Папки передвижки умственное развитие ребенка

Папки передвижки умственное развитие ребенка thumbnail

Внутренние причины неуспеваемости

(особенности развития ребенка):

1. недостатки развития мотивационной сферы и сферы произвольности;

2. отклонения в развитии познавательной сферы;

3. несформированность способов учебной работы;

4. особенности психофизического развития. (слабовидение, проблемы со слухом, соматические заболевания, высокая тревожность, демонстративность, гиперактивность).

Внешние причины неуспеваемости

(особенности воспитания детей):

1 эмоционально- волевая незрелость;

2 нарушение детско – родительских отношений.

hello_html_25356597.jpg

«Интеллектуально-пассивные» дети – неразвитые, с ограниченным кругом представлений, отсутствием познавательных интересов, недостаточным для их возраста запасом знаний. Они не проявляют любознательности, не активны и не самостоятельны, требуют дополнительного объяснения учебного материала и персонального внимания, но дефектологических отклонений у них нет. Вместе с тем некоторые из них по состоянию здоровья, развитию, развитию физиологических и психологических функций находятся в пограничной области между нормой и патологией. Современные исследования проблем обучения подчеркивают, что количество таких детей в массовой школе увеличивается, печально, что обусловлена интеллектуальная пассивность недостатками воспитания. Существенным фактором, который способствует возникновению интеллектуальной пассивности, является познавательный климат семьи. Среди разнообразных тенденций, существующих в семьях по отношению к познавательной деятельности, можно отметить наиболее яркие. Ограниченные познавательные интересы в семье. Неразумная массированная помощь ребенку при выполнении любых заданий, которая приучает его к безынициативности, несамостоятельности, «интеллектуальному иждивенчеству». В семье избыточная информационная атмосфера, что приводит к поверхностности интересов, притуплению познавательной потребности.

Таким образом, можно сделать некоторые выводы. Интеллектуальная пассивность обусловлена в основном особенностями воспитания и обучения, то есть она имеет приобретенный характер.

hello_html_m1fd5cc59.png

По характеру интеллектуальной пассивности

выделяются группы детей:

1. Группа с несформированными умениями организовать свою учебную деятельность. Школьники с пробелами в знаниях, с неумением применять знания в новой ситуации. Дети, у которых нет навыков самостоятельной организации учебной деятельности. Ребята, неспособные самостоятельно выполнять задания, отдающие предпочтение репродуктивной деятельности: самостоятельной реакции в ответ на интеллектуальную задачу у них нет.

2. Группа с незаинтересованностью в учебной деятельности. Школьники с дискомфортным эмоциональным состоянием при умственном напряжении.

hello_html_m3b341398.jpg

Для преодоления интеллектуальной

пассивности Л. С. Славина рекомендует следующее:

1. Обучение решению задач умственным путем через игровую деятельность, к которой ученик начальной школы стремится, через 2 – 3 игры переход к решению в умственном плане. Первые задания ребенок будет выполнять так же успешно, как и в игре, затем лишь постепенный переход к интеллектуальному способу решения задач в занятиях. Какое – то время пассивное отношение к учебной задаче будет сохраняться, но постоянный, настойчивый контроль помогает решить эту трудную проблему в развитии ребенка.

2. Заставить ученика в игре, потом без игры овладеть новым приемом, требующим от него более активной интеллектуальной деятельности. В основе игры прием выигрыша. Выигрывает тот ученик, который решил задачу новым способом.

Таким образом, можно утверждать, что в младших классах, учитывая особенности интеллектуально-пассивных учеников, можно преодолеть недостатки их развития. Преодоление интеллектуальной пассивности в старших классах требует значительного времени, но большинство педагогов уверенно, что активнее думать и больше использовать в учении мыслительную деятельность обучающихся возможно в тех занятиях, к которым у них есть склонность. Для преодоления интеллектуальной пассивности можно использовать помимо формирования познавательного интереса на уроках и дополнительные занятия с детьми, у которых этот интерес отсутствует. Для таких занятий подойдут программы: «Интеллектика» (А.З.Зак), «120 уроков психологического развития когнитивной сферы учащихся» (Локалова Н.П.), «Преодоление трудностей учения» Ахутина Т.В., Пылаева Н.М..

