Педагогическая часть развития ребенка
Наталья Беккер
Психолого-педагогические особенности развития детей дошкольного возраста
«Психолого-педагогические особенности развития детей дошкольного возраста»
Цель: повышение психолого-педагогической компетенции по вопросам, связанным с возрастными характеристиками ребенка дошкольного возраста.
Содержание: Совершенно очевидным является тот факт, что многие педагоги не придают должного значения теоретическим знаниям о возрастных и индивидуальных возможностях ребенка – дошкольника. Все обучения в дошкольной организации направлено на формирование первоначальных знаний, умений и навыков, необходимых для становления личности. Но если педагог заинтересован в том, что, чтобы дети успешно развивались, если он хочет грамотно осуществлять педагогическое воздействие на воспитанников, то ему необходимо в своей практической деятельности руководствоваться особенностями развития и поведения детей дошкольного возраста. Знание закономерностей психического развития позволяет педагогу своевременно выявлять детей с трудностями в психическом развитии, которые не овладевают знаниями и умениями в пределах возрастной нормы, задача педагога – направлять таких детей к специалистам для оказания им квалифицированной помощи. Итак, главным критерием при выборе содержания обучения дошкольников должны быть их возрастные особенности. Возрастные особенности – это основа педагогического воздействия на психику ребенка. Психологические особенности детей дошкольного возраста. Согласно исследованиям Л. С. Выготского развитие – это появление нового. Но новое не надает с «неба», а появляется закономерно, подготовленное всем ходом предшествующего развития. Как же происходит сам процесс развития, каковы его особенности? Л. С. Выготский установил четыре основных закона, или особенности детского развития. 1. Цикличность. Развитие имеет сложную организацию во времени. Ценность каждого года или месяца жизни ребенка определяется тем, какое место он занимает в циклах развития. Это связано с тем, что темп и содержание развития изменяются на протяжении детства. Собственно возраст как стадия развития и представляет с собой цикл, со своим особым темпом и содержанием. Период подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Такие циклы развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта и др.) и для развития психики в целом. 2. Неравномерность развития. Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно. Дифференциация функции начинается с раннего детства. Сначала выделяются и развиваются основные функции, прежде всего восприятие, затем более сложные. Перестройка старой системы и перерастания ее в новую становиться основным путем развитии психических функций. 3. «Метаморфозы». Развитие не сводиться к количественным изменениям, это цепь изменений качественных, превращение одной формы в другую. Ребенок не похож на маленького взрослого, который мало знает и умеет, постепенно приобретает нужный опыт. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом. 4. Сочетание процесса эволюции и инволюции в развитии ребенка. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок научился говорить, перестает лепетать. Если же инволюционные процессы запаздывают,наблюдается инфантилизм: ребенок переходя в новый возраст, сохраняет старые черты. Л. С. Выготский выделяет новообразования психического развития у ребенка, то есть стабильные и кризисные стадии развития. Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Незначительные, минимальные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих. Но они накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования. Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по нескольку лет. А новообразования оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности. Кроме стабильных, существуют кризисные периоды развития. Кризисы длятся не долго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваются до года или двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии ребенка, и он резко меняется во многих своих чертах. Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Границами возрастов являются кризисы – переломные моменты в развитии ребенка. Каждый возраст характеризуется и своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности; возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода. Л. С. Выготский определил социальную ситуацию развития, как «своеобразное, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и окружающей его действительности, прежде всего социальной». А. Н. Леонтьев отмечал, что «ведущей может называться только та деятельность, в связи с которой происходят главные изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой высшей ступени его развития». В психологии есть понятие «сензитивные периоды развития» – это периоды наибольшей чувствительности к определенного рода воздействиям. Так сензитивный период развития речи – от года до 3 лет, и если этот упущен, компенсировать потери в дальнейшем практически невозможно. Сензитивный период совпадает с оптимальными сроками обучения. Подведем итог. В соответствии с теорией культурно-исторического развития Л. С. Выготского каждый возраст характеризуется: социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью; возрастными новообразованиями; возрастными кризисами. Разделение жизненного пути ребенка позволяет лучше понять закономерности детского развития, специфику отдельных этапов. Рассмотрим кратко возрастные собенности детей дошкольного возраста. Возрастные особенности детей от 3 до 4 лет.