Отставание развития головного мозга у ребенка

Отставание развития головного мозга у ребенка thumbnail

Минимальная мозговая дисфункция у детей

Минимальная мозговая дисфункция у детей (ММД) – это синдром, включающий в себя комплекс нарушений психоэмоциональной сферы, которые возникают на фоне недостаточности функций ЦНС. В младенчестве основными проявлениями являются малые неврологические симптомы. У старших детей ММД характеризуется задержкой психического развития, гиперактивностью, социальной дезадаптацией. Диагностика основывается на психологических тестах (система Гордона, «Лурия-90») и инструментальных методах: КТ, МРТ, ЭЭГ и т. д. Лечение включает в себе педагогические, психотерапевтические, фармакологические и физиотерапевтические средства.

Общие сведения

Минимальная мозговая дисфункция у детей, легкая детская энцефалопатия или гиперкинетический хронический мозговой синдром – это патологическое состояние, возникающее при нарушении регуляции ЦНС, проявляющееся отклонениями в поведении, восприятии, эмоциональной сфере и вегетативных функциях. Впервые описано С. Клеменсом в 1966 году. ММД – одна из самых распространенных нервно-психических патологий. Она встречается у 5% детей младших классов, среди дошкольников заболеваемость составляет 22%. Прогноз, как правило, благоприятный, но во многом зависит от этиологии. Практически у половины детей в процессе взросления все клинические проявления бесследно исчезают. Задержка психического развития при условии полноценного лечения почти всегда носит обратимый характер.

Минимальная мозговая дисфункция у детей

Минимальная мозговая дисфункция у детей

Причины минимальной мозговой дисфункции у детей

На данный момент ММД у детей раннего возраста расценивается как результат повреждений ограниченных участков коры головного мозга или аномалий развития ЦНС различного происхождения. Формирование данной патологии в 3-6 лет зачастую связано с педагогической или социальной запущенностью ребенка. В зависимости от момента воздействия все этиологические факторы минимальной мозговой дисфункции у детей можно разделить на антенатальные, интранатальные и постнатальные.

К первой группе относятся острые вирусные заболевания или обострения хронических соматических патологий матери, которые сопровождаются состоянием длительной интоксикации, неправильное питание, нарушения обмена белков, жиров и углеводов (в т. ч. сахарный диабет), патологии беременности – преэклампсия, эклампсия, угрозы самопроизвольного прерывания беременности. В этот список также входят загрязненная окружающая среда (в т. ч. усиленный радиационный фон), нерациональный прием медикаментов, употребление алкогольных напитков, табачных изделий и наркотических препаратов, TORCH-инфекции, недоношенность ребенка.

Спровоцировать минимальную мозговую дисфункцию у детей непосредственно во время родов могут такие факторы, как стремительные роды, слабость сократительной деятельности матки и последующая ее стимуляция медикаментозными препаратами, кесарево сечение, интранатальная гипоксия (в т. ч. при обвитии пуповиной), использование акушерских пособий (вакуум-экстрактора или акушерских щипцов), неполное раскрытие родовых путей при родах, крупный плод – масса ребенка свыше 4 кг. Этиологическими факторами развития ММД в неонатологии и педиатрии являются нейроинфекции и травматические повреждения ЦНС. В возрасте 3-6 лет ММД может быть результатом воспитания в неблагополучной семье – педагогической и социальной запущенности.

Симптомы минимальной мозговой дисфункции у детей

Первые клинические проявления минимальной мозговой дисфункции у детей могут развиваться как непосредственно после родов, так и дошкольном или школьном возрасте. Независимо от момента манифестации определяются характерные для каждой возрастной категории симптомы.

Клиническая картина на протяжении первых 12 месяцев жизни ребенка характеризуется малыми неврологическими симптомами. В неонатальном периоде ММД проявляется нарушением тонуса скелетной мускулатуры – стойкими миоклоническими сокращениями, тремором, гиперкинезией. Симптомы возникают спонтанно, на осознанную моторную активность влияния не оказывают, с эмоциональным фоном не связаны, в отдельных случаях усиливаются при плаче. Характерны нарушения сна, аппетита, зрительной координации и задержка в психическом развитии. В 8-12 месяцев проявляется патология предметно-манипулятивных движений. Зачастую развиваются дисфункция черепно-мозговых нервов, асимметрия рефлекторной деятельности, гипертензионный синдром. На фоне гипервозбудимости стенок ЖКТ наблюдается чередование диареи и запоров, частое срыгивание и рвота.

