Пальчиковая гимнастика для ребенок в 3 года

Ендерова Валентина
Пальчиковая гимнастика для детей 3–4 лет

Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет.

Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста играет огромную роль. Положительные моменты гимнастики – это стимуляция моторных и речевых зон мозга, способствующие более быстрому формированию речи. Пальчиковая гимнастика подходит детям в любом возрасте.

Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают.Связь руки с мозгом перекрестная: левая рука связана с правым полушарием, а правая – с левым полушарием. Во время гимнастики работают обе руки. Первое время следует помочь ребенку поставить пальчики правильно.

Каждое упражнение имеет своё название, длиться несколько минут и повторяется в течение дня 2 – 3 раза.

Для работы нужно выбирать два или три упражнения, постепенно заменяя их новыми. Любимые игры оставлять в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию детей.

Прежде, чем приступить к игре,обратите внимание на следующие моменты:

• Сначала сами «проиграйте» игру, прежде чем показать ее малышу;

• Запаситесь терпением и не ждите мгновенной реакции. Вполне возможно,что поначалу ребенок будет пассивным слушателем: вы сами будете все показывать, рассказывать. Однако, периодическое повторение даст свои плоды.

• Учитывайте время активности малыша и его эмоциональный настрой. Не забудьте и о своем настроении, выразительности интонации, мимики;

• Ваша позиция не должна быть наставнической. Играйте «рядом» с ребенком, а не «над» ним.

• Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда, достигнете наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.

Предлагаю вам картотеку пальчиковых игр,которые я использую в своей работе:

Пальчиковая гимнастика “Паучок”

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

(Руки скрещены; пальцы каждой руки “бегут” по предплечью, а затем по плечу другой руки.)

Дождик с неба вдруг полил,

(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).)

Паучков на землю смыл.

(Хлопок ладонями по столу/коленям.)

Солнце стало пригревать,

(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)

Паучок ползёт опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

(Действия аналогичны первоначальным, “паучки” ползают на голове.)

Пальчиковая гимнастика «Дом»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Я хочу построить дом,

(Руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём,

(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была,

(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла.

(Одну руку поднимаем вверх и “растопыриваем” пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял,

(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

Солнце было, дождик шёл,

(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы “растопырены”. Затем пальцы опускаем вниз, делаем “стряхивающие” движения)

И тюльпан в саду расцвёл!

(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики – “бутончик тюльпана”)

Пальчиковая гимнастика «Цветок»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Вырос высокий цветок на поляне (показывают руками цветок,

Утром весенним раскрыл лепестки (разводят пальцы рук,

Всем лепесткам красоту и питание (движение пальцами вместе – врозь)

Дружно дают под землёй корешки (ладони вниз, тыльной стороной прижимают друг к другу, пальцы разводят).

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Здравствуй, полянка большая!

Здравствуй, трава – мурава!

Здравствуй, ягодка лесная!

Ты поспела и вкусна.

Мы лукошечко несём,

Всю тебя мы соберём. (Пальцы правой руки по очереди здороваются с пальцами левой, похлопывая друг друга кончиками.)

Пальчиковая гимнастика «Кормушка»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Сколько птиц в кормушке нашей

(ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых крылышках.

Всем хватило зернышек.

Пальчиковая гимнастика «Пальчик, пальчик, прячься»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Пальчик прячется в ладошку.

(Дети поколачивают сжатыми кулачками.)

Вот так, вот так.

Ты его согрей немножко. (Дуют в сложенные ладошки.)

Вот так, вот так.

Если пальчики замёрзли. (Дети сжимают и разжимают пальцы.)

Вот так, вот так.

Отогреть всегда их можно (хлопают в ладоши.)

Вот так, вот так.

Пальчиковая гимнастика «Дай нам, солнышко, тепла»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Мы ладошки протянули.

И на солнышко взглянули. (Дети протягивают ладошки вперёд и ритмично поворачивают их вверх – вниз.)

Дай нам, солнышко, тепла,

Чтобы силушка была. (Делают движение пальцами, словно маня к себе.)

Наши пальчики – малютки

Не хотят ждать ни минутки, (Ритмично сгибают и разгибают пальцы.)

Тук – тук, молоточками, (Наклоняются и поочерёдно ритмично стучат кулачками по коленям.)

Хлоп – хлоп, лапоточками, (Ритмично хлопают по коленям.)

Прыг – прыг, словно зайки,

Скачут на лужайке. (Стучат полусогнутыми пальцами по коленям.)

