Отношения воспитателя и ребенка как условие развития

ирина рябова
Консультация «Стиль взаимоотношений воспитателя с детьми»

Отношения ребенка с воспитателями играют огромную роль в формировании его личности. В речи воспитателя, в примерах, которые он подает детям своим поведением, ребенок черпает представления о взаимоотношениях людей, образцы норм и правил человеческого общежития. Наиболее ярко эти образцы проявляются в формах организации образовательного процесса, которые воспитатель использует в своей работе.

Так, если воспитатель постоянно злоупотребляет негативными оценками, запретами, наказаниями, это провоцирует у детей агрессивное поведение и активное неприятие каких-либо требований, предъявляемых с его стороны. Данный стиль можно отнести к жестко авторитарному.

Такое же поведение детей провоцирует неорганизованный воспитатель, равнодушный к их проблемам, далекий от их нужд (попустительский стиль).

Иногда воспитательпредпочитает добиться покоя и порядка в группе личным активным участием: он убирает за детьми игрушки во время дневного сна, помогает няне собирать со столов посуду, застегивает пуговицы и завязывает шнурки всем, кто просит у него помощи и даже без просьб детей. Дети опрятны, и группа выглядит убранной и чистой. Такой стиль отношений с воспитанниками называется гиперопека, так как дети в поддержании порядка практически не участвуют, у них не развиваются навыки самообслуживания, и они не умеют принимать помощь от взрослого и культурно заявлять о своих трудностях.

Очень хорошо на развитии детей сказываются такие формы отношений, при которых воспитатель с помощью различных доводов убеждает ребенка в преимуществах того или иного поступка. При этом выбор оставляется за ребенком. Такой тип отношений предполагает индивидуальный подход к особенностям и текущим состояниям детей. Именно в такой ненавязчивой опеке больше всего нуждаются дети и благодарят взрослого искренней привязанностью к нему. Данный стиль отношений можно отнести к демократическому.

Очень плохо на детях сказывается частая смена воспитателей. В этой ситуации вместе с воспитателем меняются требования и нормы поведения в группе, и социальное развитие начинает протекать стихийно.

РЕКОМЕНДАЦИИ для ВОСПИТАТЕЛЯ

В своих отношениях с детьми постарайтесь помнить о том,что:

• Ребенок вам ничего не должен. Это вы должны помочь ребенку стать более состоятельным и ответственным;

• В каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно понять, чего добивается ребенок и почему он это делает. Добивайтесь от него соблюдения социальных норм и правил с учетом его состояния и интересов;

• Навязывание своих правил и требований против воли детей – это насилие, даже если ваши намерения благонравны;

• Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведет к пассивности и низкой самооценке у воспитанников;

• Тихий, застенчивый ребенок также нуждается в вашей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун;

• Благополучная социальная ситуация развития – это лучший метод передачи детям нравственных норм и правил человеческого общежития. Беседы о нравственности, не подкрепленные защитой детей от психического и физического насилия, – демагогия и опасная практика.

ВОПРОСЫ для ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Что такое «педагогическое общение»?

2. Обоснуйте значение педагогического общения для создания благоприятного психологического климата в группе.

3. Какие формы поведения могут вызвать у ребенка агрессивное поведение? Как называентся такой стиль общения?

4. Охарактеризуйте личностно-ориентированное общение между воспитателем и детьми по следующему плану:

• Цели и задачи;

• Способы общения;

• Позиция взрослого – взгляд на ребенка;

5. Назовите основные правила речевого этикета. Используйте для этого материалы пособия «Веселее вместе.» Рылеевой Е. В. (с. 15-16).

ПРАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ:

– Определите стиль взаимоотношений воспитателя с детьми 6 тел, если в группе преобладает следующее поведение детей.

Вариант 1.

Дети послушны и спокойны, если взрослый постоянно делает им замечания. В отсутствии взрослых в группе начинается беспорядочная шумная возня.

Вариант 2.

Дети послушны и спокойны только в присутствии своего воспитателя. Посторонние взрослые в отсутствии воспитателя удержать порядок в группе не могут, начинается беспорядочная шумная возня. Конфликтные ситуации без вмешательства воспитателя дети разрешить не могут.

Вариант 3.

