Отставание в развитии слепого ребенка

Наблюдения за развитием и поведением незрячих детей до трехмесячного возраста свидетельствуют о том, что по характеру реакции и системе поведения они мало чем отличаются от зрячих детей этого же возраста. Небольшие различия в поведении приводят к тому, что иногда родители не замечают дефекта зрения у ребенка до трехмесячного возраста. Это объясняется структурой и особенностями психических актов детей раннего возраста.
Одинаковое поведение и реагирование слепых и зрячих детей возможно именно потому, что в ранние периоды развития поведение ребенка определяется комплексом раздражителей, и он организует свое поведение в ответ именно на такой комплекс, так как не способен выделять отдельные раздражители. Для поведения ребенка в этот период характерно реагирование на раздражители, связанные с кормлением, перевертыванием, речью матери, запахом матери и молока, укладыванием в позу кормления. Когда ребенка берут на руки и укладывают в такую позу, он очень рано начинает совершать предвосхищающие сосательные движения.
Такое поведение называют «позным». Оно свидетельствует о том, что первичные сенсорные реакции ребенка, как отмечал И.М. Сеченов, носят генерализованый или слитный, нерасчлененный характер. В связи с этим выпадение зрительного раздражителя из комплекса раздражений, сопровождающего любой жизненно важный акт деятельности ребенка, не наносит ущерба предвосхищающему поведению незрячего ребенка, подготовке к его осуществлению.
Однако, выключение зрения с первых дней рождения оказывает значительное влияние на темпы психического развития, так как задерживает по сравнению со зрячими формирование дифференцированных восприятий, что, в свою очередь, снижает психическую активность незрячего младенца по отношению к внешнему миру, поскольку именно дифференциация, т.е. выделение восприятий, отнесение их к определенным знакомым предметам, расширяет и обогащает ориентировочную деятельность, обеспечивая ребенку активное отношение к предметам и явлениям внешнего мира.
Наблюдения за развитием незрячего ребенка в младенческом возрасте показывают значительное снижение его общей активности и значительно меньшую подвижность в ранние периоды развития.
Отмечаются отсутствие стремления или интереса к овладению внешним миром, к игре, игрушкам, предметам и удовлетворенность тем, что его оставили в покое. Для такого ребенка характерны самостимулирующие движения или стереотипные действия.
Среди незрячих младенцев выделяются две категории, характеризующиеся различной степенью подвижности. Чаще встречаются чрезвычайно спокойные дети. В некоторых случаях их можно характеризовать даже как апатичных. Они недостаточно двигательно активны, на шумы реагирует торможением, удивлением. Захватывание предметов у них больше похоже на реакцию отталкивания. У них формируются навязчивые движения, такие, как трение глаз, движения головой, возникающие именно в ранний период развития. Однако у некоторых спокойных детей при хватательных движениях отмечается правильное захватывание предметов, умени крепко их удерживать. У таких детей реже наблюдаются стереотипные движения или они проявляются слабовыраженной форме.
Ко второй категории относятся неспокойные дети. При наблюдении за ними создается впечатление, что хаотичные движения, производимые ими, никогда не прекращаются. Схватывание и отпускание предметов сменяют друг друга в быстром темпе, предметы не задерживаются в руках. У таких детей длительное время сохраняются не координированные движения, Образующиеся из навязчивых движений (трясения, верчения ручками). У некоторых детей иногда появляются остановки в движениях, колебания между удерживанием и выпусканием вещи становятся равномернее. Такие дети постепенно становятся организованнее, хотя и сохраняют свое чрезмерное двигательное беспокойство.
Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что апатичность и безынициативность, так же как и чрезмерное двигательное беспокойство, не создают благоприятных условий для овладения детьми предметным миром, а это, в свою очередь, ведет к отставанию в психическом развитии.
