Пальчиковые игры с ребенком 3 года дома

Пальчиковые игры с ребенком 3 года дома thumbnail

Кристина Авдюкова
Пальчиковые игры для детей 3–4 лет

Для чего нужна пальчиковая гимнастика?

Давайте обобщим, сколько всего полезного мы делаем, играя в пальчиковые игры. Пальчиковая гимнастика:

1. Развивает речь.

Упражняя и ритмично двигая пальчиками, малыш активизирует речевые центры головного мозга.

2. Развивает умение малыша подражать нам, взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность крохи, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу.

3. Учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.

Это очень и очень важное умение! И нам, воспитателям, нужно помогать малышу его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.

4. Когда малыш начнет говорить и сможет стихами сопровождать упражнение из пальчиковой гимнастики – это будет делать его речь более четкой, ритмичной, яркой. Таким образом, он сможет усилить контроль за своими движениями.

5. В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша!

6. А можно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение? Конечно! Ведь руками можно «рассказывать» целые истории! Сначала пример покажет воспитатель, а уж потом и ребенок может сочинить свои «пальчиковые истории».

7. Ну, и наконец, после всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем в освоении навыка письма!

Комплекс упражнений.

Перелетные птицы

Тили-тели, тили-тели –

С юга птицы прилетели!

Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.

Прилетел к нам скворушка –

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж –

Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с

мизинца левой руки.

Все вернулись, прилетели,

Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.

Песни звонкие запели!

Указательным и большим пальцами делают клюв –

«птицы поют».

Фруктовая ладошка

Этот пальчик – апельсин,

Он, конечно, не один.

Этот пальчик – слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик – абрикос,

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик – груша,

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик – ананас,

Поочередно разгибают пальчики из кулачка,

начиная с большого.

Фрукт для вас и для нас.

Показывают ладошками вокруг и на себя.

Овощи

У девчушки Зиночки

Овощи в корзиночке:

Дети делают ладошки «корзинкой».

Вот пузатый кабачок

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец.

Сгибают пальчики, начиная с большого.

Наша Зина – молодец!

Показывают большой палец.

Засолим капусту

Мы капусту рубим,

Резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз.

Мы морковку трем,

Пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя.

Мы капусту солим,

Движение пальцев, имитирующих посыпание солью из щепотки.

Мы капусту жмем.

Интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки.

Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.

Мышка

Выполнение действий в соответствии с содержанием стихотворений

Мышка зернышко нашла

И на мельницу снесла.

Намолола там муки,

Испекла всем пирожки:

Мышонку — с капустой,

Мышонку — с картошкой,

Мышонку — с морковкой,

Мышонку — с морошкой.

Для большого толстяка

Все четыре пирожка:

С капустой, с картошкой,

С морковкой, с морошкой.

Осень

Ветер по лесу летал,

Дети делают кистями плавные

движения вперед – к груди.

Ветер листики считал:

Вот дубовый,

Поочередно загибают пальцы на руке.

Вот кленовой,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

Встряхивают кистями рук.

Сказки

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть:

Вытягивают руки вперед, играя пальчиками.

Эта сказка – «Теремок».

Эта сказка – «Колобок».

Эта сказка – «Репка»:

Про внучку, бабку, дедку.

Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного.

«Волк и семеро козлят» –

Этим сказкам каждый рад!

Показывают большой палец.

Посуда

Девочка Иринка порядок наводила.

Показывают большой палец.

Девочка Иринка кукле говорила:

«Салфетки должны быть в салфетнице,

Масло должно быть в масленке,

Хлебушек должен быть в хлебнице,

А соль? Ну, конечно,в солонке!»

Поочередно соединяют большой палец с остальными

Стирка

Постираю чисто, с толком

Рубашку, кофту и футболку,

Свитерок и брюки –

Делают движения кулачками, имитирующие стирку.

Пальцами правой руки поочередно потряхивают пальцы левой руки.

(При повторе то же с другой рукой.)

Устали мои руки!

Встряхивают обе руки.

Этот пальчик

Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их начиная с большого пальца.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – Я,

Вот и вся моя семья.

Мебель

Мебель я начну считать:

Кресло, стол, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки.

