Отношение ребенка с отклонениями в развитии к своим родителям

Отношение ребенка с отклонениями в развитии к своим родителям thumbnail

Принципы семейного воспитания

Основным условием развития личности является «включенность» ребенка в человеческие отношения и человеческое общение. Первой школой общения, в ко­торой с ранних лет ребенок усваивает систему нравст­венных ценностей и культурные традиции общества, является семья. Именно родители и другие близкие формируют в сознании ребенка реакцию на окружаю­щий его социальный мир: позитивную или негативную. В первом случае у ребенка сформируются необходимые защитные механизмы и психологический базис для адаптации в сложном человеческом мире. Во втором – ребенок будет расти неуверенным в себе, тревожным, либо агрессивным, а может быть, и отгороженным от других людей. Преодолеть подобные сложности или смягчить их можно с помощью воспитания.

Родители детей с отклонениями в развитии испыты­вают значительные трудности как психологического (межличностного), так и педагогического (информаци­онного) характера. Однако ориентация на разработан­ные нами принципы адекватного семейного воспитания ребенка с отклонениями в развитии позволяет достичь хороших результатов и обрести уверенность в успехе.

Принцип любви, терпения и эмоциональной привязан­ности близких к ребенку с отклонениями в развитии

Любой ребенок, а с отклонениями в развитии осо­бенно, чутко реагирует на любовь и ласку. Эти дети ост­ро переживают дефицит аффилиативных чувств. Живя в семье, ребенок должен быть уверен, что его любят и ценят. Любовь родителей и близких создает чувство за­щищенности, душевного комфорта. Ребенок активнее развивается, у него успешнее формируются навыки и знания. Он увереннее смотрит вперед, у него свободнее раскрываются творческие способности. Школа добро­ты, которую ребенок постигает в детстве, общаясь с близкими, есть залог его будущего иммунитета против зла и насилия в этом мире.

Принцип полного безоценочного принятия ребенка с отклонениями в развитии

Родителям не следует сравнивать своего ребенка с отклонениями в развитии с нормально развивающими­ся детьми. У любого человека могут быть проблемы. Ро­дители должны понять: важно то, что ребенок ЕСТЬ, а не то, какой он. Не стоит давать ребенку каких-либо унизительных оценок: «глупый», «неуклюжий», «неудачник» и т.д. Родители для ребенка – это защита.

Талант заложен природой в каждом ребенке. Важно, чтобы родители, воспитывая ребенка, создавали благоприятные условия внутри семьи для развития его задатков и способностей. Безусловно, важно оценивать и особенности психофизического развития ребенка. Так, например, ребенку с двигательной патологией це­лесообразнее заниматься таким видом искусства, кото­рый не требовал бы передвижения. Аутичный ребенок может передать многогранность своего внутреннего ми­ра с помощью холста и красок, а умственно отсталый заниматься пением.

Дисгармоничные модели воспитания в семьях с проблемными детьми

Семейное воспитание – это система взаимоотноше­ний родителей с детьми. Ведущая роль в этой системе принадлежит родителям. Родители должны знать, какие формы взаимоотношений с собственными детьми спо­собствуют гармоничному развитию детской психики и личностных качеств, а какие, наоборот, препятствуют формированию адекватного поведения и ведут к трудновоспитуемости и деформации личности. Причины ошибок в семейном воспитании детей с отклонениями к развитии можно условно разделить на три группы:

– низкий уровень психолого-педагогических знаний родителей о возрастных особенностях их ребенка;

– личностные особенности родителей, влияющие на характер взаимоотношений с ребенком;

– «социальный барьер» (позиция социума), способ­ствующий замыканию родителей на собственных про­блемах и препятствующий их преодолению.

