Отклонения в развитии ребенка в доречевой период
Критерии оценки
доречевого развития детей
раннего возраста
Речь – это специфическая человеческая функция, заключающаяся в общении посредством языка.
Формирование речи в период от рождения до 1 года является очень важным в развитии ребенка, оно соотносится с этапом доречевого развития. Усвоение предпосылок экспрессивной речи ребенком происходит постепенно, проходя в своем развитии несколько стадий:
1. Крик – преобладает в период новорожденности (от рождения до 2 месяцев), характеризуется недостаточной интонационной выразительностью.
2. Гуление (от 2 до 5 месяцев) – произнесение коротких вокализаций или негромких протяжных звуков.
3. Лепетная речь (от 5 до 12 месяцев) – слогоподобные вокализации, с помощью которых ребенок выражает свои желания, выказывает недовольство или просто «играет» с собственным голосом.
В раннем возрасте дети крайне восприимчивы к различным способам и видам деятельности, в том числе и коррекционной. Поэтому своевременная диагностика отклонений в доречевом развитии и возможная последующая коррекция крайне актуальны. Чем раньше будут выявлены нарушения в речевом развитии детей, тем больше времени будет у педагогов и родителей для их коррекции, и тем эффективнее будет работа по преодолению речевых нарушений и возникновению вторичных отклонений, в связи с сензитивностью данного периода.
Целью логопедического обследования детей в возрасте до 1 года является раннее распознавание и коррегирование нарушений речевого развития, и начинается оно с первых месяцев жизни.
Результат обследования речи детей отражается в написании логопедического заключения и определении уровня развития речи испытуемых.
Критерии оценки доречевого развития детей
Традиционно выделяют четыре уровня развития речи у детей первого года жизни: нормальное развитие и легкую, умеренную и тяжелую задержку развития голосовых реакций.
В основу ниже приведенной оценки доречевого развития детей был положен комплексный анализ развития не только предпосылок экспрессивной речи, но и пассивного словаря детей на каждом месяце первого года жизни.
Следует учитывать, что оценку доречевого развития недоношенных детей надо проводить с учетом срока гестации.
Критерии оценки доречевого развития детей.
1месяц
Доречевое развитие в пределах нормы: крик громкий, чистый с коротким вдохом и удлиненным выдохом. Голосовые реакции мало интонированные, но в них можно выделить гласноподобные звуки.
Легкая задержка доречевого развития: крик тихий, слабый, но с коротким вдохом и удлиненным выдохом.
Умеренная задержка доречевого развития: крик болезненный, пронзительный или отдельные вскрикивания на вдохе, или тихий, слабый крик с коротким выдохом.
Тяжелая задержка доречевого развития: отсутствие крика, его замена гримасой на лице или выраженные необычные звуки.
2 месяца
Доречевое развитие в пределах нормы: крик громкий, интонированный. Появляется начальное гуление (гуканье) – произношение отдельных гортанных звуков и других рефлекторных вокализаций, таких как ворчанье, крехтенье.
Легкая задержка доречевого развития: крик мало вариабельный или отдельные редкие звуки гуления.
Умеренная задержка доречевого развития: сочетание симптомов, перечисленных в легкой задержке.
Тяжелая задержка доречевого развития: отсутствие начального гуления.
3 месяца
Доречевое развитие в пределах нормы: крик громкий, с отчетливыми интонациями. Появляется певучее гуление, как правило, в состоянии спокойного бодрствования. Оно носит спонтанный характер и проявляется в произношении негромких протяжных гласных звуков или сочетаний гласных с согласными (по типу «агу»).
Легкая задержка доречевого развития: крик характеризуется недостаточной интонационной выразительностью или наличие начального гуления вместо певучего.
Умеренная задержка доречевого развития: сочетание симптомов, перечисленных в легкой задержке.
Тяжелая задержка доречевого развития: гуление отсутствует.
4 месяца
Доречевое развитие в пределах нормы: в гулении присутствуют заднеязычные и горловые согласные, появляется смех.
Легкая задержка доречевого развития: крик интонационно выразительный, но отсутствует смех или слабо выражено певучее гуление.
Умеренная задержка доречевого развития : присутствует начальное гуление вместо певучего.