Ведущая потребность: в общении, в уважении, в признании самостоятельности ребенка.Ведущая деятельность: игровая, переход от манипулятивной игры к ролевой.Ведущая функция: восприятие. Особенности возраста: 1. Кризис 3-х лет. Формирование системы «Я». 2. Развитие воображения через развитие функци замещения одного предмета другим. 3. Проявление смысловой структуры сознания. 4. Ребенок добивается нового статуса, вследствие чего проявляет упрямство и негативизм. 5. Развитие происходит через общение со взрослыми. Общение носит ситуативно-деловой характер. 6.Может выполнять мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение. 7. При новой деятельности необходимо поэтапное объяснение (делай, как я).Цели и задачи для взрослых: 1. Способствовать освоению разных способов взаимодействия и общения в режиме ребенок-взрослый; ребенок-ребенок. 2. Способствовать проявлению всех видов активности ребенка. 3. Формировать первые «нравственные эмоции»: хорошо-плохо. 4. Формировать умение действовать в соответствии с правилами и нормами. 5. Формировать эмоциональную отзывчивость. 6. Способствовать формированию позитивной самооценки ребенка в процессе общения с взрослым.Новообразования: 1. Усвоение первичных нравственных норм. 2. Самооценка. 3. Появление элементов партнерского общения. Возрастные особенности детей от 4 до 5 лет.Ведущая потребность: познавательная активность; потребность в общении.Ведущая деятельность: сюжетно-ролевая игра.Ведущая функция: наглядно-образное мышление. Особенности возраста: 1. Речь начинает выполнять контролирующую функцию. 2. Усложняются волевые проявления (умение подчинять свое поведение правилам в игре). 3. Повышенная познавательная активность. 4. Вне ситуативно-познавательная форма общения со сверстниками и взрослым. 5. Интерес к другому ребенку и своему окружению. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка. 6. Усложнение сюжетно-ролевой игры. 7. Появление осознанности собственных дел.Цели и задачи для взрослых: 1. Способствовать формированию умения подчинять свои действия правилам. 2. Создавать условия для проявления познавательной активности и развития творческого воображения. 3. Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости. 4. Создавать условия для перехода детей от соучастия к сотрудничеству в разных видах деятельности.Новообразования: 1. Контролирующая функция речи. 2. Проявление элементов творческого воображения в сюжетно-ролевой игре. 3. Появление элементов произвольности. 4. Проявление вне ситуативно-познавательной формы общения со сверстниками и взрослым. Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет.Ведущая потребность: потребность в общении; творческая активность.Ведущая деятельность: сюжетно-ролевая игра.Ведущая функция: воображение. Особенности возраста: 1. Проявление элементов произвольности всех психических процессов. 2. Общение с взрослым вне ситуативно-личностное. 3. В общении со сверстниками происходит переход от ситуативно-деловой формы к вне ситуативно-деловой. 4. Проявление творческой активности во всех видах деятельности. Развитие фантазии. 5. Половая идентификация.Цели и задачи для взрослых: 1. Способствовать формированию произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности. 2. Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка, проявлению инициативы и самостоятельности мышления. 3. Способствовать развитию эмпатийных проявлений. 4. Организовывать совместную деятельность с целью развития элементов сотрудничества. 5. Способствовать формированию умения планировать собственную предстоящую деятельность.Новообразования: 1. Предвосхищение результата деятельности. 2. Активная планирующая функция речи. 3. Внеситуативно-деловая форма общения со сверстником. Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет.Ведущая потребность:общение Ведущая деятельность: сюжетно-ролевая игра.Ведущая функция: воображение. Особенности возраста: 1. Проявление произвольности всех психических процессов. Не сформирована учебная деятельность школьного типа. 2. Переход к младшему школьному возрасту. 3.Проявление кризиса 7 лет: капризы, паясничанья, демонстративное поведение. 4. Повышенная чувствительность. 5. Полное доверие взрослому, принятие его точки зрения. Отношение к взрослому как единственному источнику достоверного знания. 6. Ведущим продолжает оставлять наглядно-образное мышление.Цели и задачи для взрослых: 1. способствовать развитию мышления. 2. Способствовать формированию произвольности всех психических процессов и учебно-познавательного мотива. 3. Способствовать удержанию внутренней позиции ученика. 4. Способствовать формированию коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками. 5. Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки. 6. Способствовать формированию внутреннего плана действий через интериоризацию структуры деятельности. 7. Продолжать формировать этические представления.Новообразования: 1. Внутренний план действий. 