Отстающий в развитии ребенок исаев
Автор Д. Н. Исаев
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 11
Глава 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ.
РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
Четыре исторических периода развития представлений
Глава 17. УЧАСТИЕ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ, ЛЕЧЕНИИ И АБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Раннее распознавание умственной отсталости и реакция семьи 368 Распознавание отсталости в дошкольные годы и отношение семьи
382
ЛИТЕРАТУРА
ПРЕДИСЛОВИЕ
Предлагаемое на суд читателя руководство для специалистов по умственной отсталости у детей и подростков своим выходом обязано целому ряду обстоятельств. Загрязнение природы привело к искажению и даже разрушению всего того, что необходимо для сохранения и продолжения нормальной жизни на земле. Это не в последнюю очередь отразилось на воспроизведении человеческого рода. Следствием техногенных катастроф и чрезмерного развития промышленности в мире явилось то, что не только разрушается здоровье ныне живущих людей, но и их генетические корни. Мутации генов, хромосомные аберрации, возникающие под влиянием многочисленных естественных и особенно техногенных факторов, приводят к постоянному увеличению пороков развития у нарождающегося поколения. Увеличивается число новорожденных детей, которым суждено стать инвалидами. В подавляющем большинстве они будут умственно отсталыми людьми. С каждым годом возрастает число вредностей, негативно сказывающихся на созревании плода в утробе матери. Тератогенным эффектом обладают не только радиация, продукты промышленной и бытовой химии, здоровье будущей матери подвергают опасности загрязненные воздух и вода, а также пища, чистоту которых, как правило, проверить затруднительно. В том случае, если младенца минуют эти опасности, его неокрепший организм подвергается тому же риску, что и здоровье его родителей. Удручает то, что сегодня от этих неблагоприятных воздействий не застрахованы ни городские, ни сельские жители, менее подверженные влиянию технического прогресса.
Постоянное увеличение детей с нарушениями психического развития, к сожалению, еще не стало сигналом для изменения отношения к этой психической патологии. В широких кругах медицинской общественности все еще сохраняется представление о том, что невозможно оказать существенное влияние на судьбу умственно отсталых людей. В результате в лучшем случае умственно отсталыми детьми и подростками, число которых составляет 1-3% популяции, занимаются педагогические учреждения просвещения и органы социальной защиты.
Глава 1
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ. РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ УМ СТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
«Умственная отсталость» – термин, который в настоящее время рекомендован международной классификацией. Его фактическое значение более объемно, и естественнее было бы использовать термин «психическое недоразвитие», поскольку он точнее отражает суть явления, поскольку в процессе развития отстает не только интеллект, но и другие сферы психики. В настоящем руководстве мы будем пользоваться этими терминами как синонимами. В понятие «олигофрения» вкладывается более узкий смысл – формирование в процессе развития у ребенка дефекта, ограниченного интеллектуальной сферой. В связи с современными представлениями этот термин употребляется реже.
Психическое недоразвитие (умственная отсталость) – совокупность этиологически различных наследственных, врожденных или рано приобретенных стойких непрогрессирующих синдромов общей психической отсталости, проявляющихся в затруднении социальной адаптации главным образом из-за преобладающего интеллектуального дефекта (Исаев Д. Н. , 1982).
.
ЧЕТЫРЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ПЕРИОДА РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
Понимание умственной отсталости в нынешнем его представлении сформировалось не сразу. История изучения этой клинической формы может быть разделена на четыре периода.
Первый период
Первые клинические описания врожденного слабоумия относятся к концу XVIII века. В 1770 году Dufour указал на существование двух степеней психического недоразвития: идиотии и имбецильности. Все же до первой половины XIX века для обозначения интеллектуально неполноценных лиц использовался один термин – идиотия.
