Отказ от пищи ребенком до 1 года

Отказ от пищи ребенком до 1 года thumbnail

Почему у грудничка исчез аппетит?

Малыши первого года жизни еще не знают слов «не хочу». Для них еда – это жизненная необходимость. Отказ от обеда и ненавистной манной каши придет позже, если вообще придет, и бороться с ним нужно будет совсем иначе, чем с потерей аппетита у малыша в первые месяцы его жизни.

Интересно:

Аппетит (от лат. appetitus – стремление, желание) – это ощущение, связанное с потребностью в пище, а также физиологический механизм, регулирующий поступление в организм пищевых веществ.

7 причин снижения аппетита малыша на ГВ

  1. Заболевания полости рта. Если у малыша развился стоматит, молочница или воспалились десны, потому что режутся зубки, ему попросту больно захватывать сосок и есть.

    Что делать? Обратиться за консультацией к специалисту и провести необходимое лечение.

  2. Насморк. Заложенный нос – одна из самых частых причин снижения аппетита у малышей. Даже если ребенок голоден, процесс кормления связан с неудобством, ведь дыхание затруднено.

    Что делать? Обратиться за консультацией к специалисту.

  3. Отит. Когда воспаляется ухо, процесс сосания становится очень болезненным. А если еще и повышается температура тела, то аппетит из-за интоксикации пропадает совсем.

    Что делать? При малейшем подозрении на отит срочно обратиться к специалисту.

  4. Болезни горла. Фарингиты, тонзиллиты и ларингиты – вещь очень неприятная. И даже если у малыша нет кашля, это не исключает их наличия. Малыш может с удовольствием сосать, но глотать ему больно. И опять же: при повышении температуры ему совсем не до еды.

    Что делать? Обратиться за консультацией к специалисту и провести назначенное им лечение.

  5. Усиленная перистальтика. Мамы знают, что грудничок может пачкать подгузник после каждого кормления: сосание запускает процесс сокращения кишечника. Иногда у малышей так сильно усиливаются перистальтика и газообразование в момент кормления, что им становится больно – и тут уже не до еды. Кроме всего прочего, данные симптомы могут быть проявлениями пищевой непереносимости или других проблем.

    Что делать? Обратиться к педиатру. По рекомендации специалиста можно давать малышу перед едой специальные препараты. Облегчить состояние малыша помогают массаж животика по часовой стрелке и кормление лежа – кожа к коже.

  6. Вкус молока. Известно, что вкус грудного молока во многом зависит от того, что ест мама. На вкус молока может влиять гормональный статус женщины, физические нагрузки, психологическое состояние и, конечно же, использование косметики в области груди.

    Что делать? Пересмотреть ежедневный рацион, ограничить использование косметических средств перед кормлением. При необходимости – обратиться за консультацией специалисту.

  7. Индивидуальные особенности мамы. Иногда плохой аппетит крохи связан с тем, что ему просто трудно добраться до молока или, напротив, грудь чересчур переполнена – и он не может захватить сосок.

    Что делать? Искать удобную для малыша позу, чаще прикладывать к груди, обратиться за помощью к консультанту по грудному вскармливанию.

Отказ от пищи ребенком до 1 года

Другие факторы

Как видите, основная причина плохого аппетита у грудничка – это болезнь в том или ином проявлении.

Нередко у грудных малышей болезни протекают скрыто – и единственным симптомом бывает именно отказ от еды (например, при таком заболевании, как пиелонефрит – воспаление почек). Поэтому резкое снижение аппетита у малыша или вообще его отказ от еды всегда должен насторожить маму и послужить поводом для обращения к специалисту.

Однако бывают ситуации, когда плохой аппетит не связан с недомоганием. Так, аппетит может снизиться, потому что изменился режим дня.

Прислушивайтесь к своему малышу, наблюдайте за ним. Важно научиться понимать, что является индивидуальной особенностью его аппетита – неторопливое длительное сосание или стремительное быстрое, а что «приобретается» в виду недомогания, болезни или изменений в образе жизни.

