Парные для развития ребенка

Игры на развития сотрудничества, игры в парах

Беседа о работе в парах.

– Есть такая пословица: «Одна голова хорошо, а две лучше». Как вы ее понимаете?

Если у кого-то пары нет, он становится третьим в какой-нибудь паре. Желательно эту ситуацию предусмотреть до занятий.

«Мяч»

Предварительно в каждой тетради нарисовать круг диаметром 10-12 см.

– Откройте свои тетради на странице, где нарисован круг.

На доске заранее нарисован мяч:

Предлагается детям превратить круг в мяч, то есть дорисовать необходимые линии.

– Правильность выполнения задания может проверить не только воспитатель, но и вы сами, работая в паре. Обменяйтесь тетрадями друг с другом и проверьте, получился ли мячик в тетради такой же, как на доске.

Когда пара закончила работу, она показывает жест «Мы готовы».

На какой-нибудь паре показать жест:

– Снова поменяйтесь тетрадями и покажите жест «Мы готовы».

«Зеркало»

Каждая пара сидя поворачивается лицом друг к другу. Один из пары показывает любое движение, а другой является «зеркалом», должен точно повторить это движение. Затем ученики меняются ролями. Игра проигрывается несколько раз.

«Раскрась мяч»

Дается задание каждой паре раскрасить мячики так, чтобы они стали совершенно одинаковыми.

– Чтобы пара хорошо справилась с заданием, нужно вначале его обсудить, договориться, как сделать, чтобы мячики получились одинаковыми. При этом постарайтесь разговаривать так, чтобы не мешать другим парам. После того как мячики будут полностью раскрашены, пара показывает жест «Мы готовы».

«Я знаю пять названий …»

Воспитатель вместе с одним из детей показывает игру: игроки должны бросать друг другу мяч, ударяя о пол, и произносить поочередно слова на каждый удар мяча. Например:

– Я!

– Знаю!

– Пять!

– Имен!

– Девочек!

– Катя!

– Раз!

– Оля!

– Два!

– …

Затем игра повторяется, но называются имена мальчиков, названия городов, цветов, птиц, растений и т. п. Игра прекращается по команде воспитателя.

Игра на внимание «Пожалуйста»

Воспитатель показывает различные движения. Дети повторяют только те, которые сопровождаются словом «Пожалуйста».

“Доброе животное”.

Дети встают в круг и берутся за руки. Психолог говорит “Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! Мы делаем шаг вперед – вдох, шаг назад – выдох! Молодцы!”. Дети выполняют упражнение вместе с взрослым.

“Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце. Шаг вперед – стук, шаг назад – стук!”.

“Найди друга”.

Дети становятся в круг. Выбирается водящий. Он произносит слова “Я хочу с тобой подружиться…”, а дальше описывает одного из детей. Тот, кого загадали, должен себя узнать, подбежать к водящему и пожать ему руку. После этого он сам становится водящим.

Создание проблемной ситуации.

Каждому ребенку дается картинка “Найди отличия”. Сначала задание выполняется индивидуально. Затем дети делятся по парам. Каждой паре дается картинка, на которой надо найти отличия.

После выполнения задания детей спрашивают: “Как легче искать отличия: одному или вместе?”, “Что помогало вам выполнять задания? А что мешало?”

Задача подвести детей к пониманию того, что вместе легче выполнять задания, так как всегда можно обратиться за помощью к товарищу.

“Крутящиеся обручи”

Дети делятся на пары, каждая пара получает по обручу.

Дети становятся напротив друг друга, берутся за руку. Обруч надевают на соединенные руки. Задача детей постараться, чтобы обруч начал крутиться – сначала на руке одного ребенка, затем на руке другого. Задание можно усложнить – во время кручения обруча, поднять одну ногу, потом другую, покружиться и т.д.

“Волшебные ножки”.

По кабинету расставляются препятствия. Дети делятся на пары.