Много мебели назвал –

Десять пальчиков зажал!

Поднимают зажатые кулачки вверх

Транспорт

Будем пальчики сгибать –

Сжимают и разжимают пальчики.

Будем транспорт называть:

Автомобиль и вертолет,

Трамвай, метро и самолет.

Поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца.

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали.

Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого.

Цветы

Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворения

Наши алые цветки

Раскрывают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головками качают.

Насекомые

Дружно пальчики считаем

Насекомых называем:

(сжимаем и разжимаем пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

(Поочередно сгибаем пальцы в кулак)

Это кто же тут звенит?

(вращаем мизинцем)

Ой, сюда комар летит!

Прячьтесь!

(прячем руки за спину)

В лес по ягоды

Раз, два, три, четыре, пять

(пальцы обеих рук «здороваются» — соприкасаются друг с другом: сначала соединяйте большие пальцы, затем указательные и т. д.),

В лес идем мы погулять

(указательный и средний пальцы обеих рук «идут» по столу).

За черникой за малиной

(указательным пальцем правой руки нагибайте пальцы на левой, начиная с большого,

Зa брусникой и за калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем

(указательный и средний пальцы обеих рук «идут» по столу)

Игрушки

У Антошки есть игрушки:

Вот веселая лягушка.

Вот железная машина.

Это мяч. Он из резины.

Разноцветная матрешка

И с хвостом пушистым кошка.

Поочередно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого.

Детки

(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальчики считать –

Крепкие, дружные,

Все такие нужные.

(поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого)

Тише, тише, тише,

Не шумите!

Наших деток не будите!

Птички станут щебетать,

Будут пальчики вставать.

(раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове “вставать” – открыть кулачок, широко раздвинув пальцы)

Времена года

Круглый год, круглый год!

Сжимают в кулачок пальцы правой руки и вращают большим пальцем.

За зимой весна идет,

А за весною следом

Торопится к нам лето.

И у кого не спросим –

Идет за летом осень.

А за осенью сама

Вновь идет, спешит зима.

Поочередно соединяют большой палец с остальными

(на каждое время года).

Повторяют другой рукой

Прогулка

Раз,два,три, четыре,пять

Читайте также:  За 3 ребенка в 2017 году изменения свежие

(загибаем пальчики)

Мы во двор пошли гулять

(указательным и средними пальчиками “идем” по столу)

Бабу снежную слепили

(катаем ручками “комок”)

Птичек крошками кормили

(“кормим птичек “)

С горки мы потом катались

(ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись

(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

Все в снегу домой пришли

(отряхиваем ладошки)

Суп поели

(“едим суп”,

спать легли

(ладошки под щечку).

Источник

04.09.2019

Что такое пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика очень важна для развития ребенка 3-4 лет. Благодаря этим играм развиваются моторные и тактильные  навыки. Чтобы маленькому ребенку 3-х лет было интереснее заниматься, гимнастика проводится в виде веселой игры с применением  стишков, песен, сказок, рифмовок.  Тексты стихов соответствуют движениям пальцев. Ребенок выполняет движения пальчиками и повторяет стихи за взрослым.

Как пальчиковая гимнастика влияет на развитие ребенка

Гимнастика для пальчиков используется педагогами и родителями во всем мире.

Пальчиковая гимнастика помогает развивать  ребенка в целом. Во время игры развиваются речевые навыки, мелкая моторика, координация, ритмическое мастерство, социальные навыки, речь и слух. Более того, пальчиковые игры очень веселые, нравятся детям 3-4 лет! Это помогает  развивать психическое состояние ребенка, учит радоваться и смеяться.  

 Пальчиковые потешки для ребенка 3-4 лет

► Кулачок
Один, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять,

Один, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять.

► Дразнилка
У меня пропали ручки. Спрятать за спину
Где вы, рученьки мои?
Раз, два, три, четыре, пять,
Покажитесь мне опять!

► Кошка
Вот кулак, а вот ладошка.
На ладошку села кошка.
Вот пошла она, пошла.
И в подмышечку пришла.

► Гриб
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик гриб помыл,
Этот пальчик гриб сварил,
Этот пальчик гриб съел –
Оттого и потолстел.

