Папка передвижка физического развития ребенка
Папка-передвижка для родителей всех возрастных групп
«Современные фитнес – технологии с детьми дошкольного возраста»
Никтарова Екатерина Анатольевна, инструктор по физической культуре
МБДОУ «ЦРР детский сад «Росинка» г. Абакана
Направление «детский фитнес» появилось сравнительно недавно, но его популярность стремительно растет как за рубежом, так и у нас в стране. И, несмотря на то, что он пока еще не имеет достаточно строгого научного обоснования, несомненно представляет интерес для специалистов оздоровительной физической культуры.
Широкая пропаганда фитнеса в средствах массовой информации служит дополнительным существенным аргументом в пользу выбора занятий такого плана.
Интерес детей к ним также обусловлен и тем, что фитнес-программы общедоступны, высокоэффективны и эмоциональны.
Доступность направлений детского фитнеса определяется прежде всего тем, что их содержание базируется на простых ОРУ и для большинства из них не требуется специального оборудования (исключение составляют упражнения на тренажерах, степах, фитболах).
Эффективность различных направлений фитнеса заключается в их разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы организма ребенка, развитие двигательных способностей и профилактику различных заболеваний.
Современные фитнес – технологии
«Детская аэробика»
Влияние занятий детской аэробикой на организм ребенка разнообразно и имеет большой оздоровительный эффект: укрепление опорно-двигательного аппарата, силы мышц стопы и голени с целью предупреждения плоскостопия, формирование правильной осанки, развитие и укрепление всех основных мышечных групп, содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов, совершенствование сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшение обменных процессов в организме, оптимизация пищеварения и теплорегуляции, улучшение физических способностей (координации движений, силы, выносливости, скорости), формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков, повышение интереса к занятиям физической культурой. Танцевальная направленность упражнений и музыкальное сопровождение способствуют развитию культуры движений, выразительности, пластичности, грациозности, ритмичности, музыкальности.
«Игровой стретчинг»
Стретчинг обладает и психологическим эффектом: улучшает настроение, поднимает самооценку, создает ощущение комфорта и спокойствия в целом.
Занятия игровым стретчингом помогают ребенку развить чувство ритма, укрепить мышцы, выровнять осанку, снять закомплексованность. Они проводятся в виде сюжетно-роле-вой или тематической игры, в которую входят 8-9 упражнений на различные группы мышц. Дети изображают разных животных и выполняют упражнения в сопровождении определенных отрывков произведений из классической и народной музыки.
Упражнения стретчинга носят имитационный характер и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, состоящей из взаимосвязанных ситуаций, заданий, упражнений, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач.
Сочетание динамических и статических упражнений наиболее соответствует природе опорно-двигательного аппарата человека и является лучшим средством развития физических качеств: силы, ловкости, выносливости, гибкости. Этими упражнениями можно начинать заниматься с ребенком уже с 3-4 лет.
«Карате –до»
Каратэ для детей, прежде всего, служит отличной системой психофизической подготовки. Занятия каратэ способствуют укреплению здоровья, повышению уровня жизнедеятельности, сопротивляемости организма неблагоприятным факторам окружающей среды, всестороннему развитию двигательных качеств (сила, гибкость, выносливость, скорость, координация движений).
Кроме того, занятия каратэ под руководством квалифицированного педагога стимулируют умственное развитие детей — учат сосредоточивать внимание, развивают память, обогащают как логическое, так и образное мышление. Они укрепляют опорно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечно-сосудистую системы.
Каратэ вырабатывает в ребенке такие качества, как целеустремленность и трудолюбие, стимулирует проявление волевых качеств (доведение дела до конца, инициативность, настойчивость и упорство в преодолении трудностей). Групповые занятия помогают находить общий язык в коллективе. Занятия каратэ влияют на формирование характера — человек становится более уверенным в себе, учится сдержанности, самоконтролю. Обучение детей связанно с нравственным воспитанием, становлением морально-волевых качеств: доброжелательности и взаимопомощи, честности, справедливости.
«Образно-игровая ритмическая гимнастика»
Образно-игровая ритмическая гимнастика — это своеобразное гармоничное сочетание музыки, образных и имитационных упражнений и игры, которые оказывают эффективное и разностороннее воздействие на организм ребенка, решают определенные задачи воспитания и обучения детей.
Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, каждый разрабатывающийся комплекс ритмической гимнастики должен подчинять его какому-либо сюжету (например, «Зимняя сказка», «Приключения Буратино», «Африка», «Приключения Электроника», «Скоро в школу» и т.п.). Подбирая музыкальное сопровождение к таким комплексам, необходимо принимать во внимание смысловое содержание песни, близкое по тематике.
Каждое упражнение комплекса должно иметь название и выполняться под свой музыкальный эпизод. При этом у ребенка легче возникают моторные ассоциации на конкретную фразу из текста песни, мелодию, и он быстрее запоминает порядок выполнения движений. Использование приемов имитации и подражания, образных сравнений соответствует психологическим особенностям дошкольников, способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности. Детям интересно, просто и естественно передавать с помощью выразительных движений образы, характеры и действия персонажей песен, сказок и мультфильмов.
«Пилатес»
Детский пилатес — специально составленная программа на основе базовых упражнений пилатеса, адаптированных к детям различного возраста. Начинать заниматься можно уже с трех лет.
Для детей возраста 5-6 лет занятия проводятся в игровой форме, они представляют собой увлекательную игру и оперирование визуальными образами. Такие популярные детские упражнения, как «Лебедь ныряет», «Перочинный ножик раскрывается», «Черепашка», уже самим своим названием поясняют суть движений. Педагог говорит: «Представим себя черепашкой, которая хочет вылезти из своего панциря», а ребенок, изображая черепашку, вытягивается вперед, тянет голову, при этом весь его позвоночник растягивается. Или ежик бежит по поляне и вдруг, чего-то испугавшись, сворачивается клубком. Следуя за волшебными героями, ребята выполняют упражнения, незаметно для себя укрепляя мышцы тела, создают крепкий мышечный корсет, развивают силу, гибкость и растяжку.
«Ритмическая гимнастика»
Под влиянием занятий ритмической гимнастикой у детей развивается устойчивое внимание и собранность, которые являются важными предпосылками успешной учебы. Танцевальная манера выполнения упражнений способствует формированию пластичности, выразительности и изящности, походка становится легкой и грациозной. Это укрепляет уверенность в себе, способность преодолеть застенчивость, робость, повышает самооценку.
Коллективная форма занятий ритмической гимнастикой отвечает особенностям детского возраста и дает возможность свободно раскрывать свои достоинства и способности. Музыкальное сопровождение, вызывая эмоциональный подъем и радостные чувства, способствует эстетическому и музыкальному развитию детей.
Всевозможные прыжки и выпрыгивания вверх из упора присев, маховые движения ногами и руками, круговые движения туловищем, выполняемые быстро и с большой амплитудой, позволяют повышать скоростно-силовые качества.
«Степ-аэробика»
Универсальность и многофункциональность степ-платформы позволяют использовать ее не только как ступеньку для восхождений и спусков шагами степ-аэробики, но и как гимнастический снаряд, как предмет, ориентир, препятствие или опору при выполнении упражнений разной направленности.
Как предмет степ-платформу можно переносить с места на место, передавать друг другу, выполнять со степом в руках ОРУ из различных исходных положений.
Как ориентир степ-платформа удобна в строевых упражнениях, играх, эстафетах, круговых тренировках.
Ожидаемые результаты:
- формируется устойчивое равновесие;
- появляется уверенность, умение ориентироваться и странстве и точность движений;
- повышаются физические качества: ловкость, быстрин общая выносливость и т. п.;
- снижается риск заболеваний сердечно-сосудистой систем*
- корректируется осанка;
- приобретаются необходимые двигательные умения и Щ выки;
- развивается двигательная память;
- укрепляется дыхательная система;
- нормализуется деятельность вестибулярного аппар;пм||
- совершенствуется умение ритмически согласованно т, поднять простые движения.
Противопоказания:
- заболевания позвоночника, особенно его поясним и отдела;
- сердечно-сосудистые заболевания, аритмия, стен о г. дня;
- хронические заболевания печени и почек.
«Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика»
Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика представляет собой совокупность средств физического воспитания, Музыки, игры-драматизации и содержания сказок. Двигательная и познавательная деятельность дошкольников совмещены.
Главными компонентами сюжетно-ролевой ритмической гимнастики являются: движение, музыка, игра и сюжет. Компонент «Движение» направлен на развитие физических качеств, координационных способностей и функциональных возможностей организма ребенка, то есть на его физическую сущность.
Виды упражнений проходят в определен ной последовательности и связаны музыкой.
Музыка создает положительный эмоциональный фон занятий, помогает детям запомнить движения, передать зрительно ее характер. В качестве музыкального оформления используются фонограммы музыкальных сказок: русских народных и зарубежных.