Вариант 1. Двое детей в паре, держась за руки, должны пройти препятствия, не задевая их и не расцепляя руки. Необходимо так сделать препятствия, чтобы детям была возможность под чем-то пролезть, что-то переступить и т.д.

Вариант 2. Одному ребенку из пары завязывают глаза. Второй ребенок должен его провести по кабинету так, чтобы он не задел препятствий.

“Карандаш”.

Дети делятся на пары. Каждой паре дается один карандаш (лучше, если он будет не поточен). Задача детей удержать карандаш указательными пальцами на вытянутой руке. Как только это получилось, задание можно усложнить. Удерживая карандаш нужно присесть, повернуться, попрыгать та, чтобы карандаш не упал.

“Автомойка”.

Рассказать детям, что такое автомойка и предлагает по очереди превратиться в машины. Также важно обратить внимание детей на то, что роль “автомойки” очень ответственная, так как очень важно не сделать больно “машинам”.

Дети встают в колонну по одному, друг за другом. Ноги шире плеч так, чтобы между ними можно было пролезть ребенку.

Один из детей начинает: он встает на четвереньки – это машина в автомойке. Все остальные – часть большого аппарата, который моет автомобиль.

“Когда машина проходит под вашими ногами, вы можете аккуратно ручками погладить спинку нашей “машины”.

“Повтори узор”.

Дети делятся на пары. Каждой паре дается образец узора из геометрических фигур. С помощью цветной бумаги, ножниц и клея детям вместе необходимо сделать такой же узор.

“Острова”.

Каждому ребенку выдается остров (лучше использовать обруч).

– Пока будет играть музыка, вы можете танцевать вокруг “островов”, но при этом вы не должны наступать на них. Можно двигаться по всему кабинету.

Когда музыка остановится, вы должны забраться на свой “остров”.

Постепенно задание усложняется.

“Теперь постарайтесь всякий раз прыгать на новый “остров””.

Затем постепенно по одному обручу убирается, акцентирую внимание детей на то, что надо поделиться друг с другом “островами”.

П/и «Дракон кусает свой хвост».

Играющие дети стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребёнок – это голова дракона, последний – кончик хвоста. Под музыку первый играющий пытается схватить последнего – «дракон» ловит свой «хвост». Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль «головы дракона» назначается другой ребёнок.

«Клубочек»

Воспитатель и дети стоят в кругу. Воспитатель запевает обматывает большой палец правой руки. Затем передает клубок следующему ребенку, называя его в песенке по имени и т.д.

Когда песенка заканчивается – все дети и воспитатель со единены ниточкой. Клубок должен вернуться к воспитателю, проделав полный круг.

Затем одновременно все аккуратно снимают ниточку с пальцев и кладут ее на стол.

Внимание детей обращается на то, что ниточка не порвалась и ребята в группе всегда будут так же крепко дружить. В заключение можно попросить детей вспомнить пословицы и поговорки о дружбе.

«Паровозик»

Дети строятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везёт «вагончик», преодолевая различные препятствия: едет по мостику, через кочки.

«Здравствуй друг».

Воспитатель предлагает детям найти себе пару и построить внутренний и внешний круг, каждая пара держится за руки. Со словами: «Здравствуй друг, как я рад хорошо, что ты пришел» дети стоят на месте и здороваются со своею парою. По окончанию четверостишия внутренний круг стоит на месте, а внешний по часовой стрелке делает шаг в сторону и меняет себе партнера. Так ребёнок должен поздороваться со всеми ребятами, которые стоят во внутреннем круге.

«Добрые волшебники»

Дети сидят в кругу. Взрослый рассказывает сказку: “В одной стране жил злодей-грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, обозвав его нехорошими словами. Заколдованные дети не мог ли веселиться и быть добрыми.

