Отклонения в развитии ребенка до года по месяцам

  • Главная
  • Календарь развития
  • Ребенок от рождения до года
  • Нормы развития до года

Развитие каждого ребенка имеет свои особенности. На него может влиять множество факторов, таких как наследственность и индивидуальные особенности организма. Все, что будет описано в этой статье, не может быть эталоном, по которому родители могут оценить своего малыша.

важноВсе показатели — это усредненные нормы, которые служат ориентиром для своевременного выявления отклонений в развитии ребенка первого года жизни.

Во время каждого планового осмотра ребенка, который проводится один раз в месяц, врач-педиатр должен оценить такие показатели:

  • Физическое развитие – рост, вес, окружность головы, окружность грудной клетки.
  • Моторика – двигательная активность ребенка.
  • Статика – способность удерживать свое тело в пространстве.
  • Речь.
  • Эмоциональное и социальное развитие.

Физическое развитие

Основными параметрами физического развития в первый год жизни ребенка являются:

  • вес;
  • рост;
  • окружность головы;
  • окружность грудной клетки.

Вес ребенка до 1 года

Новорожденный ребенок, рожденный в срок (37-40 недель) имеет массу тела от 3000 до 4000 г. В среднем 3200-3700 г.

информацияПервые дни после рождения детки теряют массу, это связано с тем, что у мамы еще недостаточно молока. Максимальная потеря веса приходится на третьи сутки жизни малыша.

Если потеря не превышает 10% от массы при рождении, то это состояние расценивается как физиологическое.

  • В первый месяц жизни ребенок прибавляет около 600 г от начальной массы.
  • За второй и третий месяц малыш прибавляет по 800 г за каждый месяц.
  • С четвертого месяца прибавка в массе тела ребенка уменьшается в среднем на 50 г в месяц.
  • В шесть месяцев вес будет около 7800-8200 г.
  • К году масса ребенка составит 10000–10500 г.

Рост

Длина тела ребенка при рождении в среднем составляет 50-52 см. Затем карапуз активно начинает расти, прибавляя в первые три месяца по 3 см за каждый месяц.

  • За 2-й триместр своей жизни малыш вырастает на 2,5 см за каждый месяц.
  • К 6 месяцам рост составит около 66,5-68,5 см.
  • С 6 по 9 месяц ребенок вырастает еще на 6 см (по 2 см в месяц).
  • Затем, прибавив еще по 1-1,5 см в месяц, к году рост малыша достигает 75 см.

Окружность головы

У новорожденного малыша окружность головы 34-35 см. Затем, в первые полгода, головка малыша вырастает на 2 см в месяц, а во втором полугодии на 0,5 см в месяц.

Окружность грудной клетки у детей

информацияУ новорожденных деток в норме окружность головы больше, чем груди. Но уже в первые месяцы жизни рост груди более интенсивный, и уже к четырем месяцам эти два показателя уравниваются.

В последующем окружность грудной клетки становится больше окружности головы.

Окружность грудной клетки при рождении достигает 31-32 см, затем активно увеличивается на 2 см ежемесячно в первые полгода, а с шести месяцев до года — по 0,5 см в месяц.

Моторное развитие ребенка

  • У новорожденного крохи ярко выражены сосательный и хватательный рефлексы. Постепенно, к концу первого месяца, движения ручками и ножками становятся не такими хаотичными и уменьшается гипертонус мышц. На втором месяце жизни малыш учится поворачивать головку в разные стороны. В три месяца начинают исчезать рефлексы периода новорожденности, тонус мышц приходит в норму, малыш начинает тянуться ручками к игрушкам.
  • Начиная с четвертого месяца жизни, движения карапуза становятся целенаправленными, он может взять в руки игрушку. Лежа на спинке, кроха может перевернуться на бок. Пятимесячный малыш переворачивается со спины на животик. Тянется к игрушкам, чтобы потрогать их. В полгода карапуз активно крутится со спины на живот, и возвращается обратно на спину. Игрушку может перекладывать из одной ручки в другую.
  • На седьмом месяце жизни кроха развеселит родителей тем, что научится играть своими ножками, лежа на спине. Он их поднимает и даже может засунуть в рот. В восемь месяцев малыш уже может брать игрушки в две руки одновременно. Девятимесячный карапуз научился бросать предметы, чтобы их поднимали.
  • информацияНачиная с десяти месяцев, детки могут совершать множество целенаправленных движений.

