От чего зависит умственное и физическое развитие ребенка

Елена Селиванова
Взаимосвязь физического и умственного развития ребенка
В результате занятий физическими упражнениями улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, обеспечивающие восприятие, переработку и воспроизведение информации. Импульсы, посылаемые по нервам из рецепторов мышц и сухожилий, стимулируют деятельность головного мозга, помогают коре больших полушарий поддерживать нужный тонус. Напряженная поза задумавшегося человека, напряженное лицо, сжатые губы во время какой-либо умственной деятельности, свидетельствуют о том, что человек непроизвольно напрягает свои мышцы с целью более успешного выполнения поставленной перед ним задачи.
Занятия физическими упражнениями, двигательная активность способствует выработке нужного тонуса мышц, повышая тем самым умственную работоспособность.
Основным средством умственного развития в процессе физического воспитания являлись физические упражнения, не только решающие задачи физического воспитания, но и оказывающие прямое или опосредованное влияние на умственное развитие детей в процессе физкультурных занятий.
Физические упражнения для развития двигательных умений предполагают совершенствование двигательной сферы путём расширения запаса двигательных умений и навыков, являющихся базовыми в двигательном развитии ребёнка (ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания).
Развитие двигательной сферы дошкольников заключается в формировании сложнейших систем сенсорных коррекций, лежащих в основе любого двигательного акта, когда процесс выполнения двигательных действий требует постоянной регуляции центральной нервной системой неточностей и отклонений, возникающих по ходу реализации действий. Это обеспечивает участие высших психических функций в процессе овладения двигательным действием, обеспечивая положительное влияние на умственное развитие ребёнка.
Физические упражнения для развития умственной сферы непосредственно воздействуют на компоненты, являющиеся определяющими в умственном развитии детей 5-7 лет (восприятие, наглядно-образное и логическое мышление, внимание, память, речь).
Суть данных упражнений заключается в сочетании двух элементов: двигательного действия и упражнения, направленного на развитие умственной сферы ребёнка, реализуемого в форме дидактической игры.
Занятия физическими упражнениями, двигательная активность способствует выработке нужного тонуса мышц, повышая тем самым умственную работоспособность.
Интеллектуальные функции изменяются не под воздействием физической нагрузки, оказывающей непосредственное влияние на развитие физических качеств, а в процессе осуществления мыслительной деятельности, предваряющей и сопровождающей выполнение двигательной программы. В связи с этим механизм прямого воздействия на интеллектуальную сферу следует искать не столько в совершенствовании двигательных качеств, сколько в организации мыслительной деятельности детей по ходу выполнения двигательных действий.
При длительной интенсивности умственной деятельности головной мозг не в силах переработать нервное возбуждение, которое начинает распределяться на мышцы. Они становятся как бы местом разрядки мозга. Активные мышечные напряжения, выполняемые в этом случае, освобождают мускулатуру от излишнего напряжения и гасят нервное возбуждение.
Установлена корреляционная связь между интегральной способностью к координации движений (равновесием) и некоторыми показателями дивергентного мышления (гибкостью его и продуктивностью, а также общей вербальной продуктивностью у взрослых людей. При более развитой координации движений выше показатели гибкости и продуктивности мышления. Эта закономерность может быть использована для разработки тренингов и специальных занятий, направленных на развитие мышления через тренировки физических способностей.
Источник
https://pixabay.com/ru/photos/ребенок-развлечения-семья-любовь-3046494/
Жизнь мы часто представляем себе как длинный путь, который предстоит пройти новому существу, явившемуся на свет. Путь этот начинается стремительным восхождением, которое вскоре замедляется, затем на короткий срок снова ускоряется, пока путник не достигнет вершины. Здесь на вершине странник жизни пребывает более или менее длительное время, затем начинается спуск, который приводит его к концу жизненного пути.
Из трех больших периодов жизни нас здесь интересует только один, – период роста и развития, – детство и юность, когда закладываются основы человеческой личности. Никогда организм человека не отличается такой гибкостью, такой податливостью различным влияниям и, вместе с тем, такой неисчерпаемой способностью улучшаться и совершенствоваться, как в годы детства и юности. И эти свойства тем ярче выражены, чем ближе человек к началу жизни. Поэтому-то в ранние годы жизни и возможности воспитания и ответственность родителей и воспитателей особенно велики.
