Педагоги о роли игры в развитии ребенка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно-эстетическому развитию детей № 42 “ЯРОСЛАВНА” г. Обниска
СЕМИНАР
НА ТЕМУ:
«Роль педагога в развитии игровой деятельности дошкольников. Разные подходы к классификации игр»
Подготовил:
Ст. воспитатель
Галабир И.В.
2015-2016 уч.год.
Ход выступления
Сл. 2. Одним из положений педагогической теории игры является признание игры как формы организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста. Первая попытка организовать жизнь детей в форме игры принадлежала Ф. Фребелю. Он разработал систему игр, преимущественно дидактических и подвижных, на основе которых осуществлялась воспитательная работа в детском саду. Все время пребывания ребенка в детском саду было расписано в разных видах игр. Завершив одну игру, педагог вовлекал детей в новую.
В отечественной педагогике мысль о том, что жизнь детского сада должна быть наполнена разнообразными играми, настойчиво развивала Н.К. Крупская. Отмечая исключительное значение игр для дошкольников, Н. К Крупская писала: «… игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра- для дошкольников способ познания окружающего». Поэтому по глубокому убеждению Н.К. Крупской, задача педагога – помогать детям в организации игр, объединять их в игре.
Идею о необходимости «пропитать всю жизнь» маленького ребенка игрой высказывал А.С. Макаренко. Сам он блестяще организовал эту идею, работая с трудными подростками.
Научное обоснование игры как формы организации жизни и деятельности детей в детском саду содержится в работах А.П. Усовой. По мнению Усовой, воспитатель должен находиться в центре детской жизни, понимать происходящее, вникать в интересы играющих детей, умело их направлять. Направляя игру, педагог определяет меру своего участия в ней, приемы руководства в каждом конкретном случае.
Однако следует не забывать, что игра своеобразная деятельность дошкольника. В игре ребенок обладает возможностью проявлять самостоятельность в большей степени, чем в любой другой деятельности.
Сл. 3. В процессе игры между детьми складываются два вида отношений:
– отношения, которые определяются содержанием игры: (пример: ученики подчиняются учителю, дети слушаются родителей);
– отношения, которые определяются правилами игры (пример: по сигналу Цапля ловит лягушек);
– реальные отношения, которые проявляются по поводу игры (пример: распределение ролей, установление правил и т.п.)
Реальные отношения, будучи личными, формируются не только в игре, но и в ходе всей жизни ребенка в детском саду. На основе реальных отношений у детей формируются качества «общественности» позволяющие ребенку успешно взаимодействовать с другими детьми.
Сл. 4. При благоприятных условиях дети овладевают навыками общественного поведения. А.П. Усова справедливо отметила, что умение устанавливать взаимоотношения со сверстниками в игре – первая школа общественного поведения. Высокое значение игровой деятельности состоит в том, что она обладает наибольшими возможностями для установления детского общества.
Однако, без помощи взрослого путь формирования общественного поведения может быть долгим и болезненным, особенно для детей с проблемами развития (дети застенчивые, агрессивные, с нарушениями речи). Влияя на поведение детей, на взаимоотношения друг с другом, педагог должен учитывать их индивидуальные особенности, тенденции развития.
Сл. 5. Как форма организации жизни и деятельности детей игра должна иметь определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом. В режиме дня должно быть обязательно время (до утренней гимнастики, на протяжении прогулки, после дневного сна), когда дети могли бы спокойно развертывать игры , зная, что их не будут отвлекать, торопить.
Педагог должен ежедневно продумывать, какие режимные процессы можно облечь в форму игры, чтобы вызвать интерес у детей. (вопрос к педагогам)
Сл. 6. Воспитательно-образовательные возможности игры возрастают, если она органически соединена с каким-либо другим видом деятельности. Наиболее целесообразно связывать игру с трудом, изобразительной и конструктивной деятельностью. В процессе игры возникает потребность сделать новую игрушку, по-другому оформить уже имеющиеся атрибуты. С помощью воспитателя дети могут починить игрушку (закрепить колеса автомобиля и т.п.).
Уже в 2-3 летнем возрасте детям прививают поддерживать порядок в «игрушечном царстве», соблюдать правило «Поиграл – убери на место», привлекают к труду по уборке в кукольном уголке, мытью игрушек. У старших детей формируют привычку ответственно, бережно относиться к игрушкам. Они по собственной инициативе или косвенно по предложению педагога ремонтируют коробки для настольных игр, стирают кукольную одежду.
Таким образом, педагог, организуя жизнь и деятельность детей в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу, формирует навыки самоорганизации в игре.