Аномалии в воспитании детей встречаются и в обычных семьях. Причиной этого часто являются сис­тематическое нарушение супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внима­ния и заботы, уважения, психологической поддержки и защиты. К нарушениям подобного рода относятся: не­однозначное понимание родителями семейных ролей главы семьи, мужа, жены; завышенные требования предъявляемые родителями к детям, несовместимость нравственных позиций супругов. На процесс воспита­ния влияет и загруженность родителя на работе, уста­лость, неорганизованный быт, собственное здоровье. Довольно часто родители видят свою воспитательную задачу лишь в том, чтобы добиться послушания ребен­ка. Поэтому они даже не пытаются понять ребенка, прислушаться к его интонациям, рассмотреть его по­требности и возможности. Одни родители при этом стремятся решить за ребенка все его проблемы, а другие поучают, ругают, читают длинные нотации.

Воспитание ребенка с отклонениями в развитии тре­бует от родителей особых усилий, терпения и любви. Не все родители, к глубочайшему сожалению, обладают этими свойствами. Родители детей с отклонениями в развитии в силу описанных выше причин (глава 1) час­то применяют дисгармоничные типы воспитания.

Анализ родительско-детскпх взаимоотношений по­казывает, что в семьях, воспитывающих детей с откло­нения в развитии, чаще доминируют две модели воспитания: модель «сотрудничество» и модель «отказ от взаимодействия».

Модель «отказ от взаимодействия»

Такой тип отношений свидетельствует об искажении воспитательской позиции родителей и, как правило, приводит к скрытому или откровенному отвержению ребенка самыми близкими людьми.

Модель «отказ от взаимодействия» может быть пред­ставлена следующими дисгармоничными типами воспи­тании: гипоопекой, гипопротекцисй, эмоциональным отвержением, воспитанием по типу повышенной мо­ральной ответственности или типом «маленький не­удачник». Ниже приводятся их характеристики.

Гипоопека. Эта модель воспитания чаще встречается в семьях с низким социальным статусом (у наркоманов, алкоголиков) или в семьях, где больной ребенок не представляет ценности для близких в силу нарушений развития. Родители практически не ухаживают за ним, ребенок может быть плохо или неопрятно одет, плохо накормлен, несмотря на материальные возможности семьи. Никто не следит за режимом дня ребенка и соблю­дением условий, обеспечивающих его развитие. Гипоопека может быть обусловлена не только отношением к дефекту ребенка, но и собственно родительской уста­новкой, когда мать или отец не считают необходимым относиться к ребенку иначе. В таком же положении мо­гут быть и здоровые братья или сестры больного ребенка.

Может встречаться также и щадяшая форма гипоопеки – гипопротекция. Воспитательское отношение родителей при этой форме характеризуется тем, что ре­бенок накормлен, обут и одет, но им самим, его личной жизнью никто не интересуется.

Читайте также:  Ребенок 3 лет отстает в развитие речи

Воспитание по шипу повышенной моральной ответ­ственности ведет к постоянному перенапряжению ре­бенка. Родители стараются заставить детей реализовать в жизни все то, что сами не смогли осуществить. Они постоянно возлагают на ребенка такие обязанности и такую ответственность, с которой ребенку с отклоне­ниями в развитии трудно справиться. У ребенка возни­кает повышенная утомляемость, отсутствует адекватная оценка своих возможностей. Он всегда чуть-чуть не до­тягивает до оптимального результата, поэтому не дости­гает успеха. Его часто ругают, он всегда чувствует себя виноватым, что формирует у него заниженную само­оценку.

Отвержение ребенка. Отсутствие любви к ребенку может быть в семьях не только с низким, но и с высо­ким социальным статусом. Отвержение ребенка может быть сопряжено в сознании родителей с идентификаци­ей себя с дефектом ребенка. Чаще это встречается у от­цов. В случае материнского отвержения ребенка ситу­ация объясняется незрелостью личностной сферы мате­ри и несформированностью материнского инстинкта. Отвержение ребенка наносит непоправимый ущерб раз­витию его личности, искажая ее. Отвержение формиру­ет у ребенка ощущение покинутости, незащищенности, неуверенности в себе; ребенок не чувствует поддержки, у него нет опоры в семье. Недостаток родительской любви замещается равнодушием или ненавистью к лю­дям, стремлением наказать всех за отсутствие тепла в детстве.

