Памятка для родителей развитие у ребенка мелкой моторики рук

Памятка для родителей развитие у ребенка мелкой моторики рук thumbnail

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом. Тонкая моторика – развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды.

Значение развития мелкой моторики:

1. Повышают тонус коры головного мозга.

2. Развивают речевые центры коры головного мозга.

3. Стимулируют развитие речи ребенка.

4. Согласовывают работу понятийного и двигательного центров речи.

5. Способствуют улучшению артикуляционной моторики.

6. Развивают чувство ритма и координацию движений.

7. Подготавливают руку к письму.

8. Поднимают настроение ребенка.

Чтобы исправить речевое нарушение, нужно вести целенаправленную работу по развитию мелкой моторики. Такая работа ускоряет созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь, и способствует ускорению дефектов речи.

Как развить мелкую моторику руки

ребенка

-Разминать пальцами тесто, глину, пластилин. Лепить из теста печенье и украшения к пирогу.

-Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.

-Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.

-Нанизывать бусинки, пуговки на нитки. раскладывать пуговицы в зависимости от их признаков: по цвету, по форме, по размеру; складывать из пуговиц или бусинок различные узоры. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок.

-Завязывать узлы на толстой и тонкой веревках и шнурках.

-Заводить будильник, игрушки ключиком. Открывать почтовый ящик или входную дверь ключом.

-Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелом, красками, ручкой

и т.д.

-Резать ножницами.

-Конструировать из бумаги (оригами), шить, вышивать, вязать.

-Делать пальчиковую гимнастику.

-Рисовать узоры по клеточкам в тетради.

-Заниматься на домашнем стадионе и снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина и другие).

-Подметать и собирать мусор, рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, бусинки, пазлы), а также мыть полы;

-Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок), очищать фисташки, отшелушивать пленку с жареных орехов;

-Шнуровывать кроссовки.

-Чистить вареные яйца, картофель в мундире, мандарины; Вешать белье (нужно натянуть веревку для ребенка);

Помогать родителям отвинчивать различные пробки – у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.;

Собирать на даче или в лесу ягоды;

Перелистывать страницы книги;

Затачивать карандаши точилкой и стирать нарисованное ластиком;

Важные правила в процессе развития мелкой моторики у детей.

-Занятия должны напоминать игру, а не уроки в школе. В ходе игры побольше разговаривайте с малышом, ведите диалог, разыгрывайте сценки.

-Игры и занятия должны быть систематическими. Даже во время прогулки можно помассировать ребенку ручку или насобирать красивых камушков и листочков. -Выбирайте игры и занятия, подходящие по возрасту и развитию именно вашему ребенку.

-Важно, чтобы ребенку нравились и игрушки, и сам процесс – позаботьтесь об этом. А также искренне покажите, что вам это тоже приносит неимоверное удовольствие.

-Контролируйте время – оно для каждого ребенка индивидуально. Не пересиживайте и не переутомляйте его.

-Старайтесь перепробовать как можно больше различных способов развития мелкой моторики. Но ни в коем случае не занимайтесь всем сразу.

-Не забывайте хвалить ребеночка за каждый успех – критика в этом деле абсолютно не уместна.

-Нельзя заставлять маленького ученика. -Дайте ему право выбора. Возможно, он хочет рисовать, а не лепить – прислушайтесь к его пожеланиям. И не ограничивайте детей в проявлении инициативы и фантазии!

https://m.ozone.ru/muldia/1018846527.jpg

МБДОУ «Слободской детский сад «Пряничный домик»

Памятка для родителей

Как развить мелкую моторику рук ребенка

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=a996016846b9135c10c209f4bf9f6728-l&n=13

Учитель-логопед:

Суворова Н.Ю

Источник

Мелкая моторика – точные движения пальцев рук – особенно тесно связана с процессом формирования речи ребенка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Нарушение мелкой моторики связано с нарушением мышечного тонуса пальцев рук.

Работа над развитием мелкой моторики пальцев рук, стимулирует созревание речевой зоны коры головного мозга. Работу по развитию мелкой моторики рук необходимо проводить систематически (по 5-10 минут ежедневно). Виды детской деятельности, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук:

  • Развитие ручной умелости (рисование карандашом, лепка, конструирование, аппликация, изготовление оригами: игрушек из бумаги (лодочка, самолет).
  • Различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, перекладывание, сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов).
  • Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без речевого сопровождения.
  • Пальчиковый театр.

