Отношение родителей к развитию способностей ребенка

Фото из открытых источников

Несмотря на то, что на #развитие ребенка в дошкольном возрасте значительно влияют отношения с ровесниками, с братьями/сестрами и другими членами семьи, основная роль все же принадлежит влиянию родителей.

То, что дошкольник переживает в детстве во время отношений с родителями остается с ним на всю жизнь.

Изменить структуры, которые сформировались в этом возрасте достаточно сложно, что нередко может требовать помощи со стороны, а также больших усилий уже взрослого человека.

Развитие ребенка происходит под воздействием родительского программирования, в результате которого формируется жизненный сценарий, изучением которого занимался Э. Берн и его последователи – Й. Стюарт и В. Джонс.

Они утверждали, что человек начинает создавать историю своей жизни уже с момента рождения. А уже к четырем годам в общих чертах известно ее содержание, к семи годам история уже почти завершена, далее она только «шлифуется», дополняется деталями.

Рассуждая о влиянии родителей, А. Адлер уделял большое внимание анализу прототипа, который формируется в возрасте четырех-пяти лет.

Исследователя интересовали эмоции именно этого периода, которые могут быть настолько разными и сильными, что взрослые со своей точки зрения даже не могут себе представить.

Одним из наиболее распространенных влияний в этом возрасте А. Адлер считал чувство подавленности, вызванное излишними родительскими наказаниями или неадекватным отношением к детям.

Это вынуждает искать ребенка облегчения своих страданий, что часто выражается в установке избегания общения с родителями.

В современном обществе с развитием интереса к психологической литературе, жизненного уклада цивилизованных стран большинство родителей отвергают физическое наказание как способ воспитания.

В.А. Ильин по этому поводу пишет, что для подавления автономии и свободы воли родители используют «гуманные» способы, не связанные с физическим наказанием.

Наиболее распространенные в нашей культуре способы подавления индивидуальности ребенка – застыдить и тем самым вызвать чувство вины.

Если очень часто использовать этот метод, ребенку будет не только стыдно показывать другим свои переживания, но и чувствовать внутри себя определенные эмоции.

Такое поведение родителей также способствует формированию у ребенка мотивации избегания общения с родителями. А соответственно, лишает возможности получить в достаточной мере необходимый опыт взаимодействия с родителями во время которого у ребенка активно развиваются представления о самом себе, жизненных ценностях, мире, добре и зле, разнообразии ролевых взаимоотношений как в семье, так и вне ее.

Часто при воспитании родители ориентируются на идеальный образ ребенка, наполняя его всеми возможными способностями и качествами, которые хотели бы сформировать у своего чада, не желая видеть и считаться с тем, какой их ребенок на самом деле.

В этом и состоит значительная разница между «формированием» и «развитием».

Если #родители игнорируют потребности, природный потенциал ребенка и прикладывают много усилий, чтобы «втиснуть» маленького человека в рамки своего придуманного образа, тогда мы говорим о формировании личности.

#Развитие личности происходит тогда, когда родители создают такие условия жизни ребенка, при которых могут раскрыться его индивидуальные способности, когда они принимают своего ребенка таким, какой он есть, не стремясь постоянно сравнивать его с другими детьми.

Большинство родителей на вопрос, какими бы они хотели видеть своих детей, ответят, что хотели бы видеть их успешными, счастливыми, благополучными, честными, образованными и т. п.

При этом они не редко забывают, что в развитии позитивных качеств ребенка главным примером выступают они сами. Встречаются семьи, где родители пытаются научить своих детей тому, чего сами не умеют.

Не умея достойно вести себя и решать конфликтные ситуации, вполне естественно, что родителям будет сложно научить детей адекватно вести себя во время конфликтного столкновения.

Э. Эриксон по этому поводу указывал, что один из глубочайших конфликтов в человеческой жизни – ненависть к тому из родителей, кто служил образцом и исполнителем воли супер-эго, но сам, как выяснилось, пытается выйти сухим из воды в случае тех же прегрешений, которые ребенок больше не мог терпеть у себя.