В отечественной тифлопсихологической литературе тмечается, что отставание незрячего ребенка от уровня развития зрячего происходит в достаточно раннем возрасте, хотя во внешнем поведении трудно выявить более конкретные отличия, чем снижение общей активности у незрячего. В зарубежной литературе вопрос, насколько и как можно соотносить развитие слепого и зрячего, остается дискуссионным.
Процесс психического развития происходит наиболее интенсивно в активной деятельности. Этот основной тезис отечественной психологической и тифлопсихологической науки непосредственно касается вопроса развития компенсаторных процессов у детей, поскольку формирование процессов компенсации осуществляется в деятельности.
В раннем возрасте для ребенка общение со взрослым является процессом, в котором он овладевает знаниями об окружающем мире. При значительном снижении активности общение затруднено, тем более что в первый месяц даже у нормально видящего ребенка трудно заметить отклик на постоянное общение с ним взрослого. Однако организация общения с месячным зрячим ребенком необходима, несмотря на то что он еще никак не выражает своего отношения к взрослому, а только готовит ответные реакции. Поглаживание ребенка, ласковый разговор, показ игрушек доставляют ему приятные переживания, поднимают эмоциональный тонус и являются методами комплексного воздействия и эмоционального общения в воспитании и продвижении в психическом развитии нормально видящего ребенка в первые месяцы жизни.
Как же преодолеть и предупредить слабую активность незрячего малыша? Что должны для этого сделать родители?
Существуют основные потребности для всех детей. И дети с недостатками зрения не представляют здесь исключения. Им не только нужна любовь, забота родителей и других взрослых, но они должны также знать о том, что их любят. Любовь и внимание к детям – это важное условие, обеспечивающее им нормальное развитие и рост. Малыш должен чувствовать себя в безопасности, находясь со знакомыми людьми, в знакомой обстановке. Взрослые, в первую очередь родители, помогают ему расти и дают возможность активно действовать и учиться на своих успехах или ошибках.
Однако в воспитании слепого ребенка есть свои трудности. Первое общение со зрячим младенцем чаще визуальное – глаза в глаза. На втором месяце общение со зрячим ребенком может осуществляться, когда он лежит в кроватке. Взрослый, воздействуя на его слух, зрение, поглаживает его, вызывая ответную реакцию. На третьем месяце зрячий ребенок сам начинает искать общения со взрослым, у него появляется «комплекс оживления». На четвертом месяце ребенок прислушивается к голосу взрослого, ищет его, пытается отвечать на его появление звуками, движениями, пробует произносить звуки и отдельные слоги вне ситуации общения. На пятом и шестом месяцах происходит значительный сдвиг в нервно-психическом развитии зрячего ребенка, в его взаимоотношениях со взрослыми. Движения и звуки выделяются из общего состава выразительных движений и становится средством общения ребенка. А если визуальной коммуникации нет, родители порой думают, что с ребенком нельзя общаться, играть и часто оставляют его одного.
Так, Мария К. делала все необходимое для своего пятимесячного незрячего сына: одевала, кормила, соблюдала диету, купала, меняла пеленки. Делала это быстро, тихо, без слов и укладывала его в кроватку в отдельной комнате, чтобы ему никто не мешал. Вопрос, чувствует ли ее сын, что его любят и заботятся о нем, вызвал у матери недоумение, так как она не знала, каким образом ему можно сказать об этом.
Однако развитие потребности в общении незрячего ребенка и его стимулирование в первые месяцы жизни имеют те же задачи и осуществляются теми же методами и способами, что и у зрячего. поглаживание, нежный голос, приятные тепловые ощущения являются теми стимулами, которые могут быть восприняты незрячим ребенком и вызовут активные ответные реакции. Иногда родители сами находят способы общения с ребенком, но чаще им приходится учиться этому.
Необходимо постоянно разговаривать с ребенком. Говорить ему о том, какой он хороший, обсуждать с ним, что ему будут готовить на обед и ужин, какая погода и т.д. Надо чаще называть его по имени, чтобы звук имени стал ему знаком.
