Памятки родителям о развитии ребенка ранний возраст

Памятки родителям о развитии ребенка ранний возраст thumbnail

Уважаемые мамы и папы!

  • Важным шагом в развитии речи ребенка является формирование у него умения по просьбе взрослого самостоятельно называть окружающие предметы.
  • Если малыш привык только повторять нужное слово за вами, а в произвольном общении предпочитает жесты, взгляды, эмоциональные  восклицания, вам следует побудить его к речевому общению.
  • Предлагайте вместе поиграть «в куклы», «машинки» – сопровождайте свои действия рассказом о новой игрушке, ее качествах, демонстрируйте всевозможные действия с нею.
  • Чаще предлагайте малышу те игры, в которые нельзя играть одному и которые требуют словесного обращения к вам.
  • Обязательно используйте игрушку: мишку, зайку, белку. Возьмите игрушку «мишку» ходите по квартире с ним и приговаривайте: «Вот стол. Вот диван …, называя некоторые предметы не своими именами. Если малыш не заметит ошибку, обратите его внимание и повторите снова «Вот диван…», а ребенок говорит: «нет, это стул».
  • Чтобы малыш усвоил эти несложные правила игры, сначала поиграйте двое взрослых (папа и мама).
  • Если ребенок легко называет знакомые предметы, учите называть их по картинкам.

Уважаемые родители!

Учите одновременно сопоставлять картинку и игрушку, произносите название  четко с выделением ударения. «Вот лиса. Покажи, ее лапки, глазки, хвостик. И вот лиса (на картинке). Где у нее хвостик? Покажи! А это что? (голова)»

ПОМНИТЕ, что при разучивании новых слов следует использовать сначала игрушку, а затем  – картинку.

  • Обратите особое внимание на умение ребёнка произносить короткую фразу – из двух разных слов.

           Например: Это зайка. Зайка сидит. Зайка хороший. Зайка упал.

  • Для успешного формирования полноценной фразовой речи необходимо учить малыша строить высказывания на основе фиксации действия и объекта (катить машину, пить сок). Произносить два слова медленно, несколько раз.

Обязательно попробуйте их повторить вместе с малышом.

Во время игры «Кормление куклы» рассказывайте, кто сейчас ест: «Катя ест», «Ляля ест». Пусть малыш повторит эти действия. 

Закрепите у ребёнка умение заканчивать фразу, читая с ним короткие, хорошо знакомые стишки и не договаривая последнее слово в конце строчки.

Если ребёнку нравится какое-нибудь стихотворение, и он просит его почитать, предложите ему начать рассказывать 1-2 строчки.

«Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу…»

Беседуйте с малышом по содержанию любимых книжек: «Колобок», «Теремок», «Репка», «Кто сказал  «мяу»» и т.д.

Обращайте внимание на изображение тех действий или предметов, которые наиболее важны для рассказа.

Нашу «Репку» любим крепко

Ваш малыш поклонник сказок хочет, чтобы вы много раз читали одну и ту же историю. «Ну, нет,- думаете, вы,- я уже просто не в состоянии снова и снова читать ему (ей) пресловутую «Репку».

Исследования показали:

  • Читая ребенку книжку, по меньшей мере, три и больше раза, вы тем самым помогаете ему лучше понимать отдельные слова, да и весь текст в целом.
  • Многократное прочтение книги помогает ребенку расширять словарный запас и тренировать память.
  • Вскоре ваш ребенок будет сам наизусть «читать» книжку, поскольку запомнит не только слова и фразы, но и моменты, когда нужно перевернуть очередную страницу. 
  • Читая малышу хорошо знакомую книгу, делайте паузы перед трудными словами и поощряйте его произносить их.
  • Распознавая и предсказывая слова текста, ребенок вырабатывает в себе самоуважение и чувство собственного достоинства.

Чему научится ваш ребёнок?

Слушать, размышлять, понимать и запоминать текст.

