Педагогическая диагностика индивидуального развития одного ребенка
Слайд 1
«Презентации в образовательном процессе»» Презентация в методической работе в дошкольном образовании на тему: Педагогическая диагностика: оценка индивидуального развития детей и дальнейшее планирование педагогических воздействий на ребенка в соответствии с ФГОС ДО. (О.П. детского сада написана на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы , Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) Составлено Ст. воспитателем МБДОУ д / №6 «Ладушки» Н.А. Груниной
Слайд 2
Требования ФГОС ДО к условиям реализации и результатам освоения ООП дошкольного образования -….Участие в психологической диагностики допускается только с согласием его родителей (законных представителей )..педагогическая диагностика исключительно для решения образовательных задач (п. 3.2.3 ФГОС ДО) – Специфика дошкольного детства, а также особенности дошкольного образования ….делают неправомерным требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений .(п.4.1 ФГОС ДО ) -Целевые ориентиры не являются основанием для формального сравнения с реальными достижениями детей (п. 4.3 ФГОС ДО) – Настоящие требования являются ориентирами для: … взаимодействия с семьями ; … информирования родителей (законных представителе) и общественности относительно целей дошкольного образования… ( п. 4.4 ФГОС ДО) Декабрь 2016г Company Logo
Слайд 3
При реализации Программы может проводится оценка индивидуального развития детей (п. 3.2.3 ФГОС ДО) Декабрь 2016г Company Logo
Слайд 4
Основные научные подходы в проведении Мониторинга ( п. 1.4 ФГОС ДО) Декабрь 2016г Company Logo Комплексный подход к оценке результатов педагогических действий самого воспитателя Индивидуализация в подборе конкретных форм и методов образовательной деятельности с каждым ребенком Деятельный подход Главная задача педагогов -понять каким образом данные подходы будут реализованы
Слайд 5
Определение понятия мониторинг и педагогическая диагностика Декабрь 2016г Company Logo
Слайд 6
Структура педагогической диагностики Декабрь 2016г Company Logo Индивидуальная карта развития ребенка Индивидуальный дневник развития ребенка Индивидуальный маршрут развития ребенка Индивидуальная образовательная траектория развития ребенка (ИОТР) (п. 2.6 ФГОС ДО)
Слайд 7
Декабрь 2016г Company Logo Определение форм и методов проведения, п одбор методики Определение периодичности и сроков п роведения Выбор ответственных
Слайд 8
Индивидуальная карта развития ребенка https://ppt.prtxt.ru Company Logo Методы диагностики и время проведения Показатели развития по образовательным областям Образовательная область Данные о ребенке Фиксация индивидуального освоения показателей
Слайд 9
Индивидуальная карта развития ребенка 2016г Company Logo Виды игр-занятий Методы диагностики и время проведения 1-2 года Не сформировано Частично Сформировано 1.Расширение ориентировки в окружающем 1.1. Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует ими Наблюдение Я х М х 1.2. Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними Наблюдение Я х М х 2.Развитие речи 2.1. Понимание речи 2.1.1. Понимает речь взрослого, находит на картинках игрушки, …… Наблюдение, беседа Я х М х Индивидуальная карта развития ребенка Ф.И.О. ребенка ____________________________________________________ Дата рождения 09.06.2012г. Дата поступления 14.12.2013г. Дата заполнения ___________________
Слайд 10
Индивидуальный дневник развития ребенка https://ppt.prtxt.ru Company Logo Вывод Показатели развития по образовательным областям Время проведения диагностики Данные о ребенке Решение проблемы
Слайд 11
Индивидуальный дневник развития ребенка 2016г Company Logo Ф.И . ребенка: М Дата рождения: 11.01.2012 г. Год поступления в детский сад: 2014 г. 2014 – 2015 уч. год. Обследуемые характеристики по образовательной области «Социально- коммуникативное развитие Январь . Показатели: Проявляет интерес к сверстникам, доброжелателен во взаимоотношении со сверстниками; отзывчивый, проявляет заботу о товарищах, умеет жалеть и сочувствовать – сформированы частично. Вывод: анализируя результаты проведения работы: – планировать с Мишей игры, совместную деятельность с сверстниками, для установления дружеских взаимоотношений и раскрепощения. Решение проблемы: игра малой подвижности «Иди ко мне», дидактическая игра «Пришел Петрушка», индивидуальная работа ” Я и моя группа”, игровые ситуации ” Дружба начинается с улыбки”, ” Давайте дружить”.
