Памятка родителям о развитии ребенка

Памятка  для родителей

«О важности эмоционального развития  ребенка дошкольного возраста».

Методист, педагог дополнительного образования

Елисеева Светлана Борисовна

МБОУДОД

Дворец творчества детей и молодежи

г.о. Тольятти

   «Всякая эмоция только обогащает жизнь»

Джон Голсуорси

            Эмоции играют  важную роль в жизни детей. Прежде всего, эмоции  помогают ребенку приспосабливаться  к различным жизненным ситуациям. Они являются своеобразным  посылом окружающим взрослым  о его состоянии  физическом и  психическом.  Они побуждают ребенка к деятельности, влияют на накопление его  жизненного опыта.

Ребенок – дошкольник нуждается:

– в положительных эмоциях, в любви к нему , признании его и уважении;

 – в общении и сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

– общественно-значимой деятельности и положительной оценке;

–  новых впечатлениях и знаниях;

– ощущать  себя компетентным.

       Все это, родители должны знать и прилагать все усилия: помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, научиться вступать в контакт и вести разговор, внимательно слушать, использовать мимику и жесты для  выражения своих мыслей, развить способность управлять своими чувствами.

      Приоритетным в этой сложной  «родительской работе» является принятие и поддержка его (ребенка) индивидуальности, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.

                                      Что делать родителям.         

                                          1.   Играть с детьми. 

             Играйте с детьми. Играйте в ролевые игры.  При    игре создаются благоприятные условия для эмоциональных проявлений, творческой самореализации. В процессе ролевых перевоплощений, выполнении игровых задач ребенок непроизвольно обогащается способами выражения эмоций.    

                          2. Играть в театр,  ходить в театр.

           Театр, театрализованная  деятельность неоспоримое и   незаменимое средство развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивая эмоциональную сферу, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать. Участие ребенка в театрализованной деятельности расширяет его познавательные возможности.                                                                                                            

                            3. Петь с детьми,  слушать музыку.

                    Пойте вместе с  детьми, слушайте музыку. Музыкальная деятельность развивает эмоциональную  отзывчивость через восприятие музыки, исполнительство, творчество, а, значит, и его выражения (в исполнительской и творческой деятельности).    

                                                4.  Рисовать.

            Рисуйте с детьми, смотрите картины.  Для детей дошкольного возраста не важно владение техникой и материалами, важно  вызвать эмоции ребенка. Рассматривая картины или рисуя, ребенок учится выражению эмоциональных состояний человека в изобразительных образах. Необходимо обучать детей рисованию, оно помогает понять человеческие эмоции.

          Перечисленные виды детской деятельности  способствуют пониманию детьми своих эмоциональных состояний, других детей и взрослых, дают представления о способах выражения собственных эмоций.

И самое главное:  

 дети развивают способность  

управлять  своими эмоциями,

чувствами  и   поведением.

Источник

Воспитывая ребенка, старайтесь придерживаться следующих правил:

  • Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.
  • Принимайте ребенка таким, как он есть – со всеми его достоинствами и недостатками.
  • Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.
  • Старайтесь внушать ребенку веру в себя и свои силы.
  • Стремитесь понять своего ребенка, заглянуть в его мысли и чувства, ставьте себя на его место.
  • Создайте условия для успеха ребенка, дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
  • Не пытайтесь реализовать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.
  • Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
  • Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.
  • Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.
  • Помните, что ответственность за воспитание своего ребенка несете именно ВЫ.

Правила, которые помогают наладить 
и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину.

 1. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни ребёнка.

2. Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими и разумными.

3. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребёнка (движение, познание, упражнение).

4. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой.

5. Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.

  • Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты. Или – как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой. 
  • Не думай, что ребенок твой: он Божий. Он личность. 
  • Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему: это необратимый закон благодарности. 
  • Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет. 
  • Не относись к его проблемам свысока. Ибо тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен: ему его тяжела не меньше, чем тебе твоя. А может и больше. Потому что у него еще нет привычки. 
  • Не унижай! 
  • Не мучь себя, если не можешь что-то сделать для своего ребенка, мучь, если можешь и не делаешь. 
  • Помни – для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 
  • Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие делали твоему. 
  • Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой. 
Читайте также:  Семья как институт воспитания и развития ребенка

Секректы воспитания вежливого ребенка.

