Памятки родителям о развитии ребенка ранний возраст
Уважаемые мамы и папы!
- Важным шагом в развитии речи ребенка является формирование у него умения по просьбе взрослого самостоятельно называть окружающие предметы.
- Если малыш привык только повторять нужное слово за вами, а в произвольном общении предпочитает жесты, взгляды, эмоциональные восклицания, вам следует побудить его к речевому общению.
- Предлагайте вместе поиграть «в куклы», «машинки» – сопровождайте свои действия рассказом о новой игрушке, ее качествах, демонстрируйте всевозможные действия с нею.
- Чаще предлагайте малышу те игры, в которые нельзя играть одному и которые требуют словесного обращения к вам.
- Обязательно используйте игрушку: мишку, зайку, белку. Возьмите игрушку «мишку» ходите по квартире с ним и приговаривайте: «Вот стол. Вот диван …, называя некоторые предметы не своими именами. Если малыш не заметит ошибку, обратите его внимание и повторите снова «Вот диван…», а ребенок говорит: «нет, это стул».
- Чтобы малыш усвоил эти несложные правила игры, сначала поиграйте двое взрослых (папа и мама).
- Если ребенок легко называет знакомые предметы, учите называть их по картинкам.
Уважаемые родители!
Учите одновременно сопоставлять картинку и игрушку, произносите название четко с выделением ударения. «Вот лиса. Покажи, ее лапки, глазки, хвостик. И вот лиса (на картинке). Где у нее хвостик? Покажи! А это что? (голова)»
ПОМНИТЕ, что при разучивании новых слов следует использовать сначала игрушку, а затем – картинку.
- Обратите особое внимание на умение ребёнка произносить короткую фразу – из двух разных слов.
Например: Это зайка. Зайка сидит. Зайка хороший. Зайка упал.
- Для успешного формирования полноценной фразовой речи необходимо учить малыша строить высказывания на основе фиксации действия и объекта (катить машину, пить сок). Произносить два слова медленно, несколько раз.
Обязательно попробуйте их повторить вместе с малышом.
Во время игры «Кормление куклы» рассказывайте, кто сейчас ест: «Катя ест», «Ляля ест». Пусть малыш повторит эти действия.
Закрепите у ребёнка умение заканчивать фразу, читая с ним короткие, хорошо знакомые стишки и не договаривая последнее слово в конце строчки.
Если ребёнку нравится какое-нибудь стихотворение, и он просит его почитать, предложите ему начать рассказывать 1-2 строчки.
«Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу…»
Беседуйте с малышом по содержанию любимых книжек: «Колобок», «Теремок», «Репка», «Кто сказал «мяу»» и т.д.
Обращайте внимание на изображение тех действий или предметов, которые наиболее важны для рассказа.
Нашу «Репку» любим крепко
Ваш малыш поклонник сказок хочет, чтобы вы много раз читали одну и ту же историю. «Ну, нет,- думаете, вы,- я уже просто не в состоянии снова и снова читать ему (ей) пресловутую «Репку».
Исследования показали:
- Читая ребенку книжку, по меньшей мере, три и больше раза, вы тем самым помогаете ему лучше понимать отдельные слова, да и весь текст в целом.
- Многократное прочтение книги помогает ребенку расширять словарный запас и тренировать память.
- Вскоре ваш ребенок будет сам наизусть «читать» книжку, поскольку запомнит не только слова и фразы, но и моменты, когда нужно перевернуть очередную страницу.
- Читая малышу хорошо знакомую книгу, делайте паузы перед трудными словами и поощряйте его произносить их.
- Распознавая и предсказывая слова текста, ребенок вырабатывает в себе самоуважение и чувство собственного достоинства.
Чему научится ваш ребёнок?
Слушать, размышлять, понимать и запоминать текст.
Шепталки
- Двухлетние дети буквально зачарованы любой возможностью пошептаться. Они вообще экспериментировать с голосом.
- Скажите ребёнку «Я тебя люблю» нормальным голосом. Затем – те же слова шёпотом.
- Спросите у него, сможет ли он шёпотом сказать «Я тебя люблю».
