Отчет речь в умственном развитии ребенка

Доклад

Развитие речи – основа умственного воспитания детей

Выполнила: воспитатель

 Хорлунова Наталья Владимировна

Воспитатель, Хорлунова Н. В.

Доклад.

Развитие речи – основа умственного воспитания детей

Умственное развитие ребёнка происходит как в общения с взрослыми, игр со сверстниками, так и в процессе систематического обучения. Важнейшую роль при этом играет осуществляемый на занятиях в детском саду процесс умственного воспитания. Умственное воспитание ребёнка выступает не только как овладение им знаниями и способами мыслительной деятельности, но и как формирование определённых качеств личности.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, который существенно влияет на умственное развитие ребёнка. Дошкольное детство является оптимальным периодом в умственном развитии человека. Установлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста очень высоки: дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и их внутренние существенные связи и отношения.

Большое значение для умственного воспитания имеет разработка предметного содержания мыслительной деятельности детей. В ряде исследований показано, что в среднем и старшем дошкольном возрасте оно приобретает значительную широту. Одна из линий усложнения этого содержания может быть представлена как последовательное овладение детьми, следующими основными отношениями действительности: 1) «часть – целое», 2) «предмет – предмет», 3) «предмет – система предметов».

Планомерное и систематическое обогащение знаний детей осуществляется воспитателем, прежде всего на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим, на которых они учатся объединять полученные на занятиях и в повседневной жизни разрозненные знания, факты, систематизируя их в единое целостное представление об окружающей действительности.

На занятиях по воспитанию звуковой культуры речи дети учатся чётко и правильно произносить звуки, слова, правильно пользоваться голосовым аппаратом, учатся слышать в словах отдельные звуки, различать их на слух и в произношении.

В процессе формирования звуковой культуры речи воспитатели используют разнообразные речевые средства: игры, связанные с речью, чистоговорки, загадки, пословицы, потешки, стихи, считалки. При умелом и правильном подборе они способствуют не только формированию правильного звукопроизношения, выработке чёткой дикции, развитию артикуляционного и голосового аппаратов, развивают фонематический и речевой слух, но и воспитывают детей в умственном плане: расширяют кругозор, уточняют и обогащают знания и представления об окружающей действительности, явлениях общественной жизни. Поэтому занятия по воспитанию звуковой культуре речи желательно проводить на таком речевом материале и строить таким образом, чтобы они, помимо решения своей основной задачи, способствовали в различной степени и умственному воспитанию дошкольников.

В развитии словаря большое место занимают занятия по ознакомлению с окружающим с природой, различные наблюдения, экскурсии, беседы, в ходе которых у детей формируются и уточняются знания и представления. Познавая окружающий мир, ребёнок, усваивает точные названия (обозначения) предметов и явлений, их качеств и взаимосвязей.

Необходимо уже с младшего возраста уделять внимание качественной стороне развития словаря, т.е. решать следующие задачи 1) работать над правильным понимание смысла слов; 2) расширять запас синонимов и антонимов; 3) формировать умение употреблять слова, правильно сочетая их по смыслу; 4) активизировать в речи детей такие части речи, как прилагательные и глаголы.

