоятельность…

2 этап: Сбор информации об объекте мониторинга посредством наблюдения за объектом и условиями его функционирования с применением комплекса методов диагностики.

3 этап: Обработка и анализ полученной, а так же уже имеющейся информации из существующих источников.

4 этап: Интерпретация и комплексная оценка объекта на основе полученной информации и прогноз развития.

5 этап: Принятие управленческих и методических решений по регуляции образовательной деятельности.

1ЭТАП. Определение объекта мониторинга, установление стандарта и операционализация мониторинга.

Объект – целевые ориентиры (ФГОС ДО)

  • ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и сорадоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

Объект – знания, умения, навыки (в соответствии с программой)

  • ОО «Познание» (средняя группа)
  • Ребенок проявляет интерес к познанию, обследованию незнакомых предметов, их свойствам;
  • Любит экспериментировать, организует собственную деятельность по исследованию свойств и качеств предметов и материалов;
  • Понимает слова, обозначающие свойства предметов и способы обследования, верно, использует их в своей речи.

Практическое задание.

2ЭТАП. Методы исследования.

Наблюдение. Анализ продуктов детской деятельности. Диагностические ситуации. Беседа. Диагностические задания, упражнения. Тесты.

Метод – «путь к чему-либо».

Метод – совокупность определенных правил, способов, норм познания и действия, система предписаний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта на решение конкретной задачи, на достижение определенного результата в деятельности.

Технология наблюдения:

  1. Определите цели и задачи наблюдения.
  2. Определите 3-5 детей, за которыми будет вестись наблюдение в течение дня. Каждый день необходимо выбирать других детей для наблюдения.
  3. Выберите ситуации наблюдения, когда наиболее целесообразно наблюдать проявления ребенка в соответствии с поставленной целью, чтобы не нарушать естественного течения образовательного процесса.
  4. Выберите способ фиксации результатов наблюдения.
  5. Фиксируем: речь, эмоциональные реакции, поведение, деятельность.

Анализ продуктов детской деятельности.

  • Изобразительная и конструктивная деятельность: рисунки, аппликации, объемные изображения, конструкции.
  • Музыкальная деятельность: исполнительство и творчество в песне, танце, игре на музыкальных инструментах.
  • Рассказы и сказки, пересказ литературных произведений.
  • Может анализироваться как сам продукт, так и процесс его достижения.

Диагностические ситуации.

«Сапожки в подарок».

  • Содержание ситуации: Дети парами сидят за отдельными столами. Перед ними доска, на которой расположены иллюстрации к сказкам «Кот в сапогах», «Иван царевич», «Снегурочка».
  • Детям предлагается сделать подарки героям иллюстраций – новые сапожки. Условие – надо вместе сделать пару одинаковых сапожек для одного персонажа…

Беседа.

  • Может применяться самостоятельно или сочетаться с другими методами.

От чего зависит эффективность беседы? 1.Определите цель беседы, материал для нее (сказки, картинки, стихотворения). 2.Вопросы для беседы должны быть четкими, краткими, конкретными, не должны подсказывать ребенку ответ. Все слова должны быть понятны ребенку. 3.Педагог заучивает вопросы наизусть и задает их детям в строго определенном порядке, добиваясь развернутых ответов. Возможно использование уточняющих вопросов. 4. Беседа всегда проводится индивидуально, не превышает 10-15 минут. 5. Перед проведением беседы следует установить доверительные отношения с ребенком. 6. Предварительно разрабатываются способы фиксации данных. 7.Дополнительно фиксируем характер протекания беседы: как отвечает ребенок – охотно, уверенно, увлеченно, насколько заинтересован

Диагностические задания.

  • Перед ребенком раскладывают пять листов с сериями тематических картинок: «изобразительная деятельность», «экспериментирование»… Педагог дает инструкцию: Посмотри и выбери те задания, которыми тебе хочется заниматься.

3 ЭТАП. Обработка и анализ результатов.

