Педагогическая часть карты развития ребенка 1 часть заполненная
Педагогическая карта учащегося (автор разработки Кумарина Г.Ф.)
Учащийся Ф.И._______________________________
Дата рождения_______________________________
Домашний адрес_____________________________
Дата поступления в школу_____________________
Переведён ( когда,куда)_______________________
Готовность ребёнка к школьному обучению
I.Готовность ребёнка к началу школьного обучения
1. Психологическая и социальная готовность к школе:
а) желание учиться в школе:
– ребёнок хочет учиться в школе;
– особого желания учиться нет;
– идти в школу не хочет.
б) учебная мотивация:
– осознает важность и необходимость учения, собственные цели учения приобрели или приобретают самостоятельную привлекательность;
– собственные цели учения не осознаются: привлекательным в школе для ребёнка является только внешняя сторона учения (возможность ходить вместе со сверстниками в школу, носить школьную форму, портфель)
– цели учения не осознаёт, ничего привлекательного в школе не видит.
в) умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию:
– достаточно легко входит в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает её смысл, адекватно ведёт себя;
– контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на неё не всегда или не совсем адекватны;
– плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении, в понимании ситуации.
г) организованность поведения:
– поведение организованное;
– поведение не достаточно организованное;
– поведение неорганизованное.
Общая оценка уровня психологической и социальной готовности к школе:
- Выше среднего, средний.
- Ниже среднего
- Низкий.
II. Развитие школьнозначимых психофизиологических функций:
а) фонематический слух, артикуляционный аппарат:
– нарушений в фонематическом строе речи и звукопроизношении нет, речь правильна, отчётлива;
– в фонематическом строе речи, в звукопроизношении есть заметные нарушения (необходимо обследование логопеда);
– ребёнок косноязычен (необходимо обследование логопеда).
б) мелкие мышцы руки:
– рука развита хорошо, ребёнок уверенно владеет карандашом, ножницами;
– рука развита недостаточно хорошо, карандашом, ножницами работает с напряжением;
– рука развита плохо, карандашом, ножницами работает плохо.
в) пространственная ориентация, координация движений, телесная ловкость:
– достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения, подвижен, ловок;
– отмечаются отдельные признаки недоразвития ориентации, координаций движений, недостаточно ловок;
– ориентация в пространстве, координация движений развиты плохо, неуклюж, малоподвижен.
г) координация в системе «глаз-рука»:
– может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ (узор, фигура), зрительно воспринимает на расстоянии ( с классной доски);
– графический образ зрительно воспринимает на расстоянии, «переносит в тетрадь с незначительными искажениями;
– при «переносе» графического образа, зрительно воспринимаемого на расстоянии, допускает грубые искажения.
д) объём зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в картинках-нелепицах, в картинках с множеством контуров):
– соответствует средним показателям возрастной группы;
– ниже средних показателей возрастной группы;
– намного ниже средних показателей возрастной группы.
Общая средняя оценка уровня развития школьнозначимых психофизиологических функций:
1. Выше среднего, средний.
2. Ниже среднего
3. Низкий.
III. Развитие познавательной деятельности
а) кругозор:
-представления о мире достаточно развернуты может рассказать о стране, городе, о животных и расстениях, времени года;
– представления о мире достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим;
– кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем отрывочны, бессистемны.
б) развитие речи:
– речь содержательна, выразительна, грамматически правильна;
– ребёнок затрудняется в поиске слов, в выражениях мыслей, в речи встречаются отдельные грамматические погрешности, она недостаточно выразительна;
– слова приходится «вытягивать», ответы чаще односложные, в речи много ошибок ( нарушение согласования, неправильный порядок слов в предложении, законченность предложений).
в) развитие познавательной активности, самостоятельности.
г) сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установление закономерностей.
д) произвольность деятельности
е) темп деятельности
ж) учебные знания, умения (перечислить имеющиеся), указать конкретно, с каким запасом учебных умений ребёнок идёт в школу ( знание букв, элементарных математических представлений и другое).