Дети послушны и спокойны, но пассивны. Их игры не развиты, в них преобладают одиночные занятия. Посторонних взрослых не бояться и стремятся к физическому контакту с ними. Но навыки совместной деятельности со взрослыми отсутствуют.

Читайте также:  Посоветуйте книги для развития ребенка 2 лет

Источник

Павленко Наталья
Организация взаимодействия ребенка и воспитателя в условиях реализации ФГОС

Основная образовательная программа в дошкольной образовательной организации в контексте ФГОС ДО направлена на «создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности» (ФГОС ДО, п. 2.4.). При оценке результативности образовательного процесса в настоящее время обращается внимание не на то, научился ли ребенок считать и читать, а на то, каковы итоги его физического, личностного и интеллектуального развития в целом.

В стандарт дошкольного образования включены такие основные принципы,как:

• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

• возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Я, как педагог, неукоснительно следуя данным принципам, создаю в своей группе все условия для гармоничного становления личности ребенка, обеспечивая его эмоциональное благополучие, помогаю дошкольнику продуктивно реализовать индивидуальный путь развития.

В детском саду почти каждый ребенок проводит большую часть суток. Сверстники и работники детского сада становятся его вторым «миром». Отношения с ними занимают в жизни малыша очень важное место, и он очень переживает, если отношения не складываются. Основой взаимодействия воспитателя с воспитанником является доверительное и внимательное отношение к внутреннему миру ребенка, доброта и сердечность взрослого. Это способствует результативному сотрудничеству между ними, дает возможность правильно оценить состояние души малыша, понять и принять его привычки и манеры поведения, быть мудрым проводником в его настроении и переживаниях.

Педагог для ребенка – это друг, который может поделиться своими знаниями, мудростью и опытом, а он их может перенять.Возникает вопрос: как же построить взаимоотношения с воспитанником, чтобы они помогли получить максимальный результат в сфере образования, воспитания и личностного развития? И в то же время взаимодействие должно оставаться благоприятным фактором для их конструктивного общения. Выходом из этой ситуации может стать модель личностно-ориентированных отношений «воспитатель – воспитанник», цель которых – развитие личности ребенка.

Основные принципы личностно-ориентированного взаимодействия – принятие ребенка таким, какой он есть, и вера в его способности. Задача воспитателя – создать условия для раскрытия индивидуальности каждого ребенка в группе, для формирования у него положительных самоощущений, уверенности в своих силах, доверия к миру и людям, инициативности и активной любознательности. Здесь его умения и навыки видятся не как цели, а как средства его развития. Однако, это ни в коем случае не отменяет работы по развитию, обучению и воспитанию дошкольников, проведения с ними планомерной педагогической работы. В то же время, основное значение в образовательном процессе, согласно ФГОС ДО, придается не занятиям школьного типа, а игре, как основной форме организации детской жизни. Благодаря свободному взаимодействию в игре взрослого с детьми и детей между собой, проявляется детская активность, наиболее полная реализация себя как личности.

Такое положение дела предполагает принципиально новый подход к воспитательному процессу, формирующий у дошкольника активную жизненную позицию по отношению к окружающему. В его основе лежат такие взаимоотношения взрослого с детьми, которые строятся на основе равноправия и сотрудничества. Воспитатель не выравнивает детей, не придерживается одного шаблона, стандарта, а учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка, ориентируется на его интересы, общается с учетом его характера и привычек. Личностно-ориентированный подход подразумевает взрослого не как непререкаемого авторитета, а как дружелюбного партнера и наставника. К ребенку он относится как к полноправному участнику совместной деятельности, и это является благоприятным условием для формирования будущей личности, развития творческого потенциала, снижения эмоциональных переживаний и конфликтных ситуаций.

Личностно-ориентированная модель воспитания характеризуется признанием взрослым прав и свобод ребенка, деятельностным сотрудничеством, сопереживанием и взаимоподдержкой, обсуждением проблемы, а также гибким введением необходимых ограничений. Эти формы взаимодействия гарантируют малышу обеспеченность чувством психологической защищенности, возможность его индивидуализации, привитие гуманного отношения к окружающему миру и положительных результатов взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Действия взрослого не должны содержать в себе признаки подавления инициативности и самостоятельности детей.