В дошкольном учреждении осуществляется целенаправленное педагогическое руководство умственным и речевым развитием детей. Программой предусматриваются специальные занятия, на которых ребёнка учат правильно говорить. Только при комплексном решении задач умственного и речевого развития в тесной взаимосвязи задач обучения разным сторонам языка при правильном соотношении коллективных и индивидуальных форм обучения, возможно, обеспечить гармоничное речевое развитие в частности формирование полноценных словообразовательных навыков и умений. При усвоении способов словообразовании важнейшей задачей является воспитание интереса к слову, чуткости его семантике и форме, создание широкой ориентировки в формально-семантических отношениях между одно структурными и однокоренными наименованиями, опыт творческого применения знаний и умений. Без этой основы невозможно сформировать грамматически правильные способы словообразования. Развитие связной речи является одной из центральных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Программа детского сада ставит перед воспитателем задачу научить каждого ребёнка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь дошкольника должна быть живой, эмоциональной, выразительной. Требование к связному высказыванию детей дошкольного возраста предполагают владение лексикой, грамматикой, стилистикой, нормами звуковой культуры речи. Развитие связной речи возможно лишь на основе овладения родным языком освоения его звуковой стороны, определённого словарного запаса, грамматического строя речи. В старшем дошкольном возрасте, когда дети достигают высокого уровня в практическом владении родным языком «Программой воспитания и обучения в детском саду» предусматривает обучение членению предложений на слова и составлению предложение из слов, т.е. приобретение умений проводить анализ и синтез предложения. Для этого дети должны осознавать, что наша речь состоит из отдельных слов, которые следуют одно за другим. Эта работа важна не только в плане подготовки к обучению грамоте. При правильной организации и методике проведения занятий работа над лексическим составом предложения способствует обще речевому и умственному развитию детей. Таким образом, проводимая работа не только подготавливает детей к усвоению грамоты, но и оказывает влияние и на умственное развитие дошкольников развитие умственной активности на формирование осознанного отношения к своей речи. Вместе с этим ребёнок учится сознательно и произвольно строить свою речь, выбирать средства языка для более точного выражения мысли. Воспитание умственной активности при ознакомлении старших дошкольников с речью как языковой действительностью, формирование умений осознавать речь становится существенным условием воспитания культуры речи – необходимого звена во всестороннем развитии личности ребёнка.

