Патронаж ребенка 1 года жизни

Алгоритм проведения учебного патронажа:

  1. Выяснить проблемы у матери и у ребенка.
  2. Собрать анамнез (генеалогический, биологический, социальный).
  3. Провести анализ возрастного режима дня на основании беседы с мамой (число кормлений, количество часов ночного и дневного сна, как организовано бодрствование).
  4. Оценить характер питания (вид вскармливания, кратность кормлений, прикормы, аппетит, любимые блюда).
  5. Провести объективное обследование:

· Ведущие линии НПР, параметры поведения (настроение и живость реакции на окружающее, сон, аппетит, характер бодрствования, отрицательные привычки, индивидуальные особенности);

· Состояние кожи и подкожно-жировой клетчатки (цвет, чистота, влажность, эластичность кожи, тургор мягких тканей, толщина подкожно-жирового слоя; у новорожденных отметить состояние пупочной ранки);

· Состояние костно-мышечной системы (размеры и состояние краёв большого родничка, количество зубов, порядок их прорезывания, мышечный тонус, двигательные умения);

· Определить частоту пульса, дыхания, температуру тела;

· Выяснить частоту и характер стула, частоту мочеиспускания;

· Оценить реакцию на вакцинацию БЦЖ (пятно, инфильтрат, везикула, язвочка, рубчик).

  1. Дать рекомендации матери по:
  • Соблюдению возрастного режима дня;
  • Рациональному питанию;
  • Физическому воспитанию;
  • Воспитательным мероприятиям;
  • Подготовке к прививкам;
  • Профилактике пограничных состояний (рахит, гипотрофия, анемия и т.д.);
  • Устранению выявленных отклонений.
  1. Сделать запись в Ф № 112/у.
  2. О выявленных отклонениях в состоянии здоровья ребенка и матери информировать участкового педиатра.

ПЕРВЫЙ ПАТРОНАЖ НОВОРОЖДЕННОГО

Проводится совместно с врачом педиатром не позднее 2-го дня после вы-

писки ребенка из родильного дома, ребенку из группы риска – в 1-ые сутки.

Обратить особое внимание на:

 режим матери и ребенка;

 соблюдение гигиенических правил;

 организацию грудного вскармливания и ухода за ребенком.

Подчеркнуть:

 необходимость естественного вскармливания;

 соблюдения режима кормления;

 температурного и воздушного режимов;

 проведения влажной уборки.

Показать матери:

 как правильно кормить;

 обрабатывать грудь;

 прижигать пупочную ранку;

 подмывать ребенка;

 пеленать его

Обучить мать:

 мероприятиям ухода за ребёнком80

Помочь матери:

 организовать уголок ребенка.

ВТОРОЕ ПОСЕЩЕНИЕ НОВОРОЖДЕННОГО РЕБЕНКА ПРОВОДИТ-

СЯ НА 10-11 ДЕНЬ ЖИЗНИ

Тщательно осмотреть ребенка и проверить выполнение ранее данных реко-

мендаций.

Обратить внимание на значение естественного вскармливания и режима.

Рассказать матери о значении для ребенка прогулок на свежем воздухе.

Дать совет как одевать ребенка на прогулку в зависимости от времени года,

в какие часы и как долго следует гулять с ребенком.

ТРЕТЬЕ ПОСЕЩЕНИЕ НОВОРОЖДЕННОГО НА 15-18 ДЕНЬ ЖИЗНИ

Осмотреть ребенка и проверить выполнение ранее данных рекомендаций по

вопросам режима, вскармливания, ухода.

Обратить внимание на вопросы профилактики рахита:

Рассказать о причинах возникновения рахита, его проявлениях и последст-

виях, методах специфической и неспецифической профилактики.

Подчеркнуть, что без соблюдения гигиенических условий внешней среды,

сбалансированного питания применение антирахитических средств оказыва-

ется неэффективным.

Объяснить матери, что ребенок во время получения витамина Д должен на-

ходиться под наблюдением медработников.

ЧЕТВЕРТОЕ ПОСЕЩЕНИЕ НОВОРОЖДЕННОГО НА 21 ДЕНЬ ЖИЗ-

НИ РЕБЕНКА81

Совместно с врачом или самостоятельно назначить курс специфической

профилактики рахита.

Собственноручно дать ребенку витамин Д.

