Папа и ребенок 3 года

Папа и ребенок 3 года thumbnail

Папа и ребенок 3 года

В этой статье я хочу обратить внимание на два важных аспекта в роли папы для психологического развития ребенка в возрасте от одного до трех лет.

Возраст 1-3 года, этап активного роста и развития ребенка, одновременно является сложным периодом для малыша и его родителей. Период характеризуется стремлением ребёнка к независимости, и начинается, когда детки самостоятельно передвигаются, начинают ходить. Ребенок решает задачи отделения и воссоединения, и стремится перестать быть «младенцем». Ощущая появившуюся свободу в перемещении, ребенок активно проявляет интерес ко всему окружающему, исследует, хочет все попробовать, потрогать. В это время у малыша зарождаются стремление к творчеству, воображение, любопытство. Ребенок и родители сталкиваются с частыми перепадами настроения, нередко малыш проявляет бунтарский характер. Так ребенок учиться постепенно отделяться от мамы и уже в конце этого периода к 3 годам может стать более независимым, чтобы пойти, например в детский сад.

Для ребенка мама становится особенным, предпочитаемым любимым объектом. С мамой связаны и на маму направлены самые интенсивные чувства ребенка. «Ты ее больше всех любишь, больше всего хочешь быть с мамой, соответственно маму больше всех ненавидишь, мама больше всех бесит». С одной стороны ребенок может уже что-то делать самостоятельно, но с другой, он еще очень сильно зависим от мамы, хочет с ней быть и в ней нуждается. Мама является самой значимой фигурой, которая становится очень эмоционально заряженной.

У ребенка появляются разнообразные желания. И в этом возрасте ребенок начинает осознавать, что его желания часто зависят от другого человека, и не всегда желания ребенка совпадают с желаниями мамы. Мама не всегда является источником удовольствия, мама также оказывается не удовлетворяющей и ограничивающей. Например, мама не разрешает рвать книжки, или запрещает куда-то залезать, куда хочет ребенок. И это осознание, является сильным ударом, по ощущению всемогущества, которое ребенок испытывал на первом году жизни. Так ребенок сталкивается с сильными амбивалентными чувствами к любимому объекту, которые могу провялятся в истериках и не послушании.

Если до года мама была очень включена и старалась быть все время ближе к ребенку, то к этому периоду ребенок становится гораздо более самостоятельным. В это время как малыш знакомится непосредственно со своим психологическим отделением, может что-то самостоятельно делать без мамы, но и мама обнаруживает возможность наконец то некоторое время посвятить себе. Мама может подольше посидеть в телефоне, заняться каким-то хобби или записаться на какие-то курсы.. Образуются некоторые интервалы ребенка без мамы, и мама понимает, что они уже не так критичны для ребенка. Когда ребенок ищет маму, но она оказывается занятой, ребенок может самостоятельно недолго поиграть или обращается к другим фигурам. Эти фигуры оказываются не такими эмоционально и либидинозно заряженными. Поэтому зачастую ребенку становится легче и спокойнее общаться с папой, бабушкой, дедушкой и даже няней.

Бывает частым заблуждение, например, «когда приходят на прием мама и папа и жалуются на поведение малыша. И папа говорит, что когда мы вдвоём у нас все идеально или когда к бабушке дедушке отводим, с дедушкой ребенок ведет себя прекрасно. Дочка послушная, ложится спать вовремя, хорошо кушает и гуляет, но как только приходит мама начинаются капризы, ребенок не слушается, на голове стоит и т.п. И тогда семья часто делает вывод, что мама не умеет правильно воспитывать, или мама что-то не так делает, давайте полечите нашу маму, а то она какая то не такая, из за нее ребенок сходит с ума, скандалит и не слушается. Папа остается с дочкой все нормально, когда же они вдвоем с мамой, орут друг на друга, ругаются». Конечно, может быть и такое, ошибки мамы не стоит исключать.. Плохое поведение малыша, может быть связано с тем, что мама что-то не так делает. Но во многих случаях это не связано. Начинаешь расспрашивать маму, обнаруживается вполне адекватное поведение, в пределах допустимого. И довольно часто, такое поведение связно с тем, что мама особенно ценный, особенно значимый и дорогой для ребенка человек. А выглядит так, что ребенок папу, бабушку и дедушку любит, а маму нет. На самом деле, все ровно наоборот, это происходит, потому что малыш особенно сильно любит маму, и не справляется со своими сильными амбивалентными чувствами.