Шепталки

  • Двухлетние дети буквально зачарованы любой возможностью пошептаться. Они вообще экспериментировать с голосом.
  • Скажите ребёнку «Я тебя люблю» нормальным голосом. Затем – те же слова шёпотом.
  • Спросите у него, сможет ли он шёпотом сказать «Я тебя люблю».
  • После небольшой практики малыш поймёт, как это делается.
  • Шёпотом спросите ребёнка «Что говорит коровка?», «Что утка говорит?».
  • Ответ попросите прошептать. Если ребёнок отвечает нормальным голосом, сами прошепчите ответ.
  • Попробуйте шёпотом  спеть какую-нибудь любимую песню, например «В лесу родилась ёлочка»     

Уважаемые мамы и папы!

Развивайте память, речь, мышление у детей, разучивая стихотворения, потешки. 

Запоминание становится более эффективным при сопровождении заучивания стихотворения практическими действиями с игрушками, картинками. Дети любят стихи, в которых они сами могут выступать персонажами.

Что же нужно сделать, чтобы малыш запомнил стих и заучил его наизусть?

  • Вызвать интерес у ребенка.
  • Взрослому необходимо прочесть его выразительно.
  • Задайте вопросы по содержанию стихотворения.
  • Прочитайте стихотворение  вместе с ребёнком .(Он подговаривает слова).
  • Прочитайте строчку стихотворения, следующую – предложите вспомнить ребёнку.
  • Читайте стихотворение с ребёнком по очереди: одну строчку – вы, вторую – ребёнок.
  • Ребёнок читает самостоятельно.

Предлагаем подборку:

стихотворения

А. Барто «Игрушки»; З. Александрова «Утром», «Вкусная каша»; О. Высотская «Светит солнышко в окошко» и др.

потешки

 «Наша Маша маленькая», «Наши уточки с утра», «Как у нашего кота», «Из-за леса, из-за гор», «Огуречик,огуречик!».

Малые народные формы фольклора развивают у ребенка способность тонко чувствовать мелодику, ритм родного языка.

Русское народное творчество

Познакомьте детей с русским народным творчеством:

  • Сказки
  • Потешки
  • Песенки
  • Прибаутки
  • Заклички

Дети должны знать:

Сказки: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка».

Потешки: «Водичка- водичка», «Пошел котик на Торжок», «Как у нашего кота», «Солнышко, ведрышко!» и др.

Заклички:

Дождик, дождик, припусти! 

Дай цветочкам подрасти,

Лей, лей,  веселей

Землю-Матушку полей!

Обязательно  читайте детям!

Помните, что ранний возраст – золотое время для приобщения ребенка к художественной литературе.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые родители!

Вы должны понять, что ни один, даже самый замечательный детский сад, не сможет сделать для Ваших детей ВСЕ. Детский сад призван помочь Вам, а не заменить Вас. Без Вашей помощи просто НЕЛЬЗЯ.

  • Утром, когда детей приводят в сад, помогите воспитателю поприветствовать каждого ребенка, поинтересуйтесь, как малыши провели утро перед садиком. Ваш малыш научится быть доброжелательным, приветливым и внимательным к другим людям.
  • Если у вас есть хоть немного времени, не спешите уходить. Понаблюдайте за игрой детей. Вы узнаете, какие потребности испытывают дети этого возраста.
  • Почитайте, поиграйте или порисуйте вместе с детьми. Вы обретете новых маленьких друзей, а Ваш ребенок будет испытывать огромную гордость, что у него есть Вы.
  • Читайте материалы на информационных стендах. Вы найдете много полезной информации по проблемам воспитания и развития детей, узнаете о наших перспективных планов, достижениях Вашего ребёнка.
  • Поделитесь своими идеями об организации жизни детей в дошкольном учреждении. Мы рады сотрудничать с вами.
  • Задавайте вопросы по интересующим Вас темам. Мы вместе найдем решение.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1.Проконсультируйтесь у психолога по вопросам адаптации ребенка к дошкольному учреждению.

2.Желательно, чтобы начало посещения детского сада не пришлось на эпикризные сроки:1год 3месяца, 1год 6 месяцев, 1год 9 месяцев, 2 года 3 месяца, 2 года 6 месяцев, 2  года 9 месяцев, 3 года.

3.Отправляйте ребёнка в ДОУ только здоровым.

4.Заранее узнайте у врача, какой тип адаптации возможен у ребёнка, и современно примите все меры при неудовлетворительном прогнозе.