hello_html_m12bf7ba5.jpg

hello_html_m5fe386aa.jpg

Отсутствие познавательного отношения к тем явлениям действительности, которые не имеют для ребёнка непосредственного практического значения, приводит к тому, что у таких детей создаётся привычка не включать в свою деятельность или включать минимально мыслительную работу, т.е. они привыкают обходиться без активной мыслительной работы, а иногда даже и избегают её. Эти дети мало думают и размышляют там, где их сверстники проявляют активную умственную деятельность. У таких детей отсутствует, если можно так сказать, практика интеллектуального поведения при решении собственно теоретических задач, во всяком случае, она значительно меньше, чем у остальных детей того же возраста Славина Л.С.

Анализируя данный феномен, было сделано предположение,

что существует 2 вида интеллектуальной пассивности:

1. Интеллектуальная пассивность как следствие нарушения операционально-технических механизмов интеллектуальной деятельности.

2. Интеллектуальная пассивность как проявление негативной тенденции развития мотивационной потребностной сферы личности

По широте проявления различают общую и частную (избирательную) интеллектуальную пассивность. Последняя проявляется в избирательном отношении к учебным предметам и видам деятельности.

hello_html_m684aec04.jpg

hello_html_m7210942e.jpg

hello_html_657e244d.png

hello_html_559d86fe.jpg

Источник

Папка-передвижка

«Игры для развития детей 6-7 лет»

Подготовила: воспитатель

 Книга И.А.

«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Сухомлинский В.А.Детство – это не только самая счастливая и беззаботная пора в жизни человека, это пора становления будущей личности. Поэтому так важны для ребенка умные, полезные игры, которые развивают, воспитывают и приучают к здоровому образу жизни. Игра – это ведущий вид деятельности ребенка. В игре развиваются все психические процессы (память, мышление, творческие способности и т.д.). Огромное влияние игра оказывает на умственное развитие, речевое развитие, физическое развитие. То есть, игра способствует гармоничному развитию личности ребенка.
Для любого ребенка игра – способ познания мира и своего места в этом мире. Именно в игре ребенок растет и развивается как личность, приобретает навыки общения и поведения в обществе. И с самых ранних лет жизни надо ставить ребенка в такие условия, чтобы он как можно больше играл. И задача взрослых не только не мешать играм ребенка, но и создавать развивающую игровую среду, учить ребенка играть в самые разные игры.
Казалось бы, что интересного может быть в привычном до мелочей доме, однако при определенном энтузиазме можно превратить домашние игры в самые увлекательные и желанные для вашего малыша. Итак, во что можно поиграть дома?Игры нашего детства.
Холодно-горячо
Самая распространенная и очень интересная игра, когда один участник прячет определенный предмет в доме, а второй его ищет, руководствуясь подсказками. Направлять можно по мере удаления или приближения к объекту, говоря «холодно» или «горячо» соответственно. Задействуйте свои актерские способности, придав словам «прохладно» и «ты не замерз?» нужную интонацию. Еще более интересной станет игра, если спрятать не только сам предмет, но и подсказки. Сначала находится первая подсказка, где может быть рисунок или указатель верного направления, затем вторая и т.д. Попробуйте так же спрятать сюрприз – ребенок будет в восторге!

Крокодил
Особенно интересно, если участвуют несколько человек. Загадывается слово, а затем разыгрывается пантомима с целью донести до участников его смысл. Одним из вариантов игры является словесное представление загаданного предмета и его применения без прямого указания нужного слова.

Игры на внимание, развитие воображения, фантазии.
Историческое путешествие
Разместите по квартире разные предметы и дайте им определенные названия. Например, миска – это море, подушка – горы, а большой надувной матрас – пустыня Гоби. Расскажите ребенку историю, где он является главным героем, а затем отправляйтесь в путешествие, проходя дремучие леса в виде ряда стульев и покоряя вершину мягкого Эвереста. В качестве героя-путешественника можно взять машинку или куклу, а также разнообразить игру, нарисовав самую настоящую карту сокровищ с указанием нужного маршрута.