Расколдовать таких несчастных детей могли только добрые волшебники, назвав их ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть ли у нас такие заколдованные дети». Как правило, многие дошкольники охотно берут на себя роль “заколдованных». «А кто сможет стать добрым волшебником и расколдовать их, придумав добрые, ласковые имена?» Обычно дети с удовольствием вызываются быть добрыми волшебниками. Представляя себя добрыми волшебниками, они по очереди подходят к «заколдованному» другу и пытаются расколдовать, называя его ласковыми именами.

«Давайте поздороваемся»

Дети по сигналу ведущего хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). ‘Здороваться надо определенным образом:

  • один хлопок – здороваемся за руку;
  • два – плечиками;
  • три – спинками.

«Найдем волшебные слова».

Водящий сидит или стоит спиной к детям. Нужно подойти к нему и ласково его позвать. Водящий должен угадать, кто его позвал, и ответить.

«Секрет».

Цель: учить детей различным способам установления контактов со сверстниками на основе этикетных норм.

Оборудование: сундучок с мелкими вещицами и игрушками.

Всем участникам игры ведущий раздает из красивого сундучка по «секрету» (пуговицу, бусинку, брошку, мелкую игрушку и т. д.), кладет «его» в ладошку и зажимает в кулачок. Игроки ходят по комнате и ищут способы уговорить кого-то показать свой секрет. Ведущий следит за процессом обмена секретами, помогает наиболее робким детям найти общий язык со всеми участниками игры.

«Подарок на всех».

Цель: развивать умение выбирать позитивный стиль поведения в конфликтной ситуации, сотрудничать со сверстниками.

Оборудование: цветик-семицветик.

Детям предлагается ситуация: «Вы получили в подарок для группы цветик-семицветик. У него только семь лепестков, а детей гораздо больше. Каждый ребенок может загадать только одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток. Но лепестков на всех не хватит. Как быть?

Вариант 1. Участники игры спонтанно решают возникшую конфликтную ситуацию. После необходимо обсудить с детьми, удаюсь ли каждому высказать свое желание, и как сделать так, чтобы можно было высказать желания всех детей.

Вариант 2. Провести конкурс на лучшее желание и загадать лучшие, выбранные детьми.

Вариант 3. Предложить детям разделиться на 7 групп по числу лепестков и договориться о желании.

Дети могут выбирать группу в соответствии со своими желаниями. Необходимо проследить, чтобы желания в каждой группе не повторялись.

«Рукавички».

Цель: развивать умение налаживать партнерские отношения в совместной деятельности.

Оборудование: вырезанные из бумаги пары рукавичек в количестве, равном количеству пар участников игры, по три карандаша или фломастера на каждую пару.

Разложить рукавички с одинаковым, но не раскрашенным орнаментом по всему помещению. Дети расходятся в поисках своей «пары». Отыскавшиеся пары с помощью трех карандашей (фломастеров) стараются как можно быстрее совершенно одинаково раскрасить рукавички.

Ведущий наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются.

«Поводыри».

Цель: развивать эмпатию, учить ролевому поведению, способам общения с людьми, имеющими какие-либо особенности.

Вариант 1. Играющие разбиваются на пары. Один ребенок с открытыми глазами стоит впереди. Другой – на расстоянии вытянутой руки, чуть касаясь спины впередистоящего, встает с закрытыми глазами. Это «собака-поводырь» и «слепой». Поводырь сначала медленно начинает передвигатъся по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться, затем скорость движения постепенно увеличивается. Пары меняются ролями.

Вариант 2. «Поводырь» и «слепой» активно общаются друг с другом, согласовывая направление и скорость движения.

Вариант 3. «Бабушка» и «внук», «дедушка» и «внучка», держась за руки должны вместе преодолеть препятствия (пройти по узкой тропинке, обойти лужу, перешагнуть через ручеек, начерченный мелом, и т. д.). «Внуки» заботливо подсказывают «слепым» старикам, как им лучше двигаться.

«Луноход».

Цель: способствовать усвоению детьми норм и правил отношений управления и подчинения в условиях сотрудничества.

