Отношение ребенка к себе в 3 года

Третий год жизни
Представления и познавательные умения. Знать свое имя.
Узнавать дом, в котором живет, детский сад, свою группу. Знать свои игрушки,
вещи. Знать членов своей семьи. Узнавать себя в зеркале, на крупных фото.
Отличать свои игрушки, свои вещи от чужих вещей. Задавать вопросы о членах
семьи, о своих действиях, игрушках («Что делает мама?»; «Где папа?»; «Где мой
мишка?»).
Практические умения, поведение, общение. Называть свое
имя в разных вариантах (Оля, Олечка). Говорить о себе в первом лице: «я». Уметь
выразить отдельные состояния и потребности с помощью речи: «Я хочу спать»; «Я
буду играть». Стремиться к активным самостоятельным действиям. Проявлять
настойчивость в освоении трудного действия (складывать пирамидки, пытаться
шнуровать ботинки и пр.). Говорить о себе с положительным чувством («Я — хороший»;
«Толя — хороший»). Испытывать удовлетворение от одобрения взрослого и
стремиться повторить самостоятельно положительное действие.
Четвертый год жизни
Представления и познавательные умения. Знать свое имя,
фамилию, пол, возраст. Узнавать дом, квартиру, в которой живет, детский сад,
группу, своих воспитателей, няню. Знать членов своей семьи и ближайших
родственников (бабушку, дедушку, тетю, дядю). Хорошо знать свои вещи, узнавать
свои игрушки, книжки среди других вещей. Узнавать себя и членов семьи на фото.
Проявлять любознательность. Задавать вопросы о себе, о своем организме.
Осознавать отдельные умения и действия, которые самостоятельно освоены («Я умею
сам запускать юлу»; «Я умею сам застегивать куртку» и т.п.).
Практические умения, поведение, общение. Всегда
говорить о себе в первом лице — «я». Уметь высказывать свои желания («Я хочу»;
«Я не хочу»). Уметь словесно выразить отдельные свои состояния («Я испугался»;
«Я пошутил»; «Я устал»). Уметь выразить свое отношение («Я люблю маму»; «Мне
нравится эта сказка»; «Я люблю эту песенку»). Выражать привязанность к близким
и сверстникам. Иметь любимые игрушки, предметы, любимые игры, сказки, стихи.
Проявлять настойчивость в освоении нового действия, в получении ответа на
интересующие вопросы, задавать взрослым вопросы об окружающем («Для чего это?»;
«Почему?»; «Как?»; «Где?»). Сохранять жизнерадостное настроение, быстро
преодолевать негативные состояния, стремиться к положительной оценке
окружающих, проявлять доверие к миру («Меня все любят, я — хороший мальчик»).
Уровни освоения программы (4 года)
К концу младшего дошкольного возраста наблюдается несколько
уровней развития, отличающихся различной способностью детей устанавливать
контакты с окружающими, умением проявлять доброжелательное отношение к ним,
стремлением к самостоятельности в воспроизведении положительных Форм поведения
и общим эмоциональным состоянием ребенка.
Низкий.
Ребенок проявляет недоверие к окружающим, боязнь
общения; контакты со сверстниками непродолжительны, часто конфликтны.
Наблюдаются негативные реакции на просьбы взрослых: капризы, немотивированные
требования. Общее эмоциональное
состояние ребенка неустойчиво: спокойное состояние чередуется с
плаксивостью, негативными проявлениями по отношению к сверстникам или
взрослым.
Средний.
Ребенок приветлив с окружающими, проявляет активный
интерес к словам и действиям взрослых. По показу и побуждению взрослых
повторяет положительные действия, эмоционально откликается на ярко выраженное
состояние близких. Спокойно играет рядом с детьми, а также вступает в общение
по поводу игрушек, игровых действий. Сохраняет преобладающее
эмоционально-положительное настроение, быстро преодолевает негативные
состояния, стремится к положительной оценке окружающих и повторению одобренных
действий.
Высокий.