    Могут собирать свои игрушки, строить пирамидку из двух-трех кубиков. Начиная с одиннадцатого месяца у ребенка уже хорошо получается брать мелкие предметы не всей ладошкой, а двумя пальчиками, как пинцетом. Годовалый малыш радует родителей тем, что долгое время (30-40 минут) может играть в игрушки, дав маме время заняться делами.

Статическое развитие

  • К концу первого месяца, если ребенка положить на животик, он сможет несколько минут удерживать голову.
  • На втором месяце жизни кроха сможет делать это, уже находясь в вертикальном положении, но пока лишь несколько минут.
  • В три месяца ребенок уже хорошо держит голову длительное время.
  • На четвертом месяце ребенок проявляет интерес к игрушкам, находящимся у него в руках, подолгу рассматривая их. Лежа на животе, поднимает свое туловище, опираясь на предплечья.
  • Пятимесячный малыш при поддержке за подмышки хорошо стоит, твердо упираясь в поверхность.
  • В полгода, лежа на животике, ребенок опирается только о ладошки, поднимаясь на вытянутых руках. Начинает садиться.
  • В семь месяцев ребенок хорошо сидит с прямой спиной без посторонней поддержки. Если его поставить на твердую поверхность, поддерживая подмышки – будет пружинить на ножках вверх и вниз.
  • Восьмимесячный путешественник ползает на животике или передвигается как лягушонок. Сам садится, опираясь о кроватку встает.
  • Малыш в девять месяцев раскачивается из стороны в сторону, стоя на четвереньках. Стоит при поддержке за руки.
  • На десятом месяце жизни карапуз может начать ползать на четвереньках, делает первые шаги, держась за одну руку.
  • Кроха в одиннадцать месяцев стоит без опоры, может сделать первые самостоятельные шаги (1-2) от опоры к опоре.
  • Ближе к году ребенок ходит по комнате, опираясь о предметы интерьера, или даже самостоятельно.

Речь ребенка до 1 года

важноСловарный запас у ребенка к окончанию первого года может достигать 8-12 слов, в упрощенном варианте.

  • К концу периода новорожденности у малыша появляются звуки, напоминающие «а», «е».
  • На втором месяце жизни ребенок начинает коротко гулить.
  • К концу третьего месяца гуление становится частым и продолжительным.
  • У четырехмесячного карапуза начинают появляться разные согласные «б», «п», «м». В гулении ребенка появляются разнообразные интонации.
  • На пятом месяце малыш начинает произносить свои первые слоги «та», «агу».
  • Кроха в полгода может порадовать близких заливистым гулением, да еще и с разной громкостью, сейчас малыш соединяет свои слоги, и начинает выдавать трели: «ба-ба-ба», «да-да-да-да».
  • В течение седьмого и восьмого месяцев жизни карапуз активно совершенствует свои навыки, четко выговаривает различные слоги «ба», «на», «ма».
  • В девять месяцев ребенок может порадовать вас, произнеся «ма-ма», «па-па», правда пока это у него получается случайно, и не ассоциируется с вами.
  • Десятимесячный ребенок начинает осознанно произносить первые слова.
  • На одиннадцатом месяце в запасе у малыша появляются новые слова «ав-ав», «ляля».
Читайте также:  Стимулировать развитие мозга ребенка

Социальное развитие и эмоции

  • информацияНоворожденный ребенок спит до 20 часов в сутки, но реагирует на громкие звуки. К концу месяца может фокусировать взгляд на мамином лице.

