Отставание в речевом развитии ребенка

Значение речи в жизни человека сложно переоценить. Именно овладение языком в свое время выделил наш вид из множества других. Мы используем данный механизм не только для передачи информации, но и для осуществления процесса вербального мышления, творчества, сохранения и передачи знаний.

Диагноз «задержка речевого развития» из довольно редкого становится все более привычным. Данному явлению может быть дано следующее определение:

Задержка речевого развития (ЗРР) — это отставание детей по качественным или количественным показателям от возрастных норм овладения устной речью, что характеризуется недоразвитием пассивного и (или) активного словаря, экспрессивной или фразовой речи.Причин по которым может возникнуть задержка речевого развития у ребенка множество. Условно можно выделить прямые и косвенные предпосылки возникновения ЗРР.

К косвенным причинам относятся:

  • особенности внутриутробного развития малыша: гипоксия и асфиксия в родах, недоношенность или переношенность, родовые травмы, внутриутробные инфекции;
  • ряд заболеваний, такие как менингит и энцефалит, а так же осложнения после перенесенных болезней (корь, скарлатина);
  • общее состояние иммунной системы (у детей со слабым иммунитетом чаше встречается диагноз ЗРР).

Условно к косвенным причинам может быть отнесена и половая принадлежность малыша. Известно, что у мальчиков задержка речевого развития наблюдается в 4 раза чаще, чем у девочек.

Основные же причины, приведшие к задержке речевого развития у ребенка, более конкретны. Они делятся в свою очередь на внутренние (физиологические) и внешние.

Физиологические причины возникновения задержки речевого развития:

  • Нарушения в работе центральной нервной системы.
  • Нарушения в работе слухового аппарата.
  • Генетические предпосылки.
  • Нейроинфекции.
  • Травмы мозговых оболочек.

Внешние причины возникновения задержки речевого развития:

  • Недостаток речевых контактов. Попросту говоря, когда малыш не слышал достаточное количество разговорной речи для полноценного пополнения словарного запаса и тренировки речевых навыков.
  • Чрезмерная перегруженность окружающей среды информацией. Ситуация обратная предыдущей. Когда взрослые говорят быстро, дома постоянно работает телевизор и радио, произнесенные слова не адресованы малышу (мультфильмы) для крохи речь становится «фоновым шумом».
  • Неблагоприятная обстановка в семье. Дети, подверженные стрессу и испытывающие постоянное эмоциональное напряжение, склонны начать говорить позже.
  • Гиперопека. Предупреждение всех пожеланий малыша также может стать причиной возникновения задержки речевого развития (крохе не надо учиться высказывать свои желания).

Причины могут быть и иные. Но чем точнее все они будут определены, тем эффективнее и быстрее будет проходить лечение. Примерно в 30 случаев причина задержки речевого развития так и остается до конца неясной.

Признаки задержки речевого развития

Чем раньше будет выявлено отклонение, тем легче его будет купировать. Можно выделить следующие признаки отклонения в речевом развитии ребенка:

До года:

  • Отсутствие эмоциональной реакции при обращении к ребенку 3-4 месяцев (малыш не поворачивает голову на звук, не реагирует на мамину речь).
  • Отсутствие лепета в возрасте 8-9 месяцев.

От года до двух:

  • В речи ребенка нет простых слов (например, «дай», «мама», «папа», «баба»).
  • Малыш не понимает обращенную к нему просьбу, не может показать знакомые предметы.
  • У ребенка есть проблемы с жеванием. Он давится даже небольшими кусочками.
  • К двум годам ребенок не пытается освоить новые слова.

От 2 до 3 лет:

  • Ребенок использует менее 20 слов.
  • Не может найти и принести знакомый предмет, если он находится вне поля его зрения.
  • Не пытается составлять фразы, состоящие хотя бы из 2 слов.

В 3 года:

  • Речь ребенка мало понятна окружающим.
  • Малыш не используют простых предложений.
  • В речи отсутствует местоимения и наречия, кроха не склоняет слова.
  • Малыш говорит быстро, проглатывая окончания.
  • А ребенок не понимает и не может составить предложения, относящиеся к прошлому и будущему.

4-5 лет:

  • Малыш знает ограниченное число слов, с трудом запоминает новые слова.
  • В речи отсутствуют союзы.
  • Остаются трудности с произнесением шипящих звуков.

После 5 лет:

  • Крохе не даются звуки «р» и «л».
  • Речь эмоционально не окрашена.
  • Малыш не использует все части речи.
  • Продолжает использовать только простые предложения.
  • Не может составить рассказ по картинке, сделать понятный пересказ текста.

