Памятка для родителей развитие у ребенка мелкой моторики рук

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом. Тонкая моторика – развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды.
Значение развития мелкой моторики:
1. Повышают тонус коры головного мозга.
2. Развивают речевые центры коры головного мозга.
3. Стимулируют развитие речи ребенка.
4. Согласовывают работу понятийного и двигательного центров речи.
5. Способствуют улучшению артикуляционной моторики.
6. Развивают чувство ритма и координацию движений.
7. Подготавливают руку к письму.
8. Поднимают настроение ребенка.
Чтобы исправить речевое нарушение, нужно вести целенаправленную работу по развитию мелкой моторики. Такая работа ускоряет созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь, и способствует ускорению дефектов речи.
Как развить мелкую моторику руки
ребенка
-Разминать пальцами тесто, глину, пластилин. Лепить из теста печенье и украшения к пирогу.
-Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
-Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.
-Нанизывать бусинки, пуговки на нитки. раскладывать пуговицы в зависимости от их признаков: по цвету, по форме, по размеру; складывать из пуговиц или бусинок различные узоры. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок.
-Завязывать узлы на толстой и тонкой веревках и шнурках.
-Заводить будильник, игрушки ключиком. Открывать почтовый ящик или входную дверь ключом.
-Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелом, красками, ручкой
и т.д.
-Резать ножницами.
-Конструировать из бумаги (оригами), шить, вышивать, вязать.
-Делать пальчиковую гимнастику.
-Рисовать узоры по клеточкам в тетради.
-Заниматься на домашнем стадионе и снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина и другие).
-Подметать и собирать мусор, рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, бусинки, пазлы), а также мыть полы;
-Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок), очищать фисташки, отшелушивать пленку с жареных орехов;
-Шнуровывать кроссовки.
-Чистить вареные яйца, картофель в мундире, мандарины; Вешать белье (нужно натянуть веревку для ребенка);
Помогать родителям отвинчивать различные пробки – у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.;
Собирать на даче или в лесу ягоды;
Перелистывать страницы книги;
Затачивать карандаши точилкой и стирать нарисованное ластиком;
Важные правила в процессе развития мелкой моторики у детей.
-Занятия должны напоминать игру, а не уроки в школе. В ходе игры побольше разговаривайте с малышом, ведите диалог, разыгрывайте сценки.
-Игры и занятия должны быть систематическими. Даже во время прогулки можно помассировать ребенку ручку или насобирать красивых камушков и листочков. -Выбирайте игры и занятия, подходящие по возрасту и развитию именно вашему ребенку.
-Важно, чтобы ребенку нравились и игрушки, и сам процесс – позаботьтесь об этом. А также искренне покажите, что вам это тоже приносит неимоверное удовольствие.
-Контролируйте время – оно для каждого ребенка индивидуально. Не пересиживайте и не переутомляйте его.
-Старайтесь перепробовать как можно больше различных способов развития мелкой моторики. Но ни в коем случае не занимайтесь всем сразу.
-Не забывайте хвалить ребеночка за каждый успех – критика в этом деле абсолютно не уместна.
-Нельзя заставлять маленького ученика. -Дайте ему право выбора. Возможно, он хочет рисовать, а не лепить – прислушайтесь к его пожеланиям. И не ограничивайте детей в проявлении инициативы и фантазии!
МБДОУ «Слободской детский сад «Пряничный домик»
Памятка для родителей
Как развить мелкую моторику рук ребенка
Учитель-логопед:
Суворова Н.Ю
Источник
Мелкая моторика – точные движения пальцев рук – особенно тесно связана с процессом формирования речи ребенка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Нарушение мелкой моторики связано с нарушением мышечного тонуса пальцев рук.
Работа над развитием мелкой моторики пальцев рук, стимулирует созревание речевой зоны коры головного мозга. Работу по развитию мелкой моторики рук необходимо проводить систематически (по 5-10 минут ежедневно). Виды детской деятельности, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук:
- Развитие ручной умелости (рисование карандашом, лепка, конструирование, аппликация, изготовление оригами: игрушек из бумаги (лодочка, самолет).
- Различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, перекладывание, сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов).
- Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без речевого сопровождения.
- Пальчиковый театр.
Для развития ручной умелости дети должны:
• запускать пальцами мелкие «волчки»;
• разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;
• сжимать и разжимать кулачки («бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся»);
• барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
• махать в воздухе только пальцами;
• собирать все пальцы в щепотку;
• нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на леску;
• завязывать узелки на шнурке, веревке;
• застегивать (расстегивать) пуговицы;
• играть с конструктором, мозаикой;
• складывать матрешки, пирамидки;
• рисовать в воздухе;
• мять руками поролоновые шарики, губки; • рисовать, раскрашивать, штриховать;
•резать (вырезать) ножницами;
• выполнять аппликации;
• скатывать бумажные шарики (у кого шарик получится более плотным, тот и выиграл);
• складывание, скручивание, разрывание, перелистывание бумаги;
• перекладывать из одной коробочки в другую счетные палочки, спички, фасоль, при этом рука не должна сдвигаться (лежит близко к коробочке, задействованы только большой, указательный и средний пальцы);
• легко нажимать на кнопку пульвелизатора, посылая струю воздуха на ватку, листок бумаги;
• вращать карандаш (ребристый) между большим, указательным и средним пальцем;
• «пальчиковый бассейн» (пластмассовый тазик с фасолью или горохом);
• Игра «Кулак-ребро-ладонь» (сначала одной рукой, потом другой, затем вместе.
Если ребенка не увлекают развивающие пособия – предложите ему настоящие дела. Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:
1. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.
2. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки.
3. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).
4.Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.
5. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их размотал лучше умолчать)
6. Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).
7. Помогать родителям отвинчивать различные пробки – у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.
8. Помогать перебирать крупу.
9. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.
10. Собирать на даче или в лесу ягоды.
11. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.
12. Вытирать пыль.
13. Включать и выключать свет.
14. Отлеплять и прилеплять наклейки.
15. Перелистывать страницы книги.
16. Затачивать карандаши (точилкой). Стирать нарисованные каракули ластиком.
Что-то будет получаться, что-то нет. Но, обычно, в освоении серьезных дел дети оказываются очень упорными. Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной.
Желаем успехов!
Источник
Мелкая моторика – точные движения пальцев рук – особенно тесно связана с процессом формирования речи ребенка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи.
Нарушение мелкой моторики связано с нарушением мышечного тонуса пальцев рук. Работа над развитием мелкой моторики пальцев рук, стимулирует созревание речевой зоны коры головного мозга.
Работу по развитию мелкой моторики рук необходимо проводить систематически (по 5-10 минут ежедневно).
Виды детской деятельности, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук
• Развитие ручной умелости (рисование карандашом, лепка, конструирование, аппликация, изготовление оригами: игрушек из бумаги (лодочка, пилотка, самолет).
• Различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, перекладывание, сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов).
• Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без речевого сопровождения.
• Пальчиковый театр.
Для развития ручной умелости дети должны:
• запускать пальцами мелкие «волчки»;
• разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;
• сжимать и разжимать кулачки («бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся»);
• барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
• махать в воздухе только пальцами;
• собирать все пальцы в щепотку;
• нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на леску;
• завязывать узелки на шнурке, веревке;
• застегивать (расстегивать) пуговицы;
• играть с конструктором, мозаикой;
• складывать матрешки, пирамидки;
• рисовать в воздухе;
• мять руками поролоновые шарики, губки;
• рисовать, раскрашивать, штриховать;
•резать (вырезать) ножницами;
• выполнять аппликации;
• скатывать бумажные шарики (у кого шарик получится более плотным, тот и выиграл);
• складывание, скручивание, разрывание, перелистывание бумаги;
• перекладывать из одной коробочки в другую счетные палочки, спички, фасоль, при этом рука не должна сдвигаться (лежит близко к коробочке, задействованы только большой, указательный и средний пальцы);
• легко нажимать на кнопку пульвелизатора, посылая струю воздуха на ватку, листок бумаги;
• вращать карандаш (ребристый) между большим, указательным и средним пальцем;
• «пальчиковый бассейн» (пластмассовый тазик с фасолью или горохом);
• Игра «Кулак-ребро-ладонь» (сначала одной рукой, потом другой, затем вместе.
