Памятка по познавательному развитию ребенка

В памятке даны рекомендации по развитию познавательной сферы дошкольников, представлены игры и упражнения по развитию памяти, внимания, мышления.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям по развитию познавательной деятельности у детей

Развивать слуховое восприятие с помощью дидактических игр.

  • Часто менять формы деятельности.
  • Использовать во время занятий элементы игры.
  • Приучать проговаривать инструкцию несколько раз.
  • Почаще наблюдать и обсуждать с детьми услышанное и увиденное.
  • Учить сознательно направлять внимание на определённые предметы и явления.
  • Учить управлять вниманием в соответствии с целью.
  • Учить сосредоточиваться на деятельности, концентрировать своё внимание на ней, не отвлекаясь.
  • Для развития внимания использовать игры с правилами и игры-драматизации.

Игры и упражнения для развития внимания у детей

  • «Да и нет не говорите, чёрный с белым не носите». Взрослый задаёт ребёнку вопросы. Ребёнок отвечает на них, при этом не должен называть запрещённые цвета и не говорить слова «да» и «нет».
  • Всевозможные игры-головоломки.
  • Загадки.
  • «Найди отличия». Ребенок должен сравнить две похожие картинки.
  • «Найди два одинаковых предмета».
  • «Будь внимателен». Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде.
  • «Волшебное слово». Взрослый показывает упражнения, а ребёнок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: «Пожалуйста!».
  • «Где что было?». Ребёнок запоминает предметы на столе, затем отворачивается. Взрослый передвигает предметы, а ребёнок указывает, что изменилось.
  • «Назови, что ты видишь». Ребёнок за 1 мин должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.

Рекомендации родителям по развитию памяти у детей

  • Развивать умение произвольно вызывать необходимые воспоминания.
  • Учить вспоминать последовательность событий.
  • Учить использовать при запоминании мнемотехнические приёмы.
  • Учить повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.
  • Способствовать овладению умением использовать для запоминания вспомогательного средства.

Игры и упражнения для развития памяти у детей

  • «Запомни предметы». Учить запоминать и воспроизводить информацию.
  • «Детектив». Развивать произвольное запоминание; ребёнок в течение 5 мин рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребёнок должен назвать картинки, которые запомнил.
  • «Пирамида». Развивать кратковременную механическую память. Взрослый называет ребёнку сначала одно слово, ребёнок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребёнок повторяет их; затем взрослый называет три слова, ребёнок повторяет и т.д.
  • «Что ты видел в отпуске?» Взрослый задаёт ребёнку вопросы о происходивших в отпуске событиях.
  • «Следопыт». Взрослый показывает ребёнку игрушку и говорит, что сейчас её спрячет в комнате; ребёнок отворачивается или выходит; взрослый прячет игрушку, а ребёнок должен её найти.
  • «Что ты ел на обед?». Ребёнок должен перечислить, всё что ел.
  • «Одежда». Ребёнок должен вспомнить, в каком порядке он надевал предметы одежды утром.
  •  «Что в мешке?» Взрослый на глазах у ребёнка кладёт в мешок разные предметы; ребёнок должен вспомнить, что лежит в мешке.
  • «Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ, затем ребёнок пересказывает.

«Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку, или показывает картинку-образец. Ребёнок запоминает и по памяти выкладывает такую же.

Рекомендации родителям по развитию восприятия  у детей

  • Учить детей различать предметы на ощупь.
  • Формировать умение выделять признаки в предмете.
  • Учить соотносить предметы по величине.
  • Учить способам распознающего наблюдения.
  • Развивать наблюдательность; учить внимательно и последовательно рассматривать предмет или явление.
  • Формировать умение составлять из частей целое.
  • Различать основные признаки разных времен года.
  • Закреплять пространственные представления по картине: слева, справа, вверху, внизу, перед, за, между.
  • Способствовать развитию умения анализировать предмет, выделять в нем мелкие детали.

