Пальцы во рту у ребенка 2 года

Замечая, что ребенок постоянно грызет ногти, ковыряет в носу, сосет палец, грызет губы до крови, кусает подушку, родители стремятся поскорее искоренить эти привычки, так как они считаются непристойными или, по крайней мере, не эстетичными. Зачастую родители подходят к вопросу достаточно жестко: стремятся убрать нежелательные навыки ребенка, применяя насильственные методы воспитания (ругань, запреты, наказания). Это не приводит к желаемому результату, а иногда, наоборот, закрепляет привычку еще больше, потому что эти действия связаны у ребенка чаще всего с преодолением возникшего страха или стресса.
В этом случае гораздо важнее выяснить, почему это действие возникло и закрепилось. Нужно внимательно понаблюдать за ребенком, его окружением и эмоциональным состоянием и постараться определить причины.
Причины возникновения привычек
Большинство негативных привычек детей возникают не сразу, а поэтапно. Сначала они являются нормальным поведением раннего возраста, когда еще не до конца сформированы те или иные структуры нервной системы. Эти действия, по сути, пока не являются привычками в полном смысле слова и могут постепенно пройти сами, если развитие ребенка идет гармонично. Например, сосание пальца или других предметов обусловлено сосательным рефлексом, который в норме формируется еще до рождения и пропадает после четырех лет.
Также существуют объективные факторы окружающей среды. Так, ковыряние в носу может быть вызвано сухостью слизистой оболочки носа из-за постоянной низкой влажности воздуха в помещении.
Еще один фактор – подражание поведению родителей: то, как ведут себя родители, является для детей нормой. Поэтому, хотят этого родители или нет, если у них самих есть какие-либо вредные привычки, ребенок, скорее всего, будет их повторять.
Если какое-то действие начинает ассоциироваться у ребенка с положительным эмоциональным состоянием или уменьшением отрицательных эмоций, то оно начнет повторяться и постепенно станет привычкой. Когда положительные эмоции ассоциируются у ребенка только с этим действием и ничто другое не ослабевает тревожности и не доставляет ему радости, привычка становится невротической. То есть ребенок начинает совершать эти действия подсознательно, автоматически, чтобы испытать положительные эмоции или войти в комфортное состояние.
Тогда возможными причинами закрепления привычек могут быть следующие:
Страхи ребенка.
Сильный стресс. Он может быть вызван жизненными событиями, серьезными переменами. Примерами таких событий могут быть поступление в детский сад, школу, смена учебного заведения, переезд, рождение младших братьев и сестер, смерть кого-либо из членов семьи.
Несоответствующая возрасту учебная или умственная нагрузка.
Неблагополучная эмоциональная обстановка в семье: ссоры родителей, особенно при детях.
Авторитарные, жесткие методы воспитания или, наоборот, игнорирование ребенка.
Недостаточное внимание к ребенку, неудовлетворение его потребностей, отсутствие проявлений любви к нему, эмоциональная холодность родителей.
Пережитое ребенком насилие.
Все эти явления вызывают сильное внутреннее напряжение, с которым ребенок не может справиться самостоятельно. Если в этот момент родители не принимают эмоции ребенка, осуждают за злость, страх, обиду или печаль («Мальчики не плачут», «Девочки себя так не ведут», «Прекрати реветь», «На обиженных воду возят»), то у ребенка возникает подсознательный запрет на выражение негативных чувств. Поскольку любые чувства возникают естественным образом, человек с таким запретом ощущает тяжелый внутренний конфликт: с одной стороны, он никуда не может деться от отрицательных эмоций, с другой – винит себя за их возникновение. Как итог – сильное психоэмоциональное напряжение, которое и выливается в привычку грызть себя – в прямом и переносном смысле. И только снизив это напряжение, можно снять уже устоявшуюся потребность грызть ногти, губы или сосать палец.
Крайними проявлениями негативных привычек становятся неврозы навязчивых состояний. Это создание каких-либо постоянно повторяющихся ритуалов: частое мытье рук, похлопывание, постукивание. Только повторение этих ритуалов дает ребенку чувство безопасности и комфорта. Эти действия уже нельзя назвать просто вредной привычкой – они очень устойчивы и могут возникать из-за психических или органических нарушений работы нервной системы. Поэтому, чтобы с ними справиться, необходима консультация врача.
Что делать родителям
Лучше, конечно, сразу предотвращать закрепление привычки. Когда вы впервые замечаете, что ребенок начал, например, регулярно класть палец в рот, необходимо мягко, но четко останавливать его. А после необходимо предложить малышу какую-то замену этого действия. Вы можете отвлекать его какими-то интересными заданиями, совместными делами, играми. Понаблюдайте, в какие моменты он совершает это повторяющееся действие, а когда нет. Используйте эти наблюдения, чтобы в следующий раз переключать его внимание с этого действия.
