Отклонения в физическом развитии ребенка рекомендации

Надежда Бердникова
Дети с отклонением в физическом развитии.

«Дети с отклонением в физическом развитии».

Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие является неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольном учреждении. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед ДОУ. Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. В нашей стране за последние десятилетие состояние здоровья детей дошкольного возраста значительно ухудшилось. Об этом свидетельствуют в том числе итоги Всероссийской диспансеризации детей. Ухудшение здоровья объясняется разными причинами, в частности недостатками в организации контроля за ростом, развитием и здоровьем детей. Для сохранения и укрепления здоровья детей, посещающих ДОУ, необходимо постоянно совершенcтвовать учебно – воспитательный процесс в ДОУ и его медицинское сопровождение. Поступая в детский сад, многие дети имеют отклонения в физическом развитии: нарушение осанки, излишний вес, задержка в развитии быстроты, ловкости, координации движений, уплощение стопы или плоскостопие, косоглазие, группу риска по миопии.

Это далеко не весь перечень заболеваний,есть и более тяжелые случаи это: дети с нарушение в развитии опорно – двигательного аппарата, синдром Дауна, эпилепсии, детский церебральный паралич (ДЦП, слабовидящие и слабослышащие дети и т. д. Отсутствие у нас в городе специализированных учреждений дети с такими отклонениями в здоровья ходят в обычные группы ДОУ, в следствии этого большая нагрузка и ответственность за охрану и укрепление здоровья возлагается главным образом на воспитателя (мл. воспитателя, мед. работника, специалистов ДОУ, старшего воспитателя, заведующую).

1. Что должен знать воспитатель?

– количество детей по группам здоровья; (1-2-3гр. зд.)

– хронические заболевания;

– выявить детей на подгруппы для профилактики заболеваний:

* гр. риска по миопии;

* уплощение стопы или плоскостопие;

* нарушение осанки;

* ЧБД.

– ребенка с явным физическим недостатком.

– диагностику уровня физической подготовленности.

2. Оформить лист здоровья своей группы.

3. Разработать план физкультурно – оздоровительной работы для детей данной возрастной группы. (на год, на летний период).

4. Внести мероприятия в циклограмму.

5. Подбор методического материала по возрасту, изготовление нестандартного оборудования, оформление картотек, и т. д.

6. Оборудование в группе центра физического развития.

Проводя профилактическую работу в системе с детьми из тех 4 групп которые были выделены можно добиться определенных результатов:

– снижение заболеваемости,

– изменение группы здоровья на более высокую,

– научить заботиться о своем зрении и осанке.

Если в группе есть дети с отклонением в физическом развитии.

Совсем по другому обстоит дело с тяжелыми заболеваниями детей. Воспитатели должны построить работу так, чтобы этим детям было комфортно находиться в группе, среди большой массы детей. Нужно так организовать режимные моменты, игры или занятия, чтобы они не стали источником душевных травм для таких детей и поводом для насмешек. Если педагог поверит в возможности ребенка с дефектом зрения, слуха, моторики он сможет создать нормальную атмосферу в группе и действительно развивающую среду для всех детей.

Однако одной веры недостаточно, ее необходимо воплотить технологически.Например:

В группе слабовидящий ребенок.

Чтобы ребенок со значительными зрительными нарушениями мог на равных с нормально видящими детьми участвовать в организуемых воспитателем занятиях и играх, их содержание не должно быть ориентировано только на зрительное восприятие. Это вовсе не значит, что все игры и занятия следует строить по данному правилу. Важно, чтобы у ребенка с ослабленным зрением периодически возникали ситуации, когда он имел бы возможность почувствовать себя сильным и уверенным.

Игры:

«Особый заказ».

Для игры выбираются 2 команды от 2 до 6 участников, судьи 3 человека, ведущий (воспитатель, зрители.

Оборудование:

– щит с прорезями и рукавами или коробка с прорезями для рук;

– коробка с предметами по теме игры;

– пустые 1-2 коробки;

– карточки по теме: (Стол, накрытый для праздничного обеда. Транспорт. Овощи. Фрукты. Кухня. Лес. и т. д.)