Один год раннего детства вносит в жизнь ребенка несравненно больше нового, чем в другую пору жизни пять или даже десять лет. Трехлетний ребенок, уже овладевший речью, гораздо больше превосходит своим развитием годовалого, от которого его отделяют всего два года, чем девятилетний от трехлетнего, которые отделены в три раза большим промежутком времени. Эти годы, в пределах которых протекает каждый возраст, не надо принимать слишком буквально. Границы возрастов, приведенные выше, являются лишь приблизительными;
у одних темп роста и развития замедленный, у других ускоренный.
Большую роль играют здесь общественные условия, в которых растет ребенок, и, в особенности, характер воспитания. Пока идут годы, время от времени, так сказать, на ходу, наше тело перевооружается: то, что было слабым, становится сильным, то что было в подчинении, становится
господствующим. Отсюда понятно, что не только тело ребенка, отдельные его органы не так устроены, как у взрослого, отправления их совершаются по-иному, но и неразрывно связанные с телом душевные способности — мысли, интересы, желания, понимание окружающего — совершенно нете, что у взрослого.
Органы движений очень сложно устроены. Они требуют для созревания времени и благоприятных условий. Но когда они до статочно уже созрели, им необходимо быть в действии для того, чтобы крепнуть и совершенствоваться; если же они будут бездействовать, они могут остаться на всю жизнь маломощными. У ребенка 3-7 лет они уже достаточно созрели, они составляют теперь его главную силу, и он их усердно пускает в ход. Ребенок сам, конечно, не понимает смысла своей беспрестанной беготни, но следует признать, что и не все взрослые понимают его. Впереди ребенка ждет длинный и сложный путь, который требует большого запаса знаний. Пуская в ход самое сильное свое орудие — двигательные органы, ребенок многим знакомится на собственном опыте, многое на себе испытывает, обогащает свой ум самыми разнообразными сведениями.
Можно сказать смело, что движения нужны ребенку для его правильного развития, как воздух нужен для дыхания. У ребенка, который мало двигается, который сидит по долгу на одном месте, сердце слабо работает, кровь застаивается, легкие плохо набирают воздух, напряжение всех жизненных процессов понижается, он делается вялым и хилым.
Движения ребенка имеют значение только для его телесного здоровья. Они развивают его ум, расширяют и углубляют его понимание и знание всего, что окружает его. Возьмите, например, движения, которые производит ребенок, когда он ощупывает, хватает, комкает, рвет, бросает, строит. Все движения дают ему богатый запас знаний, которые в практической жизни понадобятся при выполнении различных работ. Но если ребенок будет всегда чувствовать себя слабым, подчиненным существом, из него никогда не вырастет сильный человек, способный не только делать то, что велят другие, но умеющий и сам делать и изобретать новое.
Игры ребенка — это первая школа жизни. Эта школа тем особенно хороша, что ребенок занимается в ней с большой радостью, а радость сама по себе — лучшее укрепляющее средство, более надежное, чем лекарства и курорты. Общая неустойчивость организма дошкольника (особенно его нервной системы) является главной причиной его слабой сопротивляемости заболеваниям, в частности заразным болезням.
К слабым сторонам дошкольника следует отнести недостаток его опыта и незрелость его ума, вследствие чего дошкольник часто не в состоянии хорошо понимать окружающее и правильно ориентироваться в нем. Слабый ум до школьника не в состоянии контролировать его поведение и оно диктуется почти всецело его изменчивыми, быстролетными, прихотливыми чувствами.
Источник
Как воспитать. Совсем маленьким детям в принципе интересно, когда взрослый им читает вслух. Это значит, мама или папа рядом, уделяют внимание. Ближе к двум годам, когда развивается память, ребенок находит новый интерес: запоминать любимые сказки наизусть. Мучает родителей, заставляет читать одно и то же десятки раз. Сразу заметит и непременно исправит, если те хоть что-то перефразировали (сказали “хрустальный башмачок”, а не “хрустальная туфелька”). Не надо предлагать новых книг – учите наизусть истории, которые нравятся малышу.