Пока привычка еще не сформировалась, объясняйте ребенку, почему вы просите его так не делать. Главное – не реагировать на это поведение чересчур эмоционально, не стоит ругать или наказывать за него. Старайтесь не акцентировать на этом внимание, а также не обсуждать поведение ребенка как проблему с другими людьми, особенно при сыне или дочери. Ваше отношение к этой привычке сильно влияет на ребенка, ведь он перенимает ваши эмоции, чувствуя еще большую тревогу и напряженность
По возможности ограждайте ребенка от стрессовых ситуаций и лишнего напряжения. Понятно, что невозможно исключить из жизни все негативные события и избежать волнений. Однако постарайтесь какое-то время, пока отучаете ребенка от привычки, никуда не ездить, соблюдать стабильный режим дня, следить за его учебной нагрузкой, нечасто встречаться с новыми людьми, чтобы у него было минимум дополнительного стресса в этот период.
Если выяснилось, что ребенок чего-то боится, разберитесь с его страхами. Это можно сделать как на консультации у психолога, так и дома с помощью методов арт-терапии.
Важно принимать чувства ребенка, чтобы он впоследствии научился осознавать собственные эмоции, выражать их словами, а не накапливать внутри. Вы можете показывать пример конструктивного поведения, проговаривая чувства, которые возникают у вас и у самого ребенка во время конфликтных ситуаций. При этом важно спокойно выдерживать и его негативные чувства, показывая, что он имеет на них право. Таким образом будет происходить развитие эмоционального интеллекта, который является важной составляющей здоровья и успеха ребенка в будущем.
Улучшайте семейные отношения, создавайте дома атмосферу тепла и психологической безопасности. Если замечаете, что в вашей семье стало много конфликтов, попробуйте разобраться, в чем их причина, что вы сами чувствуете, и что лично вы можете сделать, чтобы исправить ситуацию. Это не только поможет вам справиться с негативной привычкой ребенка, но и принесет много других позитивных изменений в вашу жизнь.
Если долгое время не удается самостоятельно справиться с вредной привычкой ребенка, вы можете прийти на очную консультацию к психологу.
В любом случае следует проявлять особое внимание к состоянию ребенка и его внутреннему миру. Проводите вместе как можно больше времени, чаще проявляйте любовь. Это поможет ребенку легче отпустить ненужное поведение, так как он почувствует, что вы его любите, даже когда не одобряете его поведения. Ваша любовь и безусловное принятие помогут ему справиться с вредной привычкой.
Источник:https://www.ya-roditel.ru
Источник
В последнее время педиатры и психологи сходятся во мнениях: палец во рту – это, прежде всего, неудовлетворенный инстинкт сосания.
Сосательный рефлекс
Кстати, одна наблюдательная мама заметила интересную вещь. Ее сын находится на смешанном питании – т.е., вместе с грудным молоком его кормят молочной смесью из бутылочки. Так вот, ребенок значительно быстрее справляется с бутылочкой, чем с маминой грудью, а после этого сразу тянет в рот кулачок. Этот пример – живая иллюстрация того, что сосание пальца требуется грудному младенцу именно для того, чтобы удовлетворить сосательный рефлекс. У малышей, которых мама долго кормит грудью (причем, не по режиму, а по требованию), такой привычки, как правило, не наблюдается.
Дело в том, что для грудного ребенка понятия «сосать» и «существовать» очень близки. Они сосут не только для насыщения, но и для развития. Исследования показали, что при сосании запускаются природные, отлаженные веками процессы: усваиваются питательные вещества, улучшается пищеварение, развивается мозг, ребенок ощущает психологический комфорт.
Какой механизм отвечает за сосание
В сосании участвуют сразу три нерва с очень обширными зонами: блуждающий, троичный и носоглоточный нервы. Ни в одной части тела нет выхода таких мощных рецепторов, как во рту. Лучшее, что придумала природа для развития этих систем, это материнская грудь. Именно поэтому так важно, чтобы кроха мог получить ее по первому своему требованию.
К сожалению, иногда приходится искать замену материнской груди. Конечно, узелок с хлебным мякишем (как во времена наших прабабушек) или современные «правильные» ортодонтические соски-пустышки – это лишь жалкое подобие теплой маминой груди. Но, увы, в какой-то мере они необходимы, если ваш малыш находится на искусственном вскармливании.