  • Отклонение полученных результатов от намеченных стандартов или нормативов не требует стремительного изменения и вмешательства в процесс развития ребенка, а предполагает комплексный анализ качества процессов и условий, обеспечивающих полученные результаты.
  • Воспитатель ориентируется на нормы, отраженные в ОП, при этом соотносит развитие ребенка с уровневой характеристикой описанных в программе норм.

4 ЭТАП. Интерпретация и прогноз развития.

Данные, полученные в результате педагогической диагностики, также являются

профессиональными материалами самого педагога и не подлежат проверке в

процессе контроля и надзора.

Та или иная степень обязательности проведения педагогом педагогической

диагностики определяется Программой. При этом проведение педагогической

диагностики не может быть вменено в обязанность педагогу, если не созданы

условия для ее проведения, включая обеспечение специального обучения.

Контроль за эффективностью деятельности педагога, которая, в том числе,

может включать педагогическую оценку, может проводиться в процессе

независимой оценки качества образования в Организации (подпункт 4 пункта

1.7. ФГОС ДО; статья 95 Закона).

Воспитатели и узкие специалисты заносят результаты обследования в таблицу.

Технология работы с таблицами проста и включает следующее:

Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой

ячейке указанного параметра, по которым потом считается итоговый показатель по

каждому ребенку (среднее значение можно получить, если все баллы сложить (по

строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот

показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и

проведения индивидуального учета промежуточных результатов формирования

интегративных качеств личности и составления индивидуального образовательного

маршрута детей.

Когда все дети прошли диагностику, подсчитывается итоговый показатель по

группе (среднее значение можно получить, если все баллы сложить (по столбцу) и

разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель

необходим для описания общегрупповых тенденций развития личности детей (в

группах компенсирующей направленности – для подготовки к групповому медико-

психолого-педагогическому совещанию), а также для ведения учета общегрупповых

промежуточных результатов формирования интегративных качеств личности и

результатов освоения детьми ООП ДОУ.

Нормативными вариантами развития личности можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8.

Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии личности ребенка.

Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития личности ребенка возрасту.

5 ЭТАП. Принятие управленческих и методических решений по регуляции образовательной деятельности.

В результате педагоги анализируют, определяют уровень эффективности педагогических воздействий в отношении каждого ребенка, выстраивают картину индивидуальной траектории развития и оценивают единую картину в возрастной группе в целом. Делают выводы и разрабатывают своевременные коррекционные действия. В целом итоги постоянного мониторинга образовательного процесса дают возможность видеть индивидуальные и групповые результаты работы педагогов.

Старший воспитатель на основе выводов педагогов составляет аналитическую справку, в которой выявляются причины недостаточно высокого уровня освоения

Программного материала по образовательным областям. На основе полученных результатов разрабатываются рекомендации по совершенствованию образовательного процесса на новый учебный год, выводятся годовые задачи и составляются рабочие программы педагогов. Аналитическая справка, зачитывается на педагогическом

совете.

Диагностический материал хранится в методическом кабинете, выдается только на время проведения обследования.

Информация, полученная в ходе педагогической диагностики с последующим ее анализом, является основой для принятия управленческих решений по повышению эффективности Образовательной программы.

Без изучения динамики развития ребенка, которую обеспечивает мониторинг, реализовать ФГОС ДО невозможно!

Источник

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В ДОУ.

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ОКРУЖНОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ

При реализации Основной образовательной Программы в нашем дошкольном учреждении проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическими работниками в рамках педагогической диагностики. Педагогическая диагностика – это механизм, позволяющий выявить индивидуальные особенности и перспективы развития ребёнка.

Целью педагогической диагностики для педагогов учреждения является выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития ребенка. Так же в целях повышения качества дошкольного образования в ходе проведения диагностики происходит установление и изучение признаков, характеризующих состояние и результаты процесса обучения, позволяющий корректировать воспитательно – образовательный процесс детского сада.

По результатам педагогической диагностики конструируется образовательный процесс ДОУ, планируется индивидуальная работа по разделам программы с теми детьми, которые требуют усиленного внимания воспитателя и которым необходима педагогическая поддержка.

