Отклонения в развитии ребенка курсовая

Бюджетное учреждение среднего профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Нижневартовский социально-гуманитарный колледж БУ «НСГК»

РЕФЕРАТ

По предмету:

Специальные методики воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии

Тема:

Виды и причины отклонений в развитии у детей

Студентка: гр. 311/3

ЗДО 3курс

Корсунова Е.

Проверила: Винюкова И.В.

Стрежевой 2012 г

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

. Виды и причины отклонений

. Эмоциональное влияние на психику человека

. «Девиантное» поведение

Заключение

Литература

ВВЕДЕНИЕ

Известно, что у человека как биологического существа есть риск рождения детей с отклонениями от общепринятой биосоциальной нормы. Развитие человеческой цивилизации повлекло за собой возрастание различных (соматических, сенсомоторных, эмоционально-волевых и психических) нарушений, особенно заметных в детском возрасте.

В основе тех или иных проблем в развитии особого ребенка лежат нарушения нервной системы или определенного анализатора, в результате которых возникают нетипичное (атипичное) строение и деятельность органов или всего организма. Нарушения могут возникнуть на любом этапе развития (внутриутробного, послеродового, в результате действия наследственных факторов).

1. ВИДЫ И ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ

В зависимости от причин возникновения нарушений их подразделяют на врожденные и приобретенные.

Причины возникновения врожденных нарушений разнообразны.

К первой группе относятся патогенные (вызывающие нарушения) факторы, действующие на развивающийся плод во внутриутробном развитии, такие как:

vфизические и психические травмы матери;

vинфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, корь, герпес, цитомегаловирус, токсоплазмоз и др.);

vразличные болезни беременной женщины (болезни сердца, легких, эндокринных желез);

vтоксикозы беременности;

vрезус-несовместимости крови матери и плода, вследствие чего возможны различные эмбриональные мозговые поражения (в этом случае часто страдают подкорковые образования, височные области коры и слуховые нервы);

vинтоксикации – отравление организма ядовитыми веществами, лекарственными, наркотическими препаратами, алкоголем (не только систематическое, но и умеренное, эпизодическое употребление алкоголя в период беременности или даже одноразовое его употребление перед зачатием может пагубно отразиться на судьбе будущего ребенка);

vдистрофия, голодание, неправильное питание матери могут вызвать у плода дефицит питательных веществ: белков, жиров, углеводов.

Существует прямая связь между временем воздействия патогенных агентов на развивающийся плод и негативными последствиями. Чем раньше во внутриутробном развитии повреждается эмбрион, тем более тяжелыми оказываются последствия.

Ко второй группе врожденных нарушений относятся наследственные генетические поражения организма.

Элементарными единицами наследственности являются гены, расположенные в хромосомах – нитевидных самовоспроизводящихся структурах клеточного ядра. В составной части хромосомы закодированы основные признаки организма. По наследству передаются только хромосомы с локализованными в них генами.

Возможно наследование некоторых форм интеллектуальных нарушений (например, синдром Дауна) или психозов, обусловленных нарушениями в строении или числе хромосом. Наследуются также определенные нарушения зрительного и слухового анализаторов.

Приобретенные нарушения включают разнообразные нарушения в развитии, вызванные природовыми и послеродовыми поражениями организма ребенка.

К нарушениям во время родов, как правило, относятся:

vРодовые травмы, связанные с неблагоприятным течением родов (длительных, затяжных или быстрых, стремительных).

Распространенным осложнением этого может явиться кровоизлияние в вещество мозга: при затяжных родах сдавливание, деформация головы ребенка может быть причиной разрыва сосудов, а в результате стремительных родов кровоизлияние может произойти из-за быстрой смены внутриматочного давления атмосферным.

При длительных родах, вызванных неправильным положением плода, возможно также травматическое повреждение плечевого нервного сплетения, в результате которого наступает периферический паралич руки.

vАсфиксия – остановка дыхания, природное голодание у ребенка во время родов – приводит также к расстройствам кровообращения с тяжелыми последствиями.

Послеродовые приобретенные нарушения в развитии в основном являются последствиями перенесенных заболеваний в раннем детском возрасте. Сюда относятся:

инфекционные и вирусные заболевания (менингит, энцефалит, полиомиелит и др.);

различные травмы (черепно-мозговые, слухового или зрительного анализаторов);

интоксикации (отравление организма ядовитыми веществами, лекарственными, наркотическими препаратами, алкоголем);

различные заболевания органов зрения, слуха, носоглотки, которые могут вызвать тяжелые осложнения и поражения соответствующих анализаторов с последующим нарушением в развитии детей.

Итак, нарушение в развитии может возникнуть под влиянием действия различных вредных воздействий внутреннего и внешнего характера на организм эмбриона, плода, новорожденного или ребенка в раннем возрасте. Часто имеет место сочетание этих вредоносных факторов.

детский сенсомоторный психический девиантный

2. Эмоциональное влияние на психику человека

Эмоции человека – важнейшая часть его психики. Сопровождая практически любые проявления активности, эмоции служат одним из главных регуляторов психической деятельности и поведения. Они развиваются в процессе эволюции от простейшего реагирования простейших существ на раздражители к так называемым высшим эмоциям человека, таким, как сопереживание, чувство долга и ответственности, альтруизм. Эмоции служат наиболее тонкому приспособлению человека к окружающему миру, к жизни в обществе, к контактам с другими людьми, в конечном итоге они служат приспособлению и выживанию не только одного индивида, но и сохранению человеческого рода в целом.

В.П. Кащенко писал: «Родившемуся физически здоровому человеческому существу от природы дано всё – вся полнота сторон, с совокупностью которых связано представление об идеальной личности. Но эта заданность лишь в возможности, а реальностью её делает полноценное развитие в благоприятных условиях».

Действие неблагоприятных факторов, как внешних, так и внутренних, приводят к колебаниям в эмоциональной сфере. Если действие этих факторов продолжается длительное время, то это может привести к стойким изменениям эмоционального фона.

Изменение эмоционального фона – тонкий индикатор общего состояния психики. Специалистам известно, что оно может оказаться первым «звонком» душевной болезни. В реализации эмоций задействованы и подкорковые структуры мозга, и вегетативные и двигательные механизмы, и, естественно, кора головного мозга. Причём чем младше ребёнок, тем менее дифференцированы у него эти структуры, тем больше «разливается» проявление переживания, тем сильнее задействованы те сферы, которые обычно не связаны с эмоциональными переживаниями: двигательная активность, сон, аппетит, работа кишечника, регуляция температуры и т.п. Всё это приводит к тому, что у детей гораздо чаще, чем у взрослых, встречаются нетипичные проявления эмоциональных расстройств, которые затрудняют их правильное распознавание и лечение. Изменение эмоционального фона может быть почти незаметным за разными фасадами: нарушением вегетативных функций, имитирующим те или иные заболевания, за расстройствами поведения, за снижением школьных успехов. Однако выявление эмоционального расстройства необходимо для правильного лечения.