Если такое понимание причины происходит, то это осознавание, может все поставить на свои места, почему между мамой и ребенком складываются такие отношения. И скорее тогда папе нужно правильным образом реагировать, чтобы поддерживать маму, помогая ей справляться с чувствами ребенка, а не вступая в союз с ребенком и конфронтацию против мамы. Например, какая-то наша мама не такая, как-то она странная… Получается, что для психического развития ребёнка необходимы такие громоотводы. И если с мамой ребенок капризный, а с бабушкой или папой спокойный, это скорее говорит о здоровой реакции этого возрастного периода.

Читайте также:  Можно ли спать в воротнике шанца ребенку 3 года

Второй момент связанный с папой, касается характера игры с ребенком в период 1-3 лет. Часто на приеме мамы отмечают, что папы предпочитают физические игры с ребенком. И часто мамам это не нравится. «Спрашиваешь маму, какие у папы отношения с ребенком, что он делает с сыном? Как играет и общается? Мама отвечает, что они ничего не делают, бесятся. Я книжки читаю, развивашками   всякими занимаюсь, а эти только бесятся».

Однако, надо отметить, что эти физические игры, которые организует папа, являются очень важными для ребенка. Такие игры стимулируют развитие у ребенка представления о телесных границах собственного я, и помогают ребенку учиться моделировать свою агрессию. «Если ты борешься и это игра, то со всей силы ты ударить не можешь, потому что это становится больно». Так ребенок учиться регулировать свой эмоциональный заряд. В этой игре и возне, когда ребенок толкает и пинает папу, малыш учится рассчитывать силу своего удара и размаха, учится определять места, куда можно бить, учится это регулировать. Оставаясь в рамках возможного, ребенок разряжает некоторое количество своего моторного и эмоционального напряжения.

Поэтому, маме важно оценить значение возни с папой, разглядев в этой игре особенный смыл. Так статус папы повышается и тогда уменьшается чувство вины, что они какой-то ерундой занимаются. Маме важно с пониманием относится к такой возне ребенка и увидеть, что такая игра приносит взаимное удовольствие и правильные реализации.

Источник

//Психологи подсчитали, что ребенок начинает осознанно тянуться к отцу в возрасте от 2 до 3 лет Мы предлагаем папам не ждать так долго и приступить к занятиям с крохой с самого рождения. Хотя бы для того, чтобы до 3 лет успеть к нему привыкнуть. И мимоходом развить у малыша кучу полезных навыков.

Семейные узы крепче, если папа играет с ребенком

Для каждого из нас семья — это опора, надежный тыл. Хотите знать, как сделать эту крепость еще более прочной и неуязвимой? Уделите осо­бое внимание отношениям между папой и ребенком! Доказано: брак ста­новится более крепким, если отец семейства проводит много времени в играх с малышом, тогда как основной уход за ребенком ложится на пле­чи мамы. К такому выводу пришли исследователи Университета штата Огайо, США. Они привлекли к эксперименту 112 семей с четырехлетними детьми. Родителям предложили ответить на вопросы: «кто чаще мама и/или папа играют с ребенком?» и «кто чаще осуществляет уход за ре­бенком, например, купает его?». А также за 20 минут выполнить тест «Рисунок семьи» и построить дом из конструктора. Выводы исследова­тельской группы, опубликованные в журнале «Психология развития», оказались впечатляющими. Как выяснилось, если папа активно прояв­ляет себя в вопросах заботы о ребенке, это негативно сказывается на вза­имоотношениях пары. Но если отец лишь играет с малышом, это, напро­тив, укрепляет семьи, отношения между родителями. «Результаты удивили исследователей и, возможно, расстроили тех, кто считал, что забота о ребенке должна быть разделена поровну между мамой и папой, — комментирует одна из руководителей эксперимен­та, доцент университета Сара С. Салливан. — Но ведь с другой стороны, здорово, что можно жить дружно, не занимаясь при этом «дележкой» се­мейных обязанностей». Данный опыт показывает, что подходить к раз­делению родительских обязанностей нужно творчески. Так что, пока вы варите кашу или закидываете белье в машинку, пусть муж вдоволь на­сладится общением с малышом, играя с ним.

