Отсутствие речи у ребенка 4 года
РЕЧЕВОЙ
онлайн центр
«Русская речь»
для детей и взрослых
По нормативам речевого развития девочки должны начать говорить до 1 года, а мальчики до 1,5 лет. С учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка, в норме, до 2 лет должны заговорить все. Поэтому если ребенок не заговорил до 2 лет, необходимо проверяться у врачей и логопедов.
«Глубокие расстройства речи в зависимости от их природы в той или иной мере ограничивают умственное развитие в целом. Это происходит как в силу взаимопроникающего единства речи и мышления, так и вследствие нарушения нормальной связи с окружающими. Последнее обедняет знания, эмоции и другие проявления личности.» М.Е. Хватцев
В связи с этим практически всем неговорящим детям (независимо от причины отсутствия речи) с 3 лет психологи, психиатры ставят ЗПРР. А при длительном отсутствии речи, после 6,7 лет многие психиатры делают заключение о вторично сниженном интеллекте. Именно поэтому раннее начало коррекционной работы залог успеха.
Также многим таким детям ставят Общее Недоразвитие Речи (ОНР)1 уровня. Что тоже верно. Но для того чтобы это преодолеть — нужно понять почему ребёнок не разговаривает.
Часто Алалию переводят как «отсутствие речи». Но речь ребёнка в возрасте от 2 до 4 лет, а в некоторых случаях и в 5, 6, 7 лет может отсутствовать по различным причинам, не только из за алалии.
У неговорящих детей 2-3 лет наиболее часто встречается Задержка Речевого Развития (ЗРР), поэтому некоторые неопытные логопеды ставят ЗРР всем без разбору и говорят, приходите после 5 лет, в надежде, что всё само пройдёт (родители сами всё сделают). А если в 5 лет не прошло — значит, точно не ЗРР. Вред от такого подхода, очень большой — упускается время на коррекцию более серьёзного речевого нарушения.
Все перечисленные ниже причины сами не проходят, но при работе специалистов, совместно с родителями — корректируются, излечиваются.
Диагноз. В каком возрасте опытный специалист может выявить. | Как это выглядит для родителей | Основные специалисты, занимающиеся коррекцией данного нарушения |
Аутизм. После года. | Ребёнок не идёт на контакт с людьми, даже с родителями. При общении не смотрит в глаза. | Психолог, Психиатр |
Интеллектуальная недостаточность, умственная отсталость. После года. | См. Специализированные сайты. | Психиатр, Олигофренопедагог- дефектолог. |
Отсутствие слуха. Сразу после рождения. | Не слышит никаких звуков окружающей среды. | ЛОР (Оториноларинголог), Сурдопедагог |
Ринолалия, Сразу после рождения | Расщелины губы, нёба. | Хирург, Логопед-дефектолог |
Афония, (нарушение работы голосовых связок). Сразу после рождения | Отсутствие голоса, крика у младенца. Часто при ДЦП. | ЛОР (Оториноларинголог), Невропатолог, Фониатр, Логопед-дефектолог. |
Диагноз. В каком возрасте опытный специалист может выявить. | Как это выглядит для родителей | Основные специалисты, занимающиеся коррекцией данного нарушения |
ОНР обусловленное снижением слуха. Диагноз чаще ставится после 3 лет | Ребёнок невнимателен, приходится повышать голос, так как нередко родители не замечают, что ребёнок не слышит тихие звуки. | ЛОР (Оториноларинголог), Логопед-дефектолог. |
Задержка речевого развития (ЗРР). Диагноз чаще ставится с 2 до 3 лет. | 1. Отсутсвовало общение со сверстниками (Отсутствовала языковая среда)2. Двуязычие (билингвизм) в семье. | Так как это самая простая причина отсутствия речи у детей, то скорректировать могут любые из перечисленных специалистов: Логопед-дефектолог, олигофренопедагог- дефектолог, психолог, и даже родители, начав правильно заниматься развитием ребёнка. |
(ЗРР) (ЗПРР – Задержка психоречевого развития) обусловленное недостатками воспитания. Диагноз чаще ставится с 2 до 3 лет. | 1. Родители ребёнком не занимались, в надежде что сам заговорит, или занимались неправильно.2. В результате неправильного воспитания ребёнок не хочет (при гиперопечных родителях) или боится говорить (при социальных и психологических проблемах в семье) | Психолог, Логопед-дефектолог. |