И только ближе к трем годам у юного литературоведа возникает интерес к содержанию книги. Какие там герои? Что они делают? Почему поступают так или иначе? Вот тут пора подключать воображение: ребенок любит, когда родители сочиняют дополнительные истории про персонажей, покупают игрушки, находят книги с продолжением. Ближе к школе можно читать по вечерам всей семьей – по очереди, по одной главе, книги, которые будут интересны всем: “Чук и Гек” и “Денискины рассказы”, например.
И конечно, со временем ребенок станет интересоваться книгами родителей. Поэтому неплохо, если в вашей семье взрослые тоже любят читать. И не только ленты соцсетей…
Трудолюбие
Сосредоточенно делать что-то не очень интересное, как ты уже поняла, детям сложно. Но есть хорошая новость: любовь к труду возникает сама по себе, в возрасте 3-4 лет. И, к сожалению, многие взрослые этого не замечают, не помогают ребенку развивать ее. Не повторяй их ошибок. Постарайся обратить внимание, когда твои сын или дочка с удовольствием включаются в любые хозяйственные дела: подметают, моют посуду, протирают пыль. Делают они это для того, чтобы быть рядом и проводить время с тобой, но у них возникает иллюзия, что они помогают. Вот ее и нужно поддерживать!
Как воспитать. Не говори: “Иди поиграй, пока я помою посуду”, а предложи маленькому мойдодыру поучаствовать. Он научится держать тарелку, пенить губку. Да, посуду придется мыть час. Но все это время ты занимаешься с ребенком, и не надо ломать голову, какими развивающими играми занять скучающее чадо. Потому что в процессе мытья посуды развивается самое главное – умение делать руками разную работу.
И даже талант!
Талант – это совокупность способностей, интереса и умения трудиться. Безусловно, способности во многом обусловлены биологически: зависят от того, как развились органы чувств – слух, зрение, ощущения. А вот интерес и умение трудиться – компоненты таланта, которые можно и нужно развить.
Как воспитать. Просто быть внимательными к тому, что у ребенка получается хорошо и что ему нравится. И, конечно, помогать ему ставить краткосрочные цели, чтобы поддерживать интерес к регулярным занятиям. Ведь даже самые яркие способности могут остаться невостребованными, если их не разглядеть и не сдобрить щедрой порцией трудолюбия.
А еще родители, конечно, хотят, чтобы дети были послушными. Что ж, при правильном воспитании будут. И послушными в хорошем смысле: не теми, кто слепо выполняет команды, а теми, кого понимают. Важно видеть, к чему готов и не готов ребенок и не требовать невозможного. Когда мама и папа внимательны к своему чаду, они сами становятся лучшими в мире воспитателями.
Источник
Для всех заботливых родителей, бабушек и дедушек, здоровье детей — главная задача, причиняющая много хлопот и беспокойства. Как правильно кормить? Что влияет на физическое и умственное развитие вашего ребёнка? Можно ли переложить часть забот на дошкольное учреждение или школу? Что делать, чтобы смягчить кризисные моменты подросткового возраста? Кто несёт главную ответственность за то, с какими моральными принципами и физическими данными наше чадо выйдет во взрослую жизнь?
Здравствуйте, мои дорогие! С вами Светлана Морозова. В наше время абсолютно здоровых детей рождается не так много, как хотелось бы. Почему так происходит? Всё дело в мамах и папах. Ослабленные недостатками в экологии, неправильным питанием и вредными пристрастиями, они не могут рассчитывать на крепкое потомство, не склонное к болезням и порокам развития.
Здоровье детей должно волновать нас не за девять месяцев до рождения деточки, а гораздо раньше, на этапе планирования семьи.
Нужна индивидуальная программа для формирования семьи. Она поможет исключить часть будущих проблем и подарит нам настоящую радость материнства и отцовства.
Предварительная подготовка
В статье «Здоровье» я уже рассказывала о том, что это такое и из каких факторов формируется. Говоря про здоровье детей, полезно начать со своего собственного состояния, ибо ваши болезни и недостатки могут сказываться на потомстве.