Если ребенка не увлекают развивающие пособия – предложите ему настоящие дела. Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:
1. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.
2. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки.
3. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).
4.Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.
5. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их размотал лучше умолчать)
6. Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).
7. Помогать родителям отвинчивать различные пробки – у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.
8. Помогать перебирать крупу.
9. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.
10. Собирать на даче или в лесу ягоды.
11. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.
12. Вытирать пыль.
13. Включать и выключать свет.
14. Отлеплять и прилеплять наклейки.
15. Перелистывать страницы книги.
16. Затачивать карандаши (точилкой). Стирать нарисованные каракули ластиком.
Что-то будет получаться, что-то нет. Но, обычно, в освоении серьезных дел дети оказываются очень упорными.
Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной.
Желаем успехов!
Подготовила: учитель-логопед
Гайдар Наталья Сергеевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 36» комбинированного вида
«Развитие мелкой моторики рук в домашних условиях»
(Памятка для родителей)
Славгород – 2015
Источник
МБДОУ д/с №5
г. Кропоткин
Краснодарский край
Кавказский район
Памятка родителям по развитию мелкой моторики
Воспитатель:
Картушина О.Д.
Сегодня широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работоспособность ребенка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность.
Идеи для мелкой моторики.
1 катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики запускать пальцами мелкие «волчки»;
2 разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;
3 сжимать и разжимать кулачки «бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся», делать кулачки «мягкими» и «твердыми»,
барабанить всеми пальцами обеих рук по столу, махать в воздухе только пальцами, собирать все пальцы в щепотку;
4 нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;
5 завязывать узелки на шнурке, веревке;
6 застегивать (расстёгивать) пуговицы;
7 играть с конструктором, мозаикой, складывать матрешки;
8 выкладывать из палочек узоры по образцу и по желанию;
9 мять руками поролоновые шарики, губки;
10 рисовать, раскрашивать, штриховать, обводить по точкам, выполнять графические задания в тетрадях;
11 резать (вырезать) ножницами;
12 плести из бумаги коврики, корзинки, косички;
13 выполнять аппликации;
14 играть в пальчиковые и ладошковые игры («Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока» и пр.);
15 массировать пальчики ребенка, еще и ребенок массирует пальчики маме;
16 вдавливать в пластилин мелкие предметы (фасоль, бусины, пуговицы);
17 пересыпать сыпучие материалы из емкости в емкость;
18 переливать воду из одного сосуда в другой;
19 бросать мелкие предметы в сосуд с узким горлышком;
20 опускать в сосуд с узким горлышком мелкие предметы привязанные на веревочку;
21 катать карандаш между ладошек;
22 использовать в песочнице лопатки и грабельки;
23 забивать молоточком гвоздики, штырьки;
24 ловить сачком бабочек и рыбок;
25 закручивать и откручивать шурупы и гайки;
26 собирать пазлы;
27 надевать на пальцы и снимать кольца, наперстки;
28 снимать и надевать колпачки на ручки и фломастеры;
29 нажимать на кнопки-защелки у ручек;
30 играть на пианино (игрушечном или настоящем);
31 «гадать» на ромашке, отрывая лепестки;
32 запускать юлу;
33 запускать пальцами волчки;
34 выкладывать из палочек фигурки;
35 прятать в «сухом бассейне» мелкие предметы и находить их;
36 выкладывать из мелких предметов дорожки;
37 «шагать» пальцами по дорожкам из пуговиц;
38 рисовать пальцем на подносе с крупой (манной).