Общительность

Если вы не домохозяин, соперничать с мамой в коли­честве проводимого с ребенком времени бесполезно. Но это тот случай, когда можно попытаться сравняться в качестве. Исследования показали, что у детей, чьи отцы принимали активное участие в воспитании, выше интеллектуальные способности, кроме то­го, они лучше владеют собой и легче адаптируются в обществе.

Секрет прост. Для ребенка мама настолько родное су­щество, что он не воспринимает ее как отдельного человека. Долгое время после родов они продолжают оставаться частью друг друга. И когда в этот замкну­тый мирок входит папа, он воспринимается как часть другого, большого мира, с которым нужно налажи­вать контакт и поддерживать отношения. Поэтому чем раньше вы начнете проводить время с крохой, тем общительнее вырастет ребенок.

СОВЕТ ПАПЕ

Даже если малышу всего 28 недель внутриутробно­го развития, он уже активно реагирует на звук. До­казано, что мужской низкий тембр голоса эмбрионы распознают и запоминают лучше, чем мамин. Муж­ской голос действует успокоительно и после рожде­ния. Включайтесь в уход за ребенком, преодолевая свою неуверенность. Если малыш плачет, возьмите его на руки, касаясь подбородком его головки, и дай­те ему пустышку. Разговаривайте простыми фраза­ми с выразительной интонацией. Меняйте выраже­ние лица и используйте различные мимические гри­масы в процессе общения. Зовите малыша по име­ни, когда вы к нему обращаетесь. Побуждайте его к ответным речевым реакциям, повторяйте за ним то, что он только что произнес. Эксперты заметили, что дети, у которых папы не ленились с общением, меньше страдают от дефектов речи, а потом и негра­мотного письма. А значит, им проще найти контакт с другими людьми и самосовершенствоваться.

Читайте также:  Открытка на новый год своими руками ребенку 3 года

Уверенность в себе

Конечно, для мамы ее ребенок — самый-самый. Что не мешает ей, пусть и украдкой, но сравнивать  малышей друг с другом: «Верина дочка уже пошла, а мы только ползаем», «У моего полон рот зубов, а у Машиного только десны набухают». Мамы чаще под­даются рекламе (выбирая подгузники в цветочек) и по нескольку раз в день переодевают ребенка (чтобы он был самым чистым в песочнице). Именно поэтому они больше раздражаются, когда тот своим поведени­ем разрушает стереотип «идеального ребенка». Мужчина, отец, на подобные «мелочи» смотрит сквозь пальцы. Просто он понимает, что:

  • не важно, с каким узором надеты подгузники, глав­ное, чтобы они хорошо выполняли свои функции;

  • бесполезно переодевать ребенка чуть он запачкается, потому что в данный период жизни этого невозможно избежать.

Папа рассматривает более «глобальные» вопросы: например, как передать ребенку свой опыт, чтобы он стал успешным. Он отлично осознает, что не может быть совершенным, и не пытается соревновать­ся с другими отцами в том, чей малыш первым сел на горшок.

Папа чаще ассоциируется у ребенка с игрой, а мама — с делами (нельзя пачкаться, нужно мыть руки). Помоги­те жене в нелегком деле воспитания и попробуйте пре­вратить часть игр в обучающие: «умоем личико, как киски» или «на прогулке мы будем строить замок из песка, а все строители носят перчатки, покажи, как они их надевают». Играючи, все осваивается легче.