Читайте также:  Таблица норм развития ребенка рост и вес

В своей группе я строю с детьми отношения, основанные на уважении и требовательности. Уделяю большое внимание начальной стадии контакта, формированию у воспитанников чувства «мы». Всегда стараюсь применять личностный подход во взаимодействии с детьми, демонстрирую свою расположенность к группе, свое понимание их внутреннего состояния.

Хотелось бы обратить внимание на то, какое большое значение в процессе общения и установления дальнейших взаимоотношений имеет культура слушания. Уметь не только слушать, но и слышать другого человека – важнейший фактор, обеспечивающий эффективное общение и понимание друг друга. Первое и основное правило,сформированное много столетий назад: «Самый главный человек на свете – тот, кто перед тобой». Считаю, что любой педагог, работающий с детьми дошкольного возраста, должен владеть умением слушать, ведь слушание воспитанника – это составная часть педагогической деятельности.

Когда педагог имеет эмоционально-положительное отношение к детям, адекватную деловую реакцию на недостатки в учебной работе, использует спокойный и ровный тон в обращении – его дети раскованы, общительны, доверчивы. Правильно подобранный стиль общения создает атмосферу эмоционального благополучия и во многом определяет результативность учебно-воспитательной работы. Правила, повышающие эффективность общения и взаимодействий, известны. Воспитание души и, как следствие, становление личности – должно начаться с изучения и усвоения этих правил.

В работе с маленькими детьми у взрослого есть ответственный момент, когда из множества различных средств взаимодействия он должен выбрать наиболее рациональные и эффективные в той или иной ситуации. Это и создаёт гармонию взаимопонимания воспитателя с детьми. А гармония в отношениях – и есть цель нашей педагогической работы.

Литература:

1. Галигузова Л. Н. Педагогика детей раннего возраста. 2007

2.Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.

3. Козлов Н. И. Как относиться к себе и людям/ 4-е изд., перераб. и доп. –М: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2002.

4. Урунтаева Г. А.Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия». – 2001. – 166 с.

Источник

  Государственное казенное общеобразовательное учреждение Московской области  для детей-сирот и детей, оставшихся без     попечения родителей «Преображение»

Доклад «Воспитатель и воспитанник: система взаимоотношений. Модели общения педагога с воспитанниками  »

                                                                Составила : воспитатель  Прошина Л.И.

Почему одного педагога дети любят и принимают, а другого просто не воспринимают? Я думаю, что эта проблема близка каждому ребенку и каждому воспитателю. Вообще, можно по-разному ответить на этот вопрос. Но, все объясняется различием характеров. Не бывает абсолютно одинаковых людей. Поэтому то, что нравится одним, не всегда готовы принять другие.

Основой отношений воспитателя с воспитанниками является соблюдение нравственных норм, доверие и внимание к внутреннему миру ребенка, проявление доброты и сердечности к нему.

Одним из важных условий воспитания культуры общения является сотрудничество воспитателя с детьми. В технологии сотрудничества воспитательв общении с детьми придерживается принципа: «Не рядом и не над, а вместе!»

Все начинается с воспитателя, с его умения организовать с детьми педагогически целесообразные отношения как основу творческого общения. Педагог – это тот, кто делится знаниями, мудростью и опытом, а ребенок их перенимает. В настоящее время наше общество находится на пути становления новой альтернативной модели отношений воспитателя и ребёнка

Две главные фигуры в детском доме – воспитатель и воспитанник. Их общение во внеклассной работе, на досуге становятся важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, сред.

Быть настоящим педагогом – это талант. Ведь педагог должен уметь передать свой опыт, свои знания детям. Наверное, каждому педагогу хочется, чтобы именно его воспитанник в будущем добился успеха. И, конечно же, приятно, когда именно так и происходит.

Почему одного педагога дети любят и принимают, а другого просто не воспринимают? Я думаю, что эта проблема близка каждому ребенку и каждому воспитателю. Вообще, можно по-разному ответить на этот вопрос. Но, все объясняется различием характеров. Не бывает абсолютно одинаковых людей. Поэтому то, что нравится одним, не всегда готовы принять другие.

Читайте также:  Развитие ребенка с помощью сказки

Тем не менее, отношения с воспитателем занимают в жизни детей очень важное место, и дети очень переживают, если они не складываются. Основой отношений воспитателя с воспитанниками является соблюдение нравственных норм, доверие и внимание к внутреннему миру ребенка, проявление доброты и сердечности к нему.

