Отклонения в развитии ребенка дефектология

Отклонения в развитии ребенка дефектология thumbnail

19.Виды отклонений в развитии несовершеннолетних. Характеристика

Необходимо коснуться проблемы нарушений психического развития, когда ребенок не усваиваетосвоить необходимые умения, знания и навыки в те же сроки, что его сверстники. Однако если при задержке психического развития (особенно вызванной педагогической запущенностью) правильное воспитание и обучение могут способствовать нормализации жизни и учебы ребенка, то при недоразвитии (умственной отсталости) значение психолого-педагогических факторов значительно меньше.

Точный диагноз и понимание структуры поражения позволяют направить усилия психолога, педагога, родителей в нужное русло – преодоление задержки психического развития или социальную адаптацию умственно отсталого ребенка.

Задержка психического развития (ЗПР) – это замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности. Задержка психического развития является пограничным состоянием между нормой и дебильностью. Реальной проблемой становится различение возрастной нормы и задержки психического развития при поступлении ребенка в школу, а также в течение обучения в младших классах и подростковом возрасте.

В виду большой вариативности данной группы детей существует и множество подходов к их классификации. В целом для детей с ЗПР характерна личностная и эмоционально-волевая незрелость, что сочетается с выраженной зависимостью от мнения взрослых и сверстников. В следствие этиопатогенеза такой ребенок становится стойко неуспевающим, что приводит к формированию неадекватной самооценки, а также негативного отношения к нему со стороны учителя и одноклассников. Стремясь

к гиперкомпенсации дети с ЗПР еще больше фиксируются на ранних этапах развития; у них возникают вторичные нарушения поведения и невротические расстройства. Задачей школьного психолога является выявление такого ребенка, определение типа задержки и постановка вопроса о рациональных методах его обучения.

Психическое недоразвитие

Олигофрения – это состояние общего недоразвития психики в результате наследственной обусловленности либо внутриутробного поражения головного мозга. В зависимости от степени нарушения выделяется дебильность, имбецильность и идиотия.

Олигофрения проявляется в тотальном нервно-психическом недоразвитии. Недоразвитие затрагивает не только интеллект ребенка, но и все остальные функции и психические процессы. У детей с олигофренией отмечается замедленное формирование двигательных навыков по сравнению с нормой: они позже, чем нормальные дети, начинают сидеть, ходить, в дальнейшем часто отмечается неточность зрительно-моторной координации, замедление скорости реакции.

По степени тяжести олигофрения делится на:

– дебильность, – легкая степень и самая многочисленная группа;

– имбецильность – ребенок практически не обучаем;

– идиотия – наиболее глубокая степень психического недоразвития, практически полное отсутствие мышления.

Поврежденное психическое развитие – это развитие психики ребенка с органическим поражением центральной нервной системы, имеет сходную с недоразвитием и задержанным развитием. Основное отличие заключается в более позднем времени патологического воздействия на мозг (после 2-3 лет), когда большая часть мозговых систем уже сформировалась.К поврежденному психическому развитию можно отнести такие состояния, как минимальная мозговая дисфункция, нарушения межполушарного взаимодействия, локальные поражения головного мозга (например, речевые зоны коры), эпилепсия, прогрессирующие органические поражения центральной нервной системы .

Дисгармоническое психическое развитие – это такая форма нарушений развития, Основой дисгармонического развития является врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики ,при котором отмечается недостаточность развития эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности, при относительной сохранности остальных структур.

К дисгармоническому психическому развитию можно отнести такие варианты развития личности, как психопатии и невротическое развитие личности.

Дефицитарное развитие представляет собой особый вид дизонтогенеза, связанный не с психическими заболеваниями, а с тяжелыми нарушениями отдельных анализаторных систем (зрения, слуха) и речи.

Искаженное развитие характеризуется сложными сочетаниями общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к формированию ряда качественно новых, не свойственных нормальному онтогенезу, патологических образований. Как правило, в основе этого типа дизонтогенеза лежит текущий болезненный процесс. Наиболее

характерной моделью искаженного развития является дизонтогенез при синдроме раннего детского аутизма.

Источник

Статья:

Нарушения в психофизическом развитии детей – это общее наименование разнообразных трудностей развития детей любого возраста, которое постепенно вытесняет употреблявшийся ранее термин “аномалии развития у детей” (в качестве синонима в настоящее время используется также термин “отклонения в психофизическом развитии”).

