Отставание в физическом развитии здорового ребенка
Самые опасные отклонения проявляются в первый год жизни. На что стоит обратить внимание – в этой статье.
Говорить о задержках развития можно только после ряда обследований и постановки диагноза квалифицированным врачом. Обычные сравнения мам с другими детьми ещё ни о чём не говорят.
Марина Сыскова, педиатр: «Если ребёнок рано сел, то это не значит, что он будет хорошо учиться. Как и не значит, что поздно пошедший ребёнок будет отставать, например, в речи». Так, в норме обучение навыкам ходьбы с 9 до 15 месяцев.
Сильные и очевидные отклонения от нормы антропометрических показателей должны насторожить. Самые опасные отклонения проявляются в первый год жизни. Задержки в развитии могут быть по ряду причин: тяжёлая беременность, трудные роды, перенесённые заболевания, инфекции, генетические отклонения, плохие социальные условия, стрессы, курение и принятие алкоголя матерью во время беременности и другие.
Внешние признаки отставания в физическом развитии – это задержка роста, набора массы, потеря жирового подкожного слоя, облысение. Обычно внешнее отставание начинается с медленного набора массы тела. Врачи определяют степень физической задержки развития соответственно возрасту, доношенности, перенесённых болезней, генетики.
Малыши, появившиеся раньше срока, часто отстают от своих сверстников примерно на тот срок, который они «не досидели» в утробе.
Отставание физического развития бывает лёгким, умеренным и тяжёлым. Определение причины задержки развития зачастую затруднено. Например, ребёнок медленно растёт: возможно, в семье есть низкорослые или это эндокринное заболевание. Необходимо изучение щитовидной железы, костного возраста, проведение МРТ и других исследований. Возможно, он плохо питается из-за низкого достатка родителей, невозможности усвоить еду или особенностей восприятия родителями вопросов питания.
Чтобы выяснить причины задержки, нужно увидеть полную картину. И тогда можно понять, какой должна быть терапия. Будет ли это введение гормонов роста, усиленное витаминами питание или, возможно, будет достаточно курса физиотерапии — это может определить только лечащий врач. Некоторые выявленные заболевания могут тянуть за собой ряд проблем: с сердцем, костями, умственной деятельностью и другими. Чем раньше выявить патологию, тем проще с ней бороться.
https://programmamama.com/baby-0-6/
Как ухаживать? Как обеспечить безопасность? Каких врачей пройти? Как малыш развивается в период от рождения и до 6 месяцев? Рассказываем и показываем вместе с врачом-неонатологом в видеокурсе “Развитие ребёнка от 0 до 6 месяцев”
Что делать, чтобы не упустить момент
Для ребёнка в первые месяцы жизни важно развитие мышц шеи, туловища и конечностей. Его дальнейшее физическое развитие будет базироваться на этом. Значит, нет сковывающему пеленанию, выкладываем малыша на живот на несколько минут, делаем лёгкий массаж, который снимет родовые блоки, зажимы. Комплекс постоянных физических упражнений вплоть до года – хорошая профилактика нормального развития. Если отклонения в развитии всё же будут выявлены, то врач назначит физиотерапию и медикаментозное лечение.
Педиатр не может за короткое время приёма выявить все моменты, поэтому рассказывайте о подозрительных, на ваш взгляд, деталях («ещё не лезут зубы», «не ползает» и пр.)
У каждого ребёнка свой путь, но к определённому возрасту должны сформироваться все моторные навыки.
Главные моторные навыки по месяцам до 1 года
- к концу 1 месяца ребёнок на несколько секунд удерживает головку
- к концу 2 немного приподнимает голову, лежа на животе
- к концу 3 удерживает голову в вертикальном положении полминуты
- к концу 4 приподнимает туловище, лёжа на животе, и опирается на носочки, стоя с поддержкой
- к концу 5 держит голову, переворачивается
- к концу 6 держит игрушки, передвигает ногами, стоя с поддержкой
- к концу 7 хорошо сидит
- к концу 8 ползёт назад
- к концу 9 ползёт вперёд, пьёт из чашки
- к концу 11 ползёт на четвереньках
- к году делает несколько шагов, держась за руки взрослого, подаёт игрушки
Окончательное формирование моторных навыков произойдёт на втором- третьем годах жизни малыша, но нарушения физического развития, чаще всего, видны на первом году, потому необходимы профилактические осмотры детского невролога и хирурга в 1, 3, 6 и 12 месяцев.