«Фитбол-гимнастика»
Фитбол в переводе с английского языка означает «мяч для опоры», применяемый в оздоровительных целях.
Упражнения на гимнастическом мяче способствуют приобретению двигательной сноровки, координации движений и сохранению равновесия. Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, улучшают функционирование сердечно-сосудистой и дыхательной систем, коммуникативной и эмоционально-волевой сферы, нормализуют работу нервной системы, стимулируют нервно-психическое развитие, но главное — формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.
Фитбол-гимнастика проводится на больших мячах, пред ставляющих собой полые резиновые камеры, обладающиг различными свойствами: эластичностью, прочностью (вы держивающие вес до 300 кг), необычной формой (сдвоенные, с ручкой), яркой окраской, поверхностью, не позволяющей легко соскальзывать с мяча.
Показания для занятий фитболом:
- церебральный паралич;
- болезни сердечно-сосудистой системы (кроме тяжелых
- патологий);
- недостатки в функциях позвоночника и вестибулярного
- аппарата;
- неврозы, раздражительность;
- астеноневротический синдром;
- нарушения координации движений;
- избыточный вес;
- заболевания органов дыхания.
Противопоказания:
- тяжелые заболевания сердца;
- грыжи межпозвонковых дисков;
- патологии органов, не позволяющих делать упражнения, в которых напрягаются соответствующие части тела.
«Йога»
Хатха-йога направлена на активизацию физических, пси хических и интеллектуальных качеств человека, способствует закаливанию организма, защищает его от простудных п инфекционных заболеваний, помогает развитию и совершен ствованию дыхательной системы детей, улучшению психофизического состояния; укрепляет здоровье, предупреждает нарушения опорно-двигательного аппарата, плоскостопия, формирует правильную осанку, повышает гибкость.
Нельзя делать упражнения вперемежку, повторяя разные положения в произвольной последовательности. Это ведет к нарушению кровообращения в организме.
При разучивании поз с детьми дошкольного возраста начинать надо с четвертого варианта комплекса. Такого же принципа нужно придерживаться в работе с ослабленными детьми, с теми, у кого есть серьезные нарушения в осанке. Первым упражнением всегда должно быть потягивание — это подготовит позвоночник к нагрузке. Начинающие должны выполнять потягивания, лежа на спине.
Определяя количество упражнений, необходимо учитывать способности детей, состояние их здоровья на данный момент.
«Чирлидинг»
Чирлидинг (cheerleading, от англ, cheer — одобрительное, призывное восклицание и lead — вести, управлять) — вид двигательной активности, который сочетает в себе элементы шоу и зрелищных видов спорта (танцы, гимнастику и акробатику).
Специфической чертой чирлидинга является фронталь ный и групповой способы проведения занятий, которые гарантируют их высокую плотность в целом и максимальную моторную активность каждого занимающегося. Те перь чирлидинг стал активно применяться в дошкольных учреждениях.
Необходимо отметить положительные моменты такого нововведения:
- возможность развития творчества детей через музыкальное движение;
- увеличение объема двигательной активности в режиме дня;
- формирование навыков общения в коллективной деятельности, в том числе в разновозрастной группе;
- определение места ребенка в группе посредством установления его амплуа, которое требует наличия специальных качеств;
- положительные эмоции, вызываемые выступлениями на публике.
Популярность детского фитнеса растет. Его внешняя привлекательность, возможность удовлетворения различных потребностей в занятиях детей и подростков объясняется еще и тем, что специалисты прилагают значительные усилия для привлечения возможно большего числа занимающихся за счет разнообразия занятий, современных методов и форм их проведения, в том числе и с помощью внешних атрибутов — модной спортивной одежды, аксессуаров, нового, красивого, функционального оборудования. Сама атмосфера доброжелательности, повышенного внимания и уважения к каждому занимающемуся независимо от его возраста оказывает позитивное психологическое воздействие и побуждает снова и снова приходить в фитнес-клубы и учреждения дополнительного образования.
Желаем здоровья вам и вашим детям!
Источник
Здесь техника сводится к следующему:
*наступать на рейки необходимо серединой стопы;
*руками обхватывать рейки так, чтобы четыре пальца были сверху рейки, большой снизу;
*поддерживать и страховать ребенка нужно со спины.