Психологическое восприятие и понимание педагогом детей способствует эффективному сотрудничеству между ними, создает возможность воспитателю входить в душевный мир ребенка, объективно оценивать душевное состояние его, его речь, привычки и манеры поведения, улавливать настроение и переживания воспитанников. Поэтому одним из важных условий воспитания культуры общения является сотрудничество воспитателя с детьми. В технологии сотрудничества воспитатель в общении с детьми придерживается принципа: «Не рядом и не над, а вместе!»

Важнейшие аспекты сотрудничества:

  • умение прислушиваться друг к другу;
  • принимать совместные решения;
  • доверять друг другу;
  • ощущать свою ответственность за работу группы.

Все начинается с воспитателя, с его умения организовать с детьми педагогически целесообразные отношения как основу творческого общения. Педагог – это тот, кто делится знаниями, мудростью и опытом, а ребенок их перенимает. Таким образом, необходимо найти ответ на вопрос: как построить взаимоотношения с воспитанником, чтобы взаимодействие с ним позволяло получать максимальный результат в сфере образования, воспитания и личностного развития, и в то же время оставалось бы перспективным для дальнейшего конструктивного общения. Ответом на этот вопрос может стать модель взаимодействия «воспитатель – воспитанник», назначение которой – оптимизировать воспитательный процесс.

Специфические причины конфликтов «воспитатель – воспитанник» Недостаточный профессионализм воспитателя, проявляющийся в нервных взаимоотношениях педагога с детьми:

  • в демонстрации своего превосходства, своего особого статуса;
  • в серьёзных ошибках взаимодействия, таких как дискриминация по отношению к отдельным учащимся, открытое или маскируемое нарушение педагогической этики на почве борьбы за лидерство;
  • в педагогически непрофессиональных действиях воспитателей: приказной тон, крик педагога, который часто провоцирует грубые нарушения дисциплины детей;
  • в предвзятом отношении педагога к детям, проявляющемся в систематическом занижении отметок, в выделении «любимчиков»;
  • в неумении организовать познавательный интерес у детей;
  • в «навешивании ярлыков», например неуспевающего ученика;
  • в акцентировании внимания окружающих на психологических проблемах и недостатках воспитанника;
  • в оценке поступка, базирующейся на субъективном восприятии личности ребёнка;
  • в неумении организовать занятия со всеми учащимися.

Каким же хотят видеть воспитанники своего воспитателя?

  1. Нравственное качество (справедливый, уважает человеческое достоинство, доверяет).
  2. Любовь к своим воспитанникам
  3. Качественный хороший воспитатель, хочет сделать жизнь детей увлекательной, интересной, не любит командовать, дает дельные советы.

Отрицательные качества воспитателей:

  1. Кричит, обрывает, не выслушивает до конца.
  2. Выделяет отдельных воспитанников.
  3. Придирчивый, старается наказать за каждый проступок.
  4. Требует от воспитанника безоговорочного подчинения.
  5. Относится как к маленьким.
  6. Относится неуважительно.
  7. Не умеет хранить тайну.

Каким путем можно предотвратить конфликты и как добиться, чтобы воспитатели с воспитанниками были в хороших отношениях:

  1. Умело провести воспитательные часы, не оставлять ни одного ребёнка в бездеятельности.
  2. Создавать атмосферу непрерывного общения с группой.
  3. Знание материала, который хотел бы довести до сознания воспитанников «на отлично», свободное владение им. Применение разных методов и форм в работе.
  4. Выполнение и стремление к выполнению поставленной цели: добиться полного усвоения материала со всеми без исключения учащимися.
  5. Рациональное использование времени, дорожит каждой рабочей минутой.
  6. Организовать работу с «трудными» детьми, непрерывно спрашивать, заставлять их думать, находить более интересные способы проведения свободного времени.
  7. Уважительное отношение к личности воспитанниками, не допускать разного рода оскорблений, прозвищ, замечаний.

И какие бы новации ни вводились, в педагогике как сотни и тысячи лет назад встречаются участники образовательного процесса: воспитатель и воспитанник. Между ним (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом. А педагог всегда будет капитаном в этом плавании главным штурманом проводки через рифы

Источник