Читайте также:  Цель развитие ребенка до 1 года

Ролевые игры.
Дочки-матери наоборот
Дети обожают ролевые игры. Они обыгрывают ситуации, взятые из жизни, что имеет и познавательный и развивающий характер. Но есть небольшие различия в восприятии ролевой игры в раннем и в дошкольном возрасте.
Ребенок в раннем возрасте просто копирует поведение взрослого и для него ролевая игра — это большей мерой действие, а не сама роль, как такова. Игрушки же — лишь вещи, заменяющие те, которые используют взрослые. Поэтому, если Вы будете играть с ребенком во врача, то не требуйте от него, слишком многого. Он будет Вас проверять, лечить, но вживаться в роль он, ни в коем случае не будет. Если же ребенок старше, то действия для него уже не будут столь важны. Главное — распределить роли и прожить то, с чем сталкиваются ежедневно взрослые.
Отличная ролевая игра для детей любого возраста — «дочки-матери» наоборот. Вы должны будете сыграть дочку или сына, а Ваше чадо — родителя. Это отличная возможность для вас побывать на месте друг друга. Вы можете капризничать и баловаться. Ребенок же в свою очередь узнает, что Вы чувствуете, когда он сам не слушается. Таким образом, дети будут лучше Вас понимать, а возможно у них еще и появится интерес к домашним делам!

Игра на развитие творческих способностей, мелкой моторики.

Сделай красоту! 
Выдайте ребенку различные предметы: пуговицы, ракушки, лоскуты, оберточную бумагу, пенопласт, бусины, картон, клей, пластилин… Предложите создать из всего этого что-то очень красивое. Не вмешивайтесь в работу: ни советов, ни идей. Помогайте лишь крепить, держать, вырезать, сгибать.

Игры на развитие внимания, сообразительности.
Птица – не птица. 
Веселая игра на внимание и знание птиц. 
Взрослый читает стишки. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал – топать или хлопать. Обязательно спросите ребенка, что неправильно. Уточните: «А муха – это кто?”
Прилетели птицы: 
Голуби, синицы, 
Мухи и стрижи… Прилетели птицы: 
Голуби, синицы, 
Аисты, вороны, 
Галки, макароны…Прилетели птицы: 
Голуби, синицы, 
Лебеди, куницы, 
Галки и стрижи, 
Чайки и моржи…Прилетели птицы: 
Голуби, синицы, 
Чайки, пеликаны, 
Майки и орланы.Прилетали птицы: 
Голуби, синицы, 
Цапли, соловьи, 
Окуни и воробьи.Прилетели птицы: 
Голуби, синицы, 
Утки, гуси, совы, 
Ласточки, коровы…Прилетели птицы: 
Голуби, синицы, 
Палки и стрижи, 
Бабочки, чижи, 
Аисты, кукушки, 
даже совы-сплюшки, 
лебеди и утки – 
и спасибо шутке!Игра “Третий лишний” 
В этой игре дети учатся классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях. 
Детям 3-5 лет условия более простые. 
Например: Взрослый говорит три слова – сова, ворона, лиса. Ребенок должен быстро в уме проанализировать эти три слова и определить, что все три слова относятся к живой природе, однако, сова и ворона – птицы, а лиса – нет. Следовательно, лиса здесь лишняя. 
Еще примеры для младших дошкольников: 
– молоко, сок, хлеб – все три слова означают съедобное. Но молоко и сок – пьют, а хлеб кушают. 
– машина, лошадь, трамвай; 
– шапка, платок, сапоги; 
– роза, береза, ёлка. 
Для детей 5-7 лет задания усложняются: 
– дождь, снег, река; 
– врач, турист, шофер; 
– тень, солнце, планета; 
– мороз, вьюга, январь; 
– камень, глина, стекло; 
– дверь, ковер, окно; 
– море, река, бассейн.

Можно еще долго говорить о разных играх, но главное для Вас — прислушиваться к интересам и потребностям своего ребенка, понимать, что ему уже интересно, а к чему его еще стоит приобщить. И тогда, поверьте, Вы будете для него отличным родителем и прекрасным другом! А что еще нужно?..

«Игра – генетическая основа, источник, корень всякого творчества, его подготовительная ступень» (Л. С. Выготский).

Источник

АФЛЕЕВА ВЕНЕРА САЛИМОВНА

                                                                                        Старший воспитатель,

                                                            ГБДОУ № 41 Адмиралтейского района  

                       ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 2-3-х ЛЕТ

 В соответствии с периодизацией, принятой в отечественной психологии, дошкольным детством считается период от 3-х до 7-ми лет. Предшествуют ему период младенчества (от 0 до 1-го года) и раннего возраста (от 1-го года до 3-х лет).

