Отвратительное поведение ребенка 3 года
3 года – один из самых непростых периодов в отношениях детей и родителей. По силе изменений, происходящих в психике ребенка, с ним может сравниться подростковый возраст. Поведение детей в 3 года внезапно меняется не в лучшую сторону – многие родители отмечают упрямство, агрессивность, капризы. Все это связано с постепенным отделением собственной личности от личности матери. Основная проблема заключается в том, что дети еще не умеют управлять собой и пока не знают, как реагировать на изменения в психике.
Особенности развития детей в 3 года
Возраст 3 лет не случайно считается одним из переломных в развитии ребенка. С самого его рождения родители ждут, когда же процесс воспитания станет проще. Самым сложным считается первый год жизни, затем наступает кризис 1 года. В 3 года ребенок уже овладевает речью и начинает играть в более сложные и осмысленные игры, но еще не умеет управлять своими эмоциями.
3 года считается самым подходящим возрастом для посещения детского сада. Здесь дошкольник может проявить себя как самостоятельная личность, у него появляются друзья и значимые взрослые, которые будут уважать его за конкретные достижения. Впервые появляются и способности к художественному творчеству – лепке, рисованию, сочинению сказок и стихов.
Но дети в 3 года еще не способны до конца осознать, как нужно вести себя со сверстниками и родителями, а как не нужно. Дошкольники часто ведут себя агрессивно по отношению к родителям, братьям и сестрам – бьют, кусаются, рвут книги, разбрасывают вещи. Кризисный период, связанный с осознанием собственного «я» и установлением границ личности, может начаться и в 2 года, и даже в 4. Как правило, он длится несколько месяцев, после чего ребенок становится более спокойным и уравновешенным. Но все зависит от условий развития детей и отношений с родителями.
Поведение детей при кризисе возраста 3 лет
Любой кризисный этап в развитии человека является непростым не только для него самого, но и для его близких. Трехлетний ребенок учится выстраивать отношения с обществом, которое его окружает, и делает первые шаги на пути социализации. И в этот момент взрослым важно понять, что он ведет себя агрессивно не потому, что он дурно воспитан. Просто дошкольник делает первые шаги на пути к самостоятельности. Именно в 3 года он перестает говорить о себе в третьем лице, и в его речи появляется местоимение «я».
Переход к самостоятельности часто сопровождается непростыми проявлениями характера. Ребенок становится капризным и часто проявляет негативные эмоции. Именно в этот момент о способен устроить в магазине истерику с требованием купить новую игрушку или шоколадку. На запреты малыш также реагирует агрессивно и постоянно испытывает их личностные границы на прочность. Ситуация с агрессивным поведением может усугубиться в случае, если в семье господствует авторитарный стиль воспитания и ребенок начинает копировать родительскую манеру общения.
Родителям трудно выдерживать отрицательные эмоции и несогласие, поэтому иногда они прибегают к физическим наказаниям. Но ребенок капризничает и проявляет агрессию вовсе не из-за дурного характера, а из-за незнания особенностей собственной психики. В семьях, где родители считаются с мнением ребенка, кризис 3 лет проходит более гладко, как и все последующие. Для малыша в этот момент важна безусловная любовь значимых взрослых.
Что делать родителям с негативными эмоциями у детей?
Сегодня о кризисе 3 лет достаточно много говорят и пишут. И сами родители проявляют больше внимания к психическому развитию ребенка. Они понимают, что самостоятельность необходимо поощрять и доверять ребенку. Не следует пытаться сделать что-то за него, но необходимо контролировать те действия, которые он пытается совершить самостоятельно.
Ребенок в 3 года остро и болезненно воспринимает критику. Поэтому критиковать следует не его личность, а его поступки. Все люди совершают ошибки, имеет право на ошибку и ребенок. Важно дать ему понять, почему он поступил недостойно, чтобы научить его различать хорошие и плохие поступки.