2. Произвольности всех психических процессов. 3. Возникновение соподчинения мотивов. 4. Самосознание. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе. 5. Возникновение первой целостной картины мира. 6. Появление учебно-познавательного мотива. В заключении хочется отметить, что разделение жизненного пути ребенка позволяет лучше понять закономерности развития, специфику отдельных этапов. Все дети разные, у каждого свой индивидуальный темп развития. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка в соответствии с нормой развития в определенном возрасте. Для реализации цели психолого-педагогическогосопровождения решаются следующие задачи: – удовлетворение базовых потребностей; – обеспечение в детском саду психологической и социальной безопасности; – удовлетворение первичных интересов дошкольника (предметно-развивающая среда и социальная ситуация, способствующие становлению продуктивных видов деятельности и отношений с окружающими); – превентивная и оперативная помощь в решении индивидуальных проблем, связанных с принятием поведения в детском саду, межличностных коммуникацией со взрослыми и сверстниками; – предупреждение возникновения проблем развития ребенка; – психологическое сопровождение интеллектуального, личностного и нравственного развития воспитанников; – развитие психолого-педагогической компетентности родителей; В психолого-педагогическом сопровождении дошкольниковвыделяют следующие направления работ: -обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями; – развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни; модель психолого-педагогического сопровождения детей в дошкольнойорганизации представляет следующую деятельность:
-организация работ по выявлению психолого-педагогических особенностей развития дошкольников. Что позволяет получить полную картину по развитию личности ребенка и планировать коррекционные мероприятия;
-систематическое наблюдения за детьми в разных видах деятельности и постоянная фиксация результатов наблюдений;
-осуществление мониторинга результативности психолого-педагогической деятельности и планирование индивидуальной работы с детьми через выстраивание индивидуальных образовательных программ.
Источник
Педагогическая поддержка развития познавательной деятельности детей раннего возраста.
Мир ребенка 2-3 лет – это мир отдельных предметов и объектов. А познает он этот мир, исследуя и экспериментируя. Завладев предметом, малыш обследует его разнообразными способами: вертит, сжимает, пробует на вкус, трясет, бросает. «Насытившись» одним предметом, малыш принимается за другой. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного развития.
От того, насколько полно малыш научится воспринимать объекты, предметы и явления, а также оперировать знаниями о них зависит его благополучное развитие в целом. Значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст благоприятен для совершенствования органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Организуя работу по познавательному развитию, считаю важным создание условий для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно игровой деятельности ,через игры с дидактическим материалом. Поэтому постоянно обогащаю развивающую среду группы: пирамидки 3-8 колец («Мишка», «Зайчик», «Петрушка», «Улитка» и др.),матрешки, бусы, игры-мозаики, игры –вкладыши, кубики, разрезные картинки, заводные игрушки, конструкторы разного вида , разнообразный природный материал и т. д.
Образовательную работу с детьми раннего возраста строю на основе комплексно – тематического планирования. По каждой теме подбираю игры :на восприятие цвета- «Подбери по цвету», «Найди такой же» – листочки, машинки, посуда, одежда и т. д.; на восприятие величины предметов – «Большой – маленький» – овощи, фрукты, машины, животные и т. д.; на восприятие формы предметов – игры – вкладыши, «Геометрическое лото», «Собери картинку» (блоки Дьенеша) и др.; на восприятие пространства- игры – мозаики, Д/и «Собери картинку», пазлы, кубики.
Играя, дети сравнивают, группируют предметы по определенным признакам, овладевая простейшими обследовательскими действиями, делают простейшие выводы. Они похожи на «маленьких ученых» и зачастую проявляют огромную настойчивость, испытывая предметы самыми различными способами, или же повторяя простейшие действия до полного их освоения. В процессе познавательной деятельности являюсь для детей партнером, стараюсь не управлять, не ограничивать ребенка, а побуждать проявлять самостоятельность.
Учитываю характерную особенность малышей – непосредственность и эмоциональность восприятия окружающего мира. Они способны сосредоточить свое внимание только на том, что им интересно. Интерес к деятельности легко передается маленькому ребенку, когда взрослый сам увлечен ею. Поэтому интонацией, мимикой, жестами, действиями демонстрирую личную заинтересованность.
Для поддержания интереса к деятельности с целью достижения результата использую:
- Дополнительные вопросы;
- Схемы, фотографии;
- Вношу дополнительные детали, атрибуты;
- Создаю проблемные ситуации в процессе выполнения работы.
Использую формы несловесной поддержки:
- Улыбку;
- Подбадривающее пожатие руки;
- Поглаживание по голове;
- Обнимание за плечи и т. д.