5. Тренируйте буквально с самого рождения  систему адаптационных механизмов у ребенка и приучайте его к ситуациям, в которых требуется менять формы поведения.

6. Заранее узнайте все новые моменты в режиме дня в ДОУ и введите их в домашний распорядок дня.

7.Избегайте обсуждения при ребенке волнующих вас   проблем, связанных с детским садом.

8. Планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у вас была возможность не оставлять его на целый день.

9. Как можно раньше познакомьте малыша с детьми и воспитателями группы, в которую он в скором времени придет.

10. Обучайте ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.

11. Подчеркивайте, что ваш ребенок как прежде дорог Вам и необходим.

ПАМЯТКА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

Уважаемые папы и мамы, бабушки и дедушки!

Вы – первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа – ваш дом  – окажет огромное влияние на то, что он  будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.

 Сколько бы мы ни прожили, мы все равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье. Даже убеленный сединами человек продолжает ссылаться на то, чему его учили дома, чему учила мать, что показывал отец.

 Малыш всему учится в общении со взрослыми. Ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает его к вычленению смысла слов.

 «Годы чудес» – так  называют дошкольное детство. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни, людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека. 

  1. Для ребенка ваша речь является образцом речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая вам, слушая вас, наблюдая за вами.
  2. Ребенок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше, чем может сказать.
  3. Речь ребенка успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые  слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание, читают ему.
  4. Вам принадлежит исключительная активная роль в обучении малыша умению думать и говорить, но не менее активная роль в интеллектуальном, эмоциональном, речевом и коммуникативном развитии присуща самому ребенку.
  5. Нужно обеспечить ребенку широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.
  6. Следует уделять ребенку больше времени, так как в раннем детстве влияние семьи на речевое и умственное развитие, приобщение ребенка к жизни общества является решающим. Именно в эти годы закладывается основы уверенности в себе и успешного общения вне дома, что способствует дальнейшему продвижению ребенка в школе. В компании сверстников, а в дальнейшем – и на работе.
  7. По возможности нужно присоединяться к ребенку, когда он смотрит телевизор, и стараться  узнать, что его интересует, обсуждать увиденное.
  8. У каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для себя и ребенка реальные цели.
  9. Старайтесь, чтобы ребенок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений.

КРИЗИС  ТРЕХ  ЛЕТ

Кризис 3 лет – граница между ранним и дошкольным детством—один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это – разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я». Ребенок отделяется от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.

         Изменение позиций ребенка, возрастание его самостоятельности и активности требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Кризис 3 лет имеет определенные характеристики.

     НЕГАТИВИЗМ. Ребенок негативно реагирует не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он  не делает что-то только потому, что это предложил ему взрослый человек. Негативизм избирателен: ребенок игнорирует требования одного члена семьи, а с другим достаточно послушен. Главный мотив – сделать наоборот, т. е. прямо противоположное тому, что ему сказали. В 3 года ребенок впервые становится способен поступить вопреки своему непосредственному желанию. Поведение ребенка определяется не этим желанием, а отношениями с другим взрослым человеком. Мотив поведения уже находится вне ситуации, данной ребенку. Негативизм – кризисное явление, которое должно исчезнуть со временем.

    УПРЯМСТВО. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Первоначальное решение определяет все его поведение, и отказаться от этого решения даже при изменившихся обстоятельствах ребенок не может. Упрямство  –  не настойчивость, с которой он добивается желаемого. Упрямый ребёнок настаивает на том, чего ему не так уж сильно хочется или давно расхотелось.

   СТРОПТИВОСТЬ. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Ребёнок стремится настоять на своих желаниях и  недоволен всем, что ему предлагают и делают другие.  Ребёнок  хочет всё сделать и решать сам. Это положительное явление, но во время кризиса 3 лет усиленная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто не соответствует возможностям ребёнка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.

У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными. В этих случаях говорят о протесте – бунте. В семье с единственным ребёнком может появиться  деспотизм. Ребёнок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя, что он будет есть, а что не будет, может мама уйти из дома или нет и т.д. Если в семье несколько детей,  вместо деспотизма возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям.

