Памяток ребенок 4 5 лет уровень речевого развития
Методы развития речи ребенка
При нарушении речевого развития у ребенка следует обязательно обратиться к логопеду, который поможет быстро и эффективно разрешить возникшую проблему.
Однако очень важно помогать ребенку развивать речь самостоятельно. Начиная с четырех лет словарный запас у детей быстро увеличивается. Поэтому для того чтобы ребенок научился правильно разговаривать, родителям следует обратить внимание на следующие рекомендации:
- В разговоре со своим ребенком говорите правильно, не коверкая слова, четко и внятно (без лепета и «детских слов»).
- Развивайте у ребенка мышцы челюсти и языка (для этого есть нехитрые упражнения, например: нужно надувать щеки, полоскать рот, перекатывать воздух из одной щеки в другую и т.д.).
- Как можно больше читайте ребенку. Небольшие стихи и сказки – лучший вариант.
- Выполняйте артикуляционную гимнастику.
- Разговаривайте со своим ребенком, отвечайте на его вопросы, просите рассказывать о тех или иных событиях, составлять маленькие рассказы (по картинкам, описание предмета).
- Развивайте мелкую моторику, речевое дыхание, темп и ритм произношения с помощью музыкальных занятий.
- Не ограничивайте общение ребенка со сверстниками.
- Старайтесь облекать занятия в игровую форму, не стоит принуждать ребенка.
- Увеличивайте занятие постепенно, доделывайте начатое до конца, если ребенок не справляется с заданием, переключитесь на более легкое.
- Создавайте у ребенка ситуацию успеха, он должен верить в свои силы.
- Ни в коем случае не ругайте ребенка за то, что он неправильно разговаривает, относитесь к этому недостатку с терпением, а к ребенку с любовью.
МКДОУ «Детский сад № 4 г. Пудожа» РК
Речевое развитие
детей 4 – 5 лет
Памятка для родителей
Пудож, 2018
Характерные особенности развития речи детей 4 – 5 лет
1. Фразовая речь ребенка усложняется, становится разнообразней, правильнее, богаче.
2. Активный и пассивный словарный запас непрерывно увеличивается.
3. Предложения усложняются, состоят уже из 5-6 слов.
4. В речи ребенок использует предлоги и союзы, сложноподчиненные и сложносочиненные предложения.
5. Активно использует в речи обобщающие слова, наречия, прилагательные, множественную форму существительных, антонимы, синонимы, предлоги.
6. Звуковая сторона речи развивается, совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков: исчезает смягченное произношение согласных; многие звуки произносятся более правильно и четко; исчезает замена шипящих и свистящих звуков.
7. Уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии.
8. Дети довольно легко запоминают и рассказывают сказки, стихи, передают содержание картинок, могут отвечать на вопросы по содержанию литературных произведений, передавать своими словами личные впечатления. В этом возрасте начинается оречевление игровых действий, что свидетельствует о формировании регулятивной стороны речи.
9. Речь становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т.е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи. Отклонения в речевом развитии ребёнка 4 – 5 лет
Вас должны насторожить следующие показатели:
1. Лексические нарушения: бедность словарного запаса, неправильное понимание смысла и значения слова.
2. Нарушения структуры слов: перестановки или пропуски слогов при произношении.
3. Ритмические отклонения: послоговое произношение слов, слишком быстрый или наоборот слишком медленный темп речи, запинки и необоснованные паузы, заикание.
4. Проблемы с произношением: пропуск и замена звуков («Р» на «Л» или «Й»; «Л» на «ЛЬ»), нечеткое произношение.
5. Неправильное построение предложений.
6. Сложности с составлением кратких рассказов и пересказами маленьких текстов.
Речевые игры
«Подскажи словечко»
Цель: расширение словарного запаса.
Ход игры: родитель начинает предложение, а ребенок его заканчивает, подобрав нужное слово.
Голубь летает, а кошка? (бегает, ходит)
Мышь роет норку, а синица? (строит гнездо)
Кукушка кукует, а петух? (кукарекает)
У зайчонка мама зайчиха, а у волчонка? (волчица)
Придумывайте самые разнообразные предложения.