Сл. 7. Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей детей, определяется задачами и целями Программы, это отражено в ФГОС ДО В пункте 2.7. определены особенности развития игровой деятельности ребенка:
- В младенческом возрасте (2 мес. – 1 год) – непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование предметами
- В раннем возрасте (1 – 3 лет) – предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого
- Для детей дошкольного возраста (3-8 лет) – предметная деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игры с правилами и другие виды игр; общение с взрослыми и сверстниками
Сл. 8. Для развития ребенка важно развивать игровую деятельность, поскольку это позволит достичь формирования социально-нормативных возрастных характеристик (пункт 4.6. ФГОС ДО):
- Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте
- Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
Сл. 9. Существует несколько классификаций игр:
Ф. Фребель будучи первым среди педагогов, кто выдвинул положение о игре как особом средстве воспитания, в основу своей классификации положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры).
Характеристика игр по их педагогическому значению есть и у немецкого психолога К. Гросса: игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю отнесены К.Гроссом к «играм специальных функций». Эти игры представляют собой упражнения с целью совершенствования инстинктов (семейные игры, игры в охоту, ухаживание и др.)
В отечественной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре. Первоначально к классификации детских игр по такому принципу подошел П.Ф. Лесгафт, позже его идея получила развитие в работах Н.К. Крупской.
П.Ф. Лесгафт разделил детские игры на две группы: имитационные (подражательные) и подвижные (игры с правилами).
В работах Н.К. Крупской детские игры делятся на две группы по тому же принципу, что и у П.Ф. Лесгафта, но называются немного иначе: игры придуманные самими детьми (творческие игры) и придуманные взрослыми (игры с правилами);
Новая классификация детских игр, разработанная С.Л. Новоселовой, представлена в программе «Истоки». В основе классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого).
Выделяют три класса игр:
- Игры, возникающие по инициативе ребенка (детей), – самостоятельные игры:
Игра-экспериментирование;
Самостоятельные сюжетные игры:
– сюжетно-отобразительные,
– сюжетно-ролевые,
– режиссёрские,
– театрализованные;
2. игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательными целями:
Игры обучающие:
– дидактические,
– сюжетно-дидактические,
– подвижные;
Досуговые игры:
– игры-забавы,
– игры-развлечения,
– интеллектуальные,
– празднично-карнавальные,
– театрально-постановочные;
3. игры идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные игры), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей.
Традиционные или народные игры (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым.
Сл. 10. Несколько полезных советов по организации игровой деятельности детей:
- Не заменять игру другими видами деятельности.
- Собирайте как особую ценность любимые игры детей: развивающие, коммуникативные, терапевтические, соревновательные, игры-импровизации.
- Включайте игру во все сферы жизни ребенка.
- Радуйтесь, если ребенок пригласил вас в игру, это хороший знак доверия и принятия с его стороны.
- Играя с детьми, постарайтесь не быть взрослым.
- Не наказывайте ребенка лишением игры.
- Если ребенок нарушает правила игры, постарайтесь к этому отнестись спокойно, это может быть поводом для доброжелательного разговора, объяснения.
- Не препятствуйте объединению детей разного возраста в единое игровое сообщество, прогулка для этого наилучшее условие.
- Избегайте насильственного распределения ролей, лучшая психологическая помощь – ознакомление с различными сферами действительности.
- Готовясь к очередному рабочему дню, помните, сто новая игра – лучший подарок детям.
Источник
> >
.
.
,
.
,
– .
.
.
,
:
,
– .
:
,
.
, .
,
,
.
,
,
.
,
, .
, ;
, :
. ,
, , ,
,
, .
.
, , .
– .
,
, ,
, .
,
, .
,
,
. , , , ,
,
, , , , ,
.
,
, .
. ,
.
.
.
I. :
1.
;
2. ;
3. .
II. :
1.
.
2. .
3. .
I
( )
1. .
– ,
, .
.
.
, , ?
, ,
.
. ..
.
,
, .
,
. (8,32)
(.. , .. , .. )
, , ,
, .
,
, ,
,
.
,
. –
,
, , ,
, .
?
?
, , , ,
, ,
..
, . :
, , ,
, –
.
, ,
, . (8,40)
,
, .
, , . :
, . :
, . ,
, .
,
, (, ), ..
. ( , )
.
.
, , –
,
.
,
. ,
,
,
.
, .
.
– ,
. (7,48)
2. .
:
– ;
– .
,
, (,
, -, ).
,
.
:
1. – , ,
. ,
. ,
;
2. , ,
, ,
, ;
3. , ,
,
(, , );
4.- , ,
, , ,
-, , . ,
, , ,
.