Ребенок
проявляет активность в общении с окружающими, охотно включается в совместную
деятельность. Самостоятельно воспроизводит некоторые формы культурного поведения,
понимает правила поведения в группе. Относится к сверстникам дружелюбно,
правильно реагирует на ярко выраженные эмоциональные состояния близких.
Способен по своей инициативе проявить сочувствие. Сохраняет устойчивое жизнерадостное,
активное настроение; любознателен, задает много вопросов, проявляет
настойчивость в освоении новых действий, знает стихи, песенки, по просьбе
старших охотно исполняет их.
Источник
Психология детей в 3 года— сложная тема, описанная многими специалистами. Однако несмотря на это, многие родители не знают, как бороться с кризисами, которые испытывает ребенок. Из нашей статьи вы узнаете, как помочь крохе пережить сложный период.
Как развивается трехлетний ребенок, почему возникает кризис
В 3 года головной мозг малыша уже хорошо развит, поэтому он может одновременно делать несколько действий, контролировать тело. Эта возможность считается наибольшим достижением ребенка в таком возрасте. Навыки, которыми он сейчас овладеет, останутся навсегда. Происходит развитие крупной, мелкой моторики. Кроху нужно задействовать в домашних делах, отдать в кружок, детский сад.
Происходит активное развитие организма, психики. У карапуза формируется речь, игровые навыки, общение с окружающими, собственное «Я». Кризис возникает из-за скачка в развитии, становления собственной личности.
Малыша больше не устраивает прежнее поведение родителей, он хочет, чтобы с его личностью считались. Близким важно мудрыми и терпеливыми, поскольку от этого зависит характер их ребенка.
Развитие собственного «Я» может длиться от нескольких месяцев до 2 лет. Главный признак скорого кризиса — узнавание своего отражения: если раньше малыш называл себя «Это Кирилл», то теперь скажет — «Это Я».
Перечень главных признаков кризиса представлен:
- негативом;
- упрямством, строптивостью;
- своеволием;
- деспотичным поведением;
- обесцениваем взрослых;
- истерическими припадками.
Значение родительского запрета
Запрет —граница для ребенка, поставленная родителями для его блага. Запретнаделен важной воспитательной функцией— он формирует в детском сознании восприятие действительности. Карапуз учится понимать, когда нужно прекратить капризничать, как себя вести с другими людьми.
Конечно, дети не в восторге от родительских запретов, могут злиться и обижаться, но взрослым нужно понимать, что эти рамки играют важную психологическую роль в правильном воспитании чада. Благодаря им, мальчики и девочки 3-летнего возраста чувствуют родительскую заботу, успокаиваются и начинают привыкать к дисциплине.
К сожалению, в наше время актуальна проблема, когда родители, «выросшие» на многочисленных запретах, очень много позволяют своему малышу. С возрастом у ребенка выработается серьезная зависимость к манипуляции и провокации, инфантильность, капризность.
Вторая, очень серьезная родительская ошибка — злоупотребление запретами. Результат такого воспитания: робкая, несмелая и нерешительная личность, которая перед принятием решения будет советоваться с родителями.
Чтобы не столкнуться с вышеперечисленными проблемами, родителям нужно обосновывать запрет. Карапузу важно понять, почему запрещено совершать определенные поступки.
На основе первопричин, запрет бывают осознанным, неосознанным.
Осознанный запрет
Предполагает родительскую защиту ребенка от неприятных явлений. К примеру, не разрешив скушать мороженое или выпить холодный сок, мама защитит малыша от ангины.
Также сюда относят запреты, помогающие развить в крохе понятие дисциплины. Если их не использовать, есть риск, что для ребенка капризы, истерики и стремление манипулировать станут привычными явлениями.
Еще одна причина осознанного запрета— привычка. Родители малыша невольно копируют воспитательные методы своих родителей и запрещают своим детям тоже, что в детстве запрещалось им.
Неосознанный запрет
Взрослые прибегают к неосознанным запретам по таким причинам:
- Под ними скрывается переживание, обида, раздражение.