«Скажи наоборот»
Цель: расширение словарного запаса ребенка словами – антонимами.
Ход игры: родитель говорит слова, а ребенок говорит слово противоположное по значению.
Например:
Высокий – низкий, Темный – светлый, Тонкий – толстый
«Каждый знает…»
Цель: расширение словарного запаса, закрепление правильного употребления прилагательных с существительными, развитие воображения.
Ход игры: родитель говорит «Каждый знает что красным (синим, зеленым и т.д.) бывает». Ребенок называет существительные подходящие к прилагательному.
Каждый знает, что синим бывает – море, небо.
Каждый знает, что желтым бывает – лимон, солнце.
«Отгадай-ка»
Цель: развитие словаря, речевого внимания, воображения.
Ход игры: взрослый перечисляет части задуманного предмета, ребенок должен отгадать задуманный предмет. Потом можно поменяться ролями.
кабина, руль, фары (машина)
руки, ноги, тело, голова (человек)
ствол, ветки, корни, листья (дерево)
«Кто – откуда и куда?»
Цель: расширение словаря, закрепление правильного употребления различных предлогов.
Ход игры: идя по дороге домой, взрослый может задавать ребенку разные вопросы, используя в вопросах различные предлоги.
Откуда вышел мальчик? (мальчик вышел из дома)
Куда зашел мужчина? (мужчина зашел в подъезд)
Синица села куда? (синица села на ветку)
Источник
Речь малыша формируется в общении с окружающими его взрослыми. Очень важно, чтобы взрослые заботились о своевременном развитии речи детей, обращали внимание на ее чистоту и правильность.
Ребенок к четырем годам :
правильно произносит все звуки родного языка.
использует в речи существительные, обозначающие профессии, с которыми его знакомили.
составляет связный рассказ не менее чем из 3-4 предложений.
понимает содержание картинок и рассказывать, что на них нарисовано.
правильно называет существительные в единственном и множественном числе.
правильно употребляет предлоги: под, на, перед, в, над и т.д.
пересказывает небольшие литературные тексты, правильно отвечает на вопросы по содержанию текста.
Ребенок к пяти годам :
Состояние детской речи в возрасте от четырёх до пяти лет может быть очень разным: от идеального владения возможностями родного языка до очень невнятных высказываний со скудным словарным запасом и массой грамматических ошибок.
Ориентиры, на которые можно опираться, анализируя состояние речи детей:
ребёнок пятого года жизни употребляет слова точно по смыслу;
кроме основных частей речи он активно пользуется прилагательными, наречиями, местоимениями;
дети могут достаточно полно описать игрушки, предметы, картинки;
большинство звуков произносятся чётко и правильно, хотя может быть ещё не освоена артикуляция [л] и [р];
он в состоянии управлять громкостью своей речи, умеет говорить шёпотом;
темп высказываний средний, без замедленности и чрезмерной торопливости;
при декламации стихов, рассказывании сказок дети пользуются выразительной интонацией.
Рекомендации для родителей
1. Больше разговаривайте с ребёнком. Даже если вы очень устаёте на работе, ежедневно находите время для общения с ребёнком. Чем больше он будет слышать вашу речь, тем богаче будет его язык.
2. При общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните.
3. Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами – все это тормозит речевое развитие.
4. Своевременно устраняйте недостаток речи ребенка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над малышом, самое лучшее – тактично поправить то или иное слово, если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, четко, не спеша».
5 Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?”
В каких случаях нужно показать ребенка логопеду?
* Обязательно нужно показаться специалисту уже в возрасте двух лет, если были отклонения в течении беременности и родов. Когда головной мозг плода или младенца испытывает гипоксию, могут пострадать и речевые центры.
* Не менее важное показание — отклонения в строении речевого аппарата. К примеру, короткая уздечка, слабость мышц языка, саливация (обильное течение слюнок), неподвижный или мало подвижный корень языка, неправильный прикус и т.д.