Для развития ручной умелости дети должны:

• запускать пальцами мелкие «волчки»;

• разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;

• сжимать и разжимать кулачки («бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся»);

• барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;

• махать в воздухе только пальцами;

• собирать все пальцы в щепотку;

• нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на леску;

Читайте также:  Масса тела развитие ребенка

• завязывать узелки на шнурке, веревке;

• застегивать (расстегивать) пуговицы;

• играть с конструктором, мозаикой;

• складывать матрешки, пирамидки;

• рисовать в воздухе;

• мять руками поролоновые шарики, губки; • рисовать, раскрашивать, штриховать;

•резать (вырезать) ножницами;

• выполнять аппликации;

• скатывать бумажные шарики (у кого шарик получится более плотным, тот и выиграл);

• складывание, скручивание, разрывание, перелистывание бумаги;

• перекладывать из одной коробочки в другую счетные палочки, спички, фасоль, при этом рука не должна сдвигаться (лежит близко к коробочке, задействованы только большой, указательный и средний пальцы);

• легко нажимать на кнопку пульвелизатора, посылая струю воздуха на ватку, листок бумаги;

• вращать карандаш (ребристый) между большим, указательным и средним пальцем;

• «пальчиковый бассейн» (пластмассовый тазик с фасолью или горохом);

• Игра «Кулак-ребро-ладонь» (сначала одной рукой, потом другой, затем вместе.

Если ребенка не увлекают развивающие пособия – предложите ему настоящие дела. Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:

1. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.

2. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки.

3. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).

4.Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.

5. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их размотал лучше умолчать)

6. Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).

7. Помогать родителям отвинчивать различные пробки – у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.

8. Помогать перебирать крупу.

9. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.

10. Собирать на даче или в лесу ягоды.

11. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.

12. Вытирать пыль.

13. Включать и выключать свет.

14. Отлеплять и прилеплять наклейки.

15. Перелистывать страницы книги.

16. Затачивать карандаши (точилкой). Стирать нарисованные каракули ластиком.

Что-то будет получаться, что-то нет. Но, обычно, в освоении серьезных дел дети оказываются очень упорными. Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной.

Желаем успехов!

Источник

Мелкая моторика – точные движения пальцев рук – особенно тесно связана с процессом формирования речи ребенка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи.

Нарушение мелкой моторики связано с нарушением мышечного тонуса пальцев рук. Работа над развитием мелкой моторики пальцев рук, стимулирует созревание речевой зоны коры головного мозга.

Работу по развитию мелкой моторики рук необходимо проводить систематически (по 5-10 минут ежедневно).

Виды детской деятельности, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук

• Развитие ручной умелости (рисование карандашом, лепка, конструирование, аппликация, изготовление оригами: игрушек из бумаги (лодочка, пилотка, самолет).

• Различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, перекладывание, сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов).

• Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без речевого сопровождения.

• Пальчиковый театр.

Для развития ручной умелости дети должны:

• запускать пальцами мелкие «волчки»;

• разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;

• сжимать и разжимать кулачки («бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся»);

• барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;

• махать в воздухе только пальцами;

• собирать все пальцы в щепотку;

• нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на леску;

• завязывать узелки на шнурке, веревке;

• застегивать (расстегивать) пуговицы;

• играть с конструктором, мозаикой;

• складывать матрешки, пирамидки;

• рисовать в воздухе;

• мять руками поролоновые шарики, губки;

• рисовать, раскрашивать, штриховать;

•резать (вырезать) ножницами;

• выполнять аппликации;

• скатывать бумажные шарики (у кого шарик получится более плотным, тот и выиграл);

• складывание, скручивание, разрывание, перелистывание бумаги;

• перекладывать из одной коробочки в другую счетные палочки, спички, фасоль, при этом рука не должна сдвигаться (лежит близко к коробочке, задействованы только большой, указательный и средний пальцы);

• легко нажимать на кнопку пульвелизатора, посылая струю воздуха на ватку, листок бумаги;

• вращать карандаш (ребристый) между большим, указательным и средним пальцем;

• «пальчиковый бассейн» (пластмассовый тазик с фасолью или горохом);

• Игра «Кулак-ребро-ладонь» (сначала одной рукой, потом другой, затем вместе.