Постепенно усложняйте упражнения. Исходное положение – стоя лицом к стенке:
*встав на нижнюю рейку, взяться руками за рейку на уровне груди, присесть (“полувис”);
*захватить рейку обеими руками как можно выше, отпустить ноги (“вис”).
На основе этого упражнения, если оно хорошо освоено, можно выполнить ряд других:
*ноги на нижней рейке, поочередное и одновременное отведение прямых ног назад;
*из “виса” раскачивание ног влево-вправо (“маятник”).
Исходное положение – стоя спиной к стенке:
*обхватить руками рейку чуть выше головы, ноги на нижней рейке:
а) выгнуться вперед (“дуга”);
б) поочередно поднимать согнутые в коленях ноги;
в) поочередно поднимать прямые ноги;
г) одновременно поднимать согнутые в коленях ноги, а затем одновременно поднимать прямые ноги (“уголок”);
*стоя на полу, прогнуться назад, постепенно перехватывая рейки все ниже и ниже.
После выполнения этого упражнения ребенок легко делает “мостик” на ковре.
Исходное положение – стоя на полу боком к стенке:
*положить одну ногу на рейку на удобной высоте и, не сгибая ноги, наклониться к ней (постепенно поднимать ногу все выше);
*повернувшись другим боком, выполнить наклон к другой ноге;
*положить одну прямую ногу на рейку, слегка присесть на опорной ноге несколько раз, то же другой ногой.
КАНАТ
Обучение лазанию по канату надо начинать с подготовительных упражнений:
*обхватить канат руками как можно выше, слегка поджать ноги, выполнить “вис”;
*сидя на скамейке или подставке, обхватить канат ногами, несколько раз встать и сесть;
*правильно обхватить канат ногами и, удерживая его, перехватывать руками вверх и вниз.
Освоив подготовительные упражнения, можно приступать к лазанию:
*канат обхватывают руками, чуть-чуть подпрыгнув, сгибают ноги и захватывают ими канат между коленями и подъемами стоп, выпрямляя ноги в коленях, сгибают руки, затем поочередно переставляют руки вверх, удерживая канат ногами.
Использование гимнастических колец, как правило, ставит родителей в тупик: что можно на них делать, кроме как сгибать руки и ноги, раскачиваться, скручиваться-раскручиваться? А ведь это уникальный спортивный снаряд, позволяющий развивать у детей ловкость, силу, координацию движений. Упражнения на кольцах укрепляют вестибулярный аппарат, вырабатывают смелость. Освоив основные упражнения, ребенок начинает придумывать свои, оригинальные.
При работе на кольцах обязательна страховка. В целях безопасности под гимнастические кольца необходимо положить мат (матрац).
Обратите внимание на правильный обхват колец руками – четыре пальца сверху, большой снизу.
1. Итак, проследив, правильно ли ребенок захватил кольца руками, помогайте ему раскачиваться вперед-назад.
2. Далее рекомендуем скручивание-раскручивание влево-вправо.
3. Покажите ребенку, как достать кольца подбородком (обхватив кольца, подтянуться на руках и согнуть их в локтях). Тут необходима страховка – взрослый поддерживает малыша под руки со спины.
4. Научившись выполнять это упражнение, можно попробовать поднять вперед сначала согнутые, а затем прямые ноги (“уголок”).
5. Упражнение “Качели”
Надо захватить кольца руками, подпрыгнуть, приподняв ноги, продеть их через кольца до колена, затем, попеременно перехватывая руками канаты до колец, ноги продеть дальше – до бедра.
Малыш оказывается сидящим на кольцах, как на качелях. Его нужно покачать.
Страховка. Встать слева от ребенка, ваша правая рука поддерживает малыша под спину, левая рука – на его левой голени.
Только после того как ваш ребенок научится выполнять это упражнение, приступайте к разучиванию следующего.
6. “Летучая мышь”
Так же как и в упражнении 5, идет захват колец руками, продевание ног до колена, их сгибание.
Затем – поочередное отпускание левой и правой руки. Получается вис на согнутых ногах, голова и руки опущены вниз.
Страховка. Встаньте слева от ребенка и левой рукой поддерживайте его за согнутые ноги (голени). Когда малыш начинает отпускать руки, то часто хватается за правую свободную руку взрослого. Это надо предусмотреть.
Освоив упражнение, ребенок с удовольствием и подолгу может висеть вниз головой.
Чтобы вернуться из такого положения в исходное, необходимо поочередно взяться руками за кольца, после чего освободить ноги из колец.