Травмирующей ситуацией для развития ребенка может быть перекладывание ответственности на него за семейные проблемы, основа которых может лежать не в самом ребенке, а в отношениях между мужем и женой.

Примером может быть приход к психологу с заявкой, что их ребенок плохо себя ведет, часто капризничает, не слушается, вредничает. Дети в данном случае могут лишь отражать неразрешенные супружеские проблемы.

#Дети используются в проективных целях тогда, когда возникает вопрос о расторжении брака при частых открытых конфликтах и невозможности найти взаимопонимания.

Главный аргумент родителей в такой ситуации – они, вроде бы, не могут разойтись, чтобы не лишать ребенка возможности иметь полную семью.

Исследования показывают, что на самом деле атмосфера напряжения и отсутствие радости в подобной семье более вредная для ребенка, чем открытый разрыв отношений, что демонстрирует смелое решение человека изменить тяжелую ситуацию.

Тревожной является обстановка в семье, когда #родители не любят друг друга, и при этом не разрешают себе ругаться, предъявлять претензии друг другу демонстрируя иллюзорное благополучие. Отчуждение не позволяет им быть естественными и в отношениях с детьми.

Как отмечает Э. Фромм, атмосфера «корректности» усложняет понять, что же на самом деле чувствуют или думают родители, порождая у детей чрезмерное чувство тревожности, неуверенности, неопределенности как по отношению к себе, так и по отношению к родителям.

Сложности в развитии личности ребенка возникнут при несогласованных или противоположных позициях родителей в отношении воспитания.

Это может привести к тому, что у ребенка могут быть значительные трудности с усвоением социально принятых форм поведения, развитием самоконтроля и чувства ответственности.

Он может избегать чего-то нового, неожиданного, неизвестного – из-за страха, что при столкновении с этим новым не сможет выбрать правильный способ поведения.

Позитивным фактором развития личности ребенка, желанием быть включенным в тесные отношения с родителями выступает благоприятная эмоциональная атмосфера в семье, которую в основном создают родители своей любовью, заботой, терпеливостью, принятием, мудростью.

В значительной мере на детско-родительские отношения влияет то, насколько родители любят друг друга. Родители используют проективные механизмы в собственных взаимоотношениях, а также по отношению к ребенку, когда отсутствует любовь.

Различные супружеские конфликты, расхождения в ценностных ориентациях, в стилях воспитания детей, родительское программирование, также не способствует развитию позитивных отношений между родителями и детьми.

_______________________________________

Эти статьи могут быть вам интересны:

Синдром Мюнхгаузена BY PROXY в детской психиатрии

Флюидный интеллект

Способности ребенка: как их понять?

Умеет ли ваш ребенок дружить?

Детская ревность

Влияние отца на личность ребенка

Адаптация ребенка в замещающей семье

Разница между воспитанием и требованием непременного послушания

Дело всей жизни. Как не прогадать с образованием?

Нужно ли половое воспитание в школе? +Анонимный опрос

Скулшутинг: что побуждает детей устраивать бойню и как это предупредить?

Как выявить творческий потенциал подростка?

________________________________________

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене!

Присоединяйтесь к нашей группе ВК, ссылка здесь и в шапке профиля.

Мы проводим анонимные опросы в группе ВК, будем благодарны, если Вы примете активное участие.

Источник

Роль семьи в развитии способностей ребёнка.

Многое может сделать семья для развития способностей её маленького члена. Кто, как не родители, бабушка, дедушка, наблюдающие ежедневно за ребёнком в разных ситуациях, могут заметить своеобразные индикаторы способностей, к чему у ребёнка особый интерес, к какому виду деятельности малыш проявляет склонность?