 Важнейшими психическими новообразованиями  раннего возраста являются возникновение речи и наглядно-действенного мышления. Свидетельством перехода от периода младенчества к периоду раннего детства является развитие нового отношения к предмету, который начинает восприниматься как вещь, имеющая определенное назначение и способ употребления. Усвоение предметных действий происходит в 3 этапа.

I этап. В результате прямого обучения или подражания действиям взрослого происходит установление связи предмета с его назначением.

  1. этап.  Усвоение функциональной нагрузки предмета, использование его строго по назначению.

Ш этап. На основе знания назначения предмета происходит более свободное его использование, употребление для других целей.

Для того чтобы предметная деятельность носила развивающий характер, необходимо, чтобы ребенок освоил разнообразные действия с одним и тем же предметом. Поэтому предметно-развивающая среда, окружающая ребенка, не должна перегружаться большим количеством игрушек.

Успешное овладение предметной деятельностью является основой для развития игровой и продуктивной (рисование, лепка, конструирование) деятельности.

В этот период жизни у ребенка происходит интенсивное формирование активной речи, которое идет в процессе совместной деятельности со взрослым. Другой стороной является понимание речи взрослого. Педагогам и родителям нужно стимулировать высказывания ребенка, побуждать говорить о своих желаниях. Есть одна известная психологическая сказка о мальчике, который заговорил в 5 лет. Родители просто с ног сбились, водя его по врачам и экстрасенсам, но все их усилия оставались тщетными. И вот однажды, когда вся семья села обедать, ребенок отчетливо произнес: «Мне нечем есть!» В доме переполох, мама в обмороке, папа не помнит себя от счастья. Когда эйфория прошла, у ребенка спросили, почему он молчал все это время. Малыш вполне резонно ответил: «А зачем мне было говорить? Вы и так все за меня говорили»…

С развитием слушания и понимания сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации, происходит использование речи как средства познания действительности, как способа регуляции поведения и деятельности ребенка со стороны взрослого.

Восприятие ребенка этого возраста носит непроизвольный характер, он может выделить в предмете лишь его ярко выраженные признаки, часто являющиеся второстепенными. Развитие восприятия происходит на основе внешнеориентированного действия (по форме, величине, цвету) при непосредственном соотношении и сравнении предметов. Задача взрослого – – правильно назвать признаки и действия предмета. Детям этого возраста наиболее полезны самообучающие (автодидактические) игрушки: матрешки, вкладыши, пирамидки и т. д. Ребенка необходимо знакомить с цветовым спектром, эталонами формы (основные геометрические фигуры).

Читайте также:  Презентация развитие личности ребенка в раннем возрасте

Малыш в возрасте 2-3-лет способен различать:

  1. 5 форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);
  2. 8 цветов (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, фиолетовый, оранжевый).

Основной способ познания ребенком окружающего мира — метод проб и ошибок, поэтому дети очень любят разбирать игрушки.

Важнейшей способностью, формирующейся к 3-м годам, становится способность к постановке какой-либо цели в играх и поведении.

В связи с тем, что внимание, восприятие и память ребенка непроизвольны, он не может сразу прекратить что-то делать или выполнить сразу несколько действий. Узнать и запомнить он может только то, что ему понравилось или запомнилось «само по себе».

Особый интерес представляет интеллектуальное и познавательное развитие маленьких детей. Вспомним, что они овладевают речью за какие-нибудь 2-3 года. В год ребенок произносит примерно 10 слов, в 2 года — 300-400, а к 3 годам в его активном словаре уже 1500 и более слов. Ребенок познает грамматический строй языка, от простых предложений переходя к сложным, в том числе к сложноподчиненным. Он употребляет слова, обозначающие не только предметы и действия, но и признаки предметов, их количество и т. д. Значительные изменения происходят и в мышлении: дети начинают решать несложные практические задачи, порой проявляя завидную смекалку.

Было бы ошибкой предполагать, что все это приходит к ребенку спонтанно, само собой. Чтобы он развивался, необходимо общение со взрослым, который способствует формированию мышления и речи, развитию познавательной активности.