* Почти наверняка есть проблемы с речью, если ребенок не гулит в младенчестве, если к году не произносит даже примитивные слова: «мама», «папа», если в его попытках обратиться к вам вы не чувствуете разных интонаций.
* Если ребёнок в возрасте двух-трех лет так и не заговорил, пользуется только звукоподражанием .
* Если к 3-3.5 годам не сформированы предложения и активный словарный запас, ребенок только односложно отвечает на вопросы взрослых.
Каждый из родителей несет ответственность за будущее своего ребенка. Успешность малыша во взрослой жизни, его адаптивные возможности во многом складываются из способности правильно говорить.
График работы логопедического пункта:
Ежедневно с 800 до 1200
Консультации по предварительной договоренности по тел. 89526845578
Выходные дни: суббота и воскресенье.
Учитель – логопед:
Римма Рибхатовна Мамасалиева
ПАМЯТКА
ДЛЯ
РОДИТЕЛЕЙ
«Нормы речевого
общения детей 4-5лет»
Источник
Наталья Павлова
Речевое развитие детей 4–5 лет. Рекомендации психолога
В среднем дошкольном возрасте отмечаются значительные изменения в развитии речи детей. Дети умеют не только слушать и понимать просьбы взрослого, но и свободно разговаривать друг с другом, рассказывать о том, что они видели или слышали, спорить, рассуждать, делать выводы.
В данном возрасте дети начинают овладевать монологической речью.
Ребенок среднего дошкольного возраста должен уметь:
– связно рассказать о событиях из собственной жизни,
– описать животных или заменяющие их игрушки,
– рассказать об изображенном событии на картинке или на серии картинок.
Он в состоянии пересказать знакомый текст. Дети также начинают рассказывать не только о том, что видят и слышат, но и о том, над чем думают, чего хотят, ждут.
Эти изменения свидетельствуют о том, что в среднем дошкольном возрасте начинает развиваться так называемая внутренняя речь (внешне не выраженная, быстрая и сокращенная речь). Особенностью мышления ребенка среднего дошкольного возраста является постоянное сочетание действия и речи.
Присмотритесь к маленькому художнику — он рисует и говорит себе, что он хочет нарисовать, какие будут детали рисунка. Это и есть этап неполной сформированности внутренней речи. Ни в коем случае нельзя заставлять думать про себя, ведь он еще не очень умеет это делать. Заметно это становление на увеличивающейся возможности детей пяти лет рассуждать по поводу какого-либо события, на умении производить сравнение предметов (легче детям находить различия, чем сходство). Сравнивая предметы, ребенок употребляет прилагательные в сравнительной степени.
К пяти годам ребенок в своей речи пользуется сложноподчиненными предложениями с союзами потому что, поэтому, но при ответах на вопросы часто опускает главную часть предложения и начинает сразу с придаточного («Потому что болел»). Количество слов растет, увеличивается количество местоимений, наречий, предлогов, союзов, так как дети употребляют в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Освоение речи ребенком выражается:
– в обогащении его словаря,
– в появлении новых слов,
– в осмыслении знакомых слов.
Дети относят предметы к определенной категории (платье — одежда). Дети начинают использовать слова-обобщения тогда, когда,
– во-первых, в их активном словаре достаточно слов — названий конкретных предметов, и,
– во- вторых, они усвоили слова-обобщения. К тому же у ребенка должен быть накоплен определенный запас сведений об отдельных предметах, об их предназначении.
Становление нормального звукопроизношения завершается к пяти годам; у большинства детей звуки уже введены в речь, и наблюдается только некоторое смешение звуков Л и Р, С и Ш в многосложных словах, если в одном слове находятся оба парных звука (лаборатория, шерстяной).Формирование навыков звукового анализа становится возможным к пяти годам узнавание звука в слове, а также подбор слов с заданным звуком, то есть развиваются простейшие формы звукового анализа.