Сохранение спокойствия в ситуации, когда дошкольник что-то агрессивно требует, убегает или проявляет активное непослушание, довольно сложно. Но это необходимо сделать, чтобы продемонстрировать собственный авторитет и силу, а не слабость. Начать разговор о поведении ребенка лучше всего тогда, когда он уже успокаивается и готов к конструктивному диалогу.
Право выбора должен иметь не только взрослый, но и ребенок. В 3 года малыш уже может сам выбирать место для прогулок, мультфильм для просмотра и одежду для выхода на улицу или похода в детский сад. Так он поймет, что значимые взрослые учитывают его мнение. Безусловная любовь является основным средством борьбы с неблагоприятными особенностями поведения при любых возрастных кризисах.
3 года – один из самых ответственных периодов в жизни человека. Это время первых шагов к самостоятельности и активного самосознания ребенка как личности. Несмотря на все негативные особенности этого периода, родителям важно понять, что это неизбежный этап в развитии ребенка и первый шаг на пути к взрослению. От поведения взрослых зависит многие, в том числе и отношения ребенка с другими людьми.
Важно научиться устанавливать не только границы личности ребенка, но и свои собственные. Исполнение любого каприза – не лучшее решение проблем, поскольку он будет требовать еще и еще. В 3 года детская психика восприимчива к поведению родителей, сверстников и героев мультфильмов, и в этот момент ребенок часто усваивает модель поведения в семье.
Поскольку в 3 года ребенок уже в состоянии воспринимать информацию, задача родителей заключается в формировании у него здоровых и гармоничных жизненных установок. От поведения взрослых в этот непростой период во многом зависит самооценка и дальнейшее развитие личности ребенка. Если с его мнением считаются и прислушиваются к нему, то он вырастет уверенным в себе человеком, уважающим себя и других.
Пройдите тестВаш ребенок оптимист или пессимист? Оптимисты и пессимисты по-разному оценивают одну и ту же ситуацию и перспективы. К чему более склонен ваш ребенок?
Использованы фотоматериалы Shutterstock
Источник
-Аааааа! От этих воплей взрывается мозг и начинает дергаться глаз. Внутри вас просыпается демон, ноздри которого раздуваются от ярости, а из пасти готово вырваться пламя.
Чтобы контролировать себя, приходится прилагать титанические усилия, словно вы удерживаете рвущегося на волю льва. И самое страшное, что ребенок почти каждый день устраивает бунт и истерики из-за таких мелочей, которые не поддаются логике нормального взрослого человека.
– Мама, дай мне сыр!
– На!
– Аааа, ты дала кусочком, а я хотела кубиками!
– Хорошо, на кубиками!
– Аааа, нет, я хотела сама порезать! Аааа!
Знакомо? У ребенка тысячи причин, почему надо протестовать, командовать и впадать в истерику. Из самых любимых:
я хотел вымыть зубную щетку, а ты ее уже сама помыла,
я хотел нажать кнопку лифта/открыть дверь в квартиру,
я хочу сам надеть кофту, но не получается.
Думаю, вы легко можете продолжить этот список.
Родителей мучают вопросы:
как выжить в таких условиях?
может ребенка надо отвести к врачу или священнику?
когда же это закончится?
что делать, чтобы это не повторялось?
может я что-то упустила в воспитании?
Не спешите винить себя или считать, что с вашим малышом что-то не так. Выдохните. Кризис 3 лет – это нормально.
Признаки кризиса 3х лет у детей
Прежде чем говорить о симптомах, давайте разберемся, что же такое кризис и почему он происходит.
Кризис – это скачок, скачок в психоэмоциональном развитии, который приходится на возраст около трех лет.
Ваш малыш был совсем крохой. Вся его жизнь зависела от вас. Он ничего не умел и ничего не знал. Он не отпускал вас ни на шаг, тяжело переживал расставание. Он был ласковым зайчонком и легко соглашался делать то, о чем вы просили.
На ваших глазах он креп физически и развивался психически. Кроха научился делать действия и стал замечать результаты этих действий. Его радует, что он может влиять на мир вокруг себя. Он копирует поведение взрослых и начинает играть в ролевые игры.