ОБЕСЦЕНИВАНИЕ. В глазах ребёнка обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. Трёхлетний ребёнок может ругаться, отбросить или сломать любимую игрушку и т.п.

 Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребёнка изменяется  отношение к другим людям и самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых. Это важный этап в эмансипации ребёнка; не менее бурный этап ждёт его в  дальнейшем – в подростковом возрасте.

Источник

памятка для родителей по развитию детей раннего возраста

В раннем возрасте происходят важнейшие изменения в психологическом развитии детей – формируется мышление, речь, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности. Поэтому этот период так важен в развитии ребенка. Что важно знать родителям, чтобы обеспечить максимально благоприятные условия для психического и сенсомоторного развития?

На самом раннем этапе своей жизни для ребенка является важным эмоциональный контакт с родителем, чаще всего, это мама, которая должна быть спокойной, мягкой. Спокойной должна быть и обстановка в семье в целом.

Далее, в раннем возрасте ведущей деятельностью ребенка становится предметная деятельность. Она влияет на все сферы психики детей. То есть, ребенок развивается, играя с различными предметами. Родители могут направлять действия ребенка и предоставлять ему самому выбирать интересующие предметы и использовать их по своему усмотрению. Не стоит ограничиваться только игрушками. Чаще всего ребенка интересуют как раз не они, а «взрослые» предметы. То, что на взгляд родителя кажется совсем не красочным и не интересным. Позвольте ребенку повозиться со всевозможными баночками, крышечками, коробочками, любыми предметами, которые не несут опасности для здоровья ребенка и не жалко выбросить, если малыш их сломает.

Благодаря таким играм у ребенка будет развиваться моторика, а она, в свою очередь, напрямую связана с речью! Тут стоит напомнить, что ранний возраст является сенситивным (наиболее благоприятным) для развития речевой функции.

Теперь, непосредственно руководство к действию.

  • В детской комнате должно быть много ярких интересных пятен, это помогает развиваться восприятию.
  • Предлагайте ребенку предметы и игрушки с самыми разнообразными поверхностями и разные на ощупь, пусть трогает, гладит, пробует на вкус (если это возможно), так как рот для малыша – один из важнейших каналов восприятия и познания мира.
  • Устраивайте различные бассейны, кастрюльки, тазики с сыпучими наполнителями, подойдут любые крупы – это идеальный вариант для моторики.
  • Очень хороши игрушки – сортеры. Те, которые можно сортировать по формам и размерам. Не обязательно покупные, проявите фантазию.
  • чудесный эффект на развитие мотрики и речи оказывают пальчиковые игры. Их огромное множество. Не пренебрегайте этим веселым занятием.
  • Предоставьте ребенку возможность рисовать. Раскраски и маленькие листочки не подойдут. Если есть возможность, организуйте стену для рисования, прикрепляя на нее ватманы или обои. Карандаши, фломастеры или краски должны быть яркими и хорошего качества.
  • Больше говорите с ребенком. Это дает двойной эффект. Во – первых, эмоциональное общение, во – вторых, развитие речи. Через общение ребенок будет усваивать простейшие обороты речи и пополнять словарный запас.
  • Наберитесь терпения на «почемучкин» возраст. Старайтесь отвечать на все задаваемые вопросы и делайте это на доступном ребенку языке. Так вы поможете ему развить кругозор, речь, воображение, мышление.
  • На прогулке максимально обращайте внимание на все окружающие вас предметы и явления, рассказывайте, объясняйте, помогайте ребенку изучать мир.
  • Хорошо, если Вы сможете проводить с ребенком много времени, но не стоит забывать и о его личном пространстве. Не стоит всегда и во всем его контролировать. Давайте ему возможность для творчества. Пусть малыш побудет один (в безопасной обстановке), попробует самостоятельно разобраться с какими – либо игрушками и предметами, использует их на свое усмотрение. Не нужно ограничивать его деятельность какими- то рамками. Например, стоит объяснить ребенку, что такое молоток и для чего он предназначен, но не стоит требовать, чтобы малыш действовал с ним так и только так. Пусть экспериментирует.
  • Не забывайте про эмоциональную составляющую жизни ребенка. Она очень и очень велика. Окружите его доброжелательной и теплой атмосферой, избегайте ссор и семейных драм, особенно, в присутствии ребенка.
  • Большое значение для развития личности ребенка раннего возраста имеет общение с взрослыми. Помните, что представление о себе у малыша раннего возраста складывается на основе оценок взрослых. Оценивайте его труд и старания только положительно, даже если для этого придется подкупить бабушек и дедушек. Этот возраст еще не подходит для критики произведений ребенка. Это будет позже. А пока, хвалите и восторгайтесь каракулями.
  • Внимательно относитесь к режиму дня, для малыша важно постоянство.
  • Ну, и, конечно, помните, что детям нужно читать книжки, ставить детские песенки и танцевать вместе с ним.