В начале XIX века Пинель (Pinel Ph. , 1806) дал определение этому понятию: «более или менее абсолютное нарушение функций разума и/или чувства». Он все еще предполагал, как это тогда было принято, что идиотия – это одна из форм психического заболевания – сумасшествия (аменции). Он расширил это понятие, распространяя его на многие состояния, отличавшиеся глубиной интеллектуального дефекта и нарушением адекватного выражения чувств. Пинель полагал, что причиной идиотизма могут быть врожденные поражения, «излишества», наркомании, умственное переутомление, «слишком обильные кровопускания, применявшиеся для лечения мании», таким образом, включая в эту группу и состояния приобретенного слабоумия. Обратив внимание на физическое состояние слабоумных и дефекты в строении их тела, он сделал заключение о том, что «если идиотизм зависит от порока сложения головы, то тогда бесполезны старания его излечить».
Эскироль (Esquirol J. , 1838), основательно изучив слабоумие, первым понял, что идиотия не болезнь, а состояние, характеризующееся тем, что умственные способности при нем в течение жизни никогда не развивались. Работы Эскироля положили начало клиническому и психологическому изучению слабоумия.
В дальнейшем многие клиницисты подробно описывали умеренные формы врожденного слабоумия. Однако при этом они использо-
вали различную терминологию. W. Griesinger(1871) называл их легкой формой идиотии; Н. Emminghaus (1887) – слабоумием и полуидиотизмом; R. V. Krafft-Ebing (1868) – тупоумием или полуидиотизмом.
В противоположность многим современникам Й. Г. Песталоцци (1746- 1827) пытался убедить в необходимости воспитания и обучения «тупоумных», однако долгое время это ни к чему не приводило …
Источник
Половое воспитание и психогигиена пола у детей Д. Н. Исаев, В. Е. Каган
- Эротическая литература
- Семья, брак, сексология
Издательство: Медицина
Год издания: 1980
В книге освещаются вопросы детской сексуальности, развития пола, акселерации, мужественности и женственности. В связи с этим определяются цели, задачи и методы полового воспитания, на основе научных данных о возрастно-половой динамике развития даются дифференцированные медико-педагогические рекомендации врачам, родителям и воспитателям дошкольников, школьников и подростков.
Книга предназначена для педиатров, врачей дошкольных учреждений, школьных врачей и детских психоневрологов.
Содержит иллюстрации.
5,0
Практикум по психологии умственно отсталых детей и подростков Д. Н. Исаев, Т. А. Колосова
- Педагогика
Издательство: КАРО
Год издания: 2012
Серия: Специальная педагогика
Специальному психологу необходимо знать своеобразие психического развития умственно отсталого ребенка. Знание особенностей психического развития поможет психологу квалифицированно решать задачи психологической коррекции и сопровождения учеников специальной (коррекционной) школы VIII вида. Семинарские и практические занятия, формирующие у студентов интерес к теории и практике специальной психологии, способствуют углублению знаний в этой области.
В пособии представлены следующие разделы для изучения психологии умственно отсталых детей и подростков – “Систематика состояний умственной отсталости”, “Диагностика лиц с умственной отсталостью”,…
Развернуть
0,0
Отстающий в развитии ребенок. Как узнать, что ребенок отстает в развитии? Д. Н. Исаев
- Гуманитарные и общественные науки
- Педагогика
- Детская психология
Издательство: Речь
Год издания: 2012
В данной книге освещается большой круг вопросов, касающихся детей с трудностями в психическом развитии: причины и проявление отставания; расстройства поведения, неврозы, психосоматические расстройства у отстающих детей; терапия и профилактика отставания; коррекционные и воспитательные меры в семье.
Книга поможет всем, кто воспитывает детей с нарушениями развития, в осуществлении важной задачи сохранения их здоровья, стимуляции развития и предупреждения возможных осложнений, а также в создании адекватных условий их воспитания как в семье, так и вне ее.
В основу предлагаемой книги положен сорокалетний опыт автора и многих его…
Развернуть
0,0
Психическое недоразвитие у детей Д. Н. Исаев
- Педагогика
- Психиатрия
Издательство: Медицина
Год издания: 1982
Исаев Дмитрии Николаевич – заведующий кафедрой психиатрии Ленинградского педиатрического медицинского института, профессор, доктор медицинских наук, детский психиатр, автор более ста научных трудов, в том числе 3 монографий по проблемам психического
0,0
Источник