Оборудование: индивидуальные «пульты управления».

Участники игры делятся на пары. Половина детей – «луноходы», вторая половина – работники «центра управления», которые на расстоянии с помощью «кнопок» и команд управляют движением «луноходов» к определенной цели. За одну команду делается не больше двух шагов.

Выигрывает та пара, которая благодаря четкому выполнению команд «центра управления» наиболее согласованно и дружно преодолевает все препятствия, не допустив при этом никаких столкновений и аварий. Затем дети меняются ролями.

29. «Приветствия».

Вариант 1. Дети делятся на две подгруппы и встают в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии нескольких шагов. По сигналу партнеры приближаются друг к другу и обмениваются разнообразными приветствиями (рукопожатия, объятия, реверанс, кивок). Дети должны с помощью жестов, мимики, пантомимики, взглядов показать, как они рады друг другу.

Вариант 2. Воспитатель рассказывает о том, как мужчины и женщины, мальчики и девочки приветствуют друг друга. Затем проводится игра-тренинг. Дети становятся в два круга: во внутреннем – девочки, во внешнем – мальчики. Под музыку дети ходят по кругу, по окончании музыки останавливаются и поворачиваются друг к другу, обмениваются приветствиями.

Вариант 3. Организуется конкурс на самое интересное приветствие. Ребенок должен показать, как он рад сверстнику.

Источник

Галина Ермакова

Мастер-класс «Парная гимнастика для старших дошкольников»

МАСТЕР-КЛАСС

ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ

«ПАРНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-7 ЛЕТ)

«ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА»,

показанный на муниципальном

семинаре-практикуме 27 апреля 2018 год

Воспитатель:

Ермакова Г. А.

2017-2018 уч. год

Назначение упражнений в парах

Цель: создание условий для повышения двигательной активности стар-ших дошкольников средствами парной гимнастики в условиях ДОУ.

Задачи:

Образовательные:

1. Обогащать двигательный опыт детей за счет выполнения ОРУ в парах.

2. Совершенствовать координацию движений и умение ориентироваться в пространстве.

Оздоровительные:

1. Развивать силовые качества и координацию движений.

2. Способствовать укреплению мышц спины.

Воспитательные:

1. Способствовать формированию умения согласовывать свои действия с действиями товарища (партнера).

2. Воспитывать навыки сотрудничества и умение взаимодействовать в па-рах.

3. Побуждать к проявлению взаимопомощи.

4. Развивать уверенность в себе при выполнении упражнений.

Упражнения в парах способствуют развитию силы, укреплению сус-тавов и повышению их подвижности. Кроме того, в этих упражнениях возможны такие двигательные действия, которые невозможно проделать без помощи или поддержки партнера, что значительно обогащает двига-тельные умения детей. Упражнения, где партнер оказывает помощь или поддержку в выполнении определенных движений, способствуют фор-мированию умения согласовывать свои действия с действиями товарища (партнера).

Роль партнеров в этих упражнениях бывает различна:

– оба партнера выполняют совершенно одинаковые по форме и харак-теру движения (зеркально или одноименными частями тела);

– партнер оказывает помощь, поддержку или сопротивление основному исполнителю.

Ценность упражнений в парах также несомненна и для развития ряда навыков, имеющих прикладное значение. С этой целью применяются упражнения в перетягивании, элементы борьбы, броски и ловля мяча, передача предметов и другие, способствующие специальной подготовке детей к овладению более сложными двигательными навыками, а также общему физическому развитию.

Организация и методика проведения упражнений в парах

При организации упражнений в парах нужно помнить, что такие упраж-нения всегда очень эмоциональны, они сопровождаются обычно смехом, шумом, положительные эмоции вполне естественны, но они не должны переходить определенные границы, так как могут быть причиной невни-мательности. Невнимательное отношение к объяснению воспитателя и нарушение установленных правил выполнения упражнений могут привести к травмам.Поэтому при проведении упражнений в парах следует строго придерживаться следующих правил:

1. Должна быть четкая организация и разумная дисциплина, основанная на точном соблюдении всех команд, распоряжений и указаний.