Не менее важным при развитии мелкой моторики рук является повседневный труд детей по дому:
1 перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков;
2 уход за срезанными и живыми цветами;
3 водные процедуры, переливание воды (мытье посуды, стирка кукольного белья (объяснить и показать предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание));
4 перебирать крупы;
5 очищать яйца, сваренные вкрутую;
6 очищать овощи, сваренные в мундире;
7 доставать косточки из абрикосов, слив, вишен;
8 чистить бананы, мандарины;
9 собирать с пола ниточки для шитья и вязания;
10 открывать почтовый ящик ключом:
11 вешать кукольную одежду, используя прищепки;
12 открывать и закрывать крышки на посуде, банках, коробках;
13 закручивать и откручивать крышки на банках;
14 рвать и мять салфетки;
15 собирать на даче ягоды (клубнику, смородину и т.д.);
16 доставать палочкой (линейкой) предметы из-под шкафа, дивана;
17 включать и выключать свет;
18 вытирать пыль;
19 искать край на изоленте, скотче;
20 перелистывать страницы книг или фотоальбомов;
21 запускать заводные механизмы игрушек, надавливать на «пищащие» игрушки;
22 махать веером (можно бумажным);
23 взбивать венчиком продукты (например, яйца);
24 мешать что-нибудь ложкой (кашу);
25 самостоятельно есть ложкой жидкую и мягкую пищу;
26 разворачивать обёртки на конфетах;
27 разламывать печенье на несколько частей – делиться;
28 помогать накрывать на стол., расставлять посуду;
29 разбирать покупки из магазина (доставать из пакета);
30 самостоятельно причесываться, делать прически маме;
31 кормить птичек – рассыпать зернышки.
Желаем Вам успехов!
Источник
Памятка для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей в домашних условиях»
Дата: 29 мая 2017 в 11:37
Автор: Міклашэвіч Г. Ю.
Мелкая моторика – точные движения пальцев рук – особенно тесно связана с процессом формирования речи ребенка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Нарушение мелкой моторики связано с нарушением мышечного тонуса пальцев рук.
Работа над развитием мелкой моторики пальцев рук, стимулирует созревание речевой зоны коры головного мозга. Работу по развитию мелкой моторики рук необходимо проводить систематически (по 5-10 минут ежедневно). Виды детской деятельности, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук:
- Развитие ручной умелости (рисование карандашом, лепка, конструирование, аппликация, изготовление оригами: игрушек из бумаги (лодочка, самолет).
- Различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, перекладывание, сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов).
- Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без речевого сопровождения.
- Пальчиковый театр.
Для развития ручной умелости дети должны:
• запускать пальцами мелкие «волчки»;
• разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;
• сжимать и разжимать кулачки («бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся»);
• барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
• махать в воздухе только пальцами;
• собирать все пальцы в щепотку;
• нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на леску;
• завязывать узелки на шнурке, веревке;
• застегивать (расстегивать) пуговицы;
• играть с конструктором, мозаикой;
• складывать матрешки, пирамидки;
• рисовать в воздухе;
• мять руками поролоновые шарики, губки; • рисовать, раскрашивать, штриховать;
•резать (вырезать) ножницами;
• выполнять аппликации;
• скатывать бумажные шарики (у кого шарик получится более плотным, тот и выиграл);
• складывание, скручивание, разрывание, перелистывание бумаги;
• перекладывать из одной коробочки в другую счетные палочки, спички, фасоль, при этом рука не должна сдвигаться (лежит близко к коробочке, задействованы только большой, указательный и средний пальцы);
• легко нажимать на кнопку пульвелизатора, посылая струю воздуха на ватку, листок бумаги;
• вращать карандаш (ребристый) между большим, указательным и средним пальцем;
• «пальчиковый бассейн» (пластмассовый тазик с фасолью или горохом);
• Игра «Кулак-ребро-ладонь» (сначала одной рукой, потом другой, затем вместе.
Если ребенка не увлекают развивающие пособия – предложите ему настоящие дела. Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:
1. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.
2. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки.
3. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).
4.Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.
5. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их размотал лучше умолчать)
6. Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).
7. Помогать родителям отвинчивать различные пробки – у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.
8. Помогать перебирать крупу.
9. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.
10. Собирать на даче или в лесу ягоды.
11. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.
12. Вытирать пыль.
13. Включать и выключать свет.
14. Отлеплять и прилеплять наклейки.
15. Перелистывать страницы книги.
16. Затачивать карандаши (точилкой). Стирать нарисованные каракули ластиком.
Что-то будет получаться, что-то нет. Но, обычно, в освоении серьезных дел дети оказываются очень упорными. Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной.
Желаем успехов!
Источник