Отказ от пищи ребенком до 1 года

Как улучшить аппетит

  • Ежедневное активное купание с элементами плавания.
  • Длительные прогулки на свежем воздухе.
  • Гимнастика, в том числе динамическая.
  • Стимулирование двигательной и познавательной активности – игры, ползание.

Источник

Известнейший детский врач рассказывает, когда плохой аппетит – это нормально, а в каких случаях – повод насторожиться.

Любая мама воспринимает отказ малыша от еды как сигнал тревоги. Ведь стремление накормить свое потомство – один из сильнейших инстинктов, заложенных в нас природой. Вот почему в семьях, где растут так называемые «малоежки», родители, бабушки и дедушки знают тысячу способов впихнуть в малыша еду. Но насколько это правильно?

Об этом расскажет известный детский врач, кандидат медицинских наук, телеведущий Евгений Комаровский.

– Если малыш здоров и весел, но при этом ничего не ест или ест мало – это не его проблема, а ваша, – подчеркивает Евгений Олегович. – Не сравнивайте своего ребенка с другими. Важнейший вопрос, который вы должны себе задать, звучит так: «Ребенок не хочет есть или не может?» Первое – абсолютно нормально, а вот второе, как правило, означает, что у малыша непорядок со здоровьем.

Нормально

  • Ребенок отказывается от еды, потому что занят (играет, смотрит мультик), только что проснулся и не успел проголодаться, слишком возбужден, чтобы есть.
  • Малыш не ест, потому что болен. Когда организм борется с инфекцией или вирусом, снижение аппетита – это естественно. Ни в коем случае не заставляйте ребенка есть, лучше следите за тем, чтобы он больше пил, и сосредоточьтесь на лечении болезни, а не на том, чтобы запихнуть в малыша суп или кашу.
  • Избирательный аппетит, особенно на первом году жизни. Обычно он отражает потребность организма в определенных продуктах. Многие дети в 6-10 месяцев отказываются от овощных блюд, предпочитая им молочные, и это вполне нормально. Однако чем старше становится ребенок, тем чаще избирательный аппетит – это следствие приобретенных привычек. Если мама предлагает дошкольнику суп, но он упорно требует жареную картошку и в конце концов со скандалом получает ее, то в следующий раз он на суп даже не взглянет. Что делать? Не давать есть между основными приемами пищи. Не кормить, пока ребенок не проголодается настолько, чтобы съесть суп.
  • Ребенок не ест, потому что почти не тратит энергию. Вот почему многие дети гораздо охотнее едят все, что им предложат, в выходные, когда они больше гуляют и двигаются.
  • Аппетит может изменяться периодически – например, повышаться под действием гормонов роста, когда идет активизация обменных процессов в организме.

Делать что-то специально для улучшения аппетита не нужно, а отказ малыша от еды не стоит воспринимать как трагедию

Ненормально

Иногда ребенок хочет есть, но не может. Чаще всего это относится к грудным детям. Причины могут быть разными:

  • проблемы с поступлением еды: плоский сосок, «тугая» грудь и т. д.;
  • проблемы в полости рта, когда сосание, жевание или глотание вызывает боль: стоматит, молочница, воспаление десен в связи с прорезыванием зубов, просто зубная боль, воспалительные процессы в области глотки (тонзиллит, фарингит);
  • проблемы в кишечнике: иногда у грудных детей после начала сосания резко усиливается перистальтика кишечника, а при повышенном газообразовании, склонности к запорам, наличии воспалительных процессов это может провоцировать боли в животе;
  • нарушение дыхания: если у малыша «забит» нос, то в процессе сосания появляется весьма ощутимый дискомфорт, поскольку дыхание через рот становится невозможным;
  • вкус еды (суп слишком соленый, кормящая мама поела чеснока, что отразилось на молоке, и т. д.) или индивидуальная непереносимость конкретного продукта (не может ваш ребенок проглотить даже ложку манной каши – не заставляйте!);
  • физические характеристики пищи: горячая, холодная, кусочки крупные, а жевать еще не научились, вот и давимся.

Часть этих проблем родители могут решить сами, часть – с помощью врачей. В любом случае это опять-таки не повод кормить ребенка насильно.