Речь позволяет ребенку не только знать, что ему оказывают внимание, но и запоминать многие из слов, которые он слышит, и ассоциировать их с реальным опытом. Это такие слова, как «бутылочку пить, печенье, купаться» и т.д.
В ранний период развития тесный физические контакт с ребенком является необходимой формой коммуникации. Необходимо постоянно, когда малыш не спит, быть вместе с ним: играть, разговаривать и т.д. Постепенно он научится узнавать окружающих по голосам, шагам, по тому, как они его держат.
Если у ребенка слишком незначительное остаточное зрение, беседа с ним предупреждает иногда возникающий испуг при неожиданном прикосновении, перед тем, как его возьмут на руки.
Зрячий ребенок, фиксируя свой взор на лице матери, может отвечать на ее улыбку. Улыбка ребенка это удивительное, эмоциональное и согревающее сердце и душу событие. Родители смеются вместе с ним, разговаривают и играют, чтобы вызвать у него улыбку, а ребенок учится узнавать их лица и реагировать на них, когда он видит родителей около себя. Это начало общения между матерью и ее ребенком. Но если ребенок совсем не видит или имеет незначительное остаточное зрение, т.е. отсутствует так называемый контакт «глаза в глаза», мать чувствует себя неуверенной при общении с ним. Однако отсутствие зрительного контакта не означает, что малыш ее не чувствует и не замечает. Присматриваясь к тем незначительным действиям (гуление, ерзание, всплеск рук и т.д.), которые он производит при обращении к нему с речью, при прикосновении к нему, мать поймет, что ребенок реагирует на нее. Через некоторое время он сам начнет «говорить» с ней, издавая различные звуки. Он научится различать голоса членов семьи и реагировать на них, определять помещения, в которых они находятся.
Ребенок очень рано и в короткий срок в сензитивный период развития слуха овладевает интонацией родного языка, и это очень важно для дальнейшего развития.
Дети, которых оставляют одних, становятся нечувствительными к звукам вокруг них и игнорируют людей. И если ребенку позволить остаться в изоляции, то это может привести к замедлению или нарушению его развития.
Он может на длительное время застрять на определенном уровне психического развития. Родителям необходимо помогать малышу учиться любить тесный контакт со взрослыми (покачивание, пение, объятия и т.д.). Постепенно ребенок привыкает к прикосновениям, и контакт с людьми становится ему необходимым.
До трех-шести месяцев улыбка незрячих детей такая же, как и у зрячих. Она является «эндогенной», рефлекторной, не связанной с изменениями внешнего воздействия, но когда младенцы начинают улыбаться в ответ на внешние воздействия, то улыбка становится так называемой «социальной», являющейся ответом на общение с родителями, игрушками или другими предметами удовлетворения их потребностей.
Такая улыбка у незрячих появляется несколько позже, чем у их зрячих сверстников. Им труднее отличить родителей от других членов семьи, так как они их видят. Слепой ребенок не может ответить на молчаливую улыбку, поскольку не знает, улыбаются ли ему, но он будет с удовольствием улыбаться, когда, научится узнавать голоса родителей во время игры с ними.
По материалам Л.И. Солнцевой, С.М. Хорош
«Воспитание слепых детей раннего возраста.»
Источник
Во время учебы, на одном из семинаров по сенсорным нарушениям, в группе был проведен такой эксперимент: десяти слушателям завязали глаза и отправили самостоятельно выйти из кабинета, пройтись вкруговую по знакомому коридору и вернуться обратно в аудиторию, ориентир – стена (за нее можно держаться руками). Идти было страшно, ничего не видно, годами хоженый коридор вдруг удлинился, и вообще стерлись какие-либо границы пространства, а вместе с ним и времени. Я ощущала себя полностью оторванной от мира и очень беспомощной. А ведь такими и являются слепые и слабовидящие дети. Что им делать в пугающем социуме, как помочь?