► Колыбельная
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик лишь уснул,
Этот крепко, крепко спит
Тихо носиком сопит…

► Семья
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Ну а этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья!

► Дразнилка
У меня пропали ручки. Спрятать за спину
Где вы, рученьки мои?
Раз, два, три, четыре, пять,
Покажитесь мне опять!

► Кошка
Вот кулак, а вот ладошка.
На ладошку села кошка.
Вот пошла она, пошла.
И в подмышечку пришла.

► Колыбельная
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик лишь уснул,
Этот крепко, крепко спит
Тихо носиком сопит…

► Семья
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Ну а этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья!

  • Развитие речи и памяти

Когда дети поют, слушают тексты стишков и выполняют упражнения в ответ, они увеличивают свой словарный запас и развивают навыки слушания и понимания.

Дети повторяют стихи за взрослым и развивают речь и память.  

  • Каждый раз, когда дети изучают песни и стихи, навыки чтения совершенствуются, улучшается разговорная речь, память становится лучше и объемнее.
  • Также ребенок развивает моторные навыки рук, необходимые для письма и рисования.  
  • Развитие чувства ритма

Ритмичное пение с движениями пальцев помогает детям развить хорошее чувство “ритма”.

  • Улучшается самооценка ребенка. Каждый раз, когда ребенок хорошо сделал гимнастику и запомнил стишок, похвалите его! Это же его достижение!

Развитие малышей 2 лет

Малыши 2х лет сначала изучают свои руки и ноги, а затем пальцы рук и ног. Они не могут манипулировать пальцами рук и ног, пока не узнают, как управлять руками и ногами.  Итак, с малышами нужно сначала проводить гимнастику, включающую в себя движение рук и ног:  хлопать в ладоши, пожимать руки, касаться руками других частей тела – животика, коленей, топать ногами. Постепенно можно ввести движение большого пальца рук. Ближе к 3м годам, ребенок будет готов к пальчиковым упражнениям и играм.

Трехлетние дети могут управлять своими пальчиками. К тому времени, когда ребенку исполнится 4 года, пальчиковые игры займут важное место в развитии.

 Детские пальчиковые игры для малышей 3-4 лет

Каждая пальчиковая игра длится несколько минут и повторяется в течение дня 2 – 3 раза.

Выберете 2-3 игры-стишка, постепенно заменяя их новыми. Со временем Вы поймете, какие стихи Ваш ребенок любит больше. 

Подготовка к пальчиковой игре:

• Сначала сами «проиграйте» игру, выучите стих;

• Не ждите мгновенной реакции от малыша 3х лет. Возможно сначала ребенок просто смотреть и слушать, как играете Вы. 

• Учитывайте настроение ребенка и подбирайте игру соответственно. 

Будьте сами в хорошем настроении, читайте стихи выразительно.  

• Играйте в пальчиковые стишки регулярно, только тогда, достигнете наибольший эффект от упражнений.

  • Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.

Игра: Вышел пальчик погулять

1,2,3,4,5 – вышли пальчики гулять.

(Загибаем пальчики на обеих руках)
Этот пальчик в лес пошел,

(разгибаем пальчики поочередно)
Этот пальчик гриб нашел,
Этот резал,
Этот ел, 
Ну а этот лишь смотрел!

Пальчиковые игры с ребенком 3 года дома

Игра 2: Ай да, пальчик, где ты был?

С первым братцем суп варил,
Со вторым пирог месил,
С третьим по двору скакал,
А с четвертым в мяч играл.
С пятым только повстречался и
Скорее спать помчался.

Еще 1 стишок про “Пальчик где ты был”

Пальчиковые игры с ребенком 3 года дома

Пальчиковая игра: Моя семья

На ладошке у меня
Помещается семья:
Пальчик — дедушка,
Пальчик — бабушка,
Пальчик — папочка,
Пальчик — мамочка.
Ну а самый крайний — я,
Это вся моя семья!

Пальчиковые игры с ребенком 3 года дома

Пальчиковая гимнастика “Паучок”

Цель: развивать мелкую моторику рук малышей 3-4 лет.

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

(Руки скрещены; пальцы каждой руки “бегут” по предплечью, а затем по плечу другой руки.)