Еще одна причина отказа от еды, характерная для девочек-подростков. Она обусловлена психологическими проблемами – юная девушка начинает бороться с полнотой. Задача родителей – с помощью специалиста (детского психолога, врача-психиатра) устранить истинную причину болезни

ЧТО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ

  • Не пытайтесь сломить сопротивление ребенка, угрожая ему разного рода санкциями, строгим дядей-милиционером и т. д.
  • Не превращайте еду в игру (ложка – это автомобиль, а рот – гараж для него и т. д.).
  • Не пытайтесь отвлечь малыша книжкой или мультиками, параллельно скармливая ему все, что лежит на тарелке.
  • Не обещайте награду за то, что съест всю порцию (игрушку, прогулку, поход в цирк).
  • Не совмещайте еду с увлекательным зрелищем – пением бабушки, танцами дедушки.

Помните: значительная часть съеденного через силу, без аппетита, толком не переваривается и не усваивается.

Подробнее о том, от чего зависит детский аппетит, читайте на официальном сайте Евгения Комаровского komarovskiy. net в разделе «Статьи» -> «Я кушать не хочу» и «Видео» -> Выпуск Школы доктора Комаровского «Я кушать не хочу» (12+).

И узнавай новости Ижевска там, где удобно.

Источник

Сколько раз уже твердили педиатры, диетологи, продвинутые родители: если в доме есть еда, ребенок голодным не останется. Но родителей, которые заставляют детей есть, не убавляется. Почему ребенок отказывается от еды? Потому что родители придают питанию ребенка слишком большое значение.

Ребенок не хочет есть. Почему нельзя заставлять?

Каждый из нас знает хотя бы одного привереду. Ведь в возрасте от двух до пяти лет малыши все такие! Может быть, у вас дома есть такой привередливый едок прямо сейчас.

Некоторые дети в принципе едят далеко не всё, например, предпочитают продукты из белой муки (хлеб и макароны) или еду с определенной текстурой либо вкусом. Некоторые требуют, чтобы им давали одну и ту же пищу все семь дней в неделю. Взрослые не выдержали бы такого однообразия, а ребенка успокаивает одинаковая пища.

У детей бывают такие периоды в жизни, когда они особенно привередливы к пище. Когда они говорят: “Мне это не нравится!”, они всего лишь заявляют о своем праве принимать решения. В таких случаях они ощущают, что контролируют ситуацию. Прием пищи – один из немногих моментов в течение дня, когда дети могут взять власть в свои руки (а еще когда они ходят в туалет, выбирают, что надеть, и ложатся спать).

В наше время много думают о здоровье (может быть, и к лучшему), и родителей волнует, что и в каком количестве едят их дети. Они боятся, что дети недоедают, или что в их рационе не хватает полезных компонентов, или что они съедят лишнее. Поверьте, никто из наших дедушек и бабушек (а возможно, и родителей) вообще не замечал, что мы едим. Они подавали еду на стол, а мы ее ели.

Когда мы кормим наших детей, то выражаем им свою любовь, но и власть над ними. “Еще два кусочка”, “Сначала морковка, а потом хлеб”, “Ты разве уже наелся? Как так? Не может быть!”. Однако такой подход мешает нашим детям выработать привычку питаться правильно. Только сам ребенок знает, голоден он или уже наелся, и если вы заставляете его есть (“Ну еще один кусочек”), он не научится распознавать сигналы голода, которые подает ему организм.

Конечно, история нашей собственной жизни оказывает влияние на взаимоотношения с детьми. Вы в детстве страдали ожирением? Вы были привередливы в еде? В семье случались конфликты по вопросам питания? Чужие люди высказывались по поводу того, что вы ели или отказывались есть? Все это подсознательно влияет на то, как вы организуете питание ребенка, и предопределяет ваши реакции на то, как он ест.

Часто ко мне обращаются родители, озабоченные тем, что их привереда не получает достаточного количества питательных веществ во время еды. Я прежде всего спрашиваю, тревожит ли это их педиатра. Обычно отвечают, что нет. Значит, это стремление быть хорошими родителями заставляют нас насильно скармливать ребенку определенное количество пищи или бегать за ним с ложкой в руке.