Его уверенность в себе достигает космического масштаба: «Юххуу! Я САМ это умею! Юххуу! Я САМ это могу! Я БОЛЬШОЙ, как мама и папа!».
Карапуз осознает себя отдельной личностью. Вот тут и возникает конфликт между «хочу» и «можно». Поиск автономии сталкивается с зависимостью от взрослых. БДЫЩЩЩ! В этот момент кажется, что сына или дочку подменили. Вы не узнаете своего ребенка в этом своевольном бунтаре. Его любимые слова: «Нет!» и «Я сам!», даже в том случае, когда малыш физически, ну, никак не может сделать то, чего хочет. Карапуз нуждается в помощи и не может ее принять, потому что хочет прочувствовать самостоятельность.
Кризис не равно ребенок в 3 года истерит. Кризис может пройти и без истерик. И во многом это зависит от вас.
Итак, основные симптомы кризиса 3 лет с примерами.
1. Негативизм и строптивость
– Давай чистить зубы/ кушать/ спать/ идти гулять!
– Нет!
Почему? Потому что не он так решил, а кто-то из родителей предложил!
2. Упрямство
– Мама, дай мне кефир!
– Но кефира нет, давай ты попьешь клубничный йогурт.
– Нет, хочу кефир! Дай кефир! Купи!
Малыш понимает, что йогурт намного вкуснее, чем кефир. Но продолжает настаивать: «Дай кефир!». Почему? Не потому, что ему нужен именно кефир. Ему важно отстоять свое решение. Вот вам и повод для истерики у ребенка в 3 года.
3. Своеволие
– Давай я помогу тебе одеть колготы!
-Нет, я сам!
У сына или дочки что-то не получается. Хочется сделать это за ребенка, ведь так быстрее. Но стоит только протянуть руки помощи, как в ответ раздается громогласное «Ааааа!». Хорошо, если малыш хоть и долго, но может справиться с задачей, которую для себя выбрал. А если это ему не по силам, тогда воплей не избежать. И из-за этого вам кажется, что ребенок постоянно истерит. Увы, опыт приходит только в паре с ошибками, как бы нам не хотелось защитить от них своего кроху.
4. Бунт
– Одевай эту кофту/ иди поешь макароны/ не ломай/ не кричи!
Если что-либо за него выбрали или решили родители, ребенок отказывается от этих вещей или действий. Чтобы предупредить бунт и узнать, как справиться с детской истерикой, читайте полезные советы из статьи «Детские истерики: норма или нет?»
5. Обесценивание
– Мама, ты плохая! Уйди вон!
Малыш обзывает родителей, швыряет свои игрушки и книжки, портит одежду. Кризис 3х лет у ребенка вызывает у мамы желание заснуть летаргическим сном и просто проспать этот период.
Но такое поведение – это не агрессия, а следующий этап исследовательской деятельности и любопытства. Чаду просто интересно: «А что будет, если я…»
6. Деспотизм
– Я хочу, чтобы вы все замолчали! Только я буду говорить! Только я! Аааа!
– Ты мне купишь! Купишь, раз я так сказал! А ну-ка быстро!
Карапуз не только все время кричит «я сам», но еще и пытается заставить вас плясать под свою дудку! Для многих родителей это оказывается настоящим потрясением: от горшка два вершка, а командует и требует.
При этом малыш просто учится управлять окружающим миром. Уверена, что вы бы хотели, чтобы во взрослом возрасте ребенок обладал лидерскими качествами и стремился «завоевать место под солнцем».
Это все, конечно, хорошо, но в будущем. А что делать сейчас в ответ на такие слова читайте в статье: «Ребенок грубит: как пресечь плохое поведение».
Кризис 3х лет у ребенка: что делать?
Конечно, вы хотите, чтобы я рассказала вам о чудо-методе или порекомендовала крутой алгоритм «делай 1-делай 2-делай 3», и малыш снова превратится в солнечного зайчонка.
Увы, у меня нет такого рецепта.