Тяжелая задержка доречевого развития: отсутствие гуления или наличие отдельных гласных звуков.
5 месяцев
Доречевое развитие в пределах нормы: на фоне певучего гуления появляются короткие лепетные звуки, напоминающие простой слог, состоящий из согласного (как правило, губно – губного) и гласного. Появляется хныканье.
Легкая задержка доречевого развития: певучее гуление, короткие лепетные звуки не представлены.
Умеренная задержка доречевого развития: короткие лепетные звуки отсутствуют, певучее гуление выражено слабо, смех и хныканье не сформированы.
Тяжелая задержка доречевого развития: начальное гуление или отдельные короткие гласные звуки.
6 месяцев
Доречевое развитие в пределах нормы: появляется недифференцированный лепет, характеризующийся наличием коротких слоговых цепочек, состоящих из 2 – 3 слогов. Звуковой состав лепета обычно включает произношение губно-губных согласных и гласных. Лепет носит самопроизвольный характер. Малыш вслушивается в произносимые им звуки и пытается их воспроизвести. Появляется реакция на имя.
Легкая задержка доречевого развития: гуление певучее с присутствием коротких лепетных звуков, недифференцированного лепета нет. Ребенок откликается на имя.
Умеренная задержка доречевого развития: недифференцированный лепет и короткие лепетные звуки не представлены, гуление певучее. Реакция на имя отсутствует.
Тяжелая задержка доречевого развития: отдельные короткие гласные звуки или начальное гуление. Реакция на имя отсутствует.
7 месяцев
Доречевое развитие в пределах нормы: лепет не дифференцирован, но состоит из длинных слоговых цепочек. Звуковой состав лепета многообразен. В нем присутствует произношение как губных, так и язычно – зубных согласных. Лепет носит мелодическую окрашенность, характерную для окружения ребенка.
Легкая задержка доречевого развития: малоактивный лепет.
Умеренная задержка доречевого развития: преобладает певучее гуление и короткие лепетные звуки.
Тяжелая задержка доречевого развития: лепет и короткие лепетные звуки отсутствуют.
8 месяцев
Доречевое развитие в пределах нормы: активный интонационно – выразительный лепет, появляется отраженный (эхолаличный) лепет. Ребенок может повторять слоговые цепочки за взрослым, имитировать кашель или щелканье языком. Формируется первичное понимание речи. Малыш знает условные имена близких, названия отдельных предметов, домашних животных.
Легкая задержка доречевого развития: первичное понимание речи сформировано, но лепет малоактивный, обедненный по звуковому составу или без четкой интонационной выразительности.
Умеренная задержка доречевого развития: первичное понимание речи не сформировано, лепет малоактивный, обедненный по звуковому составу, недостаточно интонированный.
Тяжелая задержка доречевого развития: первичное понимание речи не сформировано, лепет отсутствует.
9месяцев
Доречевое развитие в пределах нормы: появляется дифференцированный лепет. Он начинает напоминать песню. Появляется способность к соединению слогов. Цепочки состоят из сегментов с меняющимися шумовыми началами и стереотипным вокальным концом (ма-ма-ба-ба). Появляется мелодико – интонационная имитация знакомой фразы. Развивается понимание речи. Кроме условных имен близких и названий отдельных предметов ребенок начинает понимать названия некоторых игрушек.
Легкая задержка доречевого развития: лепет недифференцированный или дифференцированный, но обедненнный по звуковому составу. Понимание речи достаточное.
Умеренная задержка доречевого развития: лепет недифференцированный, обедненный по звуковому составу. Понимание речи отсутствует.
Тяжелая задержка доречевого развития: понимание речи не сформировано, лепет недифференцированный, малоактивный или совсем отсутствует.
10 месяцев
Доречевое развитие в пределах нормы: лепет дифференцированный, появляется лепет с меняющимся вокальным концом и стереотипным шумовым началом. Дети хорошо подражают интонации взрослого, копируют отдельные слоги, восклицания, междометия, легко выражают свое настроение, изменяя тон, громкость, длительность звучания голоса. Также они начинают ориентироваться в частях лица, выполняют простые одноступенчатые речевые инструкции.
Легкая задержка доречевого развития: лепет малоактивный, обедненный по звуковому составу. Понимание речи не нарушено.