Модель «маленький неудачник». Эти родители приписывают своему ребенку социальную несостоятельность и уверены в том, что он никогда не добьется успеха в жизни. Родители испытывают чувство досады и досады из-за того, что дети проявляют неумелость. Некоторые рассматривают жизнь с таким ребенком как непосиль­ную ношу, как «крест» на всю жизнь.

Жестокое отношение. Жестокое обращение с детьми чаще встречается в социально неблагополучных семьях, где насилие по отношению к детям является нормой. Ребенка могут ежедневно наказывать физически, под­вергать избиениям, насмешкам и надругательствам. Есть примеры, когда ребенок помещали в собачью буд­ку, заковывали в цепи или привязывали к столбу.

К переходным вариантам с тенденцией к оказанию помощи ребенку, но неадекватным способом, можно отнести следующие типы воспитания: гиперопеку, про­тиворечивое воспитание, авторитарную гиперсоциали­зацию, воспитание в «культе» болезни, модель «симби­оз» и др.

Гиперопека возникает при завышенном уровне забо­ты родителей о ребенке. Родители стремятся сделать за ребенка все, даже то, что он может сам. Ребенка окру­жают повышенным вниманием, постоянно защищают, охраняют от предполагаемых опасностей. Родители как бы помещают ребенка в тепличные условия, в связи с чем он не учится преодолевать трудности, у него не формируются навыки самообслуживания и т.д. Жалея ребенка и стремясь ему помочь, родители сами ограни­чивают возможности его развития.

Однако следует учесть, что родителем ребенка с от­клонениями в развитии, как правило, трудно опреде­лить, что может сделать сам ребенок, а в чем ему необ­ходимо помочь. Модель воспитания «гиперопека» часто встречается у родителей больных детей. Тяжелый де­фект (при детском церебральном параличе, умственной отсталости, раннем детском аутизме) провоцирует при­менение подобного неадекватного воспитательного под­хода.

Противоречивое воспитание. Ребенок с отклонения­ми в развитии может вызывать у членов семьи разногласия в применении воспитательных средств. Напри­мер, родители, хотя и любят ребенка, могут быть сто­ронниками строгого стиля воспитания и поэтому предъявляют к нему соответствующие требования. Од­новременно бабушка и дедушка, живущие в семье, мо­гут занимать более «мягкую» позицию и поэтому разре­шают ребенку делать все, что ему захочется. При таком воспитании у ребенка не формируется адекватной оцен­ки своих возможностей и качеств, он обучается «лави­ровать» между взрослыми и часто сталкивает их друг с другом. Такая модель воспитания формирует в личнос­ти ребенка дисгармоничные черты: хитрость, избало­ванность, лживость, эгоизм.

Авторитарная гиперсоциализацпя. К этой модели ча­ще тяготеют родители, которые сами имеют высокие амбиции и высокий социальный статус. Они все время завышают возможности ребенка, стремясь с помощью собственных авторитарных усилий развить у него соци­альные навыки. Родители, использующие такую модель, навязывают ребенку свои желания и цели. Они не хотят оценить реальный потенциал ребенка, определить его интересы и наклонности. Они действуют авторитарно, во всем проявляя свою власть, а иногда и грубость по отношению к ребенку. В итоге он чувствует свою не­состоятельность и постоянный нажим со стороны роди­телей. Это приводит к развитию у ребенка тревожности и неуверенности в собственных силах.

Воспитание в «культе» болезни. Многие родители формируют в семье отношение к ребенку как к «боль­ному». При таком методе воспитания у детей формиру­ется мнительность, страх перед любым недугом, напри­мер, простудой. Ребенок относится к себе как к «боль­ному», в связи с чем у него формируется представление о себе как о слабом, не способном к большим достиже­ниям человеке. Его внутренняя позиция всегда ближе к отказу от решения проблемы, чем к ее преодолению.