Афазия (1 ур. ОНР) Диагноз чаще ставится после 3 лет | В результате черепно-мозговой травмы или болезни пропадает речь. “Говорил фразами, а потом замолчал.” | Логопед-дефектолог, Невропатолог |
Анартрия, Артикуляционная апраксия, Дизартрия. (1 ур. ОНР) с 2 лет. | Ребёнок не может произносить звуки, Иногда бывает, что он не может: улыбаться, дуть, жевать твёрдую пищу. Часто это нарушение сочетается с ДЦП. | Логопед-дефектолог, Невропатолог |
Моторная алалия (1 ур. ОНР) в 2,5 года. | Ребёнок всё понимает, но не говорит, не запоминает, не повторяет слова. Производит впечатление умного, эмоцианального ребёнка, которого можно понять без слов. Часто пользуется жестами и отдельными звуками. | Логопед-дефектолог |
Сенсорная алалия (1 ур. ОНР) в 2,5 года. | Говорит на своём непонятном “птичьем” языке, вместо ответов на вопросы – дословно повторяет вопрос (эхолалия), Не понимает, что ему говорят, Часто реагирует только на маму. | Логопед-дефектолог |
Нередко причины отсутствия речи совмещаются, что затрудняет и замедляет коррекционную работу. Например в моей практике был случай: Неговорящий ребенок с сенсомоторной алалии, со стёртой формой дизартрии, двуязычием и сниженным слухом — в результате на то, чтобы довести ребёнка до ОНР 3 уровня ушло 3 года, вместо года.
- Наличие негрубой родовой травмы;
- Длительные соматические заболевания в раннем детстве;
- Неблагоприятное воздействие речевой среды;
- Просчеты воспитания;
- Дефицит общения.
Воздействие «различных неблагоприятных внешних факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения. Среди причин важное значение имеют асфиксия и родовая травма, поражение неравной системы при гемолитической болезни, инфекционные заболевания нервной системы, черепно-мозговые травмы, реже – нарушения мозгового кровообращения, опухоль головного мозга, пороки развития нервной системы, например, врожденная аплазия ядер черепно-мозговых нервов (синдром Мёбиуса), а также наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем».
- Нарушения мозгового кровообращения,
- Ишемия,
- Черепно-мозговые травмы,
- Опухоли,
- Инсульты,
- Тромбоэмболии,
- Инфекционные заболевания головного мозга.
1. Удаление аденоидных разращений или, реже, после постдифтерийного пареза;
2. Повреждения языкоглоточного и блуждающего нервов, ранения, давление опухоли;
3. Врожденное расщепление мягкого или твердого нёба, укорочение мягкого нёба;
4. Органические изменения в носовом пространстве или функциональные расстройства нёбно-глоточного смыкания;
5. Невротические расстройства.
1. Врожденный порок развития гортани;
2. Врожденный подголосовой стеноз гортани;
3. Ангиома гортани;
4. Хронический ларингит, воспаление различных отделов дыхательной системы;
5. Доброкачественные и злокачественные новообразования гортани;
6. Неврологические заболевания;
7. ДЦП;
8. Астенические состояния;
9. Миастения;
10. Эндокринные нарушения;
11. Травмы голосового аппарата;
12. Острые инфекционные заболевания (грипп, ОРВИ, ангина…);
13. Обструкция дыхательных путей инородными телами;
14. Операции на органах шеи;
15. Перенапряжение голоса, частый и продолжительный крик у детей;
16. Химические ожоги.
Врождённые:
1. Краснуха, сифилис и некоторые другие инфекции матери во время беременности;
2. Низкая масса тела при рождении;
3. Асфиксия при рождении (недостаток кислорода во время родов);
4. Ненадлежащее употребление лекарственных средств (таких как аминогликозиды, цитотоксические препараты, противомалярийные лекарства и диуретики) во время беременности;
5. Тяжелая желтуха в неонатальный период, которая может приводить к поражению слухового нерва новорожденного ребенка.