Умеренная задержка доречевого развития: лепет рудиментарный, обедненный по звуковому составу, понимание речи обеднено.
Тяжелая задержка доречевого развития: лепет отсутствует, понимание речи не сформировано.
11 месяцев
Доречевое развитие в пределах возрастной нормы: лепет дифференцированный с разнообразными звуковыми сочетаниями. Появляются звукоподражания (ав – ав, мяу и др.).
Расширяется объем импрессивного словаря детей. Они начинают ориентироваться в частях тела, увеличивается количество предметов, понимаемых детьми.
Легкая задержка доречевого развития: лепет рудиментарный, малоактивный, с недостаточной интонационной выразительностью. Звукоподражания отсутствуют. Понимание речи достаточное.
Умеренная задержка доречевого развития: лепет малоактивный, недостаточно выразительный, звукоподражания отсутствуют. Понимание речи обеднено.
Тяжелая задержка доречевого развития: лепет не представлен, понимание речи обеднено, либо отсутствует.
12 месяцев
Этап доречевого развития заканчивается к одному году. К концу периода в случае
нормального речевого развития на фоне разнообразного дифференцированного лепета и звукоподражаний должны быть сформированы первые лепетные слова (от 2 до 10). Выражена интонация просьбы. В импрессивном словаре детей присутствуют названия многих предметов и действий. Дети показывают отдельных животных на картинках, выполняют двухступенчатые речевые инструкции.
Легкая задержка речевого развития: лепет дифференцированный с разнообразными звуковыми сочетаниями и хорошей интонационной выразительностью. Зукоподражания и слова отсутствуют. Понимание речи достаточное.
Умеренная задержка речевого развития: звукоподражания и слова не представлены. Лепет малоактивный или обедненный по звуковому составу. Понимание речи снижено.
Тяжелая задержка речевого развития: лепет представлен короткими слоговыми цепочками или короткими лепетными звуками, либо отсутствует. Понимание речи на уровне первичного или не сформировано.
Процесс овладения речью является очень значимым в раннем возрасте. Он совершенствует все виды детской деятельности и облегчает социализацию. Становление речи малыша – теоретически и практически значимая проблема логопедии. Очень важно проводить диагностику речи ребенка раннего возраста, так как сензитивность данного периода позволяет скорректировать многие недостатки речевой деятельности.
Источник
Тревожные сигналы возможных нарушений психомоторного развития на ранних этапах онтогенеза
Родители могут дать своему малышу любовь, заботу, ощущение, что он важен и нужен, защищен от всех невзгод. Они – не специалисты, но их внимание к особенностям и поведению поможет вовремя обратить внимание на признаки возможного неблагополучия и помочь ребенку их преодолеть. Для правильного и своевременного развития тех или иных психомоторных умений родителям в первую очередь надо знать закономерности роста и развития ребенка, физиологические проявление в определенном возрастном периоде, особенности функционирования различных систем организма, что позволит проявить определенную настороженность при появлении проблем.
Эти знания сформируют представления о границах нормы и патологии, что позволит проявить определенную настороженность при появлении проблем, связанных с задержкой формирования крупной или мелкой моторики, речи или психических процессов. «Правильно ли развивается ребенок?» – этот вопрос тревожит едва ли не всех родителей. Это естественное беспокойство, и справиться с ним можно только обладая информацией о том, что «должен делать» малыш в различные возрастные периоды. Часто говорят, что каждый ребенок развивается по-своему и у каждого своя «норма». Такой подход не совсем оправдан, ведь он снижает внимание родителей к развитию малыша и как следствие – к риску формирования «пропущенной» задержки в его психическом и моторном развитии. В развитии ребенка нет одного-единственного, раз и навсегда установленного «сценария», существует определенный временной диапазон, в течение которого должны появиться определенные навыки. Один ребенок начинает раньше держать головку, переворачиваться на живот, садиться, другой все это осваивает гораздо позже. Но если появление нужных навыков не выходит за границы установленного временного диапазона, то развитие ребенка протекает «в пределах нормы». Например, навык слежения за горизонтально движущимся предметом формируется у ребенка от 2 недель до 2 месяцев. Поводом для беспокойства должна стать ситуация, когда малыш к концу 2 месяца жизни не следит глазами за погремушкой, которую перемещают из стороны в сторону горизонтально. Какие же проявления должны насторожить родителей и побудить их обратиться за помощью специалистов
1. Факторы эмоционального неблагополучия: от рождения до 6 месяцев:
безразличное отношение к кормлению, к звуку знакомого голоса;
подергивание лица, рук;
постоянное нарушение сна
От 6 месяцев до года:
неумение имитировать звуки и жесты;
общая апатия;
постоянное отсутствие признаков неудовольствия при контакте с посторонними.