IV. Состояние здоровья
а) особенности развития на этапе дошкольного детства ( указать обстоятельства, если таковые есть, задержавшие развитие ребёнка: тяжёлые роды, травмы, длительные заболевания);
б) темп развития в дошкольном детстве (своевременно ли начал ходить, говорить);
в) состояние соматического здоровья ребёнка (характер отклонений в системах и функциях организма, болезненность: сколько раз в истекшем году болел)
Группа здоровья – ….
V. Трудности школьной адаптации
а) в поведении;
б) в учебной деятельности;
в) наблюдаемые признаки предрасположенности ребёнка к нарушениям здоровья: Тревожность, высокая утомляемость, раздражительность, чрезмерная невнимательность, отвлекаемость, неусидчивость, расторможенность, заторможенность, обидчивость, плаксивость, упрямство, драчливость, агрессивность, двигательное беспокойство, головные боли, головокружение, плохой аппетит, навязчивые привычки ( грызение ногтей…)…
Жалобы со стороны родителей:
Чрезмерная усталость после школы, нарушение сна, недосыпание страх темноты, одиночества, непослушание, конфликтность, беспричинный подъём температуры, плохой аппетит, тошнота, укачивание в транспорте, непереносимость резких звуков, жары, духоты, холода,поливость, аллергические реакции, ночное недержание мочи и другое.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
- Основание для отнесения ребёнка к группе риска.
- Рекомендации по индивидуальной коррекционной работе.
- Консультации у специалистов.
Общие сведения о семье и условиях жизни ребёнка:
1.Тип семьи ( полная, неполная).
Родители ребёнка (Ф.И.О., образование, профессия, род занятий)
Мать….
Отец….
2. Количество детей в семье, другие члены семьи.
3. Материальные условия жизни семьи.
4. Жилищные условия.
5. Характер внутрисемейных отношений ( благоприятные, неблагоприятные: источники последних).
Характеристика школьника
- Состояние здоровья
- Болезненность ( сколько раз ребёнок болел в истекшем году, сколько дней, характер заболевания, их возможная связь с условиями жизни)
- Наблюдаемые признаки предрасположенности ребёнка к нарушениям здоровья:
Тревожность, высокая утомляемость, раздражительность, чрезмерная невнимательность, отвлекаемость, неусидчивость, расторможенность, заторможенность, обидчивость, плаксивость, упрямство, драчливость, агрессивность, двигательное беспокойство, головные боли, головокружение, плохой аппетит, навязчивые привычки ( грызение ногтей…)…
- Жалобы со стороны родителей:
Чрезмерная усталость после школы, нарушение сна, недосыпание страх темноты, одиночества, непослушание, конфликтность, беспричинный подъём температуры, плохой аппетит, тошнота, укачивание в транспорте, непереносимость резких звуков, жары, духоты, холода,поливость, аллергические реакции, ночное недержание мочи и другое.
- Школьник в системе воспитательных отношений
в школе
а) в системе отношений ученик-учитель:
– отношения с большинством учителей строятся на взаимном доверии и уважении;
– отношения взаимного доверия и уважения имеют место лишь с отдельными учителями, с остальными носят ситуативный характер;
– отношения с учителями не складываются;
– отношения с отдельными(большинством) педагогов носят конфликтный характер.
Основные причины отчуждённости, конфликтов…
б) в системе отношений с одноклассниками:
– пользуется авторитетом и доверием у большинства одноклассников, ребята охотно общаются с ним;
– общается лишь с отдельными ребятами, отношения с большинством одноклассников пока не складываются, нередко носят характер конфликта;
– одноклассники относятся пренебрежительно, авторитетом, доверием не пользуется.
Основные причины, обуславливающие неблагополучие отношений…
в семье
– ребёнок психологически защищён, любим, может рассчитывать на на моральную поддержку в семье; взрослые с пониманием относятся к индивидуальным проблемам и особенностям ребёнка учитывают их, интересуются его внутренней жизнью, пользуются у ребёнка авторитетом;
– положение ребёнка в семье нельзя считать вполне благополучным. Требования к нему взрослых противоречивы, отношения в зависимости от ситуации или излишне мягкие, попустительские, или излишне придирчивые, строгие. Ребёнок привязан только к кому-то одному из родителей(родных) враждебен к остальным. Внимания ребёнку уделяется недостаточно. Индивидуальные особенности и проблемы его осознаются плохо, не учитываются в общении. Чувства защищённости в семье у ребёнка нет;
– ребёнок в семье лишний. Отношение к нему безразличное, равнодушное, подчас – грубое, даже жестокое. Проблемами его никто не интересуется, индивидуальные особенности ребёнка не осознаются и не учитываются. Прочных эмоциональных связей нет ни с одним из взрослых членов семьи.