Пальчиковая гимнастика «Прятки»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

В прятки пальчики играли (Ритмично сгибаем и разгибаем пальцы.)

И головки убирали. (Усложнение: поочерёдно сгибаем каждый пальчик на обеих руках.)

Вот так, вот так,

И головки убирали.

Пальчиковая гимнастика «Раз, два, три, четыре, пять»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Раз, два, три, четыре, пять! (По очереди загибать пальцы на правой руке.)

Будем пальчики считать: (Сжимают и разжимают кулачки.)

Крепкие, дружные, (По очереди загибают пальцы на левой руке.)

Вот такие нужные!

На другой руке опять:

Раз, два, три, четыре, пять!

Пальчики быстрые,

Хотя не очень… чистые. (Машут пальцами обеих рук.)

Пальчиковая гимнастика «Зайка умывается»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Зайка серый умывается, (Дети имитируют движения умывания и вытирания.)

Видно, в гости собирается.

Вымыл носик, вымыл ухо,

Полотенцем вытер сухо.

Пальчиковая гимнастика «Теремок»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Стоит в поле теремок (Ладошки домиком.)

На дверях висит замок. (Переплетаем пальчики, делаем замочек.)

Пришёл котик – коток, (Перекатываем руки, не расцепляя пальцы – как змейкой.)

Трык- трок, трык- трок

И открылся замок. (Расцепляем пальчики, трясём руками.)

Пальчиковая гимнастика «Дом»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Стук, стук, постук, раздаётся где – то стук. (Стучим кулачками друг о друга.)

Молоточками стучат, строят домик для зайчат

Вот с такою крышей (Ладошки над головой.)

Вот с такими стенами, (Ладошки около щёчек.)

Вот с такими окнами, (Ладошки перед лицом.)

Вот с такою дверью (Одна ладошка перед лицом.)

И вот с таким замком. (Сцепляем ручки.)

Пальчиковая гимнастика «Строим дом»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Молотком стучу, стучу, (Постукиваем кулачком правой руки по расправленной ладони левой руки.)

Сто гвоздей заколочу. (То же движение, но меняем руки.)

Буду строить дом, дом, (Ставим поочерёдно кулачок на кулачок.)

Будем жить в нём, в нём. (Поднимаем ладони, соединяем пальцы, изображая крышу дома.)

Пальчиковая гимнастика «Умывание»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Льётся чистая водица, (Дети имитируют движения по тексту.)

Мы умеем чисто мыться.

Пасту для зубов берём,

Крепко щёткой зубы трём.

Моем шею, моем уши,

После вытремся посуше.

Пальчиковая гимнастика «Тесто»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Тесто ручками помнём (сжимаем и разжимаем пальчики, как будто мнём тесто.)

Сладкий тортик испечём,

Серединку смажем джемом, (круговые движения ладошками по плоскости стола.)

А верхушку сладким кремом.

И кокосовою крошкой (сыплем «крошку» пальчиками обеих рук.)

Мы присыплем торт немножко,

А потом заварим чай («завариваем» чай.)

В гости друга приглашай.

Пальчиковая гимнастика «Солнышко, солнышко»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Солнышко, солнышко (хлопают ладонями)

Золотое донышко,

Гори, гори ясно, (сгибают и разгибают ладони.)

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей, (показывают волну)

Прилетели сто грачей, (машут руками)

А сугробы тают, тают, (опускают руки вниз)

А цветочки подрастают. (поднимают руки вверх)

Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик…»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Этот пальчик – дедушка, (загните большой палец)

Этот пальчик – бабушка, (загните указательный палец)

Этот пальчик – папочка, (загните средний палец)

Этот пальчик – мамочка, (загните безымянный палец)

Этот пальчик – я. (загните мизинец)

Вот и вся моя семья! (вращайте кисть, разведя пальцы в стороны).

Пальчиковая гимнастика «Зима»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Раз, два, три, четыре, пять (по очереди разгибайте пальцы, сжатые в кулак)

Собираемся гулять. (покажите растопыренные пальцы правой руки)

Катя саночки везёт (проведите указательным и средним пальцами правой руки по столу)

От крылечка до ворот,

А Серёжа на дорожке (сложив пальцы «щепоточкой», делайте бросающие движения)

Голубям бросает крошки.

Девочки и мальчики

Прыгают, как мячик. (помашите кистями правой и левой руки)

Пальчиковая гимнастика «Солнышко – вёдрышко»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Солнышко – вёдрышко, (сделайте «солнышко» из пальчиков – соедините указательные и большие пальцы правой и левой руки)

Выгляни в окошко,

Твои детки плачут, (указательный и средний пальцы левой руки «скачут» по ладошке правой)

По камушкам скачут.