Читайте на нашем канале статьи о развитии ребёнка:
Полезная статья? Подписывайтесь на канал и поделитесь ссылкой с друзьями.
Источник
Физическое развитие ребенка – это динамический процесс изменений размеров тела, его пропорций, телосложения, мышечной силы и работоспособности.
Успех работы врача – педиатра зависит от знания динамики анатомических и физиологических особенностей ребенка, его реактивности, потребностей в основных пищевых ингредиентах (белках, жирах, углеводах, минеральных веществах, витаминах).
Как педиатр я часто сталкиваюсь с тем, что родители сравнивают физическое и психоэмоциональное развитие своего ребенка и со сверстниками. И конечно же сразу возникают вопросы: когда в норме ребенок должен начать ползать – в полгода или в девять месяцев? Когда должен сделать первые шаги или привыкнуть к горшку?
Различия в нормах развития детей раннего возраста часто становятся предметом жарких споров во врачебном сообществе и, естественно, вызывают вопросы, а иногда и тревогу у молодых родителей.
Так кто же прав и какими нормами должны руководствоваться родители и педиатр?
На сегодняшний день европейцы по психомоторному развитию ничуть не хуже современных россиян, но нормы развития детей в России и странах Европы отличаются.
Поиск ответа на этот вопрос стоит начать с того, откуда вообще взялись нормы физического развития детей первого года.
В нашей стране нормы физического развития являются наследием советской педиатрии. Они начали формироваться еще до войны, в 30-е годы XX века, а окончательно оформились к середине 60-х годов, когда педиатры смогли собрать и проанализировать статистический материал.
Как формируются нормы физического развития ребенка?
В этом сложном процессе имеются две составляющие: первая – это статистический материал – это определенное количество соматически и неврологически здоровых детей, измеряемое иногда даже в сотнях тысяч человек.
На основании анализа физических параметров этих детей формируются статистические ряды, в которых видна абсолютная норма и отклонения в ту или иную сторону.
Так, собственно, и сформировались нормативы:
- держать голову в положении на животе – к 1-1,5 месяцам;
- переворачиваться со спины на живот – к 3 месяцам;
- ползать – к 6 месяцам;
- самостоятельно ходить – к 12 месяцам.
И все было просто в оценке физического развития – опросил, измерил, сопоставил, сделал мгновенный вывод: соответствует ребенок нормам развития или нет.
Для советской поликлинической медицины это было удобно: используя минимальное время, оценить соответствие или несоответствие норме большого количества детей.
Но при этом наличие норм физического развития лишало развитие ребенка индивидуальности
Но в последние годы нормы физического развитя принятого на постсоветском пространстве стали мягко вытесняться «западными» нормами. Причем не вполне официально, так как старые нормы никто законодательно не отменял. Отказ от них происходит медленно, небольшими шажками.
Так, например, лет десять назад чуть сдвинулась планка по физическому развитию первого года:
повороты со спины на живот – к 4 месяцам;
ползание – к 7;
ходьба – к 12-13 месяцам.
Логика рассуждения изменилась: пошел ребенок в 10 месяцам – хорошо, не пошел в 12 – не трагедия.
В последние 2-3 года нормы отодвинулись еще более демократично:
- перевороты теперь с 3 до 6 месяцев;
- ползание – с 6 до 9;
- ходьба – с 10 до 14-16 месяцев.
Однако все это меркнет на фоне той демократии и либерализма, который присутствует в нормах развития ребенка на Западе – там главенствует принцип: «никто не имеет права заставить ребенка делать то, что он не делает в данный период времени», так как это нарушение его прав.
Не переворачиваешься в 6 месяцев – не страшно, не ползаешь на четвереньках – не проблема (можно вообще не ползать).
Когда-нибудь все это будет и в нашем сообществе, нельзя лишать ребенка детства, таскать по врачам, массажам и неврологам.
Сейчас перед современными российскими педиатрами стоит поистине глобальный вопрос: «что есть истина — «советская» норма или принятое на Западе «отсутствие норм»?
Но сегодня мы наверняка знаем, что европейцы по психомоторному развитию ничуть не хуже современных россиян. Так почему же нормы развития детей в России и странах Европы так разнятся?
Стоит отметить, что западные нормы физического развития откорректированы по сравнению с «советскими нормами» – все показатели считаются нормой, если запаздывают на 2-3 месяца.
Выходит, все здоровы – надо только ждать.