Причины отчуждённости и конфликтов. Специфические особенности семьи, семейных отношений.
в) в системе отношений школа-семья:
– между требованиями школы и семьи нет противоречий. Взрослые члены семьи признают авторитет педагога, сотрудничают с ним, реализуют его советы в отношениях с ребёнком;
– должного согласования действий школы и семьи в воспитательной тактике пока нет. Родители плохо прислушиваются к советам педагога. Их связь со школой носит в основном формальный характер;
– семья не стремится к сотрудничеству со школой, не поддерживает её и воспитательных усилий.
Другие особенности.
Уровень средовой адаптации школьника:
– достаточно высокий (благополучное);
– недостаточно высокий (не вполне благополучное);
– недостаточный ( не вполне благополучный, на уровне отдельных конфликтов);
– на грани школьной, социальной дезадаптации (положение школьника в большинстве сфер воспитательных отношений характеризуется отчуждением, оценивается как конфликтное).
Личностные качества, которые мешают успешной адаптации школьника в микросреде:
безответственность, нечестность, эгоизм, лень, обидчивость, упрямство, недисциплинированность, чрезмерное самолюбие, неуверенность в себе, вспыльчивость, несобранность, грубость, зазнайство, жадность, задиристость, несправедливость, замкнутость, застенчивость, другое(вредные привычки, дурные наклонности).
Общественная позиция школьника:
а) общественное поручение школьника в классе
отношение к его выполнению:
– ответственное и добросовестное;
– недостаточно ответственное;
– безответственное (причины).
б) круг домашних обязанностей:
– ответственное и добросовестное;
– недостаточно ответственное;
– безответственное (причины).
III. Особенности учебной деятельности
а) отношение к учебной деятельности в целом и к отдельным её видам:
– охотно ходит в школу, с интересом относится ко всем предметам, стремится
учиться лучше;
– учение воспринимается как долг. С интересом относится лишь к отдельным предметам (каким?);
– интереса к учению пока нет, любимых предметов нет;
– учится неохотно, «из-под палки».
б) уровень развития основных характеристик учебной деятельности:
1. Познавательной активности:
– достаточно высокий на всех уроках;
– достаточно высокий на отдельных уроках;
– в основном средний;
– низкий.
2. Самостоятельности:
– учебные задания в основном выполняются самостоятельно;
– учебные задания, как правило, выполняется при оказании I вида помощи (стимулирующей);
– учебные задания выполняются при оказании II вида помощи (направляющей);
– при выполнении заданий чаще других требуется III вид помощи ( обучающий).
3. Темпа:
– темп работы, как правило, выше среднего показателя класса;
– темп деятельности близок к среднему показателю класса;
– темп деятельности ниже среднего показателя класса;
– темп деятельности заметно отстаёт от среднего показателя класса.
в) речь
г) характер трудностей ребёнка в учении:
– общих, проявляющихся по всем предметам;
– специфических, проявляющихся в обучении конкретному предмету.
д) причины трудностей.
IV. Обобщённая оценка учебных итогов года
– успевает по всем предметам хорошо и отлично;
– успевает на «4» и «5»;
– успевает на «3»(удовлетворительно);
– не успевает (по предметам конкретно).
Педагогические выводы
- Оценка динамики здоровья школьника (по сравнению с исходными показателями):
– улучшилось ( уменьшилась заболеваемость, количество дней, пропущенных по болезни; сократилось признаков, свидетельствующих о предрасположенности к нарушениям здоровья);
– не изменилось ( показатели практически без изменений);
– ухудшилось (состояние здоровья, возросла заболеваемость).
2. Оценка динамики средовой адаптации (по изменению):
– уровень средовой адаптации стал выше;
– уровень средовой адаптации существенно не изменился;
– уровень средовой адаптации ухудшился.
