Отставание в развитии ребенок полтора

Отставание в развитии ребенок полтора thumbnail

За последние 10-15 лет выросло количество детей с дисфункцией мозга. Некоторые родители не сразу обнаруживают, что их ребенок имеет задержки в развитии. На что следует обращать внимание, чтобы вовремя обратиться к специалистам, «Челнинским известиям» рассказали эксперты.

Увеличилось количество детей с задержкой речи

Детский невролог Наиля Фахрутдинова говорит о том, что самым важным для развития ребенка является первый год жизни. Причины задержки развития имеют глубокие корни. Как протекала беременность у мамы? Не было ли у нее заболеваний, травм? Имеет ли она вредные привычки? Не работала ли она на вредном производстве? Причиной задержки развития ребенка могут быть и хромосомные причины. Важно и то, как проходили роды. В группе риска дети с экстремально низкой массой тела, у которых была внутриутробная гипоксия, асфиксия в родах.

Детский невролог говорит о том, что увеличилось количество детей с задержкой речевого развития. Речь – это важнейшая составляющая развития ребенка.

В 3 месяца ребенок начинает гуление, в 7-8 месяцев – лепетание, к первому году должен произносить 5-6 простых слов.

От года до двух лет должен показывать картинки, части тела, слушать простые рассказы.

В 2 года формируется фразовая речь, например: «Мама, дай».

В 2-3 года ребенок должен понимать различия в смысле слов (маленький, большой).

В 3-4 года ребенок слышит и слушает родителей, телевизор, понимает простые слова (кто, что, где), может рассказать, что делал в садике.

В 4-5 лет понимает короткие рассказы, отвечает на вопросы, четко произносит звуки речи, общается с детьми.

“Сейчас много детей, которые в 3-5 лет очень плохо говорят. Причина в том, что когда ребенок капризничает, ему дают в руки смартфон или планшет, а не отвлекают традиционными играми”, – говорит детский невролог.

Наиля Фархутдинова не рекомендует давать планшет или телефон ребенку до двух лет. С 2 до 3 лет ребенок может пользоваться им не более 30 минут в день, с трех до семи лет не более 45 минут в день.

Если вы заметили какие-то признаки в отставании у ребенка, следует вовремя обратиться к врачу неврологу. В формировании речи может понадобиться помощь психолога и психиатра, а для исправления дефектов речи следует обратиться к логопеду и дефектологу.

Многие дети выглядят очень уставшими

За последние 10-15 лет с 3 до 40 процентов выросло количество детей с дисфункцией мозга, цифры пугающие. Об этом рассказывает семейный психолог, нейропсихолог Елена Зобнина.

Мозг человека компенсируется до 20-ти лет, это значит, что даже если с ребенком не заниматься, то его мозг восстановится, но это в случае, если поражения были несерьезными.

Одной из проблем современных детей она называет то, что их слишком много водят на различные курсы подготовки, «развивашки».

“До семи лет ребенку нужна игровая деятельность. А многие родители хотят, чтобы он и танцевать умел, и три языка знал. Ко мне часто приводят дошколят, которые в таком маленьком возрасте уже очень устали”, – говорит она.

Кроме того, часто родители даже не подозревают о том, что у ребенка дисфункция мозга, в таком случае, обилие занятий вредит малышу, тут нужно проводить другую работу.

Начинать обучение в школе Елена Зобнина советует с 7 лет. Это время, когда готовность к школе у ребенка сформирована, поэтому, от 20 до 50 процентов шестилетних детей не могут спокойно усваивать школьную программу, что повышает риск возникновения психологических расстройств. И причиной неуспеваемости в школе часто бывает именно то, что они еще не достигли психологической готовности к обучению.

“Перед родителями стоит задача понимать, когда, в какое время и чему учить ребенка. При этом, стандарты, которые сейчас существуют, уже устарели, ведь мозг современных детей работает иначе. А новых стандартов еще нет”, – говорит специалист.

Чем позже диагностируются трудности обучения, тем менее эффективна коррекционная помощь. Доказано, что эффективность коррекционной работы с детьми, у которых сложности, резко снижается уже к середине начальной школы.

Нормы развития ребенка до года:

К 1 месяцу ребенок должен фиксировать взгляд, он реагирует на яркий свет и громкие звуки, может улыбаться.