Модель «симбиоз» развивает у родителей полное «рас­творение» в проблемах ребенка. Чаще эта модель встре­чается у матерей, воспитывающих больных детей в не­полных семьях. Такие матери создают внутри семьи особую атмосферу абсолютного поклонения ребенку. Он практически полностью забывают о собственных проблемах, профессиональной карьере и личностном росте. Такая материнская любовь искажает возможнос­ти личностного развития ребенка. В результате такого воспитания формируется эгоистическая личность, не способная к проявлению любви к близким.

Можно увидеть связь между моделью воспитания и психологическим типом родителя (см. приложение ) . Эмоциональной насыщенностью, пониманием проблем ребенка, любовью к нему характеризуются отношения психосоматичных родителей (В,В. Ткачева, 2004, 2006). Гиперопска в наибольшей мере проявляется у автори­тарных и психосоматичных родителей. Гипоопека до­минирует у невротичных и у незначительной части ав­торитарных родителей. Эти факты являются свидетель­ством того, что психосоматичные и авторитарные родители имеют максимально выраженные возможнос­ти для обучения и воспитания своих больных детей. Эти родители настроены на установление оптимальных отношений с детьми. В то же время нсвротичные ро­дители подобную возможность демонстрируют неустой­чиво.

Читайте также:  Развитие эмоциональной сферы ребенка через игру

Отношения, которые устанавливает родитель с боль­ным ребенком, осуществляются чаше всего в виде вос­питательного процесса. Поэтому выбор формы контакта с ребенком и определяет модель его воспитания. Если родители принимают ребенка, то его дефект заставляет их приспосабливаться к особенностям ребенка и при­спосабливать его к жизни и к своим требованиям. Отсюда преобладание гиперопеки как формы ухода за неприспособленным ребенком. Многочисленными при­мерами служат модели воспитания в семьях, воспиты­вающих детей с детским церебральным параличом, ум­ственной отсталостью, ранним детским аутизмом. Фак­ты свидетельствуют, что там, где рождается желание помочь (модель «сотрудничество»), чаще формируется гиперопека, а там, где возникает страх или неприятие недуга ребенка, вырастает отчуждение, гипоопека (мо­дель «отказ от взаимодействия»), Наиболее способными к оказанию помощи детям с отклонениями в развитии являются родители, относя­щиеся к авторитарному типу. Они демонстрируют са­мые высокие качественные показатели по установле­нию оптимальных взаимоотношений с ребенком (мо­дель «сотрудничество»). Это объясняется тем, что в основе авторитарного психологического типа лежит астенический тип реагирования на стресс, качественные ха­рактеристики которого предполагают возможность пре­одоления и разрешения любых проблем, в том числе и проблем ребенка с отклонениями в развитии.

Родители, относящиеся к невротичному типу, де­монстрируют самые низкие показатели по установле­нию гармоничных взаимоотношений с ребенком. Эти родители используют воспитательскую модель «отказ от взаимодействия». Невротичный психологический тип опирается на особенности гипоастенического типа ре­агирования, что и объясняет причину низкого уровня потенциальных способностей невротичных родителей к преодолению проблем ребенка и его адекватному вос­питанию.

Психосоматический тип строится на смешанном ти­пе реагирования, что обусловливает наличие у лиц дан­ной группы как стенических, так и гипостенических ха­рактеристик. Именно поэтому среди психосоматичных родителей встречаются такие, которые могут использо­вать как адекватные, так и дисгармоничные модели вос­питания.

Источник

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Ашихмина А. А., г. Ставрополь

Нынешнее общество развивается по пути гуманизации разнообразных сфер деятельности, одной из которых является образование. Особое внимание специалистов в области педагогики, психологии и медицины привлекают проблемы обучения, воспитания и психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. По статистическим данным Центра здоровья детей РАМН, сегодня 85% детей рождаются с недостатками развития, из них не менее 30% нуждаются в комплексной реабилитации. В дошкольном возрасте количество детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи достигает 25%. Среди школьников такие дети составляют 20-30%, а свыше 60% относятся к группе риска [12].