С наилучшими пожеланиями, руководитель Центра практической психологии «SENTIS»

психолог, тренер

Юлия Швецова

Источник

Оксана Ивахненко
Памятки для родителей детей раннего возраста

Уважаемые коллеги! Для того, чтобы обрести в лицах родителей детей – воспитанников наших союзников, следует настроиться на диалог, а не на поучение. Необходимо выслушивать пожелания родителей по вопросам питания ребёнка, формирования навыков самообслуживания, сна, одежды малыша. Разъяснять родителям целесообразность сложившегося в детском саду алгоритма адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения. Нужно предлагать родителям четыре недели адаптационного периода прожить согласно памятке. Предлагаю вашему вниманию памятки для родителей, помогающие в работе. Итак:

Памятка для родителей № 1.

” Алгоритм адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения”.

Уважаемые родители!

Скоро Вам вместе с малышом предстоит начать новую жизнь. Чтобы Ваш ребёнок быстро и легко привык к новому образу жизни, чтобы чувствовал себя в группе уверенно и комфортно, мы просим Вас о сотрудничестве в период его адаптации к новым условиям.

– Первое знакомство ребёнка с детским садом проведите заочно по фотоальбому ” Мы ждём тебя, малыш”.

– Приводите ребёнка несколько раз на утреннюю и вечернюю прогулку, так ребёнку будет проще познакомиться с воспитанниками. Малыш должен видеть, как мамы и папы приходят за детьми.

– Приводите ребёнка в группу, когда остальные дети гуляют, дайте ему возможность освоить новую обстановку.

– Первую неделю приводите ребёнка к 9 часам, чтобы он не видел слёз и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой. Желательно, чтобы малыш был накормлен.

– Первую неделю советуем маме находиться в группе с малышом, чтобы он чувствовал себя спокойнее. После утренней прогулки мама забирает ребёнка домой.

– Вторую неделю пребывания в детском саду малыш остаётся в группе в течении такого же времени, что и в первую неделю, но уже без присутствия мамы.

– Желательно, чтобы мама приходила к концу утренней прогулки и ребёнок обедал в её присутствии.

– Третью и четвёртую недели предлагаем ребёнку остаться на дневной сон и просим родителей забирать малыша вскоре после дневного сна.

Памятка для родителей № 2.

Уважаемые родители!

Прислушайтесь к совету психолога и врача и адаптация Вашего малыша к условиям дошкольного учреждения пройдёт менее болезненно.

1. Постарайтесь в семье создать спокойную атмосферу.

2. Установите чёткие требования к ребёнку и будьте последовательны в их предъявлении.

3. Формируйте у детей навыки самообслуживания и личной гигиены.

4. Домашний режим должен соответствовать режиму дошкольного учреждения.

5. Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми.

6. Перед поступлением в детский сад проведите десятидневный курс витаминотерапии, используйте препараты, улучшающие клеточный обмен и положительно влияющие на снижение заболеваемости в период адаптации (аскорбиновая кислота, тиамин, рибофлавин, пиридоксальфосфат). В последующие полгода такой курс повторять, через каждые 1,5 месяца.

7. Давайте малышу настойку элеутерококка 1 раз утром ежедневно в течении первого месяца посещения детского сада.

8. Если у Вас есть какие – либо вопросы по проблемам детского сада, не обсуждайте это при ребёнке, но обязательно поделитесь с сотрудниками нашего учреждения.

Уважаемые коллеги! Очень надеюсь, что данные памятки кому – то из Вас, работающим с детьми раннего возраста пригодятся в работе.

Источник