Другой способ удовлетворить сосательный рефлекс, который буквально всегда под рукой, – это собственный палец. Но стоматологи и логопеды в один голос утверждают, что сосание пустышки, и в особенности, пальца приводит к деформации неба, формированию неправильного прикуса, плохому смыканию зубов. У детишек, сосущих пальцы, зубы часто растут специфическим образом – верхние выдаются вперед, а нижние – растут немного назад.
Что же делать? С одной стороны, эта привычка естественна и закономерна, но с другой – вредна, и с ней приходится бороться.
Зачем ребенок сосет палец?
Причин может быть несколько.
- Грудные младенцы нередко сосут пальцы до или после кормления – таким образом они показывают, что уже голодны или еще «не насосались». Ведь основную порцию молока кроха съедает за первые 5-10 минут, а все остальное время сосут просто «для удовольствия», выдавливая молочко по капельке. Если малыш тянет в рот пальцы после кормления грудью, возможно, вы держите его у груди меньше, чем ему надо.
- У ребенка режутся зубки – и тогда он с особым энтузиазмом тянет в рот все, что попадается под руку.
- В более старшем возрасте ребенок может сосать палец, если ему не хватает родительской любви и ласки.
- Порой сосание пальца становится успокоительным средством – так малыш инстинктивно снимает излишнее возбуждение или успокаивает себя перед сном.
- Вашему чаду может быть просто скучно.
Как нельзя отучать от сосания пальца
«Изобретательность» некоторых родителей просто не знает границ. Они:
- мажут пальчики своих детей горчицей, соком алоэ, покрывают специальным горьким лаком;
- привязывают ручки и бинтуют пальцы;
- надевают (а порой и пришивают к рубашечке, чтобы нельзя было снять) шерстяные варежки.
Это достаточно жестокие способы, которые доставляют крохе немало страданий. А, главное, они перестают действовать, как только родители прекращают репрессивные меры. И все возвращается на круги своя.
Бесполезны также постоянные окрики «вынь палец изо рта» – с какого-то момента дети просто перестают на них реагировать, это своего рода защитная реакция организма на привычку, которая по тем или иным причинам для организма важна. Более того, угрозы и наказания порой приводят к прямо противоположному результату. Ведь, как мы выяснили, ребенок нередко сосет палец для успокоения. Значит, в стрессовой для себя ситуации (а именно к стрессу приводят окрики и наказания) малыш будет с удвоенной силой стремиться как-то себя успокоить – с помощью сосания.
Как отучить от привычки сосать палец
- Если речь идет о младенце до года, попробуйте увеличить время сосания. Грудничку можно просто чаще предлагать грудь и подольше держать у нее (минут тридцать-сорок). С искусственниками сложнее – придется подобрать такую соску, из которой сосать будет достаточно трудно, в этом случае на поглощение той же порции смеси малышу понадобится больше времени, чем раньше. В идеале на это должно тратиться около двадцати минут. Возможно, стоит добавить еще одно кормление, со временем оно отменится.
- Если малыш уже вышел из грудного возраста и сосет, в основном, для самоуспокоения, найдите другие способы его успокоить. Например, если он расстроен, научите его выражать свои чувства словами, обнимите его, приласкайте, почитайте вместе интересную книжку. Иногда дети тянут пальцы в рот в какой-то повторяющейся ситуации – например, во время просмотра телевизора. В таком случае найдите адекватную замену – подсуньте ему маленький резиновый мячик или другую игрушку, которую можно мять пальцами.
- Важно, чтобы руки были чем-то заняты. О пользе развития мелкой моторикине устают повторять логопеды и психологи – это очень важно для развития речи. Пусть малыш возится с глиной, камешками, песком, собирает конструктор из достаточно мелких деталей, складывает мозаику или паззлы.
- Маленькая модница оценит первый «настоящий» маникюр, как у мамы. Возможно, ей не захочется портить такую красоту?
- Иногда помогает визит к стоматологу, который расскажет ребенку о вреде сосания пальцев. Это достаточно авторитетный для малыша человек, и он подтвердит, что родительские требования – это не пустая их прихоть.
- Акцентируйте внимание ребенка на том, что, перестав сосать палец, он будет совсем взрослым. Эта привычка позволительна лишь самым маленьким, а для такого солидного молодого человека или взрослой девочки она просто недопустима. Кстати, большинство детей действительно сами отучаются от этой привычки в возрасте от двух до четырех лет.