Если наблюдается хотя бы одна из перечисленных проблем, стоит обратиться к специалисту.

Недопустимо также чтобы малыш повторял слова зеркально или говорил готовыми фразами из мультиков. Подобное поведение не свидетельствует об интенсивном развитии речи, а говорит о психическом отклонении.

Когда обращаться к специалисту?

Итак, речь ребенка о чем-то настораживает взрослых. У родителей тут же возникает вопрос: «Когда именно необходимо обратиться к врачу?». На этот счет есть однозначный ответ — сразу же. Чем раньше будет выявлено отклонение и начато лечение, тем выше вероятность эффективной коррекции.

Если кроха отстает от сверстников на полгода и более — не тяните. Пусть лучше врач просто не подтвердит ваших опасений, если все хорошо, чем после регулярно посещать не всегда бесплатные занятия.

Типичные байки в отношении речевого развития

Очень часто родители под влиянием советов знакомых и друзей затягивают посещение специалиста, упуская момент, когда отставание в речевом развитии могло пройти быстро и легко. Вот типичные баки, которыми объясняется подобное поведение.

Соседки на лавочке, подруги и родственники готовы рассказывать истории о «волшебном» обретении ребенком дара речи в 3-4, а то и 5 лет. «Антоша не говорил до 4 лет, а потом начал разговаривать сразу предложениями!», — типичный пример подобных обнадеживающих высказываний.«Это все генетика и врожденная особенность!»

Действительно, нет ничего невозможного и кроха, прежде произносивший около двух десятков слов, мог совершить подобный прорыв, но это крайне редкий случай (1 на 1000). Куда более вероятно иное объяснение: память человека крайне избирательна. Вероятнее всего, люди просто припоминают так называемый «лексический взрыв», приходящийся на возраст около двух лет. А память просто «сделала ребенка старше». И наоборот — кроха говорил довольно много, но переход к фразовой речи так врезался в память родителя, что количество произносимого до этого было мозгом приуменьшено.

Сколько несчастных родителей, напуганных подобным утверждением, пытались решить проблему самостоятельно, «по книжке» или выкладывая немалые суммы сторонним специалистам. Диагнозов в нашей стране бояться до сих пор.«Ребенка отправят в специальный сад, а затем в школу, не надо рисковать!»

Неврологи и логопеды приводят поразительную статистику. Так, большинство детей до 3 лет, чьи родители обратились к врачам по поводу отставания малыша в речевом развитии, получали диагноз ЗРР (задержка речевого развития). При обращении же к специалисту после 5 лет, лишь 20 % детей получат данный неосложненный диагноз. Большинство увидит уже другую запись: ЗПРР (задержка психо-речевого развития), поскольку речь тесно связана с развитием и формированием интеллектуальных, эмоционально-волевых и мыслительных процессов.

При этом длительность корректировки и количество необходимых специалистов будет увеличиваться пропорционально упущенному времени. Так, если большинству детей 2-3 лет бывает достаточно 1-2 занятий с логопедом в неделю и курса медикаментов, то после 4-5 лет, особенно в случае постановки диагноза ЗПРР, посещение логопеда будет рекомендовано ежедневное, а так же необходимо будет, хотя два раза в неделю встречаться с детским психологом и ежемесячно с неврологом.

Увы — нет. Активное усвоение речи происходит у ребенка в возрасте до 7 лет. Если коррекция начата слишком поздно, у крохи остается чересчур мало времени для активного освоения грамматических и лексических закономерностей языка.«Наверстать можно всегда»

В случае с такими заболеваниями как алалия (если у ребенка вообще отсутствует речь, в том числе словоподрожание) вероятность что он заговорит после 6 лет, составляет всего 0,2 %. В возрасте после 8 лет ребенок уже не способен полноценно освоить речь и придется искать иные методы коммуникации.

К какому специалисту обращаться?

При выявлении проблем с речью у ребенка первое, что необходимо сделать — посоветоваться с педиатром. Сразу после педиатра необходимо будет посетить:

  • Сурдолога. Он определит, есть ли у ребенка физиологические особенности, препятствующие нормальному развитию речи.
  • Невропатолога для выявления иных причин возникновения ЗРР.

Исходя из результатов осмотра, могут быть могут потребоваться дополнительные исследования (ЭКГ, МРТ, ЭХОКГ). Будут даны и рекомендации относительно целесообразности посещения других специалистов (детский психолог или даже детский психиатр, дефектолог, логопед).

Методы лечения задержки речевого развития

Как видите, выявлением и постановкой диагноза «задержка речевого развития» занимается далеко не логопед. Данный специалист займется с малышом коррекцией, если она необходима, а вот лечение ребенок будет получать у невролога или (в сложных случаях) у детского психиатра.