К нарушениям в психофизическом развитии относятся различные трудности, связанные со слухом, зрением, речью, с опорно-двигательным аппаратом, с задержкой психического развития, с эмоциональными, интеллектуальными проблемами и т.п. В широком смысле детьми с нарушениями в психофизическом развитии могут считаться все дети, имеющие более или менее выраженные сложности. Практически же, этот термин (как ранее термин “аномальные дети”) применяется для обозначения категории детей, нуждающихся, вследствие психофизических нарушений, в специальных условиях обучения и воспитания. (см. также “Дети с особыми образовательными потребностями»).

Читайте также:  Развитие ребенка в симферополе

В научной традиции, заложенной Л.С. Выготским в дефектологии, различают первичные и вторичные нарушения развития.

Первичные нарушения – это биологические по своей природе повреждения (дефекты) органов или систем (например, нарушение слухового анализатора, зрительного анализатора, локальные или массированные нарушения различных отделов центральной нервной системы). Они могут выть врожденными и приобретенными. В возникновении врожденных нарушений важную роль играют наследственные факторы, вредные воздействия на плод в период беременности (инфекции, интоксикации, травмы), а также асфиксия и родовые травмы. Приобретенные нарушения являются последствиями перенесенных ребенком инфекционных заболеваний, травм, интоксикаций и т.п.

Коррекция первичных нарушений осуществляется средствами медицины. Важную роль, при этом играют достижения в развитии медицинской техники (например, слухопротезирование и кохлеарная имплантация в коррекции нарушений слуха, коррекция нарушения зрения очками или линзами). Большие надежды в предотвращении появления первичных нарушений в развитии у детей связываются с развитием иммунологии и генной инженерии и т.п.

Вторичные отклонения по своей природе качественно отличаются от первичных, хотя и производны от них. Их связь не имеет однозначной органической природы и не столь безусловна, как это представлялось раньше исследователям детской дефективности. (Так, немота – это возможное, но необязательное следствие глухоты, а “моральная дефективность” – возможное, но необязательное следствие умственной отсталости.)

Вторичные нарушения возникают только тогда, когда первичные приводят к “выпадениям” ребенка из обязательной для любого общества системы трансляции общественно- исторического опыта. Называя такие выпадения “социальными вывихами”, Л.С. Выготский подчеркивал, что их можно предотвратить, если найти “обходные пути”, обеспечивающие доступ аномального ребенка к культуре как источнику и средству развития высших психических функций и специфически человеческих способностей. В этих случаях вторичные нарушения не становятся неизбежным следствием первичных.

В тех случаях, когда система образования ориентированная, по преимуществу, на нормальный тип развития, не располагает такими “обходными путями”, органические нарушения приводят к формированию сложной картины отклоняющегося от нормы развития.

Одно органическое нарушение может вызвать комплекс “социальных вывихов”, и соответственно, – комплекс вторичных нарушений. Нескорригированные вторичные нарушения приводят к “социальным вывихам” следующего порядка, в результате которых возникают третичные и др. нарушения в развитии. Например, нарушение слуха порождает проблемы развития соответствующих возрасту форм общения, нескорригированность этих проблем вызывает недоразвитие словесной речи, что в свою очередь влечет за собой нарушение всех линий культурного развития ребенка, всех высших психических функций.

Поскольку вторичные (третичные и т.п.) нарушения не имеют прямой органической природы, они не требуют коррекции средствами медицины (как, например, не нуждается в медикаментозном лечении немота у глухого от рождения и специально не обученного человека). Предупреждение и коррекция таких социальных по своей природе нарушений находятся в поле компетенции специальных психологов и педагогов и осуществляется средствами образования, использующего “обходные пути” для решения тех задач культурного развития, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.

В отечественной дефектологии разработаны специальные подходы и накоплен опыт успешной практической коррекции и предупреждения возникновения вторичных нарушений в психическом развитии у детей. Так, в условиях специального организованного раннего обучения у глухого ребенка (даже в случае врожденной нейросенсорной глухоты), может сформироваться полноценная словесная речь, как в устной, так и письменной форме; слепые дети могут обучиться читать и писать, свободно, без посторонней помощи, ориентироваться в пространстве и т.п.

Для описания происхождения, сочетания и взаимосвязи (взаимообусловленности) различных нарушений в развитии каждого конкретного ребенка Л.С. Выготский предложил использовать термины “структура дефекта” или “структура нарушений”. Определение структуры нарушений – одна из важнейших задач комплексной медико-психолого- педагогической диагностики. От точности ее решения зависит эффективность комплексной помощи ребенку.