Что поможет пройти кризис 3х лет у ребенка максимально гладко:
1. Оставайтесь взрослыми. Хочется уподобиться ребенку, выплескивать эмоции, отвечать криком на крик или вообще разрыдаться от безысходности. Крепитесь. Комбинируйте чуткость и твердость. Обороняйте ваши личные границы. У кого-то кризис может длиться пару месяцев, у кого-то несколько лет. Но все обязательно пройдет.
2. Не пытайтесь удовлетворить все потребности и требования сына или дочки. В конце концов, кто у вас в семье взрослый и знает, как будет лучше.
3. Не наказывайте ребенка за желание делать что-то самостоятельно. Не вините за то, что он снова и снова хочет делать сам, но делает плохо. Да, чтобы самому надеть куртку в 3 года надо попотеть, а у вас это займет 2 секунды. Задумайтесь, вы хотите, чтобы малыш научился или готовы до пенсии обхаживать любимое чадо?
4. Хвалите, если все получилось, и утешайте, если все старания крохи оказались напрасными. Забудьте фразу: «Я же тебе говорила!» Замените ее на: «В следующий раз у тебя обязательно выйдет!». Любите своего ребенка и показывайте ему это.
5. Помните, что малыш многие слова и поступки повторяет за вами. Детское «потому что я так сказал!» – это явное повторение родительских слов. Следите за собой.
6. Отложите объяснения, если бунт и упрямство переходят у ребенка в истерику. Чадо может орать, брыкаться, топать ногами, биться головой, рыдать и кидаться предметами. Вы смотрите на все это и теряетесь: то ли это норма, то ли пора к невропатологу? Чтобы вас успокоить я создала бесплатный экспресс-тест «Детские истерики – нормально ли это?». Тест – это первый шаг на пути к пониманию проблемы. Просто нажмите на кнопку.
7. Используйте игры для сглаживания кризисных вспышек. Например, если малыш не ест, предложите покормить мишку. Но мишка любит есть по очереди – ложка ему, ложка карапузу. Аналогично с умыванием, одеванием, уборкой…
Ваша неправильная реакция на поведение ребенка может привести к тому, что:
такое поведение закрепится и перейдет в привычную манеру общения,
малыш потеряет веру в себя, “заработает” пессимизм, пассивность и низкую самооценку,
надорвется ниточка доверия между вами и сыном/дочкой.
Если кризис 3х лет у вас проходит с бурными истериками, которые мешают радоваться времяпровождению с ребенком, вызывают агрессию, подавленность, беспомощность, безысходность и чувство вины, то приглашаю вас на курс «Детские истерики: как реагировать и научить по-другому».
На курсе вы:
поймете, почему возникают истерики,
научитесь их классифицировать,
узнаете, как реагировать, когда малыш не может успокоиться,
поймете, как научить ребенка выражать свои чувства по-другому,
откроете, где взять терпение и как успокоить свою истерику в ответ на детскую.
Курс поможет вам выплыть из моря негативных эмоций, понять, что происходит с ребенком и поддержать его на пути взросления. Начните решать проблему истерик уже сегодня.
Какие из признаков кризиса проявляются у вашего ребенка ярче всего?
Источник
«Непоседливый, непослушный, невоспитанный – одним словом, трудный ребёнок». Как часто мы слышим подобные слова от родителей, воспитателей и учителей! «Трудные» дети становятся «кошмаром» детского коллектива и «терроризируют» всех вокруг: и взрослых, и детей. Родители уже устали бороться с их упрямством и своеволием, а педагоги считают дни, когда «трудный» ребёнок наконец-то закончит детский сад или школу.
Но что скрывается за таким поведением? Почему дети становятся «трудными»? Какие ошибки совершают родители при воспитании? И как добиться от ребёнка послушания? Ответы на эти вопросы вы найдете в данной статье.
Начните выстраивать доверительные отношения с ребёнком прямо сейчас, перестав гиперопекать и нарушать его личные границы. При это продолжайте обеспечивать его безопасность вместе с GPS-трекером «Где мои дети».
