Оздоровление ребенка 2 года

Оздоровление ребенка 2 года thumbnail

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Колобок»

г.Волгодонск

«Расти здоровым, малыш!»

Оздоровление детей раннего возраста

Воспитатель: Теличкина И.Н.

« Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

В. А. Сухомлинский

Здоровье – это состояние полного физического, психического

и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или

физических дефектов (Всемирная организация здравоохранения).

В раннем возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности, повышается его устойчивость к внешним воздействиям, формируется осанка, приобретаются физические качества, привычки, вырабатываются волевые черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Начиная с раннего возраста, в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется психическое, физическое, социальное здоровье, другие качества, необходимые для всестороннего развития личности, отмечается повышение требований к физическому, психическому, личностному развитию детей.

Многочисленные исследования свидетельствуют о первостепенной роли движений в становлении психических функций ребёнка и наличии тесной связи между показателями физических и психических качеств у дошкольников. Установлено, что отставание в умственном развитии приводит к отставанию в развитии физических качеств и наоборот: доказано положительное влияние активной двигательной деятельности на умственную работоспособность.

Восстановление системы общественного воспитания детей раннего возраста происходит в обстановке меняющейся экономической и политической ситуации. Сохранить здоровье и интеллект нации на современном этапе – главная задача, в решении которой проблема развития детей раннего возраста в условиях семьи и общественного воспитания является центральной.

Планируя работу с детьми раннего возраста, я основывалась на программу, рекомендованной для детей раннего возраста «Расти здоровым малыш!» (Программа оздоровления для детей раннего возраста), Павлова П.А., Горбунова. Программа разработана на основе современных здоровьесберегающих технологий, с учётом особенностей развития детей раннего возраста. Программа принята к реализации на основе проблемного анализа состояния здоровья детей раннего возраста.

Цель – защита, охрана и укрепление здоровья ребенка раннего возраста, формирование основ здорового образа жизни.Задачи:

  • Создать в группе условия, при которых возможно полное удовлетворение основных потребностей ребенка, сохранение его физического и психического здоровья, становление полноценной личности.
  • Формировать у детей жизненно необходимые двигательные умения и навыки в различных видах деятельности.
  • Развивать различные виды восприятия у детей раннего возраста.
  • Воспитывать у детей раннего возраста умение взаимодействовать друг с другом в детском коллективе.
  • Развитие различных видов моторики у детей раннего возраста (общей, мелкой и артикуляционной).
  • Обеспечение психологической безопасности личности
  • Развитие правильного речевого и неречевого дыхания.

Ожидаемые результаты:

1.У детей раннего возраста:

  • Оптимальное функционирование организма.
  • Повышение адаптивности к неблагоприятным факторам внешней среды.
  • Сформированность основ здорового образа жизни, полезных привычек.
  • Осознание своей жизни в определенном социуме, сформированность инициативности, проявление чувства «Я».
  • Защита, эмоциональный комфорт, интересное содержание жизни в детском саду.

2. У педагогов:

  • Создание таких условий для развития детей, которые помогут им гармонично войти в мир и реализовать потенциал, заложенный природой и собственной программой развития.

3. У родителей:

  • Знания – что, как, когда и почему надо делать с ребенком, чтобы обеспечить его здоровье и полноценное развитие.

Средства реализации.

1. Развивающее общение.

2. Пространственная предметно – развивающая среда.

3. Развивающие виды деятельности.

Современные здоровьесберегающие технологии для детей раннего возраста. Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Виды здоровьесберегающих технологий.

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Обеспечение здорового ритма жизни ребенка в детском саду

– Динамические паузы

– Подвижные и спортивные игры

– Релаксация

– Технологии эстетической направленности

– Гимнастика пальчиковая

– Гимнастика дыхательная

– Гимнастика бодрящая

– Гимнастика ортопедическая

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие

3. Коррекционные технологии

Технологии музыкального воздействия

Технологии воздействия цветом

Комплексные мероприятия по оздоровлению.

  1. Уход за детьми.

Привычки здорового образа жизни: туалет носа, умывание, туалет, подмывание, самостоятельный прием пищи, одевание.

2. Питание.

3. Сон.

Читайте также:  Ребенок истерит по любому поводу 2 года что делать

4. Закаливание.

5. Физкультурно – оздоровительная работа.