Эта способность является новообразованием пятого года жизни и свидетельствует о том, что слово для детей перестало быть только отражением предмета, но получило значение само по себе. В этот период совершенствуется речевой слух детей. Они получают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка — балка, мишка — мышка). Дети улавливают в речи взрослых различные интонационные средства выразительности и подражают им, пересказывая сказку. Они произвольно могут менять высоту, силу голоса с учетом содержания рассказа. В этом возрасте умеют уже говорить шепотом.
Игры для развития речи у детей среднего дошкольного возраста
Игра «Какой он?».
Цель: учить активно описывать признаки предметов.
Описание: предложить ребенку принести все квадратное, что он найдет в комнате. Например: книгу, коробку, кубик и т. д. Попросить его описать все предметы, объединяемые одним признаком, – квадратные. Пусть ребенок найдет и объяснит сходства и различия предметов, а также их назначение.
Игра «Что ты слышишь?».
Цель: развивать слух, способность к распознаванию речевых и неречевых звуков.
Игровой материал и наглядные пособия: музыкальные инструменты (дудочки, барабан, трещотки, бубен, фольга, бумага, книга.
Описание: воспитатель сажает ребенка на стул спиной к себе: он не должен видеть, только слышать, а потом определить, на чем играли или чем производили тот или иной звук. Начать целесообразно с простого – с музыкальных инструментов, а затем переходить к другому: бумаге, фольге, перелистыванию страниц в книге. Можно усложнить задание, перемещаясь по комнате и издавая звук справа или слева от ребенка. Затем поменяться ролями. Отвечая, можно намеренно ошибиться и посмотреть, исправит ли ошибку ребенок. Попросить его повторить звук.
Игра «Кто как разговаривает».
Цель: тренировать фонетическую память (воспринимать, произносить, различать звуки).
Описание: предложить ребенку показать, как разговаривает корова, как разговаривает ее детеныш, чем различаются их голоса. Ребенок не только учится различать голоса по нескольким признакам, но и пытается при этом анализировать разницу между звуками.
Игра «Картинки-загадки».
Цель: учить выделять главное и второстепенное; закреплять навыки описания предметов.
Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями различных предметов.
Описание: выбирается водящий. Он достает из мешочка одну из карточек и начинает описывать то, что на ней изображено. Игроки предлагают свои варианты ответов. Следующим водящим становится тот, кто первым ответил правильно.
Игра «Шаги».
Цель: способствовать расширению словарного запаса, развитию речи.
Описание: две команды выстраиваются друг напротив друга. Между ними должна быть проведена раздельная полоса.
Задается тема игры. Можно использовать темы, приведенные в предыдущей игре, а также называть слова, слоги, определенную букву или звук. Шаг можно сделать, назвав нужное слово. Побеждает та команда, которая первой дойдет до разделительной черты.
Игра «Предлоги».
Цель: закреплять навыки владения предлогами.
Игровой материал и наглядные пособия: одноразовая картонная тарелка, кубик.
Описание: расчертить тарелку на секторы. В каждом секторе написать предлоги «на», «в», «под», «над», «с», «за», «перед», «к» и др. Ребенок бросает кубик на тарелку. Сектор, в который попал кубик, становится игровым. С предлогом игрового сектора ребенок должен придумать предложение. Пусть сначала оно будет простым.
Игра «Похожие слова».
Цели: помочь изучить синонимы, разные значения одного и того же слова; учить выбирать наиболее точные слова для описания определенного предмета, избегать повторений.
Описание: объяснить ребенку, что об одном и том же можно сказать разными словами:
• Наш котенок веселый. (Забавный, смешной, потешный, комичный.)
• Погода на улице сегодня печальная. (Грустная, нерадостная.)
• Заяц трусливый, а как еще можно назвать? (Боязливый, робкий, пугливый.)
• Заяц убегает от лисы. А как еще можно сказать? (Удирает, мчится, спасается бегством, летит во весь дух, уносит ноги.)
Игра «В слова».
Цель: расширять словарный запас.
Описание: предложить ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих игрушки, овощи, деревья, цветы, диких домашних животных, птиц, инструменты, мебель, профессии.