Если ребенка не увлекают развивающие пособия – предложите ему настоящие дела. Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:

Читайте также:  Систематическое воздействие на развитие ребенка

1. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.

2. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки.

3. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).

4.Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.

5. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их размотал лучше умолчать)

6. Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).

7. Помогать родителям отвинчивать различные пробки – у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.

8. Помогать перебирать крупу.

9. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.

10. Собирать на даче или в лесу ягоды.

11. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.

12. Вытирать пыль.

13. Включать и выключать свет.

14. Отлеплять и прилеплять наклейки.

15. Перелистывать страницы книги.

16. Затачивать карандаши (точилкой). Стирать нарисованные каракули ластиком.

Что-то будет получаться, что-то нет. Но, обычно, в освоении серьезных дел дети оказываются очень упорными.

Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной.

Желаем успехов!

Подготовила: учитель-логопед

Гайдар Наталья Сергеевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 36» комбинированного вида

«Развитие мелкой моторики рук в домашних условиях»

(Памятка для родителей)

Славгород – 2015

Источник

МБДОУ д/с №5

г. Кропоткин

Краснодарский край

Кавказский район

Памятка родителям по развитию мелкой моторики

Воспитатель:

Картушина О.Д.

Сегодня широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работоспособность ребенка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность.

Идеи для мелкой моторики.

1 катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики запускать пальцами мелкие «волчки»;

2 разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;

3 сжимать и разжимать кулачки «бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся», делать кулачки «мягкими» и «твердыми»,

барабанить всеми пальцами обеих рук по столу, махать в воздухе только пальцами, собирать все пальцы в щепотку;

4 нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;

5 завязывать узелки на шнурке, веревке;

6 застегивать (расстёгивать) пуговицы;

7 играть с конструктором, мозаикой, складывать матрешки;

8 выкладывать из палочек узоры по образцу и по желанию;

9 мять руками поролоновые шарики, губки;

10 рисовать, раскрашивать, штриховать, обводить по точкам, выполнять графические задания в тетрадях;

11 резать (вырезать) ножницами;

12 плести из бумаги коврики, корзинки, косички;

13 выполнять аппликации;

14 играть в пальчиковые и ладошковые игры («Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока» и пр.);

15 массировать пальчики ребенка, еще и ребенок массирует пальчики маме;

16 вдавливать в пластилин мелкие предметы (фасоль, бусины, пуговицы);

17 пересыпать сыпучие материалы из емкости в емкость;

18 переливать воду из одного сосуда в другой;

19 бросать мелкие предметы в сосуд с узким горлышком;

20 опускать в сосуд с узким горлышком мелкие предметы привязанные на веревочку;

21 катать карандаш между ладошек;

22 использовать в песочнице лопатки и грабельки;

23 забивать молоточком гвоздики, штырьки;

24 ловить сачком бабочек и рыбок;

25 закручивать и откручивать шурупы и гайки;

26 собирать пазлы;

27 надевать на пальцы и снимать кольца, наперстки;

28 снимать и надевать колпачки на ручки и фломастеры;

29 нажимать на кнопки-защелки у ручек;

30 играть на пианино (игрушечном или настоящем);

31 «гадать» на ромашке, отрывая лепестки;

32 запускать юлу;

33 запускать пальцами волчки;

34 выкладывать из палочек фигурки;

35 прятать в «сухом бассейне» мелкие предметы и находить их;

36 выкладывать из мелких предметов дорожки;

37 «шагать» пальцами по дорожкам из пуговиц;

38 рисовать пальцем на подносе с крупой (манной).

Не менее важным при развитии мелкой моторики рук является повседневный труд детей по дому:

1 перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков;

2 уход за срезанными и живыми цветами;

3 водные процедуры, переливание воды (мытье посуды, стирка кукольного белья (объяснить и показать предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание));

4 перебирать крупы;

5 очищать яйца, сваренные вкрутую;

6 очищать овощи, сваренные в мундире;

7 доставать косточки из абрикосов, слив, вишен;

8 чистить бананы, мандарины;

9 собирать с пола ниточки для шитья и вязания;

10 открывать почтовый ящик ключом:

11 вешать кукольную одежду, используя прищепки;