  • В два месяца появляется первая улыбка. Хорошо фокусирует взгляд.
  • В три месяца малыш может ответить вам улыбкой или радостным возгласом на эмоциональное обращение к нему.
  • Четырехмесячный карапуз громко и заливисто смеется, общаясь с близкими.
  • На пятом месяце ребенок может начать проявлять интерес к другим деткам, порадоваться их появлению.
  • В полгода карапуз может дать вам понять, что хочет на ручки.
  • Семимесячный малыш проявляет интерес к незнакомым людям, хоть и относится к ним с опаской и страхом. Постоянно требует к себе внимания, особенно от мамы.
  • В восемь месяцев ребенок с интересом наблюдает за детками, общается с ними.
  • Девятимесячный карапуз постоянно копирует поведение взрослых и других малышей. Гораздо меньше боится незнакомцев.
  • Малыш в десять месяцев заинтересованно играет с детьми, четко проявляет свои эмоции – радость, страх, недовольство.
  • В одиннадцать месяцев кроха радуется приходу детей, машет им ручкой, играет с ними.
  • Годовалый карапуз может обнимать, если его попросить, любит и может правильно исполнять легкие поручения, радуется похвале.

Отклонения от нормы у детей до 1 года

Все, что перечислено выше, должно послужить родителям ориентиром для оценки развития ребенка. Но следует помнить, что каждый ребенок индивидуален, и незначительное смещение от нормы не может расцениваться мамой как плохой признак или болезнь.

важноОднако есть определенные состояния, появление которых должно насторожить родителей.

После рождения

  • Ребенок вяло сосет, долгое время не просит есть.
  • Не фокусирует взгляд и не моргает, когда появляется яркий свет.
  • Ручки и ножки ребенка не находятся в гипертонусе, а свисают, как тряпочки.
  • Ребенок не реагирует на громкие звуки, шум.

В 2-3 месяца

  • Не обращает внимания на свои ручки, не интересуется ими.
  • Не реагирует на мамино появление.
  • Не берет предметы в ручки.
  • Не держит голову.

В 4-5 месяцев

  • Не гулит.
  • Не упирается ножками о твердую поверхность, если поддерживать подмышки.
  • Большую часть времени косит одним или двумя глазкам.
  • Не реагирует на появление родных, не интересуется незнакомыми людьми.

В 6 месяцев и после

  • Мышцы ребенка постоянно напряжены или наоборот слишком атоничны.
  • Ребенок во время игр пользуется только одной рукой.
  • Не проявляет радости и любви к маме.
  • Ребенок не реагирует на звуки или реагирует только на очень громкие.
  • Ребенок не поворачивается со спины на живот и обратно.
  • Не умеет смеяться и радостно гулить.
  • Не пытается садиться (в возрасте 8 месяцев).
  • Не лепечет.
  • Не проявляет интереса к играм «ку-ку», «сорока-ворона», приближаясь к годовалому возрасту.

Никогда нельзя точно сказать, когда ребенок должен овладеть определенным навыком, но, если вы обнаружите какие-то из перечисленных признаков у своего малыша – скажите об этом своему педиатру.

Источник

Ежемесячно кроха не только прибавляет в весе и длине тела, но также и радует родителей новыми навыками. Традиционно развитие ребенка первого года отмечают по месяцам. Основные особенности развития ребенка мы собрали в такую таблицу:

Возраст и физические показатели

Умения

На момент рождения

Рост (длина) – 49-50 см

Вес – 3200-3300 г

Окружность головы – 34-34,5 см

Окружность грудной клетки – 32-34 см

Двигает ножками и ручками во время бодрствования.

Вздрагивает и начинает моргать при резких звуках.

Отвечает на раздражитель плачем.

1 месяц

Рост (длина) – 54-55 см

Вес – 4200-4500 г

Окружность головы – 36,5-37 см

Окружность грудной клетки – 36-36,5 см

Пытается приподнять голову в положении на животе и до 5 секунд ее удерживать.

Следит за перемещающимися яркими предметами и лицом взрослого.

Реагирует на резкие звуки.