Дождик с неба вдруг полил,

(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).)

Паучков на землю смыл.

(Хлопок ладонями по столу/коленям.)

Солнце стало пригревать,

(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)

Паучок ползёт опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

(Действия аналогичны первоначальным, “паучки” ползают на голове.)

Чтобы Вам было понятнее, как играть, посмотрите видео на 1 минуту

Пальчиковая игра «Дом»

Я хочу построить дом,

(Руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём,

(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была,

(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла.

(Одну руку поднимаем вверх и “растопыриваем” пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял,

(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

Солнце было, дождик шёл,

(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы “растопырены”. Затем пальцы опускаем вниз, делаем “стряхивающие” движения)

И тюльпан в саду расцвёл!

(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики – “бутончик тюльпана”)

Гимнастика для пальчиков “Молоточком я стучу”

Молоточком я стучу,

Дом построить я хочу,

Строю я высокий дом,

Буду жить я в доме том

Видео к пальчиковой игре Строим дом

Пальчиковые игры Зайка

Серый зайка скачет ловко,

(скачем как зайки со сложенными ручкам перед собой)

В лапках у него морковка

(показываем морковку на 2х пальчиках)

Видео пальчиковой игры на 1 минуту

Читайте также:  Занятия ребенком 1 год 3 месяца

ВАРИМ КАШУ

Наша Маша варила кашу

Кашу сварила,

малышей кормила.

(на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша)

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала,

(на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)

А этому – не дала.

Он много шалил, Свою тарелку разбил.

(со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)

Пальчиковая гимнастика “Делаем Салат”

Мы капусту рубим, рубим,

Мы морковку трем, трем,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту жмем, жмем!

Пальчиковые игры “Ручки моют посуду”

Раз, два, три, четыре

Всю посуду перемыли

Чайник, ковшик, чашки

Ложку и большую поварежку

Всю посуду перемыли

Вот так маме помогли мы

Пальчиковая гимнастика «Замок»

На дворе висит замок. (пальцы рук в кулачках)

Кто его открыть бы мог?

Потянули, (движения кисти к себе)

Покрутили, (круговые движение кистью)

Постучали – (основания ладоней стучат друг о друга)

И открыли! (пальцы разжимаются).

 Пальчиковые игры с ребенком 3 года дома

Пальчиковая гимнастика «Рыбки»

Рыбка плавает в водице, (движения ладошками слева направо)

Рыбке весело играть. (ладошка «ударяет по воде»)

Рыбка, рыбка, озорница, (то же самое движения)

Мы хотим тебя поймать. (хлопок в ладони).

Пальчиковые игры с ребенком 3 года дома

Зарядка — стишок для пальчиков

Наши пальчики — спортсмены,
Тренировки им нужны.
Пошагали, побежали,
(Пальчики как бы шагают, потом бегают).
Упражнения важны!
Наклонялись, отжимались,
(Сжимает, разжимает пальчики).
Заниматься все старались!
(Хлопает в ладоши).

Источник

Ендерова Валентина
Пальчиковая гимнастика для детей 3–4 лет

Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет.

Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста играет огромную роль. Положительные моменты гимнастики – это стимуляция моторных и речевых зон мозга, способствующие более быстрому формированию речи. Пальчиковая гимнастика подходит детям в любом возрасте.

Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают.Связь руки с мозгом перекрестная: левая рука связана с правым полушарием, а правая – с левым полушарием. Во время гимнастики работают обе руки. Первое время следует помочь ребенку поставить пальчики правильно.

Каждое упражнение имеет своё название, длиться несколько минут и повторяется в течение дня 2 – 3 раза.

Для работы нужно выбирать два или три упражнения, постепенно заменяя их новыми. Любимые игры оставлять в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию детей.

Прежде, чем приступить к игре,обратите внимание на следующие моменты:

• Сначала сами «проиграйте» игру, прежде чем показать ее малышу;

• Запаситесь терпением и не ждите мгновенной реакции. Вполне возможно,что поначалу ребенок будет пассивным слушателем: вы сами будете все показывать, рассказывать. Однако, периодическое повторение даст свои плоды.