3. Оценка продвижения в формировании учебной деятельности
Уровень учебной деятельности в её характеристиках – активность, самостоятельность, темп – в
сравнении с исходным:
– стал выше;
– существенно не изменился;
– несколько снизился.
4. Оценка успеваемости учащегося в сравнении с исходным уровнем:
а) относительной
– улучшилась;
– практически без изменений;
– несколько ухудшилась.
б) абсолютной
– улучшилась;
– практически без изменений;
– несколько ухудшилась.
5. Потенциал личности школьника как опора в коррекционной работе:
а) стремления и интересы;
б) специальные способности;
в) личностные качества ( доброта, отзывчивость, честность, принципиальность, откровенность, справедливость, ответственность, самостоятельность, инициативность, смелость, настойчивость, вежливость, скромность, дисциплинированность, трудолюбие, умение уступить, дружелюбие и другие.
6. Источники положительных средовых влияний, которые можно использовать в коррекционной работе. Намечаемые пути коррекции:
а) воспитательных отношений ( в различных сферах);
б) учебной деятельности школьника.
Источник
Психолого-педагогическая карта дошкольника
Ф.и. ребенка ____________________________________________________________________
Дата рождения ребенка: __________________________________________________________
Дата поступления в дошкольное учреждение _____________________________________
Возраст при поступлении в дошкольное учреждение _______________________________
Общие сведения о семье ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Особенности развития ребенка в раннем возрасте
Уровень речевого развития: _______________________________________________________
Заболевания, которые перенес ребенок в первые годы жизни ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Наблюдается у специалистов: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Начата «_____» _______________________________ г.
Окончена «______» ____________________________ г.
Особенности адаптации в дошкольном учреждении: ________________________________
- отношение к новой обстановке: как переносит переход из медицинских учреждений в д/д, как контактирует с педагогами (охотно, неохотно, тяжело);
- контактирует с детьми (охотно, неохотно, тяжело);
- привыкает к режиму дня: быстро или медленно;
- болеет: часто, редко
Уровень адаптации ребенка в новых условиях: _____________________________________
Дошкольник поступает в _________________________________________________________
(школа, переведен в другое учреждение и т.п.)
КАРТА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Дата заполнения: ________________________________________________
Примечание: воспитатели оценивают каждый параметр по 6-ти бальной системе
- ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕБЕНКА О СЕБЕ
Называет имя, фамилию, адрес проживания, основные части тела и назначение их (голова, рука, нога, глаза, лицо, нос, живот, губы, уши, брови, ресницы, подбородок, шея, кисть, спина, колено, пятка стопа), любимые виды деятельности, понимает половую принадлежность,
- Не знает, не реагирует, не понимает половой принадлежности,
- Реагирует на имя, называет 2-3 части тела, показывает отдельные движения-действия, которые выполняет, понимает слова «тетя», «дядя»,
- Воспроизводит имя вслед за взрослым, показывает 4-6 частей тела, называет 1-2 собственных занятий, различает пол взрослых людей, понимает слова «женщина», «мужчина», различает пол детей, понимает слова «мальчик», «девочка»,
- Самостоятельно называет имя, реагирует на фамилию, отвечая на вопрос, как его зовут, показывает 7-9 частей тела, называет 3-4 собственных занятий, знает и называет свою половую принадлежность,
- Самостоятельно называет имя и иногда фамилию, отвечая на вопрос, как его зовут, показывает 10-13 частей тела, называет 5-6 собственных занятий, самостоятельно может рассказать о своей деятельности; знает свою половую принадлежность, называет ее, определяет половую принадлежность детей и взрослых, различия между ними называет с помощью взрослого.
- Самостоятельно называет имя и фамилию, отвечая на вопрос, как его зовут, показывает 14-16 частей тела, самостоятельно может рассказать о своей деятельности; знает свою половую принадлежность, называет ее, соотносит понятия «мужчина- мальчик», «девочка-женщина», называет различия между ними.