В возрасте от 12 месяцев до 3 лет минимальная мозговая дисфункция у детей характеризуется повышенной возбудимостью, чрезмерной моторной активностью, снижением или потерей аппетита, нарушением сна (медленное засыпание, беспокойство во время сна, ранее пробуждение), замедленной прибавкой в массе тела, запоздалым развитием речи и дислексией, энурезом. В 3 года определяются неуклюжесть, чрезмерная утомляемость, импульсивность, негативизм. Ребенок неспособен долго находиться в неподвижном состоянии и длительное время концентрировать внимание на конкретном задании или игре, легко отвлекается на любые внешние раздражители, совершает большое количество осознанных движений, в т. ч. бесполезных и хаотичных. Может наблюдаться непереносимость яркого света, сильного шума, душных помещений и жаркой погоды. Таких детей часто «укачивает» в транспорте – быстро возникает тошнота с последующей рвотой.

Наибольшая выраженность минимальной мозговой дисфункции у детей наблюдается при первом попадании в коллектив – в 4-6 лет. Клиническая картина характеризуется гипервозбудимостью, моторной гиперактивностью или заторможенностью, рассеянностью, сниженной памятью, трудностью в освоении детсадовской или школьной программы. Такие дети неспособны полноценно овладеть навыками письма, чтения и элементарными математическими расчетами. С началом посещения школы ребенок все сильнее акцентирует собственное внимание на неудачах, формируется заниженная самооценка, отсутствие уверенности в себе и своих силах. Также определяются характерные черты в поведении: эгоизм, стремление к уединению, склонность к конфликтам, отказ от только что данных обещаний. Среди сверстников ребенок старается исполнять роль лидера или полностью отстраниться от коллектива. В результате на фоне ММД могут развиваться, социальная дезадаптация, психические отклонения, вегето-сосудистая дистония.

Диагностика минимальной мозговой дисфункции у детей

Диагностика ММД заключается в сборе анамнестических данных, физикальном обследовании, лабораторных и инструментальных методах исследования. Анамнез позволяет определить возможную этиологию и выявить первичные симптомы, а в возрасте 3-6 лет – проследить динамику клинических проявлений и их тяжесть. При осмотре младенца больше внимания уделяется проверке рефлексов, их симметричности. Объективное обследование в школьном возрасте малоинформативно, ведущую роль играет психодиагностика. Она позволяет педиатру определить особенности поведения ребенка, его психическое состояние и степень развития. Чаще всего для диагностики минимальной мозговой дисфункции у детей применяются система Гордона, тест Векслера, «Лурия-90» и другие. Общие лабораторные анализы (ОАМ, ОАК) отклонений от нормы не выявляют. Для оценки состояния тканей ЦНС и мозгового кровообращения проводятся ЭЭГ, рео- и эхоэнцефалография, нейросонография, компьютерная и магнитно-резонансная томография. КТ и МРТ при ММД зачастую определяют уменьшение объема коры головного мозга в левой лобной и теменной области, фокальные повреждения медиальной и глазничной части фронтальной области, уменьшение размеров мозжечка. Для исключения переломов проводится рентгенография костей черепа.

Дифференциальная диагностика минимальной мозговой дисфункции у детей зависит от возраста ребенка и момента проявления первичных симптомов. Она осуществляется с такими патологиями, как черепно-мозговая травма, нейроинфекции, детский церебральный паралич, эпилептиформные заболевания, шизофрения, острое отравление свинцом и др.