В 2-3 месяца удерживает голову лежа на животе и вертикально.

В 3 месяца издает звуки, гуление, которое способствует закладке речи, поворачивает голову на звук, переворачивается со спинки на животик.

В 4 месяца берет игрушку в ручки, реагирует на источник звука.

В 5 месяцев отличает чужих людей от близких, реагирует на интонацию.

В 6 месяцев начинает ползать, перекладывает игрушку из одной руки в другую, начинает лепетать, ест с ложки, зажимает еду губами.

В 6-7 месяцев садится, ползает на четвереньках, на вопрос: «Где?» быстро находит предметы.

В 7-8 месяцев самостоятельно садится.

В 8 месяцев долго лепечет, повторяет слоги.

В 9 месяцев встает у опоры, играет с игрушками, произносит слоги, повторяя за взрослыми.

В 1 год должен самостоятельно пойти.

фото Рафит Муллаянов/”Челнинские известия”

Источник

Ребенок с отставанием в развитии, какой бы диагноз за этим ни стоял, в первые месяцы жизни может вести себя, как все. И если отставание в физическом развитии рано или поздно замечается на обследованиях у врачей, то отставание в психическом и психологическом развитии (социальное взаимодействие, эмоциональный интеллект) фиксируется медиками слишком поздно – тогда, когда ребенок уже попадает к психиатру.

Зарубежные исследования показывают, что в случае расстройства аутистического спектра, если вмешаться с полутора лет, во многих случаях можно скорректировать проявления диагноза до минимальной степени. Этот материал адресован мамам детей от года до трех лет, которые видят, что с ребенком «что-то не так», но, возможно, их опасения игнорируются врачами и родными, потому что ребенок здоров, весел, активен и как раз-таки вполне отвечает улыбкой на улыбку. Дальше будет чек-лист возможных проблем, который вы можете распечатать и заполнить.

С 6 до 12 месяцев

Может ли ребенок с помощью оттенков плача объяснить вам, что именно ему нужно? Иными словами, плачет ли он по-разному?

Да – все в порядке. Нет – «красный флаг».

Повторяет ли он за вами простейшие слоги? Отвечает ли вам на своем языке, если вы с ним говорите?

Да – все в порядке. Нет – «красный флаг».

Плачущий ребенок успокаивается и расслабляется, когда вы берете его на руки?

Да – все в порядке. Нет – «красный флаг».

Дает ли он трогать свои ладошки и делать «сорока-ворона»?

Да – все в порядке. Нет – «красный флаг».

Он тянет к вам ручки, когда вы собираетесь взять его на руки, чтобы показать свое желание оказаться у вас? Оказавшись на руках в вертикальной позиции, он сам обвивает вас ногами.

Да – все в порядке. Нет – «красный флаг».

На руках он либо слишком расслаблен, «как тряпочка», так, что вам самой приходится «придавать ему форму» (расставлять его ноги по вашим бокам и обвивать его руками вашу шею), либо скован в напряжении, словно пульсирует и не может расслабиться.

Да – «красный флаг». Нет – все в порядке.

Ребенок дает себя подмывать, мазать кремом, массировать?

Да – все в порядке. Нет – «красный флаг».

Ребенок проявляет пищевой интерес к прикорму, если просто положить нарезанный овощ или фрукт на столик?

Да – все в порядке. Нет – «красный флаг».

Если опустить малыша, умеющего ползать, на пол, будет ли он проявлять интерес к игрушкам, которые находятся на расстоянии от него? Будет ли он мотивирован поползти и посмотреть?

Да – все в порядке. Нет – «красный флаг».

Будет ли он следовать за вами по квартире, если он умеет ползать, и искать вас?

Да – все в порядке. Нет – «красный флаг».

Активно ли он интересуется тем, что вокруг него, и тянет ли руки, чтобы все потрогать, подергать и попробовать?

Да – все в порядке. Нет – «красный флаг».

Смотрит ли малыш на вашу реакцию, оглядывается ли на ваше лицо, если что-то происходит?

Да – все в порядке. Нет – «красный флаг».

Любит ли ребенок самостимуляции: стоять на четвереньках и раскачиваться, биться спиной или головой о столик, стенку, спинку, матрас; бурно и подолгу мотать головой?

Да – «красный флаг».

Есть ли на его лице широкий спектр эмоций? Испуг, удивление, бурная радость, любопытство, отвращение?