- ИНИЦИАТИВА И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ в игре, общении, трудовой деятельности
- Пассивен, безинициативен, проявляет безразличие,
- Иногда проявляет инициативу и самостоятельность после мотивационных бесед, но при непосредственном участии взрослых,
- Часто проявляет инициативу и самостоятельность после мотивационных бесед, проводимых взрослыми, при наличии их психологической поддержки (рядом + поддержка),
- Проявляет инициативу и самостоятельность после мотивационных бесед, проводимыми взрослыми, но только в их присутствии (быть рядом),
- Охотно проявляет инициативу и самостоятельность во всех видах деятельности после «незаметных подсказок», полученных от взрослых,
- Сам легко и уверенно проявляет инициативу и самостоятельность в выборе игр, партнеров для игры или другого вида деятельности, не нуждаясь в поддержке со стороны взрослых.
- ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.
- Умение договариваться
- Сопротивляется налаживанию контакта
- Пассивен, проявляет безразличие в отношении предпринимаемых попытках наладить контакт,
- Проявляет недоверие при попытках взрослого наладить контакт, вступить во взаимодействие,
- Положительно реагирует на попытки взаимодействовать
- Откликается на предложение взаимодействовать
- Контакты с другими людьми налаживает всегда и в любых условиях
3.2 В игровой деятельности
- играет в одиночку, не замечая других
- играет в одиночку, но иногда наблюдает за другими детьми, играющими рядом,
- играет в одиночку, но иногда обращается к сверстнику, играющему рядом,
- Преимущественно играет в одиночку, но иногда включается на непродолжительное время в игру сверстников,
- Проявляет стремление к игре, может взаимодействовать в паре,
- Проявляет стремление к игре, может взаимодействовать в группе 3 и более человек
3.3.Учет интересов и чувств других, умение сопереживать неудачам, умение радоваться успехам других
- отказывается, не проявляет,
- проявляет …. при наличии прямых побуждений со стороны взрослых (проходит, как тренировочное упражнение)
- иногда проявляет ….. по указанию взрослого (ребенок это делает при непосредственном участии взрослого),
- иногда и с удовольствием проявляет …. по указанию взрослого (ребенок это делает самостоятельно, но в присутствии взрослого, взрослый где-то тут, рядом),
- иногда и с удовольствием проявляет … в детской среде, без стимуляции со стороны взрослых
- часто, достаточно легко и охотно проявляет …., легко выявляет интересы и желания партнеров, с желанием выражает сочувствие и радость без стимуляции со стороны взрослых
- ВОЛЕВЫЕ УСИЛИЯ в разных видах деятельности: преодоление сиюминутных побуждений и умение доводить до конца начатое дело
- не может, отказывается,
- очень редко выполняет при наличии помощи, поощрений,
- выполняет при наличии помощи,
- выполняет без помощи, но при подбадривании,
- иногда самостоятельно, без помощи и подбадривания,
- часто легко спокойно уверенно (по привычке), без помощи и подбадривания
- ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ
Ребенок интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений,
пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей
- Отсутствует интерес,
- Проявляет кратковременный интерес к отдельным предметам, явлениям, отличающимся яркостью, необычностью, новизной,
- Проявляет неглубокий интерес к отдельным предметам, явлениям, после создания специальной педагогической ситуации,
- Самостоятельно проявляет неглубокий интерес, перескакивая с одной темы на другую, не задерживая внимание на конкретной теме,
- Часто проявляет интерес к конкретному предмету, явлению при непосредственном участии и поддержке взрослого,
- Часто проявляет интерес ко всему новому: задает вопросы, слушает ответы, готов самостоятельно находить ответы, наблюдать, сравнивать, экспериментировать.
Уч. год _____________________
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА
Ф.и.о. воспитателей: _____________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задачи коррекционно-развивающей работы на учебный год:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тематический индивидуально-групповой план работы педагога-психолога с ребенком
Задачи | Автор и название программы | Кол-во занятий | Периодичность |
Рекомендации педагога-психолога воспитателям
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог –психолог: ________________/ ___________________________
ОТЧЕТ и ВЫВОДЫ по итогам коррекционно-развивающей работы в ________ уч.году
Дата заполнения: _____________________________________________________________
Сильные стороны развития ребенка
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слабые стороны развития ребенка
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Количественный отчет о проделанной коррекционно-развивающей работе
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Динамика коррекционного обучения
Значительная положительная динамика:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Незначительная положительная динамика:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Динамика отсутствует:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анализ результатов ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации воспитателям:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Педагог –психолог: ________________/ ___________________________
Источник