Внимание: нельзя комплектовать набор предметов спорными предметами, тогда могут быть курьезные ситуации, когда ребенок, ощупывая фигурку, скажем, зебры, отнесет ее, приняв за барана, к праздничному столу в качестве запеченного барашка.

Заказы могут касаться и фактуры материалов,из которых изготовлены предметы: «Все из шерсти», «Металл», «Бумага» и др.

Игра организуется на определенное время выполнения, чья команда первой закончит. По окончании игры объявляется команда победительница.

Игры серии «Особый заказ» способствуют не только совершенствованию тонкой моторики, тактильного чувства, делающего восприятие окружающего мира более ярким и богатым, но также развитию пространственного воображения, формированию логического мышления. Главное, что дают эти игры,- равенство условий для детей с нормальным и пониженным зрением.

«Лото».

Плоские изображения на карточках заменяются рельефными, объемными, да еще предложить сыграть «вслепую» – вариант, естественно используемый в классических народных «жмурках».

Дети могут играть парами, когда один ребенок находит карточку, а другой укладывает ее на соответствующую клетку листа. Игры в парах имеют также значение для формирования умения соотносить свои действия с действиями других, обучают основам партнерского взаимодействия, гуманных взаимоотношений.

Эти игры ориентированы на развитие осязания, тактильного чувства у детей.

Игра «Арома» – касается еще одной сферы чувств, обонятельной.

(организация игр и занятий, ориентирована на развитие способности ребенка различать запахи и ароматы).

Оборудование: несколько непрозрачных баночек (количество зависит от возраста детей, знаний запахов, 5, 10 и более) с плотно закрывающимися, но легко открывающимися крышками; коробочка куда будем ставить баночки; кружочки из плотной бумаги с диаметром, близким к внутреннему диаметру баночки, и кружки из марли или легкой хлопчатобумажной ткани.

В качестве запахов подойдут сухие грибы, свежерастертая хвоя, кусочки кожи, засушенные лепестки сильно пахнущих цветов, зерна жареного кофе, лавровый лист, гвоздика, укроп и т. д.

Внимание:

1. При работе с запахами нельзя пользоваться парфюмерией, искусственными ароматизаторами.

2. При работе детей с запахами даже естественного происхождения возможны случаи аллергических реакций. Будьте внимательны, при появлении первых признаков повышенной восприимчивости отведите ребенка подальше от игрового поля, в случае необходимости проводите к медицинскому работнику.

2. Игры занятия, ориентированные на слуховое восприятие.

В эту группу относятся музыкальные занятия, слушание музыкальных произведений разного характера.

«Слушаем птиц».

Эта игра, в которой каждый звук требует своего действия от детей.

Оборудование: запись голосов птиц.

Цель: Научить различать голоса птиц.

Сначала самые привычные и легко распознаваемые, например кукушка, петух. Слушая пение дети выполняют определенное действие.

– кукушка: дети в такт наклоняют головки то к левому плечу, то к правому.

– кукареканье петушка: приставляют ладошку с поднятыми пальцами к голове, изображая гребешок петуха.

Затем звуки постепенно добавляются, а когда дети хорошо будут ориентироваться в звуках можно организовать соревновательный вариант игры (командами – выигрывает та команда, которая допускает меньше ошибок и быстрее реагирует на голос птиц).

«Шуршунчики».

Оборудование: шапочки – колпаки по количеству играющих детей;небольшие кусочки разной бумаги: чертежной, оберточной, кальки, салфетки, полиэтилена, целлофана, сухие листья, ткани разного типа (шелк, хлопок, лен, шерсть, синтетика).

Организовать игровой момент (кто- то отправляет шуршунчиков к детям а они должны по мере приближения звука узнать, что издает тот или иной звук- какой материал).