Объяснить матери технику и схему введения витамина Д.

Сделать запись в истории развития ребенка о начале курса специф. проф. ра-

хита. Указать дозировку.

Беседа: «Значение грудного вскармливания для правильного развития ре-

бенка, методы профилактики гипогалактии».

ПЯТОЕ ПОСЕЩЕНИЕ НОВОРОЖДЕННОГО НА 28 ДЕНЬ РЕБЕНКА

Осмотреть ребенка, проверить уровень НПР, правильность проведения про-

филактики рахита.

Рассказать о нормах развития ребенка к концу первого месяца жизни.

Пригласить на профилактический прием маму с ребенком

Схема первого дородового патронажа

(выполняется в течение 10 – 14 дней с момент передачи сведений о бе-

ременной из женской консультации в детскую поликлинику)

Дата выполнения —————————————————

Наблюдается в женской консультации № ———————

Ф. И. О. беременной————————————————

Адрес——————————————————————

Возраст—————————————————————-

Профессия ———————————————————–

Место работы ——————————————————-

Профессиональные вредности ———————————-

Прочие члены семьи, их здоровье ——————————

Бытовые условия, гигиена —————————————-

Материальная обеспеченность ———————————–

Здоровье родителей и членов семьи —————————-

1. Туберкулёз___11

2. Венерические заболевания____

3. Нервно – психические заболевания___

4. Аллергические___

5. Наследственные____

6. Сердечно – сосудистые____

7. Эндокринные____

8. Онкологические____

Вредные привычки:

Алкоголизм отца: да, нет (подчеркнуть)

Алкоголизм матери: да, нет (подчеркнуть)

Курение отца: да, нет, количество сигарет в день ————-

Читайте также:  Ребенку 1 год очень неусидчивый

Курение матери: да, нет, количество сигарет в день ———-

Применялись ли лекарственные средства (в какие сроки, указать какие)

——————————————————————————————–

Акушерский анамнез:

Беременность по счёту ——————-

Закончились родами —————, живых детей ————————-

Причины смерти —————————————————————

Выкидыши: да, нет (подчеркнуть), причина выкидыша ————–

Предполагаемый срок настоящей беременности ——————————-

Дата взятия на учёт женской консультацией ————————————

Течение беременности —————————————————————-

Состояние здоровья ——————————————————————-

Самочувствие —————————————————————————

Перенесённые острые заболевания в период беременности (какие, когда)

———————————————————————————————-

Наличие анемии, показатели гемоглобина —————————————

Исключены ли профессиональные вредности: да, нет, с какого месяца —

Соблюдается ли режим: да, нет, продолжительность прогулок ————-

Правильно ли организовано питание беременной с учётом рекомендаций

женской консультации —————————————————————-12

Антенатальная профилактика рахита: УФО —–, гимнастика —————

Антенатальная профилактика анемии ——————————————–

Выводы медсестры по данному обследованию ———————————

Вызов в школу матерей (дата) ——————————————————

Провести беседу с беременной по питанию, режиму, личной гигиене, подго-

товке к лактации —————————————————————-

Схема второго дородового патронажа

(срок беременности 30 – 32 недели)

Выполнение данных ранее рекомендаций по режиму, питанию, соблюдению

личной гигиены —————————————————————————–

Самочувствие беременной —————————————————————

Осмотр молочных желёз и оценка готовности сосков к кормлению: да, нет

Обучение уходу за молочными железами ——————————————–

Приготовлены ли предметы ухода, аптечка и необходимые вещи к рожде-

нию ребёнка: да, нет

Проводится ли психофизическая подготовка к родам: да, нет

Рекомендации по организации комнаты или уголка для новорождённого —–

Приглашение посетить школу молодых матерей (сроки) ————————–

Выводы медицинской сестры по данному обследованию ————————–

Проведение беседы с родными по созданию благоприятного климата в семье

или беседы «Мы ждём ребёнка» ———————————————————

Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 5374 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Источник

 ПАТРОНАЖ.

Патронаж –это активное посещение пациента на дому.

1.Первый дородовый педиатрический патронаж  осуществляется  медсестрой или фельдшером ФАПа после взятия женщины на учет в женской консультации и передачи сведений в детскую поликлинику.