Игры и упражнения для развития восприятия у детей

  • «Перевертыши». Превратить круг, треугольник, квадрат в любой рисунок.
  • «Звезды в небе». Соотносить схематическое изображение созвездий «Орел», «Лебедь»  с художественным.
  • «Узнай форму». Узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры.
  • «Найди отличия». Учить находить отличия у похожих предметов.
  • «Построй по росту». Построить предметы в ряд соответственно их высоте.
  • «Сложи картинку». Составить их частей целую картинку.
  • «О чем я говорю?» Взрослый описывает какой-либо предмет, а ребенок должен угадать, о каком предмете идет речь.
  • «Какое время года?» Взрослый называет время года, а ребенок называет его признаки.

Рекомендации по развитию мышления  у детей

  • Учить составлять группу из отдельных предметов.
  • Учить выделять предметы по назначению и характерным признакам.
  • Учить классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению.
  • Учить понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов.
  • Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами.
  • Развивать быстроту мышления через дидактические игры.
  • Учить отвечать на вопросы, делать умозаключения.
  • Развивать мышление, используя сказки, поговорки, метафоры, образные сравнения.

Игры и упражнения для развития мышления у детей

  • «Разложи картинки». Учить учитывать последовательность событий.
  • «Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу.
  • «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру». Учить классифицировать предметы по признакам и назначению.
  • «Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет.
  • «Антонимы». Ребенку называют слово, а он должен назвать противоположное по смыслу. Например: «тяжелый – легкий», «сильный – слабый», «твердый – мягкий» и др.
  • «Лото», «Домино», мозаики, конструкторы.
  • Загадки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

  • Мне нравится 

Источник

 Рекомендации родителям по развитию познавательных процессов  у детей

Развивать слуховое восприятие с помощью дидактических игр.

  • Часто менять формы деятельности.
  • Использовать во время занятий элементы игры.
  • Приучать проговаривать инструкцию несколько раз.
  • Почаще наблюдать и обсуждать с детьми услышанное и увиденное.
  • Учить сознательно направлять внимание на определённые предметы и явления.
  • Учить управлять вниманием в соответствии с целью.
  • Учить сосредоточиваться на деятельности, концентрировать своё внимание на ней, не отвлекаясь.
  • Для развития внимания использовать игры с правилами и игры-драматизации.

Игры и упражнения для развития внимания у детей

  • «Да и нет не говорите, чёрный с белым не носите». Взрослый задаёт ребёнку вопросы. Ребёнок отвечает на них, при этом не должен называть запрещённые цвета и не говорить слова «да» и «нет».
  • Всевозможные игры-головоломки. Загадки.
  • «Найди отличия». Ребенок должен сравнить две похожие картинки.
  • «Найди два одинаковых предмета».
  • «Будь внимателен». Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде.
  • «Волшебное слово». Взрослый показывает упражнения, а ребёнок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: «Пожалуйста!».
  • «Где что было?». Ребёнок запоминает предметы на столе, затем отворачивается. Взрослый передвигает предметы, а ребёнок указывает, что изменилось.
  • «Назови, что ты видишь». Ребёнок за 1 мин должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.

Рекомендации родителям по развитию памяти у детей

  • Развивать умение произвольно вызывать необходимые воспоминания.
  • Учить вспоминать последовательность событий.
  • Учить использовать при запоминании мнемотехнические приёмы.
  • Учить повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.
  • Способствовать овладению умением использовать для запоминания вспомогательного средства.

Игры и упражнения для развития памяти у детей

  • «Запомни предметы». Учить запоминать и воспроизводить информацию.
  • «Детектив». Развивать произвольное запоминание; ребёнок в течение 5 мин рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребёнок должен назвать картинки, которые запомнил.
  • «Пирамида». Развивать кратковременную механическую память. Взрослый называет ребёнку сначала одно слово, ребёнок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребёнок повторяет их; затем взрослый называет три слова, ребёнок повторяет и т.д.
  • «Что ты видел в отпуске?» Взрослый задаёт ребёнку вопросы о происходивших в отпуске событиях.
  • «Следопыт». Взрослый показывает ребёнку игрушку и говорит, что сейчас её спрячет в комнате; ребёнок отворачивается или выходит; взрослый прячет игрушку, а ребёнок должен её найти.
  • «Что ты ел на обед?». Ребёнок должен перечислить, всё что ел.
  • «Одежда». Ребёнок должен вспомнить, в каком порядке он надевал предметы одежды утром.
  •  «Что в мешке?» Взрослый на глазах у ребёнка кладёт в мешок разные предметы; ребёнок должен вспомнить, что лежит в мешке.
  • «Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ, затем ребёнок пересказывает.

«Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку, или показывает картинку-образец. Ребёнок запоминает и по памяти выкладывает такую же.

Рекомендации родителям по развитию восприятия  у детей

  • Учить детей различать предметы на ощупь.
  • Формировать умение выделять признаки в предмете.
  • Учить соотносить предметы по величине.
  • Учить способам распознающего наблюдения.
  • Развивать наблюдательность; учить внимательно и последовательно рассматривать предмет или явление.
  • Формировать умение составлять из частей целое.
  • Различать основные признаки разных времен года.
  • Закреплять пространственные представления по картине: слева, справа, вверху, внизу, перед, за, между.
  • Способствовать развитию умения анализировать предмет, выделять в нем мелкие детали.

Игры и упражнения для развития восприятия у детей

  • «Перевертыши». Превратить круг, треугольник, квадрат в любой рисунок.
  • «Звезды в небе». Соотносить схематическое изображение созвездий «Орел», «Лебедь»  с художественным.
  • «Узнай форму». Узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры.
  • «Найди отличия». Учить находить отличия у похожих предметов.
  • «Построй по росту». Построить предметы в ряд соответственно их высоте.
  • «Сложи картинку». Составить их частей целую картинку.
  • «О чем я говорю?» Взрослый описывает какой-либо предмет, а ребенок должен угадать, о каком предмете идет речь.
  • «Какое время года?» Взрослый называет время года, а ребенок называет его признаки.

Рекомендации по развитию мышления  у детей

  • Учить составлять группу из отдельных предметов.
  • Учить выделять предметы по назначению и характерным признакам.
  • Учить классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению.
  • Учить понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов.
  • Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами.
  • Развивать быстроту мышления через дидактические игры.
  • Учить отвечать на вопросы, делать умозаключения.
  • Развивать мышление, используя сказки, поговорки, метафоры, образные сравнения.

Игры и упражнения для развития мышления у детей

  • «Разложи картинки». Учить учитывать последовательность событий.
  • «Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу.
  • «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру». Учить классифицировать предметы по признакам и назначению.
  • «Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет.
  • «Антонимы». Ребенку называют слово, а он должен назвать противоположное по смыслу. Например: «тяжелый – легкий», «сильный – слабый», «твердый – мягкий» и др.
  • «Лото», «Домино», мозаики, конструкторы.
  • Загадки.

Источник

Рекомендации для родителей «Как организовать познавательную деятельность детей».

Познавательное развитие ребенка дошкольного возраста предполагает:

– становление и укрепление общей познавательной мотивации, которая является основной основой формирования учебной мотивации на этапе подготовки ребёнка к школе;

– формирования умения ставить перед собой цели исследования окружающего мира и поиска дополнительной информации о нём;

– формирование специфических способов познавательной деятельности: навыков экспериментирования, первичных навыков работы информацией; развития интеллектуальных операций (формирование основ логического мышления);

– развитее речи как средства передачи информации и активизации мышления;

– развитие восприятия.

В процессе познавательного развития ребёнка происходит расширения его кругозора, информационности об окружающем предметном мире, о живой природе и других людях, о пространстве и времени, развиваются мышление и речь, формируются индивидуальные интересы.

Различные объекты познания предполагают различное к ним отношение и различные способы их исследования.

Живые объекты, природа:

– различение живого и неживого;

– бережное и уважительное отношение к живому;

– готовность заботиться о ком-то или чем-то;

– представление о правилах безопасного поведения.