Инесса Смык
Источники
- Chi P., Wang XJ. [ificance of the intact of the fascia propria in protection of pelvic plexus during total mesorectal excision]. // Zhonghua Wei Chang Wai Ke Za Zhi – 2021 – Vol24 – N4 – p.297-300; PMID:33878817
- Shih HS., Winstein CJ., Kulig K. Young adults with recurrent low back pain demonstrate altered trunk coordination during gait independent of pain us and attentional demands. // Exp Brain Res – 2021 – Vol – NNULL – p.; PMID:33871659
- Carannante F., Bianco G., Lauricella S., Mascianà G., Caricato M., Capolupo GT. TaTME approach as a rescue during a laparoscopic TME for high rectal cancer. A case report. // Int J Surg Case Rep – 2021 – Vol82 – NNULL – p.105870; PMID:33857768
- Baek SJ., Piozzi GN., Kim SH. Optimizing outcomes of colorectal cancer surgery with ic platforms. // Surg Oncol – 2021 – Vol37 – NNULL – p.101559; PMID:33839441
- Shimizu J., Iba K., Emori M., Sasaki M., Yamashita T. Reconstruction Using Free Vascularized Fibular Grafts after Wide Resection of Humerus Chondrosarcoma in a Patient with Cleidocranial Dysplasia. // Case Rep Orthop – 2021 – Vol2021 – NNULL – p.2302879; PMID:33747589
- Del Gutiérrez Delgado MP., Mera Velasco S., Turiño Luque JD., González Poveda I., Ruiz López M., Santoyo Santoyo J. Outcomes of ic-assisted vs conventional laparoscopic surgery among patients undergoing resection for rectal cancer: an observational hospital study of 300 cases. // J Surg – 2021 – Vol – NNULL – p.; PMID:33743145
- Flynn J., Larach JT., Kong JCH., Warrier SK., Heriot A. ic versus laparoscopic ventral mesh rectopexy: a systematic review and -analysis. // Int J Colorectal Dis – 2021 – Vol – NNULL – p.; PMID:33718972
- Ziati J., Souadka A., Benkabbou A., Boutayeb S., Ahmadi B., Amrani L., Mohsine R., Anass Majbar M. Transanal total mesorectal excision for patients with rectal cancer : a Systematic review and -analysis. // Gulf J Oncolog – 2021 – Vol1 – N35 – p.66-76; PMID:33716215
- Nasir I., Mureb A., Aliozo CC., Abunada MH., Parvaiz A. e of the art in ic rectal surgery: marginal gains worth the pain? // Ups Surg – 2021 – Vol – NNULL – p.; PMID:33675509
- Jayasimha S., Nagasubramanian S., Jayanth E ST., Muthukrishna Pandian R., J C., Kumar S. Management of proximal migration of double-J stents after Anderson-Hynes pyeloplasty in children. // J Pediatr Urol – 2021 – Vol – NNULL – p.; PMID:33622628
Источник
У каждого человека есть любимое занятие, помогающее расслабиться. В то время, как взрослые отдыхают за чтением книги или лежа в ароматной ванне, дети используют несколько иные способы самоуспокоения. Кто-то закутывается в любимое одеяло, кто-то обнимает старого потрепанного зайца, ну а некоторые малыши, и их довольно много, прибегают к помощи своих пальцев. В то время, как у младенцев такие привычки вызывают умиление, дети старше двух лет с пальцем во рту становятся поводом для родительского беспокойства. Почему возникает такая привычка, не повредит ли это зубам ребенка и как остановить это сосание?
Причины любви малышей к своим пальцам
Причин для любви к сосанию пальца две, и вторая является следствием первой. Большинство малышей начинают сосать палец в процессе поиска замены груди, бутылочке или пустышке. Играет роль и угасающий сосательный рефлекс, и постоянное присутствие «пальца-заменителя» рядом, но основной повод: замена успокоителя. Соска на бутылке или мамина грудь ассоциируются с получением молока, которое помогает чувствовать себя хорошо, сыто и спокойно, и в отсутствие этих объектов для сосания палец их замещает, также благотворно воздействуя на детскую психику. Прямая ассоциативная связь: «я сосу – я успокаиваюсь», своего рода приобретенный рефлекс.
Но однажды начатое сосание пальцев может перерасти в более грандиозную привычку: есть дети, которые фактически все свободное время проводят с пальцем во рту, не вынимая его при просмотре мультиков, ожидании еды, на прогулке, почти всегда, когда рот и руки не заняты другими делами. Сюда же относится и сосание пальца в течение почти всей ночи.
Специалисты считают нормой привычку детей до 4-х лет успокаиваться перед сном таким образом. Более того, многие уверены, что до смены зубов сосание пальца в постели не вредит прикусу и является вполне здоровым способом самоуспокоения.