Читайте также:  857 центр развития ребенка

Для определения стратегия и тактики такой помощи принципиально важно различать сочетания одного первичного и комплекса вторичных и третичных нарушений от возможных разнообразных сочетаний множественных (двух и более) различных первичных нарушений в развитии. В этих случаях говорят о сложных, комплексных, или сочетанных нарушениях (например, нарушение слуха и зрения, слуха и интеллекта, слуха и опорно-двигательного аппарата т.д.).

Дифференциация первичных и вторичных нарушений в развитии ребенка, логика их сложной взаимосвязи достаточно ясно представлена и осмыслена в различных отраслях современной дефектологии, но еще не достаточно отражена в ее терминологическом аппарате. На современном этапе термин “нарушения в психофизическом развитии” используется для характеристики как первичных, так и вторичных нарушений в психическом развитии ребенка. Так, применяя по отношению к слабовидящему ребенку термин “ребенок с нарушением зрения” специалисты могут иметь в виду как нарушение функционирования одного из отделов зрительного анализатора (сетчатки глаза, зрительного нерва и т.д.), нарушение зрительного восприятия как высшей психической функции, так и определенный комплекс особенностей психического развития ребенка с нарушением зрения, характерных для определенной системы его воспитания и обучения.

Задачей развития понятийного аппарата современной дефектологии является создание терминологии, позволяющей в должной мере дифференцировать первичные и вторичные нарушения в развитии ребенка, фиксируя при этом логику их внутренней связи.

Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.

Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Источник

ДЕФЕКТОЛОГИЯ (лат. defectus недостаток + греч, logos учение) – наука, изучающая общие закономерности развития детей с различными формами аномалий (физическими недостатками и нарушениями психики) и разрабатывающая методы их обучения и воспитания. В системе массового воспитания и обучения не могут быть обеспечены возможности оптимального развития таких детей, поэтому необходимо создание специальных условий и средств лечебного и педагогического воздействия.

В Д. входит ряд специальных разделов педагогики: сурдопедагогика, изучающая закономерности воспитания и обучения детей с недостатками слуха (см. Глухонемота, обучение и воспитание глухонемых); тифлопедагогика, занимающаяся вопросами обучения и воспитания детей с дефектами зрения (см. Слепота); олигофренопедагогика, рассматривающая проблемы воспитания и обучения умственно отсталых детей (см. Олигофрении); логопедия (см.), занимающаяся вопросами изучения и исправления недостатков речи. К Д. относятся и проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, детей со сложными дефектами (сочетание слепоты и глухоты или умственной отсталости и глухоты и др.), а также детей со слабовыраженными отклонениями в развитии. Кроме того, Д. занимается изучением психологии детей, имеющих перечисленные дефекты, и разработкой специальной сурдотерапевтической аппаратуры (см.) и тифлотехники (см.) для обучения и облегчения труда и быта лиц с дефектами слуха и зрения.

Исторически в Д. раньше других разделов начала развиваться сурдопедагогика (см.). Первый институт для глухонемых (учреждение школьного типа) был создан в 1770 г. во Франции (в Париже), в 1806 г. в России (в Павловске). Обучение глухих велось и раньше: итал. ученый и врач Кардано (G. Cardano, 1501 – 1576) обосновал возможность обучения глухих словесной речи, исп. священник Бонет (J. P. Bonet, 1579- 1633) составил первое руководство по их обучению. В начале 20 в. из сурдопедагогики выделилась логопедия.

Основоположником тифлопедагогики считают франц. педагога Ои (W. Hauy, 1745-1822). Первый институт для слепых был создан им во Франции (в Париже) в 1784 г., в России такой институт был создан в 1807 г. (в Петербурге).

Несколько позднее сформировалась олигофренопедагогика. Первая попытка воспитания и обучения умственно отсталого ребенка была предпринята франц. врачом Итаром (М. G. Itard, 1775-1838). Разработка теории олигофренопедагогики начата франц. врачом и психологом Сегеном (Е. Seguin, 1812 – 1880). Школьное обучение глубоко отсталых детей впервые организовано во Франции в 1841 г., в России – в 1908 г. (в Москве).

В дореволюционной России немногочисленные учреждения для детей с различными формами аномалий были в основном частными и благотворительными и охватывали лишь небольшую часть нуждающихся. В организации обучения таких детей активную роль играли известные врачи – Г. И. Pоссолимо, С. С. Преображенский (1861 -1927), В. П. Кащенко (1870-1943) и др.

