Оздоровление ребенка 2 года

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Колобок»
г.Волгодонск
«Расти здоровым, малыш!»
Оздоровление детей раннего возраста
Воспитатель: Теличкина И.Н.
« Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В. А. Сухомлинский
Здоровье – это состояние полного физического, психического
и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или
физических дефектов (Всемирная организация здравоохранения).
В раннем возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности, повышается его устойчивость к внешним воздействиям, формируется осанка, приобретаются физические качества, привычки, вырабатываются волевые черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Начиная с раннего возраста, в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется психическое, физическое, социальное здоровье, другие качества, необходимые для всестороннего развития личности, отмечается повышение требований к физическому, психическому, личностному развитию детей.
Многочисленные исследования свидетельствуют о первостепенной роли движений в становлении психических функций ребёнка и наличии тесной связи между показателями физических и психических качеств у дошкольников. Установлено, что отставание в умственном развитии приводит к отставанию в развитии физических качеств и наоборот: доказано положительное влияние активной двигательной деятельности на умственную работоспособность.
Восстановление системы общественного воспитания детей раннего возраста происходит в обстановке меняющейся экономической и политической ситуации. Сохранить здоровье и интеллект нации на современном этапе – главная задача, в решении которой проблема развития детей раннего возраста в условиях семьи и общественного воспитания является центральной.
Планируя работу с детьми раннего возраста, я основывалась на программу, рекомендованной для детей раннего возраста «Расти здоровым малыш!» (Программа оздоровления для детей раннего возраста), Павлова П.А., Горбунова. Программа разработана на основе современных здоровьесберегающих технологий, с учётом особенностей развития детей раннего возраста. Программа принята к реализации на основе проблемного анализа состояния здоровья детей раннего возраста.
Цель – защита, охрана и укрепление здоровья ребенка раннего возраста, формирование основ здорового образа жизни.Задачи:
- Создать в группе условия, при которых возможно полное удовлетворение основных потребностей ребенка, сохранение его физического и психического здоровья, становление полноценной личности.
- Формировать у детей жизненно необходимые двигательные умения и навыки в различных видах деятельности.
- Развивать различные виды восприятия у детей раннего возраста.
- Воспитывать у детей раннего возраста умение взаимодействовать друг с другом в детском коллективе.
- Развитие различных видов моторики у детей раннего возраста (общей, мелкой и артикуляционной).
- Обеспечение психологической безопасности личности
- Развитие правильного речевого и неречевого дыхания.
Ожидаемые результаты:
1.У детей раннего возраста:
- Оптимальное функционирование организма.
- Повышение адаптивности к неблагоприятным факторам внешней среды.
- Сформированность основ здорового образа жизни, полезных привычек.
- Осознание своей жизни в определенном социуме, сформированность инициативности, проявление чувства «Я».
- Защита, эмоциональный комфорт, интересное содержание жизни в детском саду.
2. У педагогов:
- Создание таких условий для развития детей, которые помогут им гармонично войти в мир и реализовать потенциал, заложенный природой и собственной программой развития.
3. У родителей:
- Знания – что, как, когда и почему надо делать с ребенком, чтобы обеспечить его здоровье и полноценное развитие.
Средства реализации.
1. Развивающее общение.
2. Пространственная предметно – развивающая среда.
3. Развивающие виды деятельности.
Современные здоровьесберегающие технологии для детей раннего возраста. Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Виды здоровьесберегающих технологий.
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Обеспечение здорового ритма жизни ребенка в детском саду
– Динамические паузы
– Подвижные и спортивные игры
– Релаксация
– Технологии эстетической направленности
– Гимнастика пальчиковая
– Гимнастика дыхательная
– Гимнастика бодрящая
– Гимнастика ортопедическая
2. Технологии обучения здоровому образу жизни
Физкультурное занятие
3. Коррекционные технологии
Технологии музыкального воздействия
Технологии воздействия цветом
Комплексные мероприятия по оздоровлению.
- Уход за детьми.
Привычки здорового образа жизни: туалет носа, умывание, туалет, подмывание, самостоятельный прием пищи, одевание.
2. Питание.
3. Сон.
4. Закаливание.
5. Физкультурно – оздоровительная работа.
6. Лечебно – оздоровительная работа.
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ В ДОУ.