–
. , –
,
– .
,
. ,
,
.
,
,
(, ) . ,
,
:
– ,
.
.
,
, . .
.. : ,
, ;
,
, ,
.
, ,
. ,
.
, ,
.
(, ).
, , ..
.
, , ,
, .., .
: , , .
.
: ,
..
, ,
,
.
. ,
,
,- ..
.
( )
. .
. ,
.
,
, .
, ,
, , ,
.
, . 8-15
. 30-40 .
. 7-
20 .
, :
. ;
.
, ;
.
.
.
..
..
3.1.
.
, , ,
, .
,
.
.
.
.
(, ),
( ).
,
,
– .
. , , ,
, ,
, ,
, .
, ,
,
.
, , ,
(, ) ,
, , ,
.
6-7 , ,
, ,
.
,
, .
, ,
, ,
,
..
, .
, , ,
,
,
.
,
. , ,
, .
,
. .
,
,
. , ,
, . ,
,
. ,
.
.
, ,
.
,
, –
.
, ,
,
.
2 :
1. , .
.
2. .
.
,
. (
), ,
, , ,
.
.
,
;
4-6 .
( )
.
,
,
.
– ,
. ,
.
3.2
6-7
( ..
7 ).
,
.
,
( ) .
,
. 6-10
, .
. ,
, : .
, ,
, , ,
.
. , , ,
,
.
, ,
. ,
, .
, ,
.
.
.
, .
,
. (3,17)
–
. , ,
– ,
.
, ,
,
.
.
.
, , , ,
, , .
, .
,
.
: , , .
.
: ,
,
. ,
.. ,
, .
,
,
. , ,
, (
),
.
, ,
, .
3.3
, .
,
,
, .
.
.
, , .
.
.
, :
, ,
.
,
.
.
. ,
. ,
,
.
.
,
.
.
. . :
:
, ?
. , ?
.
.
, , . , , !
, , – ,
, , !..
.
. ,
,
. ,
.
, ,
. ,
,
,
.
, 13-14
.
, . . ,
, – ,
, , ,
, .
, .. ,
, –
.
.
, ..
,
. ,
.
..
.
? .
..
.
,
,
,
,
.
.
. , ,
, ,
, .
, .
.
.. , ,
372 818 .
1400 , 120 -.
, ,
.
, ,
, , ,
. ,
,
.
.
,
, – ,
– . .. , ..
.
, , .
,
. ,
.
–
, .
.
,
,
.
,
.
.
.
, ,
.
,
, .
,
, , ..
, .
.
,
, .
.
.
.
, , ..
, ,
.
,
.
,
:
1. . ,
, ,
, .
2. –
, .
.
,
.
3.. ,
, .
4. – .
, , . ,
, , . .
5. , , , .
6..
, .
.
( ).
, .
,
.
.
: –
.
.
, .
, ,
..
,
, ..
.
2
– .
1. –
()
,
,
, , ,
, .
– :
, -, , λ ..
.
–
. (2 3).
. – :
( );
;
;
;
, ..
,
. ,
.
– :
,
.
,
(2-3 ).
.
:
– ;
– ;
– 3 , ;
– ..
. 3 : ,
.
.
,
, ,
, .
: , ,
, , .
, .. , .
.
,
, .
.
, ..
.
,
,
.
,
.
.
,
.
. ,
. ,
.
, 12 .
, .
, ,
,
.
, .
, ,
.
.
, , .
, .
, .. ,
, ,
: , ,
.
, .
-, , .
-, , ,
.
, ,
, ,
,
.
2. .
, .
, ,
.
– ,
. .
,
– .
, .
, ,
, .
, ,
.
.
, ,
, .
,
-.
,
.
, ,
–
.
,
.
,
, , .
, , ,
, ,
. ,
.
, , .
,
. ,
.
,
. ,
, .. ,
.
,
, ,
, ,
. ,
, ..
.
–
–
, ,
, .
, .
, . ,
,
.
,
. , ,
. ,
, ,
, , . ,
, ,
.
.
3 .
()
, , .
, , .
–
, .
.
,
.
: ,
, .
– .
–
.
.
,
.
.
.
,
:
1. .
:
) ( , ,
);
) , ( – , –
, , );
) .
2. –
,..
.
. , ,
.
3. .
.
.
1) .. . . – .: ,
1987.
2) .. . – .: ,
1989.
3) .. .-.,1983
4) .. .-
.,1979.
5) ./. ..-., 1983.
6) .. . – .: , 1991.
7) .. . – ., 1991.
8) .. . – ., 1968.
9) .. . .:
, 1967.