Источник
Виктория Демидова
Речевые нормы детей 4–5 лет
Особенности речи четырёхлетних детей
Уровень развития речи в этот возрастной период очень зависит от уровня семейного воспитания, от того, какого качества образование дети получают в дошкольном учреждении. Эта разница становится тем заметнее, чем ближе он подходит к рубежу пяти лет.
Если ещё и в детском саду ему повезло попасть к чуткому педагогу, понимающему важность речевого развития дошкольников, можно считать, что к началу школьного обучения он придёт с солидным багажом развитой и образной речи, а с чтением и письмом в первом классе у него не будет больших проблем.
В семьях, где отмахиваются от попыток малыша пообщаться или спросить о том, что его интересует, где в доме нет ни одной детской книги, а все обязанности, посвящённые развитию детей, мама и папа переложили на детский сад, нянь и своих родителей, красивая и правильная речь у ребёнка к началу школьного обучения встречается очень редко.
Словарный запас
От четырёх до пяти лет словарный запас малыша увеличивается с двух с половиной до трёх тысяч слов. Такое богатство лексикона даёт ему возможность точно называть предметы и их качества (сильный, весёлый, крепкий, тонкий, высокий, длинный, маленький). Дети со способностью к словотворчеству активно придумывают собственные слова. Каждый родитель может при желании вспомнить не один пример таких словечек, придуманных их детьми в этом возрасте.
Всехний – общий, мелкоскоп – микроскоп, огнята – искорки огня, — эти примеры словотворчества приводит в своей книге «От двух до пяти» исследователь детской речи писатель К. И. Чуковский. Помимо активного образования новых слов, дети с удовольствием играют рифмой, придумывая собственные стихи. Эти стихи могут состоять из странных сочетаний звуков, не похожих ни на одно известное нам слово («А я придумал слово, смешное слово «плям»). Не стоит осуждать ребёнка за такое бессмысленное, с точки зрения взрослых, занятие. Маленькие поэты так тренируют речевой слух, учатся подбирать близкие по звучанию слова.
Нормальное речевое развитие детей 4–5 лет приводит к тому, что в словаре появляется всё больше прилагательных, так как теперь в речи на первом плане уточнение качеств и признаков предметов. Цвет предмета теперь не только синий и красный, он может быть розовым, сиреневым, тёмным и светлым, голубым и оранжевым.
В речи четырёхлетнего ребёнка становится больше предлогов, они становятся сложней (из-за, из-под). Увеличивается количество личных местоимений, они все чаще употребляются как сказуемые (я, мы, ты, вы). Изредка можно услышать и собирательные существительные, которые он теперь употребляет к месту (овощи, фрукты, посуда, мебель).
Грамматика детской речи
В этом возрасте дети уже в состоянии построить логически правильно оформленное высказывание из нескольких фраз. Предложения могут быть не только простыми, но и сложными. (Мы оденем сапоги, потому что холодно. Мне купили конфеты, а брату печенье).
Бурное развитие речи, желание высказаться, резкий скачок в количестве освоенных слов приводит к тому,что в речи нередко встречаются ошибки:
• нарушается структура предложений;
• встречается неправильное согласование по родам и числам (два стульев, синего колготка);
• неправильно изменяются глаголы (мы хочем, они смеятся).
Несмотря на встречающиеся недостатки, в большинстве случаев дети правильно оформляют свои высказывания, начинают овладевать монологической речью. Не сразу, с помощью взрослого, дети осваивают пересказ короткого текста, прочитанного рассказа или сказки. Четырёхлетние ребята фиксируют ошибки в речи сверстников, но почти не замечают собственных недочётов.
Звукопроизношение
Ребёнок растёт, и вместе с остальными мышцами крепнут и становятся более координированными мышцы органов артикуляции, особенно губ и языка. Становится заметно, что дети правильно произносят большинство многосложных слов, не переставляя местами слоги, правильно ставят ударение, их речь приближена к литературным нормам родного языка. Если в семье или в детском саду ранее проводилась работа по развитию речевого слуха, то теперь дети уже могут узнавать звуки на слух, придумывать слова на заданный звук.