Ваш ребенок будет вежлив и воспитан,

если Вы, уважаемые родители, ведете себя:

  • Деликатно по отношению ко всем окружающим, тем более по отношению к его и своим друзьям;
  • Никогда не оскорбляйте человеческого достоинства своего ребенка, не кричите на него, не говорите при нем или ему грубых слов и, ни в коем случае, не применяйте в виде воспитательной меры физические наказания;
  • Не делайте бесконечных замечаний по пустякам, а, где только возможно, поощряйте самостоятельность своего ребенка;
  • Предъявляйте к детям единые требования и, если кто-то из вас не согласен с замечаниями другого, то высказывайтесь в их  отсутствие;
  • Требуя от ребенка выполнения определенных правил, выполняйте их сами;
  • Уважайте достоинство маленького человека, исключив слова: «Ты еще маленький», «Тебе еще рано»;
  • Не забывайте говорить ребенку «пожалуйста», «спасибо», «спокойной ночи», а также часто используйте похвалу.

    

1.  Наказание не должно вредить здоровью детей — ни физическому, ни психическому. Более того, по идее, наказание должно быть полезным.

2.  Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, — не наказывайте. Даже если уже поняли, что слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай».

3.  За один раз — одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не по одному за каждый.

Наказание — не за счет любви, что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды.

4. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные, чересчур последовательные взрослые, ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил, напакостил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения. Риск внушить ребенку мысль о возможной безнаказанности не так страшен, как риск задержки душевного развития.

5. Наказан — прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!

6. Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону!

7. Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева нашего, а нашего огорчения.

8. При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказания ищут как последний шанс на любовь.

Памятка родителям

«КАК НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

  • МОЛЧАНИЕМ

Выдерживать бойкот ребенку дошкольного возраста чрезвычайно трудно, для этого ему может потребоваться напряжение всех его психических сил.

  • Говорить: «Я ТЕБЯ БОЛЬШЕ НЕ ЛЮБЛЮ»  и т.п.

Лишение любви – это самое сильное наказание. Конечно, при условии, если эта любовь к ребенку со стороны взрослых действительно имеется.

  • ФИЗИЧЕСКИ

За внешней эффективностью, кроме страха, не скрывается ничего.

  • КРИЧАТЬ НА РЕБЕНКА

Крик воспринимается ребенком дошкольного возраста как словесное битье.

  • ЧРЕЗМЕРНО

Не соблюдая правила о том, что поощрений при воспитании ребенка должно быть больше, чем наказаний (акцентирование хорошего в поведении ребенка путем поощрений, тем самым закрепляет его).

  • ДЛИТЕЛЬНО

По времени и спустя такое количество времени, которое несоразмерно возрасту ребенка (чем меньше ребенок, тем ближе наказание должно быть к проступку).

  • УПРЕКАТЬ

И напоминать былые грехи ребенка, тем самым, закрепляя плохое поведение ребенка. 

Составитель: Сенюкова Т. В., воспитатель I кв. категории.

Источник

Уважаемые мамы и папы!

  • Важным шагом в развитии речи ребенка является формирование у него умения по просьбе взрослого самостоятельно называть окружающие предметы.
  • Если малыш привык только повторять нужное слово за вами, а в произвольном общении предпочитает жесты, взгляды, эмоциональные  восклицания, вам следует побудить его к речевому общению.
  • Предлагайте вместе поиграть «в куклы», «машинки» – сопровождайте свои действия рассказом о новой игрушке, ее качествах, демонстрируйте всевозможные действия с нею.
  • Чаще предлагайте малышу те игры, в которые нельзя играть одному и которые требуют словесного обращения к вам.
  • Обязательно используйте игрушку: мишку, зайку, белку. Возьмите игрушку «мишку» ходите по квартире с ним и приговаривайте: «Вот стол. Вот диван …, называя некоторые предметы не своими именами. Если малыш не заметит ошибку, обратите его внимание и повторите снова «Вот диван…», а ребенок говорит: «нет, это стул».
  • Чтобы малыш усвоил эти несложные правила игры, сначала поиграйте двое взрослых (папа и мама).
  • Если ребенок легко называет знакомые предметы, учите называть их по картинкам.