Физическое развитие: ребенок демонстрирует задержку моторного развития с рождения до года на 2-3 эпикризных срока (промежуток времени, через который обязательно проводится оценка состояния здоровья ребенка), а с года до 3 – на 1-2 эпикризных срока
3. Слух, зрение, мелкая моторика в период до полугода
К концу 2 месяца
* не прислушивается и не пытается найти звучащий предмет
* не следит глазами за перемещающимися в пространстве предметами, К концу 3 месяца не ищет глазами, откуда доносится звон колокольчика
не берет предметы в руки
до года: не дейтвует разнообразно предметами,: стучит, рахмахив, скидывает
Не обращает внимание на говорящего взрослого
4. Восприятие и развитие речи
До полугода: отсутствие гуления, гуканья, вокализаций
Отсутствие речи сигнала с целью удовлетворения физиологических потребностей никогда не кричит перед кормлением, не демонстрирует недовольство
не улыбается, когда с ним заговаривают
до 1 года: остутствие слогового лепета
не произносит отдельные звуки или слоги (га-га, ба-ба) не пытается, находясь на руках у матери, отыскать глазами те предметы, которые она называет
не пытается привлечь к себе внимание какими-либо определенными звуками
Эмоциональное развитие и социальные навыки
До полугода:
не прекращает крик, когда мама прикладывает его к груди или прижимает к себе
не улыбается, когда к нему приближается и разговаривает взрослый
до года:
не пугается и не стесняется чужих людей
Нервно-психическое и двигательное развитие ребенка от рождения до года тесно связаны и непосредственно влияют друг на друга. Задержка двигательного развития может привести к задержке психического развития, поскольку ограничивает возможность восприятия окружающего мира. И если у малыша наблюдаются какие-то задержки в развитии или нарушения, то есть отклонения от нормы, обязательно необходима консультация специалиста (детский врач, психолог, дефектолог, логопед).
Раннее детство (с года до трех лет) – период интенсивного физического и психического развития ребенка. Подражая взрослым и по их побуждению ребенок осваивает навыки самообслуживания: к трем годам он сам ест ложкой и вилкой, сам пользуется туалетом или горшком, сам может раздеться и частично одеться. В двигательном развитии ребенка особое значение приобретает развитие мелких точных движений пальцев кистей и рук и ручной умелости. Ребенок постепенно осваивает сложные движения пальцами: от захвата всеми пальцами в кулачок к концу первого года жизни он переходит к «пинцетному» захвату. Развитие мелкой моторики движений важно не только для освоения разнообразных действий – оно оказывает стимулирующее действие на развитие речи. С развитием движений и улучшением их координации тесно связано развитие предметных действий – важнейшего показателя психического развития ребенка раннего возраста. К полутора годам показателем достаточного уровня развития является умение использовать (или имитировать) предметы (ложка, чашка, карандаш, расческа) по назначению. Ребенок должен знать, на что надеваются носки, шапочка, хотя сам еще не в состоянии сделать этого, уметь копать совочком в песочнице, везти за веревочку машинку, строить башню из 3-4 кубиков, различать большие и маленькие предметы.
И здесь очень важно обратить внимание на два момента:
1. Для успешного освоения действия ребенку этого возраста необходимо сотрудничество со взрослым: неоднократный показ того, как это действие совершается, оценка правильности действия, эмоциональная поддержка. Сам по себе, без участия взрослого, освоить специфические действия с предметами ребенок не может.
2. У детей разное по темпам развитие и разные интересы, что-то удается им легче и доставляет больше удовольствия, что-то затрудняет и не вызывает интереса. Если ребенок несколько отстает от возрастных показателей, некритично, главное, чтобы относительно своих предыдущих достижений ребенок продвигался вперед.