12 открывать и закрывать крышки на посуде, банках, коробках;

Читайте также:  Речь одна из линий развития ребенка

13 закручивать и откручивать крышки на банках;

14 рвать и мять салфетки;

15 собирать на даче ягоды (клубнику, смородину и т.д.);

16 доставать палочкой (линейкой) предметы из-под шкафа, дивана;

17 включать и выключать свет;

18 вытирать пыль;

19 искать край на изоленте, скотче;

20 перелистывать страницы книг или фотоальбомов;

21 запускать заводные механизмы игрушек, надавливать на «пищащие» игрушки;

22 махать веером (можно бумажным);

23 взбивать венчиком продукты (например, яйца);

24 мешать что-нибудь ложкой (кашу);

25 самостоятельно есть ложкой жидкую и мягкую пищу;

26 разворачивать обёртки на конфетах;

27 разламывать печенье на несколько частей – делиться;

28 помогать накрывать на стол., расставлять посуду;

29 разбирать покупки из магазина (доставать из пакета);

30 самостоятельно причесываться, делать прически маме;

31 кормить птичек – рассыпать зернышки.

Желаем Вам успехов!

Источник

Памятка для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей в домашних условиях»

Дата: 29 мая 2017 в 11:37

Автор: Міклашэвіч Г. Ю.

https://content.schools.by/subochi/library/1_rq9PvuA.jpg Мелкая моторика – точные движения пальцев рук – особенно тесно связана с процессом формирования речи ребенка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Нарушение мелкой моторики связано с нарушением мышечного тонуса пальцев рук.

Работа над развитием мелкой моторики пальцев рук, стимулирует созревание речевой зоны коры головного мозга. Работу по развитию мелкой моторики рук необходимо проводить систематически (по 5-10 минут ежедневно). Виды детской деятельности, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук:

  • Развитие ручной умелости (рисование карандашом, лепка, конструирование, аппликация, изготовление оригами: игрушек из бумаги (лодочка, самолет).
  • Различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, перекладывание, сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов).
  • Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без речевого сопровождения.
  • Пальчиковый театр.

Для развития ручной умелости дети должны: https://content.schools.by/subochi/library/2.gif

• запускать пальцами мелкие «волчки»;

• разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;

• сжимать и разжимать кулачки («бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся»);

• барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;

• махать в воздухе только пальцами;

• собирать все пальцы в щепотку;

• нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на леску;

• завязывать узелки на шнурке, веревке;

• застегивать (расстегивать) пуговицы;

• играть с конструктором, мозаикой;

• складывать матрешки, пирамидки;

• рисовать в воздухе;

• мять руками поролоновые шарики, губки; • рисовать, раскрашивать, штриховать;

•резать (вырезать) ножницами;

• выполнять аппликации;

• скатывать бумажные шарики (у кого шарик получится более плотным, тот и выиграл);

• складывание, скручивание, разрывание, перелистывание бумаги;

• перекладывать из одной коробочки в другую счетные палочки, спички, фасоль, при этом рука не должна сдвигаться (лежит близко к коробочке, задействованы только большой, указательный и средний пальцы);

• легко нажимать на кнопку пульвелизатора, посылая струю воздуха на ватку, листок бумаги;

• вращать карандаш (ребристый) между большим, указательным и средним пальцем;

• «пальчиковый бассейн» (пластмассовый тазик с фасолью или горохом);

• Игра «Кулак-ребро-ладонь» (сначала одной рукой, потом другой, затем вместе.

https://content.schools.by/subochi/library/3_huoPnTH.jpgЕсли ребенка не увлекают развивающие пособия – предложите ему настоящие дела. Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:

1. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.

2. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки.

3. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).

4.Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.

5. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их размотал лучше умолчать)

6. Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).

7. Помогать родителям отвинчивать различные пробки – у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.

8. Помогать перебирать крупу.

9. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.

10. Собирать на даче или в лесу ягоды.

11. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.

12. Вытирать пыль.

13. Включать и выключать свет.

14. Отлеплять и прилеплять наклейки.

15. Перелистывать страницы книги.

16. Затачивать карандаши (точилкой). Стирать нарисованные каракули ластиком.

Что-то будет получаться, что-то нет. Но, обычно, в освоении серьезных дел дети оказываются очень упорными. Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной.

Желаем успехов!

Источник