Усилия взрослого попадают на благодатную почву, потому что именно в ранние годы происходит интенсивное развитие мозга, т. е. увеличение мозгового вещества. Такого не будет ни в один последующий период жизни. Так, например, к семи месяцам после рождения мозг ребенка увеличивается в два раза, к полутора годам — в три раза, а к трем годам составляет уже три четверти массы мозга взрослого. И происходит это не спонтанно, не само собой, а, как уже говорилось выше, под влиянием окружающей среды и развивающего общения. Не случайно ранние годы называют сензитивным периодом развития, когда закладываются основы интеллекта и мышления, высокой умственной активности во взрослом состоянии. Именно поэтому ранний возраст — важнейший стартовый период жизни человека.

Вместе с тем следует признать, что педагогика раннего детства требует специальных знаний, методов и подходов, необходимых для реализации задач развития и воспитания самых маленьких и основанных на их возрастных возможностях. Необходимо знать, что в первые годы жизни ребенок живет по особым психическим законам и познание окружающего мира, развитие речи, формирование мышления имеют свои специфические особенности.

Известно: чем меньше ребенок, тем больше он отличается от взрослого в физическом и психическом отношении. Как писал Л.С. Выготский, душевная жизнь маленького ребенка «отличается самым серьезным образом от психической жизни, возможной при развитой и зрелой центральной нервной системе»1.

В ранний период жизни ведущим видом деятельности ребенка является предметная деятельность. Именно она оказывает наибольшее влияние на его развитие, поэтому и называется ведущей.

На первый взгляд примитивные действия, которыми занят ребенок (бросает кубики, что-то строит из них, пытается большой шарик втолкнуть в малое отверстие, высыпает песок из ведра, надевает кольца на пирамидку и т. д.), имеют исключительное значение для его интеллектуального развития. Благодаря этим действиям, ребенок познает свойства предметов (большой-маленький; твердый-мягкий; легкий-тяжелый), их количество (один, много, мало), форму (шар, куб, круг, кольцо). Он узнает, что предмет не может одновременно обладать взаимоисключающими свойствами (например, быть сухим и мокрым), что свойства его относительны: большой мяч «становится» маленьким, если его сравнивать с еще большим. Так происходит накопление чувственного опыта, который ребенок еще не может выразить словами, но он практически осваивает окружающую его действительность, и это очень важно.

Следовательно, понимание и освоение мира происходят сначала через решение практических и — позднее —логических задач, и эта последовательность объективна: человек не сразу овладевает высшими формами мышления.

У двух-, трехлетних детей анализ, синтез, сравнение и другие мыслительные операции еще неотделимы от практических действий с предметом, с реальным расчленением его на части и соединением элементов в одно целое и т. д.

В раннем детстве мышление носит наглядно-действенный характер, но постепенно формируется наглядно-образное мышление, свойственное дошкольному периоду детства, а затем — отвлеченное, логическое. При этом ранние формы мышления не исчезают, а как бы свертываются, но в нужный момент взрослый извлекает их из глубин своего сознания.

Какова связь между развитием речи и мышлением ребенка? Каждый из нас встречал детей смышленых, но еще плохо говорящих. Действительно, в раннем возрасте, на 2-3-м году жизни, наблюдаются большие индивидуальные различия в освоении речи: одни начинают говорить рано, при этом четко произносят слова; другие хорошо понимают речь, но сами говорят мало. Постепенно — в процессе роста ребенка и его развития — эти различия сглаживаются. Свою роль играют и специальные занятия по развитию речи.

Речь — это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом при посредстве родного языка.

Важно различать понимание речи (пассивный словарь) и произнесение слов — активная речь (активный словарь). Понимание речи приходит раньше активного ее освоения. Пассивный словарь всегда значительно шире, чем активный.

Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых и, во-вторых, формирование активного словаря ребенка. Это важно, потому что в процессе речевого общения ребенок, как и взрослый, обогащает свои знания не только путем индивидуального практического опыта, но и путем усвоения общественного опыта, накопленного многими поколениями. Итак, речь имеет прямое отношение к познавательному развитию: с ее помощью ребенку сообщаются определенные знания, передаются умения и навыки. Как считают психологи, ребенок присваивает общественно-исторический опыт человечества, «застывший» в предметах материальной и духовной культуры, а речь, родной язык относятся к элементам духовной культуры.