Ощущение печали, тоски, ослабление интересов, снижение общего тонуса, уход от контактов, иногда чувство собственной изменённости, заторможенности – типичные проявления «взрослой» депрессии. У детей, не достигших переходного возраста, трудно выделить подобные признаки – не только из-за их нечёткости, но и из-за того, что ребёнок, как правило, не может дать подробный отчёт о своих эмоциональных переживаниях.

Эмоциональные колебания у детей, как у совсем маленьких, так и у более старших, чаще бывают вызваны неблагоприятной ситуацией, но в редких случаях могут происходить самопроизвольно (по крайней мере, не наблюдаются причины изменившегося состояния). Видимо, в склонности к таким расстройствам большое значение имеет генетическая предрасположенность к колебаниям эмоционального фона.

Если депрессивное состояние развивается у маленького ребёнка, родители, прежде всего, обращают внимание на снижение аппетита, остановку в весе, снижение иммунитета (подверженность заболеваниям) и, как правило, почти не замечают беспричинного изменения общего состояния ребёнка: капризности, отказа от общения, временной приостановки в развитии; немотивированной агрессии. После трёх лет «настроение» начинает звучать более отчётливо. Но ещё длительное время, вплоть до переходного возраста, когда эмоции «вырвутся» вперёд, станут осознаваемыми, насыщенными, как бы реальными для самого ребёнка, у ребёнка отсутствуют типичные депрессивные жалобы на печаль и тоску. В дошкольном возрасте на первый план обычно выступают изменения в состоянии здоровья: расстройства сна, аппетита, потливость, ознобоподобная дрожь, покраснение или побледнение кожи, энурез или энкопрез. Его общее состояние может быть или вялым, заторможенным, или беспокойным, гиперактивным, тревожным, плаксивым. Другим проявлением изменений эмоционального состояния могут быть: повышенная возбудимость аффектов, импульсивность поступков, исступлённый гнев и немотивированная агрессия, болезненные страхи и некоторые другие. Но эти проявления чаще проявляются у детей старшего дошкольного возраста.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка в караганде

Эти состояния имеют тенденцию к углублению и усложнению; повторению. Такие проявления регистрируются в основном у сравнительно узкого контингента – так называемых групп риска: дети с низким уровнем познавательной активности вследствие ранних органических поражений центральной нервной системы, дети с наследственной отягощённостью психическими заболеваниями, дети с микросоциальной и педагогической запущенностью, дети из семей с неправильным типом воспитания, дети развивающиеся в условиях эмоциональной депривации и т.д. Дети из этих групп имеют повышенный риск возникновения нарушений эмоционального развития.

Органическое поражение коры головного мозга во внутриутробный, родовой периоды, а также первые три года жизни, длительное неблагоприятное воздействие психотравмирующих факторов на незрелый мозг ребёнка могут привести к необратимой перестройке его эмоционально-волевой сферы и личности в целом. Биологические предпосылки в виде темперамента, определяющего силу, уравновешенность, подвижность психических процессов составляют ту генетическую основу высшей нервной деятельности, на базе которой личность формируется именно под влиянием социальных условий. В детском возрасте основным социальным фактором, формирующим личность ребёнка, является его воспитание и обучение. Неблагоприятная микросоциальная среда, неправильный тип воспитания в семье и многие другие социальные и психологические предпосылки служат отягощающим фактором в эмоциональном развитии дошкольников.

Таким образом, ввиду незрелости личности ребёнка в целом и нарушений эмоционально-волевой сферы, его повышенной внушаемости неблагоприятные условия внешней среды, действующие достаточно длительное время могут привести к нарушениям поведения, а впоследствии к стойкому изменению личности.

. «Девиантное» поведение

Нарушения поведения – отклонения от принятых в данном обществе социальных и нравственных норм. В настоящее время наряду с понятием «нарушение поведения» используется понятие «отклоняющееся поведение» или девиантное.

Группа детей с нарушением поведения многообразна. Причём есть различие в причинах, динамике изменений и различия в психолого-педагогических характеристиках детей.

Все нарушения поведения делятся на 2 группы.

. Патологические (патохарактерологические реакции).

. Непатологические (характерологические реакции).

Характерологические реакции – преходящее ситуационно обусловленное изменение поведение ребёнка, которое проявляется преимущественно в определённой среде (микросреде), имеет чёткую психологическую направленность, не ведёт к нарушению социальной адаптации в целом и не сопровождается расстройствами соматических функций.

Патохарактерологические реакции – психогенные личностные реакции, которые проявляются преимущественно в разнообразных отклонениях поведения ребёнка и ведут к нарушению социально-психологической адаптации и, как правило, сопровождаются невротическими соматовегетативными расстройствами Патохарактерологическая реакция чаще развивается из характерологической. Реже реакция с самого начала бывает патологической, но имеет место у детей с психопатическими чертами характера или церебральной резидуально-органической недостаточностью, а также при дисгармонически протекающем переходном периоде (например, возрастной кризис 7 лет). Признаками перехода характерологической реакции в патологическую является выход изменённого поведения ребёнка за рамки той микросреды и той ситуации, в которых реакция первоначально возникла, утрата частью проявлений психологически понятного, непосредственно реактивного характера, а также постепенное присоединение неврологического компонента: колебаний настроения, раздражительности, аффективной возбудимости, истощаемости сомато-вегетативньгх расстройств.

В этиологии патохарактерологических реакций важна роль разнообразных отрицательных ситуационных факторов, премущественно длительно действующих – конфликтные внутрисемейные отношения, неправильный воспитательный подход, эмоциональная депривация, непедагогичные действия педагогов. Способствующими факторами являются акцентуированные и патологические черты характера, резидуально-органическая недостаточность. Из внешних факторов имеют значение неблагоприятный микросоциальный психологический климат, а также так называемая «педагогическая запущенность». Существует 2 критерия отнесения поведения к патологическому

. Устойчивость проявлений нарушения поведения, т.е. постоянно.

. Полиморфизм проявлений, т.е. нарушения носят множественный характер.

Проблемы, связанные с девиантным поведением, в последние годы обостряются. Это связано в первую очередь с социально-экономическими причинами, к которым относят ухудшающуюся экологическую обстановку, снижением уровня жизни основной массы населения, ухудшению криминогенной обстановки т.д. Состояние окружающей среды, качество продуктов питания ведут к снижению числа здоровых матерей. Они, в свою очередь, часто оказываются неспособными произвести на свет здоровое потомство.

Заключение

По данным ООН в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушенным психическим и физическим развитием. Это составляет 1/10 часть жителей нашей планеты. По данным ВОЗ число таких жителей в мире достигает 13%.

% детей рождается с недостатками интеллекта и 10% детей – с другими психическими и физическими недостатками.

Нарушения поведения проявляются не только у детей с недостатками психического и физического развития. К 7 годам жизни, судя по наблюдениям психологов и педагогов, нарушения поведения имеют стойкую тенденцию к закреплению. Эта картина наблюдается во всех категориях детского населения. Количество детей с нарушениями поведения растёт из года в год. И в связи с этим сравнительно недавно, в конце 80-х годов, эти дети были объединены в самостоятельную категорию среди других категорий аномального развития – «Дети с нарушениями поведения».