Слепые и слабовидящие
Зрение является одной из самых важных сенсорных систем человека, доставляющей 85-90% всей информации об окружающем мире. Зрительный образ формирует не только восприятие, но и мышление в целом. Понятие слепой сегодня рассматривается с точки зрения ведущей системы анализаторов. Слепые включают в себя две категории детей: со светоощущением и визусом «0» и имеющими остроту остаточного зрения с визусом до «0,04» включительно на лучше видящем глазу.
Последние исследования ученых во всем мире доказывают, что критерий разделения детей с нарушенным зрением требует включения в него психологических особенностей ребенка, которые формируют процесс формирования зрительных образов. Поэтому сегодня разделение следущее: blind – слепой, и low vision – лица с ослабленным зрением, которые используют остаточное зрение в процессе обучения и жизнедеятельности. В тифлопсихологии эти два разнонаправленных процесса имеют более глубокую дифференциацию:
тотально слепой;
слепой со светоощущением;
слепой с остаточным зрением;
глубоко слабовидящий;
слабовидящий.
Последние исследования в российских специальных школах показывают, что сейчас существенно возросло количество детей с остаточным зрением (до 90%), тотальную слепоту имеют лишь 3-4% детей, слепые со светоощущением составляют 7%, слабовидящие с визусом выше «0,06» – 10%. Также увеличивается число комплексных зрительных болезней у современных детей. У большинства школьников имеются сразу два-три различных заболевания глаза. Нарушение одного лишь зрения имеют 22% детей, чаще всего глазные патологии сопровождаются сопутствующими заболеваниями центральной нервной системы: задержка психического развития, ДЦП, олигофрения в форме дебильности, нарушение речи, гидроцефалия, энцефалопатия и др.
Причины слепоты и слабовидения
Формирование глаза плода начинается в ранние периоды беременности в то же время, когда формируется центральная нервная система. Поэтому причины слепоты тесно связаны с нарушениями деятельности мозга в первые недели беременности. Нарушение мозговой деятельности может происходить как по внешним, так и по внутренним причинам. Это вирусные заболевания, которые перенесла мать: краснуха, токсоплазмоз, физические и химические воздействия на организм матери, а также экологические факторы. 88% слепых и 92% слабовидящих детей имеют врожденные патологии зрения. 30% из них имеют в анамнезе наследственный характер: патология сосудистой оболочки – аниридия, заболевания роговой оболочки – дистрофии роговицы, наследственная колобома сосудистой оболочки, катаракта, дегенерация Штаргардта, патология сетчатки глаза, врожденная атрофия.
В последние годы ученые доказали, что патология зрения у младенца также связывается с недоношенностью. Поскольку при сформированной к трем месяцам нервной системе у недоношенного ребенка (до 28 недель беременности) еще не закончен процесс созревания проводящих путей и образования нервных волокон. Процесс передачи нервных импульсов нарушается, что приводит к недоразвитию функций некоторых органов. Клетки герминативного матрикса (появляются на 28-30 неделе), способствующие развитию нервных волокон сетчатки глаза, у недоношенного ребенка еще не выделились, поэтому происходит грубое нарушение зрения.
В практике выделяются две группы детей с патологией зрения: слепорожденные и ослепшие. Малыши с врожденной тотальной слепотой и ослепшие до трех лет вследствие различных этиологических и экологических причин, не имеют никаких зрительных представлений. У ослепших до 3 лет детей, зрительные образы в памяти не сохраняются, что существенным образом тормозит развитие психики.
Симптомы слепоты у младенца
У ребенка с врожденной слепотой до 2-3 месяцев наблюдаются те же жизненно важные реакции, что и у зрячего младенца, на процессы кормления, переворачивания, речь близких людей, запах молока, фиксации тела в позе кормления. В ответ на все эти раздражители и у слепого, и у зрячего ребенка возникают сосательные движения, поэтому определить наличие слепоты в этом возрасте сложно.