• Учитывайте время активности малыша и его эмоциональный настрой. Не забудьте и о своем настроении, выразительности интонации, мимики;

• Ваша позиция не должна быть наставнической. Играйте «рядом» с ребенком, а не «над» ним.

• Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда, достигнете наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.

Предлагаю вам картотеку пальчиковых игр,которые я использую в своей работе:

Пальчиковая гимнастика “Паучок”

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

(Руки скрещены; пальцы каждой руки “бегут” по предплечью, а затем по плечу другой руки.)

Дождик с неба вдруг полил,

(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).)

Паучков на землю смыл.

(Хлопок ладонями по столу/коленям.)

Солнце стало пригревать,

(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)

Паучок ползёт опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

(Действия аналогичны первоначальным, “паучки” ползают на голове.)

Пальчиковая гимнастика «Дом»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Я хочу построить дом,

(Руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём,

(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была,

(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла.

(Одну руку поднимаем вверх и “растопыриваем” пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял,

(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

Солнце было, дождик шёл,

(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы “растопырены”. Затем пальцы опускаем вниз, делаем “стряхивающие” движения)

И тюльпан в саду расцвёл!

(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики – “бутончик тюльпана”)

Пальчиковая гимнастика «Цветок»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Вырос высокий цветок на поляне (показывают руками цветок,

Утром весенним раскрыл лепестки (разводят пальцы рук,

Всем лепесткам красоту и питание (движение пальцами вместе – врозь)

Дружно дают под землёй корешки (ладони вниз, тыльной стороной прижимают друг к другу, пальцы разводят).

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Здравствуй, полянка большая!

Здравствуй, трава – мурава!

Здравствуй, ягодка лесная!

Ты поспела и вкусна.

Мы лукошечко несём,

Всю тебя мы соберём. (Пальцы правой руки по очереди здороваются с пальцами левой, похлопывая друг друга кончиками.)

Пальчиковая гимнастика «Кормушка»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Сколько птиц в кормушке нашей

(ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых крылышках.

Всем хватило зернышек.

Пальчиковая гимнастика «Пальчик, пальчик, прячься»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Пальчик прячется в ладошку.

(Дети поколачивают сжатыми кулачками.)

Вот так, вот так.

Ты его согрей немножко. (Дуют в сложенные ладошки.)

Вот так, вот так.

Если пальчики замёрзли. (Дети сжимают и разжимают пальцы.)

Вот так, вот так.

Отогреть всегда их можно (хлопают в ладоши.)

Вот так, вот так.

Пальчиковая гимнастика «Дай нам, солнышко, тепла»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Мы ладошки протянули.

И на солнышко взглянули. (Дети протягивают ладошки вперёд и ритмично поворачивают их вверх – вниз.)

Дай нам, солнышко, тепла,

Чтобы силушка была. (Делают движение пальцами, словно маня к себе.)

Наши пальчики – малютки

Не хотят ждать ни минутки, (Ритмично сгибают и разгибают пальцы.)

Тук – тук, молоточками, (Наклоняются и поочерёдно ритмично стучат кулачками по коленям.)

Хлоп – хлоп, лапоточками, (Ритмично хлопают по коленям.)

Прыг – прыг, словно зайки,

Скачут на лужайке. (Стучат полусогнутыми пальцами по коленям.)

Пальчиковая гимнастика «Прятки»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

В прятки пальчики играли (Ритмично сгибаем и разгибаем пальцы.)

И головки убирали. (Усложнение: поочерёдно сгибаем каждый пальчик на обеих руках.)

Вот так, вот так,

И головки убирали.

Пальчиковая гимнастика «Раз, два, три, четыре, пять»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Раз, два, три, четыре, пять! (По очереди загибать пальцы на правой руке.)

Будем пальчики считать: (Сжимают и разжимают кулачки.)

Крепкие, дружные, (По очереди загибают пальцы на левой руке.)

Вот такие нужные!

На другой руке опять:

Раз, два, три, четыре, пять!

Пальчики быстрые,

Хотя не очень… чистые. (Машут пальцами обеих рук.)

Пальчиковая гимнастика «Зайка умывается»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Зайка серый умывается, (Дети имитируют движения умывания и вытирания.)

Видно, в гости собирается.