Как правило, без медикаментозной терапии в данном случае не обойтись. И только невропатолог (психиатр) может подобрать нужный малышу препарат.

Поскольку относительно любых препаратов, влияющих на функции головного мозга, ходит множество «страшных сказок» остановимся немного подробнее на том, что именно могут назначить ребенку.

  • Лекарства на основе гамма-аминомасляной кислоты (пикамилон, пантогам, аминалон и др.). Направлены на усиление межклеточных связей в головном мозге, лучшее усвоение глюкозы, в клетках головного мозга.
  • Препараты на основе пиритинола (энцефабол, церебол, энербол). Данные лекарства снижают концентрацию свободных радикалов, повышают уровень стойкости клеток головного мозга при неблагоприятных воздействиях (сотрясения, повышенная возбудимость, кислородное голодание), обеспечивают их питание.
  • Препараты на основе клеток животных (кортексин, церебролизин). Становятся «строительным материалом» при повреждениях участков нервной ткани за счет использования готовых аминокислот.
  • Цераксон обладает выраженным стимулирующим эффектом. Способствует повышению стойкости мембран клеток, способствует устранению отеков и застойных явлений.
  • Различные витаминные препараты поливитаминные комплексы (нейромультивит, мильгамма, витамин B и другие).

Препараты способны дать необходимый толчок для развития тех или иных процессов, но их еще нужно уметь запустить. Параллельно с медикаментозным лечением будет назначена работа с логопедом и детским психологом.

Также, в зависимости от причины возникновения задержки речевого развития, ребенку могут быть рекомендованы:

  • электрорефлексотерапия и магнитотерапия способствующие восстановлению работы отдельных участков головного мозга;
  • альтернативные методы лечения, например, иппотерапия (лечение лошадьми), музотерапия, предметно-сенсорная терапия, арт-терапия;
  • занятия на развитие мелкой и крупной моторики.
  • массаж, подвижные игры, ритмика и логоритмика (особенно если причиной возникновения задержки речевого развития являются физиологические особенности ребенка).

Как уже говорилось, количество занятий будет подобрано индивидуально. При этом, при существенной задержке речевого развития, наилучшие результаты даст комплекс медикаментозных, физиологический и психологических мер.

https://hvatalkin.ru/deti/rech-zaderzhka

Источник

Задержка речевого развития диагностируется в среднем у 40% детей в возрасте от 4 до 6 лет. Надо ли родителям бить тревогу, если ребенок не способен с пелёнок вести полноценный диалог?

Содержание статьи:

  • Речевая среда;
  • Внутренние факторы;
  • Ранняя диагностика;
  • Полезные упражнения;
  • Развитие головного мозга;
  • Развитие фонематического слуха;
  • Структура слова и моторика;
  • Словарный запас;
  • Связная речь;
  • Развитие артикуляции.

Речевая среда

Логопедические занятия, игры — всего лишь часть коррекционного процесса. Куда важнее постоянно общаться с малышом, озвучивать свои действия и при этом следить за правильностью речи. Не будет адекватной речевой среды — не будет и результата.

Сразу обозначим: речь не является врожденной способностью человека. У новорожденного её нет, зато есть потребность в заботе взрослых и, как следствие, потребность в общении. Речь — это лишь способ её удовлетворить. Уже с двух месяцев малыш начинает упражняться в произнесении гласных, привлекая к себе внимание взрослых, сообщая о своих ощущениях и эмоциях. Если родители игнорируют эти призывы, речевая активность снижается, развитие замедляется. Навыки речи формируются, но в более поздние сроки, что негативно сказывается на общем психологическом развитии малыша. Он не может полноценно общаться, познавать мир, учиться, его отвергают другие дети. Хуже всего, что из-за отставания в речи замедляется и умственное развитие, иногда этот процесс необратим.

Диагноз «задержка речевого развития» обычно ставится детям в возрасте трёх лет в случае, если отсутствует фразовая речь, однако распознать отставание можно и в первые два года жизни.

Ребёнок может молчать по многим причинам. Бывает, что у него просто-напросто нет необходимости говорить. Так случается, если родители исполняют желания малыша ещё до того, как он их озвучит, или задают ему вопросы и сами на них отвечают. Но чаще всего дело в неблагоприятном домашнем климате: взрослые редко разговаривают с маленьким человеком (ведь он «всё равно ничего не понимает»), не озвучивают свои действия. Или говорят, но у них самих скудный словарный запас, а в речи преобладают короткие фразы, много грамматических и речевых ошибок.

