Папа и ребенок 3 года

В этой статье я хочу обратить внимание на два важных аспекта в роли папы для психологического развития ребенка в возрасте от одного до трех лет.
Возраст 1-3 года, этап активного роста и развития ребенка, одновременно является сложным периодом для малыша и его родителей. Период характеризуется стремлением ребёнка к независимости, и начинается, когда детки самостоятельно передвигаются, начинают ходить. Ребенок решает задачи отделения и воссоединения, и стремится перестать быть «младенцем». Ощущая появившуюся свободу в перемещении, ребенок активно проявляет интерес ко всему окружающему, исследует, хочет все попробовать, потрогать. В это время у малыша зарождаются стремление к творчеству, воображение, любопытство. Ребенок и родители сталкиваются с частыми перепадами настроения, нередко малыш проявляет бунтарский характер. Так ребенок учиться постепенно отделяться от мамы и уже в конце этого периода к 3 годам может стать более независимым, чтобы пойти, например в детский сад.
Для ребенка мама становится особенным, предпочитаемым любимым объектом. С мамой связаны и на маму направлены самые интенсивные чувства ребенка. «Ты ее больше всех любишь, больше всего хочешь быть с мамой, соответственно маму больше всех ненавидишь, мама больше всех бесит». С одной стороны ребенок может уже что-то делать самостоятельно, но с другой, он еще очень сильно зависим от мамы, хочет с ней быть и в ней нуждается. Мама является самой значимой фигурой, которая становится очень эмоционально заряженной.
У ребенка появляются разнообразные желания. И в этом возрасте ребенок начинает осознавать, что его желания часто зависят от другого человека, и не всегда желания ребенка совпадают с желаниями мамы. Мама не всегда является источником удовольствия, мама также оказывается не удовлетворяющей и ограничивающей. Например, мама не разрешает рвать книжки, или запрещает куда-то залезать, куда хочет ребенок. И это осознание, является сильным ударом, по ощущению всемогущества, которое ребенок испытывал на первом году жизни. Так ребенок сталкивается с сильными амбивалентными чувствами к любимому объекту, которые могу провялятся в истериках и не послушании.
Если до года мама была очень включена и старалась быть все время ближе к ребенку, то к этому периоду ребенок становится гораздо более самостоятельным. В это время как малыш знакомится непосредственно со своим психологическим отделением, может что-то самостоятельно делать без мамы, но и мама обнаруживает возможность наконец то некоторое время посвятить себе. Мама может подольше посидеть в телефоне, заняться каким-то хобби или записаться на какие-то курсы.. Образуются некоторые интервалы ребенка без мамы, и мама понимает, что они уже не так критичны для ребенка. Когда ребенок ищет маму, но она оказывается занятой, ребенок может самостоятельно недолго поиграть или обращается к другим фигурам. Эти фигуры оказываются не такими эмоционально и либидинозно заряженными. Поэтому зачастую ребенку становится легче и спокойнее общаться с папой, бабушкой, дедушкой и даже няней.
Бывает частым заблуждение, например, «когда приходят на прием мама и папа и жалуются на поведение малыша. И папа говорит, что когда мы вдвоём у нас все идеально или когда к бабушке дедушке отводим, с дедушкой ребенок ведет себя прекрасно. Дочка послушная, ложится спать вовремя, хорошо кушает и гуляет, но как только приходит мама начинаются капризы, ребенок не слушается, на голове стоит и т.п. И тогда семья часто делает вывод, что мама не умеет правильно воспитывать, или мама что-то не так делает, давайте полечите нашу маму, а то она какая то не такая, из за нее ребенок сходит с ума, скандалит и не слушается. Папа остается с дочкой все нормально, когда же они вдвоем с мамой, орут друг на друга, ругаются». Конечно, может быть и такое, ошибки мамы не стоит исключать.. Плохое поведение малыша, может быть связано с тем, что мама что-то не так делает. Но во многих случаях это не связано. Начинаешь расспрашивать маму, обнаруживается вполне адекватное поведение, в пределах допустимого. И довольно часто, такое поведение связно с тем, что мама особенно ценный, особенно значимый и дорогой для ребенка человек. А выглядит так, что ребенок папу, бабушку и дедушку любит, а маму нет. На самом деле, все ровно наоборот, это происходит, потому что малыш особенно сильно любит маму, и не справляется со своими сильными амбивалентными чувствами.
Если такое понимание причины происходит, то это осознавание, может все поставить на свои места, почему между мамой и ребенком складываются такие отношения. И скорее тогда папе нужно правильным образом реагировать, чтобы поддерживать маму, помогая ей справляться с чувствами ребенка, а не вступая в союз с ребенком и конфронтацию против мамы. Например, какая-то наша мама не такая, как-то она странная… Получается, что для психического развития ребёнка необходимы такие громоотводы. И если с мамой ребенок капризный, а с бабушкой или папой спокойный, это скорее говорит о здоровой реакции этого возрастного периода.