Да – все в порядке, нет – «красный флаг».

Есть ли у него резкие ночные крики, когда он словно не узнает вас? Или крики сразу после сна?

Да – «красный флаг».

С 12 до 24 месяцев

Говорит ли ребенок «мама»? Есть ли к полутора годам в его речи десять первых слов или их части (попытки сказать и повторить): мама, папа, баба, дядя, тетя, ав-ав, дай?

Да – все в порядке. Нет – «красный флаг».

Если он говорит на «эльфийском» языке – стремится ли он перейти на ваш?

Да – все в порядке. Нет, его не беспокоит, что его не понимают – «красный флаг».

Отвечает ли он на вопросы кивками или мотанием головой, «да» или «нет»?

Да – все в порядке. Нет – «красный флаг».

Если вы покажете ему пальцем на что-то отдаленное, будет ли он следить за вашей рукой?

Да – норма. Нет (например, вам приходится поворачивать его голову руками) – «красный флаг».

Понимает ли он вашу речь, когда вы просите его совершить простейшее действие («дай мяч», «сядь», «идем за мной»)?

Да – норма. Нет – «красный флаг».

Интересуется ли он первыми детскими книгами, особенно изображениями детей и животных?

Да – норма. Нет – «красный флаг».

Пытается ли он жевать еду?

Да – все хорошо. Нет – «красный флаг».

Если вы зеваете, глядя на ребенка, ребенок зевнет в ответ? Если покашляете, покашляет ли тоже?

Да – все хорошо. Нет – «красный флаг».

Есть ли у него здоровая настороженность к чужим людям (период «боязни чужих», когда ребенок прячется за спину мамы)?

Да – все хорошо. Нет (идет к любому взрослому) – «красный флаг».

Вы чувствуете, что его тяжело учить новому, потому что он не слушает вас и не смотрит на вас?

Да – «красный флаг».

Проявляет ли он беспокойство от мокрых трусов? Подходит ли к вам, когда описался или обкакался, стремится ли это показать?

Да – норма, нет – «красный флаг».

Может ли он показать свой нос, ушки, ручки, ножки? А у вас? А у мишки?

Да – норма. Нет – «красный флаг».

Узнает ли он вас и членов вашей семьи на недавно сделанных фотографиях?

Да – норма. Нет – «красный флаг».

Заметили ли вы утрату каких-либо навыков у ребенка в период от полутора до двух с половиной лет?

Да – «красный флаг».

Вы чувствуете, что ребенок ближе к двум годам начал словно отдаляться от вас и предпочитать играть сам по себе?

Да – «красный флаг».

Есть ли у него слишком сильное стремление к порядку и чистоте (например, боится уронить даже кусочек еды или плачет и требует мыть руку при соприкосновении с песком)?

Да – «красный флаг».

Как он реагирует на вашу злость в случае проступка или на любую фрустрацию? Похожа ли эта реакция на здоровую, или, например, он наносит самоповреждения (кусает сам себя, бьет сам себя). Или не реагирует вообще?

Реакция самоповреждения или отсутствие реакции – «красный флаг». Здоровый ребенок расстраивается, может испугаться, заплакать, но не будет наносить себе повреждения. И, конечно, не будет игнорировать вашу реакцию.

С 24 до 36 месяцев

Есть ли у него чувство опасности и чувство страха? Например, он смотрит на вас и останавливается перед дорогой.

Да – норма, нет – «красный флаг».

Забегая в незнакомое помещение, он не обращает внимания на человека (врача, педагога, Деда Мороза…), а бросается к случайному стимулу, который его зацепил?

Да – «красный флаг».

Он не боится убегать от вас и не отзывается на имя на прогулках. Ему не важно, если вы сделаете вид, что ушли.

Да – «красный флаг».

Если вы позовете его по имени из кухни (без приставки «иди есть» и без каких-либо других стимулов), а он играет в комнате – он придет на ваш зов просто потому, что ему интересно, почему вы его позвали?

Да – норма. Нет – «красный флаг».

Если он обнаружил что-то интересное, он подбежит к вам, чтобы поделиться впечатлением?

Да – норма. Нет – «красный флаг».

У него проблемы с тем, чтобы спуститься по ступенькам и с бортика. Вы видите, что он плохо держит равновесие и плохо скоординирован.

Да – «красный флаг».