Источник

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №67 «Надежда»
Отчет по речевому развитию
Подготовительная к школе группа
Выполнила: воспитатель
Мальцева М.К.
Набережные Челны, 2016
Отчет по речевому развитию детей.
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решение задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Развитие познавательно – речевой деятельности считаем одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и что оно направлено на умственное развитие ребенка. Мы уверены, чем лучше будет организована познавательно – речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.
Познавательно – речевое развитие включает в себя несколько областей:
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Социально-коммуникативное развитие;
Художественно – эстетическое развитие.
Цель: развивать у детей дошкольного возраста познавательно-речевые способности (восприятие, мышление, память, внимание, воображение), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.
Задачи : 
Обогащать познавательную сферу детей информацией через ООД, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.
Обогащать эмоционально-чувственную сферу детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.
Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.
Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.
Создавать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности и познавательно-речевой деятельности.
Мы поддерживаем условия для развития познавательно-речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.
Образовательная область «Речевое развитие» предполагает:- владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;- развитие связной, грамматически правильной диалогической и  монологической речи;- развитие речевого творчества;- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. (ФГОС ДО)
Приемы и технологии, которые мы используем при формировании познавательно-речевой деятельности детей:
Наглядные –  наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, презентаций, слайдов и т.д.Практические – упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность.
Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.
Программно – методическое обеспечение.
Для осуществления поставленных задач, мы используем серии картин и сюжетных картинок:
ЗимаЗимние забавыМамы и деткиДикие животныеДомашние животныеЖивотные на фермеРасскажите детям о хлебеАвтомобильный транспорт
Птицы Космос
Спортивный инвентарь Герои сказокФрукты Наглядно – дидактическое пособие по художественному творчеству.
Мы понимаем, что речевая среда – это семья, детский сад, взрослые и ровесники, с которыми постоянно общается ребенок. Поэтому всегда разговариваем четко и грамотно, чтобы наша речь была примером для дошкольников.Предметно-развивающая среда имеет большое значение для развития маленьких, еще не читающих детей, особенно в их самостоятельной деятельности. Поэтому мы обогатили среду и обеспечили ее средствами разнообразной деятельности ребенка
Методы речевого развития.
Чтение и рассказываниеДидактические игрыНаблюдение в природе, Игры-драматизации
ИнсценировкиОбобщающая беседаРассказывание без опоры на наглядный материалХороводные игрыЗаучивание наизусть
Наблюдения
Экскурсии
Пересказ
Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок. Поэтому мы ставили следующие цели:
– Формирование умений и навыков по составлению рассказов по картине и сюжетным картинкам;- Обогащение словаря и формирование грамматического строя речи детей в процессе работы с картиной и сюжетными картинками . 
Развитие речи посредствам художественной литературы
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей оказываетогромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка. В планирование образовательной деятельности мы каждый день включаем чтение художественной литературы.
Развитие речи средствами дидактической и развивающей игры
По средствам дидактической игры мы развиваем речь детей: пополняем и активизируем словарь, формируем правильное звукопроизношение, развиваем связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Театрализованная деятельность делает жизнь детей интересной содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества, знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения , развивается речь детей,появляется возможность к самореализации. За прошедший учебный год мы много раз показывали театр не только в группе, но и другим детям. Мы планируем театральную деятельность один раз в неделю.
Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. Развивается диалогическая речь.
Развитие речи на прогулке.
Прогулка – это не только важный режимный момент, но и  замечательный способ развития речи ребёнка. Территория детского сада разнообразная: здесь растут берёзы, сирень. В тёплое время года клумбы пестрят цветами. На прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами.
Прогулки и экскурсии.
В подготовительной группе мы проводим очень много экскурсий, что немаловажно в развитии речи дошкольника.
Работа с родителями.
Мы проводим беседы, даем рекомендации для заучивания с детьми дома стихов, загадок, пословиц , потешек , считалок , скороговорок ,чистоговорок; консультации и советы какие книги следует читать детям данного дошкольного возраста; организовываются тематические родительские собрания.
Программно – методическое обеспечение.
1. «Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой2. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4 -6 лет (старшая разновозрастная группа): Книга для воспитателя детского сада – М.: Просвещение 1987. -207с.3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ – 2010. – 80с.4. Гербова В.В. Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Планы занятий – М.: Мозайка-Синтез – 2009.5. О.С. Рудик Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. –М.:ТЦ Сфера, 2009. -176с.6. О.С. Рудик Развитие речи детей 4-5 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. –М.:ТЦ Сфера, 2009. -192с.7. Волчкова В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи.8. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель» 2005.-111с.9. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет – М.: ТЦ Сфера 2010. -192с.10. Ушакова О.С. Развитие речи 6-7 лет. Программа, методические рекомендации,конспекты занятий,игры и  упражнения -М.: Вентана-Граф 2008.-288с.11. Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т.С. Комаровой. / авт.- сост. В. И. Мустафаева и др.-Волгоград: Учитель, 2010.- 87с.

Источник

Анна Малева
Отчет о работе по развитию речи детей в 1 младшей группе

Начиная работу в первой младшей группея поставила перед собой такие задачи:

Задачи:

-целенаправленно обогащать словарь детей;

-развитие активной речи;

формировать:

– потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками посредством речи;

– понимания речи окружающих без наглядного сопровождения;

– способности понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения художественной литературы;

-поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности (поддерживать ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает);

-побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленными на ознакомление с ними;

-формирование умения называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках; узнавать и называть людей различного пола и возраста;

-приучать понимать речь окружающих без наглядного сопровождения.

Для реализации данных задач в своей работе мы используем:

Дидактические игры:

д/и: «Семья», «Расскажи об игрушке», «Собери картинку», «Кто где?»

«Большой – маленький», «Кто с кем живет?», «Чего не стало?» и т. д.

Игры на умение согласовывать прилагательные с существительными.Упражнение : Жёлтое …. (солнце) Пушистые (облака) Машина …какая?

Научить употреблять существительные с предлогами.Упражнение : Зайчик (под столом, над столом, на столе) Ворона (над крышей, на крыши) Мячик (под столом).