Слайд 12
Индивидуальный дневник развития ребенка 2016г Company Logo (ПРОДОЛЖЕНИЕ ) Май . Показатели: Проявляет интерес к сверстникам, доброжелателен во взаимоотношении со сверстниками; отзывчивый, проявляет заботу о товарищах, умеет жалеть и сочувствовать – сформированы. Вывод: прослеживается положительная динамика в проявлении интереса к сверстникам, Миша доброжелателен во взаимоотношениях со сверстниками, отзывчивый, проявляет заботу о товарищах, умеет жалеть и сочувствовать.
Слайд 13
Индивидуальный маршрут развития ребенка https://ppt.prtxt.ru Company Logo Самостоятельная деятельность Индивидуальная работа Затруднения в усвоении ООП Данные о ребенке Решение проблемы
Слайд 14
Индивидуальный маршрут развития ребенка 2016г Company Logo Месяц, неделя Индивидуальная работа Самостоятельная деятельность Взаимодействие с родителями Сентябрь 1 неделя Дидактическая игра (указывается какая именно) Работа с раздаточным материалом (заинтересовать) Рекомендация игр на развитие 2 неделя На прогулке игра малой подвижности Работа с раздаточным материалом Беседа 3 неделя Занятость в изобразительном уголке Расскажи друзьям о том, что ты сделал Игра 4 неделя Во время одевания на прогулку Помоги другу Научи играть маму. Индивидуальный маршрут развития Ф.И. ребенка__________________________________________________ Группа_______________________________________________________ Возраст______________________________________________________ Затруднения:__________________________________________________
Слайд 15
В построении системы мониторинга важное место занимает сочетание методов и формы работы, что обеспечивает объективность и точность полученных данных. Декабрь 2016г. Company Logo -Наблюдение ; -Проблемная (диагностическая) ситуация; -Беседа; -Анализ продуктов деятельности детей; -Рассматривание картинок Диагностические методы и формы работы ДОУ – Индивидуальная -Подгрупповая; -Групповая.
Слайд 16
Используемая литература 2016г Company Logo 1. ФГОС ДО 2. В. И. Савченко «Организация системы методической работы в ДОО по сопровождению ФГОС ДО. Практические разработки для старших воспитателей ДОО.- С П б.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016 3 . Путеводитель по ФГОС Дошкольного образования в таблицах и схемах Под общей редакцией М. Е. Верховкиной , А. Н. Атаровой . С П б.: КАРО, 2014 4 . Диагностика педагогического процесса во второй младшей группе дошкольной образовательной организации. Автор составитель: Верещагина Наталья Валентиновна -С. П. б.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015
Слайд 17
Спасибо за внимание ! Г.о.г.Выкса 2018
Источник
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 10» г. Пласта
—————————————————————————————-
457020, Челябинская область, г. Пласт, ул. Титова, 5А
Тел. 8(35160) 2-18-12, : mkdouv10svetlyachok@mail.ru,
Веб-сайт: https://ds10plast.ru
Консультация на тему: Система педагогической диагностики: оценки индивидуального развития детей образовательной программы ДОУ
Выполнила старший воспитатель: Ильясова З.М.
Реализация образовательной программы в соответствии с ФГОС предполагает оценку индивидуального развития детей в каждой возрастной группе. «Такая оценка проводится воспитателем в рамках педагогической диагностики: оценка индивидуального развития воспитанников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования. Результаты педагогической диагностики (монитринга) могут использоваться исключительно для решения следующих задач:
1. индивидуализация образования ( в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2. оптимизации работы с группой детей (п.3.2.3). П 3.2.3.
При реализации программы может проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производиться педагогическим работником в рамках педагогической диагностики(оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИСТЕМЫ И МЕТОДИКИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ, ЕЕ ВНЕДРЕНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВАЖНОЙ ЗАДАЧЕЙ ДЛЯ КАЖДОГО ДОО ДЛЯ СОЗДАНИЯ ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в части реализации требований к результатам освоения ОП ДО.