Мои личные наблюдение – это вариант нормы, но ребенок нуждается в наблюдении невролога, особенно если беременность протекала патологически, были сложные или наоборот стремительные роды и длительная неонатальная желтуха, перенесенные заболевания в раннем возрасте.
И все же нужно ждать как будет развиваться малыш.
Во всех этих случаях часто ставятся диагнозы:
- темповая задержка моторного развития;
- заместительная гидроцефалия;
- перинатальная энцефалопатия;
- синдром повышенной возбудимости;
- гипертонус и другие.
но при этом родителям нужно помнить, что это не диагнозы, а синдромы, указывающие на определенные отклонения в физическом развитии ребенка и это ничего не значит.
Эти дети здоровы, и не надо лишать их детства: не ползает в 7 месяцев? – не страшно, поползет в 8 или 9 месяцев.
А если не поползет, а сразу начнет вставать? Ничего, быстрее пойдет. Не ходит в год? Не страшно, подождем до 18 месяцев. Если и тогда не будет ходить, подумаем, что делать».
Но при этом вопросы отставания в физическом развитии волнуют не только врачей-педиатров, но главным образом у родителей. Они обсуждаются в семейном кругу, у песочницы, на прогулке идет «сравнительный анализ» чужих и собственных детей.
Едва став родителями, мы тут же начинаем усиленно высматривать в детях признаки опережающего развития и приходим в полный ужас, если обнаруживается малейшее отставание от статистической «нормы».
В ужасе родители отправляются к неврологу (педиатру, ортопеду) и слышит: «Не беспокойтесь, ждите, время не пришло, все дети разные», на определенное время приходит успокоение, но только до первого визита на детскую площадку, где соседский годовалый малыш активно ходит по двору, а наш кроха даже не пытается ходить за две руки. И снова одолевают сомнения: «А вдруг отстает? А вдруг невролог чего-то не увидел?»
На фоне одолевающих сомнений родители приходят на консультации к другому специалисту, а может, и к третьему. И хорошо, если мнения этих троих более или менее совпадают – а если нет?
Начинается тернистый путь по врачам….
Родители с опытом (2-й, 3-й ребенок) спокойнее смотрят на вещи.
Но родителям первого ребенка приходится очень тяжело, особенно после путешествия по просторам Интернета, где не всегда можно найти правильный ответ, плюс еще и растущее недоверие к врачам – неучи, рвачи, бездари, “поколение с купленными дипломами”….
Наверное мне повезло и с учителями, и с коллегами и даже с начальством, в наше время и в нашей стране – это большая удача!
Мое мнение – надо, прежде всего, оценивать свой личный опыт, без оглядок на какие -то рекомендации.
В Российской (советской) педиатрии накоплен гигантский опыт наблюдения и ведения детей, поэтому по многим вопросам физического развития надо учиться именно у российской педиатрии, но при этом не исключая возможность индивидуального подхода к каждому ребенку.
Так кто все-таки прав? Чьи нормы развития ближе к истине? Как это ни парадоксально, в этом вопросе нет ни правых, ни виноватых. Мы не можем сейчас сказать: вот, мол, наши нормы отстали от жизни, западные нормы более современные и демократичные.В то же время мы не можем утверждать, что западные нормы неверны.
Грубые отклонения видны и заподозрить ДЦП, другие неврологические или соматические патологии, влияющие на развитие ребенка можно на основании нескольких факторов.
Поэтому оценка физического развития ребенка должна основываться на тщательном изучении и динамическом наблюдении анамнеза неврологического и соматического статуса ребенка, начиная с рождения и до момента оценки.
Врач, проводящий оценку, должен четко представлять динамику развития ребенка в течение ближайшего времени (недели-месяцы).
Например:
ребенок 4-х месяцев не делает самостоятельный переворот со спины на живот. Родители обеспокоены. Невролог говорит: «Подождем месяц, до пяти. Если и там поворотов не будет, будем лечить».
Врач на этом этапе должен четко знать: а оправдано ли это ожидание? Есть ли смысл подождать или уже в четыре стоит назначить терапию? А если поворот и пойдет к пяти, не повлияет ли такая задержка на дальнейшие двигательные схемы (ползание, ходьбу), вербальные схемы общения, тонкую моторику?
Ждать формирования очередной схемы движения и ничего не делать просто, но врачу необходимо правильно оценить развитие мышечного тонуса и предвидеть его влияние на развитие разных сфер в ближайшие годы жизни ребенка.