В своих «Советах супругам и родителям» преподобный Амвросий Оптинский пишет следующее:
«Если ты здоров и она здорова, друг другу нравитесь и невеста благонадежного поведения, и мать имеет хорошего, неропотливого характера, то и можешь вступить с нею в брак.
…Если сын здоров, и не обещался в монахи, и желает жениться, то и можно. Бог благословит».
Как видно, даже в девятнадцатом веке рекомендовалось вступать в брак лишь здоровым людям. Но что делать, если мы уже приобрели болячки, а семью и деточек очень хочется?
Нужно измениться в лучшую сторону:
- ведите здоровый образ жизни;
- не допускайте себе пристрастий к табаку, выпивке, наркотикам и другим пагубным увлечениям;
- питайтесь правильно, употребляйте только свежие продукты, содержащие все необходимые элементы: белок, жиры, углеводы, минералы и витамины;
- откажитесь от вредной пищи;
- регулярно отслеживайте состояние своего здоровья;
- боритесь со стрессами и соблюдайте режим.
Помогите своему телу набраться сил — и тогда рождение чада подарит вам счастье
Как помочь своим детям
От зачатия до рождения
Вы узнали, что ожидаете прибавления! Теперь на вас двойная нагрузка. Обязательно соблюдайте простые правила:
- регулярно проходите медосмотры;
- принимайте все прописанные вам витамины;
- не стесняйтесь реагировать на изменения своих ощущений и обращаться к врачу за консультацией;
- следуйте советам по питанию и обязательно занимайтесь гимнастикой для беременных, под наблюдением опытного консультанта-инструктора.
Ваше здоровье и здоровье детей неразделимы с момента зачатия. Заботясь о себе — вы заботитесь и о малыше
Грудной возраст
Долгожданный малыш родился! Для него важно всё:
- Ваше присутствие рядом и ласка. Деток нужно как можно чаще держать на руках, чтобы они ощущали себя под защитой. От этого они меньше плачут и болеют.
- Кормить нужно грудью. Материнское молоко содержит не только оптимальное соотношение нутриентов, но и передаёт младенцу иммунитет. Если он сосёт грудь — его будущие зубки сформируются без изъянов и у него не будет неправильного прикуса.
- Грудничок очень много спит, но постепенно в нём начинает просыпаться интерес к окружающему миру. С этого момента нужно приучать его к двигательной активности, играть с ним, привлекать его внимание и заставлять тянуться к себе.
- Обязательно выполняйте все гигиенические процедуры. У малышей нежная кожа, которая требует особенно тщательного ухода.
- Вовремя делайте все прививки, это поможет вам избежать многих опасных болезней.
- Не стесняйтесь обращаться к врачу, если заметили какие-то отклонения от нормы: излишнюю плаксивость, подъём температуры, сыпь, покраснение на коже, любые изменения в поведении.
В грудном возрасте будущий человечек беспомощен и нуждается в вашем неустанном внимании. Чтобы укрепить его тело и подготовить к жизни, нужно проявить много заботы и вложить много сил.
Дошкольники и школьники
Постепенно чадо переходит на взрослый рацион и становится в силе выполнять простую работу по уходу за собой. Следующий этап — образовательное учреждение, где он будет получать полезную информацию и одновременно расширять свой круг общения.
Очень важно привить ему правильные привычки ещё дома. Это гораздо проще сделать сразу, чем переучивать.
О чём нужно позаботиться:
- Внушить необходимость соблюдать режим. Он должен регулярно спать и есть, гулять на свежем воздухе и заниматься простейшей гимнастикой.
- Приучить к гигиене. Он должен носить чистую одежду, регулярно мыться, чистить зубки, не пользоваться чужими вещами.
- Позаботиться об организации питания. Пища должна быть сытной, полноценной и здоровой. Для роста и развития нужно получать мясо, молоко, яички, овощи, фруктики, кушать тёплую и жидкую пищу для стимулирования работы ЖКТ. Помните, что у детишек очень мало опыта и они склонны к подражанию, поэтому если вы сами лопаете чипсы и фастфуды — вам будет трудно внушить деточке, что это вредно.