Неживые объекты, предметы:

– орудия труда, инструменты – взрослые показывают ребёнку, как им пользоваться;

– технические средства, включая средства передвижения, – знакомство с их устройством, правилами эксплуатации и пользования;

– игрушки – ребенок использует по своему усмотрению;

– материалы (конструкторы, изо материалы и т. п.) – ребенок исследует и использует самостоятельно, взрослый может показать некоторые их свойства и возможности;

– эстетические объекты – рассматривание объектов, бережное к ним отношение.

Способы и приёмы действий (технологии).

Отношения людей, чувства. (Они вызывают наибольший интерес у детей в старшем дошкольном возрасте).

Впечатления, восприятие: цвет, звуки, фактура материала, вкус, запах.

От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребёнка, от того, насколько правильно они смогут создать на каждом возрастном этапе развивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям ребенка, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие.

Методические рекомендации по организации развивающей среды в семье:

1. Необходимо знать основные принципы построения общения с детьми.

2. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всём уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребёнком.

3. Говорите с ребёнком – сначала называя окружающие предметы, позже – действия, затем – признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения.

4. Задавайте ребёнку старшего возраста как можно чаще вопрос «Как ты думаешь?»

5. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребёнка и никогда не иронизируйте над ними. Уважайте его интеллектуальный труд.

6. Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребёнком. Пусть он не всё и не сразу поймёт: развивающее общение – это всегда общение «на вырост».

7. По возможности много путешествуйте с ребёнком.

8. Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребёнка «поиграть в соседней комнате».

9. Ходите с ребёнком в музеи. Все это естественно после периода самоизоляции.

10. Проводите совместные наблюдения и опыты.

11. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребёнка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов.

12. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребёнком.

Рекомендации по возрастным группам

Создание предметной среды 5-7 лет

В развивающую среду должны входить:

– глобус, физическая карта мира и Украины, политическая карта мира;

– разнообразные коллекции;

– измерительные приборы и инструменты: весы разного вида, термометры, мерные стаканы, линейки, сантиметры;

– познавательные детские энциклопедии с картинками (звери должны быть нарисованы реалистично, иметь нормальные пропорции и природную окраску) или хорошими фотографиями;

– азбуки картинные, книги для первого чтения;

– авторские сказки;

– былины, мифы, легенды;

– познавательные видеофильмы, телепередачи, слайды и соответствующие приборы для их показа;

– детский фотоаппарат с запасными цветными фотоплёнками, фотоальбом;

– детский микроскоп, наборы «Юный химик»«Юный физик»;

– часы настенные и календарь;

– настольно-печатные игры – лото, пазлы;

– настольные игры – домино, шашки, шахматы;

– чистые листы белой бумаги, фломастеры, краски акварельные и карандаши, восковые мелки, кисти, банки для воды, тряпочки, бумага в клетку и в линейку, клей, цветная бумага, ножницы, пластилин;

– оборудованное, место для занятий по типу учебной зоны школьника.

Уважаемые родители!

Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Особенность здоровой психики ребенка – познавательная активность. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимость. Он сам, например, может дознаться, какие предметы тонут, а какие будут плавать. У него возникает множество вопросов по поводу явлений окружающей жизни. Чем активнее в умственном отношении ребенок, тем больше он задает вопросов и тем разнообразнее эти вопросы. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний проходит через многочисленное «зачем?»«как?»«почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос. Мы с вами знаем, что дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. Предметная «исследовательская» деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру.

В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему в дорогу?». Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Поэтому необходимо ребенка «учить сомневаться». Ребенка нужно научить сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о не понятном, высказать предложение. Например: металлические предметы тонут, но ребенок видит: корабль из металла не тонет. Почему? При организации соответствующих опытов, дети могут поразмышлять над этим вопросом. Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес.

Роль взрослого – поддержать этот интерес с помощью разнообразных методов и приемов.

Общение и совместная деятельность со взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения.

В группе мы увлекаем детей в совместный умственный поиск, оказываем им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Мы ставим вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.

Успехов всем нам, в нелегком, но благородном деле воспитания умных детей!

Источник