Дети усаживаются на стульчики или на корточки, надвигают шапки на глаза, оставляя закрытыми уши, опускают головки и ждут шуршунчика.

– приближается первый шуршунчик, – дети определяют и называют шуршащий предмет, если правильно определили – его можно отпугнуть гласным «а»

(дети вместе, не поднимая головы, произносят звук «а-а-а», испугавшись «страшного звука», шуршунчик уходит.

Для начала возьмите совсем немного шуршаших предметов и, как в случае с птицами, прибавляйте понемногу новых звуков – шуршаний и соответствующих гласных или их сочетаний. Не забудьте написать «шпаргалку», где будет указано, какому предмету – шуршунчику какой звук для отпугивания соответствует.

В группе ребенок с нарушением опорно – двигательного аппарата, ДЦП.

Тяжесть этого заболевания обусловлена сопровождающими его двигательными, психическими, речевыми, и другими нарушениями, поэтому проблема реабилитации детей имеет комплексный характер. Педагоги, медицинские работники, родители стремятся к достижению одной цели – оздоровлению детей и формированию у них навыков здорового образа жизни и потребностей в нем. Недостаток или даже отсутствие моторной деятельности препятствует формированию у детей поведенческих актов и в большей или меньшей степени снижает коэффициент их активности. Это в определенной мере способствует задержке у них речевого развития, повышению нервного и мышечного напряжения, что в комплексе влияет на поведение ребенка.

Для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата организуются малоподвижные игры, планируется индивидуальная работа для укрепления различных групп мышц и совершенствовании координации движений (в специализированных детских садах такие дети занимаются на тренажерах).

На физкультурных занятиях (ДОУ обычного типа, уменьшается нагрузка, бег заменяется только ходьбой, нельзя давать упражнения на скорость, быстроту, выносливость, прыжковые упражнения.

Внимание: обязательна страховка при выполнении любых разрешенных движений воспитателем.

Благодаря занятиям у дошкольников формируется сознательное отношение к правильной осанке, ходьбе, самоконтролю. Поощрение при выполнении любого упражнения мотивирует детей с большим энтузиазмом достигать результатов, а чувство успеха, в свою очередь, способствует формированию у них чувства самодостаточности, улучшению психического здоровья.

В группе слабослышащий ребенок.

Как организовать общение взрослого с ребенком с нарушением слуха, какие игры – занятия по развитию слухового восприятия может проводить взрослый? Все это можно найти прочитав статьи в журнале «Здоровье дошкольника» № 4, 5, 6. 2010г.

Самая главная потребность ребенка – это желание любви, теплоты чувств, т. е. положительного эмоционального комфорта. Чтобы у детей было хорошее самочувствие, правильно протекало физическое, психическое и социальное здоровье, дети должны чувствовать, что воспитывающие их люди, радуются их присутствию, любят, принимают их такими, какие они есть, относятся к ним всегда доброжелательно.

Ребенку необходима ситуация успеха. Для этого педагоги и родители должны вовремя поддержать его, вселить уверенность, помочь.

Источник

Особенности занятий физическими упражнениями с детьми, имеющими нарушения в развитии

Нарушение

Особенности развития движений

Задачи физического воспитания

Рекомендации к подбору и проведению упражнений

Примеры игр и упражнений

Нарушения интеллекта

При ходьбе и беге дети излишне напрягают мышцы тела, чрезмерно размахивают руками, недостаточно координируют движения рук и ног. Недостатки в координации движений наблюдаются и в прыжках. Поэтому они долго не могут научиться прыгать на одной ноге, перепрыгивать с места на место на двух ногах и т.п. Прыжки вызывают у них чрезмерное напряжение и сосредоточенность. При метаниях некоторые умственно отсталые дети очень резко сжимают мяч и производят движение рукой, не выпуская мяча.

У дошкольников с нарушением интеллекта ярко наблюдается выраженная недостаточность статической координации. Они испытывают большие затруднения в принятии определенной позы, не могут выдержать ее более 1-2 с. Во время удержания позы они качаются, падают, сходят с места и т.п. У них наблюдается общая напряженность мышц.