10) .. – . – .: , 1981.
11) .. . – ., 1976.
12) .. 6-7
. – ., 1988.
13) .. . – .: , 1978.
!
Источник
Статья. Роль игры в развитии ребенка.
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».
В. А. Сухомлинский
Личные качества ребёнка формируются в активной деятельности, которая является ведущей на каждом возрастном этапе. В дошкольном возрасте такой деятельностью является игра.
Игра – добровольная свободная деятельность, предполагающая единство мысли и действия.
Детская игра – способ воспроизведения детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей действительности.
Игра – важное средство умственного воспитания ребёнка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребёнок рассуждает над тем, что видел, о чём ему читали и говорили, смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным.
Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.
Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игровой деятельности ребенок учится замещать предметы другими предметами, брать на себя различные роли. Эта способность ложится в основу развития воображения. В играх детей старшего дошкольного возраста уже не обязательны предметы-заместители, так же как необязательны и многие игровые действия. Дети научаются подразумевать предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображении. Игра может в таком случае протекать во внутреннем плане.
Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, содержащимся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.
Н. К. Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение, игра для них учёба, игра для них труд, игра для них серьёзная форма воспитания. Игра для них – способ познания окружающего. Играя, они изучают цвета, форму, пространственные отношения… ».
Подобную мысль высказывал и А. И. Горький: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут… ».
На мой взгляд, можно выделить следующие правила игры:
1.Игра должна приносить радость и ребёнку и взрослому. Каждый успех малыша – это обоюдное достижение и ваше и его.
2. Заинтересовывайте ребёнка игрой, но не заставляйте его играть, не доводите занятие играми до пресыщения.
3. Развивающие – игры творческие. Все задания дети должны делать самостоятельно.
4. Чтобы ощутить сравнительную трудность задач, прежде чем задавать задания детям, обязательно попробуйте выполнить их сами.
5. Обязательно начинайте с посильных задач или с более простых их частей. Успех в начале – обязательное условие.
6. Если ребёнок не справляется с заданием, значит, вы переоцениваете уровень его развития. Сделайте перерыв, а через несколько дней начинайте с более лёгких заданий. Ещё лучше, если малыш сам начнёт выбирать задания с учётом своих возможностей. Не торопите его.
7. Каждому ребёнку нужно по отдельному комплекту игры.
8. В каком порядке нужно давать игры? Автор бы начал с игры «Сложи узоры», «Разноцветные кубики» или вкладыши Монтессори, здесь ребёнку надо различать цвета и форму. А общее правило – наблюдать за развитием ребёнка, записывать его успех и определять, когда и какую из игр «включать».
9. Увлечения детей происходят «волнами», поэтому, когда у ребёнка остывает интерес к игре, забывайте об игре на месяц и даже больше, а потом «случайно» возвращайтесь к игре, часто бывает, она похожа на встречу со старым другом, которого давно не видел.
10. Берегите игры, не ставьте их по доступности вместе с остальными игрушками. Ведь запретный плод сладок, и лучше, если ребёнок просит их или сам предлагает поиграть. Пусть они стоят на видном, но не очень доступном месте.
11. Для самых маленьких оживляйте игру сказкой или рассказом, давайте «имена» узорам, модулям, рисункам, фигурам. Придумывайте, фантазируйте, пока ребёнка не начнёт увлекать сам процесс преодоления трудностей в решении задач, достижения желанной цели.
12. Сильному, хочется побороться, быстрому – побегать или поиграть в подвижные игры, а слабый это не любит. «Не интересоваться игрой» ребёнок может по двум главным причинам. У него слабо развиты те качества, которые нужны в игре, или взрослые отбили у него охоту, насильно заставляя играть.
13. Создавайте в игре непринуждённую обстановку. Не сдерживайте двигательную активность ребёнка, чтобы можно было, и попрыгать от восторга и сделать кувырок на коврике, и полетать как на самолёте.
14. Когда складывание узоров или моделей по готовым заданиям уже освоено, переходите к придумыванию новых.
15. Лучше по секундомеру, устраивать соревнования на скорость решения задач. Быстро развивающие детишки уже в 6 – 7 лет могут побеждать взрослых. В таком случае, нужно набраться мужества и по – рыцарски честно признать своё поражение.
Исходя из вышесказанного, можно отметить, что ведущее место в системе дошкольного воспитания принадлежит игре.
Проблема формирования и развития игровой деятельности широко отражается в психолого-педагогической литературе.
Игровая деятельность имеет важнейшее значение для всестороннего развития личности ребёнка, выступает связующим звеном в отношении к познаваемому.
Источник