СОВЕТ ПАПЕ

Проявите независимость взглядов и в вопросе взаимо­отношений с ребенком. Не пытайтесь подстраиваться под мамин стиль общения. Вам лучше знать, чем за­няться с малышом, когда вы останетесь вдвоем. И не кидайтесь за помощью к жене при первом писке ма­лыша. Попробуйте разобраться во всем сами. Зовите подмогу только в том случае, если чувствуете, что са­ми не справитесь с ситуацией.

ИГРЫ В СЛОВА

Папин авторитет помогает де­тям целенаправленно добивать­ся успеха. Игра в слова учит ана­литическому мышлению и раз­вивает мелкую моторику, кото­рая, как известно, также стиму­лирует мозговые процессы:

«Пуговицы». Возьмите про­зрачную бутылку с завинчива­ющейся пробкой и ю пуговиц. Придумывайте слова, которые начинаются на букву А. На каж­дое слово бросайте пуговицу в бутылку. Когда соберете все, за­кройте бутылку крышкой (в этой игре одновременно развиваются речь и мелкая моторика).

Чтобы переключиться со стро­ительства высотки на домик из кубиков, папе нужно время. Женщины эмоциональное на­пряжение выплескивают в разговоре. Мужчине, для того что­бы снять стресс после работы, надо побыть в покое — пощел­кать пультом телевизора или кнопкой компьютерной мыши (мелькание картинок помогает разгрузить голову). Поэтому по­пробуйте прийти с женой к ком­промиссу — вам после работы нужно 20 минут отдыха, чтобы побыть наедине с собой, затем вы можете заниматься с ребен­ком, освободив маму.

«Пирамидка». Собирая пира­мидку, произносите слова, ко­торые начинаются на букву Б Одно кольцо — одно слово. Буквы, конечно, можно менять.

Любознательность и наблюдательность

Игры и общение с отцом стимули­руют креативность. Папа говорит мало, зато о вещах фундаменталь­ных — черных дырах, белых мед­ведях и даже о том, как закинуть спичечный коробок торцом на ку­хонный шкаф. Представить в этой роли маму довольно проблематич­но, ее задача — научить малыша делать как надо. Мужчины же по природе должны постоянно дви­гаться вперед, что-то изобретать. Особенно важно развитие любозна­тельности у девочек, ведь мальчи­ки изначально больше нацелены на то, чтобы пробовать что-то но­вое. Учитывая присущую девоч­кам привязанность к дому, к тому, что их непосредственно окружа­ет, папа должен стремиться расши­рять кругозор дочки, знакомить с тем, что выходит за рамки уже из­вестного ей.

Поэтому постарайтесь поддержи­вать привычный для малыша ритм жизни. Оставшись с ребенком на какой-то период времени без мамы, не стоит кормить его тут же суши, стейком с кровыо, вести в гости к незнакомым дя­дям (пусть они ваши закадычные друзья), вдруг учить его рисовать кетчупом и майонезом на столе…

Читайте также:  Что лепить из пластилина с ребенком 3 года дома

Не заоываите, чтс у креативности есть и обратная сторона. Изобретательность хороша тогда, когда надо найти выход из кризиса. В обычных же делах поиск мно­гообразных возможностей может  серьезно осложнить процесс выбо­ра и принятия решений. Для несформировавшейся личности ма­лыша постоянная смена действий и впечатлений — слишком серьез­ная нагрузка. Она может ослабить действие механизмов психологиче­ской защиты.

Контроль и самоконтроль

Папа лучше может расставить для малыша границы того, что можно, а что нельзя, исходя из конкретной ситуации. Плеваться, конечно, пло­хо (хотя пошутить иногда можно), но категорически нельзя плеваться в старших — это будет иметь самые плохие последствия, так как наруша­ет социальные нормы. Отец учит ребенка контролировать себя и не «пускать на самотек» отношения с другими людьми.