Читайте также:  Нормы развития ребенка по неделям

Советская Д. развивалась в борьбе с теоретическими представлениями о крайней ограниченности возможностей развития детей с физическими и умственными дефектами, согласно к-рым основной задачей обучения и воспитания являлось лишь приспособление таких детей к элементарному физ. труду. Благоприятной основой для развития Д. явились первые акты Советского государства (1918, 1919 гг.), к-рыми оно полностью взяло на себя заботу об обучении и воспитании детей с различными формами аномалий. Были определены функции государственных органов по этому вопросу, созданы специальные научные учреждения и учебные заведения для подготовки специалистов-дефектологов, которые должны проводить обучение детей на основе теории коммунистического воспитания.

Начало серьезной теоретической работе по изучению общих закономерностей развития детей с разными видами дефектов было положено советским психологом Л. С. Выготским, который сформулировал положение о возникновении в ходе развития ребенка с любой формой аномалии вторичных отклонений, лишь опосредованно связанных с первичным дефектом (органическим поражением ц. н. с., дефектом слуха или зрения). Так, напр., первичное поражение слуха вызывают нарушения или даже полное недоразвитие речи. Он же отметил как общую закономерность психического развития детей с аномалиями трудности общения и отклонения в развитии личности. В дальнейшем был выявлен еще ряд общих закономерностей психического развития таких детей, напр, снижение скорости приема и переработки информации и др.

Большим достижением Д. как науки явилось развитие комплексного подхода к изучению развития детей с различными формами аномалий – с участием педагогов, врачей, физиологов, психологов и других специалистов. На основе данных Клинико-физиол. и психол, изучения развития таких детей разрабатывают сроки, содержание и методы обучения и воспитания детей с различными видами аномалий.

Д. тесно связана с рядом разделов мед. науки – невропатологией, психиатрией, патофизиологией, мед. генетикой, патопсихологией и др. Она выдвигает перед ними такие актуальные проблемы, как изучение этиологии и патогенеза слабо выраженных отклонений в развитии детей, разработка их классификации, леч. мероприятия в процессе учебно-коррекционной и воспитательной работы с детьми, имеющими различные физические и умственные дефекты, эпидемиол, изучение аномалий развития и др.

Ведущим научным учреждением в стране, занимающимся вопросами дефектологии, является НИИ дефектологии Академии педагогических наук СССР. Исследования в этой области ведутся также в научноисследовательских ин-тах педагогики и психологии союзных республик, на кафедрах дефектол. ф-тов педагогических ин-тов, в некоторых других научных учреждениях. Работает дефектологическая секция Педагогического об-ва СССР.

Каждые 3-4 года в СССР проводятся научные совещания по вопросам Д. с участием дефектологов социалистических стран. Специалисты-дефектологи принимают участие в международных конгрессах по обучению глухих, по логопедии, по изучению умственной отсталости и др.

Начиная с 1928 г. в СССР издавались следующие периодические издания: журнал «Вопросы дефектологии» (1928-1931), периодические сборники «Учебно-воспитательная работа в специальных школах (школы для глухонемых, слепых детей и вспомогательные школы)» (1940- 1957), «Специальная школа» (1958- 1968); с 1969 г. издается журнал «Дефектология». За рубежом выходит более ста научных и научно-практических журналов, в основном специализированных по отраслям. Наиболее известные из них: «Die Sonderschule» (ГДР), «Annual review for the deaf», «The Volta review», «American journal of mental deficiency», «Mental retardation abstracts», «Exceptional children», «Journal of Learning Disabilities» (США), «Journal of mental deficiency re» (Англия) .

Библиография: Власова Т. А. и Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии, М., 1973, библиогр.; Выготский Л. С. Избранные психологические исследования, М., 1956, библиогр.; Дефектологический словарь, под ред. А. И. Дьячкова, М., 1970; Дефектология в трудах института (указатель литературы), под ред. А. Г. Орлова, М., 1971; Основы обучения и воспитания аномальных детей, под ред. А. И. Дьячкова и др., М., 1965, библиогр.; H e we t t F. M. a. F o r-n e s s S. R. Education of exceptional learners, Boston, 1974; M о о г P. Heilpada-gogische Psychologie, Bern – Stuttgart, 1967; The present situation and trends of re in the field of special education, Unesco, P., 1973.

В. И. Лубовский.

Источник