В дошкольном образовательном учреждении необходимо создать комфортные условия для детей с учетом положительного воздействия на здоровье цвета, света и развивающей среды.
В нашей группе есть уголок здоровья, в котором находится оборудование для самостоятельных занятий спортом, нестандартное оборудование, объединяющее физкультуру с игрой, которое способствует созданию условий для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности.
Закаливание детей раннего возраста также является важным фактором, способствующим укреплению здоровья малышей. Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма главным образом низким температурам, поскольку в возникновении ряда заболеваний играет важную роль охлаждение организма (болезни верхних дыхательных путей, воспаление легких, нефриты, ревматизм и т. п.).Цель закаливания – выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным повторением воздействия того или иного фактора (холода, тепла и т. п.) и постепенного повышения его дозировки.
А лучок-то какой вкусный!Собираемся на прогулку. Нам морозы не страшны!!!
Подвижные, фольклорные пальчиковые игры и мелкая моторика
Физическое воспитание и оздоровление детей раннего возраста в настоящее время неоспоримо. Двигательный опыт детей чрезвычайно мал. Мышцы туловища и конечности находятся еще на самой ранней стадии развития. Нуждается в укреплении и устойчивость равновесия, необходимая при выполнении большинства движений. В этот период ребенок учится многому: осваивает ходьбу, разнообразные действия с предметами, у него развивается активная речь. Систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Психологи утверждают, что гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание ребенка.
Цель: Учить детей раннего возраста правильно выполнять основные движения. Развивать физические возможности детей, укреплять организм.
Прививать интерес к физической деятельности.
Задачи:
– создание эмоционального комфорта для детей.
– стимулирование желания детей заниматься двигательной
активностью.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете положении в пространстве.
У многих детей с проблемами развития восприятия отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности; недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук. Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной степени связано с физическим недоразвитием.
Цель: Обеспечить накопление представлений у детей раннего возраста о цвете, форме, величине предметов, их свойствах. Задачи:
– общее оздоровление, укрепление организма, развитие двигательных способностей, сознательного управления движениями, формирование правильной осанки; развитие нервной системы (быстрота реакций, координация движений), развитие организованности, дисциплины;
– совершенствование сенсорных представлений, перцептивных действий, формирование аналитического восприятия; развитие произвольного внимания, памяти, речи, мыслительных способностей.
Восприятие цвета, формы, величины.
Дыхательная и звуковая гимнастика.
При работе с детьми раннего возраста большое внимание уделяется формированию, развитию и укреплению респираторной системы и на этом фоне общему оздоровлению организма. Значительную роль в развитии органов дыхания играет дыхательная гимнастика, которая повышает обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. При этом постепенно восстанавливаются нарушенные в ходе болезни механизмы центральной нервной системы, в том числе и головного мозга, улучшается и дренажная функция бронхов, постепенно восстанавливается носовое дыхание.
Сформированный навык правильного дыхания одна из составляющих здорового образа
жизниЦель: Повысить жизненный тонус и сопротивляемость, закаленность, устойчивость организма к заболеваниям дыхательной системы.
Задачи: 1.Научить детей дышать через нос.
2. Подготовить их к выполнению более сложных дыхательных
упражнений.
В начале учебного года, с вновь поступившими детьми, провожу игровые занятия, на которых дети учатся правильно дышать. Важность таких игровых приемов заключается в том, чтобы дети научились правильно производить вдох через нос и выдох через рот. Такие игровые упражнения, как «Шар», «Одуванчик» помогли детям сформировать данное умение. Кроме этого я постаралась вызвать интерес к дыхательным упражнениям, желание познавать свой организм, развивать понимание осознанного отношения к своему здоровью.
Различные атрибуты, используемые при выполнении дыхательной гимнастики, тоже имеют свою значимость. Важность использования нетрадиционного материала: снежинок, ленточек, ярких трубочек, вертушек, и др. невозможно переоценить, т.к. ребенок дошкольного возраста характеризуется наглядно-образным мышлением. Это благотворно влияет на их эмоциональный настрой, а также на весь организм в целом в воспитательно-образовательном и физкультурно-оздоровительном процессе. Яркие образные и простые ненавязчивые, доступные, атрибуты, предназначенные для выполнения дыхательных упражнений, близки детям по своим развивающим и оздоравливающим возможностям. Единство оздоровительных и образовательных аспектов работы с детьми обеспечивало сочетание дыхательных и звуковых упражнений. При выполнении таких специальных упражнений с шипящими и свистящими звуками вдох необходимо производить через нос, а выдох – через рот – это следующий этап оздоровительной программы дыхательных упражнений.