2. Строго соблюдаться принцип доступности. Предлагать учащимся труд-ное по координации и напряжению упражнение, к выполнению которого они уже подготовлены. Необходимо постепенно подводить учащихся к ос-воению новых заданий.

3. Подбирать пары таким образом, чтобы рост, вес и силы партнеров были примерно равными. Чрезмерная разница в силе или росте делает упражне-ния иногда опасными, а в большинстве случаев, неинтересными как для сильного, так и для слабого партнеров. Мальчики должны стоять в паре с мальчиками, а девочки с девочками.

4. В упражнениях без предметов учащихся нужно предварительно ознако-мить со способами хватов руками, которые необходимы для выполнения упражнений в парах.

5. Объяснять упражнения нужно точно, понятно и достаточно

подробно. Сразу указать, в каких исходных положениях находятся

партнеры (место, направление и т. п., а при необходимости и показать.

6. Перед проведением упражнений на растягивание во избежание травм рекомендуется проводить разогревающие упражнения.

7. Очень важно следить за характером и темпом выполнения

упражнений в парах, так как каждое из них имеет свой темп и ритм.

Комплекс парной гимнастики для детей старшего

дошкольного возраста (5-7 лет)

«Дружные ребята»

Оборудование: гимнастические коврики, обручи, гимнастические мостики, «Дорожка препятствий».

Дети заходят в спортивный зал и строятся в шеренгу по росту, приветст-вую гостей.

Воспитатель:

– Ребята, сегодня мы попробуем выполнять гимнастические упражнения па-рами, покажем, что умеем дружить и быть внимательными. Чтобы упраж-нения принесли пользу для вашего здоровья, нужно быть внимательными к моим рекомендациям и друг к другу, оказывать помощь своему партнеру и соблюдать темп выполнения упражнений. Перед началом гимнастики обяза-тельно надо размяться.

По команде «направо», дети поворачиваются за направляющим и идут по за-лу, выполняя различные задания.

Разминка

Ходьба:

• В колонне друг за другом по залу

• На носках поочередно поднимая руки вверх на каждый шаг

• На пятках, руки за головой

Бег:

• С высоким подниманием колена

• С захлестыванием голени

Переход на ходьбу, восстановление дыхания. Перестроение в пары, рас-пределение по залу.

ОРУ в парах

1.«Потягушки»

И. П. – партнеры стоят лицом друг к другу на расстоянии шага и держатся за руки,стойка: пятки вместе, носки врозь

1- поднимают руки через стороны вверх,

2 – поднимаются на носки, руки вверх;

3 – руки в стороны;

4 – И. П.

Упражнение выполняется 6 раз, в медленном темпе

Обращается внимание на постановку ног, работу рук при выполнении уп-ражнения, необходимо тянуться как можно выше.

Акцентируется внимание детей на поддержку и взаимопомощь во время упражнений друг другу.

2. «Борцы»

И. П. – стоя лицом друг к другу. Правая нога выставлена вперед у обоих партнеров, другая отставлена назад, руки партнеров соединены ладонями. Поочередно руки партнеров то сгибаются, то разгибаются. (партнеры меря-ются силой) По 4 на каждую руку. Темп умеренный.

Во время выполнения упражнения, ноги от пола не отрываются. Давим на ладони партнеру с умеренной силой, поддаемся партнеру, но и не забываем сопротивляться.

3.«Маятник»

И. П. – стоят лицом друг другу, ноги стоят на ширине плеч, прямые руки лежат на плечах партнера

1- наклон в сторону; 2 – И. П.

3 – наклон в другую сторону; 4 – И. П.

5-6 раз в каждую сторону. Темп умеренный

Во время выполнения упражнения колени не сгибаются, спина ровная. Смотрим в глаза партнеру, с хорошим настроением выполняем упражнения. Руки прямые, локти не сгибаем.