Некоторые признаки слепоты можно заметить лишь в 2-3 месяца. В то время как у нормально видящего ребенка возникают зрительная фиксация взора на предмете, слежение глазами за предметом или лицом матери, у слепого ребенка эти реакции отсутствуют. У слепого в большей степени развиваются такие сенсорные функции как слуховая дифференциация речевых и неречевых звуков. Звук является своеобразным проводником между предметом и его действием, поэтому для слепого важно также осязательное восприятие предметов. К четырем-пяти месяцам формируется двигательная сфера, развиваются манипуляции с предметами: захват игрушки, удержание в руке, отпускание. У ребенка с нарушением зрения этот процесс тормозится из-за отсутствия зрительных образов, начинает отставать в развитии координация движений рук, мелкая моторика пальцев. Поэтому очень важно давать такому ребенку игрушки в руки, чтобы на ощупь он составил сенсорное представление о ней.
Формирование тонкого слухового восприятия способствует развитию речевой деятельности. Но у слепого ребенка отмечается отсутствие голосовой активности. Голос слабый, тихий, немодулированный, гуление отсутствует или в гулении наблюдаются аутоэхолалии. Ребенок нечетко произносит гласные звуки: [о],[и],[ы], часто вздрагивает, лепет или отсутствует, или развивается диспропорционально, наблюдается слабость кусания и жевания, но понимание обращенной речи хорошее, следовательно экспрессивная речь соответствует норме.
У ребенка с нарушенным зрением формируется особая психологическая система, непохожая ни на одну патологическую систему. Психические процессы находятся на разных стадиях формирования и развития за счет компенсаторных возможностей организма. Межфункциональные связи тоже развиваются особым образом. Ведущей сенсорной системой становится слуховая, на втором месте – тактильно-двигательная. Происходят отклонения во всех видах познавательной деятельности, даже в тех, где, казалось бы, зрение не требуется, так как снижается количество и качество полученной информации. Ограничивается возможность формирования воображения, памяти, ориентировки в пространстве, функций планирования деятельности, интеллектуальной и эмоциональной сферы. Изменения наблюдаются и в физическом развитии, походка становится специфической, страдает точность и интенсивность движений. Дети с патологией зрения отличаются способом ознакомления и контроля за окружающим миром, в основном это осязание и слуховая дифференцировка. У большинства таких детей возникают вторичные отклонения в психическом развитии, связанные с взаимодействием и речевым общением с другими людьми. Слова недостаточно наполнены живыми образами, а понятия – конкретным содержанием.
Читайте также:
Видят ли сны соепые люди?
Этот цветной мир: как устроено зрение
Как помочь слепому ребенку?
Понятно, что в ситуации тотальной слепоты или слабовидения крайне необходима помощь тифлопедагога, но на ранних этапах развития важную роль играют родители. Слепой ребенок воспринимает мир через другие сенсорные каналы, поэтому очень важно с младенчества окружить его теплотой, лаской и вниманием. Процессы психического развития происходят в том виде деятельности, который является ведущим для ребенка в том или ином возрасте. Ведущим видом деятельности в младенчестве является общение со взрослым, который создает благоприятное поле для развития сенсорных представлений. В данном случае в возрасте до 6 месяцев необходимо создавать условия для развития тактильно-двигательной и эмоционально-слуховой сферы. Важно расширять круг раздражителей, сигнализирующих о том или ином действии: подготовке ко сну, купанию, кормлению, сборам на прогулку.
Эмоциональное воспитание необходимо для любого ребенка, на его основе будут формироваться и другие составляющие умственного развития малыша. Слепому младенцу требуется в три раза больше проявления эмоций, поэтому нужно не только прикасаться губами к его телу, брать на руки, но постоянно носить по дому в специальной сумке-кенгуру. Таким образом, ребенок имеет возможность ощущать движения тела матери, фиксировать повороты, наклоны и составить минимальное представление об ориентировке в пространстве. Нельзя изолировать слепого ребенка от общества, опыт показывает, что тогда происходит формирование особого типа людей.