Поэтому важно наблюдаться у опытного и внимательного специалиста и слушать мнение специалиста. При этом не вижу большой проблемы в консультации другого врача, если определяются значительные нарушения физического развития. Если доктор не имеет достаточного опыта, есть сомнения, что с физическим и психоэмоциональным развитием ребенка не все хорошо – проконсультируйтесь у другого врача, которому доверяете, требуйте дополнительных консультаций зав. педгруппой, узких специалистов, консультации в области.
Все дети разные, у них свой путь развития и становления (дифференцировки) органов и систем организма – в этой ситуации важно и не пропустить патологию, и с другой стороны – не начать лечить, без причин.
Источник
Пост опубликован: 13.05.2014
Задержка физического развития это значительное отставание ребенка по антропометрическим показателям от сверстников. Нередко оно сопровождается и задержкой становления двигательных навыков и познавательных функций.
Единого мнения относительно критериев диагностики заболевания нет, но обычно о задержке говорят, когда антропометрические показатели ниже 3-5-го процентиля или за короткий срок произошло их значительное снижение (например, с уровня выше 75-го процентиля до уровня ниже 25-го). Традиционно разграничивают задержку физического развития, обусловленную заболеваниями (органическую) или социальными и психологическими причинами в отсутствие болезней, вызывающих задержку роста (неорганическую, психосоциальную), характерную для детей до 5 лет.
Эпидемиология и этиология
Распространенность заболевания зависит от обследуемого контингента детей. Среди детей, родившихся с низкой массой тела или живущих в плохих материально-бытовых условиях, она достигает 5-10%. Задержке развития способствуют также конфликты в семье, заболевания в периоде новорожденности, депрессия у матери. В США задержка физического развития, обусловленная психологическими и социальными причинами, встречается значительно чаще обусловленной заболеваниями.
Круг последних довольно широк и затрагивает любые органы и системы. Ведущие психологические и социальные причины задержки физического развития — бедность, недостаточное внимание и отсутствие привязанности к ребенку родителей, иногда тяжелые психотравмирующие ситуации, такие как жестокое обращение. Несколько факторов могут воздействовать одновременно, например жестокость сочетается с плохим уходом, глубокая недоношенность с эмоциональной холодностью родителей к ребенку.
Симптомы задержки физического развития
Тяжесть проявлений колеблется от небольшого отставания роста, массы до облысения, утраты подкожного жирового слоя, уменьшения мышечной массы, дерматита, рецидивирующих инфекций, белково-энергетического (маразм) или белкового истощения (квашиоркор). В развитых странах задержка физического развития обычно ограничивается отставанием в росте и массе, диагностируемым амбулаторно, в развивающихся — весьма распространены такие ее проявления, как рецидивирующие инфекции и истощение (белковое или белково-энергетическое).
Степень задержки развития количественно определяют, оценивая каждый из антропометрических показателей (масса тела, рост и весо-ростовой индекс) в процентах от средних возрастных на соответствующих диаграммах физического развития. В отсутствие диаграммы, сравнение с которой было бы корректно (например, при некоторых влияющих на физическое развитие заболеваниях), опираются на многократные определения антропометрических показателей в динамике. У детей, родившихся недоношенными, учитывают продолжительность недонашивания, так как до 1-2 лет корректированного возраста сравнение антропометрических показателей с диаграммами для соответствующего корректированного возраста более точно, чем с диаграммами для соответствующего хронологического.
Отставание расценивается как легкое, умеренное или тяжелое, если масса тела составляет 75-90, 60-74 и менее 60% стандартного соответственно, рост — 90-95, 85-89 и менее 85 % стандартного соответственно, а весо-ростовой индекс— 81-90, 70-80 и менее 70% стандартного соответственно. Как правило, отставание массы тела проявляется раньше, чем отставание роста. При хроническом недоедании масса тела часто соответствует росту, так как оба показателя отстают от возрастных стандартов.
Лабораторные исследования при отставании физического развития обычно мало информативны, а потому их следует ограничивать разумным пределом. Для начала достаточно общего анализа крови, анализа мочи и определения свинца в сыворотке крови. Определение костного возраста часто помогает отличить семейную низкорослость, при которой он соответствует хронологическому возрасту, от эндокринных заболеваний и расстройств питания, при которых он отстает от хронологического. Другие исследования, такие как определение функции щитовидной железы, всасывания и ацидемий, вызванных органическими кислотами или аминокислотами, потовая проба, назначают при соответствующем анамнезе или физикальных находках.