ЦЕЛЬ – сбор анамнеза и проведение инструктажа будущей матери. Обратить внимание на:

  • Факторы пренатального риска;
  • Наследственность;
  • Выявить желательна ли беременность;
  • Морально-психологический климат в семье.
  • Материально- бытовые условия.

Рекомендации:

  1. Посещение школы молодых родителей в детской поликлинике;
  2. Вопросы рационального питания и ЗОЖ.
  1. Второй дородовый педиатрический патронаж осуществляется на 31-38 неделе беременности (декретный отпуск).

Цель:

  • Проверка выполнения полученных ранее рекомендаций;
  • Повторная оценка  факторов пренатального риска;
  • Подготовка к послеродовому периоду (беседа о грудном вскармливании, о подготовке молочных желез к кормлению, профилактика гипогалактии, подготовка приданого и уголка ребенка, аптечки).

СХЕМА ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДИАТРИЧЕСКИХ ПАТРОНАЖЕЙ.

ВОЗРАСТ РЕБЕНКАЧАСТОТА ПАТРОНАЖЕЙ
Новорожденный1 патронаж в первые 3 дня после выписки из роддома или в 1-й день
Новорожденный (1 неделя)2 раза в неделю
Новорожденный (до 1 месяца)1 раз в неделю
Грудной ребенок (до 6 мес.)2 раза в месяц
Грудной ребенок (после 6 мес.)1 раз в месяц
Ребенок от 1-го года до 2-х лет1 раз в 3 месяца
Ребенок от 2-х  до 3-х лет1 раз в 6 месяцев
Старше 3-х лет1 раз в год
  1. Первый патронаж к новорожденному.

Основные правила:

  • Осуществляется совместно   врачом-педиатром с участковой медсестрой;
  • Своевременность проведения;
  • Торжественность;
  • Информативность.

На этом патронаже проводится:

  • осмотр ребенка (в том числе осмотр пупочной ранки и место БЦЖ);
  • инструктаж матери по вопросам вскармливания, ухода за ребенком, его воспитания;
  • санитарно-гигиенические условия для ребенка в квартире (санитарное состояние и уборка помещений, температурный режим в комнате, правила стирки и хранения чистого и грязного белья и т.д.);
  • обучение матери манипуляциям по уходу за новорожденным: пеленание, подмывание, туалет кожи и слизистых и т. д.
  • организация прогулок;
  • роль отца в воспитании и уходе за ребенком;
  • информация о состояниях, требующих срочной медпомощи (гипертермия, аспирация, синдром внезапной смерти).
  1. Патронажи к детям первого года жизни.

Алгоритм проведения учебного патронажа:

  1. Выяснить проблемы у матери и у ребенка.
  2. Собрать анамнез (генеалогический, биологический, социальный).
  3. Провести анализ возрастного режима дня на основании беседы с мамой (число кормлений, количество часов ночного и дневного сна, как организовано бодрствование).
  4. Оценить характер питания (вид вскармливания, кратность кормлений, прикормы, аппетит, любимые блюда).
  5. Провести объективное обследование:
    • Ведущие линии НПР, параметры поведения (настроение и живость реакции на окружающее, сон, аппетит, характер бодрствования, отрицательные привычки, индивидуальные особенности);
    • Состояние кожи и подкожно-жировой клетчатки (цвет, чистота, влажность, эластичность кожи, тургор мягких тканей, толщина подкожно-жирового слоя; у новорожденных отметить состояние пупочной ранки);
    • Состояние костно-мышечной системы (размеры и состояние краёв большого родничка, количество зубов, порядок их прорезывания, мышечный тонус, двигательные умения);
    • Определить частоту пульса, дыхания, температуру тела;
    • Выяснить частоту и характер стула, частоту мочеиспускания;
    • Оценить реакцию на вакцинацию БЦЖ (пятно, инфильтрат, везикула, язвочка, рубчик).
  6. Дать рекомендации матери по:
  • Соблюдению возрастного режима дня;
  • Рациональному питанию;
  • Физическому воспитанию;
  • Воспитательным мероприятиям;
  • Подготовке к прививкам;
  • Профилактике пограничных состояний (рахит, гипотрофия, анемия и т.д.);
  • Устранению выявленных отклонений.
  1. Сделать запись в Ф № 112/у.
  2. О выявленных отклонениях в состоянии здоровья ребенка и матери информировать участкового педиатра.
Читайте также:  Почему ребенок плачет когда просыпается днем 1 год