Педагогическая диагностика введена нами в качестве обязательной формы работы с детьми (содержание педагогической диагностики введено нами в организационный раздел образовательной программы в части, формируемой участниками образовательных отношений). Вместе с тем, требования к организации педагогической диагностики подверглись существенным преобразованиям. В качестве основного назначения педагогической диагностики нами определяется оценка индивидуального развития детей, которая используется исключительно для решения образовательных задач, направленных на индивидуализацию образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития), а также для оптимизации работы с группой детей.

Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственно образовательной деятельности с ними.

Мониторинг в форме наблюдения проводится на протяжении всего учебного года во всех возрастных группах. Выявленные показатели развития каждого ребенка фиксируются педагогом. Фиксация результатов (Входная и итоговая диагностики) проводятся в октябре (первые 10 дней месяца) и мае (последние 10 дней месяца).

Главная цель диагностического обследования – получить не столько качественно новые результаты, сколько оперативную информацию о реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования для коррекции педагогического процесса.

Основная задача диагностики – получение информации об индивидуальных особенностях развития ребенка. На основании этой информации, разрабатываются рекомендации для воспитателей и родителей по подготовке старшего дошкольника к обучению в школе.

О проведении диагностики мы информируем родителей. При этом очень часто родители дошкольников задают вопросы: для чего проводится обследование дошкольников и есть ли необходимость в нем? Педагогическая диагностика необходима для того, чтобы оказать помощь в выборе для каждого ребенка оптимальных, благоприятных условий для обучения и развития. Диагностическое обследование дошкольников – важно для каждого ребенка, педагоги детского сада стараются предупредить возможные проблемы в обучении ребенка, ведь ранняя диагностика и правильно подобранная коррекционная работа дает отличные результаты.

В качестве основных методов, позволяющих выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей, в условиях ДОУ мы используем:

– наблюдение

– изучения продуктов деятельности детей

– несложные эксперименты

-беседы

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.

Наблюдение за ребёнком мы осуществляем в естественных ситуациях: в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него. Во время проведения диагностического обследования важно поддерживать доверительную, доброжелательную атмосферу: не высказывать своего недовольства неправильными действиями детей, не указывать на ошибки, не выносить оценочных суждений, чаще говорить слова: «очень хорошо!», « ты молодец!», « я вижу у тебя всё замечательно получается!». Продолжительность индивидуального обследования не должна превышать в зависимости от возраста от 10 до 20 минут.

При обследовании дошкольников мы придерживаемся «правил» педагогического диагностирования.

Обследование дошкольников:

– проводится только в первой половине дня, в наиболее работоспособные дни (вторник или же среда);

– Условия проведения диагностики должны соответствовать СанПиН.

– обстановка при проведении диагностики спокойная, доброжелательная.

– с ребенком работает один взрослый.

– не рекомендуется: спешить с подсказкой, торопить ребенка; показывать свое неудовлетворение, неудовольствие; подчеркивать отрицательные результаты и анализировать результаты вместе с родителями в присутствии ребенка;

– обследование проводится обязательно в игровой форме и в привычной для дошкольника обстановке. Недопустимо использование для диагностического обследования медицинского кабинета, административных кабинетов;

– диагностические процедуры не должны быть слишком длительными, учитывая особенности работоспособности детей каждого возраста.

– нельзя заставлять ребенка, если он не желает что – то делать, лучше отложить диагностику.

На основании полученных результатов в начале и середине года воспитатели не только конструируют образовательный процесс в своей возрастной группе, но и планируют индивидуальную работу по разделам программы с теми детьми, которые требуют усиленного внимания воспитателя и которым необходима педагогическая поддержка. В конце учебного года – сначала итоговая диагностика, потом мы делаем – сравнительный анализ результатов на начало и конец года. Обработанные и интерпретированные результаты такого анализа являются основой конструирования образовательного процесса на новый учебный год.

Результаты оценки индивидуального развития ребенка вносятся воспитателями и специалистами ДОУ в карты педагогической диагностики, сводные по картам предоставляются заведующей доу. В конце учебного года проводится сравнительный анализ результативности образовательного процесса и на основе анализа ставятся задачи для планирования индивидуальной образовательной деятельности с ребенком на следующий учебный год.