Речь не только служит познанию, но и является необходимым средством, орудием человеческого мышления. Человек мыслит словами, произнося их громко или про себя (внешняя и внутренняя речь).

Первые обобщения ребенок начинает делать по несущественным признакам. Так, например, все мягкое — это «киса» (кошка), а все круглое — «лябико» (яблоко).

Овладение обобщениями по существенным признакам на 2—3-м году жизни является необходимым условием развития мышления и интеллектуальной компетентности этого возраста .

Интеллектуальная компетентность ребенка 2-3 лет выражается прежде всего в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления (замещения) и осмысленной предметной деятельности. Развитие символической функции опирается на опыт использования выразительных жестов, предметов-заместителей (например, вместо «мыла» — кубик; вместо «градусника» — высохший фломастер и т. п.), картинок (замещающих реальный предмет) и языковых знаков в игре и общении. В практической деятельности на занятиях и в игре малыш познает свойства предметов (цвет, форма, величина, фактура, масса, положение в пространстве, строение — целое и часть его), опираясь на зрительное восприятие и накопившийся опыт их использования. Он активно интересуется окружающим его миром, задает вопросы, из рассказов взрослого узнает новое о явлениях, которые им непосредственно не воспринимаются.

Читайте также:  Качества развитие в ребенке понимания общественно допустимого поведения

Последнее говорит о возросшей языковой компетенции ребенка, при этом, даже если он не владеет полностью активной речью, он пользуется невербальными (неречевыми) способами общения (взгляды, мимика, выразительные жесты и движения). Как правило, к 3 годам в речи ребенка уже представлены основные грамматические категории.

Развитие функции обобщения в речи, начинающееся в раннем детстве, продолжается и в дошкольном, и в школьном возрасте: ребенок переходит ко все более сложным обобщениям и понятиям.

Обобщение ребенок учится делать через слово, по его существенному признаку. Например, словом «дом» можно обозначить и дом человека, и дупло белки, и скворечник, и аквариум для рыбы и т. п., но главное, дом — это «крыша над головой», где кто-то живет. Или, скажем, стул. Он может быть большой, маленький, мягкий, но главное — это предмет, на котором сидят.

Обобщение — это новый, более высокий уровень мыслительной деятельности, на который ребенок, как мы уже сказали, выходит через речь. Обобщение является мысленным объединением предметов и явлений действительности, имеющих общие свойства. Это переход от одиночного к общему, ко все более высокому уровню обобщений. Например, от одиночного понятия «огурец» (или «помидор») к понятию «овощ», а затем к более высокому уровню обобщения — «продукт огородничества» и еще более высокому — «продукт труда» и т. п. С развитием функции обобщения связан процесс развития мышления человека на протяжении всей его жизни. Уровень обобщений и отвлечений (абстрагирование) в речевом мышлении, по сути дела, и определяет интеллектуальную развитость. Начало же формирования речевого мышления закладывается уже в раннем возрасте. Вот почему и педагогам, и родителям очень важно не оставлять без внимания развитие речевых навыков у детей, являющихся основой развития их мышления и интеллекта.

Итак, на третьем году жизни ребенка начинается, как уже говорилось выше, сензитивный период, благоприятный для развития речи. И это время нельзя упустить. Необходимо особое внимание уделять развитию активного словаря, т. е. побуждать ребенка выражать свои мысли словами. Как это делать? На что обратить внимание?

Прежде ‘всего следует продолжать развивать способность понимать речь окружающих, расширять ориентировку ребенка в окружающем, воспитывать внимание и интерес к явлениям природы и разнообразным предметам, учить находить их изображения на картинках и обозначать словом. Это способствует формированию первичных представлений об окружающем, установлению простейших связей между предметами и явлениями.

В этом возрасте дети очень восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих. Они очень подвержены так называемому «эффекту заражения»: если один начнет радостно скакать по группе, то, как минимум, еще три «лошадки» будет рядом с ним. Активное проявление и негативных и позитивных эмоций зависит от физического комфорта или его отсутствия (шарф может «кусаться», а колготки — «мокриться»).

Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка — это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т. е. четкое соблюдение режима.