В четыре года многие малыши освоили произношение всех звуков, они произносят их чисто и чётко. Некоторые недостатки артикуляции, встречающиеся в этом возрасте, считаются возрастной нормойи могут с течением времени исчезнуть без коррекции и специальных занятий:
• употребление шипящих и свистящих звуков может быть неустойчивым, правильным в одних словах и неправильным в других (шуба – скола, жаба – зук, щёки – сётка);
• звуки л и р, хотя и верно произносятся в изолированном виде, не всегда правильно произносятся в словах, дети заменяют их другими звуками (йошадь – лошадь, мовоко – молоко, йюки – руки, Малина – Марина);
• неотчётливо произносит малознакомые слова.
Помощь логопеда требуется при явной шепелявости (межзубное [с] и [з]) и грассированном произношении звука [р], когда вибрирует не кончик языка, а мягкое нёбо или маленький язычок в глотке («французское произношение», «картавость»). Когда такое дефектное произношение закрепится, исправить его впоследствии будет очень сложно. На коррекцию грассирующего звука [р] может потребоваться от года до полутора лет. Если есть сомнения в том, правильно ли ребёнок произносит этот звук, нужно попросить произнести его с открытым ртом. При дефектном звуке [р] это сделать невозможно.
Норма речевого развития детей пятого года жизни
Состояние детской речи в возрасте от четырёх до пяти лет может быть очень разным: от идеального владения возможностями родного языка до очень невнятных высказываний со скудным словарным запасом и массой грамматических ошибок.
Ориентиры, на которые можно опираться, анализируя состояние речи детей:
• ребёнок пятого года жизни употребляет слова точно по смыслу;
• кроме основных частей речи он активно пользуется прилагательными, наречиями, местоимениями;
• дети могут достаточно полно описать игрушки, предметы, картинки;
• большинство звуков произносятся чётко и правильно, хотя может быть ещё не освоена артикуляция [л] и [р];
• он в состоянии управлять громкостью своей речи, умеет говорить шёпотом;
• темп высказываний средний, без замедленности и чрезмерной торопливости;
• при декламации стихов, рассказывании сказок дети пользуются выразительной интонацией.
На пятом году жизни дети уже могут говорить быстрее и медленнее, произносить слова тише и громче, замечать эти нюансы в речи других людей. Малыши придают своим высказываниям интересный эмоциональный окрас, пользуются интонацией для выразительности своих сообщений. Это позволяет им с большим артистизмом рассказывать стихи, выученные наизусть.
Основное качество детской речи на этом возрастном этапе – её связность и последовательность изложения мыслей.
Задержка развития речи
В редких случаях в этом возрасте могут встречаться дети, которые не только не умеют бегло говорить, но и не могут составить простое предложение из 2–3 слов. Неговорящие дети должны к этому возрасту вызвать у родителей обеспокоенность, так как задержка речевого развития у детей 4 лет требует немедленной коррекции и вмешательства специалистов.Возможными причинами такого отставания могут быть:
• проблемы в области неврологии;
• нарушения интеллекта, умственная отсталость;
• перенесённая родовая травма, патология беременности у матери малыша;
• проблемы с моторикой органов артикуляции («волчья пасть», расщелина мягкого нёба);
• социальная запущенность, отсутствие общения со взрослыми.
Не всегда вызывает беспокойство у родителей другой тип речевой задержки – неразборчивая речь ребёнка, особенно если со слов родителей «он всё понимает, только сказать не может». Для детейс неразборчивой речью характерны такие нарушения:
• неправильное произношение многосложных слов (игнусинный – игрушечный, тивилизиль – телевизор, в словах переставлены и пропущены слоги и звуки;
• не может ответить на вопрос взрослого распространённым предложением, его ответы односложны;
• он не может закончить начатую взрослым фразу, рассказать о предмете, игрушке, картинке;
• словарный запас скудный, ограничен примитивным набором слов, чаще всего используемых в быту;
• с трудом подбирает нужные слова, может их перепутать, если они близки по звучанию, но разные по значению;
•в его артикуляции отсутствует произношение большинства звуковых групп: шипящих, свистящих, часты замены звуков, он не замечает речевых ошибок у себя и у окружающих.