- Зависть. Не разрешая что-то, родитель может невольно вспоминать детские годы и сопоставлять с жизнью своего малыша. Дефицит красивых игрушек, одежды может провоцировать зависть, которая выльется в неосознанный запрет.Этот запрет не оказывает защитную, воспитательную функцию.
- Тревога. Чрезмерная забота родителей часто может навредитькарапузу. Например, он хочет завести кота или собачку. Заботясь о домашнем питомце, он поймет, что такое ответственность, долг, дисциплина. Но родители могут посчитать, что питомец может укусить ребенка. В итоге, крохе отказывают.
Подытожив, можно сказать, что родителям нельзя:
- использовать осуждающий тон;
- запрещать любимое занятие;
- злоупотреблять запретами.
Темперамент малыша
Не секрет, что малыши по-разному относятся к запретам: кто-то спокойно, кто-то балуется, а некоторые стают просто неуправляемыми. Психологи доказали, что нет смысла применять одинаковый подход, поскольку у каждого ребенка свой темперамент. Учитывая это, найти общий язык можно даже с проблемным ребенком.
Если при воспитании малыша игнорировать его темперамент, это может стать причиной не только непослушания и многочисленных проблем, но и полной деградации личности.
Доказано — если в детские годы человек часто страдал от ругательств и побоев, он более склонен к алкоголизму, наркотикам. Таким людям сложно общаться с ровесниками.
В 3-4 года у ребенка уже начинает проявляться темперамент и формируется его поведение. Психологи напоминают о важности различения понятий «темперамент» и «характер». Первое — это тип нервной системы, данный природой, второе— это воспитание, с помощью которого можно возместить минусы темперамента.
Выделяют четыре типа темперамента.Рассмотрим каждый из типов более детально.
Сангвиник
Такого малыша нетрудно воспитывать, поскольку он всегда в хорошем настроении. Типичные признаки сангвиника:
- отсутствие перепадов настроения;
- подвижность, стремление к общению;
- хорошая нервная система, высокая самооценка;
- хороший сон, быстрое пробуждение.
Сангвиники хитрые — они никогда не будет делать то, что не нравится. Родителям нужно быть осторожными, не верить безоговорочно во все, что ребенок говорит.
Чтобы научить сангвиника порядку и дисциплине, родителям нужно объяснять ему спокойным тоном, не кричать. Также не рекомендуется перехваливать сангвиника, поскольку это может спровоцировать «звездную болезнь».
Меланхолик
Он остро нуждается во внимании. Малыши с таким темпераментом отличаются восприимчивостью, легко расстраиваются, обижаются. Крик взрослого для них равноценен физическому наказанию. Меланхолики наделены:
- чувствительностью;
- быстрой утомляемостью;
- сложной адаптацией к новым условиям.
Родителям меланхолика нельзя наказывать его за медлительность, стыдить при окружающих.
Флегматик
Такой ребенок отличается:
- безэмоциональностью;
- медлительностью;
- способностью спать больше 9 часов.
На основе такой характеристики родителям не рекомендуется словесно разъяснять требования ребенку, пассивно проводить с ним время. Чтобы в будущем малыш не вырос инертным, его нужно задействовать в активных играх и показывать на своем примере, как нужно вести себя.
Холерик
Ребенок с таким темпераментом — вечный двигатель. Ему нужно постоянно быть в движении, но он редко что завершает.
На фоне других холерик выделяется:
- эмоциональностью;
- подвижностью и шумностью;
- тревожным сном.
Если не заниматься холериком, из него вырастет чрезмерно эмоциональная, агрессивная и асоциальная личность. Чтобы он начал слушаться, с ним нельзя быть агрессивным и чрезмерно опекать. Если холерик начинает плакать или кричать, родителям нужно разговаривать спокойным тоном. Главная задача взрослых— быть уравновешенными в конфликтах с ребенком.
В каждом карапузе смешивается 2 темперамента. От воспитания зависит, какой тип будет доминирующим.
Трудности воспитания
Родителей часто шокируют перемены с их крохой. У него начинает меняться вкус, ранее любимые игры раздражают. Малыш может спорить с взрослыми и делать назло. Часто бывает, что ребенок хочет что-то сделать, но не делает. Чаще проявляются истерики на показ.