Второй момент связанный с папой, касается характера игры с ребенком в период 1-3 лет. Часто на приеме мамы отмечают, что папы предпочитают физические игры с ребенком. И часто мамам это не нравится. «Спрашиваешь маму, какие у папы отношения с ребенком, что он делает с сыном? Как играет и общается? Мама отвечает, что они ничего не делают, бесятся. Я книжки читаю, развивашками всякими занимаюсь, а эти только бесятся».
Однако, надо отметить, что эти физические игры, которые организует папа, являются очень важными для ребенка. Такие игры стимулируют развитие у ребенка представления о телесных границах собственного я, и помогают ребенку учиться моделировать свою агрессию. «Если ты борешься и это игра, то со всей силы ты ударить не можешь, потому что это становится больно». Так ребенок учиться регулировать свой эмоциональный заряд. В этой игре и возне, когда ребенок толкает и пинает папу, малыш учится рассчитывать силу своего удара и размаха, учится определять места, куда можно бить, учится это регулировать. Оставаясь в рамках возможного, ребенок разряжает некоторое количество своего моторного и эмоционального напряжения.
Поэтому, маме важно оценить значение возни с папой, разглядев в этой игре особенный смыл. Так статус папы повышается и тогда уменьшается чувство вины, что они какой-то ерундой занимаются. Маме важно с пониманием относится к такой возне ребенка и увидеть, что такая игра приносит взаимное удовольствие и правильные реализации.
Источник
//Психологи подсчитали, что ребенок начинает осознанно тянуться к отцу в возрасте от 2 до 3 лет Мы предлагаем папам не ждать так долго и приступить к занятиям с крохой с самого рождения. Хотя бы для того, чтобы до 3 лет успеть к нему привыкнуть. И мимоходом развить у малыша кучу полезных навыков.
Семейные узы крепче, если папа играет с ребенком
Для каждого из нас семья — это опора, надежный тыл. Хотите знать, как сделать эту крепость еще более прочной и неуязвимой? Уделите особое внимание отношениям между папой и ребенком! Доказано: брак становится более крепким, если отец семейства проводит много времени в играх с малышом, тогда как основной уход за ребенком ложится на плечи мамы. К такому выводу пришли исследователи Университета штата Огайо, США. Они привлекли к эксперименту 112 семей с четырехлетними детьми. Родителям предложили ответить на вопросы: «кто чаще мама и/или папа играют с ребенком?» и «кто чаще осуществляет уход за ребенком, например, купает его?». А также за 20 минут выполнить тест «Рисунок семьи» и построить дом из конструктора. Выводы исследовательской группы, опубликованные в журнале «Психология развития», оказались впечатляющими. Как выяснилось, если папа активно проявляет себя в вопросах заботы о ребенке, это негативно сказывается на взаимоотношениях пары. Но если отец лишь играет с малышом, это, напротив, укрепляет семьи, отношения между родителями. «Результаты удивили исследователей и, возможно, расстроили тех, кто считал, что забота о ребенке должна быть разделена поровну между мамой и папой, — комментирует одна из руководителей эксперимента, доцент университета Сара С. Салливан. — Но ведь с другой стороны, здорово, что можно жить дружно, не занимаясь при этом «дележкой» семейных обязанностей». Данный опыт показывает, что подходить к разделению родительских обязанностей нужно творчески. Так что, пока вы варите кашу или закидываете белье в машинку, пусть муж вдоволь насладится общением с малышом, играя с ним.
Общительность
Если вы не домохозяин, соперничать с мамой в количестве проводимого с ребенком времени бесполезно. Но это тот случай, когда можно попытаться сравняться в качестве. Исследования показали, что у детей, чьи отцы принимали активное участие в воспитании, выше интеллектуальные способности, кроме того, они лучше владеют собой и легче адаптируются в обществе.
Секрет прост. Для ребенка мама настолько родное существо, что он не воспринимает ее как отдельного человека. Долгое время после родов они продолжают оставаться частью друг друга. И когда в этот замкнутый мирок входит папа, он воспринимается как часть другого, большого мира, с которым нужно налаживать контакт и поддерживать отношения. Поэтому чем раньше вы начнете проводить время с крохой, тем общительнее вырастет ребенок.