Лечение минимальной мозговой дисфункции у детей

Лечение ММД включает в себя педагогический и психотерапевтический методы коррекции, фармакологические средства и физиотерапию. Как правило, используется комбинированный подход – составляется индивидуальная программа для ребенка с учетом этиологии и особенностей клиники. Приемы педагогики и психотерапии применяются для коррекции задержки психического развития, социальной и педагогической запущенности, а также для адаптации ребенка в коллективе. Важную роль при лечении минимальной мозговой дисфункции у детей играет психологический микроклимат в семье – так называемая «позитивная модель общения». Она включает в себя акцентирование внимания на успехах ребенка и их поощрение, избегание частых повторений слов «нет» и «нельзя», мягкую, спокойную и сдержанную манеру разговора. Использование компьютера и просмотр телевизора ограничиваются до 30-60 минут в день. В развлечениях преимущество отдается тем видам игр и занятий, которые требуют внимания и концентрации: конструкторы, пазлы, чтение, рисование.

Фармакологические препараты назначаются с целью купирования отдельных симптомов. В зависимости от клинических проявлений могут применяться снотворные (бензодиазепины – нитразепам, производные хлорала), седативные (бензодиазепины – диазепам), стимулирующие (метилфенидат), транквилизаторы (тиоридазин), антидепрессанты (трициклические антидепрессанты – амитриптилин). Физиотерапия при минимальной мозговой дисфункции у детей направлена на улучшение работы центральной и периферической нервных систем, максимальное восстановление их функций. Наиболее часто используются массаж, гидрокинезотерапия, ЛФК. Постепенно вводятся спортивные дисциплины, требующие координации движений и ловкости: плавание, бег, лыжный и велосипедный спорт.

Прогноз и профилактика минимальной мозговой дисфункции у детей

Прогноз для детей с ММД, как правило, благоприятный. В 30-50% случаев наблюдается «перерастание» заболевания – в подростковом и взрослом возрасте все симптомы полностью исчезают. Однако у некоторых больных определенные проявления остаются на всю жизнь. Нарушения психики на фоне лечения возникают редко. Для людей с ММД характерны нетерпеливость, невнимательность, недостаточная социальная адаптация, проблемы при формировании полноценной семьи и обретении профессиональных навыков.

Неспецифическая профилактика минимальной мозговой дисфункции у детей подразумевает исключение всех потенциальных этиологических факторов. Профилактические мероприятия включают рациональное питание матери, отказ от вредных привычек, регулярное посещение женской консультации для мониторинга беременности и лечения сопутствующих патологий, полноценное обследование с целью выбора наиболее подходящего метода родоразрешения.

Источник

Поговорим об остеопатических причинах задержек речевого, психического и двигательного развития у детей.
Одной из главных причин задержек развития является нарушение кровообращения головного мозга, венозного оттока и нормальной циркуляции ликвора (мозговой жидкости).

Думаю понятно, что если нарушено кровообращение головы, мозг ребенка не получает достаточного питания и не может нормально развиваться, в результате малыш может отставать в развитии.
Вот как я обычно работаю с кровообращением головы.

Для того, чтобы наладить кровоснабжение, я проверяю и освобождаю шейные мышцы, позвонки и суставы, артерии и вены от напряжений, блоков и повреждений.
Освобождаю и прокачиваю лимфатические сосуды и лимфоузлы, а так же верхнюю часть грудной клетки, откуда к голове притекает свежая кровь и оттекает венозная кровь и лимфа.

Также я обязательно проверяю и освобождаю отверстия в основании черепа, через которые проходят питающие мозг сосуды.
Затем я проверяю состояние венозных синусов мозга – полостей, по которым оттекает венозная кровь из мозга, выполняю техники по нормализации их работы.

Кроме того, я оцениваю выработку и всасывание мозговой жидкости, которая питает клетки мозга, состояние и работу желудочков мозга – полостей, в которых течёт мозговая жидкость. Специальными техниками нормализую работу этой системы.
Результатом этой работы является нормализация кровообращения и метаболизма мозга, мозг ребенка получает необходимое ему питание, и малыш получает возможность нормально развивать свои навыки.

· Важной причиной задержек развития является поражение костей черепа: швов между ними, внутрикостные дисфункции, смещения костей и деформации черепа.
Кости черепа обладают микроподвижностью на уровне швов, благодаря этому, череп выполняет ритмические движения с минимальной амплитудой, и это называется первичным дыханием черепа.