6. Лечебно – оздоровительная работа.

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ В ДОУ.

В дошкольном образовательном учреждении необходимо создать комфортные условия для детей с учетом положительного воздействия на здоровье цвета, света и развивающей среды.

В нашей группе есть уголок здоровья, в котором находится оборудование для самостоятельных занятий спортом, нестандартное оборудование, объединяющее физкультуру с игрой, которое способствует созданию условий для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности.

Закаливание детей раннего возраста также является важным фактором, способствующим укреплению здоровья малышей. Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма главным образом низким температурам, поскольку в возникновении ряда заболеваний играет важную роль охлаждение организма (болезни верхних дыхательных путей, воспаление легких, нефриты, ревматизм и т. п.).Цель закаливания – выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным повторением воздействия того или иного фактора (холода, тепла и т. п.) и постепенного повышения его дозировки.

А лучок-то какой вкусный!Собираемся на прогулку. Нам морозы не страшны!!!

Подвижные, фольклорные пальчиковые игры и мелкая моторика

Физическое воспитание и оздоровление детей раннего возраста в настоящее время неоспоримо. Двигательный опыт детей чрезвычайно мал. Мышцы туловища и конечности находятся еще на самой ранней стадии развития. Нуждается в укреплении и устойчивость равновесия, необходимая при выполнении большинства движений. В этот период ребенок учится многому: осваивает ходьбу, разнообразные действия с предметами, у него развивается активная речь. Систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Психологи утверждают, что гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание ребенка.

Цель: Учить детей раннего возраста правильно выполнять основные движения. Развивать физические возможности детей, укреплять организм.

Прививать интерес к физической деятельности.

Задачи:

– создание эмоционального комфорта для детей.

– стимулирование желания детей заниматься двигательной

активностью.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете положении в пространстве.

У многих детей с проблемами развития восприятия отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности; недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук. Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной степени связано с физическим недоразвитием.

Цель: Обеспечить накопление представлений у детей раннего возраста о цвете, форме, величине предметов, их свойствах. Задачи:

– общее оздоровление, укрепление организма, развитие двигательных способностей, сознательного управления движениями, формирование правильной осанки; развитие нервной системы (быстрота реакций, координация движений), развитие организованности, дисциплины;

– совершенствование сенсорных представлений, перцептивных действий, формирование аналитического восприятия; развитие произвольного внимания, памяти, речи, мыслительных способностей.

Восприятие цвета, формы, величины.

Дыхательная и звуковая гимнастика.

При работе с детьми раннего возраста большое внимание уделяется формированию, развитию и укреплению респираторной системы и на этом фоне общему оздоровлению организма. Значительную роль в развитии органов дыхания играет дыхательная гимнастика, которая повышает обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. При этом постепенно восстанавливаются нарушенные в ходе болезни механизмы центральной нервной системы, в том числе и головного мозга, улучшается и дренажная функция бронхов, постепенно восстанавливается носовое дыхание.

Сформированный навык правильного дыхания одна из составляющих здорового образа

жизниЦель: Повысить жизненный тонус и сопротивляемость, закаленность, устойчивость организма к заболеваниям дыхательной системы.

Задачи: 1.Научить детей дышать через нос.

2. Подготовить их к выполнению более сложных дыхательных

упражнений.

В начале учебного года, с вновь поступившими детьми, провожу игровые занятия, на которых дети учатся правильно дышать. Важность таких игровых приемов заключается в том, чтобы дети научились правильно производить вдох через нос и выдох через рот. Такие игровые упражнения, как «Шар», «Одуванчик» помогли детям сформировать данное умение. Кроме этого я постаралась вызвать интерес к дыхательным упражнениям, желание познавать свой организм, развивать понимание осознанного отношения к своему здоровью.

Различные атрибуты, используемые при выполнении дыхательной гимнастики, тоже имеют свою значимость. Важность использования нетрадиционного материала: снежинок, ленточек, ярких трубочек, вертушек, и др. невозможно переоценить, т.к. ребенок дошкольного возраста характеризуется наглядно-образным мышлением. Это благотворно влияет на их эмоциональный настрой, а также на весь организм в целом в воспитательно-образовательном и физкультурно-оздоровительном процессе. Яркие образные и простые ненавязчивые, доступные, атрибуты, предназначенные для выполнения дыхательных упражнений, близки детям по своим развивающим и оздоравливающим возможностям. Единство оздоровительных и образовательных аспектов работы с детьми обеспечивало сочетание дыхательных и звуковых упражнений. При выполнении таких специальных упражнений с шипящими и свистящими звуками вдох необходимо производить через нос, а выдох – через рот – это следующий этап оздоровительной программы дыхательных упражнений.