Безусловно, являясь «трудными», эти дети мешают, дезорганизуют учебно-воспитательный процесс в дошкольных и школьных образовательных учреждениях. И сами становятся «группой риска», так как без специально организованной помощи нарушения поведения имеют тенденции становиться патохарактерологическими. И эти стойкие патологические личностные изменения приводят этих детей в антисоциальную среду и влекут за собой очень часто криминальные последствия. Эта проблема – одна из актуальнейших в современном обществе. До сих пор, несмотря на некоторые, немногочисленные подходы к ней, эта проблема не решена.

Литература:

1.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2003. -720 с

2.Ермолаева М.В., психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. – М.: Издательство “Институт практической психологии”; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 1998. – 176 с. (Серия “Библиотека школьного психолога”).

.Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова; Под ред. Б.П. Пузанова. – 3-е изд., доп. – Издательский центр “Академия”, 2001. – 160 с.

.Петрова В.Г., Белякова И.В., Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. – 104 с.

.Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина; под ред. И.В. Дубровиной. 2-е изд., стереотип. – Издательский центр “Академия”, 2001. – 160 с.

Читайте также:  Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка курсовая

Теги:
Виды и причины отклонений в развитии у детей 
Реферат 
Педагогика

Источник

Ôàêòîðû è ïðè÷èíû íàðóøåíèé â ðàçâèòèè äåòåé. Ñâÿçü ìåæäó âðåìåíåì äåéñòâèÿ ïàòîãåííûõ àãåíòîâ íà ðàçâèâàþùèéñÿ ïëîä è íåãàòèâíûìè ïîñëåäñòâèÿìè äëÿ íåãî. Ïðè÷èíû, ïðîÿâëåíèÿ ýìîöèîíàëüíûõ êîëåáàíèé ó äåòåé. Êðèòåðèè îïðåäåëåíèÿ ïàòîëîãè÷åñêîãî ïîâåäåíèÿ.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ìèíèñòåðñòâî îáðàçîâàíèÿ Òâåðñêîé îáëàñòè

ÃÁÏÎÓ ÑÏÎ «Áåæåöêèé êîëëåäæ èì. À.Ì. Ïåðåñëåãèíà»

Êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà

ïî äèñöèïëèíå: «Êîððåêöèîííàÿ ïåäàãîãèêà»

íà òåìó: «Âèäû îòêëîíåíèé â ðàçâèòèè è ïîâåäåíèè äåòåé»

Âûïîëíèëà ñòóäåíòêà 4 êóðñà

50 ãðóïïû çàî÷íîãî îòäåëåíèÿ

Ñïåöèàëüíîñòè 44.02.02

«Ïðåïîäàâàíèå â íà÷àëüíûõ êëàññàõ»

Êàçàêîâà Ìàðèÿ Àëåêñååâíà

Áåæåöê 2017

Ñîäåðæàíèå

  • Ââåäåíèå
  • 1. Âèäû è ïðè÷èíû îòêëîíåíèé
  • 2. Ýìîöèîíàëüíîå âëèÿíèå íà ïñèõèêó
  • 3. «Äåâèàíòíîå» ïîâåäåíèå
  • Çàêëþ÷åíèå
  • Ñïèñîê èñïîëüçóåìîé ëèòåðàòóðû

Èçâåñòíî, ÷òî ó ÷åëîâåêà êàê áèîëîãè÷åñêîãî ñóùåñòâà åñòü ðèñê ðîæäåíèÿ äåòåé ñ îòêëîíåíèÿìè îò îáùåïðèíÿòîé áèîñîöèàëüíîé íîðìû. Ðàçâèòèå ÷åëîâå÷åñêîé öèâèëèçàöèè ïîâëåêëî çà ñîáîé âîçðàñòàíèå ðàçëè÷íûõ (ñîìàòè÷åñêèõ, ñåíñîìîòîðíûõ, ýìîöèîíàëüíî-âîëåâûõ è ïñèõè÷åñêèõ) íàðóøåíèé, îñîáåííî çàìåòíûõ â äåòñêîì âîçðàñòå.

 îñíîâå òåõ èëè èíûõ ïðîáëåì â ðàçâèòèè îñîáîãî ðåáåíêà ëåæàò íàðóøåíèÿ íåðâíîé ñèñòåìû èëè îïðåäåëåííîãî àíàëèçàòîðà, â ðåçóëüòàòå êîòîðûõ âîçíèêàþò íåòèïè÷íîå (àòèïè÷íîå) ñòðîåíèå è äåÿòåëüíîñòü îðãàíîâ èëè âñåãî îðãàíèçìà. Íàðóøåíèÿ ìîãóò âîçíèêíóòü íà ëþáîì ýòàïå ðàçâèòèÿ (âíóòðèóòðîáíîãî, ïîñëåðîäîâîãî, â ðåçóëüòàòå äåéñòâèÿ íàñëåäñòâåííûõ ôàêòîðîâ).

 çàâèñèìîñòè îò ïðè÷èí âîçíèêíîâåíèÿ íàðóøåíèé èõ ïîäðàçäåëÿþò íà âðîæäåííûå è ïðèîáðåòåííûå.

Ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ âðîæäåííûõ íàðóøåíèé ðàçíîîáðàçíû.

Ê ïåðâîé ãðóïïå îòíîñÿòñÿ ïàòîãåííûå (âûçûâàþùèå íàðóøåíèÿ) ôàêòîðû, äåéñòâóþùèå íà ðàçâèâàþùèéñÿ ïëîä âî âíóòðèóòðîáíîì ðàçâèòèè, òàêèå êàê:

– ôèçè÷åñêèå è ïñèõè÷åñêèå òðàâìû ìàòåðè;

– èíôåêöèîííûå è âèðóñíûå çàáîëåâàíèÿ ìàòåðè âî âðåìÿ áåðåìåííîñòè (êðàñíóõà, ãðèïï, êîðü, ãåðïåñ, öèòîìåãàëîâèðóñ, òîêñîïëàçìîç è äð.);

– ðàçëè÷íûå áîëåçíè áåðåìåííîé æåíùèíû (áîëåçíè ñåðäöà, ëåãêèõ, ýíäîêðèííûõ æåëåç);

– òîêñèêîçû áåðåìåííîñòè;

– ðåçóñ-íåñîâìåñòèìîñòè êðîâè ìàòåðè è ïëîäà, âñëåäñòâèå ÷åãî âîçìîæíû ðàçëè÷íûå ýìáðèîíàëüíûå ìîçãîâûå ïîðàæåíèÿ (â ýòîì ñëó÷àå ÷àñòî ñòðàäàþò ïîäêîðêîâûå îáðàçîâàíèÿ, âèñî÷íûå îáëàñòè êîðû è ñëóõîâûå íåðâû);

– èíòîêñèêàöèè – îòðàâëåíèå îðãàíèçìà ÿäîâèòûìè âåùåñòâàìè, ëåêàðñòâåííûìè, íàðêîòè÷åñêèìè ïðåïàðàòàìè, àëêîãîëåì (íå òîëüêî ñèñòåìàòè÷åñêîå, íî è óìåðåííîå, ýïèçîäè÷åñêîå óïîòðåáëåíèå àëêîãîëÿ â ïåðèîä áåðåìåííîñòè èëè äàæå îäíîðàçîâîå åãî óïîòðåáëåíèå ïåðåä çà÷àòèåì ìîæåò ïàãóáíî îòðàçèòüñÿ íà ñóäüáå áóäóùåãî ðåáåíêà);

– äèñòðîôèÿ, ãîëîäàíèå, íåïðàâèëüíîå ïèòàíèå ìàòåðè ìîãóò âûçâàòü ó ïëîäà äåôèöèò ïèòàòåëüíûõ âåùåñòâ: áåëêîâ, æèðîâ, óãëåâîäîâ.