Внутренние факторы

Существуют и внутренние факторы. Ключевой — замедленный темп созревания нервных клеток в речевых зонах головного мозга, обусловленный патологией беременности, родов, заболеваниями малыша на первом году жизни. Повлиять на формирование речи могут и черепно-мозговые травмы или оставленные без внимания частые падения. Нередко причина кроется в сниженном слухе, о чём родители узнают, только занявшись проблемами с речью.

В ряде случаев малыш не говорит в силу действия генетического фактора (в таких семьях отставание наблюдается практически во всех поколениях) или же общей задержки развития.

Процесс развития речи начинается с первых дней жизни и продолжается несколько лет:

  • В 1,5 месяца ребенок начинает прислушиваться к голосам и радоваться, когда слышит знакомые, постепенно осваивает гласные. Приблизительно в полгода уже вовсю лепечет. Параллельно малыш накапливает пассивный словарный запас, в возрасте до года он способен понимать от 50 до 100 слов.
  • В год-полтора малыш учится понимать речь окружающих, говорит первые слова. Он начинает осознавать, что комбинации звуков обозначают определённые предметы и что с помощью слова можно достичь своей цели.
  • В период с двух до шести лет речь становится всё более совершенной и похожей на речь взрослых.
  • В два-три года она приобретает связный характер, появляются простые фразы, которые постепенно усложняются. Поначалу ребёнок допускает грамматические ошибки, искажает звуки, но со временем ситуация выравнивается.
  • В норме к пяти годам человек пользуется всеми формами предложений, его речь полностью понятна всем взрослым, а не только близкому окружению.
  • К шести он уже может самостоятельно пересказывать тексты и описывать события. Словарный запас составляет не менее 2000 слов.

Задержка речевого развития

Ранняя диагностика

Чем раньше будет диагностирована задержка речевого развития, тем эффективнее будет лечение. Существуют признаки, позволяющие заподозрить неладное на начальных этапах. О посещении специалиста следует задуматься, если ребёнок:

  • Старше 3 месяцев. Не оживляется, услышав речь взрослого, не проявляет эмоциональную реакцию на голос;
  • Старше 8 месяцев. Не лепечет;
  • Старше 1,5 года. Не произносит простых слов вроде «мама» или «дай», не может показать предметы на картинке в ответ на вопрос родителей;
  • Старше 2 лет. Обладает словарным запасом всего в несколько слов и не пополняет его, а также не способен выполнять инструкции взрослых («Подними куклу и дай ее мне»);
  • Старше 2,5 лет. Не составляет фразы из двух слов;
  • Старше 3 лет. Говорит так, что понять его могут только самые близкие люди.

Как только появились сомнения, развивается ли речь правильно, нужно обратиться к врачу. Лучше убедиться, что причин для беспокойства нет, чем опоздать с помощью.

Провести первичное обследование могут детский невролог, психиатр или логопед, но, как правило, одной консультации недостаточно — придётся посетить всех трёх специалистов. Перед тем как поставить диагноз и назначить лечение, они должны выяснить причину задержки. Будьте готовы к обстоятельной беседе о том, как протекала беременность и роды, как развивался малыш в первые месяцы.

Только после разговора с родителями начнётся диагностика: с ребенком проведут несколько тестов, чтобы установить соответствие речевого развития возрастным нормативам. Сначала проверят навыки понимания малыша, а уж затем — говорения. Это и звукопроизношение, и объём словарного запаса, и умение грамматически оформлять речь. Список разнится в зависимости от возраста ребенка. Так, у детей старшего дошкольного возраста будут оценивать еще и содержательность и связность речи, способность вести диалог, пересказывать услышанное.

Если основная причина задержки неврологическая и виной всему мозговые дисфункции, упор будет сделан на медикаментозное лечение и процедуры. Малышу назначат лекарственные препараты для улучшения работы.

Задержка речевого развития: Полезные упражнения

Даже если ваш ребёнок еще слишком мал, чтобы произнести своё первое слово, имеет смысл выполнить с ним несколько простых игровых заданий.

Развитие головного мозга

На консультации со специалистами вам порекомендуют пройти курс транскраниальной микрополяризации, чтобы активизировать деятельность речевых мозговых зон. Если же дело в недостатке общения со взрослыми, родителям придётся в первую очередь поработать над собой и пересмотреть свои подходы к воспитанию малыша. И в том и в другом случае ребенок должен посещать занятия с логопедом. Специалист поможет развить не только речь, но и внимание, память, мышление, воображение. Без этого задержка речевого развития так и может остаться, ведь преодолеть в подобных условиях будет крайне сложно. В ход идут артикуляционные гимнастики и всевозможные упражнения на развитие мелкой моторики. В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и мелкой моторики, находятся близко друг к другу и функционально взаимосвязаны. Стимуляция одного приводит к активизации другого.