Читайте также:  Ребенок 2 года истерика ночью комаровский

Игровые упражнения «Комарик», «Муха», «Гусь», «Каша» «Трубач». – сформировали у детей умение выполнять полный удлиненный выдох.

Сел комарик под кусточек

На еловый на пенёчек

Свесил ножки на песочек

Сунул носик под листочек –

спря – ятался

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Ты подай голосок

Через темный лесок.

Ку – ка – ре – ку

Следующим важным этапом работы по формированию правильного дыхания является использование игровых упражнений с движением рук, ног и туловища, которые позволяют следить за распределением нагрузки на все части тела: «Петушок», «Ворона», «Филин»,«Паровоз». – вот тот небольшой перечень используемых игровых упражнений

Результативность работы: использование дыхательной гимнастики, как средство оздоровления в работе с детьми дошкольного возраста по физическому воспитанию создает возможность уменьшения заболеваний дыхательной системы.Психоэмоциональное благополучие ребенка

Одной из главных задач оздоровления детей раннего возраста является создание атмосферы психологического комфорта и эмоционального благополучия, свободной творческой и активной личности. Поэтому это может быть и уголок уединения, который представляет собой нишу покоя, где ребенок чувствует себя защищенным и может тихонечко играть. Иногда ему это нужно, иногда нет. Такие уголки скрывают ребенка от посторонних глаз.

Технологии музыкального воздействия

используется в качестве вспомогательного средства, как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.

Здоровье детей – это будущее страны. Сохранить и улучшать здоровье детей

– это огромная каждодневная работа, начиная с рождения. И особое значение

принадлежит первым годам жизни ребенка.

Первые годы жизни ребенка – важный этап в его формировании. Каким будет взрослый человек по своим физическим и умственным способностям, нравственным качествам, в большей степени зависит от этого периода.

Работая в группе раннего возраста в условиях Крайнего Севера, где дети часто и подолгу болеют, я пришла к выводу: частично, проблемы здоровья детей раннего возраста, можно решать в детском саду не путем превращения ДОУ в лечебное учреждение, а за счет более широкого включения в воспитательно-образовательный процесс инновационных оздоровительных технологий, позволяющих не просто предупредить болезнь, а гарантировать любому ребенку, посещающему детский сад, здоровье.

Система оздоровления детей, о которой я рассказала, позволила сократить число случаев заболеваний, двигательная деятельность детей эффективно развивается, а здоровье сохраняется и укрепляется.

Источник

Оздоровительная работа во второй группе раннего возраста на 2018-2019 уч.г.

Свето-воздушные ванны:

-Проветривание, (ежедневно);

-Прогулки на свежем воздухе; Осенью и зимой не реже 2 раз по 1,5 ч; летом 4-6 ч;

– Сон при открытых фрамугах, сон без маек (летом)

Полоскание рта (водой комнатной температуры)

Ежедневно после приема пищи.

Гигиенические и водные процедуры:

– Умывание;

– Мытьё рук, (ежедневно)

Спецзакаливание

– хождение босиком (при t пола 18° C)

сначала по 1 минуте и прибавлять через каждые 5-7 дней по 1 минуте, доведя общую продолжительность до 8-10 минут, (ежедневно);

– Дыхательная гимнастика, (после сна)

– Обливание рук прохладной водой. Начинать надо тепловатой водой (30-32 °С)

Кварцевание групп

Ежедневно

Режим двигательной активности воспитанников второй группы раннего возраста (1,5-3) года

на 2018-2019 учебный год

Формы организации

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Утренняя гимнастика

5 мин.

5 мин.

5 мин.

5 мин.

5 мин.

Физкультминутка

(во время НОД)

1 мин.

1 мин.

1 мин.

1 мин.

1 мин.

Физическая культура

9 мин.

9 мин.

9 мин.

Музыка

9 мин.

9 мин

.-

Прогулка:

– подвижные игры и упражнения

Читайте также:  Стул со слизью и температура у ребенка 2 года

– оздоровительный бег

– самостоятельная двигательная активность

5 мин.