Одни дети говорят много и активно, другие – меньше, но если к трем годам ребенок не заговорил, это вызывает серьезное беспокойство и является обязательным поводом для консультации у логопеда, при необходимости – у психоневролога, дефектолога. Но не только речь является важным показателем развития в этом возрасте. Ребенок пассивный, не проявляющий интереса к игре, к сверстникам, не освоивший игровые действия с игрушками, не подражающий маме в ее повседневных хлопотах, тоже вызывает тревогу. Не способный сосредоточиться на каком-либо действии, не выполняющий цепочки последовательных действий в сюжетной игре, хаотично переключающийся с одного предмета и действия на другое – вызывает тревогу не меньшую. Встречается и такая ситуация – ребенок произносит редкие слова, вызывая восторг и умиление близких, но теряется при необходимости самому надеть ботинки, не умеет сам есть и садиться на горшок, не способен сделать куличик из песка или забраться на лестницу, не проявляет интереса к сверстникам. Такой ребенок, вопреки родительским восторгам, также нуждается в коррекционной помощи, иначе его дальнейшее развитие может оказаться негармоничным. Итак, в каких же случаях желательна комплексная консультация специалистов для определения особенностей развития ребенка?
Это те случаи, когда какое-либо очевидное неблагополучие может влиять на развитие в целом, сопровождаться другими нарушениями, до поры до времени неочевидными для людей, не компетентных в специальной психологии и педагогике. Далеко не всегда они являются проявлениями отставания в психическом развитии или указывают на психическое заболевание, однако могут привести к стойким учебным трудностям и поэтому должны быть поводом для комплексной диагностики особенностей развития. Это те случаи, когда:
ребенок появился на свет в результате неблагополучных беременности и родов (тяжелые заболевания или стрессовые ситуации у мамы во время беременности, родовые травмы, удушье в родах);
имел много проблем в первый год жизни (серьезные заболевания, крики, беспокойство, плохой сон и т.д.);
в настоящее время имеет нарушения в состоянии здоровья, которые влияют на его общее состояние; поздно начал сидеть, стоять, говорить и его речевое и двигательное развитие беспокоит и сейчас;
у него выявлено снижение слуха или выраженное нарушение зрения;
он наблюдался и получал лечение в связи с нарушенным состоянием нервной системы;
не может следовать инструкции (не может сосредоточиться на своей деятельности, не понимает, с чего начать, как продолжить, быстро отвлекается);
импульсивен (сначала делает, потом думает);
склонен к чрезмерной, не всегда целенаправленной двигательной активности;
неловок, у него плохо развиты движения руки, не любит рисовать, лепить, не справляется с мелкими деталями конструктора;
медленно двигается, говорит, ест, пассивен;
неуютно чувствует себя в обществе сверстников, склонен замыкаться или, наоборот, агрессивен;
быстро устает, пресыщается даже той деятельностью, которая привлекает его; плаксив, часто пребывает в сниженном настроении, не проявляет интереса к окружающему;
у ребенка появились новые, не свойственные ему до этого особенности поведения или внезапно усилились какие-то особенности характера, его поведение стало странным, непонятным. Эти проявления, а тем более их сочетание, могут оказаться тревожным сигналом неблагополучия. И чем раньше ребенок получит помощь, тем эффективнее будет проведенная специалистами работа с ребенком.
Поэтому, как только ребенок оказывается в стенах нашего центра, первостепенной задачей специалиста становится сбор данных, для этого мы используем карту, состоящую из нескольких разделов: анамнестическая часть, в последнее время которой отводится большое значение, т к этиология некоторых заболеваний напрямую связана с этими данными:
АНАМНЕСТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ КАРТЫ
После этого проводится диагностика нервно-психического развития ребенка. В своей работе для выявление нарушений в раннем периоде онтогенеза мы используем тесты МСНАТ, диагностический материал программы Каролина, а также диагностическую часть программы Маленькие ступеньки.
Таким образом, внимательность со стороны родителей и своевременное обращение к соответствующим специалистам поможет в дальнейшем выстроить коррекционно-развивающую работу и по возможности предотвратить либо сгладить вторичные нарушения развития.
Источник