В процессе образовательного деятельности в соответствии с ФГОС (п 3.2.3) при реализации образовательной программы проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики. Для сбора конкретных диагностических данных педагог использует ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ, не проводит тестирования, исключает применение высоко и низкоформализованных тестов. Наблюдения могут быть дополнены свободным общением педагога с детьми, беседами, играми, рассматриванием картинок. Вместе с тем воспитатель может провести диагностическую НОД, в которую включает специально подобранные задания, позволяющие выяснить, насколько ребенок овладел программными задачами образовательных областей Стандарта.
Аутентичная педагогическая диагностика проводиться входе наблюдений в спонтанной ии организованной деятельности и позволяет фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития ребенка в ходе:
- Коммуникации со сверстниками и взрослыми( как изменяются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и т.д);
- Игровой деятельности;
- Познавательной деятельности( как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
- Проектной деятельности( как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
- Художественной деятельности;
- Физического развития;
В нашем детском саду педагоги используют педагогическую диагностику, где не предполагается выделение не малоинформативных количественных параметров(уровней, баллов, процентов), качественных характеристик изучаемого явления. Это позволяет определить индивидуальное своеобразие зоны актуального развития ребенка и спланировать воспитательно-образовательные задачи, основанные на своих педагогических действиях в отношении каждого ребенка в форме составления ИОТР, что крайне необходимо для осуществления ( в соответствие с ФГОС) последующей индивидуализации образовательной деятельности и учета зоны ближайшего развития..
По СУТИ, происходит САМООЦЕНКА ВОСПИТАТЕЛЕМ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИСОБСТВЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ И ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ИХ ДАЛЬНЕЙШЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ОТНОШЕНИИ КАЖДОГОРЕБЕНКА, НЕ ОВЛАДЕВШЕГО ПРОГРАММОЙ.
Таким образом, в диагностических картах по предлагаемым показателям оцениваются ДОСТИЖЕНИЯ ребенка в конкретно сформулированном КАЧЕСТВЕННОМ ВЫРАЖЕНИИ.
Результаты педагогической диагностики, проведенной воспитателем, позволяют им оценивать индивидуальную динамику усвоения ОП каждым ребенком и, реализуя принцип индивидуализации образовательной деятельности, скорректировать свои дальнейшие педагогические действия при построении конкретно ИОТР(индивидуальная образовательная траектория развития ) каждого ребенка.
Таким образом, реализуются принципы мониторинга образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.
В такой системе оценки результатов освоения ОП ДО отражены современные тенденции качества дошкольного образования: результаты диагностики индивидуального развития детей используются исключительно ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ САМОГО ВОСПИТАТЕЛЯ И ДАЛЬНЕЙШЕЙ КОРРЕКЦИИ СВОИХ ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО РЕШЕНИЯ С КАЖДЫМ РЕБЕНКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПРОГРАММЫ,
Записи в специально разработанных листах делаются воспитателем в лаконичной форме, через призму оценки своих педагогических действий и их результативности по усвоению педагогических действий и их результативности по усвоению образовательной программы каждым ребенком его возрастной группы, по всем пяти областям и оценке уровня игровой деятельности. В «Лист педагогической диагностики» внесена только игровая. Так как остальные виды детской деятельности (коммуникативная, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование, изобразительная и музыкальная) как «сквозные механизмы развития ребенка» (п.2.7 ФГОС) могут быть оценены еще и посредством диагностики реализации ОП в соответствующей образовательной области ФГОС ДО. ИГРА же является важным, специфическим и основным видом детской деятельности.
В «Листах пелагической диагностики» не указывается уровень развития ребенка. Есть только конкретная фиксация индивидуального для каждого ребенка, не усвоенного им содержания определенного раздела образовательной области ФГОС.
При проведении педагогической диагностики ее основным показателем является содержание образовательных областей Стандарта.
Результат анализа выражается без распределения детей по уровням их развития «на высокий, «средний, «или «низкий»., как осуществлялось ранее при ФГТ. Оценивается результативность педагогических действий воспитателя через призму мониторинга развития ребенка.