Уважаемые родители!

Учите одновременно сопоставлять картинку и игрушку, произносите название  четко с выделением ударения. «Вот лиса. Покажи, ее лапки, глазки, хвостик. И вот лиса (на картинке). Где у нее хвостик? Покажи! А это что? (голова)»

ПОМНИТЕ, что при разучивании новых слов следует использовать сначала игрушку, а затем  – картинку.

  • Обратите особое внимание на умение ребёнка произносить короткую фразу – из двух разных слов.

           Например: Это зайка. Зайка сидит. Зайка хороший. Зайка упал.

  • Для успешного формирования полноценной фразовой речи необходимо учить малыша строить высказывания на основе фиксации действия и объекта (катить машину, пить сок). Произносить два слова медленно, несколько раз.
Читайте также:  Роль взрослого в развитии общения ребенка

Обязательно попробуйте их повторить вместе с малышом.

Во время игры «Кормление куклы» рассказывайте, кто сейчас ест: «Катя ест», «Ляля ест». Пусть малыш повторит эти действия. 

Закрепите у ребёнка умение заканчивать фразу, читая с ним короткие, хорошо знакомые стишки и не договаривая последнее слово в конце строчки.

Если ребёнку нравится какое-нибудь стихотворение, и он просит его почитать, предложите ему начать рассказывать 1-2 строчки.

«Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу…»

Беседуйте с малышом по содержанию любимых книжек: «Колобок», «Теремок», «Репка», «Кто сказал  «мяу»» и т.д.

Обращайте внимание на изображение тех действий или предметов, которые наиболее важны для рассказа.

Нашу «Репку» любим крепко

Ваш малыш поклонник сказок хочет, чтобы вы много раз читали одну и ту же историю. «Ну, нет,- думаете, вы,- я уже просто не в состоянии снова и снова читать ему (ей) пресловутую «Репку».

Исследования показали:

  • Читая ребенку книжку, по меньшей мере, три и больше раза, вы тем самым помогаете ему лучше понимать отдельные слова, да и весь текст в целом.
  • Многократное прочтение книги помогает ребенку расширять словарный запас и тренировать память.
  • Вскоре ваш ребенок будет сам наизусть «читать» книжку, поскольку запомнит не только слова и фразы, но и моменты, когда нужно перевернуть очередную страницу. 
  • Читая малышу хорошо знакомую книгу, делайте паузы перед трудными словами и поощряйте его произносить их.
  • Распознавая и предсказывая слова текста, ребенок вырабатывает в себе самоуважение и чувство собственного достоинства.

Чему научится ваш ребёнок?

Слушать, размышлять, понимать и запоминать текст.

Шепталки

  • Двухлетние дети буквально зачарованы любой возможностью пошептаться. Они вообще экспериментировать с голосом.
  • Скажите ребёнку «Я тебя люблю» нормальным голосом. Затем – те же слова шёпотом.
  • Спросите у него, сможет ли он шёпотом сказать «Я тебя люблю».
  • После небольшой практики малыш поймёт, как это делается.
  • Шёпотом спросите ребёнка «Что говорит коровка?», «Что утка говорит?».
  • Ответ попросите прошептать. Если ребёнок отвечает нормальным голосом, сами прошепчите ответ.
  • Попробуйте шёпотом  спеть какую-нибудь любимую песню, например «В лесу родилась ёлочка»     

Уважаемые мамы и папы!

Развивайте память, речь, мышление у детей, разучивая стихотворения, потешки. 

Запоминание становится более эффективным при сопровождении заучивания стихотворения практическими действиями с игрушками, картинками. Дети любят стихи, в которых они сами могут выступать персонажами.