Он не следует за вами автоматически, и вам приходится учить ходить его по тротуару или следовать за вами.

Да – «красный флаг».

Он избегает ходить с вами за руку и выдергивает ее.

Да – «красный флаг».

Он «залипает» на лестницы, кнопки, лифты, однообразные действия и кружения.

Да – «красный флаг».

Интересуется ли ребенок новой едой?

Да – все хорошо. Нет – «красный флаг».

Если вы передвигаете мебель, достаете из шкафа новую одежду или делаете еще что-то сильно заметно новое – проявляет ли ребенок тревогу и стремится ли вернуть все «как было»?

Да – «красный флаг».

Понимает ли он смысл совместной игры в мяч? Интересно ли ребенку возвращать мяч вам?

Да – хорошо, нет – «красный флаг».

Ребенок отказывается надевать одежду определенного цвета или определенной текстуры, предпочитает ходить голым или, наоборот, только в колготах всегда и везде, потому что хочет ощущения «стянутости», чтобы лучше почувствовать свое тело.

Да – «красный флаг».

Если вы предложите ему понятный и интересный ему по возрасту вариант игры – будет ли он слушать объяснения и включится ли в игру по вашим правилам?

Да – норма. Нет – «красный флаг». Пример: ребенок выстраивает рядок из машин. Вы берете машинки и начинаете катать в них зверей. Норма: ребенок в большинстве случаев заинтересуется другим сценарием игры. «Красный флаг»: ребенок закричит и отберет машинку в свой рядочек.

Ребенок не играет в социальные игры: например, ему не понятно, что от волка козлятам надо убегать. Или, если дать ему игру «одень деревянного человечка», он не поймет ее смысл, а будет использовать как строительный материал для составления в ряд.

Да – «красный флаг».

Ребенок любит лежать на полу и подолгу играть одной игрушкой (например, вращать колесо от машинки или катать ее туда-сюда).

Да – «красный флаг».

Просыпаясь утром, он зовет вас?

Да – норма. Нет – «красный флаг».

У вас возникает впечатление, будто навыки ребенка нестабильны, и он забывает то, что знал вчера. Вчера он говорил: «Дай пить», сегодня просто кричит, словно забыл, как пользоваться речью.

Да – «красный флаг».

Словарный запас накапливается медленно и неравномерно. Он знает сложные названия предметов, при этом не знает, как попросить «дай» или ответить «да».

Да – «красный флаг».

Малыш говорит сам с собой (возможно, на «эльфийском» языке) или говорит так, что вам неясно, обращается ли он при этом к вам (он может смотреть в стену или говорить безэмоционально или шепотом).

Да – «красный флаг».

Он не может повторить за вами слово. Возможно, пытается, но переворачивает буквы: например, вместо «сок» произносит «кос».

Да – «красный флаг».

Он плохо чувствует настоящую боль и никогда не жалуется на больное горло. При этом на ваши прикосновения может реагировать так, будто ему очень больно.

Да – «красный флаг».

Он своеобразно решает задачи: какие-то моментально, а какие-то самые простые решить не может. Вам кажется, что его мышление подобно урагану, пролетевшему над свалкой, в результате чего вдруг собрался самолет, а потом ураган улетел – и самолет рассыпался.

Да – «красный флаг».

Ребенок кажется чересчур самостоятельным и предпочитает все делать сам, очевидно избегая взаимодействия. Ему проще сделать самому, чем попросить помощи.

Да – «красный флаг».

Ребенок, наоборот, ничего не пытается делать сам, стремясь оставаться младенцем. Например, не стремится сам раздеться, а «впадает в младенчество» и ложится на пол, приходя с прогулки, и словно «отключается», и это повторяется во многих ситуациях и регулярно, словно что-то мешает ему осваивать новые навыки. Вам кажется, что это что-то – перманентно повышенная тревога.

Да – «красный флаг».

Норма – если малыш понемногу стремится к самостоятельности и даже настаивает на ней, но периодически «откатывается назад» и кричит «помоги». То есть вот такая «переменчивость» – то «я сам», то «помоги» со слезами – это хорошо.

Ребенок не просится в туалет. Либо он делает свои дела правильно, но сам, не озвучивая потребность вербально, либо вам еще не удалось приучить его к горшку из-за того, что он плохо чувствует сигналы своего тела.