Заниматься с ребенком должны не только специалисты, но и родители. Даже если речь малыша развивается нормативно, нелишним будет регулярно делать с ним упражнения на развитие мелкой моторики, артикуляционную гимнастику. Подсмотрите у логопеда приёмы и регулярно тренируйтесь с малышом дома для закрепления результата. Занятия не должны быть продолжительными, чтобы малыш не переутомлялся.

Развитие фонематического слуха

Фонематический слух отвечает за восприятие звука человеческой речи. Если он не развит, дети нередко путают звуки, например «т» и «д», искажённо их произносят. В конечном результате писать и читать они будут тоже с ошибками.

В ходе игры малыш должен назвать как можно больше слов, которые начинаются на тот или иной звук, заканчиваются на него.

Структура слова и моторика

«Отхлопывание». Бывает, что малыш охотно говорит, оперирует целыми фразами, но при этом пропускает или переставляет слоги в словах. Вместо «остановка» у него получается «основка» или даже «оснотавка».

Для развития мелкой моторики играйте с ним в кубики, конструктор, собирайте мозаику и лепите из пластилина. Пусть малыш перед прогулкой самостоятельно застегивает пуговицы и завязывает шнурки.

Вспомните старые добрые пальчиковые игры («Сорока-белобока», «Ладушки») — они стимулируют разные точки и нервные окончания на ручках. Эффективен пальчиковый массаж, его можно делать с самого рождения. Не забывайте про считалочки и подвижные игры, в которых водящий или участники должны произносить стихотворный текст. Это развивает у детей умение ориентироваться в пространстве, изменять темп движений, ритмично двигаться, работать с интонацией голоса и правильно ставить ударения. Правила любой игры, задания, инструкции формулируйте как можно чётче, повторяя по несколько раз. Суть упражнения в том, чтобы проговаривать слова по слогам, при этом хлопая в ладони на каждом слоге. Сначала отхлопываются простые слова, состоящие из двух слогов, затем из трех и более.

Словарный запас

«Назови как можно больше слов, обозначающих…».

Направлено на пополнение активного словаря ребенка и расширение его кругозора.

Малышу дается задание подобрать слова, обозначающие мебель, овощи, деревья, цветы, игрушки, профессии. Есть и другой вариант упражнения: мама перечисляет три предмета, а ребенок отвечает, как их можно назвать одним словом.

Связная речь

«Кто что делает?».

Развивает способности к рассказу и связную речь. Задача малыша — соотнести предмет и его действие.

«Я назову слово, а ты расскажешь, что этот предмет может делать. Снег — падает, а гром -…».

«Игра в описания».

Формирует речевые навыки и наблюдательность.

Сначала мама берёт в руки предмет и описывает: «Яблоко — зелёное, хрустящее, вкусное». Затем передает малышу, и он описывает предмет своими словами.

Видео «Школа Доктора Комаровского: Почему ребенок не говорит?»:

Развитие артикуляции

С детьми, у которых нарушено звукопроизношение, необходимо делать артикуляционную гимнастику. Выполнять упражнения нужно не менее трех раз в день по 10 раз каждое.

«Улыбка-трубочка». Малыш попеременно улыбается и вытягивает губы в трубочку. Следите за тем, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.

«Лопата-иголочка». Исходное положение: губы в улыбке, зубы разомкнуты, резцы обнажены. Ребёнок должен положить расслабленный (как «лопата») плоский язык на нижнюю губу. Затем, не закрывая рта, как можно дальше высунуть язык, напрячь его и вытянуть в «иголочку». Лучше, если мама покажет ему пример.

«Часики». Начальное положение -как в предыдущем упражнении. Малыш высовывает язык и попеременно дотрагивается то до правого, то до левого уголка рта (имитируя маятник). Важно, чтобы челюсть не двигалась. Для наглядности можно предварительно показать картинку, на которой изображены часы с маятником.

«Открытое окно». Сначала ребёнок держит губы сомкнутыми, затем открывает рот таким образом, как будто собирается произнести очень чёткий гласный звук «о».

Желаю вам, чтобы задержка речевого развития у малыша (если таковая имеет место быть) осталась в прошлом. Будьте здоровы и счастливы!

Хотите что-то сказать? Пишите в комментарии в конце заметки. А еще буду признателен за ваш лайк и подписку. Давайте дружить! 🙂

Источник