Наверняка каждый из нас видел, как ребенок начинает сильно плакать и топать ногами в публичном месте, требуя удовлетворить его желание. Такую ситуацию усугубляют осуждающие слова окружающих. В итоге, маме/папе приходиться выполнить каприз малыша. Если не предпринимать ни каких мер, малыш будет манипулировать взрослыми при любой возможности.
Но со строгостью тоже нужно быть крайне осторожным. Родителям нельзя «блокировать» любое естественное проявление малыша своими криками. Если постоянно кричать на ребенка, он перестанет хотеть что-то делать и решит, что лучше всего быть спокойным и сидеть на месте. Если он не будет чувствовать родительской любви, то приучится к выученной беспомощности.
Изучая психологические особенности характера детей 3-4 лет, психологи пришли к выводу, что сочетание строгой мамы и доброго папы негативно сказывается на ребенке. Малыш начинает принимать сторону, которая ему удобна в определенный момент.
Некоторые родители считают вполне нормальным втягивать малыша в супружескую ссору, заставлять принять сторону одного из родителей. Чтобы не потерять близких, карапуз может выбрать 2 модели поведения:
- Старается быть хорошим и послушным, испытывая постоянную тревогу.
- Специально балуется, чтобы близкие сплотились вокруг него.
Развод родителей крайне негативно сказывается на психологии детей 4–5 лет. Если он видит, что между родителями нет любви, и они живут вместе ради него, ребенок начинает страдать от неосознанного, глубочайшего чувства вины. Родителям важно понимать, что дети такого возраста понимают больше, чем думают взрослые.
Как правильно выйти из кризиса
Родителям важно понимать, что происходящие изменения в поведении ребенка — естественный процесс, на который ничто не может повлиять. Во время кризиса у малыша:
- развивается речь, воля и самостоятельность, творческие способности;
- наблюдается подражание старшим;
- развивается социализация;
- формируется базовое понятие ощущения безопасности.
В три годика малышу открываются границы между собой и окружающим миром, он учится различать разрешенное и запрещенное. В это время родителям важно объяснить ребенку, что он должен уважать других, уметь сочувствовать.
Если трехлетнего ребенка отдают в садик, его социализация происходит намного быстрее. Если наблюдаются проблемы в общении с другими детьми, родители должны объяснить ребенку, почему нужно делиться с другими, а когда можно отказать.
Если малыш хочет самостоятельно что-то сделать, не запрещайте. Таким образом, он учится оценивать свои возможности и привыкать к самостоятельности.
Также в это время важно прививать навыки гигиены: аккуратно кушать, мыть ручки, чистить зубки, одеваться.
Использование положительного примера для воспитания
Пережив кризис, важно понимать, что ребенок — отдельная индивидуальная личность, которая стремиться познать мир, стать самостоятельной. Мамам и папам важно находить компромиссы в воспитании малыша, пытаться сохранить его доверие, не рвать эмоциональный контакт.
Английская поговорка гласит, что воспитание ребенка начинается с воспитания родителей, поэтому близкие своим поведением должны подавать крохе положительный пример.
Психолог поможет
Если родители не преуспевают в воспитании ребенка, им лучше посетить детского или семейного психолога. Под руководством специалиста семья сможет найти источники проблем, искоренить их. Возможно, эффект появиться не сразу, но работа над собой и желание добиться успеха поможет исправить даже сложную ситуацию.
Источник
По мнению многих ученых, изучавших психические процессы раннего детства, возраст трех лет – переломный момент в жизни малыша. От рождения до трех лет ребенок меняется столь существенно, что его развитие можно назвать наиболее стремительным из всех последующих этапов взросления. Именно в три года у ребенка в основных чертах складывается характер, целостное отношение к миру, способность к целенаправленной и осмысленной деятельности, высокий уровень социального поведения – сугубо человеческие способы взаимодействия с миром людей и физических объектов. Кроме того, у малыша складывается совершенно уникальное отношение к себе как к части окружающего его мира, т.е. формируются первые достаточно зрелые структуры образа себя.