Благодаря этому первичному дыханию обеспечивается нормальная работа мозга.
В швах черепа проходит большое количество сосудов и нервов, нормальная работа которых возможна только при свободе швов и их правильной подвижности.
Если один или несколько швов заблокированы, проходящие в них сосуды и нервы будут сдавлены, что приведет к нарушению нормального кровообращения мозга.
Прилежащие области мозга будут зажаты между костями и не смогут выполнять свою функцию. Результатом этого может стать нарушения речи, формирования правильных движении, памяти, внимания и мышления ребенка.

Кроме того, при блокировке швов, череп ребенка не может нормально расти, а в результате, также не сможет нормально расти и развиваться мозг малыша.
Большое значение имеют также внутрикостные дисфункции костей черепа. При таких повреждениях кость теряет свое внутреннее единство, правильную геометрию, деформируется, её части двигаются не равномерно.
Это приводит к сдавливанию сосудов и нервов, проходящих в костных каналах поврежденной кости, нарушается правильное взаимодействие с соседними костями, сдавливаются важные для развития отделы мозга.

Большое значение имеет правильное содружественное движение всех костей черепа, называемое паттерном движения черепа. При неоптимальном групповом движении костей, некоторые области мозга излишне сдавливаются, а некоторые растягиваются, что также неблагоприятно сказывается на нормальной работе и развитии мозга ребенка.
Именно благодаря важной роли костей черепа в формировании задержек развития у детей, я уделяю большое внимание обследованию и коррекции состояния костей черепа, их внутренней структуре и подвижности.

Очень важной причиной задержек развития являются дисфункции и проблемы оболочек головного и спинного мозга.
Оболочек всего три: мягкая, которая содержит сосуды, паутинная и твердая мозговая оболочка.
Если оболочки, особенно твердая мозговая, находится в состоянии дисфункции, например спазмирована, напряжена, излишне натянута, патологически закручена, имеет фиксации в костном канале и между собственными листками, это может приводить к негативным последствиям для мозга.

Поскольку твердая мозговая оболочка прикреплена к костям черепа изнутри, она может вызывать проблемы в костях черепа, а о значении костных дисфункций, я уже писал в предыдущем посте.
Дисфункции оболочек могут приводить к нарушению кровообращения и питания мозга, поскольку именно оболочки вырабатывают питающую мозг мозговую жидкость, содержат кровоснабжающие его сосуды, и образуют венозные синусы, по которым от мозга оттекает кровь.
Так как, оболочки являются своеобразными связками, образующими подвешивающий мозг футляр, и разделяющими его на отделы, дисфункции оболочек приведут к неправильному взаимному расположению отделов мозга, сдавлению нервных клеток мозга, ограничению его микроподвижности. А это, безусловно, приведет к тому, что мозг ребенка не сможет в таких условиях нормально развиваться.

Поскольку оболочки связывают череп и крестец в единую кранио-сакральную систему, ритмичные движения которой позволяют расположенному внутри мозгу нормально работать, то малейшие фиксации, ограничения, натяжения оболочек мгновенно блокируют нормальную подвижность всей этой системы и, как следствие, развитие мозга ребенка.

Кроме того, оболочки образуют тоннели, через которые из мозга выходят все черепные и спинно-мозговые нервы, и если есть проблемы с оболочками, нервы будут зажиматься и не смогут обеспечивать нормальное развитие ребенка.

Поэтому во время остеопатического приема, я обязательно провожу тщательное обследование и лечение оболочек мозга.
Только после освобождения оболочек мозга ребенок получает возможность нормально развивать свою речевую и двигательную сферу, а также память, внимание и мышление.

Важной причиной задержек развития являются дисфункции структур мозга: речевой коры, двигательной коры, мозжечка, подкорковых образований, лобных долей и других.
При таких дисфункциях нарушается нормальная работа как самих нейронов, так и клеток нейроглии, которые дают опору, защищают и питают нервные клетки.
Нормальная работа отделов мозга возможна при достаточной внутренней свободе нервных клеток, а также при их нормальной ритмичной микроподвижности.