Робот блога считает, что это может быть вам интересно

  1. Примеры первичного и вторичного дородового патронажа
  2. Другие виды патронаж для медсестер
  3. Дородовый врачебный патронаж
  4. Патронаж повторного посещения пациента,находящегося на амбулаторном лечении
  5. Бланки для патронажей
  6. Патронаж здорового ребенка
  7. Виды компрессов: согревающий, горячий (припарка), холодный (примочка), полуспиртовый.
  8. Постановка компрессов
  9. Сестринский процесс при раке желудка
  10. Сестринский процесс при пороках сердца
  11. Сестринский процесс при пневмониях
  12. ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ
  13. Планирование сестринской помощи пациенту с хирургической инфекцией, выполнение врачебных назначений.
  14. Сестринский уход и процесс при лихорадке
  15. Виды повязок. Десмургия.
  16. Основы десмургии. Транспортная иммобилизация.
  17. Деловой этикет в профессиональной деятельности медицинской сестры.
  18. Техника выполнения подкожной инъекции
  19. Общие принципы наложения бинтовых повязок. Виды бинтовых повязок.
  20. Настоящие проблемы пациента

Источник

После рождения долгожданного малыша, зачастую происходит, так что перед молодой мамой встает нелегкая задача, как правильно ухаживать за малышом, который только появился на свет..

Патронаж помогает мамочкам быть более уверенными в себе, а так же дает дополнительные знания по уходу  за ребенком, чтоб он рос здоровым и счастливым. В первый месяц жизни нового человека такая помощь молодым родителям является просто неотъемлемой.

Что такое патронаж новорожденного

Патронаж детей — это программа, созданная государством с целью контроля над состоянием только что родившегося ребенка, роженицы, а также оценка социально-экономических условий жизни семьи в целом. Визиты и осмотры ведутся патронажным педиатром либо медсестрой из поликлиники, к которой относится малыш по прописке. Эта программа осуществляется на безвозмездной основе и является доступной для каждого новорожденного, независимо от социального статуса, места проживания либо наличия медицинского полюса.

Обязанности медсестры и врача

В период визита медицинский работник обязан обнаружить и предотвратить неблагоприятные условия окружающей среды не только внутри семьи, но и внешние факторы, которые могут плохо сказаться на здоровье ребеночка.

Что входит в обязанности медсестры и врача:

  • поддержка матери ребенка в период после рождения;
  • советы, как ухаживать за новоиспеченным членом семьи;
  • беседы по построению правильного режима дня;
  • консультации по правильному грудному вскармливанию;
  • консультирование по профилактике популярных детских болезней, таких как рахит, анемия, а так же инфекционные заболевания;
  • оценка самочувствия младенца и его формирование;
  • проведение осмотров ребенка ежемесячно, направление на осмотр к узкими специалистам, а также они должны делать прививки в установленные сроки.

Сроки посещения патронажа

Время наблюдения будет зависеть от самочувствия крохи и обстоятельств в семье.

Если ребенок развивается в соответствии с нормой, он совершенно здоров и растет в благоприятной обстановке, посещения медработников проходят так:

  • в первые дни возвращения домой с роддома;
  • раз в неделю в течении первого месяца жизни;
  • от месяца до полугода – дважды в месяц;
  • потом до исполнения ребенку одного года — раз в месяц;
  • до трех лет плановый осмотр раз в квартал.

Первый патронаж новорожденного

При первом посещении медработником будет задано несколько вопросов, которые позволят в будущем выявить наследственные и хронические патологии у малыша, а так же информация, связанная с течением беременности, родами, состоянием новорожденного при появлении на свет и выписке из роддома.