Дождик – дождик, полно лить, (ребёнок грозит указательным пальцем правой руки)

Малых детушек мочить. (ребёнок «стряхивает воду» с правой руки, затем – с левой)

Пальчиковая гимнастика «Замок»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

На дворе висит замок. (пальцы рук в кулачках)

Кто его открыть бы мог?

Потянули, (движения кисти к себе)

Покрутили, (круговые движение кистью)

Постучали – (основания ладоней стучат друг о друга)

И открыли! (пальцы разжимаются).

Пальчиковая гимнастика «Рыбки»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Рыбка плавает в водице, (движения ладошками слева направо)

Рыбке весело играть. (ладошка «ударяет по воде»)

Рыбка, рыбка, озорница, (то же самое движения)

Мы хотим тебя поймать. (хлопок в ладони).

Пальчиковая гимнастика «Пришла весна»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Весна пришла красная, (вращайте кисти рук)

Пришла весна ясная.

Птицы громко поют, (соединяйте и разъединяйте указательные пальцы со средним – «птицы открывают и закрывают клюв»)

Людям спать не дают.

Пчёлы гудят

В поле летят. (помашите кистями рук)

С поля идут, (указательный и средний пальцы сначала правой, а за тем левой руки «идут» по столу)

Медок несут.

Пальчиковая гимнастика «Дом на поляне»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

На поляне дом стоит, (сложите ладони домиком, так чтобы большие пальцы не соприкасались)

Путь к нему пока закрыт. (большие пальцы опускаются, соприкасаясь друг с другом)

Мы ворота открываем, (пальцы по – прежнему под углом, только широко расставлены)

В этот домик приглашаем.

Пальчиковая гимнастика «Улитка, улитка…»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Улитка, улитка! (сожмите все пальчики ребёнка в кулак)

Покажите свои рога, (разжав пальчики ребёнка, переверните его руку ладонью вверх)

Дам кусок пирога, (загните мизинец правой руки)

Пышки, (загните средний палец)

Ватрушки, (загните безымянный палец)

Сдобные лепёшки – (загните мизинец)

Высуни рожки. (помогите ребёнку выставить вперёд вместе указательный палец и мизинец – показать «рожки»).

Пальчиковая гимнастика «Погреем пальчики»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Снег руками собирали,

Наши пальчики устали. (энергично сжимают и разжимают пальцы обеих рук.)

Мы их будем растирать,

Мы их будем согревать. (энергично потирают ладонь о ладонь.)

Чтобы стали горячее,

Энергично разминать. (делают массирующие движения).

Пальчиковая гимнастика «За ягодами»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Раз, два, три, четыре, (пальчики обеих рук «здороваются».)

В лес идём погулять, (пальчики» шагают».)

За черникой, (загибают по одному пальцу.)

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдём

И братишке принесём.

Пальчиковая гимнастика «Вышли пальчики гулять»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Раз, два, три, четыре, пять (поочерёдно разгибаем пальчики из кулачков, начиная с большого пальца.)

Вышли пальчики гулять,

Раз, два, три, четыре, пять (поочерёдно сгибаем пальчики в кулачки начиная с мизинца.)

В домик спрятались опять.

Пальчиковая гимнастика «На лужок»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

(Сгибание пальцев в кулачок в ритме потешки, при перечислении животных сгибать пальцы на обеих руках поочерёдно.)

На лужок пришли зайчата,

Медвежата, барсучата,

Лягушата и енот.

Приходи и ты, дружок!

Пальчиковая гимнастика «Надо спать»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

А кто не лёг в кроватку? (Руки прижаты ладонями друг к другу. Лежат на тыльной стороне одной из рук на столе, коленях).

А кто не хочет спать? (Переворачиваем руки на другой «бок».)

Такого не послушного

Я буду щекотать! (Щекочем пальчиками то одну, то другую ладошку.)

Пальчиковая гимнастика «Пирог»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Падал снег на порог. (Опускают ладони медленно.)

Кот слепил себе пирог. («Лепят» пирог.)

А пока лепил и пёк,

Ручейком пирог утёк. (Пальчики «бегут».)

Пирожки себе пеки («Пекут» пироги.)

Не из снега – из муки.

Пальчиковая гимнастика «Кулачки – ладошки»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Есть у любого два кулачка. (Показывают кулачки.)

Хлопнул один по другому слегка. (Одним кулачком стукнуть по другому.)