Помните: всякий раз, когда мы пытаемся подкупить детей или уговорить что-то съесть либо предлагаем одно блюдо в награду за другое (“Доешь курицу, и я дам тебе торт”), мы разрушаем все, к чему они стремятся. Дети “читают” наши поступки так: “Ты сам не знаешь, что для тебя лучше, это знаю только я”.

Вместо того чтобы ввязываться в конфликты, позаботьтесь о том, чтобы у малыша закрепились правильные пищевые привычки, которые он пронесет через всю жизнь, и чтобы он приобрел опыт независимого выбора, то есть сам решал, голоден он или нет. Как мама повзрослевших детей могу утверждать: совсем скоро ваши сегодняшние дошкольники будут есть сами в гостях у друзей или перекусывать дома, а вы об этом даже не узнаете.

Диетологи утверждают, что контроль за питанием детей часто приводит к негативным последствиям: они могут взбунтоваться, начать скрытно есть нездоровую пищу, неверно интерпретировать сигналы организма о голоде. Важно, что ест ваш ребенок на протяжении семи-десяти дней, а не что он ест в данный момент.

Как накормить ребенка и получить удовольствие: 12 шагов

Я искренне верю, что совместная трапеза может быть приятной, даже если за столом сидят дошкольники. Взрослым всего лишь необходимо поменять свои ожидания относительно того, как нужно есть вместе. Если не выяснять, кто главный, во время еды, предоставить детям некоторый выбор и сделать прием пищи поводом для общения, то дети смогут научиться хорошо (и даже замечательно) и правильно питаться.

Всегда ешьте за столом. Детям нужен порядок, чтобы научиться питаться по правилам, а стол – специальное место для приема пищи. Получив приглашение сесть за стол, они понимают, что пришло время поесть и надо отложить все другие дела. Нельзя разрешать малышам смотреть во время еды телевизор или пользоваться гаджетом. Во время еды – только еда и общение и больше ничего.

Сидите на своих местах. Дошкольникам нравится сидеть на одном и том же месте, и остальных они тоже хотят видеть на постоянных местах. Это сродни режиму: стабильность успокаивает. Когда у каждого члена семьи есть свое место, формируется своеобразный ритуал, настраивающий на прием пищи.

Сидите рядом с детьми, ешьте мало. Возможно, вам не захочется есть в пять или полшестого вечера или будет некомфортно от суеты, которую создает малыш. Это можно понять. Но поскольку еда – это общение и поскольку дети усваивают правильный порядок действий, подражая взрослым, даже если это для вас не главный прием пищи, важно, чтобы вы сели за стол вместе с ребенком и перекусили чем-то легким. Иначе как они научатся правильно вести себя за столом, если у них не будет образца для подражания?

Обсуждайте за столом все, кроме еды. Так ребенок научится общаться и не обращать внимания на то, что он ест. Некоторым родителям трудно на это настроиться. Но представьте, что бы вы чувствовали, если бы ваши друзья стали комментировать то, как вы едите. Или, может, вы помните, как вас обсуждали родители: “Что, невкусно? Почему ты так мало съела?”. Вообще-то дети съедают гораздо больше, если никто к ним не присматривается и не делает замечаний.

Обсудите, что происходило сегодня днем или чем дети займутся на выходных, что-то для них актуальное. “Я думала о нашей прогулке в парке. Помнишь ту собаку, которую мы видели? Она так громко лаяла”. Такие беседы за столом доставляют удовольствие и учат детей вести себя в обществе других людей. При этом дети едят, не думая о самой еде. Однако не нужно ждать от ребенка, что он всегда будет участвовать в разговоре. Вы можете говорить в основном сами.

Когда ребенок поел, его время за столом закончилось. Большинство детей, особенно двух и трех лет, не будут сидеть за столом, если они все съели, и неразумно ждать этого от них. Скажите им: “Ты знаешь, что наелся. Если все – иди поиграй. Ужин закончен”. Так вы покажете, что доверяете детям самим решать, когда они наелись. И еще вы закрепите важную установку: сидят – когда едят, встают – когда наелись.