Развитие основных движений, умственное развитие, в частности совершенствование внимания, восприятия, памяти, речи и т.д. Формирование правильной осанки, развитие координации и точности движений, ориентировки в пространстве, чувства ритма.

Для дошкольников с умственной отсталостью необходимы разнообразные упражнения, развивающие у них координацию и точность движений, ориентировку в пространстве, чувство ритма.

На первых годах обучения, а также при разучивании новых движений целесообразно использовать не только показ движения, но и совместное его выполнение с ребенком. При этом выполняемые действия должны сопровождаться словесным объяснением. Словесную инструкцию можно использовать лишь тогда, когда дети владеют движениями, могут их самостоятельно выполнить, хотя сначала предварительно целесообразно демонстрировать детям каждое называемое действие.

Упражнения, вызывающие процесс торможения (внезапная остановка, перемена положения тела); упражнения на ловкость, быстроту реакции; прыжки с поворотами; круговые движения головой; упражнения со скакалкой; бег, ходьба с закрытыми глазами; упражнения на дыхание и расслабление.

«Что пропало»

Цель: активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти.

«Кот и воробушки»

Цель: развитие быстроты реакции, равновесия, способности детей к звукоподражанию.

«Узнай друга»

Цель: развитие тактильных ощущений, слухового внимания, памяти, умения ориентироваться в пространстве.

«Невод»

Цель: улучшение координации движений, формирование способности вести совместные действия с партнером, развитие точности движений.

«Ручей»

Цель: обучение детей выполнению согласованных быстрых коллективных действий.

«Догони обруч»

Цель: развитие быстроты и ловкости, глазомера.

Нарушения зрения

Нарушение зрения отрицательно сказывается на формировании точности, скорости, координации движений, развитии функций равновесия и ориентации в пространстве. Нарушения зрения приводят к отклонениям в формировании чувства ритма.

Формирование пространственной ориентировки и развитие движений. Охрана остаточного зрения, а также его развитие и использование.

Дети могут участвовать почти во всех играх совместно с детьми, обладающими нормальным зрением. Однако для детей, страдающих высокой степенью близорукости и некоторыми другими глазными заболеваниями, следует ограничивать (после консультации с офтальмологом) физическую нагрузку и участие в играх, требующих резких движений.

На занятиях с детьми, имеющими зрительную патологию, педагог должен тщательно продумывать свое местонахождение в зале во время объяснения и выполнения детьми различных заданий.

Общеразвивающие упражнения на развитие координации движений, формирование осанки, расслабление; упражнения с цветными предметами.

«Найди мячик»

Цель: развитие способности ориентироваться на локализованный звук без посторонней помощи.

Игра проводится вдвоем: взрослый и ребенок.

Инвентарь: озвученный мяч (с бубенчиком внутри).

«Паровозик»

Цель: развитие внимания, координации движений, умения обращаться с предметом, освоение симметричных и асимметричных движений.

«Попади в мишень»

Цель: развитие слуховой памяти и меткости.

«Догони меня»

Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве на движущийся звук.

Игра проводится вдвоем: взрослый и ребенок.

Инвентарь: площадка без препятствий размером 5×5 метров, колокольчик.

«Коршун и наседка»

Цель: развитие быстроты, координации движений и умения ориентироваться в пространстве.

Нарушения слуха

Глухие и слабослышащие дети отличаются от своих слышащих сверстников отставанием в физическом развитии, формировании движений, а также нарушениями в осанке. Слабослышащие и глухие дети отстают от слышащих сверстников по координации движений. В ходьбе они широко расставляют ноги, шаркают, неустойчивы, замедленны в движениях. Для бега глухих и слабослышащих детей, так же как и для ходьбы, характерны специфические особенности: шарканье ногами, боковые раскачивания, раскоординация движений, неустойчивость, непрямолинейность и др. Многие дети не могут сделать подряд несколько прыжков на месте. Они теряют равновесие, слишком напрягаются, отталкиваются поочередно то одной, то другой ногой и т.д. В прыжках дети не умеют правильно приземляться, делают это жестко, на прямых ноги, на полную ступню. Лазанье по гимнастической стенке у детей с нарушениями слуха отличается раскоординацей, замедленностью, неуверенностью, боязнью высоты.