Диагностика задержки развития
Диагностика опирается в первую очередь на анамнестические и клинические данные и наблюдения взаимоотношений родителей и ребенка. Последние, особенно во время кормления, зачастую важны в диагностике причин физического развития.
К ним относятся:
- неспособность родителей обеспечить ребенку достаточное питание;
- неспособность ребенка получить достаточное питание
- его неспособность усвоить питание.
Питание ребенка может быть недостаточным из-за того, что родители не знают, как правильно кормить ребенка, имеют необычные убеждения относительно питания, потому что мать страдает депрессией или просто потому, что семья бедна. У детей первых мес. жизни особенно важно выяснить состав питания, его режим и реакцию родителей на то, что ребенок беспокоен между кормлениями или, наоборот, просыпает очередное кормление. Нарушения координации сокращения мышц полости рта и глотки, анатомические аномалии, сердечнососудистые расстройства, увеличение нёбных миндалин и их рецидивирующие инфекции, аденоиды (гипертрофия глоточной миндалины) могут нарушать глотание. Основные причины недостаточного поступления источников энергии — рвота, понос и нарушения всасывания. В диагностике причин болезни надо исходить из возраста ребенка и клинической картины.
Лечение задержки психического развития
Для успеха лечения необходимо уяснить, каково состояние здоровья ребенка и состояние его питания, понять, каковы проблемы семьи и взаимоотношения ребенка и родителей. Независимо от причины необходимо создать в семье условия для нормального питания. Особая тщательность в восстановлении питания требуется при тяжелом истощении.
Если в основе патологии лежит заболевание, ведущее значение имеет его терапия. Тип усиленного питания зависит от тяжести задержки физического развития и характера заболевания, вызвавшего ее. Например, при почечной недостаточности необходимо тщательно контролировать поступление с питанием белка. Эффективность высококалорийного питания зависит от характера заболевания, его лечения и тяжести задержки физического развития.
Грудным детям старше 6 мес. и детям 1-2 лет, у которых задержка физического развития обусловлена психологическими и социальными причинами, продолжительность кормления должна быть 20-30 мин, начинать его следует с густой пищи. Следует, по возможности, исключить отвлекающие моменты. Дети старше 1 года должны принимать пищу вместе с другими членами семьи.
Нельзя кормить насильно. Потребление воды, соков, низкокалорийных напитков следует ограничивать, а потребление высококалорийных продуктов, таких как цельное молоко, сыр, масло, сухие фрукты, — поощрять. Иногда целесообразно ввести высококалорийные пищевые добавки, такие как Дуокал (Duocal) или Поликос (Polycose), высококалорийные добавки к цельному молоку или молочную смесь повышенной калорийности, содержащую более 20 ккал на 30 мл — Педиасур (PediaSure), Энсур (Ensure), Ресурс (Resource). Быстрая прибавка массы тела обычно подтверждает предположение о психологической и социальной причине задержки физического развития.
Госпитализация показана при тяжелом истощении, необходимости тщательного обследования, отсутствии соответствующего ускорения роста, неуверенность в адекватности отношения родителей к ребенку. Если нарушения развития связана с заболеванием, в стационаре должно быть проведено обследование и лечение, не оставляющее родителей и ребенка неудовлетворенными. При задержке физического развития ребенка госпитализируют на 5-10 дней для контроля калорийности питания и взаимоотношений родителей и ребенка. Цель госпитализации в подобных случаях — добиться ускоренного роста и научить родителей правильно кормить ребенка. Независимо от причины болезни к концу госпитализации характер питания и его режим должны соответствовать рекомендуемым после выписки.
Прогноз
Возникли вопросы или что-то непонятно? Спросите у редактора статьи –
здесь
.
Независимо от причины задержка физического развития на первом году жизни опасна. Максимум постнатального роста головного мозга приходится на первые 6 мес. жизни. Его увеличение на первом году равно увеличению за все остальные детские годы. Приблизительно у трети детей с задержкой физического развития, вызванной психологическими и социальными причинами, задерживается психомоторное развитие, возникают расстройства социальной адаптации и эмоциональные нарушения. При патологии, обусловленной заболеваниями, прогноз зависит как от характера болезни и тяжести задержки. Всем детям, у которых наблюдалась эта болезнь, следует в дальнейшем оценить когнитивное и эмоциональное развитие и постоянно его контролировать, при необходимости применять коррекционные меры.
Статью подготовил и отредактировал: врач-хирург Пигович И.Б.
Видео:
Полезно:
Источник