Малыш кидает еду? Это значит, что он уже сыт. Вы можете прокомментировать его поведение так: “Я вижу, ты наелся. Можешь выходить из-за стола”. Уберите тарелку ребенка, чтобы он понял, что вы имеете в виду. Если он кидает еду, едва начав есть, предлагаю сказать: “Мы не бросаемся едой. Если ты доел, я забираю твою тарелку”, чтобы ребенок имел возможность еще поесть. Но если он не прекращает – значит все.

Вы покупаете еду, вы ее подаете на стол. Если вы довольны тем, что попадает на стол, то подумайте, почему вас волнует вопрос о том, что вы едите. У маленьких детей аппетит меньше, чем мы предполагаем, и невозможно предугадать, что именно они съедят. Лучше положить на тарелку разную еду, и пусть ребенок сам выберет, что ему хочется. Некоторые начнут привередничать и вообще ни к чему не притронутся; уважайте это решение.

Пройдитесь с ребенком по магазинам. Сходите в продуктовый магазин или на рынок, где продается фермерская продукция. Пусть ребенок поймет, откуда в доме берется еда, и почувствует гордость, что делает то же, что и взрослые.

Не будьте занудой-поваром. Если ваш ребенок отказывается от какой-то пищи, но вы позволили ему выбрать из того, что он точно ест, тогда он может принять решение самостоятельно. Всегда подавайте на стол как минимум одно его любимое блюдо (у моих детей это был хлеб!). Иными словами, не надо указывать ребенку, что и в каком количестве есть, как только пища оказалась на столе.

Не обещайте ребенку лакомства для того, чтобы он доел основное блюдо. Сладости слишком привлекательны и полностью займут мысли малыша. Он начнет их клянчить и ни о чем другом даже думать не захочет. Избегайте этого и не заманивайте его никакой едой. Лучше пусть вся пища воспринимается одинаково. Вы все еще воюете за столом? Пусть дома не будет той еды, которая провоцирует конфликты.

Не рассчитывайте на хорошие манеры в этом возрасте – демонстрируйте их сами. Ваш ребенок берет пример с вас. Если вы относитесь к нему с уважением, сами говорите ему “пожалуйста” и “спасибо” и хорошо ведете себя за столом, он научится вежливости, когда станет старше.

Ребенок ничего не ест? Рецепт идеальной трапезы

Когда дети взрослеют, встреча за столом – это время для того, чтобы обсудить события дня. Редко кто из детей отвечает на прямо заданный им вопрос (в любом возрасте), но большинство из них с удовольствием поболтают за едой, если на них никто не давит.

Пока ваши дети еще столь юны, попробуйте привить им правила поведения, на которые можно будет опираться позднее, когда они подрастут и смогут сказать гораздо больше. Со своими маленькими детьми я играла за столом в игру “У кого что смешного, плохого, хорошего или странного произошло сегодня днем?”. Так легче разговориться. И это подразумевает, что за день может случиться всякое – и плохое, и хорошее.

Часто разговор начинал мой муж. Он рассказывал о чем-нибудь простом: “Я сегодня увидел кое-что удивительное. Два пожелтевших листочка на дереве, а ведь еще только август на дворе!”. Это помогало растопить лед. Потом мальчики начинали делиться тем, что произошло с ними, иногда перебивая друг друга.

Во время разговора пусть ваш ребенок сам решает, когда он уже наелся; так он научится утолять свой голод и реагировать на связанные с этим сигналы насыщения. Если ваш малыш быстро выскакивает из-за стола, съев кусочек-другой, просто уточните: “Тебе виднее, наелся ты или нет. Ты уверен, что больше не хочешь?” и напомните, что тогда обед окончен! Со временем дети научатся есть тогда, когда им потребуется, но лишь в том случае, если мы, родители, не вмешиваемся в это постоянно.

Суть подхода такова: не присматривайтесь к тому, что дети едят. Просто ставьте еду на стол, разговаривайте и наслаждайтесь общением. Я знаю, это легче сказать, чем сделать. Но так отношения в семье улучшатся.

Источник

Читайте также:  Как заваривать шиповник для ребенка 1 года