Что же нужно сделать, чтобы малыш запомнил стих и заучил его наизусть?

  • Вызвать интерес у ребенка.
  • Взрослому необходимо прочесть его выразительно.
  • Задайте вопросы по содержанию стихотворения.
  • Прочитайте стихотворение  вместе с ребёнком .(Он подговаривает слова).
  • Прочитайте строчку стихотворения, следующую – предложите вспомнить ребёнку.
  • Читайте стихотворение с ребёнком по очереди: одну строчку – вы, вторую – ребёнок.
  • Ребёнок читает самостоятельно.

Предлагаем подборку:

стихотворения

А. Барто «Игрушки»; З. Александрова «Утром», «Вкусная каша»; О. Высотская «Светит солнышко в окошко» и др.

потешки

 «Наша Маша маленькая», «Наши уточки с утра», «Как у нашего кота», «Из-за леса, из-за гор», «Огуречик,огуречик!».

Малые народные формы фольклора развивают у ребенка способность тонко чувствовать мелодику, ритм родного языка.

Русское народное творчество

Познакомьте детей с русским народным творчеством:

  • Сказки
  • Потешки
  • Песенки
  • Прибаутки
  • Заклички

Дети должны знать:

Сказки: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка».

Потешки: «Водичка- водичка», «Пошел котик на Торжок», «Как у нашего кота», «Солнышко, ведрышко!» и др.

Заклички:

Дождик, дождик, припусти! 

Дай цветочкам подрасти,

Лей, лей,  веселей

Землю-Матушку полей!

Обязательно  читайте детям!

Помните, что ранний возраст – золотое время для приобщения ребенка к художественной литературе.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые родители!

Вы должны понять, что ни один, даже самый замечательный детский сад, не сможет сделать для Ваших детей ВСЕ. Детский сад призван помочь Вам, а не заменить Вас. Без Вашей помощи просто НЕЛЬЗЯ.

  • Утром, когда детей приводят в сад, помогите воспитателю поприветствовать каждого ребенка, поинтересуйтесь, как малыши провели утро перед садиком. Ваш малыш научится быть доброжелательным, приветливым и внимательным к другим людям.
  • Если у вас есть хоть немного времени, не спешите уходить. Понаблюдайте за игрой детей. Вы узнаете, какие потребности испытывают дети этого возраста.
  • Почитайте, поиграйте или порисуйте вместе с детьми. Вы обретете новых маленьких друзей, а Ваш ребенок будет испытывать огромную гордость, что у него есть Вы.
  • Читайте материалы на информационных стендах. Вы найдете много полезной информации по проблемам воспитания и развития детей, узнаете о наших перспективных планов, достижениях Вашего ребёнка.
  • Поделитесь своими идеями об организации жизни детей в дошкольном учреждении. Мы рады сотрудничать с вами.
  • Задавайте вопросы по интересующим Вас темам. Мы вместе найдем решение.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1.Проконсультируйтесь у психолога по вопросам адаптации ребенка к дошкольному учреждению.

2.Желательно, чтобы начало посещения детского сада не пришлось на эпикризные сроки:1год 3месяца, 1год 6 месяцев, 1год 9 месяцев, 2 года 3 месяца, 2 года 6 месяцев, 2  года 9 месяцев, 3 года.

3.Отправляйте ребёнка в ДОУ только здоровым.

4.Заранее узнайте у врача, какой тип адаптации возможен у ребёнка, и современно примите все меры при неудовлетворительном прогнозе.

5. Тренируйте буквально с самого рождения  систему адаптационных механизмов у ребенка и приучайте его к ситуациям, в которых требуется менять формы поведения.

6. Заранее узнайте все новые моменты в режиме дня в ДОУ и введите их в домашний распорядок дня.

7.Избегайте обсуждения при ребенке волнующих вас   проблем, связанных с детским садом.

8. Планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у вас была возможность не оставлять его на целый день.

Читайте также:  Значение бега для физического развития ребенка

9. Как можно раньше познакомьте малыша с детьми и воспитателями группы, в которую он в скором времени придет.