Ñóùåñòâóåò ïðÿìàÿ ñâÿçü ìåæäó âðåìåíåì âîçäåéñòâèÿ ïàòîãåííûõ àãåíòîâ íà ðàçâèâàþùèéñÿ ïëîä è íåãàòèâíûìè ïîñëåäñòâèÿìè. ×åì ðàíüøå âî âíóòðèóòðîáíîì ðàçâèòèè ïîâðåæäàåòñÿ ýìáðèîí, òåì áîëåå òÿæåëûìè îêàçûâàþòñÿ ïîñëåäñòâèÿ.

Êî âòîðîé ãðóïïå âðîæäåííûõ íàðóøåíèé îòíîñÿòñÿ íàñëåäñòâåííûå ãåíåòè÷åñêèå ïîðàæåíèÿ îðãàíèçìà.

Ýëåìåíòàðíûìè åäèíèöàìè íàñëåäñòâåííîñòè ÿâëÿþòñÿ ãåíû, ðàñïîëîæåííûå â õðîìîñîìàõ – íèòåâèäíûõ ñàìîâîñïðîèçâîäÿùèõñÿ ñòðóêòóðàõ êëåòî÷íîãî ÿäðà.  ñîñòàâíîé ÷àñòè õðîìîñîìû çàêîäèðîâàíû îñíîâíûå ïðèçíàêè îðãàíèçìà. Ïî íàñëåäñòâó ïåðåäàþòñÿ òîëüêî õðîìîñîìû ñ ëîêàëèçîâàííûìè â íèõ ãåíàìè.

Âîçìîæíî íàñëåäîâàíèå íåêîòîðûõ ôîðì èíòåëëåêòóàëüíûõ íàðóøåíèé (íàïðèìåð, ñèíäðîì Äàóíà) èëè ïñèõîçîâ, îáóñëîâëåííûõ íàðóøåíèÿìè â ñòðîåíèè èëè ÷èñëå õðîìîñîì. Íàñëåäóþòñÿ òàêæå îïðåäåëåííûå íàðóøåíèÿ çðèòåëüíîãî è ñëóõîâîãî àíàëèçàòîðîâ.

Ïðèîáðåòåííûå íàðóøåíèÿ âêëþ÷àþò ðàçíîîáðàçíûå íàðóøåíèÿ â ðàçâèòèè, âûçâàííûå ïðèðîäîâûìè è ïîñëåðîäîâûìè ïîðàæåíèÿìè îðãàíèçìà ðåáåíêà.

Ê íàðóøåíèÿì âî âðåìÿ ðîäîâ, êàê ïðàâèëî, îòíîñÿòñÿ:

– Ðîäîâûå òðàâìû, ñâÿçàííûå ñ íåáëàãîïðèÿòíûì òå÷åíèåì ðîäîâ (äëèòåëüíûõ, çàòÿæíûõ èëè áûñòðûõ, ñòðåìèòåëüíûõ).

Ðàñïðîñòðàíåííûì îñëîæíåíèåì ýòîãî ìîæåò ÿâèòüñÿ êðîâîèçëèÿíèå â âåùåñòâî ìîçãà: ïðè çàòÿæíûõ ðîäàõ ñäàâëèâàíèå, äåôîðìàöèÿ ãîëîâû ðåáåíêà ìîæåò áûòü ïðè÷èíîé ðàçðûâà ñîñóäîâ, à â ðåçóëüòàòå ñòðåìèòåëüíûõ ðîäîâ êðîâîèçëèÿíèå ìîæåò ïðîèçîéòè èç-çà áûñòðîé ñìåíû âíóòðèìàòî÷íîãî äàâëåíèÿ àòìîñôåðíûì. Ïðè äëèòåëüíûõ ðîäàõ, âûçâàííûõ íåïðàâèëüíûì ïîëîæåíèåì ïëîäà, âîçìîæíî òàêæå òðàâìàòè÷åñêîå ïîâðåæäåíèå ïëå÷åâîãî íåðâíîãî ñïëåòåíèÿ, â ðåçóëüòàòå êîòîðîãî íàñòóïàåò ïåðèôåðè÷åñêèé ïàðàëè÷ ðóêè.

– Àñôèêñèÿ – îñòàíîâêà äûõàíèÿ, ïðèðîäíîå ãîëîäàíèå ó ðåáåíêà âî âðåìÿ ðîäîâ – ïðèâîäèò òàêæå ê ðàññòðîéñòâàì êðîâîîáðàùåíèÿ ñ òÿæåëûìè ïîñëåäñòâèÿìè.

Ïîñëåðîäîâûå ïðèîáðåòåííûå íàðóøåíèÿ â ðàçâèòèè â îñíîâíîì ÿâëÿþòñÿ ïîñëåäñòâèÿìè ïåðåíåñåííûõ çàáîëåâàíèé â ðàííåì äåòñêîì âîçðàñòå. Ñþäà îòíîñÿòñÿ:

– èíôåêöèîííûå è âèðóñíûå çàáîëåâàíèÿ (ìåíèíãèò, ýíöåôàëèò, ïîëèîìèåëèò è äð.);

– ðàçëè÷íûå òðàâìû (÷åðåïíî-ìîçãîâûå, ñëóõîâîãî èëè çðèòåëüíîãî àíàëèçàòîðîâ);

– èíòîêñèêàöèè (îòðàâëåíèå îðãàíèçìà ÿäîâèòûìè âåùåñòâàìè, ëåêàðñòâåííûìè, íàðêîòè÷åñêèìè ïðåïàðàòàìè, àëêîãîëåì);

– ðàçëè÷íûå çàáîëåâàíèÿ îðãàíîâ çðåíèÿ, ñëóõà, íîñîãëîòêè, êîòîðûå ìîãóò âûçâàòü òÿæåëûå îñëîæíåíèÿ è ïîðàæåíèÿ ñîîòâåòñòâóþùèõ àíàëèçàòîðîâ ñ ïîñëåäóþùèì íàðóøåíèåì â ðàçâèòèè äåòåé.