Предоставляю ребенку возможность действовать самостоятельно методом проб и ошибок – делать «открытия».
Соня (2 г. 6 м.) играет со вкладышами «Яблочки» (сравнение предметов по величине). Высыпала вкладыши на стол. Взяла самый большой вкладыш, рассматривает, пробует подставить, приложила вкладыш к самой маленькой прорези, поставить вкладыш не получилось. Делает удивленный взгляд, разводит руки, говорит: «Никак !». Передвигает вкладыш дальше, подставляет в прорезь правильно, улыбается , говорит: «Поючиёсь!» Замечаю: «Молодец, Соня, нашла в каком домике яблочко живет.»
Девочка улыбается, продолжает игру, добивается положительного результата. Отмечаю успех ребенка: «Ай да Соня, умничка, всем яблочкам помогла найти домик!» Соня обращается к сидящему рядом Сереже: «Вот, все ябочки в домиках».
Спрашиваю: «А где же самое большое яблочко?» Смотрит на вкладыши, показывает пальчиком, говорит: «Вот байсёе».
С учетом темы образовательной деятельности пополняю развивающую среду новыми играми, дидактическими игрушками. Новые предметы особенно привлекают внимание малышей, они действуют с ними, пробуют, что собой представляют предметы, знакомятся с ними. Играя, овладевают различными движениями, действиями: продевают в отверстие, нанизывают на ленточку, шнур, раскладывают в ячейки по цвету, подбирают вкладыши к прорезям, «ремонтируют» машины, откручивая и закручивая отверткой болты, «разрезают» овощи, фрукты и собирают целые предметы из частей.
В центр экспериментирования внесла набор разноцветных воронок различных по цвету и величине в виде цветка, собранных по принципу матрешки.. Артем, Максим, Вероника, Игорь первыми заметили появление нового яркого незнакомого предмета. Они долго самостоятельно разглядывали воронки, пробовали раскрутить стержень, который удерживал все воронки вместе, но ничего не получалось. Не сдержав любопытство, Вероника подбежала ко мне, показывая красивую необычную вещицу: «Что это?» К нам подбежали остальные любопытствующие в ожидании раскрытия тайны о новом предмете. Раскручиваю стержень, разъединяю воронки, даю детям. Они рассматривают их по отдельности, заглядывают в отверстие, пытаются просунуть туда пальчик. Игорь замечает: «Я такую штучку у мамы видел.» Поясняю : «Это воронки, чтобы наливать жидкости в разные бутылочки». Показываю принцип действия воронки. Спрашиваю, как называется предмет, для чего он нужен, рассматриваем, у кого воронка большая, у кого маленькая, называем их цвет. В дальнейшем, в ходе образовательной деятельности моделирую проблемную ситуацию : у зайчика целое ведерко морковного сока, необходимо разлить в бутылочки, как помочь зайке? Малыши вспомнили о том, что есть необходимая вещь –воронка, с помощью которой можно разлить сок. Таким образом ,в игровой форме освоили еще один способ переливания жидкости из сосуда в сосуд.
Игры с дидактическими игрушками, играми воспитывают сосредоточенность, умение спокойно , не отвлекаясь заниматься в течение некоторого времени каким-то одним делом – это содействует развитию волевых черт характера. Первоначально малыши испытывают затруднения, с которыми могут справиться при поддержке взрослых. Степень поддержки может быть различной. При расширении зоны самостоятельности степень поддержки уменьшается.
Федя (2 г.) заинтересовался конструктором «Трактор». Устроился за столом, крутит колеса, наблюдает, как они вращаются. Взял отвертку, раскрутил все колеса. Прикрутил болты к осям для колес и в таком виде оставил игрушку на столе, а сам убежал к мальчикам на ковер. Говорю: «Ой-ой-ой! Кто у нас плачет? Да это трактор Федин плачет! Говорит, что ехать по дорожке не может, просит Федю помочь.» Малыш охотно откликается на просьбу, возвращается к оставленной игрушке, пытается отремонтировать ее. Затрудняется , всем своим видом показывает, что не знает как починить игрушку. Предлагаю ремонт выполнить вместе. Мальчик наблюдает за моими действиями (откручиваю болтик, помещаю колесо на ось, закрепляю болтом). Малыш потянулся к трактору, говорит: «Дай, позяста!» Придерживаю трактор, мальчик прикручивает колеса при не значительной моей помощи . Вместе добиваемся положительного результата.