Содержание:
Портрет «трудного» ребёнка
На приём к психологу папа приводит шестилетнего мальчика. Ребёнок не может контролировать свое поведение: постоянно вскакивает с места, трогает игрушки в кабинете без разрешения, хлопает дверями. Когда ему это надоедает, подходит к жалюзи, дёргает их, и, в конце концов, ломает. Папа рассказывает, что в детском саду воспитатели не справляются с ребёнком, он игнорирует их требования и продолжает делать своё: бегать по группе, ломать игрушки, громко кричать во время тихого часа. Друзей у ребёнка нет, дети сторонятся его, никто не хочет с ним играть и даже вставать в пару во время танца.
Это типичный пример «трудного» ребёнка. Такие дети:
- не контролируют собственное поведение;
- не осознают своих и чужих чувств и эмоций;
- не соблюдают правила поведения в дошкольных и школьных учреждениях;
- не реагируют на замечания родителей и педагогов;
- часто устраивают истерики;
- не умеют вести себя в общественных местах;
- вызывают раздражение у взрослых;
- становятся изгоями в детском коллективе.
Почему дети становятся «трудными» и неуправляемыми?
Ошибки родителей в воспитании
Ошибка №1. Воспитание «кумира семьи»
Родители потакают сыну или дочери во всём, исполняют любые его или её желания. Такая ситуация часто складывается, когда ребёнок – единственный в семье или долгожданный. В результате он привыкает быть центром Вселенной и не реагирует ни на какие запреты и ограничения со стороны взрослых людей.
Ошибка №2. Отсутствие наказаний в семье и ответственности ребёнка за свои поступки
Ребёнку прощаются плохие поступки и непослушание под предлогом «он же маленький, он не понимает, что делает, вот вырастет – и всё поймет».
Ошибка №3. Гиперопека
Как опасна вседозволенность, так и постоянные запреты и ограничения ведут к желанию их нарушить. Тем более, когда ограничиваются жизненно важные потребности ребёнка: в активности, в общении, в познании мира.
Чтобы дать ребёнку больше свободы, перестать ограничивать его важные потребности, но оставаться спокойными за его безопасность в любом месте, установите приложение Где Мои Дети из магазинов AppStore или GooglePlay.
Ошибка №4. Неправильный пример родителей
Можно бесконечно рассказывать ребёнку о вреде курения и пользе чтения, но если в семье живет курящий папа, а книги используются как подпорка покосившемуся столу, привить эти навыки ребёнку вряд ли удастся.
Ошибка №5. Отсутствие чётких «нельзя» и «можно»
Если мама сегодня строго-настрого запретила есть конфеты, а завтра бабушка украдкой сунула их в карман или папа пришёл с работы веселый и разрешил лечь после 12, ребёнок быстро приспособится к изменчивому настроению взрослых и научится манипулировать для получения желаемого.
Ошибка №6. Перекладывание воспитательской функции
Позиция родителей в этом случае такова: «Воспитывать должен детский сад и школа. Нам некогда этим заниматься, мы зарабатываем деньги, чтобы обеспечить своего ребёнка».
Мотивы «плохого» поведения детей
Кроме ошибок родителей в воспитании ребёнка существуют ещё причины, по которым спокойный и послушный ребёнок вдруг начинает вести себя плохо:
1. Привлечение внимания
Когда мама и папа постоянно на работе, ребёнок видит их только утром и вечером, ему часто недостает их любви и заботы. А в выходные многие родители оставляют детей у бабушек и дедушек, занимаясь накопившимися домашними делами.
Естественно, что ребёнок стремится получить внимание от родителей любыми способами. А, как известно, самый быстрый и лёгкий способ – это сделать то, на что мама или папа сразу обратят внимание: устроить истерику, закричать на улице, начать топать ногами, подраться с кем-нибудь.
Что делать родителям:
- чаще обращайтесь к ребёнку по имени, говорите ему ласковые слова;
- если плохое поведение ребёнка вызвано именно недостатком родительского внимания, лучше его игнорировать;
- если ребёнок начинает плохо вести себя, отвлеките его, дайте ему какое-нибудь поручение (полить цветы, протереть пыль, убрать со стола посуду) и обязательно похвалите за выполнение;
- проводите свободное время с ребёнком, гуляйте, играйте. Пусть он чувствует себя нужным и значимым человеком в вашей жизни, а не досадной помехой в родительских делах.