Далее врач обследует кроху:

  • Физическое развитие — это наличие или отсутствие пороков и микроаномалий. Могут быть не значительные отступления от нормы, которые наблюдаются у кого-то из членов семьи.
  • Неврологическое развитие — здесь будет приниматься во внимание поза малыша, движения и их активность, тонус мышц, развитость рефлексов. Учитывается форма и размеры головы, величина большого и малого родничка, состояние швов костей черепа.
  • Оценка кожных покровов — оттенок кожи, наличие потницы, опрелостей. Основное внимание направленно на пупочную ранку, кожа вокруг пупка, уровень заживления, и отсутствие выделений из нее;
  • Прослушивание дыхания и сердцебиения ребенка, дабы дать оценку дыхательной и сердечно-сосудистой систем, тем самым исключить врожденные патологии.
  • Прощупывание животика новорожденного. Задает вопрос о периодичности и характере стула.
  • Проверка симметричность ягодичных складок и разведение ножек в стороны для раннего выявления дисплазии болезни тазобедренных суставов.
Читайте также:  Если ребенок в 1 год испугался

Первичный патронаж новорожденного длится около 20-30 минут.

Второй патронаж новорожденного

Второй патронаж новорожденного ребенка происходит на 10-е сутки рождения. Доктор вторично смотрит кроху, обследуя все органы и системы с целью определения его самочувствия. Дабы это понять, медработнику следует выяснить:

  • как малыш спит;
  • поведение грудного ребенка в период бодрствования;
  • распорядок дня;
  • прибавка в весе;
  • наличие и частота срыгивания;
  • кишечные колики.

Если вышеперечисленные симптомы новорожденного не тревожат, доктор делает заключение о его хорошем приспособлении к внешним факторам.

Третий патронаж новорожденного

Третий послеродовой патронаж новорожденного осуществляется примерно на 20-е сутки появления малыша. Цель данного визита наблюдение за самочувствием и формированием грудничка, оценка его нервно-психическое развития.

После очередного приема педиатр регистрирует всю полученную информацию в историю болезни младенца и по окончанию первого месяца делает прогноз здоровья своего подопечного и определяет группы риска по развитию.

Заболевания у детей (пограничные состояния)

Данное состояние не принято считать заболеванием и поэтому не требует какого-либо лечения. Как правило, проявляется у грудничка в первые недели после рождения.

Часто встречающиеся пограничные состояния:

  • желтуха проявляется в связи с незрелостью ферментов печени и увеличением билирубина в крови. Проявляется на 3–4-й день после появления малыша на свет в виде желтого окрашивания кожных покровов, которое к 6-му дню усиливается, а к 8–10 сутки проходит;
  • эритема — проявляется в виде покраснении кожи и на 2-ой день жизни. Редко  сопровождается сыпью, которая проходит к концу первой недели появления грудничка;
  • гормональный криз — симптомы этого состояния проявляются в нагрубании молочных желез грудничка либо кровянистые выделения из влагалища у девочек. Начало данного криза на 2–4-ый день жизни и проходит к 15-му дню.

Рекомендации медсестры и врача

При каждом патронаже новорожденного на дому, медицинские работники дают матери рекомендации, которые необходимо выполнять и придерживаться. Такие советы могут заключаться в уходе за кожей, а так же вопросы, связанные с кормлением грудью и  частотой прикладывания ребенка к груди. Дают рекомендации, направленные на профилактику рахита, советы по закаливанию, показывают необходимые приемы массажа и гимнастики для младенца, которые в дальнейшем родители будут делать самостоятельно. Рекомендации по тяжелому процессу приспособления малыша к окружающей среде. Симптомами данного процесса могут быть  срыгивания, беспричинный плач, плохая прибавка в весе. В случае выявления, каких-либо видимых патологий участковый педиатр выписывает малышу направление на консультацию к специалисту с целью более детального обследования и терапии.

Важно! Педиатр должен информировать мать обо всех состояниях грудничка, которые требуют неотложной помощи и о том, куда именно необходимо обращаться в экстренных ситуациях.

Отказ родителей от патронажа

В помощи по уходу за младенцем зачастую нуждается каждая мать, особенно, если у нее первенец. Однако многие родители не хотят получать данную помощь в поликлиниках по месту жительства, и отдают предпочтения частным медицинским учреждениям.  Для того чтобы отказаться от детского патронажа достаточно написать письменный отказ участковому педиатру по месту закрепления грудничка.

Законодательное регулирование

  • ст. 37. 1 Закона РФ «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года.
  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 июня 2010 года.

Патронажная помощь новорожденного —  важный этап, который проходит каждая семья. Визиты участкового врача и патронаж медсестры помогут справиться со многими возникшими проблемами. Медицинские работники обучат всему, что требуется и научат правильно заботиться о крохе с первых дней жизни.

Источник