Основными чертами ребенка 2—3-х лет являются открытость, честность и искренность. Он просто не умеет скрывать свои симпатии или антипатии к кому или чему бы то ни было. Чувства ребенка неустойчивы и противоречивы, а настроение подвержено частой смене.

                  ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Одной из важнейших задач физического воспитания детей является развитие основных движений. Это жизненно важные движения, без которых нельзя обойтись ни в одном виде деятельности (бытовой, игровой, учебной, трудовой). К основным движениям относятся ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье.

Дети начинают овладевать всеми видами основных движений в раннем возрасте. К году они самостоятельно ходят, на втором и третьем году начинают бегать, прыгать, лазать, бросать и ловить предметы (мяч, мешочки с песком и др.).

Однако особенности костно-мышечного аппарата, нервной системы, психических процессов таковы, что дети в раннем возрасте не могут в полной мере овладеть техникой основных движений, а овладевают ею в общих чертах. Движения их недостаточно координированы, им трудно сохранять равновесие. Учитывая эти особенности, взрослым необходимо постепенно обогащать двигательный опыт детей, способствовать совершенствованию их движений. Уже в раннем возрасте необходимо формировать умения действовать в разных условиях и разными способами. Это даст возможность ребенку двигаться более свободно и самостоятельно.

В решении этих задач эффективным средством являются подвижные игры, так как дети охотно играют в них: они привлекают малышей разнообразием сюжетов, двигательных заданий. В ситуации игры можно легко изменить условия, которые потребуют от ребенка выполнения движений разными способами. Дети могут идти в гости к кукле обычным способом, а могут по мостику (ограниченная поверхность), по извилистой, мягкой дорожке и т. п.

Знакомство с разными способами выполнения одних и тех же движений обогащает самостоятельную двигательную деятельность детей.

Следует отметить, что в подвижных играх дети не только учатся правильно двигаться, но и уточняют знания об окружающей жизни, свойствах предметов, знакомятся с новыми словами и учатся произносить их.

В подвижных играх развивается память, внимание, воображение. Малыши учатся ориентироваться в пространстве (зал, участок, групповая комната), согласовывать свои действия с действиями сверстников. Они приобретают опыт общения со взрослыми и детьми.

Подвижные игры являются важным средством развития личностных качеств: самостоятельности, активности, инициативности — и таким образом оказывают влияние на всестороннее развитие детей.Подвижные игры для малышей просты по содержанию и двигательным заданиям. Сюжет игры должен соответствовать жизненному опыту, представлениям детей об окружающих предметах, социальных явлениях и явлениях природы, животных, растительном мире. Правила в подвижных играх определяются сюжетом и двигательным заданием. Поскольку опыт малышей чрезвычайно мал, ведущая роль в организации и проведении подвижных игр принадлежит взрослому.

Систематизация игр и занятий, направленных на активизацию, совершенствование, формирование и коррекцию основных линий развития ребенка раннего возраста.

                                    (Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина)

     I.  Игры, направленные на социальное развитие:

* Формирование своего «Я»

* Формирование представлений о других.

  • Формирование представлений о предметном мире.

      II. Игры, направленные на физическое развитие.

  • Развитие и коррекция общих движений.
  • Развитие и коррекция ручной моторики.
  • Развитие и коррекция мелкой моторики.
  • Формирование зрительно — двигательной координации.

     III. Игры, направленные на познавательное развитие.

  • Игры, направленные на сенсорное  развитие.
  • Развитие и коррекция слухового восприятия и внимания.
  • Ознакомление с окружающим миром.
  • Развитие речи.

IV. Игры, направленные на формирование предметных и предметно — игровых действий.

  • Формирование предметных действий.
  • Формирование предметно — игровых действий.

      V. Игры и задания, направленные на формирование навыков самообслуживания и культурно — гигиенических навыков.

  • Формирование культурно — гигиенических навыков.
  • Формирование навыков самообслуживания.

       VI. Игры и задания, направленные на формирование предпосылок к продуктивным видам деятельности.

  • Формирование интереса к лепке.
  • Формирование интереса к  рисованию.
  • Формирование интереса к аппликации.

*    Формирование интереса к конструированию.

       VII. Музыкальные игры и упражнения.

  • Формирование эмоционального контакта с новым взрослым.
  •  Формирование предпосылок к общению  со сверстниками.

Источник