2. Стремление к власти
Многие дети, особенно в кризисные периоды, хотят беспрекословного исполнения каждого своего «хочу». Ребёнок стремится взять верх над родителями, добиться независимости от них.
Это выражается в капризах, непослушании, отказе от подчинения взрослому, настаивании на своём.
Что делать родителям:
- признайте силу ребёнка, но вместе с его ответственностью. Например, мама разрешает дочери надеть праздничное платье в будний день в детский сад, но если девочка испачкает его, то на утренник ей придётся идти в другом платье.
- поставьте границы непозволительного поведения. Нельзя драться и обзывать родителей, взрослых, детей в группе; нельзя ломать и портить свои и чужие игрушки. Если ребёнок перешёл эти границы – за поступком должно следовать наказание. Его следует обговорить с ребёнком ещё до совершения «противоправных» действий.
- научите ребёнка управлять собой и своими эмоциями, справляться с гневом, яростью и агрессией.
3. Месть («Ты сделал мне плохо – пусть и тебе будет точно также»)
Мы сами порой не замечаем, как обижаем своих детей. И если для нас это проходит незаметно или мы просто не придаём ссоре с ребёнком большого значения, то для нашего сына или дочери обида может иметь серьёзные последствия.
Сначала ребёнок замыкается, уходит в себя, затем начинает проявлять физическую или вербальную агрессию в отношении взрослого, ведёт себя плохо, перестаёт слушаться родителей. В результате будет либо налаживание отношений, либо ещё большее дистанцирование от родителей.
Что делать родителям:
- учите детей говорить о своих чувствах и переживаниях, чаще спрашивайте «Что ты сейчас чувствуешь? Какое у тебя сегодня настроение?»;
- после ссоры с ребёнком: попросите прощения, если не сдержались и накричали на него, обсудите, почему вы поссорились и что можно сделать, чтобы избежать этого в дальнейшем;
- не бойтесь показать свои чувства перед малышом. Ваш авторитет от этого не пострадает. Да, вам тоже иногда бывает и грустно, и обидно, и стыдно за свои ошибки.
4. Избегание неудач
Такой ребёнок отказывается участвовать в играх, спортивных соревнованиях и массовых мероприятиях, не отвечает на уроках, когда его спрашивает учитель, боится посещения новых мест и незнакомых людей.
Взрослые считают, что он просто капризничает и не слушается, но проблема гораздо глубже – в личностном развитии и самооценке ребёнка.
Ребёнок боится, что у него ничего не получится, боится быть неуспешным и поэтому заранее отказывается от травмирующих ситуаций. Свою лепту вносят и родители, чьи требования к ребёнку зачастую не соответствуют его реальным возможностям.
Что делать родителям:
- создавать ситуации успеха, в которых ребёнок сможет проявить свои сильные стороны;
- повышать самооценку ребёнка, хвалить за проявление настойчивости, доведение начатого до конца;
- научить думать о себе в позитивном ключе («я ещё не умею завязывать шнурки, но зато я могу за пять минут собрать сложный пазл»);
- сравнивать ребёнка только с самим собой, не с другими;
- поддерживать и помогать при возникающих трудностях, но не делать за него!
Возрастные кризисы
3 года
К трём годам ребёнок начинает стремиться к самостоятельности и независимости от взрослого. Он отказывается выполнять требования родителей, проявляет упрямство и часто устраивает истерики. Большинство мам и пап оказываются неготовыми к тому, что их милый малютка внезапно превращается в неуправляемого тирана. Но не стоит бояться проявлений кризиса, это значит, что ребёнок растёт, он уже готов отделиться от взрослого и стать самостоятельной личностью со своими потребностями и желаниями.