Отвечает улыбкой.

Начинает гулить.

2 месяца

Рост (длина) – 57-58 см

Вес – 5100-5600 г

Окружность головы – 38-39 см

Окружность грудной клетки – 38-39 см

Длительно удерживает голову.

Поворачивается на звук речи взрослого.

Ухватывает предметы рефлекторно.

Активно интересуется окружающим миром.

Агукает.

3 месяца

Рост (длина) – 60-61,5 см

Вес – 5800-6400 г

Окружность головы – 39,5-40,5 см

Окружность грудной клетки – 40-42 см

В вертикальной позиции хорошо держит голову.

Долго рассматривает предметы.

Издает разные звуки.

При поддержке под мышки опирается ножками.

В положении на животе приподнимается на предплечьях.

Поворачивается на бок со спины.

Эмоционально отвечает на разговор, недовольство проявляет громким плачем.

Сосет пальцы или кулачек.

4 месяца

Рост (длина) – 62-64 см

Вес – 6400-7000 г

Окружность головы – 40,5-41,5 см

Окружность грудной клетки – 41,5-42 см

Уверенно поднимает голову, лежа на животике.

Держит ручками мамину грудь или бутылочку во время кормления.

При играх смеется и улыбается.

Подолгу гулит.

Хватает руками висящие предметы.

Переворачивается со спинки на живот.

В положении на животе поднимается с опорой на ладони.

Лежа на спинке, приподнимает голову и плечи.

5 месяцев

Рост (длина) – 64-66 см

Вес – 6900-7500 г

Окружность головы – 41,5-42,5 см

Окружность грудной клетки – 43-44 см

Узнает маму и других близких людей.

Осознанно провожает предмет взглядом.

Переворачивается с животика в положение на спине.

Захватывает и удерживает предметы двумя руками.

Берет предмет из рук взрослого.

Сидит с поддержкой.

Длительно нараспев гулит.

Отвечает на услышанные потешки и песенки.

Рассматривает картинки.

6 месяцев

Рост (длина) – 66-67,5 см

Вес – 7300-7900 г

Окружность головы – 42-43 см

Окружность грудной клетки – 44-45,5 см

Сидит без поддержки.

Тянет руки к предмету, который заинтересовал.

Поднимает игрушку, которая выпала из рук.

Пробует предметы «на зуб».

Начинает ползать.

Учится есть с ложки.

Начинает произносить слоги.

Пробует вставать на ножки, удерживаясь за опору.

Отзывается на имя.

Внимательно слушает взрослого.

Находит взглядом предмет, о котором говорит взрослый.

7 месяцев

Рост (длина) – 67-69 см

Вес – 7600-8300 г

Окружность головы – 43-44 см

Окружность грудной клетки – 45-46,5 см

Хорошо ползает и сидит.

Стоит с поддержкой за обе руки.

Удерживает в руке предмет неправильной формы.

Длительно играет с игрушками, изучая их свойства.

Пьет из кружки с помощью взрослого.

Пробует садиться.

Показывает у себя части тела.

8 месяцев

Рост (длина) – 69-70,5 см

Вес – 7900-8600 г

Окружность головы – 43,5-44,5 см

Окружность грудной клетки – 46-47 см

Ищет игрушку, которая упала.

Перекладывает предмет из одной ручки в другую.

Встает, держась за опору.

Быстро ползает.

Садится, ложится, переступает предметы.

Лепечет с интонацией.

Радуется другим детям.

Показывает знакомые предметы, отвечая на вопрос «где?».

Самостоятельно держит твердую пищу (сухарик, печенье).

Боится расстаться с мамой.

9 месяцев

Рост (длина) – 70-72 см

Вес – 8200-8900 г

Окружность головы – 44-45 см

Окружность грудной клетки – 47-48 см

Пробует стоять и делать первые шаги.

Подражает другим детям.

Тянется к интересующему предмету и пытается его достать.

Осознанно манипулирует игрушками.

Показывает части тела у человека и игрушки.

Разрывает и сминает листы бумаги.