На сегодняшний день существующая тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, которая социально обусловлена и зависит от самых разнообразных факторов, таких как состояние окружающей среды, экономический потенциал общества, наследственность и здоровье родителей, условия жизни и воспитания в семье и в образовательном учреждении. Особое значение приобретает проблема оказания комплексной помощи семьям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, т.к. семья является первичным звеном социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Еще Л.C. Выготский в своих научных исследованиях подчеркивал значимость адекватного семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, как залога их дальнейшей социальной адаптации [3].

Но, к сожалению, в нашей стране до настоящего времени нет единой концепции социальной и психолого-педагогической поддержки таких семей.

Таким образом, изучение особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, а также разработка программ психолого-педагогической коррекции неадекватных отношений является одной из важнейших задач. Однако исследования особенностей этих отношений в семьях с детьми, имеющими отклонения в психическом развитии, немногочисленны.

Необходимость психолого-педагогической коррекции детско-родительских отношений в современных семьях продиктована результатами социально-психологических исследований: для 80% матерей и 60% отцов характерна эмоционально-негативная оценка себя как родителя; только 19% родителей испытывают явное эмоциональное принятие ребенка, и в то же время 28,6% опрошенных родителей испытывают явное эмоциональное отвержение ребенка [10].

По данным Е. М. Мастюковой и А. Г. Московкиной, более половины семей отрицательно влияют на развитие ребенка, имеющего интеллектуальные нарушения, и лишь около40% семей оказывают положительное воздействие [8].

Приведённые статистические данные указывают на необходимость организации комплексной психолого-педагогической поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности, детей с интеллектуальными нарушениями.

Эмпирические исследования специфики детско-родительских отношений в семьях с детьми, имеющими проблемы интеллектуального развития, в отечественной специальной психологии и педагогике в основном носят теоретический, описательный характер. Существующие программы коррекции детско-родительских отношений в таких семьях немногочисленны (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Г.А. Мишина, Л.A. Нисевич, В.В. Ткачёва), что является подтверждением актуальности данного исследования. Изучение специфики детско-родительских отношений в семьях с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, является актуальным и значимым как в теоретическом плане, в силу не изученности в данной степени темы, так и с практической точки зрения.

Согласно современным представлениям о движущих силах, источниках и условиях развития психики и личности человека, психическое развитие ребенка опосредовано общением и взаимодействием со взрослым, в первую очередь, с родителем. Детско-родительские отношения-это система отношений между взрослым и ребенком состоящими в непосредственном родстве, которые появляются с рождением ребенка, в процессе взаимодействия родителя и ребенка, имеющие свою динамику и специфическое содержание [14].

Для правильного же воспитания и обучения, наиболее благоприятного развития ребёнка, имеющего интеллектуальные нарушения очень важна адекватная адаптация семьи к его состоянию и непосредственная работа специалиста по оптимизации детско-родительских отношений, в соответствии с принятым в отечественной психологией науке подходом. В качестве методов психологического изучения детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей с интеллектуальными нарушениями используются как основные (наблюдение и эксперимент), так и дополнительные (беседа-интервью, проективные методы, изучение документации об исследуемых, анализ продуктов их деятельности и др.) методы [9].

Читайте также:  Два периода развития ребенка первого года жизни

Оказывая помощь семье, сᴨециалист должен предоставить полную информацию об особенностях ребёнка: указывает его сᴨецифические положительные и отрицательные особенности, слабые и сильные стороны, подчёркивая последние. Нужно убедить родителей, что такой ребёнок является не столько обузой для них, сколько источником духовного роста. Следует отметить, что при работе с семьей, воспитывающей ребенка с интеллектуальными нарушениями, основными направлениями являются:

– постоянная стимуляция психического развития, соответствующая возрасту и индивидуальным особенностям ребёнка;

– создание благоприятных условий для обучения и охранительного режима;

– формирование эмоционально-положительного, предметно-практического и речевого взаимодействия ребёнка с родителями [10].

Это будет способствовать социальной адаптации ребёнка и предотвратит формирование патологического стереотипа поведения.

Нами было проведено исследование, в ходе которого были отобраны 10 семей. Основным условием выбора семей являлось наличие детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта. Данные и результаты, полученные при проведении различных методов с детьми, имеют субъективную оценку детей, т.е. отражают точку зрения детей младшего школьного возраста.