Записывается конкретная формулировка затруднений ребенка в усвоении программы. Это позволяет воспитателю определить конкретные «задачи дальнейшего планирования своих педагогических действий(п23.2.3), определяющих перспективы и конкретные задачи ИОТР ребенка (п 3.2.2.1) с помощью целенаправленных педагогических воздействий и «построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми» (п.3.2.1.3), воспитателей и родителей.
Педагогическая диагностика в соответствии с ФГОС, как качественный анализ позволяет соблюдать принцип индивидуализации в подборе конкретных форм и методов образовательной деятельности с каждым ребенком при последующем планировании его индивидуальной образовательной траектории развития (ИОТР).
Такая педагогическая диагностика позволяет педагогу заполнять карту индивидуальной образовательной траектории развития ребенка, имеющую по его результатам диагностики вполне конкретно сформулированные проблемы в усвоении образовательной программы, задач образовательных областей, представляющих определенные направления развития и образования детей (п2.6. ФГОС).
(Программа «Детство». Результаты могут использоваться преимущественно для обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его развития.
В программе «Детство» предполагается, что Педагогическая диагностика является начальным этапом педагогического проектирования, позволяя определить актуальные образовательные задачи, индивидуализировать образовательный процесс.
Диагностика направлена на изучение ребенка дошкольного возраста для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем.
Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение:
– деятельностных умений ребенка;
– интересов, предпочтений, склонностей ребенка;
– личностных особенностей ребенка;
– поведенческих проявлений ребенка;
– особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми.
Основными методами педагогической диагностики являются наблюдение и нестандартизованные беседы с детьми, а также диагностические ситуации, провоцирующие деятельность ребенка.
Программа «От рождения до школы». Педагогическая диагностика рассматривается как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий, лежащих в основе дальнейшего планирования.
Проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.
Направлена на изучение:
– коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержки контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и т.д.) ;
– игровой деятельности;
-познавательной деятельности (таких как – развитие детских способностей, познавательной активности);
– проектной деятельности ( например: как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
– художественной деятельности;
– физического развития.
Инструментарий – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и развития каждого ребенка. На основе этих карт мы разрабатываем индивидуальные маршруты.
В диагностических картах в программе « От рождения до школы» ИГРОВАЯ деятельность вынесена на отдельный лист.
А в программе «Детство» игровая деятельность проходит во всех областях.
Таким образом, педагоги работающие с детьми в соответствии с ФГОС должны понять, что целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценки. Однако педагоги входе работы должны выстраивать индивидуальную образовательную траекторию развития каждого ребенка.
Примерные «Листы педагогической диагностики оценки индивидуального развития детей младшего возраста (3-4 года)
Развитие игровой деятельности.
Ф.И. Ребенка | Сюжетно-ролевые игры | Подвижные игры | Театрализованные игры | Дидактические игры |
Иванова Катя | Не умеет выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий | Не владеет приемами вождения настольных кукол | Затрудняется в подборе предметов по цвету и величине | |
Антонов Илья | ||||
Примерная ИОТР для каждого ребенка, составленная на основе педагогической диагностики группы младшего возраста( 3-4 года)
Основные направления развивающей образовательной деятельности | Основное содержание образовательной деятельности с ребенком, осуществляемые воспитателем | Основные направления психолого-педагогической поддержки семьи для вовлечения родителей в образовательный процесс по реализации ИОМ ребенка |
1 | Иванова Катя | |
ОО Познавательное развитие | ||
Классификация предметов | В ходе индивидуального общения с ребенком формирование умения группировать предметы по определенному признаку: цвету, величине, форме. Лото «Подбери такую же картинку». | Родителям предлагать Кате раскрашивать изображения в тематических книжках-раскрасках: Цветы, «Деревья», «Посуда» и тд. |
Формирование бережного отношения к природе | Привлечение к уходу за комнатными растениями. Чаще использовать похвалу за проявление заботы о цветах. Чтение стихов и рассказов, содержание которых является бережное отношение к природе: растениям, птицам, насекомым и т.д | Привлекать к работе в цветнике, на даче, огороде: рыхлить почву, поливать, заботиться о насаждениях. |
Физическое развитие |
И т.д.
Источник