Держась за опору, танцует под музыку.

10 месяцев

Рост (длина) – 71,5-73 см

Вес – 8500-9200 г

Окружность головы – 44-45,5 см

Окружность грудной клетки – 47-48 см

Начинает брать маленькие предметы пальцами.

Засовывает пальцы в дырочки, открывает ящики.

Играет в прятки.

Ходит с поддержкой за две руки взрослого.

Может подняться и спуститься по лестнице (3-4 ступеньки).

Понимает просьбы взрослого.

Повторяет за взрослым жесты и звуки.

Имитирует голоса животных.

Машет рукой при прощании и встрече.

Пробует самостоятельно есть ложкой.

11 месяцев

Рост (длина) – 73-74,5 см

Вес – 8700-9400 г

Окружность головы – 44,5-46 см

Окружность грудной клетки – 48-49 см

Самостоятельно стоит.

Ходит с поддержкой за одну руку.

Поднимает предметы без приседания (нагибается).

Умеет присесть без опоры.

Собирает пирамидку.

Складывает кубики.

Начинает произносить «облегченные» слова.

Играет в ладушки.

Ярко реагирует на чужого человека или новые игрушки, а также на похвалу.

Интересуется книжками и музыкальными игрушками.

12 месяцев

Рост (длина) – 74-76 см

Вес – 8900-9600 г

Окружность головы – 45-46 см

Окружность грудной клетки – 48-49 см

Пробует самостоятельно ходить.

Встает из позиции сидя на корточках.

Самостоятельно пьет из чашки.

Может отказываться от нелюбимой пищи.

Откусывает печенье и другую твердую пищу.

Понимает слова «нельзя» и «можно».

Узнает животных и показывает их на картинке и на улице.

Знает, как пользоваться некоторыми предметами.

Произносит 10-15 слов.

Читайте также:  3 месяца ребенку развитие песенки

Источник

Каждая мама следит за развитием своего малыша и хочет, чтобы он рос здоровым. Молодым родителям важно знать, когда их ребенок начнет держать голову, сидеть, встанет на ножки. Комплекс двигательных навыков и психических реакций обозначается термином «психомоторное развитие».

Чтобы определить, соответствует ли формирование психики и моторики младенца его возрасту, нужно сравнить параметры его развития со средними показателями, которые считаются нормой. Особое значение психомоторное развитие имеет в первые 12 месяцев жизни.

Календарь психомоторного развития малыша от рождения до года

Учитывая показатели развития множества здоровых малышей, сотрудники ВОЗ разработали календарь психомоторного развития детей, который отражает основные навыки и рефлексы младенцев в соответствии с возрастом. Основные критерии календаря:

  • эмоциональные и поведенческие реакции;
  • голосовые реакции и речевое развитие;
  • сенсорные навыки;
  • рефлексы и двигательная активность.

С рождения и до 1 года дети развиваются наиболее интенсивно. Основные показатели и достижения малышей первого года жизни по месяцам можно увидеть в таблице.