Папы часто отказывают детям в очень простых и неопасных ве­щах (игра с другими малыша­ми, самостоятельный выбор одеж­ды), воспринимая это как каприз. Помочь им сменить точку зрения в этом случае должны мамы.

СОВЕТ ПАПЕ

В противовес материнской мягкости, роль отца — это контроль. Но научи­тесь быть последовательными в сво­их запретах и разрешениях. Папы любят заявлять, что не будут «посту­паться принципами», но на самом деле часто проявляют бескомпромисс­ность в мелочах (вдруг малыш, чьи игрушки валялись уже три дня на ковре, должен «сейчас же, сию мину­ту навести порядок!»). При этом папы бывают весьма лояльны к наруше­нию основных правил (ну нагрубил бабушке, ну украл машинку — какие глупости, у кого такого не было!). Поступая так, вы дезориентируете ребенка. Если на одно и то же дей­ствие папа каждый раз реагирует по-разному, ребенку сложнее научиться вести себя правильно.

Инновация и риск

Знакомая картина на детской площадке. По­ка мамы неотступно следят за ребенком, по­вторяя на каждом шагу «Осторожнее!» и «Фу, это же неприлично!», папы смело «крутят» карапуза из стороны в сторону, учат ходить по бревнышку, осваивать новые территории.

СОВЕТ ПАПЕ

Тут очень важно не увлекаться. Нередко пик папиной игровой активности приходится на то время, когда малышей нужно уже укла­дывать спать (сделать это потом совсем не просто). Помните, что в возрасте от 2 до 4 лет дети легко теряют контроль над своими чувствами, такими, как любовь, ненависть, страх. Они не очень четко отличают реаль­ное от нереального. Если отец играет в мед­ведя, то ребенок в этот момент и в самом де­ле считает его медведем. Это слишком силь­ное переживание для такого малыша. Поэто­му бурные игры должны быть добродушны­ми и недолгими, даже если ребенок просит еще. Очень важно, чтобы они не перераста­ли в преследования или драку, а оставались в пределах акробатики.

МЕТОД «СВЕТОФОРА»

Мысленно разделите на три поля оценку детского поведе­ния и четко ей следуйте.

  • Зеленый свет — разре­шается все: играть в любой комнате, залезать к родителям утром в постель, наливать себе воду…

  • Желтый свет — можно все, но с условием: разбрасывать игрушки только в своей ком­нате, приглашать гостей, пре­дупредив родителей, брать из шкатулки лишь пластиковые бусы…

  • Красный свет — строго нельзя: бежать через дорогу, рисовать на стенах, обзывать­ся, кусаться.

ИГРЫ С ПАПОЙ

На физическую активность:

  1. Положив ребенка живо­тиком на мячик, держим за ножки и слегка толкаем вперед, а потом назад. Это упражнение для развития ручек и плечиков. Когда малыш станет легко справляться с этим упражне­нием, то можно держать его за ножки, и он сам пойдет на руках. Желательно, чтобы тело ребенка было парал­лельно полу.

  2. Бечевку, шнур уложить в виде круга — это «домик», туда можно спрятаться. Их нужно сделать в разных ком­натах. Затем начинается игра в догонялки. Цель: ребенок бежит до «домика», где у него уже есть защита. Потом мож­но поменяться ролями с крош­кой. На улице «домиками» мо­гут быть нарисованные круги (квадраты) мелом, на песке, на снегу.

Конечно, папы тоже волнуют­ся, но свои чувства они выра­жают более сдержанно. Они считают, что только благода­ря эксперименту над самим собой можно научиться само­стоятельности.

Дорога домой

Возвращаясь с прогулки, по­просите малыша довести вас до дома. Дайте возможность ему идти туда, куда он считает нужным, время от времени задавайте уточняющие вопросы: «А у нас вроде рядом с домом была береза, а тут гаражи». Предложите придумать ему и вам образ: например, вы ка­питаны космического корабля, которые ищут дорогу домой.

Источник