Да – «красный флаг».

Может ли он ответить на вопросы: «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет»?

Да – норма. Хотя бы на пальчиках и шепотом.

Если вы спрашиваете его: «Что ты хочешь кушать?», ответит ли он вам понятным для вас образом (скажет хотя бы часть слова или откроет холодильник и покажет пальцем)?

Да – норма. Нет – «красный флаг».

Повторяет ли он за вами слова как попугай, без понимания смысла? Например, вы просите ему «дай мяч», а он повторяет «дай мяч», но не подает мяча? Или на вопрос «сколько тебе лет?» – отвечает: «Лет».

Да – «красный флаг».

Ребенок чересчур долго задерживается на оральной стадии развития: не уменьшает количество грудных кормлений, слишком много и долго тянет в рот несъедобное, словно «не насосался», и всячески показывает, что нуждается в оральной стимуляции. У него текут слюни, как у грудничка.

Да – «красный флаг».

Или, наоборот, зона его оральной чувствительности настолько низка, что он плохо шевелит языком и губами, не умеет жевать и ничего и никогда не тянул в рот.

Да – «красный флаг».

Норма: ребенок постепенно уменьшает потребность в сосании, легко переходит на твердую еду, периодически пробует несъедобные предметы, но не зациклен на этом. Оральная стимуляция важна для развития речи. Если ребенок не чувствует свой рот, губы, язык, у него будут проблемы с речью и не будут налажены взаимоотношения с едой. Но избыточная оральная стимуляция может свидетельствовать о постоянной тревоге, которая характерна для некоторых детей с РАС.

Ребенок не чувствует личных границ других людей и детей: если идет к цели, врезается и расталкивает всех, любит этим баловаться. У вас возникает ощущение, что другие люди словно кегли для него.

Да – «красный флаг».

Беда с различением поведения для «своих» и «чужих» людей: может спокойно подбежать и обнять чужого человека, которого видит в первый раз, может забраться на колени к чужому человеку, если увидит что-то интересное в его руке.

Да – «красный флаг».

Вы избегаете посещения детских площадок, потому что вам тяжело контролировать его поведение. Либо ребенок сам избегает детских площадок.

Да – «красный флаг».

Важно! Не все описанные выше «красные флаги» будут сигнализировать о проблемах в дальнейшем (например, проблемы с плачем по ночам). Кроме того, не все, что является «красным флагом», указывает на диагноз «аутизм» (например, о том, что ребенка сложно успокоить, рассказывают многие родителей детей с СДВГ без РАС).

Если «красных флагов» вы насчитали много, это повод обратиться за консультацией к психиатру. Однако раньше двух лет сделать это будет проблематично. Не всегда выявленные проблемы говорят о расстройстве аутистического спектра или другом стойком нарушении. Они могут быть, например, следствием преждевременных родов и с возрастом уйдут сами по себе. Но до этого доставят серьезные неприятности и будут тормозить развитие.

Например, сенсорная дезинтеграция и алекситимия. Первое понятие означает, что ребенок некорректно обрабатывает сигналы своего тела и окружающего мира. Он может не замечать, когда пописал или когда ему надо в туалет, в итоге у вас будут проблемы с приучением к горшку. Алекситимия – это когда ребенок не может по возрасту правильно выражать свои эмоции и чувства. Со временем он может научиться, но если нужная ступень развития не пройдена вовремя, и ему, и вам будет сложно взаимодействовать.

Загвоздка в том, что при наличии многих проблем из этого списка ребенок может казаться окружающим вполне обычным. Он смеется, что-то говорит, играет, ест, активен, любит общаться с вами (хотя и по-своему, но все-таки общается) и развивается. Поэтому может возникнуть ложное впечатление, что недостающие навыки он доберет сам либо что у него и так все в порядке.

Не хочет играть по вашим правилам? Может, эта игра ему не интересна. Бежит к любому дяде и не боится потерять маму? Это трактуется как хорошее качество, потому что обычно родители жалуются, что ребенок пуглив и слишком привязан (Боже, дай привязанность всем детям, а если она есть у вашего ребенка – радуйтесь!).

Если у ребенка есть проблемы, очень важно не терять драгоценные недели, месяцы и годы и не откладывать поход к грамотному специалисту. Многое успешно компенсируется, если коррекция была начата своевременно.

Источник: matrony.ru

Источник