От того, как складывается развитие ребенка в этот период, зависит его будущее. Этот возраст может стать эпохой расцвета многочисленных способностей и возможностей малыша, а может обернуться эпохой упущенных возможностей, трудновосполнимых впоследствии. Не всегда отчетливо обнаруживаясь в ближайшее к переходному возрасту время, недочеты и пробелы в воспитании трехлеток резко заявляют о себе в начале школьной жизни. Многие корни неготовности детей к школьному обучению лежат в том, как совершается переход от раннего к дошкольному детству.
Для изучения данной проблемы, рассмотрим периодизацию детского развития, разработанную основателем отечественной психологии Л.С. Выготским (таблица №1):
таблица №1
Кризис новорожденности | Младенческий возраст (2 мес.- 1год) |
Кризис одного года | Раннее детство (1 – 3 года) |
Кризис 3 лет | Дошкольный возраст (3 – 7 лет) |
Кризис 7 лет | Школьный возраст (8 – 12 лет) |
Кризис 13 лет | Пубертатный возраст (14 – 18 лет) |
Кризис 17 лет |
Идеи Л.С. Выготского (1, С,112) о возрасте были развиты в отечественной психологии Д.Б. Элькониным. Данный автор каждый психологический возраст исследует на основе: 1. социальной ситуации развитии – той конкретной формы отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми в данный период; 2. ведущего типа деятельности, реализующего социальные отношение; 3. психологических новообразований, возникающих в этот период.
Далее, представляем периоды детского развития по Д.Б. Эльконину. Каждому из них соответствует свой ведущий тип деятельности:
таблица №2
Младенческий возраст (0-1год) | Непосредственно – эмоциональное общение |
Раннее детство (1-3года) | Предметно-манипулятивная деятельность |
Дошкольное детство (3-7лет) | Сюжетно-ролевая игра |
Младший школьный возраст (7-10лет) | Учебная деятельность |
Подростковый возраст (10-17лет) | Общение |
Ранняя юность (15-17лет) | Учебно-профессиональная деятельность |
Л.С. Выготский, вслед за Э.Келер, описывает 7 характеристик кризиса трех лет. Первая из них – негативизм. Ребенок дает негативную реакцию на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Главный мотив – сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказали, он находится вне ситуации.
Вторая характеристика кризиса трех лет – урямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем – то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он требует, чтобы с его мнением считались.
В переходный период может появится строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания, против навязывания образа жизни.
Своеволие, своенравие. Оно связано тенденцией к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам.
Протест – бунт. В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм. Ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя свои требования. Если семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота.
Кризис проявляется и в обесценивании требований взрослого. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. Трехлетний ребенок может начать ругается (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности в вещам) и т.п.
Также, на особенности проявления кризиса 3х лет, влияет его первичная основа – семья. Поведение ребенка во многом зависит от воспитания в семье. Положительное или отрицательное к нему отношение со стороны взрослых формирует его самооценку (3.С.127)
Для изучения отношения ребенка к себе в период кризиса трех лет, нами планируется проведение диагностической методики под редакцией О.Б. Дарвиш «Изучение отношения к себе» (2, С.68). Исследование проводится индивидуально с детьми 2- 3 лет. Рассматривают картинки с изображением животных, растений, предметов, выслушивают ответы ребенка на вопросы взрослого по их содержанию. Отношение взрослого к ребенку и его ответам должно пойти в двух указанных ниже ситуациях через три фазы:
I фаза – общее доброжелательное и заинтересованное отношение к ребенку период рассматриванием картинки.
II фаза – во время беседы по картинкам экспериментатор правильный ответ оценивает: «Хорошо, ты это знаешь», неправильный ответ: «Плохо, ты не знаешь этого».
III фаза – общее доброжелательное и заинтересованное отношение к ребенку после рассматривания картинок.
Вывод: все эти явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых. Причины кризиса трех лет кроются в столкновении (внутри ребенка) потребности действовать самому и потребности соответствовать требованиям взрослого, противоречие между «хочу» и «могу».
Источник