Èòàê, íàðóøåíèå â ðàçâèòèè ìîæåò âîçíèêíóòü ïîä âëèÿíèåì äåéñòâèÿ ðàçëè÷íûõ âðåäíûõ âîçäåéñòâèé âíóòðåííåãî è âíåøíåãî õàðàêòåðà íà îðãàíèçì ýìáðèîíà, ïëîäà, íîâîðîæäåííîãî èëè ðåáåíêà â ðàííåì âîçðàñòå.

Ýìîöèè ÷åëîâåêà – âàæíåéøàÿ ÷àñòü åãî ïñèõèêè. Ñîïðîâîæäàÿ ïðàêòè÷åñêè ëþáûå ïðîÿâëåíèÿ àêòèâíîñòè, ýìîöèè ñëóæàò îäíèì èç ãëàâíûõ ðåãóëÿòîðîâ ïñèõè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè è ïîâåäåíèÿ. Îíè ðàçâèâàþòñÿ â ïðîöåññå ýâîëþöèè îò ïðîñòåéøåãî ðåàãèðîâàíèÿ ïðîñòåéøèõ ñóùåñòâ íà ðàçäðàæèòåëè ê òàê íàçûâàåìûì âûñøèì ýìîöèÿì ÷åëîâåêà, òàêèì, êàê ñîïåðåæèâàíèå, ÷óâñòâî äîëãà è îòâåòñòâåííîñòè, àëüòðóèçì. Ýìîöèè ñëóæàò íàèáîëåå òîíêîìó ïðèñïîñîáëåíèþ ÷åëîâåêà ê îêðóæàþùåìó ìèðó, ê æèçíè â îáùåñòâå, ê êîíòàêòàì ñ äðóãèìè ëþäüìè, â êîíå÷íîì èòîãå îíè ñëóæàò ïðèñïîñîáëåíèþ è âûæèâàíèþ íå òîëüêî îäíîãî èíäèâèäà, íî è ñîõðàíåíèþ ÷åëîâå÷åñêîãî ðîäà â öåëîì.

Â.Ï. Êàùåíêî ïèñàë: «Ðîäèâøåìóñÿ ôèçè÷åñêè çäîðîâîìó ÷åëîâå÷åñêîìó ñóùåñòâó îò ïðèðîäû äàíî âñ¸ – âñÿ ïîëíîòà ñòîðîí, ñ ñîâîêóïíîñòüþ êîòîðûõ ñâÿçàíî ïðåäñòàâëåíèå îá èäåàëüíîé ëè÷íîñòè. Íî ýòà çàäàííîñòü ëèøü â âîçìîæíîñòè, à ðåàëüíîñòüþ å¸ äåëàåò ïîëíîöåííîå ðàçâèòèå â áëàãîïðèÿòíûõ óñëîâèÿõ».

Äåéñòâèå íåáëàãîïðèÿòíûõ ôàêòîðîâ, êàê âíåøíèõ, òàê è âíóòðåííèõ, ïðèâîäÿò ê êîëåáàíèÿì â ýìîöèîíàëüíîé ñôåðå. Åñëè äåéñòâèå ýòèõ ôàêòîðîâ ïðîäîëæàåòñÿ äëèòåëüíîå âðåìÿ, òî ýòî ìîæåò ïðèâåñòè ê ñòîéêèì èçìåíåíèÿì ýìîöèîíàëüíîãî ôîíà.

Èçìåíåíèå ýìîöèîíàëüíîãî ôîíà – òîíêèé èíäèêàòîð îáùåãî ñîñòîÿíèÿ ïñèõèêè. Ñïåöèàëèñòàì èçâåñòíî, ÷òî îíî ìîæåò îêàçàòüñÿ ïåðâûì «çâîíêîì» äóøåâíîé áîëåçíè.

 ðåàëèçàöèè ýìîöèé çàäåéñòâîâàíû è ïîäêîðêîâûå ñòðóêòóðû ìîçãà, è âåãåòàòèâíûå è äâèãàòåëüíûå ìåõàíèçìû, è, åñòåñòâåííî, êîðà ãîëîâíîãî ìîçãà. Ïðè÷¸ì, ÷åì ìëàäøå ðåá¸íîê, òåì ìåíåå äèôôåðåíöèðîâàíû ó íåãî ýòè ñòðóêòóðû, òåì áîëüøå «ðàçëèâàåòñÿ» ïðîÿâëåíèå ïåðåæèâàíèÿ, òåì ñèëüíåå çàäåéñòâîâàíû òå ñôåðû, êîòîðûå îáû÷íî íå ñâÿçàíû ñ ýìîöèîíàëüíûìè ïåðåæèâàíèÿìè: äâèãàòåëüíàÿ àêòèâíîñòü, ñîí, àïïåòèò, ðàáîòà êèøå÷íèêà, ðåãóëÿöèÿ òåìïåðàòóðû è ò.ï. Âñ¸ ýòî ïðèâîäèò ê òîìó, ÷òî ó äåòåé ãîðàçäî ÷àùå, ÷åì ó âçðîñëûõ, âñòðå÷àþòñÿ íåòèïè÷íûå ïðîÿâëåíèÿ ýìîöèîíàëüíûõ ðàññòðîéñòâ, êîòîðûå çàòðóäíÿþò èõ ïðàâèëüíîå ðàñïîçíàâàíèå è ëå÷åíèå. Èçìåíåíèå ýìîöèîíàëüíîãî ôîíà ìîæåò áûòü ïî÷òè íåçàìåòíûì çà ðàçíûìè ôàñàäàìè: íàðóøåíèåì âåãåòàòèâíûõ ôóíêöèé, èìèòèðóþùèì òå èëè èíûå çàáîëåâàíèÿ, çà ðàññòðîéñòâàìè ïîâåäåíèÿ, çà ñíèæåíèåì øêîëüíûõ óñïåõîâ. Îäíàêî âûÿâëåíèå ýìîöèîíàëüíîãî ðàññòðîéñòâà íåîáõîäèìî äëÿ ïðàâèëüíîãî ëå÷åíèÿ.

Îùóùåíèå ïå÷àëè, òîñêè, îñëàáëåíèå èíòåðåñîâ, ñíèæåíèå îáùåãî òîíóñà, óõîä îò êîíòàêòîâ, èíîãäà ÷óâñòâî ñîáñòâåííîé èçìåí¸ííîñòè, çàòîðìîæåííîñòè – òèïè÷íûå ïðîÿâëåíèÿ «âçðîñëîé» äåïðåññèè. Ó äåòåé, íå äîñòèãøèõ ïåðåõîäíîãî âîçðàñòà, òðóäíî âûäåëèòü ïîäîáíûå ïðèçíàêè – íå òîëüêî èç-çà èõ íå÷¸òêîñòè, íî è èç-çà òîãî, ÷òî ðåá¸íîê, êàê ïðàâèëî, íå ìîæåò äàòü ïîäðîáíûé îò÷¸ò î ñâîèõ ýìîöèîíàëüíûõ ïåðåæèâàíèÿõ.