Формировать у детей устойчивость, равновесие при ходьбе, беге и прыжках, формировать правильную осанку.  Учить отличать громкие, ритмичные, частые и редкие звуковые сигналы и соотносить их с бегом и ходьбой. Воспитывать у детей чувства ритма.

В каждое занятие физическими упражнениями обязательно включается ходьба, бег, широко применяются прыжковые упражнения. Различные упражнения на формирование осанки в обязательном порядке включаются во все занятия: упражнения, выполняемые детьми в исходном положении лежа на животе, подтягивания на руках по гимнастической скамейке и наклонной доске. Также на занятиях широко применяются задания, специально направленные на тренировку равновесия. Занятия со слабослышащими дошкольниками сопровождаются звуковыми сигналами.

 «Челнок»

Цель: развитие быстроты и точности движений, умение ориентироваться в пространстве, передвигаться разными способами.

«Запрещенный цвет»

Цель: развитие быстроты двигательной реакции, внимания, навыков счета и произношения слов, умения различать цвет и форму геометрических фигур.

«Догони меня»

Цель: развитие внимания, приобретение навыков ловли и передачи мяча, развитие умения ориентироваться в пространстве.

«Поймай мяч»

Цель: развитие внимания, памяти, приобретение навыков в бросках и ловле мяча.

Нарушения опорно-двигательного аппарата

Для большинства детей характерна повышенная утомляемость. Они с трудом сосредотачиваются на занятии, быстро становятся вялыми или раздражительными, при неудачах отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство: они начинают суетиться, усиленно жестикулировать, гримасничать; у них насильственные движения, появляется слюнотечение. Произвольная деятельность у таких детей формируется очень медленно. Малая подвижность в повседневной деятельности замедляет формирование двигательных навыков и умений, значительно обедняет двигательный опыт ребенка.

Создавать условий для самостоятельной двигательной активности детей. Учить детей согласовывать свои движения с заданным ритмом. Развивать двигательные навыки, которые более всего необходимы в жизни, а именно навыки и умения, обеспечивающим ребенку ходьбу, предметно-практическую деятельность, самообслуживание.

При проведении фронтальных занятий по развитию движений и подвижных игр следует избегать длительного пребывания детей в одних и тех же позах, не допускать долгих объяснений заданий, так как это утомляет детей и снижает их двигательную активность. Не следует также чрезмерно возбуждать детей, потому что возбуждение обычно усиливает мышечное напряжение и насильственные движения. В ходе физкультурных занятий нельзя проводить упражнения, которые могут вызвать переразгибание суставов, усилить приведение и внутренний поворот бедер, асимметричное положение головы и конечностей, а также те, выполнение которых требует длительного наклона головы вниз,  постоянного использования руки и ноги.

Крайне важно избегать даже незначительных ушибов головы.

Среди корригирующих упражнений наибольшее значение имеют дыхательные упражнения на расслабление; нормализацию поз положений головы и конечностей; развитие координации движений, функций равновесия; коррекцию прямостояния и ходьбы, развитие ритма и пространственной организации движений. Многие движения полезно выполнять под счет, хлопки, музыку.

В ходе выполнения движений не должно быть длительной задержки дыхания у детей.

Используются также игры с фитболом – способствуют формированию мышечного корсета, коррекции деформаций позвоночника, расслаблению (за счет вибрации) спастичных мышц, развитию равновесия и координации движений, формируют двигательные навыки, положительно влияют на эмоционально-волевую сферу.

«Кто быстрей»

Цель: развитие мелкой моторики кисти, быстроты и точности движений.

«Перестрелка»

Цель: развитие координации движений и точности попадания мяча в цель.

«Горячий мяч»

Цель: формирование вертикальной позы в положении сидя, развитие равновесия, координации движений, внимания.

Инвентарь: фитбол.

«В кругу»

Цель: развитие меткости, глазомера, координации движений, умения концентрировать и переключать внимание, согласованности действий.

Игровые упражнения:

«Большие ноги»

Ходьба по кругу, руки на поясе.

Бег по кругу.

Ходьба с выпадами.

Большие ноги идут по дороге:

Топ-топ-топ, топ-топ-топ.

Маленькие ножки

Бегут по дорожке:

Топ-топ-топ, топ-топ-топ.

Огромные ноги

Шагают по дороге:

Топ-топ-топ, топ-топ-топ.

«Город-угадайка»

Все идут, идут, идут

Ходьба по кругу, взявшись за руки.

В город «Угадайка».

Там звери разные живут,

Какие — отгадай-ка!

Упражнение-загадка «Дятел»

Инструкция.

Тук-тук-тук, тук-тук-тук.

Кто же будит всех вокруг?

Ходьба с хлопками перед собой.

Нарушения речи

В зависимости от типа речевого расстройства психомоторное развитие этих детей может практически не отличается от здоровых детей, могут быть нарушены темпоритмические характеристики (при заикании), дети с таким сложным дефектом, как алалия, отстают от своих сверстников по всем компонентам психомоторики (статическая и динамическая координация, одновременность и точность движений и т.д.) на один-два года.

Тяжелая походка (на всю стопу), боковое раскачивание тела, полусогнутые ноги, опускание головы, неравномерность шагов обычно бывают главной проблемой детей с задержкой речевого  развития.

Учить детей выполнять упражнения в определенном ритме, координируя движения и речь. Учить правильно дышать при выполнении физических упражнений. Формировать правильную осанку. Развивать мелкую моторику рук, мышцы кисти.

Для детей с речевыми расстройствами автоматизацию движений необходимо проводить с речевым сопровождением, т. е. при проговаривании различных стихотворных текстов. Полезно  разучивать комплексы под пение или с фортепиано, где музыкальный руководитель играет «под детей». Упражнения на активное расслабление и напряжение мышц необходимы в работе с этой категорией детей. Упражнения на формирование правильной осанки. Также необходимы дыхательные упражнения.

Физическое воспитание в группах заикания имеет особенности. В таких группах дети находятся в определенном режиме. Физкультурные занятия должны учитывать все речевые режимы. Например, в период шепотной речи занятия строятся так, чтобы основная часть упражнений выполнялась лежа на полу. Используются игры малой подвижности, большой объем занимают упражнения на расслабление. Этот режим длится в течение октября и ноября. В этот период уделяется повышенное внимание индивидуальным занятиям каждого ребенка. В дальнейшем, с переходом на режим сопряженной речи, деятельность детей  на занятиях становиться более активной.

Упражнения на развитие мелкой моторики также должны занимать значительное место в процессе физического воспитания дошкольников.

«Замок»

Цель: развитие у детей моторики мелких мышц кисти, устной связной речи, памяти, воображения.

«Письмо на ладони»

Цель: развитие тактильной чувствительности ладоней, внимания, пространственных представлений.

«Чья лошадка быстрее»

Цель: развитие координации и быстроты движений крупных и мелких мышечных групп, формирование правильной осанки, тренировка внимания, улучшение зрения и слуха, их координация с движениями туловища и конечностей.

«Голуби»

Цель: воспитание у детей навыков метания, развитие координации движений крупных и мелких мышечных групп, ловкости, глазомера.

«Перышки»

Цель: формирование правильного носового дыхания.

«Совушка»

Цель: формирование стереотипа правильной осанки, предупреждение нарушения осанки, развитие связной устной речи.

«Слушай внимательно»

Цель: развитие внимания, координации, умение сохранять правильную осанку и равновесие.

Речитативно-игровая композиция «Город-угадайка»

Источник