5 мин.

5 мин.

5 мин.

5 мин.

15 мин.

15 мин.

15 мин.

15 мин.

15 мин.

Бодрящая гимнастика после дневного сна

5 мин.

5 мин.

5 мин.

5 мин.

5 мин.

Самостоятельная двигательная активность в группе

15 мин.

15 мин.

15 мин.

15 мин.

15 мин.

Индивидуальная работа по развитию движений

Ежедневно по 10 мин.

Физкультурные досуги

10 мин.

1 раз в месяц

Дни здоровья

1 раз в месяц

Всего объем двигательной активности в организованных формах деятельности в день

55 мин.

55 мин.

55 мин.

55 мин.

55 мин.

В неделю

4 часа 35 мин.

Перспективный план проведения комплексов утренней гимнастики

во второй группе раннего возраста

на 2018-2019 учебный год

Месяц/

Неделя

1 – 2 неделя

3 – 4 неделя

Сентябрь

Комплекс

«Ласковая киска»

Комплекс

«Веселые гуси»

Октябрь

Комплекс

«Звонкие погремушки»

Комплекс

«Любимые игрушки»

Ноябрь

Комплекс «

Части тела»

Комплекс

«Петя-петушок»

Декабрь

Комплекс

«Цирковые медвежата»

Комплекс

«Веселые обезьянки»

Январь

Комплекс

«Серенький зайчишка»

Комплекс

«Герои сказок»

Февраль

Комплекс

«Веселые зверята»

Комплекс

«В гости к ежику»

Март

Комплекс

«Поросенок Хрю-Хрю»

Комплекс

«Белочка в гостях у детворы»

Апрель

Комплекс

«Верная собачка»

Комплекс

«Сильный слон»

Май

Комплекс

«Деревья в лесу»

Комплекс

«Лучистое солнышко»

Перспективный план использования бодрящей гимнастики после сна

во второй группе раннего возраста

на 2018-2019 учебный год

Месяц/

Неделя

1 – 2 неделя

3 – 4 неделя

Сентябрь

Комплекс

«В гостях у солнышка»»

Комплекс

«Просыпаются котята»

Октябрь

Комплекс

«Веселый зоопарк»

Комплекс

«Прятки»

Ноябрь

Комплекс

«Любимые игрушки»

Комплекс

«Жучки-паучки»

Декабрь

Комплекс

«Поиграем носиком»

Комплекс

«Поиграем с ушками»

Январь

Комплекс

«В гостях у солнышка»

Комплекс

«Просыпаются котята»

Февраль

Комплекс

«Веселый зоопарк»

Комплекс

«Прятки»

Март

Комплекс

«Любимые игрушки»

Комплекс

«Жучки-паучки»

Апрель

Комплекс

«Поиграем носиком»

Комплекс

«Поиграем с ушками»

Май

Комплекс

«В гостях у солнышка»»

Комплекс

«Просыпаются котята»

Перспективный план использования пальчиковых игр во второй группе раннего возраста

на 2018-2019 г.

Сентябрь

1-2 неделя

«Вышли пальчики гулять»

Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.стр.43

3-4 неделя

«Разминка»

Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.стр.42

Октябрь

1-2 неделя

«Апельсин»

Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.стр.46

3-4 неделя

«Лапки-царапки»

Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.стр.37

Ноябрь

1-2 неделя

«Ежик»

Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.стр.38

3-4 неделя

«Маленькие ножки идут по дорожке»

Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.стр.39

Декабрь

1-2 неделя

«Мы топали»

Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.стр.40

3-4 неделя

«Барабанчики»

Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.стр.40

Январь

1-2 неделя

«Разминка»

Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.стр.42

3-4 неделя

«Птички»

Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.стр.38

Февраль

1-2 неделя

«Сорока-белобока»

Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.стр.25

3-4 неделя

«Моя семья»

Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.стр.42

Март

1-2 неделя

«Спокойного сна»

Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.стр.44

3-4 неделя

«Замок»

Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.стр.45

Апрель

1-2 неделя

«Черепашка»

Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.стр.44

3-4 неделя

«Моторчик»

Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.стр.41

Май

1-2 неделя

«Дождик»

Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.стр.29

3-4 неделя

«Идет коза рогатая»

Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.стр.21

Источник