4. «Выпады в сторону»

И. П. – стоят лицом друг к другу, ноги на ширине плеч, партнеры берутся за правую руку.

1-Выпад левой ногой в левую сторону и присесть на левую ногу, правая нога прямая.

2-И. П. берутся за левую руку

3 – Выпад правой ногой, в правую сторону. 4- И. П.

Упражнение выполняется 4раза в каждую сторону. Темп умеренный

Спину держим ровно, помогаем партнеру удерживать равновесие, выпол- няем упражнение одновременно.

5. «Присед»

И. П. – стоя спиной друг к другу, ноги на ширине плеч, руки в локтях сце-плены;

1 – присед; 2 -И. П.

3- 4 – то же самое

Присед глубже, спина прямая, помогаем партнеру удерживать равновесие.

6.«Тяни-толкай»

И. П. – сидя на ковриках, ноги широко расставлены, ступни соединяются со ступнями партнера, держатся за руки.

1-одновременно один партнер наклоняется вперед, а другой назад

2-поменялись; 3-4 – то же самое

Выполняется 5-6 раз. Темп умеренный. Спина прямая, партнера тянуть на себя медленно без резких движений. Ноги прямые и ровные.

7. «Домик»

И. П. -Лежа на спине голова к голове, руки разведены в стороны и соеди-нены.

1- одновременно поднимают прямые ноги вверх, стараясь соединить их носками, 2-И. П.

Выполняется 5-6 раз. Темп медленный.

Ноги прямые, носки тянем, «строим ровную крышу». Руки от пола не от-рываем.

8. «Воротики»

И. П. – лежа на животе, голова к голове, руки разведены в стороны и со-единены.

1- Одновременно через стороны поднимают руки вверх, прогибаются в спине, делая «воротики».

2-И. П.

Выполняется 5-6 раз. Темп умеренный

Помогаем друг другу, стараемся подняться высоко.

9.«Прыжки»

И. п. – Один сидит, ноги врозь, руки в стороны. Второй стоит между ногами первого, руки на пояс;

1 второй прыжком стойка ноги врозь. Первый соединяет ноги;

2 второй прыжком ноги вместе, первый разводит ноги врозь.

3-4 то же самое.

Выполняется 5-6 раз. Темп умеренный

Стараемся синхронизировать свои действия, выполняем упражнения под счет.

10. «Дружба»

И. п. – Стоя спиной друг к другу ноги врозь, на расстоянии большого шага, руки на пояс;

1 одновременно поворачивая туловище в одну сторону, пожать друг другу руки;

2 и. п. ;

3-4 то же в др. сторону.

Выполняется 5-6 раз. Темп медленный.

Выполняем упражнение под счет, поочередно в каждую сторону.

Воспитатель:

– Молодцы, ребята. Вы были очень внимательными к моим рекомендациям и друг к другу, поэтому все упражнения были выполнены правильно, а значит, принесли пользу для вашего здоровья.

– А сейчас предлагаю вам пройти полосу препятствий в парах, показать, как вы научились действовать слаженно и синхронно и помогать своему това-рищу.

Полоса препятствий в парах

1. Переведи товарища по мостику.

2. Перейдем болотце.

3. Прыжки «Из круга в круг»

4. Перебежки «Спина к спине»

Рефлексия: – Ну что, ребята, вам понравилось заниматься парами? (Отве-ты детей) Кто смог, помочь другу сегодня? А теперь скажите мне, как все же легче заниматься, одному или вдвоем? Так вот оказывается, что в паре трудиться, заниматься и играть и легко и трудно. Легко, потому что рядом друг, и он поможет, а трудно, потому что друга надо слышать, чувствовать и понимать. Обнимите своего друга и поблагодарите его за сотрудничество с вами, скажите «спасибо»! А я благодарю вас за хорошую работу!

Источник