Ýìîöèîíàëüíûå êîëåáàíèÿ ó äåòåé, êàê ó ñîâñåì ìàëåíüêèõ, òàê è ó áîëåå ñòàðøèõ, ÷àùå áûâàþò âûçâàíû íåáëàãîïðèÿòíîé ñèòóàöèåé, íî â ðåäêèõ ñëó÷àÿõ ìîãóò ïðîèñõîäèòü ñàìîïðîèçâîëüíî (ïî êðàéíåé ìåðå, íå íàáëþäàþòñÿ ïðè÷èíû èçìåíèâøåãîñÿ ñîñòîÿíèÿ). Âèäèìî, â ñêëîííîñòè ê òàêèì ðàññòðîéñòâàì áîëüøîå çíà÷åíèå èìååò ãåíåòè÷åñêàÿ ïðåäðàñïîëîæåííîñòü ê êîëåáàíèÿì ýìîöèîíàëüíîãî ôîíà.

Читайте также:  Форма выписки из истории развития ребенка образец

Åñëè äåïðåññèâíîå ñîñòîÿíèå ðàçâèâàåòñÿ ó ìàëåíüêîãî ðåá¸íêà, ðîäèòåëè, ïðåæäå âñåãî, îáðàùàþò âíèìàíèå íà ñíèæåíèå àïïåòèòà, îñòàíîâêó â âåñå, ñíèæåíèå èììóíèòåòà (ïîäâåðæåííîñòü çàáîëåâàíèÿì) è, êàê ïðàâèëî, ïî÷òè íå çàìå÷àþò áåñïðè÷èííîãî èçìåíåíèÿ îáùåãî ñîñòîÿíèÿ ðåá¸íêà: êàïðèçíîñòè, îòêàçà îò îáùåíèÿ, âðåìåííîé ïðèîñòàíîâêè â ðàçâèòèè; íåìîòèâèðîâàííîé àãðåññèè. Ïîñëå òð¸õ ëåò «íàñòðîåíèå» íà÷èíàåò çâó÷àòü áîëåå îò÷¸òëèâî. Íî åù¸ äëèòåëüíîå âðåìÿ, âïëîòü äî ïåðåõîäíîãî âîçðàñòà, êîãäà ýìîöèè «âûðâóòñÿ» âïåð¸ä, ñòàíóò îñîçíàâàåìûìè, íàñûùåííûìè, êàê áû ðåàëüíûìè äëÿ ñàìîãî ðåá¸íêà, ó ðåá¸íêà îòñóòñòâóþò òèïè÷íûå äåïðåññèâíûå æàëîáû íà ïå÷àëü è òîñêó.  äîøêîëüíîì âîçðàñòå íà ïåðâûé ïëàí îáû÷íî âûñòóïàþò èçìåíåíèÿ â ñîñòîÿíèè çäîðîâüÿ: ðàññòðîéñòâà ñíà, àïïåòèòà, ïîòëèâîñòü, îçíîáîïîäîáíàÿ äðîæü, ïîêðàñíåíèå èëè ïîáëåäíåíèå êîæè, ýíóðåç èëè ýíêîïðåç. Åãî îáùåå ñîñòîÿíèå ìîæåò áûòü èëè âÿëûì, çàòîðìîæåííûì, èëè áåñïîêîéíûì, ãèïåðàêòèâíûì, òðåâîæíûì, ïëàêñèâûì. Äðóãèì ïðîÿâëåíèåì èçìåíåíèé ýìîöèîíàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ ìîãóò áûòü: ïîâûøåííàÿ âîçáóäèìîñòü àôôåêòîâ, èìïóëüñèâíîñòü ïîñòóïêîâ, èññòóïë¸ííûé ãíåâ è íåìîòèâèðîâàííàÿ àãðåññèÿ, áîëåçíåííûå ñòðàõè è íåêîòîðûå äðóãèå. Íî ýòè ïðîÿâëåíèÿ ÷àùå ïðîÿâëÿþòñÿ ó äåòåé ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà.

Ýòè ñîñòîÿíèÿ èìåþò òåíäåíöèþ ê óãëóáëåíèþ è óñëîæíåíèþ; ïîâòîðåíèþ. Òàêèå ïðîÿâëåíèÿ ðåãèñòðèðóþòñÿ â îñíîâíîì ó ñðàâíèòåëüíî óçêîãî êîíòèíãåíòà – òàê íàçûâàåìûõ ãðóïï ðèñêà: äåòè ñ íèçêèì óðîâíåì ïîçíàâàòåëüíîé àêòèâíîñòè âñëåäñòâèå ðàííèõ îðãàíè÷åñêèõ ïîðàæåíèé öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû, äåòè ñ íàñëåäñòâåííîé îòÿãîù¸ííîñòüþ ïñèõè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè, äåòè ñ ìèêðîñîöèàëüíîé è ïåäàãîãè÷åñêîé çàïóùåííîñòüþ, äåòè èç ñåìåé ñ íåïðàâèëüíûì òèïîì âîñïèòàíèÿ, äåòè, ðàçâèâàþùèåñÿ â óñëîâèÿõ ýìîöèîíàëüíîé äåïðèâàöèè è ò.ä. Äåòè èç ýòèõ ãðóïï èìåþò ïîâûøåííûé ðèñê âîçíèêíîâåíèÿ íàðóøåíèé ýìîöèîíàëüíîãî ðàçâèòèÿ.

Îðãàíè÷åñêîå ïîðàæåíèå êîðû ãîëîâíîãî ìîçãà âî âíóòðèóòðîáíûé, ðîäîâîé ïåðèîäû, à òàêæå ïåðâûå òðè ãîäà æèçíè, äëèòåëüíîå íåáëàãîïðèÿòíîå âîçäåéñòâèå ïñèõîòðàâìèðóþùèõ ôàêòîðîâ íà íåçðåëûé ìîçã ðåá¸íêà ìîãóò ïðèâåñòè ê íåîáðàòèìîé ïåðåñòðîéêå åãî ýìîöèîíàëüíî-âîëåâîé ñôåðû è ëè÷íîñòè â öåëîì. Áèîëîãè÷åñêèå ïðåäïîñûëêè â âèäå òåìïåðàìåíòà, îïðåäåëÿþùåãî ñèëó, óðàâíîâåøåííîñòü, ïîäâèæíîñòü ïñèõè÷åñêèõ ïðîöåññîâ ñîñòàâëÿþò òó ãåíåòè÷åñêóþ îñíîâó âûñøåé íåðâíîé äåÿòåëüíîñòè, íà áàçå êîòîðîé ëè÷íîñòü ôîðìèðóåòñÿ èìåííî ïîä âëèÿíèåì ñîöèàëüíûõ óñëîâèé.

 äåòñêîì âîçðàñòå îñíîâíûì ñîöèàëüíûì ôàêòîðîì, ôîðìèðóþùèì ëè÷íîñòü ðåá¸íêà, ÿâëÿåòñÿ åãî âîñïèòàíèå è îáó÷åíèå. Íåáëàãîïðèÿòíàÿ ìèêðîñîöèàëüíàÿ ñðåäà, íåïðàâèëüíûé òèï âîñïèòàíèÿ â ñåìüå è ìíîãèå äðóãèå ñîöèàëüíûå è ïñèõîëîãè÷åñêèå ïðåäïîñûëêè ñëóæàò îòÿãîùàþùèì ôàêòîðîì â ýìîöèîíàëüíîì ðàçâèòèè äîøêîëüíèêîâ.