Если какая-то часть мозга напряжена, в ней отсутствует правильная ритмическая микроподвижность, она плохо уравновешена относительно остальных отделов мозга, то будет нарушена функция, за которую эта часть мозга отвечает.
Например, пострадает речь, внимание, память, мышление, правильность и ловкость движений, мелкой моторики, и ребенок будет отставать в развитии от своих сверстников.
По этим причинам, я всегда выполняю обследование важных для развития ребенка структур мозга, избавляю их от напряжений, восстанавливаю микроподвижность, балансирую, их друг к другу, гармонизирую работу мозга в целом.
В результате такой работы, ребенок, наконец, получает возможность нормально развиваться, и догоняет по развитию речи, психики и движений своих сверстников.
В следующих постах я расскажу о других причинах задержек развития у детей, и о возможностях остеопатической коррекции таких деток.

причина – влияние дисфункций внутренних органов на работу мозга.
Например, при неэффективной работе сердца и легких, мозгу будет не хватать кислорода и крови.

При дисфункциях органов пищеварения ему будет недостаточно питательных веществ.
При проблемах печени, почек и толстого кишечника, мозг будет отравлен не обезвреженными и не выведенными токсичными веществами.
Все это не позволит мозгу обеспечивать нормальную речь, двигательное развитие, память, внимание и мышление.
Кроме того, существует древняя китайская концепция, согласно которой вовсе не мозг является главным управителем тела.
Главным органом, который всем управляет, является сердце.
Именно в сердце храниться разум, мышление и восприятие.
Сердце с помощью легких управляет всеми процессами в организме.
Печень отвечает за размышление и планирование.
Желчный пузырь за решительность и инициативность.
Поджелудочная железа и желудок хранят интеллект, который отвечает за память, сосредоточение внимания и концентрацию.
В почках находится сила воли, целеустремленность и устойчивость к стрессам.
Тонкий кишечник отвечает за способность анализировать, разбираться и выбирать действия.
Толстый кишечник помогает избавляться от ненужных мыслей и беспокойства.
Грудная, брюшная и тазовые полости отвечают за общение с другими людьми и внешним миром.
Кроме того, во внутренних органах хранятся все наши эмоции: в печени гнев, в сердце радость, в поджелудочной железе задумчивость, в легких грусть, в почках страх.

Исходя из этого, получается, что при неблагополучии внутренних органов ни о каком нормальном эмоциональном, психическом, речевом и двигательном развитии ребенка не может быть и речи.
Поэтому, когда я работаю с детьми с задержками развития, я всегда обследую состояние внутренних органов, и устраняю в них все дисфункции, которые мешают нормальному развитию детей.

Подведем итоги причин задержек психологического, речевого и двигательного развития у детей, и возможностей их остеопатического лечения.
Итак, когда ко мне приводят ребенка с задержкой развития, я провожу ему полное остеопатическое обследование, выявляю, есть ли патологичные зоны в теле, которые могут нарушать нормальную работу мозга ребенка, и обязательно провожу коррекцию таких зон.
Затем я проверяю голову ребенка на наличие нарушений кровообращения, циркуляции мозговой жидкости, венозного и лимфатического оттока от головы, восстанавливаю нормальную циркуляцию всех жидкостей.
Обязательно проверяю состояние костей черепа, устраняю блокировки в швах черепа, внутрикостные повреждения, восстанавливаю правильную микроподвижность всех косточек черепа.

Обследую мозговые оболочки, устраняю в них спайки, фиксации, напряжения и закручивания, восстанавливаю нормальную подвижность и работу оболочек мозга.
Кроме того, проверяю работу лобных, теменных, височных и затылочных долей мозга, мозжечка и подкорковых структур, устраняю в них напряжения, восстанавливаю их нормальную микроподвижность, гармонизирую работу мозга в целом.
В результате такой остеопатической работы, у ребенка устраняются все внутренние преграды, мешающие нормальному развитию речи, психики и движений.
Кстати, после качественного остеопатического лечения мозг ребенка становится готов к восприятию новых навыков, и у ребенка значительно улучшаются результаты занятий с логопедами, нейропсихологами и дефектологами.

Хотите читать полезные статьи о здоровье?

Ставьте лайк и подписывайтесь на МОЙ КАНАЛ

ДОКТОР ЕВДОКИМОВ www.gyga.ru

Источник