Возраст (месяцев)Двигательная активность, рефлексыСтатические навыкиСенсорное развитиеГолосовые и речевые навыкиЭмоциональная сфера, поведение
1Развиты врожденные рефлексы (сосательный, хватательный).Может удерживать голову в горизонтальном положении, к концу периода может лежать на животике.Ребенок начинает прислушиваться, сосредотачиваться на определенных звуках, вздрагивает от резких шумов. В этот период он способен непродолжительное время рассматривать окружающие предметы, останавливает взгляд на необычных вещах.Появляются отдельные гласные звуки, начинается «гуление».Малыш проявляет недовольство при возникновении раздражителей в виде громкого звука или яркого света, на мгновение фиксирует взгляд на лице человека.
2Для этого этапа характерны повороты головы во все стороны.Формируется навык удерживания головы в вертикальном положении (несколько секунд).Появляется способность продолжительное время следить за перемещающимся объектом. Грудничок улавливает звуки, сосредотачивается на них, поворачивает голову в сторону источника звука.Младенец часто «гулит», звуки становятся разнообразными.Малыш фиксирует взгляд на лице, даже если оно перемещается, улыбается, когда с ним кто-то говорит, узнает голоса близких, радуется при появлении мамы.
3Постепенно пропадают безусловные рефлексы, свойственные новорожденным. Младенец тянется в сторону привлекшей внимание игрушки.Мышцы шеи развиты хорошо, ребенок отлично удерживает голову. Малыш начинает опираться на колени в лежачем положении.Активная реакция на звуки и привлекающие внимание яркие предметы. Частое и длительное сосредоточение на новых, необычных вещах.Из звуков составляются целые цепочки, дитя активно и продолжительно «гулит».В ответ на обращение родственников появляется улыбка, эмоции взрослых вызывают у малыша комплекс оживления.
4Возникают первые контролируемые движения рук, малыш более уверенно берет и держит игрушки. Появляется навык переворота со спинки на бок.Первые попытки опереться ножками при нахождении в вертикальном положении. Лежа на животе ребенок хорошо опирается на предплечья.Хорошая фиксация на звуках и предметах. Младенец начинает рассматривать игрушку, находящуюся в его руке.«Гуление» может напоминать распевание. Звуковые сочетания варьируются, меняется сила и интонация издаваемых звуков. Малыш пробует произносить звуки, формируемые губами, такие как «б» и «м».Громкий смех и крики радости возникают при эмоциональном обращении близких людей к малышу. По-прежнему ярко проявляется комплекс оживления при контакте с хорошо знакомым человеком.
5Первые перевороты со спины на животик, протягивание руки к любимой или новой игрушке.Дети пробуют стоять при поддержке за подмышки. Опорой становятся кончики пальцев ног.Все больше привлекают внимание предметы ярких расцветок. Возникает желание тактильного изучения предметов.Звуки приобретают ритмичность, образуют уверенные цепочки.Проявление радости при встрече с другими малышами. Ребенок различает интонации взрослых, понимает ласковое обращение и строгое. Распознавание родных и посторонних людей становится более дифференцированным, может возникать страх и плач при виде незнакомых людей.
6Попытки перевернуться с живота на спину. Перенос предметов из руки в руку.Опора на вытянутые руки лежа на животе. Малыш начинает самостоятельно сидеть.Слежение за упавшей игрушкой.В полгода малыш начинает лепетать, менять интонацию, появляется выразительность, меняется тональность.Формируется стандарт поведения со своими и чужими.
7Координирует руки и ноги, играет с собственными ножками в положении лежа. Активно тянется к игрушкам, когда сидит или переворачивается.Малыш сидит на твердой поверхности, держит спинку, пытается пружинить на ножках, может стоять на стопе при поддержке.Меняет положение тела, когда нужно дотянуться до игрушки.Лепет совершенствуется.Проявляет требовательность, когда хочет внимания к себе, манипулирует при помощи плача, копирует движения взрослого.
8Берет игрушки в обе руки одновременно.Появляется навык ползания при помощи рук. Ребенок сам ложится и садится.Малыш кивает, мотает головой, выражая согласия и отрицание.Произношение слогов «ба», «ма», «да».Активно развиваются эмоциональные реакции на обращение взрослых.
9Намеренно бросает предметы, может самостоятельно играть.Уверенно сидит, стоит с поддержкой за руки.Откликается на имя. Музыка вызывает желание танцевать.Соединение одинаковых слогов «мама», «папа», «баба».Возникает желание контактировать с людьми на уровне эмоций и игры. Копирование действий других малышей. Выполнение просьб «дай» и «возьми».
10Совершает целенаправленные действия, складывает пирамидку, открывает и закрывает крышки. Появляется захват большим и указательным пальчиками.Может переступать при поддержке за одну руку. Хорошо ползает, стоит с опорой.Имитирует поведение взрослого.Первые простые слова, которые употребляются в соответствии с ситуацией.Копирование взрослых, взаимодействие с другими детьми в игре, развитие мимики.
11Щипковый захват предметов подушечками двух пальцев.Устойчивость без опоры, ползание на четвереньках. Шаги с поддержкой за ручки.Понимает запрещающие слова, выполняет просьбы.Появляются слова из двух разных слогов.Приветствие и прощание рукой.
12Игра с игрушками длится более часа.Ходьба с опорой на стену и самостоятельно.Понимает сложные просьбы, узнает места, где бывает часто.Словарный запас 5-8 слов.Делится игрушками, ищет спрятанное. Целует и обнимает близких.
Читайте также:  Беременность по неделям развитие ребенка и матери