Òàêèì îáðàçîì, ââèäó íåçðåëîñòè ëè÷íîñòè ðåá¸íêà â öåëîì è íàðóøåíèé ýìîöèîíàëüíî-âîëåâîé ñôåðû, åãî ïîâûøåííîé âíóøàåìîñòè íåáëàãîïðèÿòíûå óñëîâèÿ âíåøíåé ñðåäû, äåéñòâóþùèå äîñòàòî÷íî äëèòåëüíîå âðåìÿ ìîãóò ïðèâåñòè ê íàðóøåíèÿì ïîâåäåíèÿ, à âïîñëåäñòâèè ê ñòîéêîìó èçìåíåíèþ ëè÷íîñòè.

ýìîöèîíàëüíûé êîëåáàíèå ïàòîëîãè÷åñêèé ïîâåäåíèå

Íàðóøåíèÿ ïîâåäåíèÿ – îòêëîíåíèÿ îò ïðèíÿòûõ â äàííîì îáùåñòâå ñîöèàëüíûõ è íðàâñòâåííûõ íîðì. Â íàñòîÿùåå âðåìÿ íàðÿäó ñ ïîíÿòèåì «íàðóøåíèå ïîâåäåíèÿ» èñïîëüçóåòñÿ ïîíÿòèå «îòêëîíÿþùååñÿ ïîâåäåíèå» èëè äåâèàíòíîå.

Ãðóïïà äåòåé ñ íàðóøåíèåì ïîâåäåíèÿ ìíîãîîáðàçíà. Ïðè÷¸ì åñòü ðàçëè÷èå â ïðè÷èíàõ, äèíàìèêå èçìåíåíèé è ðàçëè÷èÿ â ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêèõ õàðàêòåðèñòèêàõ äåòåé.

Âñå íàðóøåíèÿ ïîâåäåíèÿ äåëÿòñÿ íà 2 ãðóïïû.

· Ïàòîëîãè÷åñêèå (ïàòîõàðàêòåðîëîãè÷åñêèå ðåàêöèè)

· Íåïàòîëîãè÷åñêèå (õàðàêòåðîëîãè÷åñêèå ðåàêöèè)

Õàðàêòåðîëîãè÷åñêèå ðåàêöèè – ïðåõîäÿùåå ñèòóàöèîííî îáóñëîâëåííîå èçìåíåíèå ïîâåäåíèå ðåá¸íêà, êîòîðîå ïðîÿâëÿåòñÿ ïðåèìóùåñòâåííî â îïðåäåë¸ííîé ñðåäå (ìèêðîñðåäå), èìååò ÷¸òêóþ ïñèõîëîãè÷åñêóþ íàïðàâëåííîñòü, íå âåä¸ò ê íàðóøåíèþ ñîöèàëüíîé àäàïòàöèè â öåëîì è íå ñîïðîâîæäàåòñÿ ðàññòðîéñòâàìè ñîìàòè÷åñêèõ ôóíêöèé.

Ïàòîõàðàêòåðîëîãè÷åñêèå ðåàêöèè – ïñèõîãåííûå ëè÷íîñòíûå ðåàêöèè, êîòîðûå ïðîÿâëÿþòñÿ ïðåèìóùåñòâåííî â ðàçíîîáðàçíûõ îòêëîíåíèÿõ ïîâåäåíèÿ ðåá¸íêà è âåäóò ê íàðóøåíèþ ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêîé àäàïòàöèè è, êàê ïðàâèëî, ñîïðîâîæäàþòñÿ íåâðîòè÷åñêèìè ñîìàòîâåãåòàòèâíûìè ðàññòðîéñòâàìè Ïàòîõàðàêòåðîëîãè÷åñêàÿ ðåàêöèÿ ÷àùå ðàçâèâàåòñÿ èç õàðàêòåðîëîãè÷åñêîé. Ðåæå ðåàêöèÿ ñ ñàìîãî íà÷àëà áûâàåò ïàòîëîãè÷åñêîé, íî èìååò ìåñòî ó äåòåé ñ ïñèõîïàòè÷åñêèìè ÷åðòàìè õàðàêòåðà èëè öåðåáðàëüíîé ðåçèäóàëüíî-îðãàíè÷åñêîé íåäîñòàòî÷íîñòüþ, à òàêæå ïðè äèñãàðìîíè÷åñêè ïðîòåêàþùåì ïåðåõîäíîì ïåðèîäå (íàïðèìåð, âîçðàñòíîé êðèçèñ 7 ëåò). Ïðèçíàêàìè ïåðåõîäà õàðàêòåðîëîãè÷åñêîé ðåàêöèè â ïàòîëîãè÷åñêóþ ÿâëÿåòñÿ âûõîä èçìåí¸ííîãî ïîâåäåíèÿ ðåá¸íêà çà ðàìêè òîé ìèêðîñðåäû è òîé ñèòóàöèè, â êîòîðûõ ðåàêöèÿ ïåðâîíà÷àëüíî âîçíèêëà, óòðàòà ÷àñòüþ ïðîÿâëåíèé ïñèõîëîãè÷åñêè ïîíÿòíîãî, íåïîñðåäñòâåííî ðåàêòèâíîãî õàðàêòåðà, à òàêæå ïîñòåïåííîå ïðèñîåäèíåíèå íåâðîëîãè÷åñêîãî êîìïîíåíòà: êîëåáàíèé íàñòðîåíèÿ, ðàçäðàæèòåëüíîñòè, àôôåêòèâíîé âîçáóäèìîñòè, èñòîùàåìîñòè ñîìàòî-âåãåòàòèâíüãõ ðàññòðîéñòâ.

 ýòèîëîãèè ïàòîõàðàêòåðîëîãè÷åñêèõ ðåàêöèé âàæíà ðîëü ðàçíîîáðàçíûõ îòðèöàòåëüíûõ ñèòóàöèîííûõ ôàêòîðîâ, ïðåìóùåñòâåííî äëèòåëüíî äåéñòâóþùèõ – êîíôëèêòíûå âíóòðèñåìåéíûå îòíîøåíèÿ, íåïðàâèëüíûé âîñïèòàòåëüíûé ïîäõîä, ýìîöèîíàëüíàÿ äåïðèâàöèÿ, íåïåäàãîãè÷íûå äåéñòâèÿ ïåäàãîãîâ. Ñïîñîáñòâóþùèìè ôàêòîðàìè ÿâëÿþòñÿ àêöåíòóèðîâàííûå è ïàòîëîãè÷åñêèå ÷åðòû õàðàêòåðà, ðåçèäóàëüíî-îðãàíè÷åñêàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü. Èç âíåøíèõ ôàêòîðîâ èìåþò çíà÷åíèå íåáëàãîïðèÿòíûé ìèêðîñîöèàëüíûé ïñèõîëîãè÷åñêèé êëèìàò, à òàêæå òàê íàçûâàåìàÿ «ïåäàãîãè÷åñêàÿ çàïóùåííîñòü». Ñóùåñòâóåò 2 êðèòåðèÿ îòíåñåíèÿ ïîâåäåíèÿ ê ïàòîëîãè÷åñêîìó:

1. Óñòîé÷èâîñòü ïðîÿâëåíèé íàðóøåíèÿ ïîâåäåíèÿ, ò.å. ïîñòîÿííî.