Но что делать, если малыш не вынимает пальца изо рта, прибегает к этому способу излишне часто или уже встречался с зубной феей и ждет появления постоянных зубов?
Стратегические действия для прекращения временной привычки
Привычки к сосанию пустышки, пальцев, кончика одеяла или угла пижамы относятся к временным, и большинство детей перерастают их без вреда для здоровья. Главное правило, которое помогает избежать закрепления привычки и невротизации ребенка, – не форсировать события. Насильственные меры, запреты, ругань или попытки закрепить руки вне досягаемости и намазать палец горьким веществом приводят к отсутствию привычного успокоения, заставляют ребенка нервничать, настаивать на устоявшемся варианте расслабления или срочно изыскивать новый, чаще всего – не самый оптимальный метод (грызение ногтей, карандашей, мастурбация).
Чем сильнее давление на ребенка, тем выше его уровень тревожности и тем сильнее ему надо успокоиться. Запреты не работают.
Что делать?
Постепенное замещение пальца
Если малыш имеет не одну привычку, а несколько, например, укладываться спать вместе с зайцем, одеялом и пальцем во рту, можно начать постепенно замещать сосание укутыванием зайца, чесанием за ушком, спокойными движениями, переключающими внимание и способствующими расслаблению на мышечном уровне. Зайцу надо перед сном погладить животик, потрогать носик, положить ушки на подушку, иначе он не уснет.
В течение дня заяц тоже может стать тем любимцем, который заменит палец. Негативная сторона такого способа – повышенная потребность в зайце. Позитивная: от игрушек подросшие дети отказываются легче, чем от привычки сосать палец. Поэтому спать с игрушкой можно и нужно предлагать, даже если пока такой традиции нет.
Стоит понаблюдать за ребенком: кому-то вместо зайца подойдут завязочки на одежде, бусы или браслет с трансформером, которые можно теребить пальцами, кто-то предпочтет носить и нюхать мамину футболку, потому что от нее исходит родной запах, некоторым детям с высокой потребностью в оральной стимуляции помогают твердые овощи в перерывах между едой (морковка, кусочки огурца, яблока) или прорезыватели для зубов разной формы. А кого-то надо почаще обнимать, гладить, хвалить или делать расслабляющий массаж перед сном.
Руки – не для скуки
Энергозатратный, но эффективный способ отучить ребенка от любви к пальцу в течение дня, когда он не нуждается в успокоении, а делает это по привычке, – занимать руки. Рисование, лепка, всевозможные кубики, паззлы, пальчиковые игры, конструкторы или просьбы «перевернуть страничку, подержать вот это, положить вон туда, отнести папе» помогают избегать ситуаций, когда палец свободен и сам тянется в рот.
Не фиксировать внимание на сосании
В течение дня или во сне можно мягко вынимать палец изо рта, но, если малыш сопротивляется или сразу же отправляет палец на место, такой способ не подойдет. Не подходят также варианты с намазыванием пальца уксусом, йодом, солевым раствором, горьким лаком для ногтей и прочими народными или медикаментозными жидкостями. Не говоря уже о возможном вреде, изменение вкуса пальца, а тем более – бинтование или фиксация всей руки заставляют ребенка думать, что он виноват в чем-то, расстраиваться и пытаться скрывать свой единственный способ успокаиваться.
Позитивное подкрепление процесса
Не надо срочно что-то давать в руки или пытаться обнять ребенка, когда палец тянется в рот. Чем больше внимания к пальцу, тем медленнее будет процесс отвыкания. Вместо этого стоит подкреплять маленькие успехи словами («Молодец, твой пальчик спал сегодня не во рту, и ты не забыл погладить животик зайцу») или маленькими подарками. Для детей постарше можно завести календарик, в котором будут отмечаться «выходные пальца». Чем больше – тем радостнее для всей семьи.
Стресс, дети и пальцы во рту
Если в доме произошли или намечаются большие перемены: появился новый малыш, скоро будет переезд или ребенок идет в детский сад, отучение лучше отложить на пару месяцев. Во время повышенного стресса и тревожности попытки избавиться от пальца во рту (равно как и от других ритуалов и привычек) могут вызвать значительное сопротивление ребенка. Стоит также знать, что в таких ситуациях даже без начала отучения сосание может стать более частым и интенсивным. Взрослые также пытаются почаще принимать ванну или проводить вечер за хорошим кино в стрессовой атмосфере, так что чувства малышей вполне понятны.
Надо подождать, пока изменения пройдут, переезд состоится, первичная адаптация к детскому саду закончится, и тогда начинать постепенно заменять палец на более приемлемые способы расслабления.
Источник