Взять заботу по воспитанию широких, устойчивых интересов, выделить среди них центральные, отражающие главные стремления, склонности ребёнка к какой-либо деятельности — значит, уже способствовать созданию важных предпосылок для развития его способностей. Важно помочь ребёнку включиться в процесс активного познания действительности. Вы купили сыну новый конструктор. Не торопитесь сразу же объяснять, показывать, как с ним действовать. Дайте возможность ребёнку вначале самому поэкспериментировать. Предварительная самостоятельная широкая ориентировка в возможностях конструктивного материала позволит в дальнейшем находить самые неожиданные комбинации и получать оригинальные конструкторские решения. Ребёнок нашёл жука. Что за жук — майский, плавунец? Подождите с ответом. Предложите проверить — плавает ли? Так и есть — плавунец.

Широкое использование проблемных вопросов, экспериментирования, элементарного опытничества даже в условиях дома, приусадебного участка даёт возможность ребёнку не только самостоятельно обнаружить новые важные качества предметов и явлений окружающей природы, но и стимулирует развитие познавательных способностей и направленности. Созданию интереса, развитию способностей к определённому виду деятельности у ребёнка содействует атмосфера увлечённости, бытующая в семье. Вот почему так часто в семье, где увлекаются музыкой, ребёнок также проявляет интерес к ней, в семье увлечённых биологов — к природе, в семье, где господствует атмосфера увлечённости техникой, дети также проявляют склонность к конструкторской деятельности.

Велика роль семьи и в формировании у ребёнка склонности к труду, которая рассматривается психологами как фактор очень важной одарённости. Думая о будущем ребёнка, проявляя заботу о развитии его способностей, родители должны позаботиться о формировании у него трудолюбия, умения настойчиво, систематически трудиться, преодолевать лень, если та успела пустить корни.

Стремясь развить способности ребёнка, необходимо подумать и о формировании его воображения, без которого невозможно творчество. Несомненную пользу для развития творчества может принести использование наряду с другими средствами специальных творческих заданий. Большей эффективности можно добиться, если задания эти будут постепенно усложняться. Вначале детям целесообразно предлагать задания, требующие от них первоначально.

Большей эффективности можно добиться, если задания эти будут постепенно усложняться. Вначале детям целесообразно предлагать задания, требующие от них первоначальной ориентировки в творческой деятельности. При этом создаётся установка на новые для ребёнка способы действий: сочини, придумай, найди, измени (например, ребёнок подражает различным звукам, пению птиц и т. д.). На этом этапе он действует совместно с родителями, активно копирует предлагаемые действия; в дальнейшем ребёнку можно давать задания, которые вызывали бы у него целенаправленные действия, поиски решений. Способы действий при этом стимулируются взрослым уже косвенным путём (сочинить песню на предложенный текст, придумать действия определённых персонажей на основе рассказанной сказки и т. п.). Важно, что при этом возникает атмосфера сотворчества со взрослым, ребёнок получает первое представление о том, что общими усилиями можно доставить другим удовольствие, радость. Когда малыш научится справляться с этими заданиями, их можно усложнить: предложить сочинить песню, выбрав текст по своему желанию из нескольких заданий, и т. д.

Творчество основывается на тех знаниях, умениях, опыте, которые приобретает ребёнок. Способности ребёнка связаны с его навыками, умениями. Надо помочь малышу овладеть и исполнительской, «рабочей» частью деятельности — определённой техникой рисования, приёмами лепки, конструирования из бумаги, природного материала, танцевальным движениям. Не пожалейте на это время.

Долг родителей — создать в каждой семье условия для всестороннего развития способностей. Владение умениями и навыками будет благотворно влиять на дальнейшее развитие способностей вашего сына, дочери; отсутствие же их делает способности бескрылыми, лишает ребёнка средств для реализации своего замысла.

Источник

Роль родителей в развитии одарённых детей.

В.И. Хамбалинова учитель МОУ СОШ № 71 г.Воронежа.