- Закаливание и физическая активность нужны не меньше. Упражнения должны быть адекватными. Закаливать нужно начинать с малого, например с кратковременных воздушных ванн в умеренной температуре. При любых признаках недомогания проводить закаливание и гимнастику нельзя.
- Психическое и нравственное развитие — не менее важная составляющая. Придерживайтесь разумных требований: не ругайтесь при детях, не орите на них, никогда не пытайтесь действовать приказным тоном. Учитесь объяснять причины, мягко и понятно. Он не побежит за советами к чужому дяде, если вы будете давать ему исчерпывающие пояснения.
Пусть всё, чему вы учите, будет восприниматься вашим чадом радостно и со вниманием — и он сам привыкнет к правильному образу жизни и будет сохранять его в будущем. Здоровье детей зависит не только от пищи и физзарядки, но и от нашей чуткости и доброты.
Подростки и молодёжь
Сложный возраст гормональной перестройки диктует свои условия. Недаром существуют целые научные центры по изучению данного этапа жизни. В этот период юному человеку требуется гораздо больше внимания и чуткости, но по многим причинам, именно сейчас с ним труднее всего совладать. Его обуревают неясные страхи и желания, он жаждет всё попробовать, может бездумно последовать за примером некоего «идеала» — киногероя, группы таких же неопытных детей, чужого взрослого. Меньше всего проблем, когда родители становятся идеалом для сына или дочки, центром его «вселенной».
Будьте терпеливы. Вы сами испытывали то же самое, даже если успели об этом забыть
Что не нужно делать ни в коем случае:
- Орать на подростка, если он делает что-то не так.
- Пытаться воздействовать силой.
- Навязывать своё мнение в приказной форме, если есть возможность просто объяснить и убедить.
- Смеяться над ним, даже если он сделал что-то нелепое.
- Ругаться при нём на других людей или друг друга.
- Навязчиво контролировать его все 24 часа.
- Не контролировать совсем, позволяя ему делать что вздумается.
- Требовать каких-то достижений или рекордов в занятиях спортом. Организм подростка формируется и рост костей может опережать развитие мышечной системы. Лишние усилия могут привести к травмам. Занятия физкультурой должны быть адекватными и несложными.
Никогда нельзя становиться на сторону чужих людей против своей детки. Это может травмировать его на всю оставшуюся жизнь. Если он перестанет верить родителям — он начнёт искать себе «старших товарищей» на стороне и неизвестно, кого найдёт.
Что обязательно нужно делать, чтобы сохранять здоровье детей в подростково-юношеский период:
- Продолжать вкусно готовить или научить детей самих готовить, чтобы ваш сын или дочь любили семейные трапезы и не нуждались в перекусах из «Бургеркинга» и других подобных заведений.
- Следить за внешними изменениями в поведении и признаками нездоровья, чтобы вовремя обратиться к врачу. Сам подросток может этого не сделать.
- Хвалить за удачи, поощрять увлечения активными играми, устраивать совместные вылазки на природу. Движение необходимо не меньше, чем полноценная еда.
Здоровье детей во многом зависит от нас. Именно мы, родители, закладываем основы психического и физического состояния, прививаем интерес к спорту, закалке. Юный человек ещё не в состоянии сам оценить все риски, зато склонен идти на поводу чужих примеров. Лучше, если таким примером для детей станем мы сами. Поэтому от нашего понимания ЗОЖ зависит и понимание наших чад.
Для того, чтобы сделать жизнь себя и своих детей полноценной и счастливой, нужно изучить вопросы о здоровье, внутренней работе органов, внешних признаках болезней. Существует путь, который доступен каждому: онлайн Академия Здорового Тела. Занимаясь с нами, вы узнаете всё самое необходимое и вам будет легче заботиться о здоровье детей и себя самих. Всё в ваших руках!
На сегодня всё.
Подписывайтесь на мой блог, рекомендуйте его своим друзьям и знакомым, делитесь ссылками.
Всем пока!
Этой статьей стоит поделиться
Добавить в закладки
Источник