10. Обучайте ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.

11. Подчеркивайте, что ваш ребенок как прежде дорог Вам и необходим.

ПАМЯТКА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

Уважаемые папы и мамы, бабушки и дедушки!

Вы – первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа – ваш дом  – окажет огромное влияние на то, что он  будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.

 Сколько бы мы ни прожили, мы все равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье. Даже убеленный сединами человек продолжает ссылаться на то, чему его учили дома, чему учила мать, что показывал отец.

 Малыш всему учится в общении со взрослыми. Ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает его к вычленению смысла слов.

 «Годы чудес» – так  называют дошкольное детство. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни, людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека. 

  1. Для ребенка ваша речь является образцом речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая вам, слушая вас, наблюдая за вами.
  2. Ребенок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше, чем может сказать.
  3. Речь ребенка успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые  слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание, читают ему.
  4. Вам принадлежит исключительная активная роль в обучении малыша умению думать и говорить, но не менее активная роль в интеллектуальном, эмоциональном, речевом и коммуникативном развитии присуща самому ребенку.
  5. Нужно обеспечить ребенку широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.
  6. Следует уделять ребенку больше времени, так как в раннем детстве влияние семьи на речевое и умственное развитие, приобщение ребенка к жизни общества является решающим. Именно в эти годы закладывается основы уверенности в себе и успешного общения вне дома, что способствует дальнейшему продвижению ребенка в школе. В компании сверстников, а в дальнейшем – и на работе.
  7. По возможности нужно присоединяться к ребенку, когда он смотрит телевизор, и стараться  узнать, что его интересует, обсуждать увиденное.
  8. У каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для себя и ребенка реальные цели.
  9. Старайтесь, чтобы ребенок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений.

КРИЗИС  ТРЕХ  ЛЕТ

Кризис 3 лет – граница между ранним и дошкольным детством—один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это – разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я». Ребенок отделяется от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.

         Изменение позиций ребенка, возрастание его самостоятельности и активности требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Кризис 3 лет имеет определенные характеристики.

     НЕГАТИВИЗМ. Ребенок негативно реагирует не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он  не делает что-то только потому, что это предложил ему взрослый человек. Негативизм избирателен: ребенок игнорирует требования одного члена семьи, а с другим достаточно послушен. Главный мотив – сделать наоборот, т. е. прямо противоположное тому, что ему сказали. В 3 года ребенок впервые становится способен поступить вопреки своему непосредственному желанию. Поведение ребенка определяется не этим желанием, а отношениями с другим взрослым человеком. Мотив поведения уже находится вне ситуации, данной ребенку. Негативизм – кризисное явление, которое должно исчезнуть со временем.

    УПРЯМСТВО. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Первоначальное решение определяет все его поведение, и отказаться от этого решения даже при изменившихся обстоятельствах ребенок не может. Упрямство  –  не настойчивость, с которой он добивается желаемого. Упрямый ребёнок настаивает на том, чего ему не так уж сильно хочется или давно расхотелось.

   СТРОПТИВОСТЬ. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Ребёнок стремится настоять на своих желаниях и  недоволен всем, что ему предлагают и делают другие.  Ребёнок  хочет всё сделать и решать сам. Это положительное явление, но во время кризиса 3 лет усиленная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто не соответствует возможностям ребёнка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.

У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными. В этих случаях говорят о протесте – бунте. В семье с единственным ребёнком может появиться  деспотизм. Ребёнок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя, что он будет есть, а что не будет, может мама уйти из дома или нет и т.д. Если в семье несколько детей,  вместо деспотизма возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям.

ОБЕСЦЕНИВАНИЕ. В глазах ребёнка обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. Трёхлетний ребёнок может ругаться, отбросить или сломать любимую игрушку и т.п.

 Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребёнка изменяется  отношение к другим людям и самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых. Это важный этап в эмансипации ребёнка; не менее бурный этап ждёт его в  дальнейшем – в подростковом возрасте.

Источник