СОВЕТ ПАПЕ
Даже если малышу всего 28 недель внутриутробного развития, он уже активно реагирует на звук. Доказано, что мужской низкий тембр голоса эмбрионы распознают и запоминают лучше, чем мамин. Мужской голос действует успокоительно и после рождения. Включайтесь в уход за ребенком, преодолевая свою неуверенность. Если малыш плачет, возьмите его на руки, касаясь подбородком его головки, и дайте ему пустышку. Разговаривайте простыми фразами с выразительной интонацией. Меняйте выражение лица и используйте различные мимические гримасы в процессе общения. Зовите малыша по имени, когда вы к нему обращаетесь. Побуждайте его к ответным речевым реакциям, повторяйте за ним то, что он только что произнес. Эксперты заметили, что дети, у которых папы не ленились с общением, меньше страдают от дефектов речи, а потом и неграмотного письма. А значит, им проще найти контакт с другими людьми и самосовершенствоваться.
Уверенность в себе
Конечно, для мамы ее ребенок — самый-самый. Что не мешает ей, пусть и украдкой, но сравнивать малышей друг с другом: «Верина дочка уже пошла, а мы только ползаем», «У моего полон рот зубов, а у Машиного только десны набухают». Мамы чаще поддаются рекламе (выбирая подгузники в цветочек) и по нескольку раз в день переодевают ребенка (чтобы он был самым чистым в песочнице). Именно поэтому они больше раздражаются, когда тот своим поведением разрушает стереотип «идеального ребенка». Мужчина, отец, на подобные «мелочи» смотрит сквозь пальцы. Просто он понимает, что:
не важно, с каким узором надеты подгузники, главное, чтобы они хорошо выполняли свои функции;
бесполезно переодевать ребенка чуть он запачкается, потому что в данный период жизни этого невозможно избежать.
Папа рассматривает более «глобальные» вопросы: например, как передать ребенку свой опыт, чтобы он стал успешным. Он отлично осознает, что не может быть совершенным, и не пытается соревноваться с другими отцами в том, чей малыш первым сел на горшок.
Папа чаще ассоциируется у ребенка с игрой, а мама — с делами (нельзя пачкаться, нужно мыть руки). Помогите жене в нелегком деле воспитания и попробуйте превратить часть игр в обучающие: «умоем личико, как киски» или «на прогулке мы будем строить замок из песка, а все строители носят перчатки, покажи, как они их надевают». Играючи, все осваивается легче.
СОВЕТ ПАПЕ
Проявите независимость взглядов и в вопросе взаимоотношений с ребенком. Не пытайтесь подстраиваться под мамин стиль общения. Вам лучше знать, чем заняться с малышом, когда вы останетесь вдвоем. И не кидайтесь за помощью к жене при первом писке малыша. Попробуйте разобраться во всем сами. Зовите подмогу только в том случае, если чувствуете, что сами не справитесь с ситуацией.
ИГРЫ В СЛОВА
Папин авторитет помогает детям целенаправленно добиваться успеха. Игра в слова учит аналитическому мышлению и развивает мелкую моторику, которая, как известно, также стимулирует мозговые процессы:
«Пуговицы». Возьмите прозрачную бутылку с завинчивающейся пробкой и ю пуговиц. Придумывайте слова, которые начинаются на букву А. На каждое слово бросайте пуговицу в бутылку. Когда соберете все, закройте бутылку крышкой (в этой игре одновременно развиваются речь и мелкая моторика).
Чтобы переключиться со строительства высотки на домик из кубиков, папе нужно время. Женщины эмоциональное напряжение выплескивают в разговоре. Мужчине, для того чтобы снять стресс после работы, надо побыть в покое — пощелкать пультом телевизора или кнопкой компьютерной мыши (мелькание картинок помогает разгрузить голову). Поэтому попробуйте прийти с женой к компромиссу — вам после работы нужно 20 минут отдыха, чтобы побыть наедине с собой, затем вы можете заниматься с ребенком, освободив маму.
«Пирамидка». Собирая пирамидку, произносите слова, которые начинаются на букву Б Одно кольцо — одно слово. Буквы, конечно, можно менять.
Любознательность и наблюдательность
Игры и общение с отцом стимулируют креативность. Папа говорит мало, зато о вещах фундаментальных — черных дырах, белых медведях и даже о том, как закинуть спичечный коробок торцом на кухонный шкаф. Представить в этой роли маму довольно проблематично, ее задача — научить малыша делать как надо. Мужчины же по природе должны постоянно двигаться вперед, что-то изобретать. Особенно важно развитие любознательности у девочек, ведь мальчики изначально больше нацелены на то, чтобы пробовать что-то новое. Учитывая присущую девочкам привязанность к дому, к тому, что их непосредственно окружает, папа должен стремиться расширять кругозор дочки, знакомить с тем, что выходит за рамки уже известного ей.