Ситуация успеха стимулировала ребенка снова заняться игрой с конструктором. На следующий день Федя взял конструктор «Трактор», отвертку: «Буду чинить!» Откручивает болтик, снимает колесо, повторяет действия. Открутил крышу, кабину и т. д. Разложил все детали, говорит : «Все». Спрашиваю: «Где же у Феди трактор?» Улыбается, разводит руками: «Неть». Удивленно говорю: «Куда же он спрятался?» Мальчик кивает головой : «Наду, наду!» Пытается соединить две детали основания трактора, непослушный болтик выпрыгивает из рук. Ребенок с усердием повторяет действия. Болт все равно не слушается. Федор начинает плакать. Спрашиваю: «Кто Федюшу обидел?» Федор показывает непослушный болт, говорит: «Никак!» Предлагаю вместе справиться с непослушным болтиком, придерживаю рукой основание трактора, мальчик прикручивает болт. Далее собирает трактор самостоятельно, с гордостью показывает результат – катает трактор по столу. Обязательно реагирую на успех ребенка: «Молодец, Федя! Как папа починил трактор.»
Любимое занятие малышей – игры с песком и водой. Песок сухой и мокрый пересыпаем, сыплем через сито, делаем норки для зверушек, ищем клад, рисуем руками на песке, печем куличики, готовим угощение с помощью формочек.
В процессе действий с песком использовала проблемные ситуации. Например, в теме «Зоопарк» обезьянку решили угостить фруктами. Игорь, Вероника, Артем предложили фрукты сделать из песка. Спрашиваю: «Что надо для работы?» Уточнили, что нужны совочки, формочки. Начали работу: насыпали песок в формочки, перевернули формочки – фрукты рассыпались. Удивляюсь, почему не получились фрукты. Игорь (2 г. 6 м. г.),пересыпая песок совочком, заметил: «Песок сухой, он не лепится, надо намочить». Поливаем песок из лейки, перемешиваем совочками. Дети продолжают изготовление фруктов из песка. Радуются своему успеху.
Таким образом, педагогическая поддержка проистекает из реальных нужд, которые испытывает ребенок, но не может самостоятельно удовлетворить. Педагогическая поддержка представляет собой:
- Деятельность ребенка по «выращиванию субъективной позиции –«я».
- Деятельность педагога в условиях проблемной ситуации ребенка.
- Деятельность, опирающуюся на активность ребенка и служащую опорой этой активности.
- Деятельность, которая принципиально создает условия для самоопределения и самореализации ребенка в естественной, конкретной жизненной ситуации.
Игры с водой содействуют развитию тактильных ощущений, мелкой моторики рук, учат ребенка слушать, понимать, выполнять задание: налить кошке «молочка» ложкой; сделать дождик для слона; разными способами.
Для сенсорного развития детей группы использую нетрадиционное оборудование: игры с прищепками, сухой бассейн, сенсорные тропинки. Игры с разноцветными прищепками(«Заборчик», «Солнышко», «Красивые цветы», «Ежики») формируют у малышей перцептивные действия по обследованию окружающих объектов (рассматривание, ощупывание), учат захватывать предмет в руке, развивают движения кистей и пальцев рук, зрительно- двигательную координацию.
Использую игры с природным материалом (шишки, желуди, каштаны, фасоль, бобы):рассматриваем, сортируем, наполняем емкости разные по объему. Вызывает интерес у детей изготовление погремушек из небольших пластиковых бутылок. Бутылочки наполняли разными материалами (камешки, фасоль, горох, песок, металлические скрепки, монетки ) и плотно закрывали крышками. Экспериментируя с погремушками, малыши заметили, что они издают разные звуки, они разные по внешнему виду и весу.
Разнообразие тактильных ощущений делает хождение по сенсорной тропе увлекательным и полезным. Сенсорная тропа – это коврик с пуговицами, реечками, кочками-мешочками. Ребенок ходит по сенсорной дорожке, активизируя рецепторы, расположенные на ступнях ног. Кроме того, можно заняться поиском одинаковых пуговиц по форме, цвету, величине.
Сенсорно-моторное развитие возможно лишь при взаимодействии ребенка со взрослыми. Анализируя результаты анкетирования, в процессе индивидуальных бесед с родителями, пришла к выводу, что взрослые недооценивают значимость сенсорного развития. Чтобы повысить уровень родительской компетентности, вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, разработала консультацию, рекомендации «Дома Вы можете поиграть в увлекательные сенсорные игры», в рамках клуба «Мамина школа» провела занятие – практикум «Ранний возраст – «золотая пора» сенсорного развития.»
Источник