- После небольшой практики малыш поймёт, как это делается.
- Шёпотом спросите ребёнка «Что говорит коровка?», «Что утка говорит?».
- Ответ попросите прошептать. Если ребёнок отвечает нормальным голосом, сами прошепчите ответ.
- Попробуйте шёпотом спеть какую-нибудь любимую песню, например «В лесу родилась ёлочка»
Уважаемые мамы и папы!
Развивайте память, речь, мышление у детей, разучивая стихотворения, потешки.
Запоминание становится более эффективным при сопровождении заучивания стихотворения практическими действиями с игрушками, картинками. Дети любят стихи, в которых они сами могут выступать персонажами.
Что же нужно сделать, чтобы малыш запомнил стих и заучил его наизусть?
- Вызвать интерес у ребенка.
- Взрослому необходимо прочесть его выразительно.
- Задайте вопросы по содержанию стихотворения.
- Прочитайте стихотворение вместе с ребёнком .(Он подговаривает слова).
- Прочитайте строчку стихотворения, следующую – предложите вспомнить ребёнку.
- Читайте стихотворение с ребёнком по очереди: одну строчку – вы, вторую – ребёнок.
- Ребёнок читает самостоятельно.
Предлагаем подборку:
стихотворения
А. Барто «Игрушки»; З. Александрова «Утром», «Вкусная каша»; О. Высотская «Светит солнышко в окошко» и др.
потешки
«Наша Маша маленькая», «Наши уточки с утра», «Как у нашего кота», «Из-за леса, из-за гор», «Огуречик,огуречик!».
Малые народные формы фольклора развивают у ребенка способность тонко чувствовать мелодику, ритм родного языка.
Русское народное творчество
Познакомьте детей с русским народным творчеством:
- Сказки
- Потешки
- Песенки
- Прибаутки
- Заклички
Дети должны знать:
Сказки: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка».
Потешки: «Водичка- водичка», «Пошел котик на Торжок», «Как у нашего кота», «Солнышко, ведрышко!» и др.
Заклички:
Дождик, дождик, припусти!
Дай цветочкам подрасти,
Лей, лей, веселей
Землю-Матушку полей!
Обязательно читайте детям!
Помните, что ранний возраст – золотое время для приобщения ребенка к художественной литературе.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Уважаемые родители!
Вы должны понять, что ни один, даже самый замечательный детский сад, не сможет сделать для Ваших детей ВСЕ. Детский сад призван помочь Вам, а не заменить Вас. Без Вашей помощи просто НЕЛЬЗЯ.
- Утром, когда детей приводят в сад, помогите воспитателю поприветствовать каждого ребенка, поинтересуйтесь, как малыши провели утро перед садиком. Ваш малыш научится быть доброжелательным, приветливым и внимательным к другим людям.
- Если у вас есть хоть немного времени, не спешите уходить. Понаблюдайте за игрой детей. Вы узнаете, какие потребности испытывают дети этого возраста.
- Почитайте, поиграйте или порисуйте вместе с детьми. Вы обретете новых маленьких друзей, а Ваш ребенок будет испытывать огромную гордость, что у него есть Вы.
- Читайте материалы на информационных стендах. Вы найдете много полезной информации по проблемам воспитания и развития детей, узнаете о наших перспективных планов, достижениях Вашего ребёнка.
- Поделитесь своими идеями об организации жизни детей в дошкольном учреждении. Мы рады сотрудничать с вами.
- Задавайте вопросы по интересующим Вас темам. Мы вместе найдем решение.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1.Проконсультируйтесь у психолога по вопросам адаптации ребенка к дошкольному учреждению.
2.Желательно, чтобы начало посещения детского сада не пришлось на эпикризные сроки:1год 3месяца, 1год 6 месяцев, 1год 9 месяцев, 2 года 3 месяца, 2 года 6 месяцев, 2 года 9 месяцев, 3 года.
3.Отправляйте ребёнка в ДОУ только здоровым.
4.Заранее узнайте у врача, какой тип адаптации возможен у ребёнка, и современно примите все меры при неудовлетворительном прогнозе.