Ну а ладошки не отстают, (Хлопают в ладоши.)

Следом за ними весело бьют.

Кулачки быстрее бьют,

До чего стараются.

А ладошки тут как тут,

Так и рассыпаются.

Кулачки давай сердиться,

Громко хлопать стали,

А ладошки – баловницы

Тоже не отстали.

Пальчиковая гимнастика «Покорми лошадку»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Одной рукой я травку рву, (хватательные движения левой рукой)

Другой рукой я тоже рву (правой)

Я травкой накормлю коня. (Руки вытягиваем вперёд ладонями вверх.)

Вот сколько пальцев у меня. (Показываем.)

Пальчиковая гимнастика «Погладим котёнка»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

– Киса, кисонька, кисуля! – (Одной, затем другой рукой сделать расслабляющие движения для пальцев.)

Позвала котёнка Юля.

-Не спеши домой, постой! –

И погладила рукой.

Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик всё доел,

Оттого и похудел. (Загибать поочерёдно пальцы, начиная с мизинца.)

Пальчиковая гимнастика «Раз, два, три, четыре, пять»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Раз, два, три, четыре, пять! (По очереди загибать пальцы на правой руке.)

Будем пальчики считать: (Сжимают и разжимают кулачки.)

Крепкие, дружные, (По очереди загибают пальцы на левой руке.)

Вот такие нужные!

На другой руке опять:

Раз, два, три, четыре, пять!

Пальчики быстрые,

Хотя не очень… чистые. (Машут пальцами обеих рук.)

Пальчиковая гимнастика «Зайка умывается»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Зайка серый умывается, (Дети имитируют движения умывания и вытирания.)

Видно, в гости собирается.

Вымыл носик, вымыл ухо,

Полотенцем вытер сухо.

Источник

Анна Денисова
Пальчиковая гимнастика для детей 3–4 года

Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет.

Пальчиковая гимнастика — это комплекс упражнений, направленный на развитие мелкой моторики рук. Ценность пальчиковой гимнастики состоит в том, что, разрабатывая ручки детей, мы стимулируем развитие речи у малышей. Мануальные действия (действия руками) влияют на определённые участки коры головного мозга, где располагаются центры, отвечающие за продуцирование и понимание речи.

Пальчиковая гимнастика является многоцелевым комплексом упражнений, с помощью которого можно одновременно развивать моторику рук, речь, а также воображение и память.

Основные цели пальчиковой гимнастики:

1)развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук;

2)улучшение артикуляции звуков и становление ритмики речи;

3)развитие высших психологических функций:

• мышления;

• речи;

• восприятия;

• памяти;

• воображения;

4)формирование усидчивости, внимательности обучающихся.

Задачи пальчиковой гимнастики:

• развивать мелкие движения пальцев рук, а также синхронность действий пальцев обеих рук;

• сочетать мануальные и речевые действия;

• развивать высшие психологические функции детей через повторение и заучивание стишков, использующихся в подобного рода играх, а также с помощью визуализации текста игры;

• формировать интерес детей к играм такого рода;

• применять в работе фольклорный материал, что будет способствовать воспитанию и развитию личности в рамках заданных культурных традиций.

Важно в работе с детьми их заинтересованность в выполнении определённых действий. Особенность пальчиковой гимнастики заключается в том, что это всегда игра, а играть дети любят, поэтому проблем с выполнением упражнений возникнуть не должно. Пальчиковую гимнастику можно проводить как индивидуально, так и с группой детей. Время проведения гимнастики может варьироваться в зависимости от вида игры (в среднем игры длятся от трёх до пяти минут). Если игра занимает малое количество времени и хорошо знакома детям, то можно выполнять её задание во время прогулок и в перерывах между занятиями.

Перед началом выполнения упражнений необходимо подготовить детские ручки: разогреть их. Для этого можно мягкими движениями потереть ручки друг о дружку или погладить. После того как наши ручки готовы, необходимо приступать к самой гимнастике.

При проведении пальчиковой гимнастикииспользуются следующие методы:

• показ действий;

• действия руками ребёнка;

• самостоятельные действия ребёнка.

Пальчиковая гимнастика начинается с того, что детей знакомят с правилами игры, текстом упражнения и раздаточным материалом, если таковой имеется. Далее начинаем выполнять задание, проговаривая текст игры (стихотворение, считалку и др., дети же начинают повторять за взрослым. С детьми второй младшей группы можно заранее разучивать стихотворения, песенки, рассматривать иллюстрации, обсуждать и пересказывать необходимые для занятий тексты.