Первым из методов, использованных в исследовании семьи, была беседа.

Цель беседы: установить контакт с семьей; получить основные данные о семье (состав: полная, формально полная, неполная; количество детей, их возраст).

Общий анализ данных выглядит следующим образом:

50% из 10 семей имеет полный состав, 40% (4 семьи ) имеют формально полный состав, мать проживает не с отцом ребенка и 10% (1 семья) не полная. Мать развелась с отцом, когда ребенку было 4 года.

По количеству детей:

10% имеет 3 детей.

40% – 2 детей.

50% – 1 ребенка.

Проанализировав результаты методики «Рисунок семьи», можно сделать следующий вывод: практически все рисунки выполнены идентично, в свойственной манере для детей с интеллектуальными нарушениями, у семи детей из десяти проявляются такие особенности как снижение самооценки – рисуют себя дальше от семьи, чем других ее членов (3 ребенка). Причиной могут быть трудности самовыражения при общении с близкими людьми, отсутствие чувства общности с семьей. Автор может отдалить себя и в знак протеста, считая, что его забыли.

Шесть детей выражают большую потребность в общении – в свои рисунки они добавляют животных, друзей, родственников, не проживающих с ними, братьев, которых нет на самом деле (дядя, тетя, бабушка, дедушка). Также из результатов методики видно, что в семьях у большинства детей нарушен эмоциональный контакт с родителями – на девяти рисунках из десяти члены семьи не касаются друг друга (не держатся за руки или стоят далеко друг от друга).

Проведенный эксперимент подтвердил теоретические предположения и позволил конкретизировать внешние проявления влияния семьи на личностно-характерологическую среду ребёнка. К последствиям дисгармонии внутрисемейных отношений можно отнести следующие:

– занижение самооценки;

– неуверенность в себе;

– замкнутость;

– склонность к агрессии как средству защиты;

– склонность к асоциальному поведению

Проанализировав результаты методики «ОРО» были сделаны следующие выводы: высокий процентный балл по шкале «симбиоз» – 90 и более % – говорит о том, что устанавливается психологическая дистанция между взрослым и ребенком, родитель всегда старается быть ближе к нему, удовлетворять все его потребности, ограждать от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Такой результат был выявлен у 100% опрошенных родителей.

Высокий процентный балл по шкале «отношение к неудачам ребенка» (или «маленький неудачник») – от 85% и выше – являются признаком того, что родитель считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Такие родители считают своего ребенка не приспособленным, не способным к самостоятельности и открытыми для дурных влияний. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Общая характеристика родителей этой группы: малообщительны, но достаточно тактичны и добродушны, свойственна тревожность, ранимость депрессивность, напряженность, фрустрированность, взвинченность, возбуждение и беспокойство, а также активное неудовлетворение стремлений, склонность все усложнять, пессимистичность в восприятии действительности.

Таким образом, анализируя роль семьи, как фактор развития ребенка, мы видим, что семья является тем социальным институтом, той ячейкой общества, в которой происходит формирование вступившего в жизнь человека.

Процесс воспитания в семье носит характер обратной связи и, воспитывая своих детей, родители воспитывают тем самым и самих себя. И для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Поставленная в исследовании цель: исследовать особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих младших школьников с нарушениями интеллекта – достигнута.

Исследование по выявлению соотношения личностных черт родителей и стиля отношения к ребенку позволило экспериментально доказать наличие связи между этими факторами, сравнить личностные черты родителей с конструктивным и деструктивным стилем отношения к ребенку.

На основании полученных данных может быть предложен комплекс рекомендаций для супругов, готовящихся стать родителями, и для родителей, задумывающихся над вопросами воспитания детей, обращающихся за психологической помощью к специалистам. Кроме того, полученные данные можно учитывать при разработке групповых и индивидуальных программ, направленных на коррекцию и оптимизацию детско-родительских отношений.

  1. Шипцина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб.: Дидактика Плюс, 2002.

Психологический словарь А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Источник