Одарённость ребёнка, проявляемая в интеллектуальной или творческой деятельности, привлекает особого внимания педагогов. Чем раньше педагог обнаружит приоритеты в личностном развитии ребёнка, тем легче и быстрее  становится формирование собственной самооценки. Поэтому необходимо постоянно выявлять одарённость детей, стимулировать её развитие.  

Многое зависит  от родителей. В семье закладывается личность ребёнка, она же играет и большую роль в её формировании. Родители обязаны стремиться развивать в своих детях следующие личные качества:

1.      Уверенность, которая основывается на сознании самооценки.

2.      Понимание достоинств и недостатков в себе самом.

3.      Интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску.

4.      Уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию.

5.      Привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки.

6.      Умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми.

        Родителям следует принимать детей такими, какие они есть, а не рассматривать их в качестве носителей талантов. Их таланты произрастают из индивидуальности личности, а достижения, в конечном счёте, зависят от того, как эта личность разовьётся.

        Одарённый ребёнок не сможет реализовать свои способности без созданных для этого условий. Окружающая среда должна быть такой, чтобы ребёнок смог черпать из неё информацию, помогать ему самореализоваться, постоянно расширять зону его ближайшего развития и формировать мотивационную сферу. Для этого должны работать различные кружки, клубы, секции по разным направлениям. Участие в различных конкурсах, олимпиадах за пределами школы также стимулируют развитие одарённых детей.

Необходима разумная система поощрения успехов одарённого ребёнка. Очень важно сформировать понятие результата не ради награды, а ради самосовершенствования. Семья одаренного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания (школы) на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается ведущим. Существуют такие типы отношений к ребёнку: отрицательное, игнорирующее, положительное, гиперсоциализированное (когда родители видят в одаренности престижность, возможность самоутверждения через выдающиеся способности своих детей или реализации своих несбывшихся потенциальных возможностей). Как родителям развивать одаренность детей? Существует множество диагностических материалов, с помощью которых родители могут оценить степень и качество своего влияния на развитие ребенка. Практика подсказывает, что семья одаренного ребенка – это семья с определенными ценностями: образования, развития ребенка, участия в его делах, успехах и неудачах. За год до поступления в школу учитель проводит, совместно с психологом, воспитателями и заместителем директора, несколько родительских собраний, предоставляя родителям информацию по исследованию одарённых и способных детей. С этой целью для родителей на первых порах используются методики: “карта одаренности”, “интеллектуальный портрет” и др. Подробно изучаются медицинские карты с заключениями врачей. К концу первой четверти первого учебного года определяются склонности ребенка и составляется карта интересов младших школьников. В комплект для исследования входят методики, ставшие уже традиционными для определения уровня интеллектуального развития. Это, прежде всего, тесты Д. Векслера, Дж. Равена и др., для оценки творческого мышления – адаптированные варианты “краткого теста творческого мышления (фигурная форма)” Е.П. Торранса, методики Дж. Гилфорда, а также методики выявления уровня психо-социального развития, направленности (доминирующей мотивации) личности. Участие детей в диагностике собственной одаренности на этом этапе сводится к выполнению тестовых заданий. Начиная со 2 класса, дети принимают активное участие в школьных и муниципальных научно-практических конференциях. В данном виде работы заинтересованы родители, учителя юных дарований. Они активно включаются в подготовку и проведение конференций. Ребята делают свои первые шаги в области журналистики. Высокий уровень информационно-технического оснащения школы в сочетании с современными информационными технологиями позволяет совместными усилиями образовательного учреждения, учреждений дополнительного образования, семьи расширить охват одарённых детей новыми направлениями творческого досуга. Дети и родители учатся составлять презентации.
Как бы мы ни рассматривали роль и вес природных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания школы на развитие личности и одаренности ребенка, значение семьи является решающим. Даже, казалось бы, неблагоприятные условия (плохой быт, недостаточная материальная обеспеченность, неполная семья и т.д.) оказываются относительно безразличны для развития способностей. Особенно важно для становления личности одаренного ребенка, прежде всего внимание родителей. Как показывают исследования и практика работы в школе родители делятся на три категории.