6-7 лет
Следующий кризисный этап в жизни ребёнка приходится на предшкольный возраст, когда начинает закладываться его социальное Я. Как и в 3 года, дошкольник хочет сам принимать решения и чтобы взрослые считались с его мнением. Дети могут болезненно реагировать на критические замечания от взрослых, часто обижаются, проявляют упрямство и непослушание, когда родители требуют от них беспрекословного выполнения своих требований.
Читайте также «Мама, я уже взрослый»: как у детей проявляется кризис 7 лет.
Подростковый возраст
Подросток ищет самовыражения и самоутверждения в обществе, мнение родителей уже не авторитетно для него. Гормональные изменения в организме вызывают взрывчатость, раздражительность и эмоциональную неустойчивость. У многих детей падает школьная успеваемость, появляются конфликты со сверстниками и учителями, в семье также царит враждебная обстановка из-за стремления родителей взять под контроль жизнь сына или дочери.
Если вы беспокоитесь за своего подростка, подозреваете, что он связался с плохой компанией или подвергся нападкам со стороны сверстников, или просто хотите убедиться, что у него всё в порядке в школе – не обязательно подвергать его тотальному контролю. Просто установите приложение Где Мои Дети из магазинов AppStore или GooglePlay.
Физиологические причины
Кроме вышеперечисленных причин, поведенческие нарушения могут быть у детей с:
- СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности);
- РАС (расстройством аутистического спектра);
- ЗПР (задержкой психической развития) и умственной отсталостью;
- психическими заболеваниями;
- у тех, кто перенес психотравму или находится в состоянии стресса.
В этих случаях одних действий со стороны родителей будет недостаточно. Ребёнку необходима медицинская, психологическая и педагогическая помощь.
Помните мальчика, который пришёл с папой на приём к психологу? В его случае был целый комплекс причин, породивших такое поведение ребёнка. Мама и папа разошлись, когда ребёнку не было ещё трёх лет, и его воспитанием стала заниматься бабушка, поскольку у родителей на первом месте было устройство своей личной жизни. Вскоре бабушка поняла, что не справляется с мальчиком, и попыталась вовлечь родителей в процесс воспитания ребёнка.
В результате мальчик жил то у папы и его новой жены, то у бабушки, иногда на выходные его забирала мама. Семейная ситуация, при которой ребёнок не чувствовал себя нужным и любимым, наложилась на педагогическую запущенность и неврологические нарушения, на которые не обратили внимание родители мальчика.
Что делать с непослушным ребёнком?
Стоит ли наказывать?
Тема наказаний всегда вызывает много споров у родителей. Кто-то считает, что наказания унижают личность ребёнка и лишают его самостоятельности. Кто-то вспоминает своё собственное детство – «а я до 10 лет в углу стоял», «а меня отец всегда за двойки ремнем лупил» – и поступает также со своими детьми. Кто-то только угрожает ребёнку наказанием («если ты сейчас же не прекратишь баловаться, я тебя накажу»), но на деле не использует его.
Мы уже выяснили, что полное отсутствие наказаний и ответственности за свои поступки приводит к развитию у ребёнка чувства вседозволенности и нежеланию подчиняться требованиям взрослых.
Поэтому родителям стоит знать правила наказания и неукоснительно их соблюдать:
- Задача наказания – сделать так, чтобы ребёнок осознал неправоту своего поступка и впредь поступал иначе. От наказания не должно быть ни физического, ни психологического вреда.
- Ребёнок должен быть уверен, что вы, даже наказывая, всё равно продолжаете его любить.
- Наказываем за конкретный поступок, который совершил ребёнок.
- Никогда не наказывайте ребёнка, находясь в гневе и, тем более, в общественных местах.
- Учитывайте возраст ребёнка. Наказывать двухлетнего ребёнка за то, что он нечаянно опрокинул на себя тарелку с супом – непедагогично.
- Наказание не должно унижать ребёнка.
- Если вам сообщили о плохом поступке ребёнка, сначала выслушайте его, затем принимайте решение о наказании.
- Наказание в виде лишения не должно распространяться на вещи и сладости, уже подаренные ребёнку.
- По возможности заранее обсудите с ребёнком поступки, за которые обязательно последует наказание, и какое оно будет, чего именно ребёнок будет лишен.