Вымыл носик, вымыл ухо,

Полотенцем вытер сухо.

Пальчиковая гимнастика «Теремок»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Читайте также:  Как заставить ребенка говорить в 3 года комаровский

Стоит в поле теремок (Ладошки домиком.)

На дверях висит замок. (Переплетаем пальчики, делаем замочек.)

Пришёл котик – коток, (Перекатываем руки, не расцепляя пальцы – как змейкой.)

Трык- трок, трык- трок

И открылся замок. (Расцепляем пальчики, трясём руками.)

Пальчиковая гимнастика «Дом»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Стук, стук, постук, раздаётся где – то стук. (Стучим кулачками друг о друга.)

Молоточками стучат, строят домик для зайчат

Вот с такою крышей (Ладошки над головой.)

Вот с такими стенами, (Ладошки около щёчек.)

Вот с такими окнами, (Ладошки перед лицом.)

Вот с такою дверью (Одна ладошка перед лицом.)

И вот с таким замком. (Сцепляем ручки.)

Пальчиковая гимнастика «Строим дом»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Молотком стучу, стучу, (Постукиваем кулачком правой руки по расправленной ладони левой руки.)

Сто гвоздей заколочу. (То же движение, но меняем руки.)

Буду строить дом, дом, (Ставим поочерёдно кулачок на кулачок.)

Будем жить в нём, в нём. (Поднимаем ладони, соединяем пальцы, изображая крышу дома.)

Пальчиковая гимнастика «Умывание»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Льётся чистая водица, (Дети имитируют движения по тексту.)

Мы умеем чисто мыться.

Пасту для зубов берём,

Крепко щёткой зубы трём.

Моем шею, моем уши,

После вытремся посуше.

Пальчиковая гимнастика «Тесто»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Тесто ручками помнём (сжимаем и разжимаем пальчики, как будто мнём тесто.)

Сладкий тортик испечём,

Серединку смажем джемом, (круговые движения ладошками по плоскости стола.)

А верхушку сладким кремом.

И кокосовою крошкой (сыплем «крошку» пальчиками обеих рук.)

Мы присыплем торт немножко,

А потом заварим чай («завариваем» чай.)

В гости друга приглашай.

Пальчиковая гимнастика «Солнышко, солнышко»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Солнышко, солнышко (хлопают ладонями)

Золотое донышко,

Гори, гори ясно, (сгибают и разгибают ладони.)

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей, (показывают волну)

Прилетели сто грачей, (машут руками)

А сугробы тают, тают, (опускают руки вниз)

А цветочки подрастают. (поднимают руки вверх)

Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик…»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Этот пальчик – дедушка, (загните большой палец)

Этот пальчик – бабушка, (загните указательный палец)

Этот пальчик – папочка, (загните средний палец)

Этот пальчик – мамочка, (загните безымянный палец)

Этот пальчик – я. (загните мизинец)

Вот и вся моя семья! (вращайте кисть, разведя пальцы в стороны).

Пальчиковая гимнастика «Зима»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Раз, два, три, четыре, пять (по очереди разгибайте пальцы, сжатые в кулак)

Собираемся гулять. (покажите растопыренные пальцы правой руки)

Катя саночки везёт (проведите указательным и средним пальцами правой руки по столу)

От крылечка до ворот,

А Серёжа на дорожке (сложив пальцы «щепоточкой», делайте бросающие движения)

Голубям бросает крошки.

Девочки и мальчики

Прыгают, как мячик. (помашите кистями правой и левой руки)

Пальчиковая гимнастика «Солнышко – вёдрышко»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Солнышко – вёдрышко, (сделайте «солнышко» из пальчиков – соедините указательные и большие пальцы правой и левой руки)

Выгляни в окошко,

Твои детки плачут, (указательный и средний пальцы левой руки «скачут» по ладошке правой)

По камушкам скачут.

Дождик – дождик, полно лить, (ребёнок грозит указательным пальцем правой руки)

Малых детушек мочить. (ребёнок «стряхивает воду» с правой руки, затем – с левой)

Пальчиковая гимнастика «Замок»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

На дворе висит замок. (пальцы рук в кулачках)

Кто его открыть бы мог?