Приобретённые:
1. Инфекционные заболевания, включая менингит, корь и свинку;
2. Хроническая инфекция ушей;
3. Скопление жидкости в ухе (средний отит);
4. Использование некоторых лекарственных средств, таких как препараты, применяемые для лечения неонатальных инфекций, малярии, лекарственно устойчивого туберкулеза и онкологических заболеваний;
5. Травмы головы или уха;
6. Чрезмерный шум;
7. Рекреационное воздействие громких звуков, например во время использования персональных аудиоустройств при высоких уровнях громкости и в течение продолжительных периодов времени;
8. Ушная сера или инородные предметы, блокирующие наружный слуховой проход.
1. Возраст родителей в период рождения ребенка от 30 до 40 и более лет;
2. Дети от 3ей, 4ой и более поздних по порядку беременностей;
3. Патология во время беременности;
4. Осложнения во время родов;
5. В первые месяцы жизни дети до года, имели частые и разнообразные заболевания с высокой температурой.
Одновременное взаимодействие нескольких вышеперечисленных факторов.
1. Врожденные нарушения обмена веществ, которые дебютируют у плода внутриутробно. В в этом случае на патогенетическом уровне отмечается несоответствие продукции некоторых нейромедиаторов и гормонов.
2. Аутоиммунные процессы, при которых происходит сбой в формировании нормальных нервных клеток и их соединений между собой. Подобные ранние внутриутробные нарушения становятся основой различных патологий головного мозга.
3. Дородовые или послеродовые осложнения. К таковым относят краснуху матери при беременности, перенесенный после рождения сифилис, менингит, ревматизм, энцефалит и другие тяжелые инфекционные заболевания.
4. Наследственные факторы.
5. Биохимические нарушения в организме, которые развиваются внутриутробно.
6. Нарушения познавательных функций и речи.
7. Нарушения эмоциональной сферы.
Одновременное взаимодействие нескольких вышеперечисленных факторов.
Наследственная предрасположенность, а также вредные факторы, влияющие на организм матери при беременности, например, лекарства (некоторые антибиотики, противозачаточные препараты), алкоголь и наркотики, инфекции (особенно, вирусные, например, краснуха, грипп). Некоторые заболевания, которые были у женщины до беременности, могут спровоцировать умственную отсталость у ребенка. Это инфекции (токсоплазмоз, сифилис, гепатит), сахарный диабет, сердечные заболевания, генетические заболевания.
Причинами олигофрении могут стать и тяжелый токсикоз во время беременности, резус-конфликт, патология плаценты. Фактором риска умственной отсталости являются недоношенность, стремительные роды, родовые травмы;
Влияние радиоактивного излучения и агрессивных химических реагентов.
Также причиной могут стать хромосомные нарушения:
1. Синдром Дауна (трисомия по хромосоме 21). Умственная отсталость обычно средней степени тяжести.
2. Синдром полисомии Х-хромосомы. Интеллект в пределах нижней границы нормы (при трисомии) при тетра- и пентасомии интеллектуальная недостаточность нарастает.
3. Синдром Клайнфельтера. Коэффициент интеллекта ниже 80.
4. Синдром Вольфа-Хиршхорна (синдром 4р-). Ведущим клиническим признаком является задержка психомоторного развития.
5. Синдром дупликации короткого плеча хромосомы 9 (синдром 9р+). Олигофрения.
6. Синдром Альфи (синдром 9р-). Умственная отсталость в стадии имбецильности, реже – дебильности.
7. Синдром Орбели (синдром 13q+). Умственная отсталость в стадии имбецильности или идиотии. Дети с грубыми пороками умирают до года, хотя отмечены пациенты в возрасте 40 лет.
8. Синдром трисомии длинного плеча 14-й хромосомы (синдром 14q+). Дети резко отстают в психомоторном и физическом развитии.
9. Синдром кольцевой хромосомы 18. Умственная отсталость как правило тяжелая и проявляется у 100% больных.
10. Синдром 18q-. Умственная отсталость, как правило, глубокая и наблюдается в 100% случаев.
11. Синдром моносомии короткого плеча 18 хромосомы (синдром 18р-). Все больные отстают в психомоторном развитии, во многих случаях отсутствует фразовая речь до 7-9 лет.
12. Синдром кольцевой хромосомы 22. Умственная отсталость проявляется как легкой, так и выраженной олигофренией. Больные легко возбудимы, отмечается частая смена настроения, нарушение координации, а также грубое недоразвитие речи, вплоть до ее отсутствия.
13. Синдром Энгельмана (синдром “счастливой куклы”). Описан в 1965 году. Основными признаками заболевания являются: необычный и частый смех, специфичное лицо с гримасой улыбки, повторяющиеся кукольные стереотипные движения, отсутствие речи.
14. Синдром Вильямса (лицо “эльфа”). Умственная отсталость различной степени, разнообразные психические нарушения, низкий интеллект.
Настоящие причины:
1. Родители ребёнком не занимались, в надежде что сам заговорит, или занимались неправильно.
2. В результате неправильного воспитания ребёнок не хочет (при гиперопечных родителях) или боится говорить (при социальных и психологических проблемах в семье)
Неточный предварительный диагноз:
Часто ставят не говорящим детям, в надежде на уточнение диагноза у специалистов. И причинами естественно может быть всё из перечисленного выше, так как настоящая причина еще не выявлена.
Важно:
У логопедов есть 2 обследования: Первичное – где вам чаще всего поставят ЗРР, ЗПРР, ОНР – предварительный диагноз. И Динамическое обследование – после нескольких логопедических занятий, где в процессе корреции уточняется клинический диагноз – то есть настоящий диагноз. Сколько времени займет постановка точного диагноза зависти от опыта логопеда. Нередко опытные логопеды говорят точный диагноз уже на 1 обследовании.
1. Педиатр;
2. Лор (Оториноларинголог);
3. Невропатолог;
4. Психиатр;
5. Логопед-дефектолог.
Эти специалисты либо сами выявят причину и займутся коррекцией, либо после определения причины направят на лечение к другим специалистам.
Статью подготовила и составила Логопед Ирина Петровна. Вы можете обратиться ко мне по поводу занятий по коррекции алалии через скайп.
ребенок в год не говорит, плохо говорящий ребенок, ребенок плохо говорит, мало говорящий ребенок, ребенок мало говорит, ребенку год плохо говорит, почему ребенок не говорит, ребенок не говорит в 2, ребенок не говорит в 3, ребенок не говорит в 2 года, ребенок не говорит в 3 года, ребенку год не говорит что делать, ребенок 4 года не говорящий, ребенок не говорит в 4 года, ребенок 1 год не говорит, ребенок 2 месяца говорит, ребенку год и месяц не говорит, ребенок в 5 лет не говорит, ребенок перестал говорить, почему ребенок в год не говорит, ребенок не говорит форум, не говорящие дети форум, научить ребенка говорить в 3, ребенку 2 5 не говорит, ребенок плохо говорит в 3 года, плохо говорящие дети в 3 года, ребенку 3 года не говорит что делать, ребенок непонятно говорит, ребенок в год не говорит слова, как помочь ребенку говорить, ребенок не говорит вообще, ребенку 2 года не говорит что делать, как научить ребенка говорить в 5 лет, как научить ребенка говорить 1, ребенок не говорит р, ребенку 1 5 не говорит, ребенок 2 3 не говорит, ребенок говорит мало слов, +как научить ребенка говорить в 4 года, ребенок в год не говорит мама, ребенок в год мало говорит, учимся говорить для детей с 2
Наверх
Источник
Неговорящий ребенок: чек-лист диагнозов
Существует множество диагнозов, которые могут быть поставлены неговорящему ребенку. В них легко запутаться. Предлагаем разобраться, что есть что.
- ЗРР – задержка речевого развития. По сути это «диагноз, которого не существует». Может быть поставлен ребенку неврологом или логопедом строго до 3 лет! Термин обозначает темповое несоответствие сроков созревания речевой функции относительно нормы, но никак не объясняет механизм нарушения. С 3 лет, если речь не появилась, диагноз «медленно превращается» в алалию. Мне часто пишут: «Нам 4,5 года, и у нас ЗРР». Такого быть не может, требуйте нормальный диагноз и соответствующую коррекцию. И «невролог нам прописал пантогам и ничего не говорил про занятия с логопедом» тоже бывает, к сожалению. В таком случае нужно искать второе, третье мнение, потому что любой ноотроп лишь улучшает питание мозга, но никак не формирует речевую функцию.