7. “Лягушка”
Захват колец руками, продевание стоп в кольца так, чтобы верхним сводом ступни упереться в нижнюю часть кольца, затем туловище прогибается вниз, а голова поднимается вверх.
Страховка. Стоять лучше слева от ребенка. Правой рукой поддерживать его за спину, а левой – под животиком.
8. “Кольцо”
Захват колец руками, продевание ног в кольца до колена, сгибание их, поочередный обхват руками носков ног, прогибание.
Страховка. Встаньте слева от ребенка и левой рукой поддерживайте его за согнутые ноги.
9. “Стойка на руках”
Захват колец руками. Подпрыгнув, вытянуть ноги вверх вдоль канатов, попытаться выпрямить туловище и ноги, голова внизу.
Страховка. Встать слева от ребенка. Поддерживать его за живот и ноги, чтобы он не упал.
Желаем успехов Вам и Вашему ребенку, ведь здоровый ребенок – это счастливый ребенок!
Программа обучения в детском саду направлена на всестороннее развитие ребенка – на нравственное и трудовое воспитание, обучение грамоте и физической культуре, оздоровление в детском саду и социальную адаптацию детей. Огромное значение уделяется здоровью ребенка в детском саду. Для этого, наши сотрудники проводят занятия физкультурой в детском саду, пропагандируют здоровый образ жизни и формирование основ личной гигиены. Каждый оздоровительный детский сад разрабатывает специальные упражнения в детском саду, направленные на физическое развитие ребенка. В такие занятия входит: гимнастика, утренняя зарядка в детском саду, подвижные игры для детей детского сада и многое другое.
Если занятия в саду будут направлены только на интеллектуальное развитие малыша, а здоровью детей в детском саду внимание уделяться не будет, в конечном итоге ребенок не сможет должным образом впитывать знания, он начнет уставать, а внимание его будет рассеиваться. Поэтому, полноценная программа обучения обязательно должна включать физическое воспитание в детском саду. Для того, чтобы физическая культура в детском саду представляла интерес для детей, образовательные учреждения снабжаются яркими спортивными снарядами (мячиками, обручами, гимнастическими ковриками и т.д.). Кроме того, для полноценных физкультурных занятий в детском саду выделяются специальное помещение, уличная площадка и игровая комната в детском саду.
Оздоровительная работа в детском саду проводится, как правило, в игровой форме. Тогда ребенок не чувствует напряжения от занятий физкультурой в детском саду, считая, что воспитатель всего лишь развлекает и веселит его. На игровой деятельности в детском саду строится не только забота о здоровье детей в детском саду, но и все другие занятия (логопедические, психологические, уроки чтения и счета). Оздоровлением в детском саду занимаются специально обученные специалисты-воспитатели, а также медицинские работники. Медицинское обслуживание контролируется администрацией детского сада и органами здравоохранения России.
Для надлежащей оздоровительной работы в детском саду предусмотрены медицинские кабинеты. Также в образовательных учреждениях в обязательном порядке должны присутствовать специальные помещения, в которых можно проводить лечебные или профилактические процедуры в виде игры для детей детского сада, либо занятия физкультурой в детском саду. Кроме того, каждый оздоровительный детский сад регулярные проводит медицинские обследования своего персонала, во избежание заражения детей какими-либо болезнями. Кроме того, здоровье ребенка в детском саду напрямую зависит от строгого режима дня и качества питания.
Поддержание здоровья детей в детском саду и физической культуры – достигается путем проведения лечебно-профилактических мероприятий и строжайшего соблюдения санитарно-гигиенических норм. Важнейшим фактором надлежащего физического воспитания в детском саду является правильная организация питания детей. В детский сад поставляются только самые свежие и качественные продукты, а меню составлено в соответствии с рекомендациями органов здравоохранения. Режим и частота питания детей устанавливается в соответствии с длительностью их пребывания в детском саду и иными индивидуальными факторами.
Физкультурные занятия в детском саду проводятся профессиональными воспитателями, имеющими специальное образование. Упражнения в детском саду строятся ими таким образом, чтобы дети не уставали и при этом разносторонне развивались. Игровая деятельность в детском саду обязательно сменяется периодом отдыха. К примеру, распорядок дня может выглядеть следующим образом: утром проводится зарядка в детском саду, затем наступает время отдыха и интеллектуальных занятий, а днем опять большое внимание уделяется активной игровой деятельности в детском саду. Таким образом, сменяя период отдыха, труда и игр, ребенок сможет развиваться наиболее полноценно и эффективно.
Источник