5. Тренируйте буквально с самого рождения систему адаптационных механизмов у ребенка и приучайте его к ситуациям, в которых требуется менять формы поведения.
6. Заранее узнайте все новые моменты в режиме дня в ДОУ и введите их в домашний распорядок дня.
7.Избегайте обсуждения при ребенке волнующих вас проблем, связанных с детским садом.
8. Планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у вас была возможность не оставлять его на целый день.
9. Как можно раньше познакомьте малыша с детьми и воспитателями группы, в которую он в скором времени придет.
10. Обучайте ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
11. Подчеркивайте, что ваш ребенок как прежде дорог Вам и необходим.
ПАМЯТКА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
Уважаемые папы и мамы, бабушки и дедушки!
Вы – первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа – ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.
Сколько бы мы ни прожили, мы все равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье. Даже убеленный сединами человек продолжает ссылаться на то, чему его учили дома, чему учила мать, что показывал отец.
Малыш всему учится в общении со взрослыми. Ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает его к вычленению смысла слов.
«Годы чудес» – так называют дошкольное детство. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни, людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека.
- Для ребенка ваша речь является образцом речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая вам, слушая вас, наблюдая за вами.
- Ребенок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше, чем может сказать.
- Речь ребенка успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание, читают ему.
- Вам принадлежит исключительная активная роль в обучении малыша умению думать и говорить, но не менее активная роль в интеллектуальном, эмоциональном, речевом и коммуникативном развитии присуща самому ребенку.
- Нужно обеспечить ребенку широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.
- Следует уделять ребенку больше времени, так как в раннем детстве влияние семьи на речевое и умственное развитие, приобщение ребенка к жизни общества является решающим. Именно в эти годы закладывается основы уверенности в себе и успешного общения вне дома, что способствует дальнейшему продвижению ребенка в школе. В компании сверстников, а в дальнейшем – и на работе.
- По возможности нужно присоединяться к ребенку, когда он смотрит телевизор, и стараться узнать, что его интересует, обсуждать увиденное.
- У каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для себя и ребенка реальные цели.
- Старайтесь, чтобы ребенок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений.
КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ
Кризис 3 лет – граница между ранним и дошкольным детством—один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это – разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я». Ребенок отделяется от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.
Изменение позиций ребенка, возрастание его самостоятельности и активности требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Кризис 3 лет имеет определенные характеристики.
НЕГАТИВИЗМ. Ребенок негативно реагирует не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему взрослый человек. Негативизм избирателен: ребенок игнорирует требования одного члена семьи, а с другим достаточно послушен. Главный мотив – сделать наоборот, т. е. прямо противоположное тому, что ему сказали. В 3 года ребенок впервые становится способен поступить вопреки своему непосредственному желанию. Поведение ребенка определяется не этим желанием, а отношениями с другим взрослым человеком. Мотив поведения уже находится вне ситуации, данной ребенку. Негативизм – кризисное явление, которое должно исчезнуть со временем.
УПРЯМСТВО. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Первоначальное решение определяет все его поведение, и отказаться от этого решения даже при изменившихся обстоятельствах ребенок не может. Упрямство – не настойчивость, с которой он добивается желаемого. Упрямый ребёнок настаивает на том, чего ему не так уж сильно хочется или давно расхотелось.
СТРОПТИВОСТЬ. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Ребёнок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие. Ребёнок хочет всё сделать и решать сам. Это положительное явление, но во время кризиса 3 лет усиленная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто не соответствует возможностям ребёнка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.
У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными. В этих случаях говорят о протесте – бунте. В семье с единственным ребёнком может появиться деспотизм. Ребёнок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя, что он будет есть, а что не будет, может мама уйти из дома или нет и т.д. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям.
ОБЕСЦЕНИВАНИЕ. В глазах ребёнка обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. Трёхлетний ребёнок может ругаться, отбросить или сломать любимую игрушку и т.п.
Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребёнка изменяется отношение к другим людям и самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых. Это важный этап в эмансипации ребёнка; не менее бурный этап ждёт его в дальнейшем – в подростковом возрасте.
Источник
В раннем возрасте происходят важнейшие изменения в психологическом развитии детей – формируется мышление, речь, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности. Поэтому этот период так важен в развитии ребенка. Что важно знать родителям, чтобы обеспечить максимально благоприятные условия для психического и сенсомоторного развития?
На самом раннем этапе своей жизни для ребенка является важным эмоциональный контакт с родителем, чаще всего, это мама, которая должна быть спокойной, мягкой. Спокойной должна быть и обстановка в семье в целом.
Далее, в раннем возрасте ведущей деятельностью ребенка становится предметная деятельность. Она влияет на все сферы психики детей. То есть, ребенок развивается, играя с различными предметами. Родители могут направлять действия ребенка и предоставлять ему самому выбирать интересующие предметы и использовать их по своему усмотрению. Не стоит ограничиваться только игрушками. Чаще всего ребенка интересуют как раз не они, а «взрослые» предметы. То, что на взгляд родителя кажется совсем не красочным и не интересным. Позвольте ребенку повозиться со всевозможными баночками, крышечками, коробочками, любыми предметами, которые не несут опасности для здоровья ребенка и не жалко выбросить, если малыш их сломает.
Благодаря таким играм у ребенка будет развиваться моторика, а она, в свою очередь, напрямую связана с речью! Тут стоит напомнить, что ранний возраст является сенситивным (наиболее благоприятным) для развития речевой функции.
Теперь, непосредственно руководство к действию.
- В детской комнате должно быть много ярких интересных пятен, это помогает развиваться восприятию.
- Предлагайте ребенку предметы и игрушки с самыми разнообразными поверхностями и разные на ощупь, пусть трогает, гладит, пробует на вкус (если это возможно), так как рот для малыша – один из важнейших каналов восприятия и познания мира.
- Устраивайте различные бассейны, кастрюльки, тазики с сыпучими наполнителями, подойдут любые крупы – это идеальный вариант для моторики.
- Очень хороши игрушки – сортеры. Те, которые можно сортировать по формам и размерам. Не обязательно покупные, проявите фантазию.
- чудесный эффект на развитие мотрики и речи оказывают пальчиковые игры. Их огромное множество. Не пренебрегайте этим веселым занятием.
- Предоставьте ребенку возможность рисовать. Раскраски и маленькие листочки не подойдут. Если есть возможность, организуйте стену для рисования, прикрепляя на нее ватманы или обои. Карандаши, фломастеры или краски должны быть яркими и хорошего качества.
- Больше говорите с ребенком. Это дает двойной эффект. Во – первых, эмоциональное общение, во – вторых, развитие речи. Через общение ребенок будет усваивать простейшие обороты речи и пополнять словарный запас.
- Наберитесь терпения на «почемучкин» возраст. Старайтесь отвечать на все задаваемые вопросы и делайте это на доступном ребенку языке. Так вы поможете ему развить кругозор, речь, воображение, мышление.
- На прогулке максимально обращайте внимание на все окружающие вас предметы и явления, рассказывайте, объясняйте, помогайте ребенку изучать мир.
- Хорошо, если Вы сможете проводить с ребенком много времени, но не стоит забывать и о его личном пространстве. Не стоит всегда и во всем его контролировать. Давайте ему возможность для творчества. Пусть малыш побудет один (в безопасной обстановке), попробует самостоятельно разобраться с какими – либо игрушками и предметами, использует их на свое усмотрение. Не нужно ограничивать его деятельность какими- то рамками. Например, стоит объяснить ребенку, что такое молоток и для чего он предназначен, но не стоит требовать, чтобы малыш действовал с ним так и только так. Пусть экспериментирует.
- Не забывайте про эмоциональную составляющую жизни ребенка. Она очень и очень велика. Окружите его доброжелательной и теплой атмосферой, избегайте ссор и семейных драм, особенно, в присутствии ребенка.