Первая категория «отстраненных» родителей, которые в силу своей занятости все вопросы по воспитанию и развитию своего ребенка перекладывают на плечи школы. Именно в таких семьях дистанция между родителями и детьми велика, что сказывается на эмоционально-психологическом состоянии одаренного ребенка. Задача педагога в этом случае привлечение родителей к деятельности ребенка, к школе, к совместной работе.

Вторая категория родителей, так называемые «детоцентричные». Ребенок для таких родителей – единственный смысл в жизни. Они проявляют чрезвычайное, необычно высокое внимание к ребенку, когда вся жизнь семьи сосредоточена на нем. Фанатическое желание родителей развить его способности имеет в ряде случаев и свои отрицательные стороны. Так, в этих семьях наблюдается определенная попустительская позиция в отношении развития у своего ребенка ряда социальных и бытовых навыков, физического и эстетического развития. Такие родители проявляют особое внимание к школьному обучению своего ребенка, выбирая для него учебники или дополнительную литературу не советуясь с учителем, как их лучше изучать. Родители нередко вмешиваются в учебный процесс и в отдельных случаях даже провоцируют конфликт с администрацией и педагогами. В этом случае задача педагогов и психологов состоит в разъяснительной работе с самими родителями.

Третья категория «активных» родителей. В общении с ребенком они всегда выходят за круг бытовых проблем, в их общении очень рано представлена так называемая совместная познавательная деятельность – общие игры, совместная работа на компьютере, обсуждение сложных задач и проблем. Часто родителей с детьми объединяют общие познавательные интересы, на основе которых между ними возникают устойчивые дружеские отношения. Отношение к школьному обучению у родителей этих детей никогда не принимает самодовлеющего характера, они всегда готовы помочь школе. Содержательная сторона развития ребенка для них всегда более приоритетна, чем отметки сами по себе. В этих семьях между родителями и детьми отмечается значительно меньшая дистанция.

Советы родителям одарённых детей

1. Проанализируйте Вашу собственную систему ценностей в отношении воспитания детей. Способствует ли она реализации личности и одарённости в обществе?

2. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одарённым детям это относится в большей степени.

3. Оценивайте уровень развития ребёнка.

4. Избегайте длинных объяснений и бесед.

5. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребёнке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являются признаком одарённости.

6. Уважайте в ребёнке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.

7.Прививайте ребёнку ценность образования.

8.Не сдерживайте инициативу ребенка и не делайте за него то, что он может сделать сам.

9.Не ждите, что ребёнок будет проявлять свою одарённость всегда и во всём.

10.Не занимайтесь наставлениями, помогайте ребёнку действовать независимо, не давайте прямых инструкций.

Пожелания родителям.
Одаренные дети нуждаются в развитии независимости, способностей самоуправления и самодисциплины. Общеобразовательная школа, как правило, не ставит перед ними индивидуальных задач, поэтому они должны опираться на собственные силы и сами ставить себе цели в достижении развития личностных способностей. А помочь в этом — прямая задача родителей, которые, чаще всего, являются первооткрывателями таланта своего ребенка.
Поэтому родители должны взять на себя роль своего рода «буфера», поскольку наряду с положительными чувствами при этом неизбежно будут присутствовать и негативные проявления, а родители смогут создать поле эмоциональной безопасности для детей, испытывающих новые способы общения. Делайте упор на взаимном уважении, сопереживании и понимании, что важно для эмоционального развития каждого ребёнка. Дайте понять ребёнку, что его любят и ценят за то, какой он есть, а не за какой- то особый талант.

Литература.

1.Савенков А. И. Детская одарённость как теоретическая проблема. -М .: Изд. Центр «Академия», 2001.

2.Рабочая концепция одарённости/ Под ред. В. Д. Шадрикова.- М., 2003.

Источник