Этапы коррекционной работы
В полтора-два года ребенок с нарушением зрения начинает использовать речь в качестве способа общения со взрослым, поэтом очень важно проговаривать каждое действие и явление окружающего мира, а также давать ребенку потрогать предмет, чтобы понять его свойства. Предметная деятельность становится ведущей у слепого и слабовидящего ребенка. Поэтому формирование пространственных представлений и обучению грамоте у детей с нарушением зрения проходит в несколько этапов:
1-й этап. Формирование представлений о собственном теле, ориентировка в частях тела: сверху-снизу, справа-слева, спереди-сзади. |
2-йэтап. Подготовка кончиков пальцев к точному восприятию предметов и их контуров. Для этого длительное время ребенку активно массируют и разминают кончики пальцев. |
3-й этап. Формирование представлений об объемных свойствах предмета. Ребенок лепит названные предметы из пластилина, теста, глины рука в руку со взрослым, который проговаривает каждое действие, называет предметы, их части, качества, месторасположение по отношению к ребенку. |
4-й этап. Распознавание барельефов. Это уже самостоятельная работа, ребенок учится по выпуклому изображению на листе узнавать те предметы, которые ранее лепил, закрепляя и расширяя лексику. |
5-й этап. Распознавание рельефно-графических рисунков. На всех этапах предметы приводятся в одних и тех же образах. Параллельно вводится рельефно-графическое рисование по резине, рука в руку со взрослым. Нарисовали, выдавилось в резине, провели пальчиками рук ребенка и изучили рисунок с проговариванием. Восприятие идет через ощущения движений руки, складывающиеся в образ. |
6-й этап. Совершенствование представлений о схематичном изображении предметов на плоском графическом рисунке, параллельно ведется обучение грамоте по методу Брайля. |
7-й этап. Развитие ориентировки в микропространстве «от себя», выделяются различные ориентиры: звуковые, световые, тактильные, цветовые, двигательные ощущения. |
8-й этап. Формирование навыков создавать простейшие модели пространственных отношений между предметами и их заместителями, игрушками, конструирование, моделирование. |
9-й этап. Обучение ориентировке в пространстве по плану, умению соотносить расположение в пространстве реальных предметов со схемой. |
10-й этап. Работа заканчивается развитием умения самостоятельно составлять схемы окружающего пространства, а также совершенствованием и активным использованием письменной речи по шрифту Брайля. |
Для усвоения навыка ориентировки в пространстве слабовидящих учат играть в различные игры, одна из которых теннис. Так через движение и шум летящего мяча они научаются воспринимать окружающую обстановку. Физическое развитие составляет основу обучения слепых и слабовидящих, поэтому обязательно проводить ЛФК, включающий в себя задания на развитиемышц рук, плеч, шеи, ног, туловища. Эти упражнения помогают испытывать разнообразные мышечные нагрузки через подражание взрослому, задерживать внимание на своих ощущениях, учат различать и сравнивать их.
Для развития выразительности движений используется театрализация. Поскольку у слепых достаточно хорошо развита речь, они легко понимают друг друга. Игра-драматизация дает возможность установить связь между эталонами неречевых средств общения и своим собственным поведением. Театрализация позволяет детям с нарушением зрения отойти от своих привычных стереотипных движений, мимики, жестов и воспринимать мир через художественный образ. Также развивается игровая деятельность и уже к младшему школьному возрасту у слепого и слабовидящего ребенка накапливаются система полисенсорных представлений о мире. Однако это процесс двусторонний, и без помощи взрослого никак не обойтись. Большое значение имеет организация деятельности по строгому, определенному плану. Активная роль взрослого в развитии ребенка с нарушением зрения позволяет ему стать полноценным членом общества, ведь слепой – не значит, что он чего-то не может, это значит, что он просто другой.
Источник