Поэтому постарайтесь поддерживать привычный для малыша ритм жизни. Оставшись с ребенком на какой-то период времени без мамы, не стоит кормить его тут же суши, стейком с кровыо, вести в гости к незнакомым дядям (пусть они ваши закадычные друзья), вдруг учить его рисовать кетчупом и майонезом на столе…
Не заоываите, чтс у креативности есть и обратная сторона. Изобретательность хороша тогда, когда надо найти выход из кризиса. В обычных же делах поиск многообразных возможностей может серьезно осложнить процесс выбора и принятия решений. Для несформировавшейся личности малыша постоянная смена действий и впечатлений — слишком серьезная нагрузка. Она может ослабить действие механизмов психологической защиты.
Контроль и самоконтроль
Папа лучше может расставить для малыша границы того, что можно, а что нельзя, исходя из конкретной ситуации. Плеваться, конечно, плохо (хотя пошутить иногда можно), но категорически нельзя плеваться в старших — это будет иметь самые плохие последствия, так как нарушает социальные нормы. Отец учит ребенка контролировать себя и не «пускать на самотек» отношения с другими людьми.
Папы часто отказывают детям в очень простых и неопасных вещах (игра с другими малышами, самостоятельный выбор одежды), воспринимая это как каприз. Помочь им сменить точку зрения в этом случае должны мамы.
СОВЕТ ПАПЕ
В противовес материнской мягкости, роль отца — это контроль. Но научитесь быть последовательными в своих запретах и разрешениях. Папы любят заявлять, что не будут «поступаться принципами», но на самом деле часто проявляют бескомпромиссность в мелочах (вдруг малыш, чьи игрушки валялись уже три дня на ковре, должен «сейчас же, сию минуту навести порядок!»). При этом папы бывают весьма лояльны к нарушению основных правил (ну нагрубил бабушке, ну украл машинку — какие глупости, у кого такого не было!). Поступая так, вы дезориентируете ребенка. Если на одно и то же действие папа каждый раз реагирует по-разному, ребенку сложнее научиться вести себя правильно.
Инновация и риск
Знакомая картина на детской площадке. Пока мамы неотступно следят за ребенком, повторяя на каждом шагу «Осторожнее!» и «Фу, это же неприлично!», папы смело «крутят» карапуза из стороны в сторону, учат ходить по бревнышку, осваивать новые территории.
СОВЕТ ПАПЕ
Тут очень важно не увлекаться. Нередко пик папиной игровой активности приходится на то время, когда малышей нужно уже укладывать спать (сделать это потом совсем не просто). Помните, что в возрасте от 2 до 4 лет дети легко теряют контроль над своими чувствами, такими, как любовь, ненависть, страх. Они не очень четко отличают реальное от нереального. Если отец играет в медведя, то ребенок в этот момент и в самом деле считает его медведем. Это слишком сильное переживание для такого малыша. Поэтому бурные игры должны быть добродушными и недолгими, даже если ребенок просит еще. Очень важно, чтобы они не перерастали в преследования или драку, а оставались в пределах акробатики.
МЕТОД «СВЕТОФОРА»
Мысленно разделите на три поля оценку детского поведения и четко ей следуйте.
Зеленый свет — разрешается все: играть в любой комнате, залезать к родителям утром в постель, наливать себе воду…
Желтый свет — можно все, но с условием: разбрасывать игрушки только в своей комнате, приглашать гостей, предупредив родителей, брать из шкатулки лишь пластиковые бусы…
Красный свет — строго нельзя: бежать через дорогу, рисовать на стенах, обзываться, кусаться.
ИГРЫ С ПАПОЙ
На физическую активность:
Положив ребенка животиком на мячик, держим за ножки и слегка толкаем вперед, а потом назад. Это упражнение для развития ручек и плечиков. Когда малыш станет легко справляться с этим упражнением, то можно держать его за ножки, и он сам пойдет на руках. Желательно, чтобы тело ребенка было параллельно полу.
Бечевку, шнур уложить в виде круга — это «домик», туда можно спрятаться. Их нужно сделать в разных комнатах. Затем начинается игра в догонялки. Цель: ребенок бежит до «домика», где у него уже есть защита. Потом можно поменяться ролями с крошкой. На улице «домиками» могут быть нарисованные круги (квадраты) мелом, на песке, на снегу.
Конечно, папы тоже волнуются, но свои чувства они выражают более сдержанно. Они считают, что только благодаря эксперименту над самим собой можно научиться самостоятельности.
Дорога домой
Возвращаясь с прогулки, попросите малыша довести вас до дома. Дайте возможность ему идти туда, куда он считает нужным, время от времени задавайте уточняющие вопросы: «А у нас вроде рядом с домом была береза, а тут гаражи». Предложите придумать ему и вам образ: например, вы капитаны космического корабля, которые ищут дорогу домой.
Источник