2. Ïîëèìîðôèçì ïðîÿâëåíèé, ò.å. íàðóøåíèÿ íîñÿò ìíîæåñòâåííûé õàðàêòåð.

Ïðîáëåìû, ñâÿçàííûå ñ äåâèàíòíûì ïîâåäåíèåì, â ïîñëåäíèå ãîäû îáîñòðÿþòñÿ. Ýòî ñâÿçàíî â ïåðâóþ î÷åðåäü ñ ñîöèàëüíî-ýêîíîìè÷åñêèìè ïðè÷èíàìè, ê êîòîðûì îòíîñÿò óõóäøàþùóþñÿ ýêîëîãè÷åñêóþ îáñòàíîâêó, ñíèæåíèåì óðîâíÿ æèçíè îñíîâíîé ìàññû íàñåëåíèÿ, óõóäøåíèþ êðèìèíîãåííîé îáñòàíîâêè ò.ä. Ñîñòîÿíèå îêðóæàþùåé ñðåäû, êà÷åñòâî ïðîäóêòîâ ïèòàíèÿ âåäóò ê ñíèæåíèþ ÷èñëà çäîðîâûõ ìàòåðåé. Îíè, â ñâîþ î÷åðåäü, ÷àñòî îêàçûâàþòñÿ íåñïîñîáíûìè ïðîèçâåñòè íà ñâåò çäîðîâîå ïîòîìñòâî.

Ïî äàííûì ÎÎÍ â ìèðå íàñ÷èòûâàåòñÿ ïðèìåðíî 450 ìèëëèîíîâ ëþäåé ñ íàðóøåííûì ïñèõè÷åñêèì è ôèçè÷åñêèì ðàçâèòèåì. Ýòî ñîñòàâëÿåò 1/10 ÷àñòü æèòåëåé íàøåé ïëàíåòû. Ïî äàííûì ÂÎÇ ÷èñëî òàêèõ æèòåëåé â ìèðå äîñòèãàåò 13%.

Ìíîãî äåòåé ðîæäàåòñÿ ñ íåäîñòàòêàìè èíòåëëåêòà è 10% äåòåé – ñ äðóãèìè ïñèõè÷åñêèìè è ôèçè÷åñêèìè íåäîñòàòêàìè.

Íàðóøåíèÿ ïîâåäåíèÿ ïðîÿâëÿþòñÿ íå òîëüêî ó äåòåé ñ íåäîñòàòêàìè ïñèõè÷åñêîãî è ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Ê 7 ãîäàì æèçíè, ñóäÿ ïî íàáëþäåíèÿì ïñèõîëîãîâ è ïåäàãîãîâ, íàðóøåíèÿ ïîâåäåíèÿ èìåþò ñòîéêóþ òåíäåíöèþ ê çàêðåïëåíèþ. Ýòà êàðòèíà íàáëþäàåòñÿ âî âñåõ êàòåãîðèÿõ äåòñêîãî íàñåëåíèÿ. Êîëè÷åñòâî äåòåé ñ íàðóøåíèÿìè ïîâåäåíèÿ ðàñò¸ò èç ãîäà â ãîä.

È â ñâÿçè ñ ýòèì ñðàâíèòåëüíî íåäàâíî, â êîíöå 80-õ ãîäîâ, ýòè äåòè áûëè îáúåäèíåíû â ñàìîñòîÿòåëüíóþ êàòåãîðèþ ñðåäè äðóãèõ êàòåãîðèé àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ – «Äåòè ñ íàðóøåíèÿìè ïîâåäåíèÿ».

Áåçóñëîâíî, ÿâëÿÿñü «òðóäíûìè», ýòè äåòè ìåøàþò, äåçîðãàíèçóþò ó÷åáíî-âîñïèòàòåëüíûé ïðîöåññ â äîøêîëüíûõ è øêîëüíûõ îáðàçîâàòåëüíûõ ó÷ðåæäåíèÿõ. È ñàìè ñòàíîâÿòñÿ «ãðóïïîé ðèñêà», òàê êàê áåç ñïåöèàëüíî îðãàíèçîâàííîé ïîìîùè íàðóøåíèÿ ïîâåäåíèÿ èìåþò òåíäåíöèè ñòàíîâèòüñÿ ïàòîõàðàêòåðîëîãè÷åñêèìè. È ýòè ñòîéêèå ïàòîëîãè÷åñêèå ëè÷íîñòíûå èçìåíåíèÿ ïðèâîäÿò ýòèõ äåòåé â àíòèñîöèàëüíóþ ñðåäó è âëåêóò çà ñîáîé î÷åíü ÷àñòî êðèìèíàëüíûå ïîñëåäñòâèÿ. Ýòà ïðîáëåìà – îäíà èç àêòóàëüíåéøèõ â ñîâðåìåííîì îáùåñòâå. Äî ñèõ ïîð, íåñìîòðÿ íà íåêîòîðûå, íåìíîãî÷èñëåííûå ïîäõîäû ê íåé, ýòà ïðîáëåìà íå ðåøåíà.

1. Äóáðîâèíà È.Â.: Ó÷åá. ïîñîáèå äëÿ ñòóäåíòîâ ñðåäíèõ ïåäàãîãè÷åñêèõ ó÷åáíûõ çàâåäåíèé. 2015

2. Åðìîëàåâà Ì.Â., ïñèõîëîãè÷åñêèå ðåêîìåíäàöèè è ìåòîäû ðàçâèâàþùåé è êîððåêöèîííîé ðàáîòû ñ äîøêîëüíèêàìè. 2015

3. Ïåòðîâà Â.Ã., Áåëÿêîâà È.Â.: Êòî îíè, äåòè ñ îòêëîíåíèÿìè â ðàçâèòèè?. 2016

4. Ïóçàíîâ Á.Ï., Êîððåêöèîííàÿ ïåäàãîãèêà: Îñíîâû îáó÷åíèÿ è âîñïèòàíèÿ äåòåé ñ îòêëîíåíèÿìè â ðàçâèòèè: Ó÷åáíîå ïîñîáèå äëÿ ñòóäåíòîâ ñðåäíèõ ïåäàãîãè÷åñêèõ ó÷åáíûõ çàâåäåíèé . 2014

5. Ðóáèíøòåéí Ñ.Ë. Îñíîâû îáùåé ïñèõîëîãèè. 2013

6. https://works.doklad.ru/view/E30d4gOfCac.html

7. https://base.garant.ru/10164072/21/

8. https://www.grandars.ru

9. https://www.kazedu.kz/

10. https://diplomba.ru/work/31115

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник