Отсутствие контроля за развитием ребенка

Отсутствие контроля за развитием ребенка thumbnail

Представьте себе, что вы едете всей семьей на машине. По радио играет ваша любимая музыка, и с каждым километром все проблемы становятся все дальше от вас. Из такой идиллии вас выводят вопли ваших детей: «Он ударил меня!», «Она опять дразнится!» Вы думаете: «Если бы в этой машине вместо круиз-контроля была кнопка контроля за детьми, можно было бы отдать за нее любые деньги».

Действительно, если бы вы могли полностью контролировать детей, любая семейная поездка проходила бы без эксцессов, а вы спокойно разговаривали бы по телефону и могли избежать многих бытовых ссор. Если контроль – такая важная часть воспитания, то как мы можем эффективно контролировать своих детей?

Родительский контроль: за и против

Рассмотрим основные трудности, возникающие у родителей в связи с контролем над поведением детей, а также способы установить этот контроль.

Во-первых, следует понять, что контролировать ребенка в равной мере могут оба родителя. У многих из нас возникает ощущение, что ребенок, чрезмерно подверженный контролю, становится раздражительным, нетерпимым к себе и окружающим.

Представьте себе, что в первом классе на уроке рисования, когда необходимо нарисовать пейзаж, учитель дает детям только синие, зеленые и коричневые карандаши, потому что считает, что природа имеет только эти цвета. В таком смысле контроль означает жесткие ограничения. С другой стороны, именно самоконтроль делает общество цивилизованным, и, поскольку ребенок еще не может полностью себя контролировать, родители должны ему объяснить, что каждый поступок имеет реальные последствия, которые следует предвидеть. Обе точки зрения на родительский контроль не являются истиной в последней инстанции.

Большинство недоразумений по этому поводу происходит потому, что мы забываем две важные вещи. Во-первых, мы можем контролировать не детей, а лишь ситуации. Во-вторых, в процессе контроля детей взаимоотношения между ними и родителями не менее важны, чем поощрения и наказания.

Контроль и стили воспитания детей

Проблеме родительского контроля посвящено много исследований в сфере психологии. Известный американский психолог Диана Баумринд рассматривает эту проблему в рамках своей теории стилей воспитания. Она выделяет три основных стиля:

1. Авторитарный стиль. Родители, которые его придерживаются, следуют правилу «потому что я так сказал» и поощряют ребенка за послушание. Они строго следят за тем, чтобы ребенок придерживался установленных правил, и наиболее эффективным способом добиться этого считают наказание. Ребенок в первую очередь должен слушаться родителей, и только потом – прислушиваться к собственным чувствам. Дети авторитарных родителей становятся «хорошими» взрослыми: они умеют подчиняться, но, как правило, не обладают достаточными социальными навыками и в целом не счастливы.

2. Демократичный стиль. Демократичные родители так же, как и авторитарные, озвучивают ребенку свои ожидания, но они более восприимчивы к чувствам и реакциям ребенка. Ожидания и цели преподносятся ребенку в позитивном свете, а не как раз и навсегда установленные правила, которых ребенок должен бояться. Демократичные родители уравновешивают негативные последствия за проступки и позитивное воспитание. В отдельных случаях они прощают ребенку его проступки. Демократичные родители уважают своих детей, поэтому дети вырастают счастливыми и успешными.

3. Либеральный (разрешающий) стиль. Родители не устанавливают для ребенка строгих правил, и их ожидания от ребенка невелики. Либеральные родители считают, что ребенок от природы склонен выбирать хорошие модели поведения, и ему не стоит в этом мешать. Честно говоря, либеральные родители иногда боятся конфликта со своими детьми и хотят быть для них друзьями, а не врагами. Неудивительно, что дети после этого часто имеют проблемы с самоконтролем.

На первый взгляд может показаться, что больше всего контролировать детей склонны авторитарные родители. В таких семьях дети не грубят взрослым, слушаются их и хорошо себя ведут. Однако авторитарные родители часто путают контроль над ребенком и контроль над ситуацией. Проблема такого вида контроля в том, что со временем он приводит не к развитию у ребенка самоконтроля, а к страху перед авторитетами. Кроме того, контроль со стороны авторитетных родителей основан больше на наказаниях, чем на поощрениях. Ребенок учится избегать наказаний, а не испытывать положительные эмоции от поощрений.

С другой стороны, либеральные родители, которые все разрешают ребенку, часто не имеют навыков контроля над ситуацией – командного голоса, умения контролировать ребенка с помощью похвалы или предвидения проблемных ситуаций. В конце концов, либеральные родители признают свое поражение, потому что считают, что, если они берут контроль над ситуацией в свои руки, значит, их воспитательный метод не сработал. Когда ситуация выходит из-под контроля, и либеральные, и авторитарные родители могут кричать на ребенка, чрезмерно его наказывать или угрожать («Подожди, вот мы вернемся домой, и ты у меня посмотришь»).

Демократичные родители лучше других контролируют ситуации. Они находят эффективные способы влиять на ребенка и знают, как правильно использовать положительные и отрицательные последствия, чтобы добиться желаемого. Вот в чем демократичные родители отличаются от остальных:

  • они понимают, что ребенок не может в одно мгновение изменить свое поведение. Поэтому они каждый раз стараются влиять на ситуации, и от этого ребенок со временем меняется к лучшему;
  • они знают, что позитивные взаимоотношения с ребенком (внимательность к нему, похвала, фразы, корректирующие поведение, негативные последствия за проступки и т.д.) более эффективны, чем система поощрений и наказаний. Демократичные родители понимают, что уважение ребенка достигается путем проб и ошибок; когда ребенок ведет себя плохо, родители честно и четко объясняют ему, в чем он ошибается.

Главное в демократичном воспитании – это понимание того, что контроль над поведением ребенка обретается со временем, когда родители шаг за шагом следуют четкому плану и выбирают наиболее эффективные стратегии воспитания.

Как правильно контролировать детей

Как видим, родительский контроль может не только ограничивать ребенка, как мы привыкли думать, но и быть ему во благо. Рассмотрим конкретные связанные с контролем ситуации, с которыми часто сталкиваются родители:

  • дети сидят в машине на заднем сидении и плохо себя ведут. Детям часто не нравится, когда они вынуждены ехать на заднем сидении, они начинают капризничать и вести себя плохо. И родители при этом теряют контроль над ситуацией. Во-первых, они ограничены во времени из-за необходимости вовремя добраться до пункта назначения. Родители думают: «Как только мы доедем, я смогу прекратить такое поведение детей». Во-вторых, дети плохо себя ведут из-за того, что им не хватает пространства и внимания родителей. Чтобы прекратить это, похвалите ребенка, который ведет себя лучше (психологи называют этот прием «дифференциальной похвалой за хорошее поведение»), даже если он хорошо себя ведет всего несколько минут. Также будет полезно занять ребенка какой-либо работой. Например, возьмите с собой карту, нанесите на нее начальный и конечный пункты вашей поездки и попросите детей следить за тем, какие улицы или населенные пункты вы проехали;
  • чем больше детей, тем больше шума. Родителям трудно уследить за несколькими детьми, поэтому они не могут контролировать ситуацию. Чем больше детей в семье, тем более трудностей может возникать в связи с этим. Вместо того чтобы кричать или наказывать всех детей сразу, говорите с каждым ребенком по отдельности. Даже если вы говорите с двумя детьми одновременно, рассматривайте отдельно плохое поведение каждого из детей. Рассматривайте каждый отдельный случай. Например, говорите с ребенком только о том, что он убежал от вас в магазине или о том, что сын без спросу зашел в комнату к дочери и затеял драку. Не пытайтесь исправить все и сразу.

Заранее планируйте свои действия в подобных ситуациях. Например, когда вы идете с ребенком в магазин, планируйте на это на 10 минут больше, чем обычно. Вам может понадобиться несколько минут для того, чтобы успокоить ребенка, если он начнет капризничать. Если дети спорят о том, что смотреть по телевизору, заберите пульт от телевизора и подождите, пока дети не успокоятся и не договорятся.

Следуя данным рекомендациям, вы можете по-новому посмотреть на контроль над поведением детей и при необходимости внести определенные коррективы.

Источник

Библиографическое описание:

Дюдюева, О. Ю. Контроль за нервно-психическим развитием ребенка как способ выявления отклонений в раннем возрасте / О. Ю. Дюдюева. – Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). – Москва : Буки-Веди, 2012. – С. 112-115. – URL: https://moluch.ru/conf/ped//22/2104/ (дата обращения: 08.05.2021).

Правильно ли развивается ребенок? Как правильно дать оценку уровня его развития, чтобы избежать в будущем мно­гих проблем? Что является критериями показателей развития ма­лыша? Ведь своевременность формирования основных умений, навыков в первые годы жизни, как правило, исключает трудности дальнейшего обучения. Очень важно, чтобы развитие ребенка протекало гармонично, раскрывало его способности. Ведь от того, какие развивающие условия были созданы, на что делается упор, какие воспитательные приемы использовались, чему и как учили ребенка, и от многого другого зависит его компетентность. Для того чтобы понять уровень развития ребенка, необходимо принять во внимание, что это и проверка взрослого, т.е. педагога, который ор­ганизует такую среду, в которой ребенок достигает определенных для его возраста показателей развития.

Как отмечают В.М. Сотникова, Т.Е. Ильина, процесс отслеживания педагогического процесса в детском саду складывается из единства трех стадий [4, с. 4]:

– сбора информации о ходе воспитательно-образовательного процесса в детском саду, т.е. установления и выявления фак­тов;

– анализа собранного материала, его оценка;

– выработки мероприятий, направленных на улучшение сущест­вующего положения в дошкольном учреждении в целом или в определенной возрастной группе. Организация наблюдения педагогического процесса в детском саду проходит через все виды контроля (оперативный, тематический, итоговый).

Контроль должен быть своевременным. В процессе контроля констатация фактов не должна быть самоцелью, она должна по­мочь выявлению причин, вызывающих недостатки в работе, выра­ботке эффективных мер, предусматривающих их устранение. Не­обходимо вскрывать причины, обстоятельства, которые привели к недостаткам в воспитательно-образовательной работе с детьми, а также педагогической деятельности коллектива.

Одним из видов контроля за ходом психического развития ребенка раннего возраста является психологическая диагностика.

Т.Д. Марцинковская пишет, что термин «психодиагностика» можно рассматривать с разных позиций: как теоретическую психологическую дисциплину и как практическую психологическую деятельность. В первом случае – это область психологической науки «О методах классификации и ранжирования по психологическим и психофизиологическим признакам». Во втором случае – это разработка методов выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности (научно-исследовательская деятельность), а также их использование с прикладными целями (научно-практическая деятельность).

Применительно к дошкольному детству (включая ранний и дошкольный возраст), психодиагностика определяется как деятельность по психологическому изучению ребенка на протяжении всего указанного периода, в контексте семьи и образовательно-развивающей среды детского образовательного учреждения (ДОУ). Следовательно, предметом психологической диагностики в условиях ДОУ являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом развитии [1, с.86].

Задача взрослых, воспитывающих ребенка, заключается в том, чтобы, опираясь на возможности ребенка, развивать его при активном участии самого ребенка. Эта задача, по мнению ряда авторов (Н.М. Щелованов, Э.Л. Фрухт, Н.М. Аксарина, К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Н.В. Серебрякова и др.), заключается в ранней и своевременной диагностике, определяющей уровень развития малыша. При этом определяется актуальная зона его развития.

Диагностика предполагает эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком, проходящее в непринужденной ситуации. При этом важнейшим является не только альтернативное решение предложенной задачи. Предусматриваются такие моменты, как направленность детского мышления, проявление его личности (отношение к предложенной деятельности, умение принять задачу, найти способы решения, желание сотрудничать со взрослым, отношение к результатам своей деятельности).

Диагностика психического развития дает возможность определить такую сложность задания, которая вызывает интерес ребенка в связи с элементами новизны, а от сотрудничества со взрослым получить радость познавательного общения. Такое эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком определяет и зону «ближайшего развития». Л.С. Выготский использовал это понятие, имея в виду психические процессы вообще, «область не созревших, но созревающих процессов», что можно отнести и к развитию личности в целом [3,с.32].

Для детей раннего возраста разработаны показатели и методы диагностики психического развития ребенка. На 1-му году жизни авторами ее являются Н.М. Щелованов, Э.Л. Фрухт, на 2-3-м году – Н.М. Аксарина, К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина.

К раннем возрасту применяют термин «нервно-психическое (психомоторное)» развитие ребенка, которое рассматривают как качественное изменение его интеллектуальных и двигательных умений. Наряду с другими показателями, оно является отражением уровня биологического созревания ребенка, особенно в первые месяцы и годы жизни. Нервно-психическое (психомоторное) развитие во многом регулируется воспитательными мероприятиями и качеством ухода за ребенком, являясь отражением степени его социализации.

Еще в Советском Союзе Н.М. Щеловановым, Н.Л. Фигуриным, Н.М. Аксариной, М.Ю.Кистяковской, С.М. Кривиной, Н.Ф. Ладыгиной были раз­работаны показатели нервно-психического развития (НПР) детей раннего возраста и принципы контроля за их развитием. Этот метод диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста отличался от существующих в зару­бежной педагогике и психологии, так как он опирался на объективное изучение закономерностей хода развития детей в определенных ус­ловиях воспитания.

Метод диагностики позволял ставить перед ребенком опреде­ленные задачи и объективно оценивать его способности и уровень развития.

Цель диагностики – своевременное выявление первоначальных отклонений в развитии и поведении ребенка для необходимой коррекции.

Как отмечали данные исследователи диагностика нервно-психического развития детей в первые три года жизни является одной из важных функций врача и педагога дошкольного учреждения (яслей, яслей-сада, дома ребенка) и дет­ской поликлиники [2]. Традиционно, воспитательница группы под руководством старшего воспитателя, применяя методы диагностики, определяет уровень развития ребенка и оценивает его по показателям. В настоящее время эту функцию выполняют педагоги-психологи ДОУ.

Контроль за динамикой развития детей в дошкольных учреж­дениях осуществляется по представленным показа­телям (стандартам) развития в установленные сроки [2]:

на 1-й году жизни – ежемесячно,

на 2-м году – 1 раз в квартал,

на 3-м году – 1pаз в полугодие в дни, близкие к дню рождения ребенка.

Каждый ребенок проверяется по показателям своего возраста. Если развитие ребенка не соответствует возрасту, его проверяют по показателям предыдущего возрастного периода.

На 1-м году жизни в возрасте от 1 до 5-6 мес. Проверяется:

  1. развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций,
  2. положительных эмоций и общения детей друг с другом,
  3. движений руки, общих движений,
  4. подготовительных этапов активной речи и умений в процессе кормления.

В возрасте от 6 до 12 мес. контролируется:

  1. развитие общих движений,
  2. понимания речи и активной речи,
  3. действий с предметами,
  4. умений и навыков в процессах, общения детей друг с другом.

Наиболее значимыми в 1-ом полугодии являются зрительные и слуховые ориентировочные реакции, положительные эмоции (с 2 мес.) и движения руки (с 4 мес.). Значение движений руки особен­но велико во 2-ом полугодии (с 7 мес.). В этом же возрасте значимым для многих функций оказывается понимание речи. Наиболее информативными, отражающими не только развитие ребенка, но и его состояние, уровень воспитательной работы с ним, зависимыми от многих умений являются показатели, которые могут быть отнесе­ны к социальным (этапы развития активной речи, первые формы об­щения детей друг с другом, умения и навыки в процессах). В случае задержки развития других они также формируются с отставанием. На каждом этапе развития между функционально близкими по­казателями устанавливается двусторонняя связь. Два показателя определяют развитие друг друга и являются взаимно информативными.

Для проверки развития детей должен быть подобран материал, аналогичный используемому в самостоятельной деятельности. Одно­моментно проверяется развитие ребенка не более чем по 2-3 пока­зателям.

Поведение ребенка, состояние возбудимости нервной систе­мы, выносливость, подвижность, уравновешенность, контактность и другие индивидуальные особенности могут быть определены путем наблюдения за ним.

За нормальное развитие на 1-м году жизни принимается фор­мирование умении в пределах ± 15 дней от возраста, принятого за норму.

Умения, формирующиеся до верхней границы нормы (до “+ 15 дней”), т.е. раньше на 16 дней, 1 мес. и более, свидетель­ствуют об ускоренном или раннем развитии.

Овладение умениями с задержкой до 1 мес., т.е. после допустимой степени отклоне­ния (нижней границы кормы ” – 15 дней”), указывает на замедленный темп развития.

Формирование умений с задержкой до 2 мес. классифицируется как отставание, требующее консультации врача-педиатра и специалиста и дополнительных воспитательных воздей­ствий.

Овладение умениями с задержкой на 3 мес. и более свиде­тельствует о значительном отставании, которое может быть отне­сено к состоянию, пограничному с нормой.

Причинами отставания могут быть длительное заболевание ребенка, неблагоприятные усло­вия жизни, педагогическая запущенность или не выявленная ранее патология центральной нервной системы. Поэтому необходимы тща­тельное обследование ребенка и постоянный контроль за ним со стороны специалистов.

На 2-м году жизни в развитии ребенка выделено четыре перио­да:

от 1 г. 1 мес. до 1 г. 3 мес., от 1 г. 4 мес. до 1 г. 6 мес., от 1 г. 7 мес. до 1 г.9 мес., от 1 г. 10 мес. до 2 лет.

В каждом периоде диагностируется развитие понимания речи, активной, речи, сенсорное развитие, развитие игры и действий с предметами, дви­жений, навыков.

Развитие активной речи – наиболее информативный показа­тель на 2-3-м году жизни, сигнализирующий о каких-либо небла­гополучных условиях воспитания и требующий особого внимания со стороны воспитателей, показатель, наиболее сложный и вновь формирующийся.

Наиболее значимыми на 2-м году являются показатели, отра­жающие развитие движений, действий с предметами, понимания речи. На 3-м году все показатели приобретают одинаковую значи­мость.

За нормальное развитие на 2-м году жизни принимается фор­мирование умений в пределах квартала.

На 3-й году жизни в развитии ребенка выделено два полуго­дия. В 1-м полугодии проверяется развитие активной речи, игры, конструктивной деятельности, сенсорное развитие, развитие движе­нии и навыков в процессах, во 2-м полугодии – развитие активной речи, игры, изобразительной и конструктивной деятельности, сен­сорное развитие, развитие движений и навыков.

На 3-м году жизни за нормальное развитие принято формиро­вание умений в пределах 1-го полугодия.

Анализ последних лет показывает, что если раньше дети раннего возраста воспитывались больше дома, то теперь в ДОУ в большом количестве поступают дети, как из неблагополучных, так и благополучных семей, однако дети с задержкой в развитии остаются.

Что, прежде всего, задерживается у детей? Прежде всего, функции, которые вновь формируются, являются новообразованием – развитие активной речи, сенсорное развитие, которое связано с формированием наглядно-действенного мышления. Это не может не отразиться на дальнейшем развитии детей дошкольного возраста, где также наблюдается более позднее развитие речи и мышления. Кроме этого выявляется более позднее формирование внимания и памяти.

Определяя уровень психического развития, и оценивая поведение детей, мы всегда обращаемся к анамнезу ребенка, т.к. опираемся на систему комплексной оценки состояния здоровья ребенка, включающая, как биологический, так и социальный анамнез.

Анализ влияния биологического анамнеза на психическое развитие и поведение ребенка выявил следующее [3]:

  1. число детей, имеющих благоприятный анамнез, с годами постепенно уменьшается;

  2. дети, имеющие неблагоприятный анамнез, имеют больший процент отклонений в развитии и поведении;

3) развитие такого социального показателя, как речь, также имеет связь с биологическим анамнезом. Динамика такого важного показателя, как активная речь в периоде становления, связана с тем, как протекала беременность и роды мамы. Явления токсикоза беременности, обвитие пуповины при родах, диагноз невропатолога при рождении ребенка имели определенную связь с речевым развитием;

  1. длительность грудного вскармливания, предполагающего необходимый интимный эмоциональный контакт ребенка с матерью, также необходима для здоровья и развития ребенка (многие дети вскармливаются до 3-х месяцев, наиболее эффективный срок вскармливания – 9-12 месяцев. Дети, вскармливаемые грудным молоком после 12 месяцев, имеют аффективную привязанность к матери, проблемы адаптации к ДОУ).

Немаловажное значение имеет социальный анамнез в развитии ребенка, формировании его личности. Довольно часто в условиях семьи либо не создаются оптимальные условия для развития ребенка, либо наблюдается форсирование темпов развития, в результате чего ребенок лишается тех основ, которые формируются в раннем детстве, и родители не приходят к желаемым результатам. Выигрывая в сроках усвоения знаний, теряются неповторимые возможности, присущие детям раннего возраста.

Литература:

  1. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2005.

  2. Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. – М.: Центральный ордена Ленина институт усовершенствования врачей Министерства здравоохранения СССР, 1983 г.

  3. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

  4. Сотникова В.М., Ильина Т.Е. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДОУ. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.

Основные термины (генерируются автоматически): развитие ребенка, активная речь, ребенок, развитие, ранний возраст, показатель, жизнь, метод диагностики, психическое развитие, сенсорное развитие.

Источник