Советы по проведению пальчиковой гимнастики:

1. Нужно медленно и чётко проговаривать слова стихотворения (считалки или др., акцентируя внимание на сложно произносимых звуках (со временем темп можно увеличивать).

2. Следите за правильностью своих движений (за вами повторяют) и постановкой пальчиков детей.

3. При выполнении упражнений должны быть задействованы все пальчики обеих рук.

4. Каждое упражнение повторяйте 2–3 раза.

5. Используйте аккомпанемент, иллюстрации, видеоряд (это будет способствовать общему развитию ребёнка).

6. Подбирайте игры, в которых используются все движения руки (сжатие, разгибание, работа каждого пальца).

7. Используйте разнообразные по типам упражнения.

ЛИСТОЧКИ.

Ты весною видел чудо?

Как из маленькой из почки

Появляются листочки.

(Сложить ручки в кулачок, а затем разжать их).

ОВОЩИ

Собираем мы лукошко

И морковку, и картошку.

Огурцы, фасоль, горох-

Урожай у нас неплох.

(Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого.Со слов: «Урожай у нас неплох», охватываем весь кулачок).

ВСТРЕЧА

На правой руке – пальчики.

На левой руке – пальчики.

Пришла пора им встретиться –

Готовьте чемоданчики.

(Пальцами правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой руки, прикасаясь друг к другу кончиками).

МИЗИНЧИК

Наш мизинчик утром встал,

Безымянного поднял.

Средний пальчик потянулся,

Указательный проснулся.

Должен и большой вставать,-

Братьев в садик провожать.

(Кисти рук сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальцы, начиная с мизинца. С последней фразой большим пальцем и мизинцем касаться друг друга).

БАБОЧКА

Бабочка-капустница

Над цветком летала,

Весело порхала-

Пыльцу собирала.

(Скрестить запястья рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки).

СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ

Задрожали пальчики,

Как солнечные зайчики.

Пляшут, пляшут зайчики,

И трепещут пальчики.

(Поднять обе руки ладонями к себе, пальцы расставить широко. Энергично пошевелить пальцами).

РУБИМ ДРОВА.

Чтобы печку растопить,

Надо дров нам нарубить.

Рубим, рубим мы дровишки –

Пусть тепло будет детишкам.

(Имитировать движение рук дровосека, пальцы «сплести», соединить ладони и стиснуть их как можно сильнее).

НАСЕКОМЫЕ НАД ЛУГОМ.

– Жу – жу – жу,- жужжит пчела:

– Я лечу издалека. (дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут, как «крылышками») – Зу – зу – зу, – комар пищит. (ритмично «выбрасывают» указательные пальцы вперед)

– Уф – уф – уф, – как паровоз Шмель пыхтит, пыльцу повез. (ритмично притоптывают ногами)

Жук гудит: «Гу – жу, гу – жу, Я любого разбужу» (ритмично хлопают в ладоши).

УМЫВАНИЕ (МАССАЖ ПАЛЬЦЕВ)

Знаем, знаем – да – да – да,

Где ты прячешься, вода! (поочередно массируют каждый палец)

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку По – нем – нож – ку.

Нет, не понемножку – Посмелей!

Будет умываться веселей!

(энергично растирают ладони и кисти рук).

ПОДВОДНЫЙ МИР.

Посмотри скорей вокруг! (Делают ладошку у лба «козырьком»).

Что ты видишь, милый друг? (Приставляют пальцы колечками у глаз.)

Здесь прозрачная вода.

Плывет морской конек сюда.

Вот медуза, вот кальмар.

А это? Это рыба-шар.

А вот, расправив восемь ног,

Гостей встречает осьминог.

(Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.)

ЗАСОЛИМ КАПУСТУ

Мы капусту рубим, рубим (Резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз).

Мы морковку трем, трем (Пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя).

Мы капусту солим, солим (Движение пальцев, имитирующих посыпание солью из щепотки).

Мы капусту жмем, жмем. (Интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки. Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца).

ПО ГРИБЫ (потешка)

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идём грибы искать!

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл.

Этот пальчик чистить стал.

Этот пальчик всё съел,

Оттого и потолстел.

(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца).

СОЛНЫШКО

Утром солнышко встаёт выше, выше, (руки высоко вверх).

Ночью солнышко зайдет ниже, ниже. (руки вниз).

Хорошо-хорошо солнышку живётся, (делаем ручками фонарики)

И нам вместе с солнышком весело живётся (хлопаем в ладоши).

Источник