- Большое значение для развития личности ребенка раннего возраста имеет общение с взрослыми. Помните, что представление о себе у малыша раннего возраста складывается на основе оценок взрослых. Оценивайте его труд и старания только положительно, даже если для этого придется подкупить бабушек и дедушек. Этот возраст еще не подходит для критики произведений ребенка. Это будет позже. А пока, хвалите и восторгайтесь каракулями.
- Внимательно относитесь к режиму дня, для малыша важно постоянство.
- Ну, и, конечно, помните, что детям нужно читать книжки, ставить детские песенки и танцевать вместе с ним.
С наилучшими пожеланиями, руководитель Центра практической психологии «SENTIS»
психолог, тренер
Юлия Швецова
Источник
Оксана Ивахненко
Памятки для родителей детей раннего возраста
Уважаемые коллеги! Для того, чтобы обрести в лицах родителей детей – воспитанников наших союзников, следует настроиться на диалог, а не на поучение. Необходимо выслушивать пожелания родителей по вопросам питания ребёнка, формирования навыков самообслуживания, сна, одежды малыша. Разъяснять родителям целесообразность сложившегося в детском саду алгоритма адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения. Нужно предлагать родителям четыре недели адаптационного периода прожить согласно памятке. Предлагаю вашему вниманию памятки для родителей, помогающие в работе. Итак:
Памятка для родителей № 1.
” Алгоритм адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения”.
Уважаемые родители!
Скоро Вам вместе с малышом предстоит начать новую жизнь. Чтобы Ваш ребёнок быстро и легко привык к новому образу жизни, чтобы чувствовал себя в группе уверенно и комфортно, мы просим Вас о сотрудничестве в период его адаптации к новым условиям.
– Первое знакомство ребёнка с детским садом проведите заочно по фотоальбому ” Мы ждём тебя, малыш”.
– Приводите ребёнка несколько раз на утреннюю и вечернюю прогулку, так ребёнку будет проще познакомиться с воспитанниками. Малыш должен видеть, как мамы и папы приходят за детьми.
– Приводите ребёнка в группу, когда остальные дети гуляют, дайте ему возможность освоить новую обстановку.
– Первую неделю приводите ребёнка к 9 часам, чтобы он не видел слёз и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой. Желательно, чтобы малыш был накормлен.
– Первую неделю советуем маме находиться в группе с малышом, чтобы он чувствовал себя спокойнее. После утренней прогулки мама забирает ребёнка домой.
– Вторую неделю пребывания в детском саду малыш остаётся в группе в течении такого же времени, что и в первую неделю, но уже без присутствия мамы.
– Желательно, чтобы мама приходила к концу утренней прогулки и ребёнок обедал в её присутствии.
– Третью и четвёртую недели предлагаем ребёнку остаться на дневной сон и просим родителей забирать малыша вскоре после дневного сна.
Памятка для родителей № 2.
Уважаемые родители!
Прислушайтесь к совету психолога и врача и адаптация Вашего малыша к условиям дошкольного учреждения пройдёт менее болезненно.
1. Постарайтесь в семье создать спокойную атмосферу.
2. Установите чёткие требования к ребёнку и будьте последовательны в их предъявлении.
3. Формируйте у детей навыки самообслуживания и личной гигиены.
4. Домашний режим должен соответствовать режиму дошкольного учреждения.
5. Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми.
6. Перед поступлением в детский сад проведите десятидневный курс витаминотерапии, используйте препараты, улучшающие клеточный обмен и положительно влияющие на снижение заболеваемости в период адаптации (аскорбиновая кислота, тиамин, рибофлавин, пиридоксальфосфат). В последующие полгода такой курс повторять, через каждые 1,5 месяца.
7. Давайте малышу настойку элеутерококка 1 раз утром ежедневно в течении первого месяца посещения детского сада.
8. Если у Вас есть какие – либо вопросы по проблемам детского сада, не обсуждайте это при ребёнке, но обязательно поделитесь с сотрудниками нашего учреждения.
Уважаемые коллеги! Очень надеюсь, что данные памятки кому – то из Вас, работающим с детьми раннего возраста пригодятся в работе.
Источник