- Алалия – термин из клинико-педагогической классификации нарушений речи, обозначает отсутствие речи ввиду «поражения корковых речевых зон». Выделяют моторную, сенсорную и сенсомоторную алалию. Есть мнение, что чистой сенсорной алалии не существует, и я, пожалуй, с ним согласна. Кто-то считает, что данный диагноз можно ставить только с 3 лет, но я не согласна, часто можно определить механизм нарушения раньше, начать своевременную коррекцию и не ждать у моря погоды. Что для меня «не так» с этим термином? Во-первых, по мнению ведущих ученых, решающее значение играет не поражение коры, а проводящих путей (ассоциативных – то есть между зонами коры в пределах одного полушария, комиссуральных – то есть между полушариями). Во-вторых, под общим термином «алалия» скрывается еще три варианта механизма нарушения:
- Речевая слуховая агнозия. Кратко – ребенок не способен в услышанном потоке вычленить слова, то есть распознать, где начало слова, где его конец, понять различия между двумя словами, которые звучат похожим образом.
- Артикуляционная диспраксия. Ребенок не может правильно произвольно артикулировать. Сама артикуляторная диспраксия тоже немного по-разному понимается разными авторами.
- Несформированность когнитивных механизмов речи, незрелость уровня языка. Это несформированность третичных полей, когда воспринятый слуховым речевым анализатором образ слова наполняется смыслами (а в случае алалии – не наполняется). Причем даже при моторной алалии очень хорошо видно, как эта третичная кора себя проявляет (ребенок неверно согласует слова, допускает логико-грамматические ошибки). Это говорит о том, что даже при моторной алалии страдает связь премоторных областей с задней ассоциативной корой (не только запрограммировать высказывание, но и передать смыслы). Речь бывшего алалика похожа на речь иностранца. Это иллюстрирует именно языковой, высший уровень нарушения, а не праксический.
Также в термине «алалия» меня смущает его конечность. Либо она есть (когда ребенок не говорит), либо ее нет (когда уже заговорил). Но ведь при появлении речи у алалика проблемы не кончаются! Некоторые специалисты сейчас употребляют термин «выход из алалии» именно по этой причине.
- Общее недоразвитие речи (ОНР). Это термин из педагогической классификации, и я его не люблю, как и ЗРР, потому что он никак не отсылает к механизму нарушения, а только констатирует факт несоответствия речи возрастной норме. ОНР имеет 4 уровня, где первый означает безречие, то есть алалию. Синонимом ОНР является «СНР» — системное недоразвитие речи, СНР употребляется логопедами в мед.учреждениях. Как только ребенок из алалии выходит, то его алалия трансформируется в «ОНР» с номером уровня. Некоторые логопеды считают, что не имеют права ставить диагноз «алалия», поэтому безречевому ребенку ставят просто «ОНР 1-2». Неврологи тоже часто используют термин «ОНР» для обозначения речевых проблем ребенка, когда степень дефицита уже нельзя назвать алалией. Такие вот «трудности перевода».
Польза термина «ОНР» в том, что он показывает речевой континуум, процесс трансформации речевой функции в динамике у ребенка. - Дисфазия развития. Это относительно новый международный термин. Кстати, его широко используют в Центре патологии речи и нейрореабилитации в Москве. По сути этот диагноз объединяет в себя континуум «алалия+ОНР» с указанием механизма нарушения (экспрессивная, рецептивная и т.д.). Причем Чарльз Ньокиктьен красиво показал переход от дисфазии к диспраксии, указав, что грубая форма экспрессивной дисфазии является по сути речевой диспраксией.
- Речевая диспраксия. Я специально вынесла ее в отдельный пункт, потому что диспраксия речевая и артикуляторная – две большие разницы. Артикуляторную диспраксию можно определить как корковую дизартрию, она связана с проблемой артикулирования и по сравнению с речевой это более «нижний» уровень нарушения. А речевая диспраксия предполагает несформированность программирования речевого высказывания. Для того, чтобы было, что программировать, должны быть адекватно сформированы мышление и лексикон, то есть задняя ассоциативная кора, а также связь между ней и премоторной речевой областью. Часто сложно выделить изолированно проблему лишь программирования (именно поэтому даже в моторной алалии/дисфазии часто можно увидеть сенсорные элементы).
Нейропсихолог Александрова О.А.
Ребенок не говорит? Запишитесь на консультацию по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.
Читайте также:
- Алалия и РАС: чем различаются?
Источник