В играх с дидактическим материалом у детей закрепляются знания о величине, форме, цвете предметов, развились память, внимание, тактильные ощущения, мелкая моторика рук. Познавательная речевая активность детей развивается на непосредственной образовательной деятельности;

Игры с пуговицами Цель этих игр развивать воображение, внимание, сенсорное восприятие, усидчивость, зрительно-моторную координацию, мелкую моторику пальцев рук.

2.игровые ситуации : «Мама кормит Куклю», «Покатаем собачку на машине», «Готовим обед для Медвежонка», «Зайка заболел», «Завяжем котику бантик», «Угощение для собачки» и т. д.

3. Подвижные игры,музыкальные игры:

«Кот и мыши» или «Мыши водят хоровод», «Лошадки»,«Курочка хохлатка»

«Птички в гнездышках», «Лохматый пес», «Зайка беленький сидит»

«Зайцы и лисичка» и т. д.

4. Театрализованная деятельность

Настольный театр, пальчиковый театр.

Инсценировка русских народных сказки:

Театрализованное представление сказок:

«Колобок», «Курочка ряба» и т. д.

5. Художественная литература

Чтение и разучивание потешек: «Тили – бом», «Пошел котик на торжок»

«Киска», В. Берестова «Котенок», «Ты, собачка не лай»

Рассказывание стихотворения А.Барто:

«Лошадка», «Бычок», «Мишка», «Зайка»

Чтение р. н.сказки: «Заюшкина избушка», «Теремок»,«Репка», «Волк и козлята»

6. Большое внимание уделяется развитию диалогической речи. Вовлечение детей в разговор во время рассматриваний предметов, иллюстраций ; наблюдений за живой и неживой природой ; после просмотра мультфильмов и спектаклей.

7. Звуковая культура речи Задачи :Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные звуки (а,у,и,о,э,ы) через игровые ситуации «Кукла плачет» «Кукла поет»

8. Учим детей самостоятельно описывать игрушку.Для этого нужно : поставить игрушку, посмотреть,затем задать вопросы : 1. Что это? или кто это? 2. Какого цвета? 3. Это что у зайки? (показать на ушки, хвостик, лапки) Как можно назвать зайку?

9. Используем артикуляционную гимнастику, пальчиковые игры, самомассаж в стихотворной форме. Через эти формы работы развиваем речь, внимание, память и скорость реакции, а веселые стихи помогают снять нервное напряжение.

10. Игра с крупой. Крупа – очень полезный и приятный материал для занятий с ребенком, кроме того они способствуют развитию мелкой моторики. Д/и «Золушка», «Сухой бассейн»

11. Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений в природе. На прогулке ведется большая работа по развитию речи детей через наблюдение, беседы. .

Выводы:

В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи

-Большое внимание уделяем организации предметно-развивающей среды.

-Создаем условия для проведения дидактических игр

группе оформили пространственную среду таким образом, чтобы обеспечить простор для всех видов деятельности детей. Разнообразие, наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, мелкой моторики, воображения, активной речи.

-Расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребенка.

-В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи добилась положительных результатов в работе по данной теме, дети легко понимают речь, отвечают на вопросы воспитателя, охотно вступают в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми. Дети, играют вместе, развертывают небольшие сюжеты, активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки, сказки, некоторые пытаются исполнить их самостоятельно, у большинства детей появился интерес к чтению книг.

-В условиях современности, главной задачей образования является подготовка к школьному обучению. Данный проект помогает эффективно решать эту задачу, начиная с детьми раннего возраста.

-В разговоре с ними вспоминаем знакомые эпизоды, занимательные ситуации, побуждаю высказываться. Поддерживаю у детей желание говорить, общаться друг с другом, побуждая словами выразить просьбу, обращенную к сверстникам. Помогаю детям договориться, употребляя слова, выражающие просьбу, обещание, желание уступать друг другу. В результате интенсивно развиваются смысловая сторона речи, функция сравнения и обобщения, грамматический строй, артикуляция.

Источник