В своей работе мы используем диагностику Московского центра качества образования.

Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе коммуникации со сверстниками и взрослыми, игровой, познавательной, речевой, проектной и других видах детской деятельности. Содержание и формы организации образовательной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста определяются на основе анализа диагностических карт индивидуальных достижений ребёнка. Данная инновация введена на основе переработки принципов и технологий организации педагогической диагностики с детьми раннего и дошкольного возраста.

Карта наблюдений включает показатели развития пяти образовательных областей по ФГОС ДО:

– физическое развитие;

– социально-коммуникативное развитие;

– художественно-эстетическое развитие;

– познавательное развитие;

– речевое развитие.

Показатели развития этих образовательных областей определяются по результатам наблюдения педагогом за ребёнком в течение всего учебного года.

Исходные данные

Педагог (воспитатель) внимательно читает приведенные показатели образовательных областей и в зависимости от устойчивости их проявлений у данного ребенка отмечает “+”, выбирая соответствующую ячейку на листе “Исходные данные”.

При оценивании устойчивости проявления показателя предполагается:

– показатель “сформирован” означает, что показатель устойчив, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т. д.

– показатель “находится в стадии формирования” означает, что показатель периодически проявляется и его проявление зависит от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т. д.

– показатель “не сформирован” означает, что показатель проявляется крайне редко и его появление носит случайный характер

Результаты

На листе “Результаты” автоматически проставляется суммарное количество показателей каждой образовательной области в соответствующей ячейке по степени устойчивости.

Мы немного изменили оценку индивидуального развития ребёнка .

– показатель сформирован (2 балла) – наблюдается в самостоятельной деятельности ребёнка, в совместной деятельности со взрослым;

– показатель в стадии формирования ( 1 балл) – проявляется неустойчиво, чаще при создании специальных ситуаций, провоцирующих его проявление: ребёнок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов взрослого, даёт аналогичные примеры;

– показатель не сформирован ( 0 баллов) – не проявляется ни в одной из ситуаций, на все предложения взрослого ребёнок не даёт положительного ответа, не в состоянии выполнить задание самостоятельно.

Оценки «сформирован» и «в стадии формирования» отражают состояние нормы развития и освоения Основной образовательной программы.

Преобладание оценок «сформирован» свидетельствует об успешном развитии и освоении детьми основной образовательной программы дошкольного образования.

Если по каким-то направлениям преобладают оценки «не сформирован», следует усилить индивидуальную работу с ребёнком по данному направлению с учётом выявленных проблем, а также при взаимодействии с семьёй по реализации Основной образовательной программы.

По результатам педагогической диагностики, составляются индивидуальные рекомендации по коррекции развития ребёнка.

Методологическая основа педагогической диагностики:

Для проведения педагогической диагностики используются параметры педагогической диагностики индивидуального развития детей от 3 до 7 лет.

Выделенные показатели отражают основные моменты развития дошкольников, те характеристики, которые складываются и развиваются в дошкольном детстве и обуславливают успешность перехода ребенка на следующий возрастной этап

Контроль

Контроль проведения и объективности оценки индивидуального развития ребенка осуществляется заведующим посредством следующих форм:

– ежедневный текущий контроль;

– тематический контроль;

– оперативный контроль;

Виды деятельности в рамках контроля: педагогические наблюдения; изучение и анализ документации, собеседования.

Организация работы с результатами оценки индивидуального развития ребенка

Результаты оценки индивидуального развития детей обсуждаются на педагогических совещаниях и педсоветах ДОУ для выработки индивидуальных траекторий развития, разработки индивидуальных программ.

Обобщенные результаты оценки индивидуального развития детей могут использоваться в проблемно-ориентированном анализе деятельности ДОУ в целях принятия управленческих решений.

Основными пользователями информации о результатах оценки индивидуального развития детей являются:

– родители (законные представители) воспитанников,

– педагоги (непосредственно работающие с ребенком).

Документация

Результаты оценки индивидуального развития детей, хранятся у педагогов и в электронном виде в кабинете заведующей. Обновляются по мере необходимости.

Источник