Психомоторное развитие недоношенных малышей

Психомоторное развитие ребенка, родившегося раньше срока, может формироваться медленнее, чем у сверстников, появившихся на свет в срок. В первые 6 месяцев жизни у недоношенных младенцев психические функции и моторные навыки развиваются менее активно и отстают от показателей, указанных в календаре ВОЗ. Однако к 8-9 месяцам такие малыши могут достичь необходимого уровня по всем критериям.

В 1-1,5 года задержка в формировании моторики у преждевременно рожденных детей полностью ликвидируется. К 18 месяцам эти дети способны понимать речь в соответствии с возрастом, но активное использование собственной речи и запас слов может по-прежнему не соответствовать норме.

Словарный запас и речь недоношенных детей полностью формируются к 3 годам, если родители уделяют ребенку достаточное количество времени. Если к этому возрасту отставание в психомоторном развитии все еще ощущается, то ребенку требуются коррекционные занятия.

Причины и симптомы задержки

Задержка психомоторного развития может проявляться у малышей различными симптоматическими комплексами. Среди основных симптомов выделяют:

  • эмоциональную неустойчивость;
  • социальную незрелость;
  • нарушение когнитивных функций (память, восприятие, внимание).

Причины таких отклонений могут быть обусловлены врожденными или приобретенными патологиями. Если задержка в развитии отмечается у малышей от 1 до 12 месяцев, то она может проявляться в результате осложнений, возникших в период внутриутробного формирования плода (плацентарная недостаточность), во время родов (асфиксия) или сразу после рождения (ядерная желтуха).

Часто причинами отставания становятся генетические патологии (синдром Дауна) и наследственные нарушения обменных процессов (фенилкетонурия), длительно протекающие соматические и инфекционные заболевания, отклонения в работе эндокринной системы. Кроме того, задержка в психическом развитии может быть следствием недостатка внимания и ухода за малышом в раннем периоде.

Возможные последствия задержки

Задержка в развитии психомоторных функций может приводить к различным последствиям. В случае оказания своевременной помощи и лечения малыш полностью компенсирует отставание и достигает уровня развития, соответствующего возрасту.

При длительном отсутствии коррекционных занятий у детей может нарушиться процесс адаптации к окружающей среде, так как задержка в формировании моторики до 6 месяцев нарушает процесс знакомства с окружающим миром, поэтому страдает и психическое развитие. В некоторых случаях, при отсутствии лечения, такое отставание становится причиной установления инвалидности, поэтому родители и врачи должны внимательно следить за формированием необходимых навыков у малыша в течение первого года жизни.

Занятия на развитие психомоторных процессов

При диагностировании у ребенка задержки психомоторного развития специалисты рекомендуют родителям подобрать программу, которая поможет сформировать у малыша необходимые психические и моторные навыки. Существуют специальные комплексы занятий, разработанные для детей первого года жизни.

В коррекционных занятиях используются методы, направленные на развитие сенсорных навыков малыша, его мелкой моторики и двигательной координации. Педагог, занимающийся с ребенком, должен также прилагать усилия в направлении речевого развития, выработки коммуникативных навыков. Общение с малышом во время занятия строится в игровой форме, активно задействуются игрушки и другие обучающие материалы.

Врач-педиатр, врач аллерголог-иммунолог, окончила Самарский государственный медицинский университет по специальности «Педиатрия». Подробнее »

Источник