Игровые упражнения «Комарик», «Муха», «Гусь», «Каша» «Трубач». – сформировали у детей умение выполнять полный удлиненный выдох.
Сел комарик под кусточек
На еловый на пенёчек
Свесил ножки на песочек
Сунул носик под листочек –
спря – ятался
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Ты подай голосок
Через темный лесок.
Ку – ка – ре – ку
Следующим важным этапом работы по формированию правильного дыхания является использование игровых упражнений с движением рук, ног и туловища, которые позволяют следить за распределением нагрузки на все части тела: «Петушок», «Ворона», «Филин»,«Паровоз». – вот тот небольшой перечень используемых игровых упражнений
Результативность работы: использование дыхательной гимнастики, как средство оздоровления в работе с детьми дошкольного возраста по физическому воспитанию создает возможность уменьшения заболеваний дыхательной системы.Психоэмоциональное благополучие ребенка
Одной из главных задач оздоровления детей раннего возраста является создание атмосферы психологического комфорта и эмоционального благополучия, свободной творческой и активной личности. Поэтому это может быть и уголок уединения, который представляет собой нишу покоя, где ребенок чувствует себя защищенным и может тихонечко играть. Иногда ему это нужно, иногда нет. Такие уголки скрывают ребенка от посторонних глаз.
Технологии музыкального воздействия
используется в качестве вспомогательного средства, как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.
Здоровье детей – это будущее страны. Сохранить и улучшать здоровье детей
– это огромная каждодневная работа, начиная с рождения. И особое значение
принадлежит первым годам жизни ребенка.
Первые годы жизни ребенка – важный этап в его формировании. Каким будет взрослый человек по своим физическим и умственным способностям, нравственным качествам, в большей степени зависит от этого периода.
Работая в группе раннего возраста в условиях Крайнего Севера, где дети часто и подолгу болеют, я пришла к выводу: частично, проблемы здоровья детей раннего возраста, можно решать в детском саду не путем превращения ДОУ в лечебное учреждение, а за счет более широкого включения в воспитательно-образовательный процесс инновационных оздоровительных технологий, позволяющих не просто предупредить болезнь, а гарантировать любому ребенку, посещающему детский сад, здоровье.
Система оздоровления детей, о которой я рассказала, позволила сократить число случаев заболеваний, двигательная деятельность детей эффективно развивается, а здоровье сохраняется и укрепляется.
Источник
Оздоровительная работа во второй группе раннего возраста на 2018-2019 уч.г.
Свето-воздушные ванны:
-Проветривание, (ежедневно);
-Прогулки на свежем воздухе; Осенью и зимой не реже 2 раз по 1,5 ч; летом 4-6 ч;
– Сон при открытых фрамугах, сон без маек (летом)
Полоскание рта (водой комнатной температуры)
Ежедневно после приема пищи.
Гигиенические и водные процедуры:
– Умывание;
– Мытьё рук, (ежедневно)
Спецзакаливание
– хождение босиком (при t пола 18° C)
сначала по 1 минуте и прибавлять через каждые 5-7 дней по 1 минуте, доведя общую продолжительность до 8-10 минут, (ежедневно);
– Дыхательная гимнастика, (после сна)
– Обливание рук прохладной водой. Начинать надо тепловатой водой (30-32 °С)
Кварцевание групп
Ежедневно
Режим двигательной активности воспитанников второй группы раннего возраста (1,5-3) года
на 2018-2019 учебный год
Формы организации
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Утренняя гимнастика
5 мин.
5 мин.
5 мин.
5 мин.
5 мин.
Физкультминутка
(во время НОД)
1 мин.
1 мин.
1 мин.
1 мин.
1 мин.
Физическая культура
9 мин.
–
9 мин.
–
9 мин.
Музыка
–
9 мин.
–
9 мин
.-
Прогулка:
– подвижные игры и упражнения
– оздоровительный бег
– самостоятельная двигательная активность
5 мин.
5 мин.
5 мин.
5 мин.
5 мин.
15 мин.
15 мин.
15 мин.
15 мин.
15 мин.
Бодрящая гимнастика после дневного сна
5 мин.
5 мин.
5 мин.
5 мин.
5 мин.
Самостоятельная двигательная активность в группе
15 мин.
15 мин.
15 мин.
15 мин.
15 мин.
Индивидуальная работа по развитию движений
Ежедневно по 10 мин.
Физкультурные досуги
10 мин.
1 раз в месяц
Дни здоровья
1 раз в месяц
Всего объем двигательной активности в организованных формах деятельности в день
55 мин.
55 мин.
55 мин.
55 мин.
55 мин.
В неделю
4 часа 35 мин.
Перспективный план проведения комплексов утренней гимнастики
во второй группе раннего возраста
на 2018-2019 учебный год
Месяц/
Неделя
1 – 2 неделя
3 – 4 неделя
Сентябрь
Комплекс
«Ласковая киска»
Комплекс
«Веселые гуси»
Октябрь
Комплекс
«Звонкие погремушки»
Комплекс
«Любимые игрушки»
Ноябрь
Комплекс «
Части тела»
Комплекс
«Петя-петушок»
Декабрь
Комплекс
«Цирковые медвежата»
Комплекс
«Веселые обезьянки»
Январь
Комплекс
«Серенький зайчишка»
Комплекс
«Герои сказок»
Февраль
Комплекс
«Веселые зверята»
Комплекс
«В гости к ежику»
Март
Комплекс
«Поросенок Хрю-Хрю»
Комплекс
«Белочка в гостях у детворы»
Апрель
Комплекс
«Верная собачка»
Комплекс
«Сильный слон»
Май
Комплекс
«Деревья в лесу»
Комплекс
«Лучистое солнышко»
Перспективный план использования бодрящей гимнастики после сна
во второй группе раннего возраста
на 2018-2019 учебный год
Месяц/
Неделя
1 – 2 неделя
3 – 4 неделя
Сентябрь
Комплекс
«В гостях у солнышка»»
Комплекс
«Просыпаются котята»
Октябрь
Комплекс
«Веселый зоопарк»
Комплекс
«Прятки»
Ноябрь
Комплекс
«Любимые игрушки»
Комплекс
«Жучки-паучки»
Декабрь
Комплекс
«Поиграем носиком»
Комплекс
«Поиграем с ушками»
Январь
Комплекс
«В гостях у солнышка»
Комплекс
«Просыпаются котята»
Февраль
Комплекс
«Веселый зоопарк»
Комплекс
«Прятки»
Март
Комплекс
«Любимые игрушки»
Комплекс
«Жучки-паучки»
Апрель
Комплекс
«Поиграем носиком»
Комплекс
«Поиграем с ушками»
Май
Комплекс
«В гостях у солнышка»»
Комплекс
«Просыпаются котята»
Перспективный план использования пальчиковых игр во второй группе раннего возраста
на 2018-2019 г.
Сентябрь
1-2 неделя
«Вышли пальчики гулять»
Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.стр.43
3-4 неделя
«Разминка»
Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.стр.42
Октябрь
1-2 неделя
«Апельсин»
Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.стр.46
3-4 неделя
«Лапки-царапки»
Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.стр.37
Ноябрь
1-2 неделя
«Ежик»
Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.стр.38
3-4 неделя
«Маленькие ножки идут по дорожке»
Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.стр.39
Декабрь
1-2 неделя
«Мы топали»
Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.стр.40
3-4 неделя
«Барабанчики»
Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.стр.40
Январь
1-2 неделя
«Разминка»
Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.стр.42
3-4 неделя
«Птички»
Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.стр.38
Февраль
1-2 неделя
«Сорока-белобока»
Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.стр.25
3-4 неделя
«Моя семья»
Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.стр.42
Март
1-2 неделя
«Спокойного сна»
Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.стр.44
3-4 неделя
«Замок»
Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.стр.45
Апрель
1-2 неделя
«Черепашка»
Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.стр.44
3-4 неделя
«Моторчик»
Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.стр.41
Май
1-2 неделя
«Дождик»
Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.стр.29
3-4 неделя
«Идет коза рогатая»
Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.стр.21
Источник