Психологически «безопасными» можно считать следующие наказания:
- Тайм-аут (время, проведенное ребёнком в одиночестве, не обязательно в углу).
- Временный запрет на пользование компьютером, гаджетами, просмотр мультфильмов.
- Временный запрет на покупку игрушек или сладостей.
- Воспитательная беседа спокойным тоном.
- Совместный поиск решений.
- Самостоятельное исправление ребёнком своих ошибок.
В 2017 году среди российских родителей был проведён опрос «Как вы наказываете своих детей?». В нём родители могли несколько вариантов ответов их предложенных. По итогам оказалось, что:
- 80% родителей используют наставления и нравоучения;
- 12% практикуют наказание ремнем;
- 43% запрещают пользоваться компьютером;
- 29% ставят детей в угол;
- 13% лишают карманных денег.
Советы психолога родителям «трудных» детей
- Начните воспитание ребёнка с себя. Собственный пример спокойного, уравновешенного поведения принесёт пользы больше, чем долгая нравоучительная беседа.
- Любите своего ребёнка любого: капризного, непослушного, упрямого и обидчивого. 90% случаев непослушания у детей связаны с нехваткой родительской любви и внимания.
- Родителям важно иметь представления о кризисных этапах в развитии ребёнка. Тогда им будет проще понять и правильно реагировать на особенности в поведении сына или дочери.
- Учите детей прислушиваться к себе, к своим чувствам, различать и понимать их. Тогда он научится справляться с ними.
- Не стремитесь к званию идеального родителя и идеального ребёнка. Каждый имеет право на ошибку.
- Обратите внимание, в какие игры играет ребёнок, какие мультфильмы смотрит. Каким героям он подражает, с кого берёт пример. Помните, современный детский мультфильм «Маша и Медведь», где девочка Маша капризничает, вредничает и манипулирует добрым Медведем? Многие родители жаловались на непослушание и частые истерики у детей после его просмотра.
- Наказания – да, но не забывайте и о поощрении и похвале за хорошее поведение.
- Запомните: добиться хорошего поведения от ребёнка можно не только с помощью наказаний, но и с помощью доверительных бесед.
- Если ребёнку что-то нельзя, то это нельзя всегда, при любых обстоятельствах, независимо от настроения родителей.
- Научитесь правильно реагировать на истерики ребёнка. Трёхлетку можно отвлечь чем-нибудь интересным на улице или дома, истерику ребёнка постарше лучше проигнорировать, а после того, как ребёнок успокоится, обсудить с ним его неправильный поступок.
- Если не удается самим справиться с проблемой плохого поведения ребёнка – обратитесь за помощью к психологу.
- Успокоительные препараты – только по назначению врача!
- Обещали наказать – накажите, обещали поощрить – поощряйте. Держите своё слово. И ребёнок будет поступать точно также.
- Прикоснуться, обнять, поцеловать, взять за руку – лучший способ справиться с начинающейся истерикой. Если ребёнок начинает капризничать в магазине, на детской площадке, на улице, сядьте на корточки, окажитесь с ним в равной позиции и спокойным тоном объясните неправоту его поступка.
- Не навешивайте ярлыков на сына или дочь. Если ребёнку постоянно говорить, что он плохой, злой и непослушный, рано или поздно он действительно станет таким и будет вести себя соответствующе.
- И последняя рекомендация: всем правилам поведения, всем «можно» и «нельзя» учите ребёнка с самого раннего возраста, формируйте у него культуру поведения дома и на улице.
Запомните, дорогие родители: даже самый «трудный» и неуправляемый ребёнок может стать послушным, если будет ощущать себя важным, нужным и любимым. Именно ваша любовь и поддержка смогут помочь в борьбе с «трудным» поведением ребёнка!
Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту
Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик
Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android
Мобильное приложение «Где мои дети»
Смотрите передвижения ребёнка на карте, слушайте что происходит вокруг, когда вас нет рядом. Отправляйте громкий сигнал, если ребёнок не слышит звонка от вас.
Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android
Загрузить приложение
Источник