Потянули, (движения кисти к себе)

Покрутили, (круговые движение кистью)

Постучали – (основания ладоней стучат друг о друга)

И открыли! (пальцы разжимаются).

Пальчиковая гимнастика «Рыбки»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Рыбка плавает в водице, (движения ладошками слева направо)

Рыбке весело играть. (ладошка «ударяет по воде»)

Рыбка, рыбка, озорница, (то же самое движения)

Мы хотим тебя поймать. (хлопок в ладони).

Пальчиковая гимнастика «Пришла весна»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Весна пришла красная, (вращайте кисти рук)

Пришла весна ясная.

Птицы громко поют, (соединяйте и разъединяйте указательные пальцы со средним – «птицы открывают и закрывают клюв»)

Людям спать не дают.

Пчёлы гудят

В поле летят. (помашите кистями рук)

С поля идут, (указательный и средний пальцы сначала правой, а за тем левой руки «идут» по столу)

Медок несут.

Пальчиковая гимнастика «Дом на поляне»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

На поляне дом стоит, (сложите ладони домиком, так чтобы большие пальцы не соприкасались)

Путь к нему пока закрыт. (большие пальцы опускаются, соприкасаясь друг с другом)

Мы ворота открываем, (пальцы по – прежнему под углом, только широко расставлены)

В этот домик приглашаем.

Пальчиковая гимнастика «Улитка, улитка…»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Улитка, улитка! (сожмите все пальчики ребёнка в кулак)

Покажите свои рога, (разжав пальчики ребёнка, переверните его руку ладонью вверх)

Дам кусок пирога, (загните мизинец правой руки)

Пышки, (загните средний палец)

Ватрушки, (загните безымянный палец)

Сдобные лепёшки – (загните мизинец)

Высуни рожки. (помогите ребёнку выставить вперёд вместе указательный палец и мизинец – показать «рожки»).

Пальчиковая гимнастика «Погреем пальчики»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Снег руками собирали,

Наши пальчики устали. (энергично сжимают и разжимают пальцы обеих рук.)

Мы их будем растирать,

Мы их будем согревать. (энергично потирают ладонь о ладонь.)

Чтобы стали горячее,

Энергично разминать. (делают массирующие движения).

Пальчиковая гимнастика «За ягодами»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Раз, два, три, четыре, (пальчики обеих рук «здороваются».)

В лес идём погулять, (пальчики» шагают».)

За черникой, (загибают по одному пальцу.)

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдём

И братишке принесём.

Пальчиковая гимнастика «Вышли пальчики гулять»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Раз, два, три, четыре, пять (поочерёдно разгибаем пальчики из кулачков, начиная с большого пальца.)

Вышли пальчики гулять,

Раз, два, три, четыре, пять (поочерёдно сгибаем пальчики в кулачки начиная с мизинца.)

В домик спрятались опять.

Пальчиковая гимнастика «На лужок»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

(Сгибание пальцев в кулачок в ритме потешки, при перечислении животных сгибать пальцы на обеих руках поочерёдно.)

На лужок пришли зайчата,

Медвежата, барсучата,

Лягушата и енот.

Приходи и ты, дружок!

Пальчиковая гимнастика «Надо спать»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

А кто не лёг в кроватку? (Руки прижаты ладонями друг к другу. Лежат на тыльной стороне одной из рук на столе, коленях).

А кто не хочет спать? (Переворачиваем руки на другой «бок».)

Такого не послушного

Я буду щекотать! (Щекочем пальчиками то одну, то другую ладошку.)

Пальчиковая гимнастика «Пирог»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Падал снег на порог. (Опускают ладони медленно.)

Кот слепил себе пирог. («Лепят» пирог.)

А пока лепил и пёк,

Ручейком пирог утёк. (Пальчики «бегут».)

Пирожки себе пеки («Пекут» пироги.)

Не из снега – из муки.

Пальчиковая гимнастика «Кулачки – ладошки»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Есть у любого два кулачка. (Показывают кулачки.)

Хлопнул один по другому слегка. (Одним кулачком стукнуть по другому.)

Ну а ладошки не отстают, (Хлопают в ладоши.)

Следом за ними весело бьют.

Кулачки быстрее бьют,

До чего с