Диагностика речевых нарушений
Чтобы проверить самостоятельно, как обстоят дела с речевыми нарушениями у неразборчиво говорящего малыша, можно провести несколько простых тестов. Для исследования словарного запаса ему предлагают назвать по картинкам животных, времена года, посуду, игрушки, мебель.
Детей просят назвать предметы, явления, качества предметов, выполнить поручение (нарисовать что-то, принести предмет или игрушку). Чтобы узнать, как они умеют изменять слова,предлагают такие задания:
• образовать множественное число (нос – носы, стул – стулья,
• предложить посчитать предметы, определяя, как он согласовывает существительные с числительными (одна книга, две книги и т. д.);
• сказать «ласково» (кукла – куколка, кровать – кроватка).
Чтобы определить уровень развития фразовой речи, детям предлагают закончить предложение,начатое взрослым: «Мальчик… играет в мяч». Для этого используются картинки с различными сюжетами. Наблюдая за детской речью в обычной жизни, нужно отметить для себя, какие части речи используются ребёнком, оценить его умение правильно строить фразу.
Для обследования слоговой структуры слова малышу предлагаются словесные задания без использования картинок: повторить слоги из разных согласных и гласных (ло-се-ку, пи-ка-чу, слоги из одинаковых согласных и разных гласных (да-ду-ды-до, из одинаковых гласных и разных согласных (ла-ма-ка-са). Чтобы понять, чувствует ли ребёнок ритмичность речи, ему простукивают ритм простого слова и просят повторить так же.
Профилактика задержки речевого развития
Для развития речи у детей 4-летнего возраста, родители должны поощрять стремление детей этого возраста поделиться своими впечатлениями, рассказать о том, что они видели и даже о том, что они сочинили. При любой занятости не стоит обрывать попытки малыша пообщаться. Если же ребёнок не стремится к общению, мало разговаривает, нужно всеми способами стимулировать его высказывания, попросив рассказать о том, что он нарисовал, слепил, что видел на прогулке, с кем играл в детском саду.
Произведения художественной литературы, особенно полюбившиеся, дети этого возраста могут слушать по нескольку раз. Чтение надо закончить беседой по содержанию произведения, оценить поступки героев. Так лучше запоминается смысл и содержание сказки, рассказа, стихотворения. На этом возрастном этапе нужно развивать понятия о пространстве и времени, активизировать в речи эти понятия (справа, слева, посередине, сзади, впереди).
Родители наблюдают вместе с ребёнком за явлениями и предметами, окружающими малыша, учат его описывать увиденное. Для тренировки мышц, отвечающих за правильную артикуляцию звуков,можно делать специальную гимнастику:
• поиграть с язычком в прятки,
• сделать его узким и широким,
• постучать по зубкам кончиком языка.
Детям, умеющим говорить чётко, но ленящимся это делать, стоит каждый раз напоминать о том, что нужно сказать слова чётко, и даже сделать вид, что их высказывания непонятны окружающим.
На видео ниже показаны развивающие упражнения для речевого развития:
Когда внимание родителей направлено на развитие речи для детей 4–5 лет, они могут в короткие сроки добиться появления правильных и распространённых высказываний, появления богатых интонаций, чёткой артикуляции. Невнятно говорящие дети должны быть обследованы логопедом, с ними следует проводить специальные занятия с участием логопеда, психолога, дефектолога. Как только у ребёнка наметилось отставание от сверстников в темпе освоения речи, следует немедленно обратиться к специалистам.
Детская психика пластична. При значительных усилиях родителей и квалифицированном сопровождении коррекции задержки речевого развития можно сделать очень много. В любой, даже самой тяжёлой ситуации, есть возможность хотя бы на полшага продвинуться вперёд. Важно понимать, что нерешённые проблемы с речью в дошкольном возрасте приведут к отставанию в освоении школьной программы ещё на этапе начальной школы.
Источник